МАЗ-535: тяжёлый ребёнок «холодной войны»

27

МАЗ-535А в ходе испытаний. Обратите внимание на центральный инфракрасный фонарь, предназначенный для работы в темное время суток с активными приборами ночного видения. По этому признаку машину называли "Циклопом". Источник: trucksplanet.com

Стратегический тягач


В настоящее время, как известно, Минский автомобильный завод не занимается разработкой тяжелой мелкосерийной техники. Уже очень давно эта линия отдана Минскому заводу колесных тягачей (МЗКТ). Но изначально именно на МАЗ пришло постановление Совета Министров СССР от 25 июня 1954 года «О создании производственных мощностей и об обеспечении Министерства обороны СССР артиллерийскими тягачами». Первоначально армия нуждалась именно в колесных артиллерийских тягачах. Это уже позже минские богатыри освоили профессии ракетоносцев и танковозов. Спустя месяц, 23 июля 1954 года, вышел секретный приказ №15сс о создании особого подразделения специального конструкторского бюро СКБ-1. Именно это бюро в дальнейшем и станет основной для рождения современного Минского завода колесных тягачей. Руководителем нового отдела становится Борис Львович Шапошник, опытный автомобильный конструктор, успевший до этого момента потрудиться главным конструктором на ЗИСе (с 1938 года) и на УАЗе (с 1942 года). На момент назначения Шапошник работал над проектами мазовских 25-тонного самосвала и 140-сильного тягача.

МАЗ-535: тяжёлый ребёнок «холодной войны»
МАЗ-535 на испытаниях. Источник: trucksplanet.com

Отдельно стоит сказать, что в 1954 году Минский автомобильный завод был самым молодым предприятием в отрасли: приказ об организации автосборочного производства появился 9 августа 1944 году. И спустя всего 10 лет заводчанам уже выдают серьезный заказ на технику стратегического назначения. При этом СКБ-1 получило в качестве задания от главного заказчика не только разработку четырехосной полноприводной машины, но и гаммы полуприцепов и прицепов для собственной проектируемой техники.



МАЗ-535 не был первенцем СКБ-1. Инженеры под руководством Бориса Шапошника предварительно набили руку на одноосном тягаче МАЗ-529 и двухосном МАЗ-528. И уже после этого появились балластные тягачи МАЗ-535 для буксировки систем массой до 10 тонн и МАЗ-536 для буксировки 15-тонных прицепов и полуприцепов. Последний имел статус опытного и был изготовлен в единственном экземпляре. Программа 536-й машины в дальнейшем была переведена в ОКР по разработке седельного тягача МАЗ-537 и полуприцепа МАЗ-5447 для транспортировки танков.


Одна из немногих фотографий МАЗ-536, единственного экземпляра опытной машины, ставшей прообразом серии МАЗ-537. Источник: trucksplanet.com

МАЗ-535, разработанный как тяжелый артиллерийский тягач с формулой 8х8, был для своего времени поистине революционной машиной, намного опередившей серийную западную технику. Уникальной была трансмиссия собственной конструкции, в которую входил комплексный одноступенчатый гидротрансформатор, планетарная трехступенчатая КПП, двухступенчатая раздаточная коробка, межосевые и межколесные самоблокирующиеся дифференциалы и планетарные колесные редукторы. В общей сложности у машины было 16 карданных валов.










Артиллерийские балластные тягачи МАЗ-535 (535А). Источник: trucksplanet.com

Гидротрансформатор является главной изюминкой балластного тягача. Он обеспечивает плавное изменение крутящего момента в зависимости от дорожных условий без прерывания потока мощности на колеса, а также позволяющий сглаживать удары на мотор. В раздаточную коробку был встроен центральный (точнее его было бы назвать межтележечным) дифференциал с принудительной блокировкой. Силовой установкой машины выступает V-образный 12-цилиндровый дизельный Д-12-375 от барнаульского завода «Трансмаш» мощностью 375 л.с. и рабочим объемом 38,88 литра. Естественно, столь крупный дизель в то время в СССР мог иметь одно происхождение – от легендарного танкового В-2. Передовыми были и остальные узлы белорусского богатыря: подвески передних двух осей независимые, рычажно-торсионные с гидроамортизаторами (задние две оси были с зависимой балансирной безрессорной подвеской), передние две оси управляемые с гидроусилителем. Когда появилась версия 535А, одним из её новшеств стала независимая подвеска всех колес. Изначально МАЗ-535 получил все односкатные колеса, камерные шины размерность 18.00-24 и, естественно, с системой централизованного регулирования давления от 0,7 до 2,0 кгс/см3. Центральный кран системы подкачки расположили в кабине, а снаружи на раме находились индивидуальные колесные краны для отключения поврежденных шин от основной системы. Рама МАЗ-535 имела оригинальную корытообразную форму со встроенными лонжеронами. Надо отметить, что аналогичными разработками по тяжелой колесной технике занимались в СКБ завода имени Лихачева, но минские машины отличались более продуманной конструкцией. Почему? В отличие от четырехосного ЗиЛ-135 (он появился несколько позже 535-й машины) в Минске на тягач установили один дизельный мотор и гидромеханический автомат, что избавило машину от сложностей с настройкой двухмоторной трансмиссии.


ЗИЛ-135 — противоположная МАЗу по концепции машина. Источник: wikipedia.org

Не было у МАЗ-535 заумной системы с управляемыми передними и задними колесами, которую поставили на 135-ю машину москвичи. Это, конечно, позволило четырехосному ЗИЛу разворачиваться чуть ли не на месте, а также создавало при повороте на снегу всего четыре следа, но потребовало сложной системы длинных рулевых тяг, идущих через весь кузов. Вообще, в случае с ЗИЛ-135 и МАЗ-535 выявилось интересное противопоставление типичных представителей двух независимых школ проектирования тяжелой техники, возглавляемые В. А. Грачевым и Б. Л. Шапошником соответственно. В Москве выбрали идею бортовых трансмиссий и силовую установку их двух двигателей ЗИЛ-375 мощностью по 180 л. с. Каждый через пятиступенчатую трансмиссию приводил четыре колеса своего борта. Грачев такой конструкцией позволил себе отказаться от дифференциалов, механизмов их блокировки, дополнительных редукторов и раздаточной коробки, что несколько повысило общий КПД грузовика. Кроме этого, количество карданных валов у ЗИЛ-135 было всего восемь, в отличие от мазовских 16 штук. Общее упрощение конструкции ЗИЛа позволило еще и серьезно облегчить восьмиколесную машину. Однако в итоге концепция, заложенная в МАЗ-535, жива до сих пор, а вот зиловские наработки канули в Лету.

Машина однозначного применения


Создать столь сложный автомобиль практически с нуля в Минске, естественно, не могли: на тот момент в Совестком Союзе не было даже начального опыта проектирования столь высокотехнологичной колесной техники. Несмотря на то, что в Минске никогда не говорили и не говорят о зарубежных прототипах, определенные заимствования в работе инженеров СКБ-1 все-таки существовали.

Ясно, что на МАЗе изучали тяжелый четырехосный Schwerer Panzerspähwagen Sd.Kfz.234 ARK (от немецкого Achtradkraftwagen — восьмиколесный автомобиль), разработанный Büssing-NAG — все-таки это был первый в мире бронетранспортер 8х8.

Евгений Кочнев в книге «Секретные автомобили Советской Армии» пишет, что минчане взяли от немецкой машины идею установки 12-цилиндрового дизеля. На Sd.Kfz.234 стоял мотор Tatra-103 рабочим объемом 14,8 литра и мощностью 210 л. с. Кроме этого, по аналогии с немцами на МАЗ-535 установили самоблокирующиеся дифференциалы и индивидуальные независимые подвески.

Если говорить о компоновочных решениях минского богатыря, то здесь отчетливо просматривается уже заокеанское влияние. В начале 50-х годов в Детройском арсенале появляются машины Т57 и Т-58, являющиеся артиллерийскими тягачами на 10 и 15 тонн. Это были опытные машины 8х8 с вынесенной вперед на короткий передний свес рамы кабиной с плоской передней панелью, тремя лобовыми фарами и мягким верхом. Моторное отделение располагалось за кабиной над четырьмя передними управляемыми колесами. Ничего не напоминает? В США эти машины вместе с тяжелым седельным тягачом XM194E3 так и остались в разряде опытных конструкций, не оказав никакого влияния на американскую автомобильную индустрию. Зато в СССР они послужили прототипами для уникального семейства машин стратегического назначения. Кстати, сам Детройтский арсенал со своей проектно-конструкторской, производственной и испытательной базой во многом послужил прообразом аналогичного отечественного объекта – 21-го НИИИ Министерства обороны СССР.




Schwerer Panzerspähwagen Sd.Kfz.234 ARK. Источник: autowp.ru


Тяжелый седельный тягач XM194Е3 8х8 Детройтского арсенала с 530-сильным мотором V8. 1954 год. Источник: autowp.ru

Как бы то ни было, техническая история любого государства до предела насыщена примерами творческого переосмысления зарубежного опыта, позволяющего экономить время и ресурсы. А именно этого остро недоставало стране, еще не оправившейся от последствий Великой Отечественной войны. Сам факт разработки и освоения столь высокотехнологичного продукта, как тягач МАЗ-535, уже можно причислить к разряду героических.




Источник: trucksplanet.com

О том, насколько МАЗ-535 был необычной машиной не только для обывателей, но и для испытателей, можно узнать в книге «50 лет на марше», посвященной юбилею института в подмосковных Бронницах. Сейчас это упоминаемый выше 21-й Научно-исследовательский и испытательный институт Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации. Водитель-испытатель вспоминает на страницах юбилейного издания:

«Через наш 13-й отдел прошли многоосные тяжелые машины Минского автомобильного завода. Первой машиной было четырехосное шасси МАЗ-535. Сначала было страшно за него садиться. Громадные размеры, мощный двигатель. А еще непривычное управление. Еще бы: педали сцепления нет, рычага коробки перемены передач тоже нет. Есть лишь педали газа и тормоза. Постепенно привыкал, а со временем стало управлять минскими тягачами легче, чем машинами с педалью сцепления и рычагов коробки передач».

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    2 апреля 2020 18:13
    Тяжелые тягачи в погонах
  2. +4
    2 апреля 2020 18:25
    Проходили на таких учебное вождение на многоосной технике. Управление от 543-го мало чем отличается.
    1. +5
      2 апреля 2020 18:46
      535 прототип 537. А маз 537 это уже основа целого семейства. 537 с Ураганом практически одно и тоже , разница в кабинах и так по мелочи.
    2. +5
      2 апреля 2020 19:20
      удалось только посидеть в кабине.535.запускали долго стоявший, факел в воздухан чуть вместе с черенком не всосало !
  3. +1
    2 апреля 2020 18:26
    Автор в стиле спокойной ночи малыши выложил интересный материал и продолжение следует.....Ну чтож поделать,ждемс))
  4. +9
    2 апреля 2020 19:05
    Пять лет назад такая фиговина проходила через улицу с Т-72 на спине, возвращаясь с парада на 9-е мая. Рева мотора слышно не было, просто грудная клетка ходила ходуном от низкого гула. Вот это моща !
  5. -11
    2 апреля 2020 19:07
    Не имеет аналогов в мире, первый в мире. Ну там амереканцы что то там выпускают.............
    1. +4
      3 апреля 2020 08:21
      Цитата: Вольный ветер
      Ну там амереканцы что то там выпускают.............

      Серийное или пробное ?
      Т57 (ХМ190), 8X8,1951 г. и Детройт-арсенал Т58 (ХМ194Е1), 8X8,1952 г.

      Буквы Х и Т как раз и означают Тест .
  6. +6
    2 апреля 2020 19:16
    Никогда не забуду ощущение из глубокого детства. Когда по трассе Керчь- Симферополь шли такие машины. У меня земля под ногами дрожала. Это весьма впечатлило.
    И я проникся мощью невыносимой данного агрегата.
    1. +2
      2 апреля 2020 19:21
      Цитата: Бензорез
      У меня земля под ногами дрожала. Это весьма впечатлило.

      да там даже кишки болтаются от таких вибраций !
  7. +5
    2 апреля 2020 19:30
    А дизелей для МЗКТ не родственных В2 , так и не появилось? Для ракетрвозов и танковозов.
    1. +12
      2 апреля 2020 19:48
      К сожалению нет. Их так и шлепают. что на танки что на тягачи, что на тепловозы-мотовозы. Есть ЯМЗ-240 схожей мощности, но почему то не ставят. скорее всего генералы так решили. ну чтоб все было однотипным.
      1. +3
        3 апреля 2020 08:49
        Цитата: Вольный ветер
        Есть ЯМЗ-240 схожей мощности, но почему то не ставят.

        момент у атмосферника ЯМЗ-130 кг,у барнаульского-220.вот и весь сказ.а мощность на тягаче-второстепенная величина.
  8. +5
    2 апреля 2020 21:03
    Упоминавшиеся в статье Детройт-арсенал Т57 (ХМ190), 8X8,1951 г. и Детройт-арсенал Т58 (ХМ194Е1), 8X8,1952 г.

    источник http://www.redov.ru/tehnicheskie_nauki/yenciklopedija_voennyh_avtomobilei_1769_2006_gg_a_i/p151.php
    1. +1
      3 апреля 2020 08:32
      Молодцы. Наши разведчики хорошо сработали и инженеры не подкачали, что на основе информации опытных образцов техники Т57 и Т58 смогли создать свою технику.
  9. +7
    2 апреля 2020 21:16
    В Детройт Арсенал вообще идеи были любопытные

    источник:http://www.offroadvehicle.ru/AZBUCAR/Detroit%20Arsenal/Detroit%20Arsenal%20txt.html
    Ну и Büssing-NAG. Основным был двухосный. Не знаю, какой именно из них автор приводил в пример, но по теме статьи - чем больше осей, тем в тему.
    1. +5
      3 апреля 2020 00:19
      Одноосный маз 529

      1. 0
        3 апреля 2020 08:35
        У американцев много денег на футуристические проекты.
        1. +1
          3 апреля 2020 08:36
          Дело в том, что у американцев на фото выше такой же одноосный тягач, как и маз
          1. 0
            3 апреля 2020 08:38
            А разве я спорил с фактом, что наши содрали данную технику у американцев?
  10. +5
    3 апреля 2020 08:37
    в армии на таком ездил...537...моща поражает,особенно жор соляры))))и да,16 карданов,в том числе и приводы вентиляторов охлаждения(они литые,чугунные) вся машина создаёт впечатление неубиваемой техники-всё монолитное(как рулевая колонка),железное...классная тачка.
  11. -2
    3 апреля 2020 13:44
    Усе,усе содрано у американцев и придумано Шапошником...даже колесо...
  12. +3
    3 апреля 2020 17:35
    Впервые познакомился с МЗКТ в начале 90х. Наша фирма тогда взялась за разработку автоматизировванной системы управления для минного заградителя, разрабатываемого Минским тракторным заводом на базе гусеничного самохода использовавшегося до развала СССР в составе ЗРПК Тунгуска.
    Задача состояла в замене существующей тогда аналоговой системы управления самоходом со стрелочнымми индикаторами, цифровой системой на базе БЦВМ, использовавшейся в состае бортового оборудования некоторых типов самолетов.
    В процессе разработки мы узнали что нечто подобное разрабатывают спецы МЗКТ, получили допуск на это предприятие и нам показали цифровую систему управления одной из "сороконожек' созданной на основе БЦВМ и дисплеев также использующихся в составе авионики самолетов.
    Но если мы находились в самом начале этапа разработки, то МЗКТ показал нам уже рабочий образец в котором все стрелочные приборы были заменены многофункциональным дисплеем самолетного типа на котором могла отображаться вся необходимая для водителя информация, в том числе о техническом состоянии агрегатов тягача, информация о текущем положении тягача на фоне карты, о параметрах движения и т.д. В то время это было действительно новинкой для такого класса транспортных средств.
    Ну а любителям картинок предлагаю зайти на сайт МЗКТ, который сейчас носит имя "Волат" т.е. "Богатырь" http://www.volatdefence.com
    1. +2
      3 апреля 2020 20:41
      Спасибо за статью.
      Вот ещё для интересующихся темой:http://xn----7sbb5ahj4aiadq2m.xn--p1ai/guide/army/tr/maz543.shtml
  13. 0
    4 апреля 2020 14:19
    Помнится, в 1988 Меченый 9 мая парад отменил- типа оружием бряцаем! У нас сначала стандартно *коробки* ВВ прошли,,Обидно , что в Москве отменили, наши оперативно сообразили и свой военный парад техники через пару часов устроили! 10 единиц- 5 ретро-грузовиков и 5 современных- БРДМ-2рхр, БТР-60ПУ, кунги ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 и вот такой МАЗ- седельный тягач
  14. -1
    4 апреля 2020 17:58
    Во времена СССР завод им. Колющенко выпускал бульдозер ДЭТ-250. Отправили нашего инструктора в Чили покупателей обучать. Наш спрашивает крестьянина : Хороший трактор? Тот в ответ : хороший, но американцы такой до войны выпускали...
  15. 0
    17 мая 2020 22:21
    Полная документальная история этого тягача

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»