«Контракт века» 2.0. Есть ли шансы у МиГ-35 в Индии?

53

Начали за здравие


Индийский конкурс Medium Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA) не зря величали (да и продолжают величать) «контрактом века», несмотря на то, что на кону изначально стояла скромное на первый взгляд число в 126 многоцелевых истребителей поколения 4+. Всё, как известно, познается в сравнении. Если международный рынок пассажирских самолетов исчисляется тысячами машин, то в случае с боевой авиацией счет идет скорее на десятки. Особняком сейчас стоит американский F-35 пятого поколения, но это совсем другая тема для общения: в программе изначально были многие союзники США, да и F-35 сейчас — единственный массовый истребитель пятого поколения на планете. Выбирать не приходится.

Индия никогда не была главным союзником США, полагаясь в существенной мере на военно-техническую поддержку России и Франции (хотя американцы с каждым годом всё сильней представлены на индийском рынке вооружений). Напомним, что давняя основа индийских ВВС — это российские истребители Су-30МКИ поколения 4+. Эти самолеты были вполне современными на момент середины или даже конца 90-х, однако в Индии понимают, что их давно пора дополнить чем-то более передовым.



В первой части конкурса MMRCA приняли участие шесть машин: Boeing F/A-18E/F Super Hornet, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon, Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon, МиГ-35 и Saab JAS 39 Gripen. Тогда российская машина выбыла задолго до конца состязаний, а в финальной битве сошлись европейские Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. Возможно, сказались старые связи, но так или иначе индийцы выбрали Rafale.


Надо полагать, скоро французы пожалели о «победе»: трудностей и противоречий было столько, что фактически это сделало Rafale своего рода антирекламу. В конечном счете число закупаемых машин сократили до 36. С другой стороны, поскольку Dassault Rafale сложно назвать коммерчески успешным (по состоянию на 2019 год построили чуть более 170 таких машин), даже эти несколько десятков самолетов для французов — не так и мало.

Опора на собственные силы?


Коренной перелом в программе произошел уже в 2018 году, когда ВВС Индии начали новый тендер на приобретение 114 многоцелевых истребителей. Этот проект стоимостью около 20 миллиардов долларов, по сути, представлял собой перезагрузку неудавшейся индийской программы MMRCA: иногда ее неофициально называют MMRCA 2.0. Ранее ВВС Индии выпустили предварительный запрос информации (RFI) на 72 страницах для иностранных поставщиков. Потенциальными претендентами стали новая версия F-16, Boeing F/A-18E/F, Rafale, Eurofighter Typhoon, Gripen E, а также, вероятно, российские МиГ-35 и Су-35.

«Темные пятна» проявились задолго до того, как были сделаны первые выводы. 18 мая издание Defense Security Monitor сообщило, что Индия намерена отказаться от запланированного приобретения 114 боевых самолетов в пользу национальных боевых самолетов HAL Tejas. Это проект — отдельная тема. Речь идет о легком истребителе ни то четвертого, ни то третьего поколения с боевой нагрузкой 4000 килограммов (то есть как у ранних МиГов) и восемью точками подвески. Возможно, этот проект важен для развития индийского авиастроения, однако показательно, что совершивший первый полет в далеком 2001 году самолет построили скромной серией в несколько десятков машин, включая 16 прототипов. На концептуальном же уровне произошло то, что часто случается с азиатскими военным проектами: машина успела устареть задолго до того, как стала по-настоящему серийной.


Поэтому неудивительно, что индийцы решили не делать ставку на него. Недавно командующий ВВС Индии маршал авиации Ракеш Кумар Сингх Бхадаурия сообщил, что MMRCA 2.0 остается в силе. «Этот проект находится в среднем весе и относится к тому же классу, что и Rafale, но в данном случае мы будем иметь дело с ним в сфере Make in India, с увеличением прямых иностранных инвестиций, при поддержке частного сектора. Я думаю, что в будущем это должно дать технологии, которые необходимы для поддержки авиационного сектора. Я думаю, что важно иметь новое поколение самолетов с точки зрения возможностей и технологий для того, чтобы мы могли двигаться вперед», — приводит слова индийского военного блог Центра анализа стратегий и технологий bmpd.

Что может предложить Россия


Шансы на успех Су-35, который изначально не попал даже в первый MMRCA, весьма малы. Как следует из слова командующего ВВС, машина не подходит «по классу», а кроме того, в отличие от того же Rafale, 35-й до сих пор не имеет радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). И не факт, что когда-либо ее получит: его штатная РЛС, напомним, — это Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой.

Куда больше шансов на победу у нового российского истребителя МиГ-35. Эта машина концептуально близка к Dassault Rafale и (в идеале) должна иметь радиолокационную станцию «Жук-А» с АФАР. Среди других особенностей — встроенная и контейнерная оптико-локационные станции, относительно небольшая (на фоне Су-35 и Су-30) радиолокационная заметность и относительно низкая цена эксплуатации.


Всё это не говорит о том, что МиГ-35 «лучше», чем Су-35С: просто в данном случае он смотрится более выигрышно. Косвенно интерес к новинке со стороны Индии продемонстрировали события 2019 года. Напомним, в прошлом году индийские военные летчики совершили два вылета на истребителе МиГ-35 в ходе авиасалона МАКС в подмосковном Жуковском. «Если учесть экономическую ситуацию, связанную с известной пандемией, то полностью обновленный МиГ-35 имеет все шансы на победу — мы предлагаем самые выгодные условия. Более того, я уверен, если опять не вмешается коррупционная составляющая тендера, МиГ-35 станет тем истребителем, который полностью закроет воздушное пространство Индии от всех посягательств наряду с Су-30МКИ», — сказал не так давно замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Однако одно дело преимущества перед Су-35, а другое — перед новыми западными машинами. В этом случае оценка выглядит несколько поспешной. Начнем с того, что и Rafale, и Eurofighter Typhoon (про американские машины даже речь не идет) построены сериями в десятки и даже сотни машин, и много лет эксплуатируются разными странами мира.

В случае с МиГ-35 всё иначе. На форуме «Армия-2018» компания «МиГ» подписала с Минобороны контракт на поставку до 2023 года лишь шести МиГ-35. А задолго до этого Министерство обороны дало понять, что делает ставку на истребители «Сухого», что в целом разумно с точки зрения унификации авиапарка самолетов ВКС РФ. Не вызвал «МиГ» большого энтузиазма и в других странах. Все это, вероятно, отпугнет индийцев, которые рассчитывают получить более проверенный аппарат. С другой стороны, данное обстоятельство вовсе не ставит крест на коммерческом потенциале «МиГа».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    26 мая 2020
    «Контракт века» 2.0. Есть ли шансы у МиГ-35 в Индии?
    Шансы конечно есть, но они настолько "иллюзорны", что лучше о них не говорить...
    1. -8
      26 мая 2020
      Цитата: svp67
      Шансы конечно есть, но они настолько "иллюзорны", что лучше о них не говорит

      Наши менагеры заносить не умеют, умеют только выносить.
      1. +3
        26 мая 2020
        Цитата: pmkemcity
        Наши менагеры заносить не умеют, умеют только выносить.

        Я Вас умоляю, до этого умели, а тут разучились... Просто суммы и объемы того что могут занести наши и американские "менагеры" разнятся и на порядок...
        1. -1
          26 мая 2020
          Цитата: svp67
          Просто суммы и объемы того что могут занести наши и американские "менагеры" разнятся и на порядок...

          Американцы, скорее сами попросят, чем занесут.
          1. +2
            26 мая 2020
            они то занесут,но в итоге откат включат в стоимость продукции ещё и с наценкой х2. рафали по 200 лямов это просто шедевр маркетинга. а индусы вообще детишек напоминаю о, которые ведутся на буклеты и при этом вообще не в теме мат.части
    2. 0
      26 мая 2020
      А если индусам "занесут" борзых щенков?

      Согласен, шанс - это категория вероятностная. Он равен нулю, в случае, если не подать заявку.
      1. +3
        26 мая 2020
        Цитата: Ilya-spb
        равен нулю, в случае, если не подать заявку.
        Одна из причин провала в первой части конкурса - были настолько уверены в успехе, что не подготовили машину для выставки в Бангалоре: осадочек остался.... Примерно в тоже время был скандал: исчез перевод денег из Индии в РФ, индусы отправили, но получатель не получил....
    3. -3
      26 мая 2020
      Надо слонов уговорить во всех смыслах
    4. 0
      26 мая 2020
      говорили же уже ,что индейцы купят рафаль ,что статьи плодить?
    5. -1
      26 мая 2020
      Индийские тендера сродни мексиканским/бразильским сериалам.
      Так что к новой борьбе надо готовиться
    6. avg
      +1
      26 мая 2020
      Цитата: svp67
      Шансы конечно есть, но они настолько "иллюзорны", что лучше о них не говорить...

      Вообще-то, если вспомнить, они у нас и Су-30 и Т-90 покупали сырыми и буквально "выкручивали руки" заставляя доделывать под их требования. И что интересно, впоследствии это и нам пошло на пользу. Возможно, что-то подобное и с МиГом будет.
    7. 0
      26 мая 2020
      шансы есть всегда, просто там уж очень много всего намешано, так что, как сказал слепой "поживем - увидим".
  2. -5
    26 мая 2020
    F-35 сейчас — единственный массовый истребитель пятого поколения на планете
    А точно по всем параметрам он 5-го поколения?
    1. +5
      26 мая 2020
      Цитата: Владимир_2У
      А точно по всем параметрам он 5-го поколения?

      А у кого то еще есть массовый истребитель у которого этих параметров больше?
      1. -2
        26 мая 2020
        Цитата: svp67
        А у кого то еще есть массовый истребитель у которого этих параметров больше

        Разве вопрос был о количестве самолётов? Вопрос был о количестве параметров 5 поколения, и вот по паре минимум Ф-35 не дотягивает.
        1. +2
          26 мая 2020
          Цитата: Владимир_2У
          Вопрос был о количестве параметров 5 поколения, и вот по паре минимум Ф-35 не дотягивает.

          Это по каким?
          Цитата: Владимир_2У
          Разве вопрос был о количестве самолётов?

          Просто сейчас не с чем его вообще сравнивать...только китайцы близки к выпуску легкого самолета 5-го поколения, но и у них его еще нет
          1. -3
            26 мая 2020
            Цитата: svp67
            Это по каким?
            Крейсерский сверхзвук, сверхманевренность точнее их отсутствие.
            1. +4
              26 мая 2020
              Цитата: Владимир_2У
              Крейсерский сверхзвук, сверхманевренность точнее их отсутствие.

              Последнее это нами введенный пункт. Тактика действия западных истребителей рассчитана на то, что враг будет уничтожен с такой дальности, на которой сверхманевренность не понадобиться.
              Да и тогда, что Наш Су-57, что китайские самолеты вообще к 5-му поколению отнести невозможно
              1. -1
                26 мая 2020
                Крейсерский сверхзвук вообще то западная выдумка
                Цитата: svp67
                Да и тогда, что Наш Су-57

                А вот это еще почему?
                1. +1
                  26 мая 2020
                  Цитата: Владимир_2У
                  А вот это еще почему?

                  Хотя бы по движкам, которые 5-му поколению не соответствуют
                  1. +2
                    26 мая 2020
                    Цитата: svp67
                    Хотя бы по движкам, которые 5-му поколению не соответствуют

                    Да разве? Уже про АЛ-41Ф1 (изделие 117) :
                    Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, созданный НПО «Сатурн» по заказу ОКБ Сухого, он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания
                    такое пишут, а ведь это первый этап. Но если Вы про "инфракрасную заметность" то да, его выхлоп видно чуть дальше, чем от плоскоСопельных движков.
                  2. 0
                    26 мая 2020
                    вообще соответствуют АЛ41Ф1 вполне себе аналог F119 от F-22
                    а F-22 единственный реальный массовый истребитель 5-го поколения
      2. 5-9
        -2
        26 мая 2020
        Массовость - это критерий принадлежности к 5-му поколению? А Ф-22, Ф-22-то родимый в количестве 167 штук - массовый или тоже того, не дотягивает?
    2. +1
      26 мая 2020
      Он невидимый smile
    3. bar
      +1
      26 мая 2020
      А точно по всем параметрам он 5-го поколения?

      Полосатые сами пишут правила и сочиняют эти параметры. Какие нужно - допишут. Какие не нужны - вычеркнут. Вот нет у них нормального сверхзвука и маневренности - не беда. Скажут, что для 5-го поколения они и не нужны. Зато есть малозаметность. Ну и здорово, значит это и будет главным параметром.
  3. Нет у МиГа шансов в этом тендере. Кто будет делать выбор в пользу машины не пошедшей еще в серию, когда есть испытанные серийные образцы? Если есть у наших лидеров желание продвигать МиГ-35 на международном рынке, нужно купить его приличной серией 35-40 штук, хотя бы, для наших ВВС. Тогда шансы появятся со временем, при условии, что "Жук-А" доведут до ума. МиГ-35 для наших ВВС совсем не был бы лишней машиной, в ближнем бою он, возможно, даже лучше Су-30/35. Так что, покупайте для России, тогда и на международном рынке покупатели найдутся.
    Также не соглашусь с несколько пренебрежительной оценкой РЛС "Ирбис", которая прозвучала в статье. Н035 - это очень приличная РЛС, даже по сей день, пусть и ПФАР. Многие АФАР ей по показателям дальности уступают.
    1. +4
      26 мая 2020
      Вовсе не факт, что собственная серия поможет продажам МИГ-35. То же самое говорили о SSJ-100 и ни 100 машин ни 200 как то продажам не помогают. Серия машин вовсе в обратную сторону может сыграть, т.к. покупатель может наглядно оценить техническую надежность машин.
    2. -2
      26 мая 2020
      Нет у МиГа шансов в этом тендере

      А если, вдруг, именно МИГ-35 и будет выбран?) Вы изведитесь перед почтенной публикой? Или хоть перестанете свои предположения (возможно, вполне обоснованные) выдавать за факты?
  4. +4
    26 мая 2020
    Индюки они такие индюки. Даже если купят, мозги у продавцов вынесут. Хотя вполне вероятно, что и мозги вынесут, и не купят нихрена. А насчет того что МИГ-35 не был в серии, то посчитайте сколько 29х сделано, и сколько из них еще летает. Квадратные очки на фары и навороченные по тому времени задние фонари не сделали ВАЗ-2106 принципиально иным автомобилем в сравнении с 2103, хотя в отчетности завода выпустили новую модель к годовщине не помню чего, то ли Октября, то ли Владимира Ильича, то ли Леонида Ильича. Тут наверно наоборот индюкам надо было впаривать, что отработанный и проверенный 29й типа специально для них проапгрейдили круче крутых яиц и Гималайских гор. Впрочем, продавцам виднее.
  5. -1
    26 мая 2020
    Какие либо шансы в данном случае зависят больше не от военно-технических аспектов, а от ситуации в управлении Индии. Надо уже решить, в конце концов, интересы страны или кто больше занесёт.
  6. +7
    26 мая 2020
    Без АФАР и современных боеприпасов в ассортименте, истребитель уже не продашь.
    1. 0
      26 мая 2020
      Ну хорошие планирующие бомбы с большой дальностью производят американцы, а дальнобойные ракеты европейцы (Метеор)...Как тут выбрать?))) Тем более от Ф-16 они отказались...
      1. 0
        26 мая 2020
        Но и там и там есть АФАР..что бы стрелять, надо сначала увидеть. То же касается и подвесных контейнеров. Бомбы и контейнер индусы интегрировать на Су30мки....с ракетами и радарам труднее.
    2. 0
      28 мая 2020
      Заурбек здравствуйте.Вы не знаете случайно,Россия продавая самолеты ставит ли обязательное условие,что только Российское вооружение нужно ставить или покупатель может любое оружие нацепить??
      1. 0
        29 мая 2020
        Насколько показывает опыт Индии с Су30МКИ, они поставили израильские прицельные контейнера и могут использовать вооружение воздух-поверхность, ракеты КР БраМос. Но к радару и ракетам воздух - воздух наши никого не подпускают. И зависит от лицензии на производство.
        1. 0
          29 мая 2020
          Цитата: Zaurbek
          могут использовать вооружение воздух-поверхность

          т.е.НЕ российские?Потом,что Брамос совместная разработка.
          1. 0
            29 мая 2020
            Израильские и французское
          2. 0
            29 мая 2020
            И, в итоге, "глупые" индусы имеют под 300 шт Су30МКИ, которые могут выполнять функции 300 Су34 или 300 Су30СМ или , в какой то мере, Ту22 (в качестве носителя ПКР Брамос. И все это один самолет с одними пилотами и инфраструктурой. Который хотят модернизировать до уровня Су35.
  7. +6
    26 мая 2020
    И опять... миг-29 и су-27 - концептуально одинаковые машины. Миг не имеет главного преимущества лёгкой машины - цены(как самолета, так и лётного часа).
  8. -5
    26 мая 2020
    Россия Индию ещё ни разу не обманывала. Индии надо по меньше выёживаться. "От добра добра не ищут!"
  9. 5-9
    0
    26 мая 2020
    В этой ситуации, когда на ёлку под названием Рафаль уже залезли и расцарапались, то слезать с неё и лезть на другую - идиотизм...думаю они так галлов по условиям отжимают (цена и передача технологий, офсетные поставки).
    У Миг-35 может быть только один аргумент - цена ну и ещё - передача технологий ....но для этого надо реально купить минимум 114 машин...т.е. переступить через вековые традиции и менталитет (прекратить сношать мозг участникам и вымогать взятки)....что на грани фантастики. Остальные участники в дополнение к Рафалю просто не нужны.
  10. -2
    26 мая 2020
    Товарищ автор забыл упомянуть, что сделка не учитывает качества самолётов, а только размер отката. Дассо предложили самый большой откат, о чём кричит цена в заоблачные 200 лямов за штуку, без вооружения. Некий индус строит себе десятый дворец из золотых слитков, знать не знает об отличиях ПФАР от АФАР и благосклонно смотрит лишь на шуршащую валюту. Пока российский ВПК не научится вести бизнес так-же грязно как прочие конкуренты, на индийском рынке большего успеха не добьются.
  11. +4
    26 мая 2020
    Кто-нибудь объяснит, что подвигло автора на написание
    этой статьи? Какое было при этом целеполагание? Или
    он думает, что неоднократное пережёвывание одного и
    того же материала помогает лучшему восприятию? Ну
    если не о чем писать, покури, порежь на кухне лук,
    выпей чаю, почини утюг, как советовал когда-то один
    известный юморист...
  12. 0
    26 мая 2020
    Индия не возьмет наши истребители. Хватит на это расчитывать. Если дело пойдет к покупке именно наших самолетов, американцы начнут отдавать индусам а-35 скорее в долг, а то и даром, лишь бы выдавить нас оттуда.
    1. +1
      26 мая 2020
      F 35 индийцам никто не предлагал
  13. +4
    26 мая 2020
    А у миг-35 появился работающий афар не в стадии доводки ?
  14. 0
    26 мая 2020
    Грустно, но правдиво и ожидаемо. К сожалению, МиГ слишком долго "почевал" на лаврах (пусть даже если такия формулировка и не в полной мере точна).
  15. +2
    26 мая 2020
    Шансы минимальны, ИМХО. Если наши ВКС не торопятся закупать его, отдавая предпочтение СУ-35С и СУ-30СМ, то зачем Индия должна его брать?
  16. +1
    26 мая 2020
    Не будут они МиГ-35 брать, есть Рафаль, а если и он не зайдет, то возьмут F-16.
    Изначально надо было толкать МиГ-29М с АФАР или МиГ-29К. МиГ-35 больно жирный. Сколько стоит 35-й? Не легче ли взять тогда Су-35? А это куда более широкие возможности!
    Индусам легкий истребитель нужен.
    Не знаю каким раком туда F/A-18E/F залетел, видимо таким же, как и МиГ-35. Не те машины.
    Хотя, для авика F/A-18E/F хорош. Тут, кстати, и МиГ-29К может потягаться, если обновят РЛС.
  17. Комментарий был удален.
  18. 0
    27 мая 2020
    Автор не учитывает одной мелкой детали: любая покупка индусами военной техники обязательно подразумевает передачу технологии. То бишь первые партии мы купим у вас, а вот последние сделаем сами. На чем и погорел "Рафаль".
  19. Шансы есть у всех и они есть всегда, вот только вопрос в том как использовать то что идёт немного впереди шансов, которое и заставляет превращать шансы в успех.
  20. 0
    29 мая 2020
    Чем глубже будет кризис в мировой экономике, тем больше шансов будет у нашего МиГ-35, максимум ему конкуренцию составят шведы, и то если в очередной раз вернутся для участия в продолжении долгоиграющего тендера.

    Сравнивать наши МиГ-35 или шведские Гриппены с французским Рафаль глупо, последний и более новый, и более совершенный истребитель. Французы вполне справедливо завышают цену на свой самолет, в мире, в условиях пресловутой кооперации и возможности США и других стран блокировать поставки той или иной системы вооружений и техники включая авиационную, только Россия, Китай и Франция остаются выбором. Понятно Китай и Индия соперники, если не противники, значит остаемся мы и французы, а шведов стоит брать в расчет только теоретический, поминая что американцы имеют цель выбить нас с индийского рынка любой ценой и любым способом.

    Индусам просто некуда деваться и наши правы что несмотря на малые потребности в нем наших ВВС довели МиГ-35. Рафаль индусам просто не по карману, ну три, ну четыре десятка купят, а дальше? Их соперник Китай и его партнер Пакистан не оставляют индусам выбора. Китай преодолел большинство проблем и начал таки ставить свой собственный движок и на нелицензионные копии Су-27 и его модификаций, и на последние модификации J-10, "C", собственный однодвигательный истребитель созданный на основе документации переданной израильтянами по своему Lavi, плюс какое никакое, но развернуто и производство истребителей 5 поколения. Пакистан уже производит очередную и более совершенную версию JF-17, плюс несмотря на проблемы экономического характера вопрос о покупке и китайских J-10C будет решен в конце концов.
    В этих условиях индийские ВВС, где самые совершенные машины это наши Су-30МКИ уже уступающие китайским копиям Су-27 по БРЭО и системам вооружения, практически ничего не могут противопоставить своим потенциальным "друзьям".
  21. 0
    21 июля 2020
    Авторитет Военного обозрения низко падает от таких бредовых статеек разных балбесов не в теме. Доверие падает ниже Авио.про.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»