Корабли и подлодки, стоящие на вооружении Главного управления глубоководных исследований

40

АПЛ специального назначения БС-64 «Подмосковье»

В данной статье пойдет речь об одном из самых секретных подразделений Министерства обороны России — Главном управлении глубоководных исследований (ГУГИ). ГУГИ находится в прямом подчинении Минобороны и занимается глубоководными и океанографическими исследованиями, поиском и спасением затонувших судов, физиологическими исследованиями влияния больших глубин на организм человека, испытаниями аварийно-спасательных средств.

Служба в ГУГИ на специальных АПЛ и атомных глубоководных станциях (АГС) считается самой опасной и ответственной. Глубины погружения в 3-6 километров, секретные задачи государственной важности, необходимость в высокой технической грамотности, знании работы узлов и агрегатов, психологической устойчивости потребовали формирования экипажей исключительно из офицеров и медкомиссию при отборе, аналогичную таковой для космонавтов.



Гидронавты ГУГИ – это элита подводных сил России. Труд 10-го отряда гидронавтов ГУГИ удостоен ордена Нахимова. Кроме них, этим орденом награждены только экипажи крейсеров «Петр Великий», «Варяг» и «Москва». Именно гидронавты и их работа являются наиболее засекреченной частью ГУГИ.

На вооружении Главного управления глубоководных исследований находятся надводные корабли, атомные подводные лодки и глубоководные аппараты. Рассмотрим их по порядку.

Надводные корабли



Океанографическое исследовательское судно проекта 22010 «Крюйс»

Океанографические исследовательские суда проекта 22010 «Крюйс» − серия судов специального назначения для проведения комплексных исследований Мирового океана. Суда проекта могут исследовать как толщу океана, так и его дно. Для этих целей на судне базируются глубоководные обитаемые и автономные необитаемые подводные аппараты. Также океанографические суда могут использоваться в спасательных целях – оборудование позволяет вести поиск затонувших объектов на морском дне. Суда имеют оснащённую площадку для одного вертолёта. Судно проекта может работать во льдах и наряду с картографированием выполняет функции универсального надводного и подводного разведчика.

Основным специальным снаряжением судов проекта 22010 являются обитаемые автономные глубоководные аппараты двух типов: проекта 16810 «Русь» и проекта 16811 «Консул».

Суда проекта имеют водоизмещение в 5230 тонн, скорость хода – до 15 узлов, дальность хода – до 8000 миль, автономность – 60 суток и экипаж до 60 человек.

В качестве движителя установлены две винто-рулевые колонки (ВРК) с приводом от электродвигателей. Каждая ВРК способна вращаться на 360 градусов, что обеспечивает удержание ОИС – даже в сильный шторм судно может находится практически без смещения от заданной точки.

Разведывательные возможности судов проекта доподлинно неизвестны, однако широкий резонанс произвела работа судна «Янтарь» в октябре 2016 года у побережья Сирии. Судно некоторое время стояло над подводными оптоволоконными кабелями, и в западных СМИ широко распространились слухи о способности «Янтаря» прослушивать такие кабели и даже их перерезать.

В настоящее время в составе флота находится одно судно проекта – «Янтарь», второе судно – «Алмаз» проходит испытания и будет передано ВМФ в текущем году.


Опытовое судно проекта 11982 «Ладога»

Опытовые исследовательские суда проекта 11982 предназначены для проведения испытаний специальных технических средств, участия в поисково-спасательных работах, проведения научно-исследовательских и океанографических работ. Эти суда способны работать во льдах, проводить картографирование акваторий, выполнять функции универсального глубоководного и надводного разведчика, могут выполнять функции спасательного и кабельного судна.

Суда имеют максимальную скорость хода в 12 узлов, дальность хода в 1000 миль, автономность – 20 суток, экипаж – 16 человек, состав экспедиции – 20 человек.

В составе ВМФ России на сегодняшний день несут службу два судна проекта 11982 – «Селигер» и «Ладога». Еще одно судно – «Ильмень» – находится в постройке.


