«ПсевдоЗИСы» на параде Победы: история, которой лучше бы не случаться

115

ЗИЛ-4329АП и настоящий ЗИС-5В. Источник: Alexey Benera, fototruck.ru, en.wheelsage.org

Хорошая идея


Празднование 60-летия Победы в 2005 году планировали отметить широко. В качестве изюминки был решено провезти ветеранов по Красной площади на легендарных ЗИС-5В. И не на паре-тройке машин, идущих вслед за Т-34-85, а сразу в составе десяти «коробочек» по 12 машин в каждой с командирским грузовиком во главе. Итого — 130 ЗИС-5В, к которым предусмотрительно требовались 10 запасных машин.


"ПсевдоЗИС" готовится к параду. Источник: Мазепа В. Г., Шелепенков М. А. Завод и люди. 1916-2016 (в 3 томах). Том 3. Сдача позиций (ЗИЛ. 100 лет)

Естественно, такого большого количества грузовиков военного времени, да еще и способных без поломок преодолеть Красную площадь, не было. В общей сложности в нормальном состоянии было не больше десяти ЗИС-5. Поэтому решено было строить грузовики с нуля, точнее, на базе уже существующих моделей.



Идея, как мы видим, было изначально была очень хорошая: в юбилей великой Победы торжественно провезти перед мировыми лидерами ветеранов на ретрокопиях грузовиков военного времени. Однако идея эта пришла в умы руководства слишком поздно, в октябре 2004 года, что, естественно, не подразумевало изготовление близких к оригиналу копий ЗИС-5. Игорь Лысак, начальник корпуса экспериментально-исследовательских работ ЗИЛа, вспоминает:

«Все началось с того, что руководство попросило нас: «Подберите модель, на базе которой можно с минимальными затратами создать машину, похожую на ЗИС-5». «Бычок» для этих целей не подходит – значит, оставался «большой ЗИЛ». Самый первый образец «ретро-ЗИСа» был показан руководству заводу и представителям Министерства обороны в начале февраля: они одобрили машину, но посоветовали внести ряд изменений».

На самом деле самый первый образец был показан еще 24 ноября 2004 года, и он вселял легкий ужас. По словам Александра Лазарева, работающего в ту пору инженером-конструктором «АМО-ЗИЛ», реплика ЗИС-5В больше походила на бегемота и откровенно попахивала «колхозным» тюнингом. Тогда даже не решились показать машину военными и приступили к переработке макета.

Изначально грузовик для парада строили на базе шеститонного ЗИЛ-432930, у которого демонтировали кабину, установив взамен металлический трубчатый каркас, обшитый 10-мм фанерой. Из фанеры даже выпиливали эмблемы завода имени Сталина на радиаторной решетке. И все бы ничего, но компоновка современного грузовика немало отличается от машин 60-летней давности. Прежде всего это кабина ЗИЛа, надвинутая на переднюю ось для того, что увеличить полезную длину грузовой платформы. Соответственно, и мотор перемещается вперед, выходя за пределы базы грузовика. У ЗИС-5 все было гораздо изящнее, так как он еще строился по классическому рецепту с далеко отнесенными вперед колесами и двигателем в базе. Сейчас так даже не все легковые машин проектируются, не говоря уже о грузовиках. Проводить перекомпоновку гражданского ЗИЛа не было ни времени, ни средств, поэтому пришлось лепить некое подобие прославленной «трехтонки» из шеститонного грузовика. Очевидно, мнение ветеранов, которые еще помнили оригинальные машины, ни заводчан, ни военных особо не интересовало.


Первый "бегемот". Источник: Мазепа В. Г., Шелепенков М. А. Завод и люди. 1916-2016 (в 3 томах). Том 3. Сдача позиций (ЗИЛ. 100 лет)

Спешка, в которой проектировали и строили машины, неизбежно сказалась и на качестве ЗИЛ-4328АП (такое имя получили «парадные» машины). Очевидцы рассказывают, что сварные швы на трубчатом каркасе были грубые, а между дверями и кабиной зазоры были в палец толщиной. У машины отсутствовали боковые и заднее стекла вместе с внутренней обшивкой. Впрочем, продукция ЗИЛа тех лет и в серийном исполнении не отличалась особым качеством. А вот вся механическая часть проходила отдельную проверку качества исполнения — в Министерстве обороны в последнюю очередь ждали отказов во время парада Победы. Все 140 машин требовалось изготовить к марту 2005 года, чтобы еще остался месяц на обучение водителей синхронному вождению.

Надо сказать, что «ретро-ЗИСы» собирали почти всем заводом «АМО-ЗИЛ». В модельном цехе делали элементы кабины, сборку её производили в новом кузовном корпусе, а целиком машина оформлялась в автосборочном корпусе, на головном конвейере завода.

Подозрительное сходство


После ноябрьского провала, когда был показан явно сырой макет, инженеры и сборщики подошли к моделированию внешнего вида реплики тщательнее. Поставили узкий радиатор, поколдовали над оснасткой дизельного мотора, что позволило сузить капот к радиаторной решетке. Отказались от бампера, оставив только характерные буксирные клыки, но даже они были не в состоянии испортить и без того никуда не годящийся внешний облик кабины. И «вишенкой на торте» были установлены более изящные двери, дабы приблизить пропорции 6-тонного грузовика к «трехтонке». Управились к концу января 2005 года и сразу же поставили обновленный грузовик на вибростенд на «трехтысячное» (это о километрах) испытание. В ходе «тряски» моделировали два режима: движение по дорожному гладкому покрытию и профилированному булыжнику, имитирующему Красную площадь. Кабина из труб и фанеры испытания вибрацией выдержала, и 3 февраля ЗИЛ-4328АП предстал перед военной приемкой.

Как ни странно, всё понравилось, только попросили убрать поручни на бортах кузова и нарастить их еще одной доской. Не смутило военных (говорят, был генерал-майор и полковник), что реплика отечественного грузовика Победы была больше похожа на немецкие Magirus и Vomag начала и середины 30-х годов прошлого века. То есть созданные при власти фашистов! И в каждый такой «псевдоЗИС-5» предполагалось посадить 20 ветеранов – для этого кресла позаимствовали у автобусов «Бычков». Посадка предусматривалась через задний борт посредством лестницы с поручнем, которую после задвигали в кузов между рядами сидений. Кстати, грузовики не просто с почетом должны были провезли участников войны по Красной площади, но и доставить после праздника к месту проживания в городе.


ЗИЛ-4329АП. Источник: Мазепа В. Г., Шелепенков М. А. Завод и люди. 1916-2016 (в 3 томах). Том 3. Сдача позиций (ЗИЛ. 100 лет)


День, когда ЗИЛ-4329АП в первый раз принял на борт ветеранов. 29 апреля 2005 года. Заводской парад "АМО-ЗИЛ". Источник: kolesa.ru

Ветераны Великой Отечественной войны впервые увидели творение рук автозаводцев еще до праздника: 29 апреля на ЗИЛе проходил традиционный парад перед монументом Славы героям войны. Тогда впервые ЗИЛ-4329АП впервые и принял на борт участников войны. Машина предстала перед рабочими и служащими завода, приглашенными военнослужащими Президентского полка, курсантами военно-технического училища с духовым оркестром. Неизвестно точно, но, возможно, после этого в газете «Московский автозаводец» описали впечатление от новинки:

«При беглом осмотре машина напоминает немецкие тяжелые грузовики Magirus или MAN конца 30-х – начала 40-х годов».

Сами зиловцы не отрицали очевидного сходства с фашистской техникой!



«ПсевдоЗИСы» на параде Победы: история, которой лучше бы не случаться

На кого на самом деле похож ЗИЛ-4329АП: вверху — Magirus, ниже — Vomag. Германия. 1930-40-е годы. Источники: autowp.ru, auto.vercity.ru

После того как завод изготовил все 140 машин, они отправились в Теплый Стан на место постоянного базирования, а предпарадные тренировки привычно проходили на Ходынском поле. Во время парада Победы неизвестно откуда появилась информация, что по брусчатке едут грузовики, стилизованные под полуторку ГАЗ-АА. Это к тому, что нельзя было однозначно определить принадлежность получившегося чуда. Впрочем, мэр Лужков в одном из интервью назвал трёхтонные ЗиСы «полуторками, на которых мы победили». Может, именно это и стало причиной странного слуха.

Словно стыдясь собственного творчества, заводчане после парада разобрали почти все «ретроЗИСы» и вернули им первоначальную форму донорского ЗИЛ-432930. Дело в том, что контакт с Министерством обороны не подразумевал выкуп 140 грузовиков, и после восстановления машины были проданы. В живых после 60-летия Победы оставались, по имеющимся данными, всего три машины: в Рязанском музее военной техники, в частных руках и на территории завода. Последнюю, с надписью на кузове «Слава воинам 1-го Белорусского фронта», в 2014 году уничтожили.


ЗИЛ-4329АП в Рязани. Источник: offroadclub.ru

«Хотели как лучше». Именно так можно кратко пересказать историю, связанную с постройкой парадных реплик ЗИС-5 для парада Победы 2005 года. А после пересказа возникает масса вопросов…

Если изначально было понятно, что так быстро хорошо не получится, почему не поменяли грузовики? Можно ведь было собрать коллекцию из ЗИЛ-157 и ЗИС-151? Или они слишком походили на лендлизовские «Студебеккеры»? Если так, то почему бы с почетом не провезти ветеранов на привычных «Уралах»? И символичности здесь было бы не меньше. В конце концов, можно было обратиться к ГАЗу, может, у них получились бы полуторки адекватнее.

Не имея конкурентов в борьбе за военный контракт, зиловцы отнеслись к вопросу как настоящие монополисты. А военным просто не оставалось ничего другого, как принять «псевдоЗИС». Принять и забыть — как историю, которой лучше бы не случаться.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

115 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    27 мая 2020
    Хорошая идея
    Да душенки подлые и ручки кривые. request Либерастам что не доверь, все равно получится плевок в нашу историю. angry Что памятник, что плакат, открытку, модельку....
    1. +38
      27 мая 2020
      гниль-её не спрячешь,она всё равно воняет. в глаза бросаются многие "проколы" власти, пытающейся сделать вид "приличия",а на деле видно,как уничтожается и нивелируется Советское прошлое,
    2. +15
      27 мая 2020
      Справедливости ради, идею (и ее финансирование на ЗИЛе) протащил Лужков и его камарилья.
      1. +41
        27 мая 2020
        Лучше бы сняли с мавзолея драпировку...
        1. +6
          27 мая 2020
          Цитата: 210окв
          Лучше бы сняли с мавзолея драпировку.

          Не снимут.
          1. +6
            28 мая 2020
            Сами? Никогда и ни за что! Только пендалем.
        2. +11
          27 мая 2020
          Цитата: 210окв
          Лучше бы сняли с мавзолея драпировку...

          А Вы уверены, что хотите видеть на трибуне мавзолея миллиардеров из правящей ныне партии, машущих народу ручкой?
          Я лично нет.
          Может оно и правильно, что мавзолей сейчас под саркофагом. Пока.
          1. +17
            28 мая 2020
            ну на мавзолей я считаю залазить не стоит, а вот открыть его для обзора в такие праздничные даты да
          2. +7
            28 мая 2020
            Цитата: kit88
            А Вы уверены, что хотите видеть на трибуне мавзолея миллиардеров

            Мавзолей открыть для народа. Ну а эти пусть вместе с народом постоят около Мавзолея.
      2. +20
        27 мая 2020
        О!По сравнению с нынешним *бордюрофюрером* Юрий Михайлович был просто невинным дитяткой!
        1. +21
          27 мая 2020
          Да и в Питере иные нет-нет, да ностальгируют по тёте-Моте у руля.

          А так, ещё у Ильфа и Петрова этот вопрос полностью раскрыт одной фразой: "Занимая такую должность - не воровать он не мог". И ей же - закрыт.
          1. +11
            27 мая 2020
            Да Вы знаете,я бы этого Похорошелло Бордюровича Плиткина назвал бы даже не мэром,нет!А скорее бургомистром оккупированного города! am
            1. +3
              28 мая 2020
              Бывают же люди неблагодарные!!!! (99 процентов москвичей). Оно вас заботится, а вы гадости в его адрес говорите! laughing Впрочем, Питер все это уже прошел, при Яковлеве....
          2. +1
            28 мая 2020
            Реально ностальгируют, даже, порой, я.
        2. 0
          28 мая 2020
          Лужкова вы тоже хаяли.
          1. +1
            29 мая 2020
            Приветствую Антон!Не хаял,но критиковал! laughing Часто по делу,были и у него отдельные недостатки.Были!Но что творит этот Бордюр?!?Это уже за гранью человеческого понимания!Разрешил заниматься спортом на улице-в маске!Разрешил прогулки-в маске!Раз в полгода перекладывают плитку,асфальт.Постоянный ремонт в городе!Это так,несколько набросков о его *деятельности*.Не было в столице руководителя которого бы так ненавидели!Не было!!!!Только этот собянин.
            1. +1
              29 мая 2020
              Доброе утро, Сергей!
              Вероятно, Вы заметили, что я употребил местоимение "вы", имея в виду не конкретно Вас, а москвичей вообще. Про настроения жителей столицы я в курсе, все родственники по материнской линии живут в Москве и области.
              1. +1
                29 мая 2020
                Да нет,Антон! Я отлично понял Вашу иронию. laughing Чуть позднее,спешу на работу.Дождь!
              2. 0
                29 мая 2020
                Итак,я продолжу свою мысль.Лужков был свой!Родился в Москве,трудился в Москве и служил Москве.Есть конечно вопросы по вкусовым предпочтениям/Церетели,Газманов и пр./,но в целом-норма.И главное!Он не *кашмарил* малый бизнес,он не уничтожал его малые формы в угоду крупным фирмам/торговля,да и не только/.В целом отношение москвичей к нему было положительное.
                К *оленеводу* отношение и раньше было неважное,но сейчас....!!!!!!!!За гранью!Это можно назвать открытой ненавистью,ненавистью к оккупанту!!!! am
                1. +1
                  29 мая 2020
                  Тут, вероятно, дело в том, что у москвичей, даже в сравнении с Питером, слишком маленький статистический ряд, для качественного анализа деятельности градоначальника.
                  1. +2
                    29 мая 2020
                    Не сказал бы.
                    Ефремов,Пронин,Попов,Яснов,Бобровников,Дыгай,Промыслов,Сайкин,Попов,Лужков.И это после революции!А до неё?По тем именам можно историю изучать.Так что не всё так однозначно. hi
                    1. +2
                      29 мая 2020
                      Я подразумевал постсоветскую историю. Не могу же я сравнивать Романова и Полтавченко, если говорить про Питер.
                      1. +1
                        29 мая 2020
                        29 лет?Тогда-да,маловато. good
                        Из них Юрий Михайлович с 96 по 2010.Ресин недолго.И этот с 13 года. recourseПопова не упоминаю....
                      2. +2
                        29 мая 2020
                        Попова и не помнит никто, кроме москвичей, и те не все.
                      3. +3
                        29 мая 2020
                        *Москвичи так любили своего мэра,что всегда заказывали на радиостанциях персонально ему песню:*Вернись лесной олень в свою страну оленью...*. laughing
                      4. +2
                        29 мая 2020
                        Петербуржцы настолько любят своего градоначальника, что даже прозвище ему дали : "Biglove". laughing
                      5. +3
                        29 мая 2020
                        Ох,Антон!!!!Извините ради бога!
                        С днём Вашего чудесного красивого города!!!!!!27 мая!
                        Простите запамятовал!
                        *Город над вольной Невой
                        город нашей славы трудовой.
                        Слушай Ленинград я тебе спою
                        задушевную песню свою.....* hi
                      6. +2
                        29 мая 2020
                        Спасибо, Сергей!!! Я пропитан этим городом. Он в моей крови, я в его крови...
    3. +19
      27 мая 2020
      И ЗиСа нет ЗиЛа тоже уже нет. Все либерасты с эффективными манагерами под руководством патриотов разбазарили.
    4. +3
      27 мая 2020
      Цитата: Mavrikiy
      Хорошая идея
      Да душенки подлые и ручки кривые. request Либерастам что не доверь, все равно получится плевок в нашу историю. angry Что памятник, что плакат, открытку, модельку....

      Опять либералы? laughing
      Они то в данном случае при чём?
      1. +4
        28 мая 2020
        Цитата: РУСС
        Опять либералы? laughing
        Они то в данном случае при чём?

        Либералы, патриоты все это разные стороны одной монеты) дешевой и никчемной
    5. -1
      28 мая 2020
      лужку , лишь бы деньги содрать ...
    6. Комментарий был удален.
  2. +28
    27 мая 2020
    А лично мне больше всего жалко наши московские автозаводы!И ЗиЛ,и АЗЛК!На АЗЛК я начинал свою рабочую биографию,как раз в модельном цехе.Далёкий 1980 год.
    1. +17
      27 мая 2020
      Сергей, а думаешь мне не жалко! ЗиЛ, АЗЛК это больше, чем просто транспортное средство!
    2. +20
      27 мая 2020
      Базу уничтожили,наработки.А главное,что рабочие места изничтожили.На одном ЗИЛе 75 тыщ работало am
      1. +21
        27 мая 2020
        Да,да!*Город в городе*! Инфраструктура,дома отдыха,пионерлагеря,поликлиника.Больница!Тоже своя!Сейчас её городу передали,но остановка автобуса так и называлась-*Больница ЗиЛ*.
      2. Базу уничтожили,наработки.


        какие наработки? ЗиЛ мечтал отдаться то китайцам, то белорусам, то индусам, то корейцам, то чуть ли не итальянцам. Что толку в его "наработках", если речь в нулевых во время его агонии шла тупо о лицензионной сборке?
        1. +22
          27 мая 2020
          Цитата: Д-р Франкенштуцер
          если речь в нулевых во время его агонии шла тупо о лицензионной сборке?

          А КТО довел ЗИЛ до состояния агонии ? Проклятые коммуняки или светочи демократии и рынка ?
          1. -22
            27 мая 2020
            Сколько можно было держать на конвейере морально и технически устаревшие модели, не развиваясь и не пытаясь создать что либо приличное. Тут никакие светочи рынка не помогут. На осинке не вырастут апельсинки.
            1. +13
              27 мая 2020
              Цитата: АС Иванов.
              Сколько можно было держать на конвейере морально и технически устаревшие модели, не развиваясь и не пытаясь создать что либо приличное. Тут никакие светочи рынка не помогут. На осинке не вырастут апельсинки.

              Посмотрите такой прекрасный сериал Колеса Страны Советов, там в одной из серий, целиком посвященных КАМАЗу и ЗИЛу дается ответ на этот вопрос. И посмотрите, сколько к тому времени было создано новых образцов грузовиков.
              1. -6
                27 мая 2020
                Экспериментальных грузовиков, которые в серию так и не пошли. Конвейер все равно гнал автохлам.
            2. держать на конвейере морально и технически устаревшие модели, не развиваясь


              вот именно. Этот ностальгический плач уже порядком наскучил. Можно, конечно, ныть, что 130-е до сих пор ползают по дорогам Кубы и С.Кореи, это так сентиментально..."сделано в СССР" и всё такое.
              1. -15
                27 мая 2020
                Вот именно. Сравните модели ЗИЛа с современными им немецкими или американскими образцами. Позорище.
            3. -9
              28 мая 2020
              Цитата: АС Иванов.
              Сколько можно было держать на конвейере морально и технически устаревшие модели, не развиваясь и не пытаясь создать что либо приличное. Тут никакие светочи рынка не помогут. На осинке не вырастут апельсинки.

              Поддерживаю.Потому и завод закрылся.Его за рубежом его особо не брали , так подходящих моделей для зарубежных покупателей( особенно гражданского назначения ) не было.Для ЗиЛ , это большая автолаборатория, которая делала модели для: для членов КПСС СССР , поисковый комплекс "синия птица ещё" и о большие "монстры" для бездорожья.А для масс( народа) ничего и не делали. sad
              1. +9
                28 мая 2020
                Сейчас "для людей" теперь делают китайцы, со своими Хово, Фав и прочей фольгой. ЗИЛ же развалили и поделили землю.
                1. +3
                  28 мая 2020
                  Не только ЗиЛ постигла такая ужасная участь( развалить завод)..Не хотят заводы, только земли на которых стоят/стояли заводы пот застройку домов.
            4. +10
              28 мая 2020
              Говорите "устаревшие"?Ложь! "Каждому овощу свое время" Того ж ЗиЛа можно было в колхозе разобрать и собрать, современную машинку вы можете в гараже отремонтировать? Для ремонта и обслуживания более современных (по тому времени) машин не было базы. Попытка КамАЗа сделать систему сервиса удалась %на10.
              Так что протягивали ножки по одежки",да комфорта в ЗиЛах не было,особенно на дальних поездках,но машина была надежная, за пять лет ни разу на"шворке" в гараж не возвращался.
              1. -4
                28 мая 2020
                Примитивность никогда не была достоинством. Кто мешал наладить качественный сервис и выпускать современные высокотехнологичные автомобили, удобные для водителя?
                1. +5
                  29 мая 2020
                  Просторы и отсутствие дорог. В глуши нужна машина до ужаса простая и ремонтопригодная "ключом и ломом". На северах не то что ПК нет, там эл.энергии нет - а вы чем бортовые ПК авто будете диагностировать ?? Ванговать ??
                  1. 0
                    29 мая 2020
                    Кто мешал создать ремонтопригодный автомобиль с удобной для водителя кабиной? С хорошей тепло и звукоизоляцией, анатомическим сиденьем водителя, регулируемым под любой рост. Кондиционер, автономный отопитель - элементарная забота о водителе. В развитых странах всё это входило в стандартную комплектацию грузовика.
                    1. +4
                      29 мая 2020
                      Поглядите карту и подумайте о сервисе таких агрегатов. Кондёр добавляет расход, и усложняет навесное оборудование, требует изменение эл цепей, нужен бортовой ПК.
                      Я правильно понял что мы говорим о 90 годах ?? Для конвейера - нужны были новые станки. Элементная базы - всегда была проблема советов/России. Это комплекс. Автомобиле строение - отражение общего развития промышленности. А тогда она ток загибалась, отжатие, захваты, распил и т.д. Однобоко вы как то судите о проблеме.
                      1. 0
                        29 мая 2020
                        Я про 70-е - 80-е года. Перспективные разработки клались под сукно. А разработки были и они были на мировом уровне. Кондиционер - не блажь, а обеспечение комфортной работы водителя, на человеке экономить нельзя, даже если это усложняет конструкцию. Все эти профессиональные заболевания позвоночника у водителя - следствие неудобной посадки, скудной регулировки органов управления. Но Союз предпочитал гнать вал техники не заботясь о тех, кто будет её эксплуатировать.
          2. А КТО


            а это уже не суть важно.
            Но напомню, что "светочи демократии" - реинкарнированные "коммуняки", не так ли? Главным акционером ЗиЛа стало в 92-ом правительство Москвы. Надеюсь, не надо объяснять, что оно совсем недавно выложило из пиджаков партийные билеты? ЗиЛ был обречён уже тогда. А уж Лаптев....это да, матёрый администраторище.
          3. +11
            27 мая 2020
            Простите, а кто довёл в США Детройт до состояния города-призрака, республиканцы, или демократы?
            Детройт сейчас - это миллионник-банкрот, разлагающийся город-призрак.
            1. 0
              29 мая 2020
              Большой бизнес - стало дешевле заводы располагать в странах с меньшими затратами на социалку/зп/медицину/сырье/энергию/налоги.
              Переехало в ту же Азию или Южную Америку.
              1. 0
                29 мая 2020
                Ну, те же американские двигатели "Камменс" тот же КАМАЗ закупает из Бразилии кажись, но немецкие коробки "Ценрад-фабрикс" собирает из комплектующих на месте.
                Вывод?
                В стране-бензоколонке государство как-то держится за производителей. А вот в печатном станке - во главе угла стоит прибыль, и вместо того, чтобы поддерживать своих - они предпочитают зарабатывать бумагу, которую сами же и печатают, за своими границами.

                Как по мне это странно.
                1. +1
                  29 мая 2020
                  Да и чтобы стало ликвидно производить - у нас упала валюта, Была по 20+ за бакс, а стала около 70. Вот так была поддержана кучка избранных предприятий. Нефтянка, металлурги и Атопром, причём в Весте русских запчастей меньше, чем в форде, собранном в РФ. А камаз - насквозь китай стал...

                  в США -они по умолчанию не могли снизить валюту и экономить на зп. По этому производство у них уехало.
                  Но уже как около 5 лет у них идёт сильная роботизация заводов, что позволяет экономически вернуть многие производства обратно в США, что кстати успешно и происходит.
                  1. 0
                    29 мая 2020
                    Я бы не сказал, тот же КАМАЗ просто держит под боком ряд буржуйских предприятий, где отвертками из комплектующих собирают движки и коробки, но и свои - похуже и подешевле - у него то же есть. Он же полного цикла, это пачка заводов, кооперирующихся. Плюс по окрестностям куча производств, там рядом и Нижнекамск, и Елабуга с её свободной экономической зоной.

                    Один хрен, конечно, работает вполсилы и большую часть года - в четырёх дневную неделю, но - держится, и даже как-то развивается.

                    Чем он был в 90-е, когда завод по производству двигателей сгорел полностью - я очень хорошо помню, там после этого года три было очень весело.
        2. +11
          27 мая 2020
          Ну да,вы ещё и про"Гражданскую Авиацию",скажете что мол один хлам мол гнали.
          И что всё что производили в Советском Союзе,в том числе и продукция ВПК,было устаревшим и годившимся только на металлолом,или на продажу "Третьему Миру".
          Сегодня мол вы,покупаете только "самое лучшее в мире".
          1. -3
            28 мая 2020
            Неэкономичными были наши гражданские самолеты. Прожорливые с примитивной авионикой. Низкая дальность, высокая шумность, четырехчленные экипажи. Развитые страны их не покупали - нерентабельно.
            1. +2
              29 мая 2020
              Эти самолеты были предназначены прежде всего для полетов внутри страны.И эти задачи выполняли успешно.А задача конкурировать с Боингом и Эрбасом даже не ставилась.И сейчас надо думать о 1/6 части суши а не о конкуренции с мировыми монстрами авиастроения.Но некоторым бизнес-патриотам уж очень хочется долларов и евро
              1. 0
                29 мая 2020
                На одном из таких самолетов, а именно: Ан-26/24 я частично свой слух оставил. И не я один. И это не есть хорошо, когда для внутреннего потребления, техника делалась "на отвяжись" и так сойдет - русский Ванька всё стерпит. И потерю слуха и болезни суставов от шума и вибрации и заболевания позвоночника у водителей от неудобной посадки и продуваемой сквозняками кабины.
                1. 0
                  5 июня 2020
                  Вывод.Будем летать на Боингах.В своих сиденья не удобные и уши закладывает.Да и вообще их просто нет
      3. +15
        27 мая 2020
        А не поздно ли хватились, товарищ?
        Когда-то,в моём родном городе Орске,на август 1991-го года,было 38 предприятий, большинство из которых,эвакуированы в 1941-м в Орск,на которых работали больше половины населения (230000 тысяч человек,проживали в городе Орске).
        А сегодня,всё уничтожено.
        На плаву,пара-тройка:Нефтеперерабатывающий завод им.Чкалова,Бывший почтовый ящик 12,а остальные либо закрыты и продаются в судебном порядке,либо попросту бесхозно заброшены.
        А сколько таких городов и брошенных, никому не нужных предприятий и фабрик по всей нашей необъятной стране.
        Не сосчитать.
        И в "цифровой экономике",им места нет.
        1. +3
          28 мая 2020
          Морозильная камера "Орск" работает безотказно с 92 года, в прошлом только компрессор устал. Пережила три переезда, работает 24/7/365.
        2. Комментарий был удален.
    3. Вечер добрый Сергей!
      Эх. Ломать не строить!!!
      С уважением, Влад!
      1. +5
        27 мая 2020
        Вечер добрый Влад!К сожалению эта старая истина до сих пор актуальна!На месте старого завода микрорайон с видом на Москва-реку и на НИИ автомобильного транспорта,хотя...Что сейчас в этом здании не знаю.
        С уважением,я! hi
        1. +11
          27 мая 2020
          2140 был в свое время.Да,жаль...Московские машины неплохие были,что грузовые,что легковые...
          1. -4
            27 мая 2020
            В своё время был 408 и 412, но это АЗЛК. Для конца 60-х очень даже приличные машины. 2140 был уже автохламом и морально и технически. ЗИЛы тоже застряли в 60-х, к концу 80-х они уже были архаизмом.
          2. Смотрю 2140 до сих пор бегают. и на вид прилично выглядят! 41-е тоже на ходу и не скажу что ржавые! Вполне приличное состояние!
            1. Смотрю 2140 до сих пор бегают.


              это где они бегают? Геолокацию скиньте, поеду посмотреть на "прилично выглядящие" 2140.
              1. У нас немало таких бегают. Или думаете все на иномарках ездят? У нас ещё полиция на семёрках ездит и буханки в скорой бегают! Ещё встречаются Запорожцы и Луазы! Тоже на ходу! И Волг немало. Правда их численность в последние годы сильно поредела. А так частный сектор очень любил Волги. Тазики наступают!
          3. Цитата: Кроу
            2140 был в свое время.


            ну и чем он был? Убогой попыткой продлить жизнь помирающему 412-ому? В 76-ом, только появившись, он уже был отстоем. Ну да, при скудости выбора...Впрочем, советский автопром родил целый пласт социальной субкультуры - "Где папа, Мишенька? - В гараже!" Это был наш ответ ихнему гаражному року. laughing
        2. +2
          27 мая 2020
          Неверно написал!НИИ технологии автомобильной промышленности,извините! hi
        3. +3
          27 мая 2020
          "Фалькатусы" отвертками собирают поверх шасси КАМАЗ-экстрим. Если не ошибаюсь, как раз там.
    4. +1
      28 мая 2020
      ЗИЛ куда ещё не шло, но АЗЛК- страх божий. Столько лет выпускали с трудом самодвижущиеся вёдра, а автомобили так делать не научились. Зачем завод выпускающий голимое де.ьмо? Раньше надо было их разогнать.
  3. +11
    27 мая 2020
    Довелось их осматривать вблизи, и в кабине на водительском месте тоже довелось посудить.

    Так что да, скотовозка та еще, автор ещё смягчает как оно было собрано на самом деле. Неошкуренные сосновые доски, покрашенные в один проход малярным валиком - это кузов, такое же под задницей у водителя - это в кабине. Ручка КПП - с парой гаек вместо набалдашника, рулевое колесо - мечта Захера Мазоха в чистом виде.

    Военный выпуск, судя по фоткам снаружи и изнутри, и тот удобнее и качественнее.

    А, ну да, там ещё изнутри на дверь шпингалет полагался, по крайней мере в той машине, в которой я был. На всякий случай. Но захлопнуть дверь было реально непросто.

    Реально было стыдно за тех, кто такое сделал, и перед теми, кого в них везли по Красной Площади.
  4. +7
    27 мая 2020
    Это тихий ужас! Как профессиональный водитель скажу, я бы своего воевавшего предка на это авто не посалил бы!
    1. +1
      27 мая 2020
      Так ведь уважаемый Евгений так и написал,что *это* делалось в спешке,в режиме *тяп-ляп*.Вот и получилось эдакое чудисатое чудо!Кому-то видно отчитаться оч.хотелось!
    2. "А по манежу конница идёт и на верёвках тянут бронепоезд...."
      Хорошо помню тот парад и тот шок от увиденного!
      Но дело не заглохло - в одном из тех выкидышей, что называют "военный сериал" ( даже вроде в этом году) мелькнула подобная ( а может и уцелевшая) поделка.
      1. +3
        27 мая 2020
        Точно не помню, но вроде как планировали их все после этого безобразия разобрать на запчасти, там же "Бычок" в основе.
        Так что скорее всего из серийного бычка на ходу (а их ещё есть) пытались сделать эрзац-опель-блиц, но получилось "и так сойдёт!", и оно было снято в этой вот роли.
  5. в Рязанском музее военной техники


    и что, интересно, это убожество там делает???
    1. +3
      27 мая 2020
      Демонстрируется как наглядное пособие на тему "Чего делать нельзя никогда и никому". soldier
      1. +3
        27 мая 2020
        Добрый вечер Константин!Рад встрече!В принципе у зиловцев уже 4331-й страшноватенький получился.Но это надо у ребят кто на нём работал спрашивать.А я имею в виду именно эстетику.
      2. да уж...
        Это какой-то...позор
        (с)
      3. +1
        27 мая 2020
        Цитата: Морской Кот
        Демонстрируется как наглядное пособие на тему "Чего делать нельзя никогда и никому".

        А может прислали взамен тех кабриолетов, что табуреткин уволок.
  6. +7
    27 мая 2020
    Ветеранов должны на Аурусах возить, а не на этих скотовозах
  7. +13
    27 мая 2020
    Пример того, как верноподданическое старание заменяет здравый рассудок. Ведь можно было "меньше, да лучше". Не верю, что в условиях автомобильного завода за год нельзя было изготовить два - три десятка достойных реплик.
    Люди на коленке делают.

    Севастополь. Реплика на шасси ГАЗ-52-04.
    1. +14
      27 мая 2020
      Кривой Рог. Реплика на шасси ГАЗ-51.
      1. +7
        27 мая 2020
        А Нижний предлагал, такого уровня и за меньшие деньги.
        Но пока тянули кота за яйца - грянул февраль 2005.
        И слепили из того, что было под боком.
        По стоимости уже не скажу, но вроде как фигурировала сумма в пределах миллиона. За штуку. Рублей.
        2005 год.
    2. +5
      27 мая 2020
      Цитата: Undecim
      Люди на коленке делают.

      Эти люди делали для себя и для истории. А "эти"-для пускания пыли.
      1. +4
        27 мая 2020
        Но ведь "пылить" тоже можно по разному.
        1. +5
          27 мая 2020
          Цитата: Undecim
          Но ведь "пылить" тоже можно по разному.

          А зачем ? Чем проще-тем лучше, а разницы все равно никто не заметит, кроме профессионалов, а их очень мало,в основном-гамбургероеды и кричащие "вау".
        2. 0
          28 мая 2020
          пылить , можно с наваром !
          1. 0
            28 мая 2020
            Цитата: барий
            пылить , можно с наваром !

            Тогда уж не пылить, а пилить.
    3. за год нельзя было изготовить два - три десятка достойных реплик


      да-да, и десяток фанерных рейхстагов. Сборно-разборных.

      зачем?
      1. +1
        27 мая 2020
        Ну, применение бы нашлось.
        Как бесплатный общественный туалет, например.
  8. +2
    27 мая 2020
    Цитата: Фил77
    остановка автобуса так и называлась-*Больница ЗиЛ*

    Теперь и остановки такой нет. Теперь - "Больница им. Буянова". Память о ЗиЛ-е стирают полностью.
  9. for
    -1
    27 мая 2020
    Идея, как мы видим, было изначально была очень хорошая: в юбилей великой Победы торжественно провезти перед мировыми лидерами ветеранов

    Парад выходит для "лидеров"(или первая буква П) , а Ветераны артисты. Может их провезти во главе с нашим в клетках перед Ветеранами.
  10. +1
    28 мая 2020
    Из той же оперы, что и плакат, прославляющий советских летчиков, с изображением Ю-88.
  11. +5
    28 мая 2020
    Мой старичек на мази
  12. 0
    28 мая 2020
    Волговский движок. и нормально все бы вышло. А ЗИЛовский под капот ранешний не спрячешь.
  13. +3
    28 мая 2020
    Ничего удивительного, так всегда бывает, когда дуракам доверяют стеклянное изделие.
    1. 0
      28 мая 2020
      правильно сказано !!!!!!!!!!!!!!
  14. +6
    28 мая 2020
    Я участник парада 2005г. Именно на одной из этих машин. Хочу автору напомнить, что при перегоне этих машин в п.мосрентген, почти половина из них стала разваливаться по дороге.
    А следующую неделю, мы из под них не вылазили. Отваливалось и откручивалось абсолютно всё. Когда начались занятия на ходынке мастера вашего завода ремонтировали их круглосуточно. Отсутствие стекол очень сказалось на здоровье. Просквозило всех. Отцы командиры, о которых вы упомянули запретили под военную форму одевать гражданскую теплую одежду. Кстати, командовали всем этим мероприятием генерал-лейтенант Петровский. Очень толковый и уравновешанный. И его полная противоположность генерал-майор Солдатенко.
    Подводя итог, хочу сказать, что наш автопром даже для такого великого праздника не смог 140 машин качественно собрать.
    1. +2
      29 мая 2020
      В то время работал в УКЭР ЗИЛ, хорошо помню тех уродцев и как они сыпались. Если в тот момент пойти и посмотреть - кто их собирал на конвейере и на зарплатные ведомости этих людей, вопросов бы было сильно меньше ))))
  15. 0
    28 мая 2020
    лужку , лишь бы деньги содрать ....
    1. 0
      28 мая 2020
      мои слова , как кактус в ..пу ?
  16. +3
    28 мая 2020
    Статья понравилась. Со многим согласен. Не согласен только с одним из последних предложений " Не имея конкурентов в борьбе за военный контракт зиловцы отнеслись к вопросу как настоящие монополисты". Слышится в этой фразе какой-то упрёк А было ли время на какие-то другие решения на заводе? Я был участником этой гонки. Занимался изготовлением каркаса капота. И работа -то была несложная. Но суматоха! Согласование и стыковка деталей по месту. Но успели! Бросили всё и успели! За то, что выполнили этот заказ в срок, но при этом не совсем успев выполнить свой производственный план были отмечены руководством снижением премии.
  17. 0
    28 мая 2020
    Стыдоба! И ещё кто-то рот открывает о патриотизме?
  18. +1
    28 мая 2020
    Хотели получить ЗИСы, но больше на Я или ЯГ получилось похоже. Хотя тоже - с большой натяжкой.
  19. 0
    29 мая 2020
    Цитата: 3x3zsave
    Лужкова вы тоже хаяли.

    Лужка не хаять, а в Сибирь снег разгребать
  20. 0
    29 мая 2020
    Позор Парада 60-летия Победы
  21. в дворце пионеров лучше делают
  22. 0
    1 июня 2020
    Лучше бы Мавзолей открыли, да портрет Верховного главнокомандующего разместили там, где он был 24 июня 1945 года.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»