Ка-62: дорога в небо или путь в никуда?

46

Начало положено



Самой важной новостью для российского авиастроения начала весны можно считать то, что арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина начала строительство вертолетов Ка-62, запустив в производство шесть машин опытной партии.

«На заводе начато строительство опытной партии шести вертолетов Ка-62, два из них планируется передать для внутрикраевых перевозок. Их сдача запланирована на 2021 год»,

— заявил управляющий директор «Прогресса» Юрий Денисенко.



Не будем сейчас вдаваться во все технически новшества машины. Поговорим о другом. По идее, данная новость должна вызвать у любителей российской авиации нескрываемый восторг: ведь речь идет об условно новом вертолете, который не является очередной вариацией на тему «бессмертного» Ми-8 или чего-то другого, что ранее серийно выпускали в годы СССР. Однако почти каждый любитель авиации сразу увидит подводные камни. И их слишком много для того, чтобы можно было просто зайти в море, не поранившись, образно говоря.

Метаморфозы трудного времени



Для начала стоит сказать, что Ка-62 — лишь условно российская разработка. Вертолет удивительным образом перерождался дважды: сначала это был Ка-60 — военная многоцелевая машина, которую в Камове начали создавать еще в далеком 1984 году. Он стал первым «камовским» вертолетом, выполненным по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом и одиннадцатилопастным рулевым. Что было дальше, несложно вспомнить. Перестройка, гласность, развал СССР. Трудности 90-х, в которой новой машине места уже не нашлось. Итог — два построенных вертолета за все время, хотя первые полет Ка-60 выполнил в далеком 1998 году.


Ка-62 — не что иное, как гражданская версия 60-го. Он впервые поднялся в небо в 2016 году: новая версия отличается широким применением импортных компонентов. Вообще, импортозамещение — это явно не про Ка-62, да и требования рынка гражданской авиации сильно отличаются от требования рынка военных вертолетов: как минимум в плане экономии. Если на Ка-60 стояли два отечественных турбовальных двигателя РД-600, то Ка-62 получил французский Ardiden 3G с планами в будущем заменить его на что-то российское. А это уже больше роднит проект с авиалайнером МС-21, который также грозятся оснастить ПД-14.

Собственно, на этот аспект ранее уже не раз обращали внимание. Так, преподаватель Военно-воздушной академии имени Жуковского Евгений Матвеев ранее заявил, что для Ка-62 используют неоправданно большое количество комплектующих зарубежного производства в ущерб отечественным компонентам.

Однако здесь нужно заступиться за создателей. Как показывает мировая практика (Boeing, Airbus, Embraer), в основе успешного авиапроекта должен лежать не принцип заботы об отечественных производителях, а целесообразность. Грубо говоря, если западные двигатели экономичней, то нужно брать их. И наоборот. Также нужно понимать, что в случае с Ка-62 перейти на сугубо российские комплектующие невозможно в принципе.


Использование иностранных компонентов — это совершенно нормальная практика, даже для таких титанов, как Китай или США. Тот же китайский авиалайнер Comac C919, главную надежду авиастроения Поднебесной, снабдили западными CFM International LEAP, а американский Boeing 787 Dreamliner может оснащаться британскими Rolls-Royce Trent.

В целом основные характеристики Ка-62 вполне в духе своего времени. Максимальная взлетная масса машины составляет 6,5 тонны. Машина может перевозить до пятнадцати пассажиров. Вертолет способен развивать скорость до 308 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 770 километров.

Новый поворот


Казалось бы, есть проект, и он потенциально востребован. Есть даже несколько построенных и даже летающих образцов. Но, видимо, кто-то посчитал, что этого будет недостаточно, и решил, что Ка-62 можно…снова сделать военным вертолетом.

«У нас облик военного вертолета Ка-62 есть. Но мы еще не приступали к испытаниям. Первая задача: просто получить сертификат на гражданский вертолет. Мы ведем параллельно работу по военному облику данного вертолета, обсуждаем с Минобороны в первом приближении их потребности, те миссии (вертолета), которые необходимы»,

— заявил в 2018 году гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

То есть сначала Ка-60 трансформировался из военного вертолета в гражданский Ка-62, а теперь непосредственно Ка-62 видят не только гражданским, но и военным. Это при том, что, как мы уже говорили выше, между требованиями гражданского рынка и Минобороны может не быть почти ничего общего, так что по факту, возможно, будет легче создать новый вертолет.


Не стоит также забывать, что российская армия уже начала закупки транспортно-десантного вертолета Ми-38Т и отказываться от этой машины, насколько можно судить, не будет. Кстати, в феврале первый серийный гражданский вертолет Ми-38 передали заказчику, однако это уже немного другая тема для дискуссии.

Полеты во сне и наяву


Очевидно одно: без поставок на экспорт проект Ка-62 не имеет практического смысла. Вообще, ни одна развитая страна мира не будет создавать вертолеты «для себя»: это чересчур дорого и сложно.

Может ли Ка-62 был востребован на мировом рынке? И да, и нет. Как писал в 2013 году «Военно-промышленный курьер», первый Ка-62 хотели поставить в Бразилии в 2015-м.

