Стражи Запада: какими могли быть супертанки Европы

Всё самое новое

Для начала стоит кратко описать общие тенденции в мировом танкостроении того периода. Во-первых, переход на более крупнокалиберные орудия. Для перспективных ОБТ пушек калибром 120-125 мм уже не хватало. Всем было ясно, что нужны или радикальные решения (вроде ракетных бустеров для снарядов, пушек на более мощном взрывчатом веществе, а то и вообще рейлганов) — или переход на калибр в 140/145/152 миллиметра.

Выбор чаще всего делали в пользу второго, более простого решения.

Выстрел подкалиберного снаряда с ракетным ускорителем. Иллюстрация к американскому проекту X-Rod

Второй важный момент — весовой тупик. Новые ОБТ надо было оснастить более толстой бронёй и поставить пушку помощнее, которая, конечно, и весила побольше. А ещё предыдущее поколение танков стало слишком тяжёлым. Уходить в вес 70+ тонн не хотелось никому, это слишком сильно повредило бы тактической и стратегической мобильности. А значит, надо было найти необычное решение — способ поставить все нужные новинки и при это не выйти хотя бы за 60 тонн.

Отсюда и растут ноги необитаемых башен, безбашенных танков и других необычных решений.

Реконструкция американского проекта ОБТ с рейлганом в 100 тонн веса. Значительная часть — двигатель и батареи для пушки. Разработка подобных машин считалась бессмысленной и неприемлемой

Возвращение гения

Западная Германия, к 80-м полностью восстановившаяся после Второй мировой, оспаривала у США почётное звание лучшей танкостроительной державы «свободного мира». И Leopard 1, и Leopard 2 оказались исключительно успешными, хорошо сделанными танками. Но уже в 70-х годах начал просыпаться позабытый и давно оставшийся в прошлом вкус к странному.

В самом начале причины были самые банальные — Leopard 2 имел потенциал для модернизации: можно было и усилить броню, и поставить пушку помощнее, и даже заменить заряжающего автоматом. Но всё это не давало радикального выигрыша, а хотелось именно его.

Проект двухпушечного ОБТ с необитаемой башней, который иследовали в рамках работ по проектированию наследника Leopard 2 в конце 70-х

И вот, сперва в паре с британцами, а потом и самостоятельно немцы начали проектировать всё более и более монструозные ОБТ. Там были и безбашенные танки, и двухпушечные машины; исследовались самые необычные компоновки с самым удивительным размещением систем заряжания. И с каждым годом проекты становились всё экзотичнее и экзотичнее.

К концу 80-х, обобщив опыт всего десятилетия, немцы в итоге сформировали требования к перспективному ОБТ.

Проект ОБТ с системой конвейерной передачи выстрелов из дополнительной боеукладки к забашенному автомату заряжания

Главной идеей проекта NGP (Neue Gepanzerte Plattform — «Новая бронированная платформа») стала вечно популярная у военных унификация. На едином шасси должно было появиться целое семейство совсем разных машин: от ОБТ и БМП до инженерных танков, ЗСУ, командно-штабных машин и САУ.

Танк, на первый взгляд, выглядел весьма «обыденно» для того времени. Необитаемая башня с орудием нового поколения (предположительно 140-мм), экипаж из двух человек в капсуле… По-настоящему необычное начиналось при рассмотрении брони. Предполагалось, что NGP обеспечит полную защиту во лбу от любых перспективных средств поражения до 2010 года, а бортовая броня должна была спасать от всех существовавших на 1990 год противотанковых угроз.

Возможный внешний вид ОБТ на базе единой платформы NGP. Реконструкция основана на решениях ходового макета EGS

Да-да, в борту у NGP брони должно было быть не меньше, чем во лбу у некоторых ОБТ конца 80-х. Объясняли это численным перевесом советских танков, заявляя, что ОБТ должен успешно сражаться даже в частичном окружении.

Все эти «хотелки» дополнялись продвинутым КАЗ, возможностью установки внешней ДЗ и — в перспективе — даже электромагнитной бронёй. Всё этом магическим образом должно было уместиться в 60 тоннах веса.

Кроме того, подобный уровень защиты предусматривался для всех машин на базе NGP — так что обладать супербронёй должна была даже зенитка.

БМП на базе укороченной версии единой платформы NGP. Обратите внимание на предполагаемый уровень бронирования

Старт работ планировали на 1992 год, но слишком много денег ушло на интеграцию Восточной Германии. В итоге работы начали лишь в 1996-м. Был даже построен макет для отработки компоновки, но вскоре стало ясно, что проект чрезмерно сложный и дорогой, а самое главное — не очень нужный в новых мировых условиях.

