Проект J/H-XX: загадочная новинка для дальней авиации Китая

29
Проект J/H-XX: загадочная новинка для дальней авиации Китая

Макет 2013 года

По данным зарубежных разведок, китайская авиационная промышленность сейчас разрабатывает сразу два новых бомбардировщика с разными целями и задачами. Для решения задач на межконтинентальных дальностях создается самолет H-20, а машине, известной как J/H-XX, предстоит стать «региональным» бомбардировщиком.

Два проекта


В настоящее время дальняя авиация ВВС НОАК укомплектована несколькими модификациями бомбардировщика Xian H-6. Несмотря на постоянные модернизации, такие самолеты уже не соответствуют актуальным требованиям и нуждаются в замене. В последние несколько лет тема замены H-6 перешла в практическую плоскость.



Еще в 2013 г. на одной из китайских выставок показали макет самолета неясного назначения. Зарубежные СМИ предположили, что это перспективный бомбардировщик для дальней авиации. Вскоре появилось неофициальное обозначение J/H-XX. Также в некоторых источниках фигурировал индекс H-18.

В 2015 г. стало известно, что компания Xi'an Aircraft Industrial Corporation разрабатывает новый дальний бомбардировщик под названием H-20. Из-за дефицита информации появилось предположение, согласно которому J/H-XX и H-20 – один и тот же проект.

В начале 2018 г. Разведуправление Минобороны США (РУМО) опубликовало очередной отчет о китайских перспективных разработках. В нем утверждалось, что для ВВС НОАК одновременно разрабатываются два бомбардировщика – дальний и средний. Стратегическую нишу должен занять Xian H-20, а J/H-XX будет решать задачи регионального масштаба.

Предполагаемый облик


Согласно доступным данным, в основном из-за пределов Китая, проект J/H-XX предусматривает создание среднего по массе малозаметного бомбардировщика с боевым радиусом в несколько тысяч километров. Он должен будет применять обычное и, возможно, ядерное вооружение для поражения ключевых объектов противника на оперативно-тактическом и оперативно-стратегическом уровне.

Считается, что внешний вид будущего J/H-XX уже известен. Еще в 2013 г. на выставке показали макет необычного самолета, который достаточно быстро связали с информацией о новом бомбардировщике. Затем в 2018 г. на обложке майского выпуска журнала Aerospace Knowledge появилось художественное изображение двух таких машин. Большинство имеющихся оценок отталкивается именно от этих материалов и нередко приходит к весьма интересным выводам.


Перспективные бомбардировщики на обложке журнала

Представленный самолет выполнен по интегральной схеме со стреловидным крылом и V-образным оперением. Планер построен с применением стелс-технологий, вследствие чего имеет соответствующие обводы и компоновку. В частности, воздухозаборники и сопла двигателей выведены на верхнюю часть фюзеляжа. Для размещения вооружений используется внутренний грузоотсек.

Экстерьер самолета может указывать на способности к сверхзвуковому полету, обеспечивающему прорыв ПВО противника. Кроме того, высказываются предположения о нехарактерной для бомбардировщиков маневренности, пригодной для ведения воздушного боя – вероятно, с некоторыми ограничениями.

J/H-XX рассматривается в качестве «регионального» бомбардировщика. Для выполнения задач в пределах своего региона необходим боевой радиус на уровне 2-2,5 тыс. км. Работа на большем удалении от баз будет возлагаться на дальний бомбардировщик H-20.

Весьма интересные оценки приводятся в справочнике The Military Balance 2020 от издательства IIHS. Его авторы предполагают, что в проекте J/H-XX речь может идти об истребителе-бомбардировщике с особыми характеристиками и широкими возможностями. Они предполагают, что вместе с системами «воздух-поверхность» этот самолет сможет нести оружие класса «воздух-воздух». Главным вооружением такого рода могут стать ракеты PL-15 и PL-21.

По имеющимся данным, ракета PL-15 с дальностью 200 км уже состоит на вооружении ВВС НОАК. Изделие PL-21 с вдвое большей дальностью пока находится на стадии разработки. При помощи этого оружия J/H-XX в теории сможет поражать ключевые элементы обороны противника, такие как самолеты ДРЛОиУ или воздушные командные пункты. После такого удара истребители-бомбардировщики смогут «обрабатывать» другие цели.

Для поражения наземных целей возможно применение широкого круга ракет и бомб разных типов. Вероятно, J/H-XX сможет с одинаковыми результатами атаковать как наземные, так и надводные цели.

Сроки и результаты


По данным РУМО США, в 2018-19 гг. проект J/H-XX находился на стадии опытно-конструкторских работ. В ближайшие годы должен появиться опытный образец. Достижение начальной оперативной готовности состоится не ранее 2025 г. Таким образом, к концу нового десятилетия ВВС НОАК будет располагать достаточным количеством новой техники.


Реконструкция облика J/H-XX на основе доступных изображений

Примерно в это же время ожидается появление первых стратегических бомбардировщиков H-20. Таким образом, в 2025-30 гг. Китай запустит процесс модернизации дальней авиации за счет поставок долгожданной новой техники. Положительные последствия этого очевидны. Главное из них заключается в том, что НОАК после долгих десятилетий ожидания все же получит совершенно новые дальние бомбардировщики, соответствующие актуальным требованиям.

При помощи двух новых самолетов Китай сможет кардинальным образом модернизировать свою дальнюю авиацию, сделав ее более гибким и удобным инструментом для решения возникающих задач. Два бомбардировщика с разными характеристиками смогут решать боевые задачи в разных зонах ответственности, что даст очевидные преимущества. В оперативно-тактической зоне сможет работать J/H-XX, и это позволит высвободить H-20 для выполнения стратегических задач. Сейчас все подобные миссии возлагаются только на H-6 в разных модификациях.

Сможет ли реальный J/H-XX нести вооружение «воздух-воздух» – неясно. Если китайская промышленность обеспечит такие возможности, НОАК получит универсальный инструмент со значительным боевым радиусом. Возможно формирование новых методик боевого применения, учитывающих основные возможности дальнего «истребителя-бомбардировщика».

Предполагаемый боевой радиус будущего J/H-XX позволит ВВС НОАК контролировать значительную часть акваторий и островов вблизи континентального Китая. Вероятно, самолет оснастят системой дозаправки в воздухе, что расширит его зону ответственности. Так, авторы The Military Balance опасаются, что новые китайские бомбардировщики смогут представлять угрозу даже для Австралии.

Основания для опасений


Большая часть сведений о бомбардировщике J/H-XX пока официально не оглашалась, и потому приходится полагаться лишь на отрывочные данные и оценки. Насколько правдоподобны существующие прогнозы – станет ясно лишь в будущем. Пока же на их основе складывается весьма интересная и интригующая картина.

После 2025 г. ВВС НОАК могут получить дальние бомбардировщики сразу двух типов. Для замены устаревших дозвуковых H-6 предназначаются малозаметные самолеты с современным оборудованием и вооружением. Один из этих самолетов будет развивать сверхзвуковую скорость и, возможно, освоит специальность истребителя. Следует отметить, что это будет первый китайский сверхзвуковой дальний бомбардировщик.

Таким образом, всего через несколько лет китайские ВВС начнут крупнейшую программу модернизации своей дальней авиации, которая должна завершиться в весьма интересными результатами. Конечно, если известные оценки, утечки и т.д. соответствуют действительности и отражают реальное положение дел в проекте J/H-XX.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    24 марта 2020 06:07
    а интересный концепт вообще то, выглядит неплохо.
    1. +8
      24 марта 2020 10:16
      Цитата: Аэродромный
      а интересный концепт вообще то, выглядит неплохо.

      Выглядеть не плохо - не значит летать будет Хорошо. Воздухозаборники расположены так, что при увеличении угла атаки - затеняются. Сопло экранировано с нижней полусферы не позволит изменять вектор тяги... Хотя с соплом вариантов масса , но воздухозаборники точно не на месте и больше для дезы нарисованы...
      1. +7
        24 марта 2020 11:44
        Цитата: Invoce
        с соплом вариантов масса , но воздухозаборники точно не на месте и больше для дезы нарисованы...

        Вся хвостовая часть содрана с YF-23 от McDD & Northrop, целиком вместе со оперением. Поглядим, искренне сомневаюсь, что справятся с таким соплом, в них с материаловедением проблемы кажется
        Цитата: Invoce
        Выглядеть не плохо - не значит летать будет...
      2. +5
        24 марта 2020 14:50
        А зачем тактическому бомбардировщику сопла с отклоняемым вектором тяги вообще? И конструкция воздухозаборников наверное взята с учетом архитектуры меньшей радиозаметности. Задача таких машин взлететь с ракето-бомбовой нагрузкой, набрать скорость и высоту и добраться до цели миссии и дальше все в таком же порядке. Так что ваши претензии абсурдны.
        1. +5
          24 марта 2020 16:56
          Цитата: engenius
          зачем тактическому бомбардировщику сопла с отклоняемым вектором тяги вообще

          Если вы спрашиваете меня, то я не про отклоняемый вектор, а про квадратное сечение - они с осесимметричным соплом не могут справиться по материалам, а с квадратным ещё сложнее. Удачи им , с удовольствием понаблюдаю
          1. +1
            24 марта 2020 17:02
            Да это пока только картинки и масштабные макеты. По факту когда появится предсерийные прототипы можно будет смотреть, что получилось.
            1. +4
              24 марта 2020 17:05
              Они хвостовую от YF-23 давно мусолят, может что и выгорит. Впечатление, что самой концепции нет, поэтому такой разброс. Другая версия: концепция есть, и РФ в ней не друг..
      3. 0
        10 апреля 2020 09:47
        Ну дык на В2 так же, но летает. Бомбардировщику не нужно выходить на большие углы атаки, это "утюг", но главное летает далеко, и малозаметно (относительно).
    2. +6
      24 марта 2020 15:15
      Всего лишь, на мой взгляд, вариация прототипа Эф-Икс - 23 с крылом от прототипа амерского беспилотника, китайцы и тут верны себе... берём...перемешиваем...получаем...
  2. +1
    24 марта 2020 06:48
    Региональный и межконтинентальный, прям как у нас, ту-160 и ту-22, только они уже в новом облике
    1. +3
      24 марта 2020 15:43
      Региональный и межконтинентальный, прям как у нас, ту-160 и ту-22, только они уже в новом облике


      Раньше классификация была стратег и дальний. И "новый облик" уже есть в США . В-2 и В-21. Главной задачей "региональных" наверняка будет морская.
      Против флота противника. Заодно и платформа для барражирующих перехватчиков.
      Просто до "китайского скачка" надобности в "дальних" ( 2000-4000 км ) у США не было. Приличного флота не было ни у кого , кроме США. Теперь есть. Как результат появился В-21.
  3. +1
    24 марта 2020 07:21
    И всё таки идёт ставка на малозаметность ... логичный вывод, необходимо улучшать средства дальней разведки и вообще всю систему контроля воздушного пространства!
    Опять кто кого!!!
  4. -1
    24 марта 2020 07:54
    Да, догоняют и обгоняют...
    1. +1
      24 марта 2020 14:54
      Принимают новую модель. Если бы в наших ВКС не было бы столько Ту-22 мы могли бы начать разрабатывать нечто похожее. Но это не будут делать по соображениям достаточности модернизации Ту-22. Зато вот на смену Ту-95 будет ПАК ФА и там малозаметность тоже играет положительную роль.
      1. +1
        27 марта 2020 11:44
        Зато вот на смену Ту-95 будет ПАК ФА и

        ПАК ДА
  5. +5
    24 марта 2020 08:28
    Скоро сказка сказывается, да долго дело делается. От макета до реально летающего самолёта...
    Первый полностью самостоятельно разработанный бомбардировщик, да ещё и с таким количеством новых решений?
    Занятно. Посмотрим, что у китайцев в металле получится.
    1. -1
      24 марта 2020 15:00
      В СССР в 50-70 гг тоже было много проектов, порой не очень удачных. Взять тот же Ту-22 и Ту-22М который пришлось делать якобы как модернизацию не очень удачной модели. Так что Китай тоже не застрахован от ошибок. США допустим тоже совершили ошибки с Б-2 и Ф-22 - они получились крайне дорогие и устаревшие по электронике. Поэтому много их не купили даже для своих ВВС. Если Китаю получится свои бомберы сделать достаточно дешевыми и надежеыми, то они надолго останутся в их ВВС.
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    24 марта 2020 09:16
    Возникают вопросы:
    - будет ли этот бомбер обладать межконтинентальной дальностью? Если да, то какова будет концепция его применения? Ведь Китай существенно отличается по почти всем параметрам от России и США. Поэтому и концепция применения тоже должна отличаться;
    - поскольку этот бомбер в любом случае дальний (вне зависимости от того, межконтинентальный он или нет), то как во время войны, например, против США (что наиболее пока вероятно) он будет применяться? Ведь в таком случае бомберу потребуется разрешение на перелет через иные страны. А такое согласие, тем более в короткий срок, получить непросто;
    - ежели этот бомбер не межконтинентальный, то не против России ли он задуман (ну и против Японии до кучи)?
    1. +3
      24 марта 2020 11:58
      будет ли этот бомбер обладать межконтинентальной дальностью

      В таких размерах вероятнее всего что нет.
      как во время войны, например, против США (что наиболее пока вероятно) он будет применяться?

      Наносить удары по войскам и кораблям противника в тактической глубине?
      Ведь в таком случае бомберу потребуется разрешение на перелет через иные страны

      Разрешение на перелет? во время войны? Врятли потребуется.
      ежели этот бомбер не межконтинентальный, то не против России ли он задуман

      Ну как бы против всех кто в радиусе действия...
  8. +1
    24 марта 2020 12:42
    А где же все противники закупок Су-34? Ведь всему прогрессивному человечеству известно: будущее за многофункциональными истребителями. А недалёкие китайцы зачем-то забабахали аж два проекта бомберов.
    1. +3
      24 марта 2020 13:12
      А где же все противники закупок Су-34?

      А этот самолет по летным характеристикам ближе к ТУ-22М3 а не к Сушке. А по радиоэлектронному оборудованию вероятно к СУ-57...
      Если конечно все предположения в статье верны.
      1. 0
        24 марта 2020 18:58
        Цитата: alexmach
        А этот самолет по летным характеристикам ближе к ТУ-22М3 а не к Сушке.

        Указанные ракеты pl-15, pl-21 с дальностью 200 и 400 км как-то не тянут на серьёзный бомбер вроде Ту-22.
        1. +1
          24 марта 2020 21:30
          Указанные ракеты pl-15, pl-21 с дальностью 200 и 400 км как-то не тянут на серьёзный бомбер вроде Ту-22.

          Я же сказал - по летным характеристикам. И это не ракеты "не тянут", это Ту-22 "не тянет" ракеты воздух-воздух. Ну и ракеты там эти используются у китайцев "предположительно".
    2. +1
      24 марта 2020 18:10
      Мне так думается, су-34 до 8 тонн, грузоподьемность, ту-160 -до 40 тонн, ту-160 может выступить как матка для улья беспилотников или множества ракет с искусственным интеллектом, сейчас уже есть световые представления роя беспилотников, создающих различные световые представления, представляете такие нападут на роту окопавшейся пехоты, направление боевых действий будущего *возможно сегодня *,
  9. 0
    24 марта 2020 12:44
    Прежде всего малозаметными должны быть ракеты воздушного базирования.
  10. 0
    24 марта 2020 22:37
    Цитата: Аника
    Мне так думается, су-34 до 8 тонн, грузоподьемность, ту-160 -до 40 тонн

    1) Это машины разных классов.
    2) В перегрузочном режиме су-34 несёт до 14 тонн.
    3) Су-34 действительно близок к этому китайцу, но сколько "будет способен" нести китаец на внутренней подвеске - вопрос.
    P.S. Су-34 - очень нужная машина! Для береговой авиации просто, как говорится, маст хэв.
  11. 0
    25 марта 2020 08:26
    Двигатели есть для них?
    1. 0
      20 апреля 2020 23:27
      Цитата: Rostislav
      Двигатели есть для них?

      На этом и буксуют скорее всего. Но рывок рано или поздно будет, скорее всего сразу перепрыгнут через поколение.
  12. 0
    27 апреля 2020 12:19
    На базе этих проектов просится дальний перехватчик.