Транспортный плавучий док глубоководных исследовательских аппаратов проекта 22570 «Квартира»

Закрытый транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570 «Квартира» имеет грузоподъемность 3300 тонн, длину – 134 м, ширину – 14 м, осадку 2,67 м. Транспортный док оборудован автоматизированной системой управления работы с полезной нагрузкой (погружения / всплытия). Док используется в качестве носителя автономных глубоководных аппаратов. Также обеспечивает транспортировку кораблей и судов по внутренним водным путям с севера на юг.


Спасательное морское буксирное многоцелевое судно проекта 20180 «Звездочка»

Спасательные морские буксирные суда проекта 20180 «Звездочка» предназначены для поисково-спасательных работ, обеспечения испытаний морского вооружения и техники. Также суда могут проводить поиск и обследование затонувших объектов. Для этих целей на судне размещается глубоководный аппарат типа «Консул» или СГА проекта 18271 «Бестер». Для наблюдения за подводными объектами корабль оснащен дистанционно управляемыми необитаемыми подводными аппаратами «Тайгер» и «Куантум».

Суда имеют водоизмещение 5500 тонн, максимальную скорость хода в 14 узлов, экипаж – до 70 человек. Корабли оборудованы вертолетной площадкой для одного вертолета Ка-27, также суда оснащены оборудованием для буксировки других судов и тремя грузовыми кранами. Два кормовых крана, грузоподъёмностью по 80 тонн и высотой подъёма стрел от 4,5 до 19 метров, осуществляют спуск и подъём спасательных аппаратов или погрузочно-разгрузочные работы, обеспечивают подъём затонувших, плавающих или донных объектов, в том числе крупногабаритных.

Корабли данного проекта оснащаются двумя дизель-электрическими силовыми установками «Шорх» KL6538В-AS06 по 3625 л.с. каждая, а также четырьмя дизель-генераторами по 1680 кВт и двумя генераторами по 1080 кВт. Движителями судна являются два винта фиксированного шага на винто-рулевых колонках и два носовых подруливающих устройства.

На сегодняшний день в составе ВМФ находится одно судно проекта – головной корабль «Звездочка».


Океанографическое исследовательское судно проекта 20183 «Академик Александров»

Океанографическое исследовательское судно проекта 20183 «Академик Александров» имеет водоизмещение в 5400 тонн, максимальную скорость в 14 узлов, экипаж – 65 человек. Двигательная установка аналогична таковой на судах проекта 20180. На судне предусмотрена взлетно-посадочная площадка для одного многоцелевого вертолета Ка-27. Ледовый класс судна Arc-5 позволяет самостоятельное плавание в однолетних арктических льдах при толщине до 0,8 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1 м – в летне-осеннюю. Район плавания не ограничен.

«Академик Александров» классифицируется как океанографическое исследовательское судно и описывается как «многоцелевое судно усиленного ледового класса, предназначенное для проведения исследовательских и научных работ на шельфе арктических морей, обеспечения работы морской арктической техники, спасательных операций в Арктике».

В настоящее время в составе флота находится одно судно проекта – «Академик Александров». Рассматривается возможность закладки второго судна.

Подводные лодки, атомные глубоководные станции, глубоководные обитаемые аппараты




АПЛ специального назначения БС-136 «Оренбург»

Научно-исследовательская АПЛ специального назначения – носитель обитаемых глубоководных аппаратов проекта 09786 БС-136 «Оренбург». Изначально АПЛ была построена по проекту 667БДР «Кальмар» и вошла в состав флота в 1981 году, однако в 1996 году отнесена к подклассу АПЛ специального назначения. После соответствующей модернизации «Оренбург» в 2006 году вошел в состав флота как АПЛ специального назначения. Субмарина имеет подводное водоизмещение в 15 000 тонн. ГЭУ состоит из двух водо-водяных реакторов ВМ-4С.

27 сентября 2012 года в ходе экспедиции «Севморгео» БС-136 «Оренбург», выполняя роль носителя глубоководной атомной научной станции — подводной лодки АС-12 проекта 10831, известной как «Лошарик», достигла Северного полюса.

Текущий статус подлодки неизвестен. Возможно, находится на ремонте в ЦС «Звездочка».

АПЛ специального назначения проекта 09787 БС-64 «Подмосковье». Построена по проекту 667БДРМ «Дельфин» и вошла в состав флота в 1986 году. В 1999 году АПЛ была отправлена на ЦС «Звездочка» для ремонта и переоборудования по проекту 09787. 26 декабря 2016 года после модернизации АПЛ специального назначения БС-64 «Подмосковье» передана флоту. АПЛ имеет следующие характеристики: подводное водоизмещение 18 200 тонн, предельная глубина погружения 550-650 м, экипаж – 135-140 человек. ГЭУ – 2 реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 МВт.

Корабли и подлодки, стоящие на вооружении Главного управления глубоководных исследований

Атомная глубоководная станция проекта 18510 «Нельма»

Атомные глубоководные станции проекта 18510 «Нельма». Предположительно, комплекс создавался для проведения разведывательных операций, постановки помех на маршрутах боевого патрулирования атомоходов ВМФ РФ, решения научно-технических задач, спасения людей в экстремальных ситуациях, операций по подъёму различного оборудования с затонувшей в море военной техники вероятного противника и для проведения прочих специальных операций.

АГС проекта «Нельма» имеют полное водоизмещение около 1000 тонн и оснащены одним реактором мощностью 10 МВт. Корпус выполнен из титанового сплава. При проектировании, рубка не была предусмотрена, но из-за того, что люк шлюзового отсека заливался водой даже при незначительном волнении моря, позже она была смонтирована в ходе очередного ремонта. АГС вооружения не имеют. Для проведения глубоководных водолазных работ оснащёны барокамерой. Способны погружаться на глубину до 1000 м.

По проектам 18510 и 18510.1 было построено 3 АГС, по данным открытых источников, все они находятся в составе флота. Их носителями являются БС-136 и, возможно, БС-64.


Атомная глубоководная станция проекта 1910 «Кашалот»

Атомные глубоководные станции проекта 1910 «Кашалот» имеют подводное водоизмещение в 2000 тонн, подводную скорость в 30 узлов, глубину погружения более 1000 м, экипаж – 36 офицеров ГУГИ. Корпус подводной лодки сделан из титановых сплавов. Вероятно, ПЛ обладает усовершенствованной двигательной установкой, которая обладает несколькими боковыми системами, меняющими вектор движения подводной лодки. С помощью этих небольших маневровых двигателей «Кашалот» может «парить» над базальтовым дном океана.

На борту АПЛ предположительно установлено следующее оборудование: эхолот, телевизионная наблюдательная система, ГАС бокового обзора, магнитометр, спутниковая система навигации, высокочастотный профилограф, фотоаппаратура для съемки глубоководных объектов, роботизированный манипулятор с дистанционным управлением, система отбора проб воды, барокамера для водолазов и система выхода водолазов на грунт.

По данным открытых источников, в составе флота находится 3 АГС проекта «Кашалот», однако точный их статус неизвестен.


Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка»

Атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка» или «Лошарик» – название, под которым она известна широкой общественности, была принята в состав флота около 2010 года. АГС имеет полное водоизмещение в 2000 тонн. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса. По разным данным, АГС может погружаться на глубину от 3000 до 6000 м.

Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры. В подводном состоянии «Лошарик» может находиться несколько месяцев.

Предположительным носителем АГС проекта является АПЛ специального назначения БС-136 «Оренбург».


Научно-исследовательская автономная глубоководная станция проекта 16811 «Консул»

Научно-исследовательские автономные глубоководные станции проектов 16810 «Русь» и 16811 «Консул» базируются на судах проектов 22010 «Крюйс» и 20180 «Звездочка». Батискафы построены по схожим проектам и имеют небольшие различия. АС-37 проекта «Русь» вошла в состав флота в 2007-м году, АС-39 – в 2011 году. «Русь» имеет полное водоизмещение в 25 тонн и может погружаться на глубину до 6000 м, «Консул» имеет водоизмещение в 26 тонн, и способен погружаться до 6270 м. Экипаж батискафов – 2-3 человека. Аппараты имеют ресурс на 500 погружений на глубину более 4000 м и 1000 погружений на глубину до 4000 м.

Назначение аппаратов пр.16810 и 16811:
1) классификация и видеосъемка объектов на морском дне;
2) выполнение подводных технических работ с помощью манипуляторного устройства;
3) обследование подводных сооружений и объектов;
4) доставка на грунт или подъем на поверхность предметов массой до 200 кг.


Подводный аппарат DeepWorker 2000

Подводный аппарат DeepWorker 2000 базируется на опытовом судне «Селигер» проекта 11982. Аппарат канадского производства способен погружаться на глубину до 1000 м, продолжительность погружения – 6 часов в штатном режиме и 80 часов – в аварийном. DeepWorker 2000 оснащен 4-мя движителями, мощностью по 1 л.с. каждый. На аппарат возможна установка широкого спектра дополнительного оборудования: манипуляторов, видеокамер, гидролокатора, доплеровского лага, гидроакустической навигационной системы. Аппарат имеет полусферический купол, обеспечивающий отличный обзор пилоту. Габариты купола позволяют легко производить фото- или видеосъемку на неспециализированные камеры без необходимости использования дорогостоящих подводных камер или боксов. Сравнительно небольшая масса – 1800 кг – и компактность аппарата позволяют производить спуск и подъем аппарата любым корабельным неспециализированным краном достаточной грузоподъемности, а также транспортировать любым видом транспорта. Аппарат Deep Worker управляется одним пилотом.

Проекты в стадии строительства


В интересах ГУГИ в настоящее время идет довольно интенсивное строительство кораблей и АПЛ. Далее будет рассказано о проектах, которые в ближайшее время должны поступить на вооружение ГУГИ.


Океанографическое исследовательское судно проекта 02670

Океанографическое исследовательское судно «Евгений Горигледжан» проекта 02670 создается на базе спасательного буксира МБ-305, построенного в Польше, на Щецинской верфи в 1983 году и несшего службу на Северном и Балтийском флотах, что на 40% удешевило его постройку. По проекту 02670 оно будет переоборудовано для проведения подводно-технических работ, экологического мониторинга морской среды, океанографической съемки придонного слоя, оказания помощи силам поиска и спасения на море. Корабль примет на борт обитаемые глубоководные аппараты типа «Русь», «Консул» и спасательные аппараты типа «Бестер». Водоизмещение судна – 4000 тонн, автономность – 30 суток, экипаж – 32 человека и 25 членов экспедиции. Вступление судна в строй планируется на 2021 год.


Океанографическое исследовательское судно проекта 16450 «Гараж-Гюйс»

Океанографическое исследовательское судно «Академик Агеев» проекта 16450 «Гараж-Гюйс». Информации о судне немного. «Академик Агеев», настолько засекречен, что не раскрыты даже его геометрические размеры и водоизмещение. Поскольку судно океанографическое, то есть предназначенное для плавания в океанской зоне, совершая самые дальние походы, в том числе и к берегам США, оно относится к первому рангу. В связи с чем, можно предположить, что его водоизмещение никак не меньше 10 000 тонн, а, может быть, и больше. Известно, что на нем предусматривается набор сил и средств для исследований, в том числе и с помощью глубоководных беспилотных аппаратов, возможность базирования которых предусмотрена на данном корабле.


АПЛ специального назначения К-329 «Белгород» проекта 09852

АПЛ специального назначения К-329 «Белгород» проекта 09852 изначально строилась по проекту 949А «Антей» однако в 2012 году субмарина была перезаложена по новому проекту. Во время достройки и переделки длина АПЛ увеличилась со 154 до 184 м, ширина корпуса составила 18,2 м, что делает «Белгород» крупнейшей субмариной в мире.

Подводное водоизмещение АПЛ составляет, по открытым данным, 30 000 тонн, предельная глубина погружении – 600 м, подводная скорость – 32 узла, экипаж – 107 человек. ГЭУ состоит из двух реакторов ОК-650В мощностью по 190 МВт.

Главным вооружением «Белгорода» должны стать ядерные торпеды «Посейдон» (в СМИ сообщают о способности АПЛ нести 6 таких торпед), также субмарина может быть носителем АГС проекта 10831 «Калитка» и глубоководных беспилотных аппаратов типа «Клавесин-2Р-РМ».

Вступление субмарины в строй ожидается уже в текущем году.


Инфографика, посвященная АПЛ специального назначения «Хабаровск» проекта 09851

Если об АПЛ «Белгород» известно мало, то о субмарине специального назначения «Хабаровск» проекта 09851 – почти ничего. Даже нет точной информации, будет ли она в подчинении ГУГИ. Предполагается, что на АПЛ будет установлен реактор нового типа и она, как и «Белгород», будет носителем стратегических ядерных торпед «Посейдон».

Предположительные характеристики «Хабаровска»: длина – до 120 м, водоизмещение – до 10 000 тонн, максимальная глубина погружения – 400-500 м, двигательная установка – 1 ядерный реактор и водометный движитель. Предполагается что на субмарине применены многие конструктивные решения ранее отработанные на АПЛ проекта 955 «Борей».

По планам «Хабаровск» должен войти в строй в 2022 году.

Заключение


Секретность деятельности ГУГИ затрудняет объективную оценку работы ведомства. Однако тот факт, что для ведомства строятся самые современные океанографические суда, атомные субмарины и глубоководные аппараты, указывает на то, что государство высоко ценит работу Главного управления глубоководных исследований и готово в нее вкладываться.

Несомненно, ГУГИ работает на перспективу, ведь давно известно об огромных природных ресурсах сосредоточенных на больших глубинах под водой. Например, на арктическом шельфе России обнаружены огромные запасы нефти и газа.

Однако ведущая роль отводится военным миссиям. Здесь и возможность воздействовать на глубоководные коммуникации вероятного противника, и создание новых видов оружия способных работать на большой глубине, и миссии по подъему особо важных объектов с океанического дна.

Поэтому работа ГУГИ в ближайшие годы будет получать достойное финансирование и материально-техническое обеспечение.

Однако если будущее ГУГИ выглядит безоблачно, то у других ведомств флота не все так благополучно. Но об этом — в следующей статье.

Продолжение следует…
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +28
    15 мая 2020 06:09
    Спасибо, вот ради таких статей и стоит заходить на ВО!
  2. +22
    15 мая 2020 06:21
    Прекрасная статья. А ГУГИ- семь футов под килем.
  3. Комментарий был удален.
    1. -1
      15 мая 2020 08:10
      можете указать какие?
      1. 0
        15 мая 2020 08:55
        ну хотя бы 29 обрпл из Оленьей...
    2. +3
      15 мая 2020 08:52
      Могу точно сказать, что по данным открытых источников все суда, упомянутые в статье связаны с работой ГУГИ.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  4. +2
    15 мая 2020 06:54
    Отличная статья. Ждём продолжение .
    1. +3
      15 мая 2020 08:31
      Спасибо! Рад стараться! hi
  5. 0
    15 мая 2020 07:13
    Название "Калитка" впечатляет. Калинка, еще прикольней
    1. +1
      15 мая 2020 14:23
      Цитата: Анджело Проволоне
      Название "Калитка" впечатляет. Калинка, еще прикольней

      А "Гваритира", а "Гараж-Гюйс"??? Тоже неплохо.
  6. +2
    15 мая 2020 07:18
    Интересно а как происходит высадка водолаза на грунт, он же должен висеть на крюке, и люк должен быть большим. , после погружения, допустим на 300 метров, он должен просидеть в барокамере пару недель. Да и аквалангисты , обычно безопасная глубина считается 30-40 метров, и то должны пройти декомпрессию на глубине 10 метров, хотя бы минут 5. Есть и рекорды аквалангистов с глубиной погружения за 200 метров. Там тоже декомпрессия неделю надо, а иначе кранты. Девочку одну жалко фридайвершу, ныряла без акваланга, попыталась прыгнуть на 250 метров и пропала, на 200 метров она прыгала. Не помню как фамилия. Перерезать то оптиковолоконный кабель не проблема, а вот считать информацию с него без вскрытия невозможно.
  7. +6
    15 мая 2020 07:22
    70% поверхности нашей планеты покрыты водами Мирового океана. Там скрыто множество тайн и это правильно, что Россия на высочайшем технологическом уровне участвует в их разгадке...
    1. -1
      15 мая 2020 08:24
      Конечно правильно!
  8. +13
    15 мая 2020 07:33
    Океанографическое исследовательское судно "Алмаз" проекта 22010 «Крюйс» после спуска на воду.Порт Калининград.
    Фото моё.
  9. +6
    15 мая 2020 08:15
    У нашего ВМФ уже имеет место быть большая проблема с мноцелевыми АПЛ, в итоге Белгород вместо достройки по пр.949АМ в качестве носителя Калибров, курочат и уродуют. Зачем. Смысл нам иметь в качестве носителей Гигаторпед уникальные носители?
    Гигаторпеда только тогда имеет какой либо оперативный смысл, если она перевозится на Камазе-танковозе, ее можно спустить в воду обычным краном с любого пирса и отправить в последний путь. А мы что видим?
    1. +4
      15 мая 2020 08:37
      О "Посейдонах" нет однозначного мнения - кто-то "за". кто-то "против". Пока ничего однозначно сказать нельзя, поскольку изделие на испытаниях и чем они закончатся - неизвестно. Вообще, идея не нова, еще академик Сахаров (если не ошибаюсь), предлагал проект атомной торпеды для ударов по прибрежным городам. Так что, думаю, если "Посейдоны" подтвердят на испытаниях заявленные характеристики, то у наших СЯС появится новый инструмент, расширяющий их возможности.
      1. -2
        15 мая 2020 09:10
        Почитайте Гусева "Торпедная жизнь", если я правильно помню название. Трезвые люди уже тогда запинывали гигаторпеду под шконку. Вы понимаете иметь для гигаторпед уникальные по акустическому портрету носители, я даже прокомментировать без мата не могу. А уж то что мы в угоду гигаторпедизьму применимому сугубо в условиях разгара ТМВ,пожертвовали достройкой 949 проекта, это преступление именуемое в УК РФ "Измена родине"..

        Условие когда они бы были полезны я назвал.
        1. +6
          15 мая 2020 10:52
          Цитата: Кирилл Г...
          А уж то что мы в угоду гигаторпедизьму применимому сугубо в условиях разгара ТМВ,пожертвовали достройкой 949 проекта, это преступление именуемое в УК РФ "Измена родине"..

          То же можно сказать о БС-64, когда фактически вывели из состава стратегических сил новую еще РПКСН 667бдрм проекта и "перестраивали" её почти 20 лет. И это при наличии лодок 941 проекта, стоящих без вооружения, тоже еще не старых на тот момент и при соответствующей переделке способных тащить в своем межкорпусном пространстве целую флотилию подобных аппаратов, если учесть, что до этого там размещалось 20 шахт, в каждой из которой была ракета массой по 90 тонн.
          1. +2
            15 мая 2020 10:59
            Да разумный вариант. С 941 пр. как то очень не рачительно обошлись
          2. +4
            15 мая 2020 16:22
            Цитата: Андрей НМ
            То же можно сказать о БС-64, когда фактически вывели из состава стратегических сил новую еще РПКСН 667бдрм проекта и "перестраивали" её почти 20 лет. И это при наличии лодок 941 проекта, стоящих без вооружения

            ПМСМ, пр. 941 для ГУГИ слишком крупный. Да и на то время с 941 были варианты...
            Другой вопрос - зачем курочить новый БДРМ, если на тот момент были живые БДР (более того, одну из них поставили под переоборудование)? Одна из ТОФ-овских БДР жива до сих пор.
            1. +2
              15 мая 2020 17:41
              Цитата: Alexey RA
              Другой вопрос - зачем курочить новый БДРМ, если на тот момент были живые БДР

              Тоже верно. Но если взять "Белгород", то там масштабы "парохода" соизмеримы с 941-м проектом.
              За К-64 обидно, особенно если на нем в море выходил, когда он был еще нормальным "свежим" РПКСНом.
            2. +6
              15 мая 2020 18:14
              Цитата: Alexey RA
              Одна из ТОФ-овских БДР жива до сих пор.

              А ведь только вчера простились с Виктором Кирилловичем Гупаловым, бывшим генеральным директором ГП «Красноярский машиностроительный завод» («Красмаш»). Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, кандидат технических наук, профессор... Я думаю, что каждый подводник-ракетчик, каждый, кто служил на лодках 667-х проектов, кто хоть раз открывал формуляры на изделия, слышал об этом человеке. 30 лет (1975-2005) он руководил этим предприятием и очень много сделал для развития флота. Во многом благодаря ему сегодня еще живет наша морская стратегическая составляющая. Он не дал в лихие 90-е уничтожить стратегическое предприятие, которое сегодня работает на благо обороноспособности России. И ведь нигде об этом не сообщили. А ведь во многом благодаря ему у нас есть "Синева" с "Лайнером" и сейчас "Сармат" на этих мощностях строится. Вы знаете, это был человек уровня Макеева, Решетнева и т.д. Понятно, что вечного ничего не бывает, но все же...
            3. +2
              16 мая 2020 12:30
              Да не одна, одна в строю пока, "Рязань", остальные же несколько лет как повыводили из боевого состава, по моему не все ещё попали на утилизацию, Вот из них бы и дёргали на перестройку под ГУГИ.
              То, что новые лодки пускают под переоборудование это дурь полная, особенно это касалось "Белгорода".
    2. 5-9
      +1
      15 мая 2020 16:18
      Зачем нам мега-носитель Калибров?
      1. +1
        16 мая 2020 12:31
        Чтобы запускать "Калибры" ясное дело. А Вы что подумали?
        1. 5-9
          0
          17 мая 2020 09:47
          Зачем их запускать именно с такой дуры? В какой ситуации и по какой цели?
          Только учитывайте, что массовый запуск КР с обычными БЧ - это бессмысленная трата денег.... доказано "партнёрами" в Сирии...
          1. 0
            17 мая 2020 13:09
            А какой не-дуры их надо запускать? На Белгороде должно было быть 72 ракеты.
            И да, в базовом варианте он имел такие же размеры корпуса как любой "батон", удлиняли его "под ГУГИ".

            Только учитывайте, что массовый запуск КР с обычными БЧ - это бессмысленная трата денег.... доказано "партнёрами" в Сирии...


            То есть все Калибры надо снять с вооружения, так? Они же в неядерном варианте у нас в основном.
  10. +1
    15 мая 2020 08:30
    Примеры новых океанографических судов и ледоколов показывают, что Россия не разучилась делать надводные корабли водоизмещением свыше 25 тысяч тонн. А значит, и 22350М, и 23560 вполне под силу. Было бы финансирование и бесперебойное снабжение всем необходимым
  11. +1
    15 мая 2020 09:29
    Всё серьёзно. Всё по взрослому!
  12. 0
    15 мая 2020 10:02
    Омгф... И тут зоопарк crying
  13. +5
    15 мая 2020 10:28
    ГУГИ - семь футов под килем, экипажам всегда возвращаться с победой.
    Хорошая статья, насколько можно вообще рассказать о подобном подразделнии
  14. 0
    15 мая 2020 10:29
    Пусть будет у военного флота России больше кораблей разного тина и назначения...
    1. -1
      15 мая 2020 11:37
      Назначение у них в основном - работать с обитаемыми/необитаемыми подводными аппаратами в океанской зоне, ну и обеспечение работы водолазов. Для Арктики ладно. еще можно отдельный проект забабахать. Ну и + спасательные работы. Разный корабль - разный экипаж и так далее. Унификация? нет, не слыхали.
  15. +10
    15 мая 2020 10:52
    В данной статье пойдет речь об одном из самых секретных подразделений Министерства обороны России — Главном управлении глубоководных исследований (ГУГИ).
    ГУГИ не является "одним из самых секретных". "Одной из самых секретных" является подчиненная ГУГИ воинская часть №45707, дислоцирующаяся в Петергофе. Как раз она занимается эксплуатацией атомных глубоководных станций, экипажи которых имеют официальный статус гидронавтов. Основные задачи - разведывательная деятельность, прослушка кабелей, установка датчиков движения на вероятных маршрутах движения подводных лодок, сбор со дна обломков кораблей, самолётов, спутников, затонувших при испытаниях образцов вооружения и тому подобное.
    Часть сформирована еще в СССР, в 1978 году. Учитывая, что с 1978 года и по настоящее время тридцать пять гидронавтов получили звания Героя Советского Союза и Героя России, свои функции подразделение выполняет исправно.
    Информация - из открытых источников.
    1. +2
      15 мая 2020 14:44
      Награды получали за испытания глубоководных погружений, дошли до отметки 460 метров, проблем огромная куча. Всплывали потом 2 месяца. На кислородно гелиевой смеси, в барокамере, дошли до давления 500 метров и бросили, у испытателей начало сносить крышу У батискафа надо тонны 4 свинцовой дроби использовать чтобы погрузится, на такую глубину, а потом ее всю скинуть что бы всплыть. Фридайверша Наталья Молчанова, Пропала безвести , видел докфильм, пытаясь прыгнуть на 250 метров, под воду. А некоторые пишут что чуть ли просто купалась, и ее унесло подводным течением.
  16. Очень познавательно!
    Милость просим объяснить про БС-64 «Подмосковье». Почему относительно современный стратегический ракетоносец был переоборудован? Что побудило командования ВМФ?
    1. Комментарий был удален.
  17. +2
    15 мая 2020 17:07
    Цитата: Вольный ветер
    Интересно а как происходит высадка водолаза на грунт, он же должен висеть на крюке


    Как туша в холодильнике что-ли? :)

    Цитата: Вольный ветер

    после погружения, допустим на 300 метров, он должен просидеть в барокамере пару недель.


    Необязательно. Всё зависит от донного времени.

    Цитата: Вольный ветер

    Да и аквалангисты


    Вот эти действительно отморозки. Творят такие вещи, от которых у водолазов волосы встают дыбом во всех местах. :)
    Кстати у "аквалангистов" или дайверов самыми "крутыми" считаются не погружающиеся глубоко, а погружающиеся в "надголовные" среды типа пещер.
    Там и подготовка гораздо сложнее, чем для нырка на 200 метров.

    Цитата: Вольный ветер

    обычно безопасная глубина считается 30-40 метров, и то должны пройти декомпрессию на глубине 10 метров, хотя бы минут 5.


    Безопасная глубина 10 м. С неё можно всплыть в любой момент НЕЗАВИСИМО от времени на этой глубине проведённом. И декомпрессия 5 мин на 10 м это .... непонятно. Не из той оперы откуда-то. Последняя декомпрессионная остановка происходит на глубине 3-5 метров в зависимости от условий погружения.

    Цитата: Вольный ветер

    Есть и рекорды аквалангистов с глубиной погружения за 200 метров. Там тоже декомпрессия неделю надо, а иначе кранты.


    Рекорд погружения с аппаратурой открытого цикла по-моему 323 метра. Ахмед Габр. Декомпрессия менее недели.

    Цитата: Вольный ветер

    Не помню как фамилия.


    Наталья Молчанова. Чемпионка по фридайвингу. Погибла в Средиземном море.
    Но фридайверы это СОВСЕМ отдельная тема.
    1. 0
      15 мая 2020 18:31
      Водолаз в мягком костюме плавать не может, Шлем весит наверное кг10, свинцовый пояс , свинцовые подошвы на калоши. У некоторых бывает и балон с воздухом, на всякий случай, если шланг подачи воздуха оборвет. Общий вес кг 30 .Поэтому водолаза и опускают и поднимают на тросу.
  18. 0
    17 мая 2020 22:04
    Интересная статья. Я даже и не предполагал о наличии у России большинства аппаратов из статьи