«Мы также планируем выйти сюда с новым продуктом, то есть вертолетом Ка-62. Мы подписали контракт, пока он «мягкий». Но в ближайшее время подпишем "твердый" контракт на поставку первой партии из семи вертолетов Ка-62»,

— заявили тогда в «Вертолетах России».

С тех пор информации по контракту почти нет, как нет данных и по новым соглашениям.

Вообще, ситуация на авиационном рынке почти не поддается прогнозам, даже если убрать свойственную постсоветским авиастроителям неуместную браваду. Кто, например, мог еще пару лет назад предположить, что за январь 2020 года сам Boeing из-за своих ошибок с моделью 737 Max (стоит сказать, весьма чудовищных по современным меркам) впервые за почти 60 лет не получит ни одного заказа?

В случае же с Ка-62 (сюда же можно отнести его гипотетическую военную версию) ситуация выглядит еще более сложной, ведь вертолет только предстоит вывести на рынок и «раскрутить». Доказав при этом, что он лучше, чем тот же европейский AgustaWestland AW139, который, к несчастью для Ка-62, уже построен серией в более чем 700 машин и успел отвоевать себе солидную часть относительно узкого рынка.


Проблема еще и в том, что в Европе и США активно работают над принципиально новыми и потенциально революционными скоростными вертолетами. Чего только стоит проект Racer от Airbus или американский конкурс FARA. То есть имеет место риск морального устаревания классических винтокрылых машин, хотя скоростным вертолетам только предстоит доказать, что они экономически выгодней своих проверенных собратьев.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -11
    23 марта 2020 05:39
    сердюков и проблемы-слова синонимы.
    1. +14
      23 марта 2020 10:58
      Цитата: Аэродромный
      сердюков и проблемы-слова синонимы.

      И какое отношение имеет Сердюков к вертолёту, разработка которого началась в середине 80-х? Неужто это он аж 35 лет тормозил переход к производству Ка-60/62? wink
    2. +9
      23 марта 2020 11:26
      Цитата: Аэродромный
      сердюков и проблемы-слова синонимы.

      Да причём тут Сердюков!
      Я, и согласен с автором и не согласен. Начнём с согласен: рынок вертолётов такова класса заполняется, есть одно но ( кстати он забыл упомянуть S-76). Сидеть на по...пе ровно? Посмотрите как распределяются заказы на машины. По зонам влияния, влияешь на эту страну, твои заказы, нет, фиг ты от них дождёшься. На этом согласие с автором статьи и закончилось.
      Китайский С-919 ещё долго не поднимется в воздух. Пока по одной причине, США ввели эмбарго на поставку своих двигателей нужной мощности в Китай, вот и встала программа. Китайцы решат вопрос с двигателями, найдут ещё что нибудь. "Честная конкуренция"! однако.
      По МИ-38Т, эта машина не идёт на замену МИ-17, она идёт в дополнение или проще сказать, в нишу между МИ-17 и МИ-26. МИ-38 мощнее и грузоподъёмней МИ-17. А вот, что у нас представлено ниже МИ-17? Ми-2 либо иностранные машины. Пока мы напитаем свой внутренний рынок КА-60/62 ( МЧС, медслужба, полиция, рассыльный армейский вертолёт, ФСБ, для ССО ) другие посмотрят, авось возьмут. А про двигатели, на военные машины можно пока ставить РД-600 (всё равно экономичней чем МИ-17 гонять ), на коммерческие машины ставьте что угодно, хоть велосипедный привод (как у заказчика левая пятка зачешется ), тоже самое и с салоном.
      1. +2
        23 марта 2020 13:01
        Letinant
        "...А вот, что у нас представлено ниже МИ-17? Ми-2 либо иностранные машины... "

        А как же "Ансат"-???
        И тот же Ка-226???
        1. +4
          23 марта 2020 13:23
          Цитата: ангел-истребитель
          Letinant
          "...А вот, что у нас представлено ниже МИ-17? Ми-2 либо иностранные машины... "

          А как же "Ансат"-???
          И тот же Ка-226???

          "Ансат" создавался больше как учебная машина и по конструктивным особенностям, он более близок к МИ-2. КА-226 согласен, но высадка только с задних створок, скорее это лёгкий грузовик грузоподъёмность ниже чем у КА-60/62, хотя.... Я думаю в этой ситуации нужно сравнение.
          Вот, ещё вспомнил! Слишком лёгкий вертолёт, тоже не хорошо, гораздо больше влияют неблагоприятные погодные условия. Разговаривал в пилотами аэроклуба, у них МИ-2 и французская "Газель". Так вот, в дождь и ветер подымают только МИ-2, "Газель" не летает в такую погоду. Не мои слова.
          1. +2
            23 марта 2020 13:49
            Кстати, а где сейчас Ми-34?
            Был же такой малый вертолет, и вроде даже строился небольшой серией.
            Летают где-то или нет?
            Ну надо же, еще и "Газели" где-то летают...
            Я-то думал, "Робинзоны" проклятущие все аэроклубы захватили...
            1. +2
              23 марта 2020 14:03
              Цитата: ангел-истребитель
              Кстати, а где сейчас Ми-34?
              Был же такой малый вертолет, и вроде даже строился небольшой серией.
              Летают где-то или нет?
              Ну надо же, еще и "Газели" где-то летают...
              Я-то думал, "Робинзоны" проклятущие все аэроклубы захватили...

              Во Владивостоке, у нас "Газель" , МИ-2, пару штук, AS-350 "Экюрэй 2".

              Ми-34, это сверхлёгкая машина, как R-44. Там с пилотом 4 человека.
            2. +3
              24 марта 2020 08:19
              Цитата: ангел-истребитель
              Кстати, а где сейчас Ми-34?
              Был же такой малый вертолет, и вроде даже строился небольшой серией.

              Лет 5 назад я был на экскурсии на заводе "Прогресс" в Арсеньеве. Да да, на том самом, где Ка-62 сейчас ваяют. Так там в цехе, рядом со строящимися "Аллигаторами" Ка-52 стояли скромно у стеночки несколько готовых Ми-34.
        2. +2
          23 марта 2020 14:20
          Алексей, на мой взгляд, проблема гражданского авиастроения в РФ (в частности вертолетостроения) заключается в движках. Тем более, что в кооперации был задействован украинский "Мотор Сич".
          Для легких вертолетов пока не видно подходящего отечественного движка. На Ка-226 стоят Аллисон/Ролс Ройс. На Ансате Прат энд Уитни. hi
      2. -1
        23 марта 2020 19:17
        Цитата: Аэродромный
        сердюков и проблемы-слова синонимы.

        Цитата: letinant
        И какое отношение имеет Сердюков к вертолёту, разработка которого началась в середине 80-х?

        Цитата: letinant
        Да причём тут Сердюков!
        Сердюков, Анатолий Эдуардович:
        "-.................
        - 11 декабря 2015 года вошёл в совет директоров холдинга «Вертолёты России»[89] (входит в состав ГК «Ростех»)[1]................
        - В 2017 году избран председателем совета директоров ПАО «Роствертол»[91] и членом правления Объединенной авиастроительной корпорации.​
        - 8 мая 2019 года избран председателем совета директоров ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация»............."
        1. +4
          23 марта 2020 19:25
          Цитата: Bad_gr
          - 11 декабря 2015 года вошёл в совет директоров холдинга «Вертолёты России»[89] (входит в состав ГК «Ростех»)[1]................

          То есть, Сердюков пришёл в 2015 году. А работы по Ка-60/62 идут с середины 80-х. И конца-края им не видно. Только на моей памяти о том, что Камовская машина вот-вот пойдёт в войска, рапортовали раза три.
          1. -4
            23 марта 2020 19:30
            Цитата: Alexey RA
            То есть, Сердюков пришёл в 2015 году.

            Если он развернётся хозяйничать как в своё время в Армии, то на будущем ПАО «Объединённой авиастроительной корпорации» можно будет поставить крест.
            Я так думаю.
  2. +17
    23 марта 2020 05:54
    В данном случае делать гораздо лучше чем не делать.
    Не стоит также забывать, что российская армия уже начала закупки транспортно-десантного вертолета Ми-38Т и отказываться от этой машины, насколько можно судить, не будет.

    Ми-38 и К-60 все таки весьма разные по классу.
    1. +14
      23 марта 2020 07:04
      Цитата: mark1
      Ми-38 и К-60 все таки весьма разные по классу.

      Это совсем разные по классу вертолёты - один полутяжелый , другой средний\полусредний .
      Для запуска серии Ка-62 надо иметь программу его применения в России , с максимально широким внедрением в МЧС , МВД , Росгвардию , ФСБ , для эксплуатации региональными администрациями , госкорпорациями . Даже по разнарядке для них - ради серийности(в хорошем смысле слова) и наглядного примера для потенциальных заказчиков из за рубежа .
      Ещё хороший вопрос - какие десантные вертолёты планируется использовать на двух УДК , которые планируют заложить к 9 Мая этого года ? На настоящий момент хорошего палубного вертолёта в производстве не наблюдается от слова совсем . Для "Мистралей" же планировалось использование Ка-60 .
      Для армейской авиации и аэромобильных сил(десантно-штурмовых бригад) такой вертолёт тоже был-бы очень желательным . Как и для пограничных войск .
      То есть при грамотном подходе , даже для внутреннего потребления , потребность в таком вертолёте может(и должна) исчисляться сотнями . А при хорошем старте и отзывах от эксплуатантов , и зарубежные заказчики пойдут .
      1. +4
        23 марта 2020 09:35
        Главная и ключевая проблема Ка-62 - время. Очень долго. Если бы хоть к 2015 году начали сертификацию и летные. Но увидев горизонт 20 год (а сейчас 21-22) Роснефть заказала Аугусты. Другие компании посмотрели и сделали тоже. Проспонсировали отвертку (Роснефть 30% отверточного производства имеет).





