Лазерный ганшип: новое лицо американского милитаризма

На прошедшей недавно Special Operations Forces Industry Conference (которая по новой моде была полностью онлайн) представители ВВС заявили, что первый опытный самолёт АС-130J с 60-киловаттным лазером полетит уже в 2022 году. При этом лазер будет установлен в дополнение к имеющемуся набору вооружения, а не заменит что-то из него.

Родом из 90-х

Для людей, интересующихся темой лазерного вооружения, такие заявления не стали чем-то новым и неожиданным. Интерес сил специальных операций и ВВС к лазерным установкам на ганшипах имеет серьёзные исторические корни. Первый подобный проект — установка лазерной пушки на малозаметный самолёт огневой поддержки AM-X Commando Dagger — датируется ещё серединой 90-х. Тогда предполагалось, что лазер заменит основной калибр ганшипов, а именно 105-мм гаубицу. Её считали избыточной и хотели достичь гибкости.

Внешний вид самолёта огневой поддержки AM-X Commando Dagger засекречен по сей день, и нам доступен лишь такой вот набросок

Лазер должен был работать в нескольких режимах. На своём пределе он представлял угрозу не только для пехоты противника, но и для небронированной и легкобронированной техники, мог сбивать вертолёты и самолёты, а также выступать в роли ПРО, уничтожая ракеты, в том числе атакующие и сам ганшип. В другом режиме луч был бы оружием нелетальным, ослепляя противника и выводя его из строя. Это серьёзно упростило бы задачи по захвату вражеских лидеров в плен или операции посреди скопления гражданского населения.

Программа Commando Dagger в начале нулевых прекратила своё существование, но идея создания лазерного ганшипа прижилась. С того времени почти каждый новый проект малозаметного транспорта предлагал эту опцию. Но долгое время это были не более чем разговоры — никто подробно лазерную установку даже не прорабатывал.

Проект лазерного ганшипа на базе малозаметного транспортного самолёта Lockheed Martin MACK как будто попал к нам из какой-то научной фантастики

Новое лицо ганшипа

Ситуация изменилась в 2015 году, когда на фоне новых вызовов для американских вооружённых сил к модернизации ганшипов решили подойти по-серьёзному. Тогда стартовали работы по созданию управляемых снарядов для 105-мм гаубицы и ствольных ракет для неё же, начали исследовать вопросы разработки корректируемых боеприпасов для автопушек. И конечно же, выделили деньги на лазерное вооружение.

Работы предполагалось вести в двух направлениях. Лазер в 120 киловатт предназначался для замены гаубицы и по своим возможностям соответствовал требованиям, которые предъявляли ещё в ходе программы Commando Dagger.

Установка лазера в 120 киловатт, занимающая почти весь полезный объём самолёта. Хорошо видно расположение фокусирующей линзы в поворотной турели под фюзеляжем. Это, судя по всему, и будет стандартом для подобных самолётов

Второй вариант предполагал создание лазера в 60 киловатт, который можно было бы установить на ганшип, сохранив его прежнее вооружение. Основной его целью стала бы гражданская техника и, конечно же, «главная угроза» нашего времени — БПЛА. Считалось, что мощности хватит и для уничтожения (или хотя бы ослепления) ракет и мин. А значит, ганшип над головой спецназа сможет не только прикрыть его огнём, но и, например, защитить от обстрела. Способен такой лазер и сжечь антенны, и ослепить оптику у машин более бронированных. Ну и разумеется, выступить в роли нелетального оружия против живой силы противника.

Установка лазера в ганшип с сохранением 105-мм орудия

И вот второй путь, судя по всему, и подходит к своей реализации. Не ясно, отказались ли от более мощного лазера из-за проблем с ним или просто решили, что ещё пока рано менять гаубицу. А может, мы его ещё увидим. Но даже 60-киловаттный лазер серьёзно расширяет возможности ганшипа в бою.

Также ходят разговоры, что схожая лазерная установка будет использоваться на других самолётах (от истребителей до бомбардировщиков и заправщиков), но уже как система самообороны. Оттого и интерес к программе достаточно высокий.

Конечно, есть и некоторые вопросы. Например, хватит ли мощности лазера для действия в плохих погодных условиях (а ганшипы последних моделей умеют воевать и в непогоду). Или насколько гуманно нелетальное оружие, способное навсегда ослепить человека и оставить ему серьёзные ожоги.

Технически никаких сложностей в создании подобного лазера и его установке на АС-130 нет. Потому помешать реализации программы могут разве что возможные сокращения бюджета. Вот так вот лазерное вооружение всё больше из научной фантастики перекочёвывает в обыденность.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий