Проект особой важности: ВМС США готовятся принимать самолёты F/A-18E/F Block III

22

Последний серийный F/A-18E Block II

Не так давно компания Boeing завершила производство и поставки истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F Super Hornet серии Block II. Теперь развернуто строительство самолетов новой версии Block III. Первые машины этой серии несколько дней назад покинули сборочный цех, и вскоре начнут службу в одной из эскадрилий ВМС США. За ними скоро последуют новые.

Предыдущая серия


Проект F/A-18E/F Block II был создан в первой половине двухтысячных, и в 2005 г. стартовало серийное производство. Компания «Боинг» регулярно передавала заказчику новые самолеты, но теперь их производство остановлено. Последнюю машину 2-й серии сдали флоту несколько недель назад.



17 апреля был подписан акт о передаче самолета F/A-18E с серийным номером «E322», завершающим серию Block II. К настоящему времени машина передана в состав 34-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи морской авиации и готовится к полноценной службе.


Один из первых самолетов Block III

С 2005 по 2020 г. компания-производитель передала ВМС 322 одноместных самолета F/A-18E и 286 двухместных F/A-18F. К моменту завершения производства 2-й серии «Боинг» и смежные предприятия перестроили производственные цепочки и начали строительство первых истребителей следующей модификации.

«Блок-3»


В марте 2019 г. ВМС США и Boeing заключили контракт на строительство и поставку новых самолетов F/A-18E/F новой серии Block III. Соглашение предусматривало скорый запуск производства с поставкой техники в 2020-2024 гг. Пентагон желает получить 78 самолетов новой серии. Основную массу поставок, 61 единиц, составят одноместные истребители F/A-18E. Двухместные «F» заказаны в количестве 17 штук.

Общая стоимость контракта – ок. 4 млрд долл. Таким образом, средняя стоимость машины 3-й серии достигает 51,3 млн долл. Для сравнения, производство F/A-18E/F Block II обходилось менее чем в 50 миллионов.

8 мая компания «Боинг» вывела из сборочного цеха два первых самолета F/A-18F новой серии. После испытаний их передадут заказчику для ввода в строй и полноценную эксплуатацию. Приемка состоится в течение двух месяцев.


Изображение F/A-18F из рекламных материалов

Параллельно с производством новых самолетов Block III будет осуществляться модернизация имеющихся Block II. Начиная с этого года, ВМС планируют ежегодно делать заказы на ремонт и обновление истребителей из наличия. До 2033 г. такую модернизацию пройдут все строевые самолетов предыдущей серии. Это позволит нарастить боеспособность морской авиации без крупных затрат на строительство требуемого числа самолетов последней модификации.

Особенности серии


Модификация Block III отличается существенными изменениями планера, общесамолетных систем и радиоэлектронного оборудования. Доработки направлены на рост основных тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Вновь строящиеся самолеты будут изначально обладать всеми этими качествами, а бывшие Block II получат их по результатам капитального ремонта.

За счет доработок планера и отдельных систем обеспечивается рост ресурса с 6 до 10 тыс. летных часов. Обеспечено некоторое снижение эффективной площади рассеяния. Сверху на фюзеляже устанавливаются конформные баки на 3500 фунтов (1589 кг) горючего в дополнение к внутренним на 6200-6600 фунтов, что обеспечивает рост дальности полета без ощутимого ухудшения аэродинамики.


Главные особенности модернизации Block III

Проведена глубокая модернизация бортового комплекса электроники. В состав БРЭО введены новые приборы спутниковой связи. Улучшены сетевые возможности, связанные с обменом данными. Прицельно-навигационный комплекс получил возможность работы с подвесными контейнерами инфракрасной разведки. Часть имевшихся агрегатов сохранена, но с повышением основных характеристик. Сформирована «стеклянная кабина». Ее основой является жидкокристаллический экран размером 19х10 дюймов (482х254 мм), занимающий большую часть приборной панели.

Боевая нагрузка и номенклатура применяемых вооружений не изменились, F/A-18E/F версии «Блок-3» может нести то же оружие, что и Block II. При этом подвесные контейнеры, новые средства связи и управления и т.д. упрощают его применение и повышают общие боевые качества.

Взлетно-посадочные характеристики остались на уровне предыдущих модификаций и обеспечивают полноценную эксплуатацию на авианосцах. Дополнительное топливо позволяет увеличить дальность и/или продолжительность полета, нагрузку и т.д.

Перспективы парка


С 2005 по 2020 г. компания Boeing и субподрядчики построили более 600 самолетов F/A-18E/F Block II в двух модификациях. Часть этой техники была потеряна или списана в прошедшие годы. По открытым данным, на службе остается 540 самолетов этого типа, из них ок. 400 ед. готовы к эксплуатации.


Новое оборудование кабины

В новой 3-й серии пока готовы только два самолета. Сейчас они проходят испытания и оправятся на службу только летом. После этого в течение нескольких следующих лет ожидается строительство еще нескольких десятков машин – в общей сложности 78 ед.

В обозримом будущем доля самолетов Block III будет постепенно расти – как за счет строительства новых, так и при помощи модернизации наличных Block II. Нынешние планы Пентагона предусматривают формирование флота из 618 самолетов последней модификации, однако на это уйдет 12-13 лет. По итогам этих работ палубная авиация останется без самолетов 2-й серии.

Самолеты для экспорта


Основным заказчиком истребителей-бомбардировщиков F/A-18 всех модификаций всегда были ВМС США, однако существенное количество такой техники отправилось зарубежным заказчикам. Новая версия Super Hornet вряд ли станет исключением.

Создание проекта Block III, а именно некоторых компонентов модернизации, частично оплачивалось Кувейтом. В марте 2018 г. эта страна заказала 28 самолетов двух модификаций: 22 одноместных «E» и 6 двухместных «F». Контракт предусматривает строительство техники, сочетающей в себе приборное оснащение и возможности «блоков» II и III. Выполнение контракта начнется в ближайшее время.


Самолеты F/A-18E/F Block II на палубе авианосца

В качестве потенциального заказчика рассматривается Германия. ВВС Бундесвера планируют отказаться от устаревших самолетов Panavia Tornado, и их место могут занять американские F/A-18E/F, в т.ч. последней версии Block III. Также «Боинг» участвует в тендерах ВВС и ВМС Индии, однако они еще далеки от завершения, а их результат труднопредсказуем.

Таким образом, с точки зрения компании-производителя проект F/A-18E/F Block III уже является успешным. Получен крупный контракт Пентагона на производство и ожидаются заказы на модернизацию. Имеется зарубежный заказ на «гибридные» самолеты. Даже если Германия или Индия не пожелают покупать самолеты, Boeing не останется без прибыли.

Проект особой важности


Хорошо известно, что авианосный флот и палубная авиация является одним из главных инструментов вооруженных сил США. Их развитию придается особое значение, и результаты такого подхода можно наблюдать прямо сейчас. Всего несколько дней назад начались испытания палубных истребителей-бомбардировщиков новой серии, и в ближайшем будущем они начнут службу в ВМС.

Согласно планам Пентагона, к середине тридцатых годов весь парк самолетов F/A-18E/F будет соответствовать самой новой модификации Block III, имеющей значительные преимущества. Это позволит повысить боевые качества отдельных самолетов, авиационных групп авианосца, ВМС и вооруженных сил в целом. Таким образом, недавняя выкатка пары серийных самолетов оказывается важнейшим событием как для заказчика, так и для производителя.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    22 мая 2020 05:20
    Американцы знай себе клепают поколение 4+. А у нас в среде "экспердов" истерика: "если не 5-е поколение, то все пропало, можно накрываться медным тазиком". Не гоже радоваться за потенциального противника, но стоит согласиться, что Супер хорнет отличный самолет, с замечательными характеристиками. Против него палубные пингвины это реально пингвины.
    1. +1
      22 мая 2020 09:42
      а чего. хороший самолетик и летучий и рабочий...на сто лет еще хватит
  2. +5
    22 мая 2020 06:14
    Эх! Нам бы такие бабки и радиоэлектронную промышленность...
    1. +6
      22 мая 2020 06:18
      Нам бы такие бабки

      да есть у нас бабки. От меня через забор целых две живут, вареньем иногда угощают и с дочкой водятся :))) а вот с електронной промышленностью бяда crying намеднись решил я купить триммер не абы какой захраничнай, а свой, отечественный. Купил, покосил немного....короче нету у меня опять триммера crying
      1. 0
        7 августа 2020 16:32
        "да есть у нас бабки" - не у вас, а определённой группы лиц, которой на Вас наплевать, вы та тут причём.
        1. +1
          13 августа 2020 04:21
          "да есть у нас бабки" - не у вас, а определённой группы лиц, которой на Вас наплевать, вы та тут причём.

          А выделенные 2 трлн руб. на армию тоже они предоставили? И при чем тут я? Я не военно-промышленный комплекс РФ. Когда пишите свои революционные вскукареки хоть думайте иногда. Развитие промышленности во всех развитых странах двигало не правительство, а требование рынка. Правительство лишь могло создать условия для экспоненциального роста. А дальше сами, сами. А у нашего бизнеса любимая технология: купил-продал-вывел бабло в офшор и все.
  3. 0
    22 мая 2020 07:11
    Согласно планам Пентагона, к середине тридцатых годов весь парк самолетов F/A-18E/F будет соответствовать самой новой модификации Block III, имеющей значительные преимущества.

    Интэрэсно ... но это не F 35 всё ж! Шой то генералы\адмиралы не то задумали!
    1. 0
      22 мая 2020 09:43
      а кто вкалывать будет?
  4. +4
    22 мая 2020 12:09
    Хорошая статейка ни о чем , взял пару строк из издания, размазал на пару страниц,приклеял пару фото....... и все аля оп "авторская статья" с гонораром
    1. +4
      23 мая 2020 03:36
      Да уж , с грустью вспоминаются великолепные материалы "Зарубежного военного обозрения" времён Союза ... recourse
  5. -1
    22 мая 2020 15:09
    что обеспечивает рост дальности полета без ощутимого ухудшения аэродинамики
    ну да ну да. полторы тонны сверху)))
  6. 0
    22 мая 2020 17:45
    Хороший самолет и недорогой в сравнении с F-35C, почти в 2 раза дешевле.
    Правильно они делают. 5-е поколение - не панацея, и лучше иметь 2 машины поколения 4+ чем одну 5-го за те же деньги.
  7. 0
    22 мая 2020 18:07
    Думаю, что на block III постройка новых F/A-18 для ВС США и закончится. Далее будет только модернизация уже имеющихся самолетов.
  8. 0
    22 мая 2020 18:34
    Стесняюсь спросить, а где же Ф - 35, который должен был на палубах авианосцев заменить все на свете?
    1. 0
      22 мая 2020 19:02
      Не выходит каменный цветок, а самый лучший палубник это пока только шершень, один из не многих выдающихся американских самолетов, как и Ф-14, сколько Локхид не пыжится, а боинг уделать не может. Годные самолеты только у Нортропа и боинга выходят.
      1. +1
        22 мая 2020 19:12
        Насколько помню Ф - 14, был фирмы Грумман. Мягко говоря - аэроплан не шедевр, имел массу недостатков. Ф - 18 хорошо только потому, что ничего другого нет. Не считая Ф - 35
        1. +1
          22 мая 2020 19:48
          Совершенно верно, но грумман уже давно нортроп купил, как и боинг купил МД, разработчика шершня, а Ф-14 был в 70-80 лучшим палубным самолетом в мире и конкурентов на тот момент у него как у истребителя завоевания господства в воздухе не было. 21-ый устарел, а 23 был не о чем.
          1. 0
            22 мая 2020 20:40
            У 14 - го, кроме всем известных достоинств, были серьезные недостатки, про которые матрасные адмиралы помалкивали. И основная задача Томкета была не бои с МиГами, а перехват ракетоносцев ВМФ СССР или их ракет, если уже запустили.
        2. 0
          1 июня 2020 17:16
          С отставкой F-14D американцы потеряли очень сильный потенциал флотского перехватчика. Ни шершень. ни он же с приставкой супер так и не могут обеспечить те характеристики, которые давали Томкэт с Фениксом.. один только боевой радиус Томкэта на 300 км больше чем у шершня... поэтому они сейчас и вешают седло сверху на 1.5 тонны - чтобы хоть как то нивелировать данный факт.
          Недостатки были у первых серий А и А+, со сменой двигателей нормально коты залетали..
          1. 0
            1 июня 2020 17:20
            Ага. Только вот ресурс и стоимость этих движков были неподходящими даже для матрасников.
    2. +1
      22 мая 2020 19:38
      А чего стесняться? На кораблях они, пока, подскакивают, а вот базируются на базах:

      Amendola Air Base, Italy
      Edwards Air Force Base, California
      Eglin Air Force Base, Florida
      Hill Air Force Base, Utah
      Luke Air Force Base, Arizona
      Marine Corps Air Station Beaufort, South Carolina
      Marine Corps Air Station Iwakuni, Japan
      Marine Corps Air Station Yuma, Arizona
      Misawa Air Base, Japan
      Naval Air Station Lemoore, California
      Naval Air Station Patuxent River, Maryland
      Nellis Air Force Base, Nevada
      Nevatim Air Base, Israel
      Ørland Air Force Station, Norway
      Royal Air Force Base, Marham, United Kingdom
      В Южной Корее в следующем году будут появляться

      Пока в мире летает более 490 этих самолётов и, говорят, их количество будет увеличиваться. Но нет повода для беспокойства, аппарат яйца выеденного не стоит, как всем в России известно.
  9. 0
    28 мая 2020 23:31
    Темпы закупки авиатехники для ВКС резко упали хотя планы по перевооружению остались далеки от выполнения.
    Самым логичным сейчас было бы увеличить закупки Су-35 до 24ед в год за счёт прекращения на несколько лет закупок Су-34 и Су-30СМ пока Иркутский и Новосибирский завод не освоят новые модификации этих машин.

    Иркутский завод должен также запустить сборочную линию на 12-14 Су-35 в год для экспортных поставок.

    К 25 году количество Су-35 в ВКС должно будет достичь 200 ед (8 строевых полков).
    После чего Комсомольский завод должен полностью перейти на серийный выпуск Су-57 по 20-24 ед.в год.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»