        Основные заказчики законтрактовались в общем. Обычные не потянут такой вертолет, да и зачем? В итоге, выводить на рынок за счет бюджета только, но в текущей экономической ситуации, и тут засада.
        1. +1
          23 марта 2020 09:54
          Да уж , со временем(сроками) совсем беда приключилась . Я уж решил , что совсем отказались от него - движков то не было своих , а по импортным - санкции . Поэтому сейчас действительно - только бюджетные закупки . Но даже перечисленных мной выше позиций(включая военную версию) вполне хватит для старта серии . А из иностранцев - Иран . Он ведь под санкциями . И наши самолёты(С.С.Джет , МС-21) ждёт - предзаказ на несколько сотен , так что и вертолёты могут заинтересовать . А ему немало такой техники надо .
          Кстати о бюджете . Если монетарная политика будет меняться(а это вполне возможно сразу после голосования и утверждения поправок к Конституции) , при нашей монетизации в 40% от нормы для всех прочих стран , в течении нескольких лет с выходом на стандартный норматив , в экономику может быть влито в 2 - 2,5 раза больше денег(на 100 - 150% от существующей денежной массы) ... Вот на такие проекты , под бюджетные закупки , расширение производств и кредитовании экономики , они и пойдут ... В таком случае , денег хватит . И не только на несколько сотен вертолётов - на многое хватит .
          1. 0
            25 марта 2020 09:02
            Как этого хватит на закупку импорта?
            Или предлагаете закупать за рубли?
            Как денежной эмиссией приобрести удвоенное количество аппаратов МРТ (приобретаются за валюту)? И многих других товаров? Либо взлетит кратно курс доллара (и прочих валют), либо ... будет дефицит.
            1. 0
              25 марта 2020 20:58
              Не будет дефицита , как не будет и проблем с закупками незамещаемого(!) импорта . Но рублёвая денежная масса от эмиссии должна пойти на госзакупки ОТЕЧЕСТВЕННОГО продукта . В том числе и вертолётов Ка-62 smile - для ВМФ , МВД , МЧС , погранвойск , госкорпораций , областных и краевых администраций ... А так же на возобновление производства и закупки вертолётов ПЛО и ДРЛО (Ка-27 , Ка-31, а быть может и Ка-29) .
              На закупку боевых самолётов истребителей для МОРСКОЙ авиации , а так же самолётов патрульной авиации и авиации ПЛО и ДРЛО , а так же самолётов воздушной разведки . На создание и развитие береговой , аэродромной и тыловой инфраструктуры ...
              Много на что хорошее можно потратить деньги , когда они есть .
              В РУБЛЯХ .
              ДЛЯ ЗАКУПОК И ЗАКАЗОВ ТОЛЬКО У ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОДРЯДЧИКОВ - налоговых резидентов РФ .
              Этот пирог для своих .
              Так как будет отменено (наверняка) Бюджетное Правило , то при профиците во внешней торговле , рубль не только не упадёт , но со временем может и укрепляться . Продав зерна на 15 - 20 млрд. дол. ... 100 , 200 и даже 500 млн. дол. на закупку аппаратов МРТ выделить всегда можно . smile
              Это ведь бюджетные закупки в основном ? wink
              Вот и сегодня Президент и гарант грядущей - обновлённой Конституции УЖЕСТОЧИЛ процедуру(пока ! увеличив налог) на выводимый капитал , а если с бывшими партнёрами договориться не получится(95% вероятности , что не получится) , то Россия ВЫЙДЕТ из этих договоров .
              А ЭТО что значит ?
              А это значит , что выводить капитал за рубеж станет очень , ОЧЕНЬ сложно . А это уже значит , что валюта будет оставаться в РФ , меняться НА РУБЛИ , внутренний спрос на валюту очень ощутимо снизится smile И что получим в результате ? smile
              Вы ведь , как я понял , подкованы в законах рыночной экономики wink
              Правильно . yes
              Рубль будет укрепляться .
              А вот с этим излишне усердствовать не стоит .
              Лучше подтянуть зарплаты .
              А экспортные преимущества продукции РФ должны сохраняться .
              1. 0
                26 марта 2020 04:06
                Все недавние изменения в конструкции (уже принятые, кстати), имеют основную цель - дать возможность одному человеку оставаться при власти пожизненно, остальное - больше для прикрытия.
                Ещё раз: имеется критическая зависимость по импорту. 2/3 авто - иностранных производителей. Компьютеры - более 90%. (И нет возможности самим нарастить производство, чтобы по соответствующим ценам насытить рынок качественными аналогами). Посевное качественное зерно - импорт, племенной скот - импорт. Закупают частники.
                Придётся опускать рубль ещё?
                Строить массово военную технику - нужно иметь производственные мощности для этого. Больше работников, которым надо платить зарплату, а в магазинах множество импортных вещей, стоимость которых будет расти при увеличившейся эмиссии.
                Необходимо то, о чем президент говорит и говорит все сроки своего правления: заметно снижать долю нефтегаза в экспорте (самоизоляция и «полное» импортозамещение - фикция в 21 веке). Уверен, разговоры будут продолжаться и в оставшееся ему для жизни время.
                1. 0
                  26 марта 2020 13:37
                  Цитата: 3danimal
                  Все недавние изменения в конструкции (уже принятые, кстати), имеют основную цель - дать возможность одному человеку оставаться при власти пожиз

                  В качестве прикрытия(для либералов) используется именно этот тезис . А суть реформы совсем в ином. В том , что я Вам сказал прежде . Именно для этого эта реформа задумана .
                  Давно .
                  К этому шли и для этого нужны были условия .
                  Сейчас время пришло .
                  Цитата: 3danimal
                  имеется критическая зависимость по импорту. 2/3 авто - иностранных производителей. Компьютеры - более 90%

                  Из этих 2\3 , как минимум половина отечественной - российской сборки . Да , из импортных комплектующих , но собирают их преимущественно на наших заводах .
                  И ничего критического не наблюдается от слова СОВСЕМ .
                  Потому что баланс внешней торговли у России ПРОФИЦИТНЫЙ .
                  Понимаете , ЧТО это значит ?
                  Россия покупает заметно меньше , чем продаёт .
                  А может ЕЩЁ меньше .
                  Рубль обвалили на фоне паники биржевой .
                  Кто ?
                  Тот , кто на этом зарабатывает - биржевые спекулянты . Тот , кто загодя вложился в доллар , выиграл в рублях .
                  90% компьютеров ?
                  Мы их и за юани купим .
                  Это не критически важные товары .
                  Особенно в кризис .
                  Мировой кризис .
                  В США закупают патроны ... и туалетную бумагу .
                  Цитата: 3danimal
                  Посевное качественное зерно - импорт, племенной скот - импорт. Закупают частники.

                  И кто им в этом помешает ?
                  Считаете , что нам нужны свои семеноводческие хозяйства и племенные фермы ?
                  Согласен .
                  Думаю так и будет . Задачи уже озвучены .
                  Цитата: 3danimal
                  Придётся опускать рубль ещё?

                  Вовсе нет .
                  Он и так опустился неоправданно низко . И новые меры - налог на вывод капитала , укреплению доллара только посодействует .
                  Сколько выводится из России в год ?
                  100 млрд. дол. ?
                  15% из них останутся в стране в виде НАЛОГА . Это 15 млрд. дол. - столько Россия зарабатывает на экспорте оружия в год .
                  А так же такая мера станет стимулом НЕ ВЫВОДИТЬ деньги за рубеж , а вкладывать их дома - благо есть куда , проценты по вкладам в России выше , чем на Западе . И инвестпроектов достаточно .
                  Так с чего бы рублю ещё дешеветь ? smile
                  Он и так на волне паники провалился ниже разумного .
                  Только вверх .
                  А повышение зарплат и увеличение рабочих мест дополнительно простимулируют торговлю , а по цепочке - промышленность . Торговле гораздо удобней зарабатывать на обороте , чем на излишней наценке .
                  Рубль стабилизируется и после реформ будет очень крепок и востребован .
                  Жулики ФРС , МВФ и ЦБ уже не смогут влиять на курсовую политику государства - когда контроль за финансовой системой перейдёт целиком в руки правительства из рук заокеанских частников .
                  В США начинают тупо раздавать деньги населению , чтобы простимулировать спрос .
                  И обнулили учётную ставку ФРС .
                  И в Европе нечто подобное (со ставкой).
                  И имитировали они за последнее время ещё несколько триллионов долларов и евро .
                  А чего курс не падает ?
                  Ась ?
                  А потому , что то , что вам прописали в их "библии для лохов" - "Экономикс" - ложь .
                  Большой и искренний обман .
                  Изучайте политэкономию по нормальным учебникам и глупые вопросы , сомнения и желания , отпадут сами собой .
                  1. 0
                    27 марта 2020 06:02
                    Политэкономию по советским учебникам? Страны, в которой была неэффективная командная (единственно верная good ) модель?
                    «Большой обман» - хотелось бы конкретики. Сейчас очень много «концептуалов»-конспирологов, издающих книжки с «обоснованиями» своих истинно верных экономических теорий.
                    Повышать зарплаты за счёт эмиссии - люди покупать будут больше, импортных товаров в частности. Которые либо подорожают, либо появится их дефицит.
                    Обнуление (сильное снижение) ставки было бы очень полезно и нам.
                    Вы хотели сказать «эмитировали»?
                    В качестве прикрытия(для либералов) используется именно этот тезис .
                    Так эта «народная инициатива» пожизненного депутата (успевшего спеть здравицы ещё дорогому и любимому Леониду Ильичу) была лишь в качестве прикрытия? laughing А я уж было подумал, что некто очень любит власть и хочет обладать ею пожизненно. Люди ведь просят, друзья, родственники.
                    Став старше я подрастерял наивность, где снова научиться? wink
                    1. 0
                      27 марта 2020 08:45
                      Цитата: 3danimal
                      Политэкономию по советским учебникам? Страны, в которой была неэффективная командная (единственно верная ) модель?

                      А чем вам советские учебники не угодили ?
                      Вы считаете , что в СССР плохо учили ?
                      Вы считаете , что в 1930-х - 1950-х годах экономика СССР была неэффективна ?
                      А ведь нам весь Мир завидовал - с такими-то темпами развития .
                      Или в 1960-х - 1970-х(до середины) экономика СССР была чем-то ущербна ? Нашей экономики не только на себя , но и ещё на треть Мира хватало(поднимали экономики бывших европейских колоний).
                      Именно - хватало .
                      А перекосы и дефицит ряда потребительских товаров и их недостаточный ассортимент , так это из-за отказа от СТАЛИНСКОЙ экономической модели - сочетание государственно и коллективной\кооперативной\частной(личной) собственности на средства производства . При И.В.Сталине 18% ВВП страны создавали именно частники и кооперативы . Они и мебель производили , и радиотехнику(телевизоры , приёмники) , и широчайший ассортимент лёгкой промышленности ... У нас даже конструкторские бюро были кооперативной собственности - именно так начинали знаменитые на весь Мир КБ Миля и Камова . Поэтому и рынок они чувствовали , и ассортимент поддерживали , и качество ... и количество .
                      При троцкисте Хрущёве(подлинном валюнтаристе) весь этот положительный опыт был отринут и введена тотально-государственная командная система в экономике .
                      Брежнев вернуть всё на круги своя не решился(программа Косыгина) , особенно после событий в Чехословакии .
                      А с середины 70-х ... всё шло уже к сливу СССР - элитки договорились . И просто ждали , когда сменятся поколения и назреют кризисные условия(рукотворные разумеется) .
                      Цитата: 3danimal
                      Сейчас очень много «концептуалов»-конспирологов, издающих книжки с «обоснованиями» своих истинно верных экономических теорий.

                      Всяких хватает , но "Экономикс"-то прокис давно .
                      Не находите ?
                      Я , так просто в руки его взяв летом 1992 г. и полистав , чуть со смеху по-полу не покатился - феерический циничный бред . Пособие для лохов .
                      Вы уж не подумайте , что я не по чину на "святое" возвысился , просто цену своему мнению я уже тогда знал . И как раз в этой области .
                      Как раз через день после листания этого "Экономикса" я предложил программу , которая спасла от коллапса и последующего банкротства всей нефтедобывающей отрасли молодой капиталлистической России ... И хоть она зашла под авторством другого(но очень мной уважаемого человека) , её по праву считали(надеюсь и по сей день) гениальной . Её потом и Газпром для своих нужд пиратским образом слизал ...
                      И Ходорковского я знал , и Мевзлина ... ещё с 1991 г. , когда Михаил возглавлял Центр НТТМ при ЦК ВЛКСМ на Сретенке ... и на собрании при принятии решения о создании Экономического Общества им. Шарапова присутствовал ... и голосовал ...
                      Цитата: 3danimal
                      Повышать зарплаты за счёт эмиссии - люди покупать будут больше, импортных товаров в частности. Которые либо подорожают, либо появится их дефицит.

                      Ни в коем случае ! Эмиссионный разогрев экономики должен вестись исключительно через инвестиционную эмиссию - в производства , производящие товарный продукт . Можно , кстати , и в ВПК . Я для иллюстрации своей теории приводил пример эмиссионного разогрева и разгона экономики России через программу(выбрал самую пародоксальную) строительства мощного авианесущего океанского флота ... belay - вот такая реакция на это была первой . Но для того и парадокс , чтобы программу представить наиболее рельефно .
                      ... А потом оказалась , что теорию о природе "абсолютных денег" разработал и предложил Александру-3 ещё достопамятный русский гений - Шарапов .
                      Мне было приятно , что мы оба к этому пришли ... правда он это сделал почти на 100 лет раньше меня ... но я то не знал и с работами его знаком не был ... А на основе его теории был создан бумажный доллар в США и учреждена ФРС ... теорию они конечно извратили , но главные принципы использовали .
                      Но пока существует ЦБ РФ(иностранное акционерное общество под российским брендом) , у РФ своей монетарной политики быть не может .
                      Увы .
                      Попытка изменить положение у Путина была в 2005 г. , когда он погасил практически все внешние долги РФ и даже долги РИ ... но ему не позволили - убили двух его друзей и предъявили ультиматум ... Путин отступил .
                      И вот - новый подход .
                      Получится на этот раз - не знаю , но всё же надеюсь .
                      И это вынужденная мера . Если бы России дали развиваться в том же режиме , как до 2014 г. , можно было бы договориться ... Но они сами нарушили все договора ... И вот пришла пора для России эти договора денонсировать .
                      hi
      2. +1
        23 марта 2020 10:04
        Цитата: bayard
        Это совсем разные по классу вертолёты - один полутяжелый , другой средний\полусредний .

        =======
        Впервые слышу ТАКУЮ классификацию: "полутяжелый", "средний\полусредний"..... request Нету ТАКИХ понятий!
        Вообще-то согласно классификации холдинга "Вертолеты России": Ка-62 - средний многоцелевой вертолетl, а Ми-38 - вертолет тяжелого класса! (https://www.russianhelicopters.aero/catalog?type=civi)
        --------
        "Для "Мистралей" же планировалось использование Ка-60"
        =======
        Что за чушь? Для "Мистралей" планировалось использовать Ка-27/Ка-29 и Ка-52!!! Там даже ангары в проекте пришлось увеличить по высоте (соосные не влезали). Теперь - влезают Ка-52 используют.
        1. +7
          23 марта 2020 10:13
          Цитата: venik
          Впервые слышу ТАКУЮ классификацию

          Извините , не взял в кавычки . Дело в том , что Ми-8 хоть и считается у нас средним вертолётом , но по классификации некоторых государств подпадает под понятие - тяжелый . Что уж говорить про Ми-38 .
          Уже Ми-8 занимал промежуточную позицию между средним и тяжелым вертолётом .
          В то же время Ка-62 по зарубежной классификации - классически средний вертолёт , а вот по советско-российским понятиям ... вроде и средний , но ближе к лёгким . Так сложилось , ведь для нас средним был "вечный" Ми-8 , а рядом с ним Ка-62 как ни крути - легковес(в два раза легче , да и грузоподъёмность в два раза меньше) .
          Потому и употребил такие выражения . Ведь после сравнения с Ми-8 , ставить на одну нишевую доску Ми-38 и Ка-62 ... несерьёзно - разница ещё более разительна .
          1. +5
            23 марта 2020 10:20
            Цитата: bayard
            Дело в том , что Ми-8 хоть и считается у нас средним вертолётом , но по классификации некоторых государств подпадает под понятие - тяжелый . Что уж говорить про Ми-38 .

            ======
            А КТО Вам сказал, что у нас он считается "средним"??? Я уже давал ссылку на "Вертолеты России" (https://www.russianhelicopters.aero/catalog?type=civil). Там все четко: Ми-8, Ка 27, Ми-38 - машины ТЯЖЕЛОГО класса, а Ка-62 - СРЕДНЕГО! Кстати получается что на сегодня это ЕДИНСТВЕННЫЙ отечественный вертолет среднего класса! И после всего этого кто-то еще рассуждает "нужны ли они нам?" (это я не Вас имею ввиду!). Не будем сами производить - будем "за бугром" покупать! Оно нам надо?
            P.S. А относить Ми-8 к "среднему" классу - так это только при Союзе было, когда у нас были легкие вертушки (Ми-1, Ми-2, Ка-26), Ми-6Ми-10 и Ми-26 (которые считались "тяжелыми", хотя на самом деле относились к "сверхтяжелому" классу) и "бессмертный" Ми-8, который, по недоразумению и за отсутствием иных "промежуточных" машин считали "средним". Сегодня у нас классификация соответствует международной (и уже давно!). Ну давайте и будем её придерживаться во избежание недоразумений! drinks
            1. +2
              23 марта 2020 10:39
              Цитата: venik
              Сегодня у нас классификация соответствует международной (и уже давно!)

              Именно это я и имел в виду - в СССР классификация была иной . Ми-8 делали на смену Ми-4 , который и был средним , но получился он лучше , чем ожидалось , тем более со временем стал прогрессировать - тяга движков с 1500 кг\с подросла до 2200 кг\с и даже выше в более поздних модификациях , но за неимением другого среднего , средним считался Ми-8 .
              Ну , а сейчас всё как у всех drinks
              1. +2
                23 марта 2020 13:01
                Цитата: bayard
                Ми-8 делали на смену Ми-4 , который и был средним

                ======
                Простите, у меня почему-то ответ "не пролез".... Придется "повтор" сделать.
                Как говорил Ницше: "Все познается в сравнении". Я хотел помянуть Ми-4, но не стал: все дело в том, что на начало 50- гг (а 4-ка взлетела в 1952), Ми-4, с максимальной взлетной массой 7.6 т и грузоподъемностью 1.6 т,, был никаким не "средним", а очень даже "тяжелым" вертолетом! Причем одним из самых тяжелых в мире! Подобного класса машины на тот момент были разве что у американцев! А вот по временам нынешним - вполне себе "среднего" класса аппарат.... O tempora, o mores!
                А посему: предлагаю принять современную классификацию, во избежание недоразумений, недопониманий и всякой прочей путаницы! drinks
                P.S. Где-то мне попадалась классификация вертушек по классам в зависимости от взлетного веса и грузоподъемности, но никак найти не могу... Найду - выложу! hi
          2. -1
            24 марта 2020 17:44
            Интересно, на базе каких машин, сегодня, холдинг "Вертолеты России", смог бы быстро предложить для ВМФ, современный (по функционалу) аналоги КА- 27 ПЛ и КА-31 ?!
            1. 0
              24 марта 2020 21:51
              Приветствую , Владимир . Да пожалуй ничего лучшего , чем возобновить производство этих самых машин в обновлённом облике . Все боевые корабли , которые сейчас строятся от корвета и выше должны иметь штатные вертолёты , а закладка новых авианисущих десантных кораблей(УДК , БДК) потребует их ещё больше . Так что надо возобновлять . Если возобновлять Ка-31 , то возможно стоит вспомнить и о его базе - Ка-29 , летающей БМП морской пехоты . У него ведь и десантное отделение было вполне не плохим .
              Но вот об этом - какие вертолёты собираются базировать на УДК и какие вертолёты собираются размещать на новых кораблях ВМФ , увы , информации совсем нет . Даже о намерении постройки Ка-60 для новых УДК пока не слышно . А ведь пора об этом(всём) озаботиться всерьёз . В ближайшие 10 лет в составе флота появится немало новых кораблей , которым нужны вертолёты . И желательно вертолёты новые . Поэтому и возобновлять строительство Ка-27 , Ка-31 и возможно Ка-29 в обновлённом виде или их аналогов надо уже сейчас . Как и подготовку лётчиков , техперсонала и наземной\береговой инфраструктуры для них .
              До начала строительства новых авианесущих кораблей(УДК , БДК) и старта нормального серийного строительства коветов и фрегатов(возобновление строительства 22350 , планы на дальнейшее строительство 20380 для ТОФ и ЧФ , 22350М) затеваться с возобновлением производства новых вертолётов ПЛО , ДРЛО и для высадки десанта , было пожалуй рановато(уж больно много камней подводных оказалось) , а вот теперь как раз пора .
              Надеюсь завод в Кумертау на это ещё способен .
    2. 0
      23 марта 2020 09:55
      Цитата: mark1
      Ми-38 и К-60 все таки весьма разные по классу.

      =======
      Естес-с-сно! Ка-62 - машина среднего класса, а Ми-38 - уже тяжелого!
  3. +2
    23 марта 2020 06:54
    По разному бывает. Может и так, модель устаревает, ещё до начала массового выпуска.
    Надо ... в принципе, сами знают как надо и что надо делать.
  4. -1
    23 марта 2020 07:23
    Важно сначала определиться с типоразмером транспортного вертолета для армии, Ми8 великоват, Ми-38 еще больше. Западные машины меньше, чем Ми8...Где здесь место Ка62? Сколько будет выпускаться МИ-8? Как он будет конкурировать с Ми38? Надо строить линейку вертолетов без внутренней конкуренции. А с гражданским сегментом проще...Есть лидеры рынка, если Ка62 попадает в типоразмер самого востребованного сегмента, надо его делать (пусть с западными комплектующими), ка это сделано с ССЖ 100 и МС -21. Налаживать выпуск, а потом , решать, нужен ли отечественный ТВД к нему.
  5. +6
    23 марта 2020 07:41
    Очередная вундервафля с импортным двигателем. Неужели "странная" судьба Суперджета ничему не учит? Какой дурaк будет создавать себе конкурента? Если вертолет и получился, так его замучают санкциями.
    1. +2
      24 марта 2020 11:55
      Любой современный ЛА такого плана (кроме ударных) нужно изначально делать под два аналогичных ТРД. На ССЖ вообще ход конем сделали - создали уникальный ТРД 50% РФ и 50% Франция....
  6. +2
    23 марта 2020 07:58
    "Вообще, ни одна развитая страна мира не будет создавать вертолеты «для себя»: это чересчур дорого и сложно." а для кого-то дешево и просто?
    1. +1
      23 марта 2020 11:08
      Так что с другими мерять ...ни одна страна и территорий таких не имеет.
  7. -2
    23 марта 2020 08:27
    «У нас облик военного вертолета Ка-62 есть. Но мы еще не приступали к испытаниям. Первая задача: просто получить сертификат на гражданский вертолет. Мы ведем параллельно работу по военному облику данного вертолета, обсуждаем с Минобороны в первом приближении их потребности, те миссии (вертолета), которые необходимы»,

    — заявил в 2018 году гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

    В нормальном государстве после такого заявления Богинский бы отправился в Сибирь снег убирать.
    1. 0
      23 марта 2020 18:42
      Интересно, тут минусы лично Богинский ставит, или он кого-нибудь нанял?
  8. +3
    23 марта 2020 08:29
    Использование иностранных компонентов — это совершенно нормальная практика. Это, несомненно, правильный тезис, но только, если в мире-мир, и, против тебя не ведётся санкционная война. Пример Суперджета с его движками всегда на связи.
    1. +3
      23 марта 2020 15:49
      Да , про санкции в перестройку никто не говорил.
  9. +4
    23 марта 2020 09:24
    Однако здесь нужно заступиться за создателей. Как показывает мировая практика (Boeing, Airbus, Embraer), в основе успешного авиапроекта должен лежать не принцип заботы об отечественных производителях, а целесообразность.
    Использование иностранных компонентов — это совершенно нормальная практика, даже для таких титанов, как Китай или США.
    Проблема в том, что ориентироваться полностью на целесообразность невозможно, если другой рукой в это время строить геополитическое противостояние и многополярность. Иначе получается печально известное композитное крыло от МС-21. Боинг, Эйрбас и Эмбраер могут рассчитывать, что они-то получат высококачественные композиты из Японии. А вот ОАК — уже нет.
  10. 0
    23 марта 2020 15:48
    Камов научил итальянцев делать в данной размерности вертолеты, а сам не сделал вовремя.
  11. 0
    23 марта 2020 21:19
    В современном мире лучше такие проекты затевать с кем то на пару и по взрослому. Если затеялся сам, то нужно молча и быстро делать. А так.... Думаю у этого аппарата нет гражданского будущего. Привет санкции/нечестная конкуренция. По причине того что все везде уже занято.
    Военная версия? Ми 26 - Ми 8/17 - Ка 226. Еще Ми 38 впихнули Ладно вроде норм получился. По маленьким проблема, но не очень горящая. Со временем решится.
  12. 0
    30 марта 2020 13:25
    Можете минусовать.Проект провальный и убыточный по причине ненужности на зарубежном рынке этих штучных машин
  13. 0
    6 апреля 2020 17:00
    По-видимому, России нужны "морские" вертолеты для обеспечения экономической и военной деятельности в при-арктическом регионе (шельф, буровые платформы, СевМорПуть) на тихоокеанском побережье, на Балтике. Нужно снабдить транспортными, медицинскими, пожарно-спасательными вертолетами гражданские корабли (ледоколы, спасатели). И военные: почти у всех перспективных кораблей есть посадочные площадки для патрульных, поисковых вертолетов), для обслуживания береговых/островных баз, пограничников. Как понимаю, большой опыт создания "морских" вертолетов именно у "Камова".
    Интересно, годна ли эта машина для этих целей? Или это попытка играть на поле "сухопутных" машин Милевцев.
  14. 0
    3 сентября 2020 00:08
    либерастный бред, можно поставить все свое и запретить импортное подержанное говно ввозить и тогда хочь-нехочь купят, а еще ввести лизинг и подчистить сердюковских распилизаторов как Сталин