В 2001 году все работы по NGP прекратили.

Ходовой макет EGS, на котором отрабатывали решения для будущего NGP

Обратный прогресс

Французы выделяются среди остальных европейцев тем, что они, по сути, единственные, кто свой «супертанк» всё же пустили в серию. Правда не совсем таким, как мечталось. Работы над будущим Leclerc начались ещё в 1977 году. Пойдя против моды того периода, французы сделали бо́льшую ставку на компактность и мобильность, а не на ужасающих размеров орудие и непробиваемую броню.

Один из ранних прототипов будущего Leclerc с необитаемой башней и внешним автоматом заряжания. Большая часть БК размещена вне корпуса танка (коробы позади машины), что повышает живучесть

Серьёзную ставку в проектах делали на необитаемую башню с различными вариантами автомата заряжания — считалось, что за счёт этого можно повысить живучесть танка. Достаточно скрыть корпус машины за складками местности, а поразить «торчащую» башню минимальных размеров будет не так-то просто. Но даже если врагу повезёт, никто из экипажа танка после попадания не пострадает.

Кроме того, исследовали вопрос использования орудия с жидкими метательными веществами. Считалось, что так можно достигнуть могущества 140-мм орудия на старом калибре 120‑мм.

Низкопрофильная башня с ЖМВ орудием

Но уже к середине 80-х проект будущего Leclerc стал куда проще — и совсем не революционным. Причина была простой: в отличии от всех других стран, у Франции тогда не имелось своего современного ОБТ. Дальше модернизировать АМХ-30 оказалось невозможно. И если всем остальным можно было неспешно заниматься «прожектёрством», потихоньку модернизируя парк существующих танков, то Франции следовало что-то делать уже сейчас.

В итоге Leclerc, вполне тянувший на следующе поколение ОБТ, получился машиной продвинутой — но совсем не революционной.

Макеты двух финальных вариантов будущего Leclerc в сравнении с АМХ30В. В работу пошёл дальний, с традиционной компоновкой

В 90-е годы французы задумались о дальнейшей модернизации Leclerc, благо наработки имелись. Вместе с обычными проектами усиления брони, установки дополнительной ДЗ и другими незначительными апгрейдами была создана и новая низкопрофильная башня под 140-мм пушку. Её даже испытали на реальной машине — правда, с использованием доработанной старой башни. Но это были уже совсем другие времена, и до серии такая идея не добралась.

Проект модернизации Leclerc с новой низкопрофильной башней и 140-мм орудием

Тайны королевы

О британских проектах известно, наверное, меньше всего. Причин этому несколько. Это и общая нелюбовь британцев к раскрытию архивов, и тот факт, что британские танки не очень интересны и самим британцам. Тем не менее, о них тоже можно поговорить.

После неудачи с проектом МВТ-80 и принятия на вооружение танка FV4030/4 Challenger, созданного изначально для экспорта в Иран, английские инженеры пошли по двум дорогам. Одна из них предполагала неспешною модернизацию FV4030/4. Итогом этого пути стал Challenger 2.

Один из проектов британских ОБТ нового типа. Необычную ассиметричную форму башни выбрали исходя из желания уменьшить её вес и упростить обслуживание танка. Реконструкция Ed Francis

Параллельно с этим шли работы над куда более прорывными проектами. Англичане для будущего ОБТ начали разработку новой 140-мм пушки. Удивительно, что она по-прежнему была нарезной: британцы до последнего были верны своим причудам.

Испытательный стенд 140-мм нарезной пушки

Под новое орудие исследовали и самые разные варианты компоновки. Были и безбашенные танки, и наоборот, проекты размещения экипажа из двух человек полностью в башне. Но денег, чтобы зайти дальше простого испытания орудия, у островитян так и не нашлось.

В итоге предпочтение было отдано медленному развитию и Challenger 2, а также работам над перспективной лёгкой и средней бронетехникой (БМП и разведывательные машины).

Различные проекты перспективных ОБТ от фирмы Vickers

Причин, почему европейцы так и не осилили «супертанк», много. Окончание холодной войны, экономические проблемы, невозможность на имевшемся уровне технологий решить некоторые технические вопросы…

Но время идёт — и новое поколение ОБТ всё ближе и ближе. Остаётся только гадать, какие черты проектов 80-х годов всё же реализуются, а какие так и останутся в пыльных архивах.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий