Боевой путь немецкого подводника Вольфарта

Боевой путь немецкого подводника

Герберт Вольфарт начал свою морскую службу в апреле 1933 года. После обычного теоретического образования он более года получал практические морские навыки на борту крейсера (карманного линкора) «Admiral Graf Spee». С мая 1937 года он перешел в подводный флот и, как и многие из-вестные асы-подводники, получил хорошую тактическую подготовку под непосредственным руководством самого Деница. После нескольких месяцев нахождения в резерве 3.U флотилии Lohs, Вольфарт в сентябре 1938 года был назначен первым помощником на подводную лодку U-16.

19 октября 1939 года он вступил в командование лодкой U-14. За свои первые три боевых патрулирования Вольфарт потопил 9 судов совершенно ничтожного водоизмещения (катера, шхуны) в водах Шотландии и Норвегии. А четвертое патрулирование оказалось вообще «никаким» – U-14 приняла участие в операции «Хартмут» (поддержка с моря захвата Норвегии) и не добилась никаких результатов.

11 июня 1940 года Герберт Вольфарт был переведен командиром U-137 той же НВ серии, что и его прежняя лодка. U-137 оказалась для Вольфарт более счастливой: за 3 боевых похода осенью 1940 года он потопил 7 судов противника (в основном, в районе Гибридских островов) общим водоизмещением 25465брт. Среди прочих побед следует отметить и успешную атаку английского вспомогательного крейсера «Cheshire» (10552т), который в результате был тяжело поврежден и ремонтировался более 6 месяцев.

Боевой путь немецкого подводника

В среде подводников Вольфарт был известен под шутливым прозвищем «Персифаль». Его первоисточником стал радиообмен командира U-137 с адмиралом Деницем. Однажды, когда Дениц послал Вольфарту радиограмму «Gut gemacht!» (в образном переводе – «хорошая работа!»). В ответ с U-137 в эфир пошла радиограмма: «Королю-Льву от Персифаля: маленькая подлодка слышит».

А поскольку в море радисты подлодок постоянно слушали радиосообщения, этот диалог стал известен практически всем. 15 декабря 1940 года в морской карьере Вольфарта наступил двухмесячный перерыв, а потом он был назначен командиром на строящуюся лодку VIIC серии U-556.

В то время в Германии (как, впрочем, и в Англии) города с энтузиазмом брали «шефство» над кораблями и полками. Многие субмарины вместо персональных эмблем несли на рубках гербы городов, земель, районов и областей. Над подводной лодкой U-556 взял шефство район Бергишланд. Лодка достраивалась на верфи «Блом унд Фосс» рядом с линкором «Bismarck». Экипаж U-556 и экипаж строившегося рядом линкора «Bismarck» связывала крепкая дружба. Был даже составлен шутливый документ, в котором U-556 «усыновляла» «Bismarck» и обязывалась защищать его от врагов, мин и торпед на всех морях и океанах…

В своем первом же боевом походе на новой субмарине Вольфарт потопил 3 судна и еще 2 повредил. В воскресенье 25 мая Герберт Вольфарт, находясь со своей лодкой U-556 на просторах Центральной Атлантики, лег на курс возвращения во Францию. Лодка выполнила все воз-ложенные на нее задачи. После атаки конвоя НХ-126 у Вольфарта осталась всего одна торпеда. Вскоре подводники заметили отставший от конвоя одинокий пароход («Darlington Cort», 5000брт). Вольфарт приказал атаковать его. Лодка начала сближение. В этот момент штурман заметил Вольфарту: стоит ли тратить торпеду на такое судно? Может быть, по дороге домой найдется более достойная цель? Вольфарт задумался на мгновение, а потом сказал, что синица в руках лучше журавля в небе. Когда они вышли на позицию для атаки, выяснилось, что Вольфарт немного ошибся в расчетах. Пришлось делать еще один заход. Штурман снова предложил сохранить торпеду, но Вольфарт уже принял решение. Торпеда была выпущена, попала в цель, и пароход стал оседать в воде (результат одного этого похода выражался весьма внушительной цифрой 18583брт).

U-556 взяла курс на базу, и Вольфарт радировал адмиралу Деницу свое место, курс, скорость и предполагаемое время прибытия. В это же воскресное утро на лодку пришла ответная радиограмма: «Сердечно поздравляю с успехом. Фюрер с радостью утвердил представление о награждении Вас Рыцарским крестом. Дениц». Через три дня, считал Вольфарт, они доберутся до своей базы в Лорьяне и тогда можно будет отметить это событие. Противника подводная лодка Вольфарта не интересовала. В то утро на просторах Атлантики развернулась широкомасштабная охота на линкор «Bismarck». Поврежденный в бою с британской эскадрой «Bismarck» спешил к берегам Франции, стараясь добраться до зоны прикрытия немецкой авиации.

Весь день U-556 шла на юго-восток, направляясь, как и «Bismarck», к побережью Франции и так же имея топлива в обрез. Регулярно получая из штаба подводных сил сообщения о месте «Bismarck», на лодке понимали, что линкор вместе со своими преследователями идет пересекающимся с лодкой курсом. Вечером после ужина, приблизительно в 20:00, сигнальщик на рубке доложил о двух крупных военных кораблях прямо по курсу. Вахтенный офицер дал ревуном сигнал экстренного погружения, все прыгнули вниз, задраили рубочный люк, и U-556 быстро погрузилась.

На глубине 10 метров Вольфарт, выровняв лодку, поднял перископ. Взглянув в него, он едва мог поверить своим глазам. В окуляре находился легендарный авианосец «Arc Royal» с самолетами «суордфиш» на палубе. Авианосец шел прямым курсом (без зигзага) и не имел охранения из эсминцев. На траверзе авианосца находился линкер (Вольфарт ошибочно принял его за «King George V», что простительно с учетом погоды и видимости, в действительности это был линейный крейсер «Renown»), также идущий без охранения прямым курсом.

Это была ситуация, о которой любой командир подводной лодки может только мечтать. «Я мог занять позицию между ними и поразить оба корабля одновременно, – записал Вольфарт в вахтенном журнале (и это было не пустое бахвальство, ибо Вольфарт принадлежал к числу опытных и метких командиров). – Если бы у меня сохранились торпеды». Но все свои торпеды он истратил на суда конвоя НХ-126. Как он сожалел, что не послушал своего штурмана и истратил последнюю торпеду на отставшую от конвоя рухлядь!

Командир беспомощно смотрел в перископ, как огромные корабли проходят не более чем в 200 метрах от его торпедных аппаратов, молча проводив их взглядом, пока могучие корабли противника не исчезли вдали. Потому и в нашем исследовании Вольфарт фигурирует не как командир, торпедировавший авианосец, а как подводник, уничтоживший «Darlington Cort» (50006рт).

Дальнейшая история потопления «Bismarck» общеизвестна. Из-за нехватки топлива Вольфарт не мог следовать на сближение с линкором, но с рассветом он обнаружил неподалеку U-74 Кентрата. Кентрат не мог выйти в атаку из-за повреждений, причиненных глубинными бомбами, но он имел еще достаточно топлива, чтобы остаться наблюдать за событиями. Обе подводные лодки сблизились на расстояние голосовой связи, и Вольфарт показал направление, в котором находился «Bismarck». Он пожелал Кентрату удачи, а затем с тяжелым сердцем развернул U-556 в направлении Лорьяна и скрылся с поверхности моря. При экономичной работе дизелей и электромоторов топлива у него едва хватало, чтобы добраться до Франции.

U-556 вернулась в базу на последних каплях горючего. Встав у пирса Вольфарт выяснил, что у него осталось 80 литров солярки. Наследующий день 15 мая 1941 года на борт лодки поднялся адмирал Дениц и в торжественной обстановке вручил Вольфарту Рыцарский крест.

19 июня 1941 года Герберт Вольфарт вышел во второе патрулирование на борту U-556, но уже 8 дней спустя его лодка была потоплена в Северной Атлантике к юго-западу от Исландии британскими корветами «Nasturtium», «Celandine» и «Gladiolus». Командир и большая часть экипажа попали в плен. Герберт Вольфарт провел более 6 лет в английских и канадских лагерях для военнопленных и вернулся назад в Германию только 14 июня 1947 года.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий