Перспектива оснащения будущих российских УДК модификациями истребителя Су-57

93

Как известно, судостроительный завод «Залив» в Керчи получил от министерства обороны России заказ на постройку двух универсальных десантных кораблей для ВМФ страны. Таким образом, подтвердилась информация о том, что главное оборонное ведомство не отказывается от приобретения УДК-вертолётоносцев после известных пертурбаций с французскими санкциями в отношении «Мистралей».

Речь идёт о двух УДК «Владивосток» и «Севастополь», которые строились на французской верфи для России, но потом, после решения тогдашнего президента Франсуа Олланда, Париж России не передал. В итоге корабли оказались в составе ВМС Египта, где ожидают полноценного формирования авиакрыла.



А какое авиакрыло предполагается задействовать для УДК, которые строятся в Крыму для ВМФ России?

При учёте того, что запланированные в нашей стране к постройке универсальные десантные корабли отличаются от французских «Мистралей» большими размера и водоизмещением, есть смысл поднять вопрос о возможности использования на них не только вертолётов.

Габариты будущих российских универсальных десантных кораблей таковы: наибольшая длина – 204 м, ширина – 38 м, водоизмещение – 25 тыс. тонн.

В этом плане такие УДК стоит сравнить с американскими универсальными десантными кораблями типа «Уосп». Так, наибольшая длина «американцев» - 257 м, стандартное водоизмещение – около 28,5 тыс. тонн. При этом в ВМС США на УДК «Уосп» размещается авиационное крыло и в виде самолётов. Речь идёт о штурмовиках вертикального взлёта и посадки AV-8B «Харриер» II. А на УДК ВМС США более современного проекта – «Америка» - в авиакрыло включены и истребители пятого поколения F-35 в модификации «B» - укороченный взлёт и посадка.

Повышает ли боевую мощь универсального десантного корабля часть крыла, состоящая из истребителей? Безусловно. Истребители обеспечивают возможность большего охвата воздушного пространства над морской и прибрежной зонами при участии УДК в боевой операции.

В таком случае и в отношении российских универсальных десантных кораблей актуальной является возможность их оснащения истребителями. Но очевидная проблема в том, что сегодня у нас просто нет самолётов, которые могли бы использоваться в качестве средств авиации для УДК. То авиакрыло, которое терпеливо ожидает окончания ремонта и модернизации единственного отечественного авианосца «Адмирал Кузнецов», не подойдёт для эксплуатации на УДК банально в силу своих характеристик.

Однако это вовсе не говорит о том, что поднятый вопрос нужно сразу же закрывать. Буквально на днях первый зампред правительства РФ Юрий Борисов поведал о том, что государственные испытания истребителя пятого поколения Су-57 подтверждают все заложенные параметры и характеристики. Борисов также напомнил, что ВКС РФ заказали 76 таких истребителей.

Если у американского F-35 реализован вариант с палубной версией – той самой, с укороченным взлётом, если Китай, фактически не имея школы создания авиадвигателей, реализуется программу J-31 (фактически параллельно с "непалубным" J-20), то почему бы не рассмотреть вопрос и увеличения числа модификаций Су-57 для удовлетворения нужд не только ВКС, но и ВМФ страны.

Понятно, что пока всё это на уровне «а что, если…», но развитие Военно-морского флота сегодня идёт по целому ряду направлений. Если в Минобороны решили, что без УДК флоту не обойтись, то и вариант их оснащения подходящими модификациями не только вертолётов, но и собственных новейших (перспективных) истребителей, исключать нельзя. И если уж в последнее время стало модно оценивать новые вооружения и их проекты с точки зрения экспортного потенциала, то, есть мнение, что у версий российских истребителей пятого поколения для авианосца и УДК, этот экспортный потенциал окажется высоким. Есть дополнительный шанс заинтересовать партнёров из Индии, если, конечно, проект будет реализован для тех универсальных кораблей, которые заказаны Минобороны для нашего собственного флота.

Вариант вполне может быть реализован, если учитывать, что для тех же Су-57 создаются двигатели так называемой второй очереди. А кроме того, не нужно забывать и о запасе ещё советских наработок по созданию самолётов, которые можно задействовать в качестве средств палубной авиации. В любом случае, перспектива имеется - особенно на фоне той многозадачности, которую обещают для УДК российского производства.
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    27 мая 2020 10:35
    Только СВВП. Вопрос не в том, чтобы взлететь (хотя для этого лучше трамплин), а в том, что сесть некуда. Аэрофинишеры потребуют отдельную секцию, если их не заложили в проект, то их не будет. Без аэрофинишеров, не сесть. Это я упускаю, что садить самолет в притирку к острову или убиваться об остров, это такое себе. В общем, это нереалистично на обычном самолете. Только СВВП.
    1. +24
      27 мая 2020 10:42
      Потребуются не только аэрофинишеры, но и место для базирования самолетов, помещения для обслуживающего персонала, аэронавигационное оборудование, помещения для боеприпасов, топлива, запчастей, другие самолетоподъемники и т.д. , то есть потребуется другой корабль.
      1. +1
        27 мая 2020 10:53
        Ну, я это даже не рассматривал. Просто указал про критическую недоработку.

        В теории 2 самолета, можно держать и поднять даже на Мистрале (ну разве что рассчеты провести). Однако чтобы это был легкий авианосец (как пишут в статье) - нужно не только поднять, но принять самолеты. Принять обычные самолеты невозможно без финишеров. Финишеры занимают много места, водоизмещения и их необходимо изначально закладывать в проект (или будет переделка уровня Горшкова в Викру +/- как новый построить и у последнего, все же были определенные резервы и плюсы, которых нет у УДК).
        1. +19
          27 мая 2020 11:40
          Подождите! Предполагаю, что вскоре появится статья о возможности использования Су-57 с автомобилевоза! А в подпалубном пространстве развернуть пункт по обслуживанию, ремонту и модернизации самолётов пятого поколения. С арифметическами выкладками по площади и грузоподъёмности!
          1. +4
            27 мая 2020 13:30
            и это правильно!!! на автомобилевоз наложить полетную палубу - и вуаля!! Трумен обзавидуется
            1. +7
              28 мая 2020 11:45
              Перспектива оснащения будущих российских УДК модификациями истребителя Су-57

              laughing Давно подобного бреда на вроде не глупом форуме не читал. laughing
              1. +1
                28 мая 2020 11:57
                да не, фишечки проскальзывают...хотя, конечно, делать вертикалку их изначально не предназначенного для этого самолета..
                1. +6
                  28 мая 2020 11:59
                  У автора пятое поколение сильно преувеличено в возможностях. smile
                  1. +2
                    28 мая 2020 11:59
                    ну да, типа, это трансформер..
    2. +13
      27 мая 2020 10:56
      Самолеты СВВП изначально ущербны, они хороши тогда, когда им не могут противостоять классические, современные им, самолеты. Я не отрицаю их возможную полезность, но уж очень узок круг их разумного применения.
      1. +5
        27 мая 2020 13:31
        если предстоит противостояние с классическим авианосцем - право, лучше сразу самоутопиться, чтоб не доставлять врагу такой радости
    3. -17
      27 мая 2020 11:17
      Цитата: donavi49
      Аэрофинишеры потребуют отдельную секцию, если их не заложили в проект, то их не будет. Без аэрофинишеров, не сесть.

      А если у Су-57 двигатели второго этапа будут иметь поворотное сопло, позволяющее уменьшить посадочную скорость в два раза, то вполне реальна посадка на УДК.
      1. +25
        27 мая 2020 11:21
        Без аэрофинишеров это невозможно в принципе. Статья - бред
        1. +9
          27 мая 2020 11:31
          Причём ненаучный.
          1. +4
            27 мая 2020 16:05
            Причем фантастический. В статье написано
            А какое авиакрыло предполагается задействовать для УДК, которые строятся в Крыму для ВМФ России?

            Дело в том что ни какие УДК не строятся. Была произведена только оценка возможности строительства в Крыму УДК. А будут строить или нет это вопрос.
            Ни какие Су-57 для ВМФ не планируются. Заказали всего 76 единиц, на этом все.
            О чем спор? О том как хорошо было бы если бы ....
            1. -3
              27 мая 2020 19:38
              А что в плане закладок сейчас стоит в Керчи чейчас по вашему?
              1. +1
                28 мая 2020 04:20
                Ну а я о чем написал? Только в плане, в статье написано что они уже строятся. К тому же в бюджете МО такие траты не предусмотрены.
            2. +1
              29 мая 2020 01:23
              Оценка строительства ... дв, типа обещать не значит женится.
        2. +5
          27 мая 2020 12:34
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Без аэрофинишеров это невозможно в принципе. Статья - бред

          Соглашусь и не столько из-за аэрофинишеров, а в той части, что нельзя разработанный вертолетоносец переделать в авианесущий корабль в момент строительства, хотя бы в силу того, что для создания подобного нужен совсем другой проект. Это означает что если кому-то придет в голову подобная бредовая идея, то это затянет не только сроки сдачи этих кораблей, но и создает огромные проблемы даже на этапе строительства, потому что "на глаз" такие проекты не осуществляют. Даже если мы получим возможность появления на борту нескольких самолетов с вертикальным взлетом, то с точки зрения оперативного применения корабля это принципиально ничего не изменит, потому что средства ПВО других кораблей и так обеспечит защиту вертолетоносцу.
        3. +5
          27 мая 2020 12:41
          Без аэрофинишёров и "в принципе" lol способен штатно возвращаться на полётную палубу F-35B. Для этого он, собственно, и был задуман с функцией вертикальной посадки. А вот геморрой в виде двухдвигательного СВВП нам, пожалуй, действительно ни к чему. smile
          1. +10
            27 мая 2020 13:41
            Су-57 - не СВВП и никогда им не будет
            1. +3
              27 мая 2020 15:40
              Никогда и никоим образом, да и хвала его создателям. drinks
        4. -4
          27 мая 2020 12:46
          Есть три стадии успеха:
          - этого не может быть никогда
          - в этом что-то есть
          - только так должно и быть
          *****
          ..ну вы меня поняли drinks
          1. Не вопрос. Сможете продемонстрировать эти три стадии успеха, скажем, в обучении осла (животное) искусству светской беседы?
            1. -6
              27 мая 2020 14:05
              Не переносите человеческую деятельность, развитие человеческой мысли, на мир животных и растений. Это антропоморфизм, если вы не знаете такое слово.
              1. +10
                27 мая 2020 14:51
                То есть мы имеем наглядный пример того, что озвученные Вами три стадии успеха имеют определенные ограничения по применению. Говоря проще, есть задачи, в которых достижение успеха на существующем этапе развития априори невозможно.
                Насчёт этапа - это важная оговорка. Вполне можно предположить, что в далёком будущем человечество достигнет таких успехов в биологии, генетике и проч, что для него не составит труда стимулировать и развить мозг осла до уровня 7-8 летнего человеческого ребенка, а голосовые связки - до способности говорить членораздельно. Тогда поставленная мною задача может быть решена.
                Так вот, Вам следует уразуметь, что обучение осла говорить - не единственная задача, которая не может быть решена сегодня. Базирование Су-57 на УДК - одна из них:)))
            2. +7
              27 мая 2020 16:38
              Сможете продемонстрировать эти три стадии успеха, скажем, в обучении осла (животное) искусству светской беседы?

              Не вопрос.
              smile

              - этого не может быть никогда


              - в этом что-то есть


              - только так должно и быть

              smile drinks
              1. good laughing drinks
                Это было супер!
        5. -5
          27 мая 2020 12:54
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Статья - бред

          да
          но вот МиГи с УДК применять вполне возможно (установка АФ и трамплина технически возможна, а главная проблема (сейчас) - это подъемники)
          1. Надо ставить трамплин, финишеры, подъемники .... В имеющемся водоизмещении это приведет к тому, что УДК, получив несколько Миг, сильно потеряет в составе прочей авиагруппы, вплоть до неспособности решать свои прямые задачи. Будем наращивать водоизмещение тыщ до 40 тонн по потом ещё, и в итоге получим Кузнецова с док-камерой:))))
            1. +6
              27 мая 2020 14:44
              Ангары, грузоподъёмность палуб, запас авиатоплива, запас АСП, ширина палубы в зоне ВПП, система ориентации при посадке.

              Технически невозможно всё это организовать на таком маленьком корабле как пр. 23900.
              1. Цитата: timokhin-a-a
                Технически невозможно всё это организовать на таком маленьком корабле как пр. 23900.

                О чем и речь. В итоге мы придем к полноценному авианосцу даже большего водоизмещения, чем нужно, скажем, для базирования авиаполка, потому что он еще и десант возить должен
            2. -4
              27 мая 2020 14:44
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Надо ставить трамплин, финишеры, подъемники .... В имеющемся водоизмещении это приведет к тому, что УДК, получив несколько Миг, сильно потеряет в составе прочей авиагруппы, вплоть до неспособности решать свои прямые задачи. Будем наращивать водоизмещение тыщ до 40 тонн по потом ещё, и в итоге получим Кузнецова с док-камерой:))))

              нет
              прикидки уже были
              спецов
              1. Цитата: Fizik M
                нет

                "нет" - что?
                1. -4
                  27 мая 2020 19:12
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  "нет" - что?

                  то что в 30 все нормально укладывается
                  1. Цитата: Fizik M
                    то что в 30 все нормально укладывается

                    И сколько же самолетов влезет на корабль в 30 Кт?
                    1. -3
                      27 мая 2020 19:40
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      И сколько же самолетов влезет на корабль в 30 Кт?

                      эскадрилья свободно
                      вопрос не в них, а "фарше" в их обеспечение: БП, вертах, людях и т.д.
                      1. +5
                        27 мая 2020 20:12
                        Гермес с Фантомами.
                        Садиться-взлетать можно, воевать почти нет.
                        Плюс качка.

                        Не взлетит. У амеров на "Америке" в 43000 тонны семь самолётов влазит в ангар.
                      2. -4
                        27 мая 2020 20:45
                        Цитата: timokhin-a-a
                        Садиться-взлетать можно, воевать почти нет.

                        можно
                        Цитата: timokhin-a-a
                        Плюс качка.

                        там есть очень перспективные решения и варианты
                        Цитата: timokhin-a-a
                        Не взлетит

                        с техникой все норм
                        а вот с организацией - трындец
            3. 0
              30 мая 2020 15:44
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Надо ставить трамплин, финишеры, подъемники ...

              даже если вдруг по мановению волшебной палочки у нас появятся самолеты СВВП и не нужно будет громоздить всю эту лабуду, все равно вылезет куча других проблем. Самое первое, что приходит на ум - покрытие палубы. Поскольку то, что подойдет для вертолетов, совершенно не подойдет для горячих газов с сопел СВВП. Так что, опять переделка проекта.
        6. +4
          27 мая 2020 13:30
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Статья - бред

          Прочитал статью и шо это было? Вроде я не пьян с утра...
        7. +3
          27 мая 2020 14:07
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Статья - бред

          Гонения коня в вакууме.
          Если автор нафантазировал пропеллер припендюрить к СУ-57,тогда да,скорее всего,даже наверняка. wassat
      2. +1
        28 мая 2020 17:13
        Цитата: фигвам
        А если у Су-57 двигатели второго этапа будут иметь поворотное сопло, позволяющее уменьшить посадочную скорость в два раза, то вполне реальна посадка на УДК.

        Только вертикально - на "хвост" lol
        Тогда пусть и взлетает так-же - КАК РАКЕТА ! fellow
        И хранится пусть тоже - вертикально - больше войдёт . yes

        Двигатель второго этапа может ВСЁ . wink
      3. 0
        29 мая 2020 01:19
        Еслибы у бабушки были яйца то она стала бы дедушкой.
    4. +1
      27 мая 2020 11:25
      Цитата: donavi49
      Только СВВП.

      Но это будет уже ни какая не модификация, а совершенно новый самолет. И лучше бы его создавать или с нуля, или одновременно с новым легким ударным самолетом 5-го поколения
    5. 0
      27 мая 2020 12:12
      У янкесов:
      1.Десантно-штурмовой вертолетоносец.
      2.Десантно-вертолетный корабль-док .
      3.Десантный транспорт-док (Сан-Антонио).
      4.Десантно-вертолетный корабль-док.
      "Мистраль" можно отнести ко второй группе.Но на российском проекте УДК "Прибой" имеется артиллерийское вооружение,комплексы ПВО и РЭБ.
      Проект УДК "Херсон" можно отнести к первой группе.Но опять же артустановка и ЗРК дает преимущество при высадке десанта перед американским и аналогами.
      Нужно ОПРЕДЕЛИТЬСЯ,что нужно.Не нужен дорогущий долгострой.
      1. 0
        27 мая 2020 17:00
        Но опять же артустановка ...

        по их представлениям УДК осуществляют загоризонтную высадку и не подставляются под огонь береговых средств противника. Не стоит огород городить, чтобы идти вплотную к берегу такому дорогому кораблю.
        Так что им артустановка для поддержки высадки нужна разве что по случаю.
    6. +2
      27 мая 2020 13:42
      Только СВВП. Вопрос не в том, чтобы взлететь (хотя для этого лучше трамплин), а в том, что сесть некуда.

      при проектировании стоит танцевать от печки. Прежде чем говорить о финишерах и СВВП стоит обозначить, что взлетно-посадочная палуба должна конструкционно выдерживать нагрузку взлетающего и садящегося самолета. А это в 3 раза выше, чем вертолета даже по массе покоя. А уж потом и финишеры и успокоители качки и ангары БОС и прочия и прочия
    7. +4
      27 мая 2020 18:09
      Как вариант всерхзвуковой Як-141 . Правда их уже и нет,но документация,наверняка,осталась. На современных технологиях вполне возможно переплюнуть разработку 80-90х годов.
      1. +1
        27 мая 2020 20:54
        Максимум что то подсматривая из этой документации. А по факту создание нового самолёта мало что имеющего с Як-141.
        1. 0
          30 мая 2020 15:48
          Цитата: Servisinzhener
          Максимум что то подсматривая из этой документации. А по факту создание нового самолёта мало что имеющего с Як-141.

          А что мешает создать такой же самый? Поменяв лишь авионику и вооружение.
    8. +1
      28 мая 2020 17:02
      Цитата: donavi49
      В общем, это нереалистично на обычном самолете. Только СВВП.

      Не пойму , к чему эти фантазии , если КБ Яковлева уже 4 - 5 лет как озадачено тем самым СВВП . И наверняка на базе двигателя второго этапа - "Изделие-30". Задел у них по вертикалкам хороший , есть опыт по конструированию американского F-35(группа конструкторов КБ работала в США по межправительственному соглашению) . Думаю к середине\концу десятилетия мы увидим результат их работы . Аккурат к сдаче головного УДК .
      А пока все работы засекречены и никакая информация о облике будущего СВВП не утекала . Только то , что работы идут .
      А фантазировать о том , чтоб сделать тяжелый 2-х двигательный истребитель вертикалкой belay ... это даже не смешно . Автор даже не потрудился ознакомиться с темой ...
      Это грустно для ВО ... всё-таки не "Мурзилка" . recourse

      Другая сторона данного вопроса - количество предполагаемых СВВП к закупкам МО .
      Это важно .
      Малая серия не оправдает затрат на разработку и запуск производства . Стоимость эксплуатации будет крайне высока , а сама эксплуатация крайне затруднена ... следствиями малой серии .
      То есть , если создаётся такой самолёт , то универсальных десантных кораблей с полётной палубой должно быть серьёзно больше 2-х . Если объективно , то их нужно порядка шести - по два на ТОФ , СФ и ЧФ . И двойное авиакрыло на каждый (вторая часть на берегу для подмены или усиления) .
      Такие самолёты(СВВП) могли бы пригодиться для службы(несения БД) на островах Курильской гряды , где нет возможности организовать нормальный аэродром , для обеспечения ПВО и противодействия противолодочной авиации противника в нашем "бастионе" - районе БД РПКСН в Охотском море . И отражения воздушных поползновений с внешней стороны от Курильской гряды , а так же воздушной разведки .

      Повторю : принятие на вооружение таких СВВП оправдано лишь в том случае , если их численность планируется не менее 200 шт. , а так как на УДК столько не поместится , то нужно подумать о применении их и в ВКС . Скажем в тех местах и случаях , где нет возможности иметь нормальные аэродромы , а обеспечивать ПВО и воздушное прикрытие необходимо .
      hi
      1. +1
        30 мая 2020 15:52
        Цитата: bayard
        КБ Яковлева уже 4 - 5 лет как озадачено тем самым СВВП . И наверняка на базе двигателя второго этапа - "Изделие-30". Задел у них по вертикалкам хороший , есть опыт по конструированию американского F-35(группа конструкторов КБ работала в США по межправительственному соглашению) . Думаю к середине\концу десятилетия мы увидим результат их работы . Аккурат к сдаче головного УДК .

        Если бы это было так, то на просторах интернета обсуждение этого самолета шло бы уже лет 10 не меньше, и покруче, чем Арматы. Так что, скорее всего, это только мечты. Хоть и приятные.
        1. 0
          30 мая 2020 16:16
          Все эти обсуждения на ВО уже были и не раз . И довольно бурные .
          Информация о том , что КБ Яковлева получила заказ "на проработку вопроса создания СВВП" прозвучала из уст Путина в новостных каналах где-то в 2015\16 г.г. В прошлом году было несколько сообщений о том , что такие работы идут(и на этом фоне снова возобновились обсуждения "нужен-ненужен" и какой носитель таким пепелацам должОн быть) .
          Но страсти помаленьку улеглись ... Фантазировать о "великих свершениях" желания и энтузиазма у народа поубавилось ... Это и хорошо .
          Я же напомнил о нём(СВВП) потому что сам участвовал в обсуждении облика перспективного СВВП и тема мне близка .
          1. 0
            31 мая 2020 02:34
            Цитата: bayard
            Я же напомнил о нём(СВВП) потому что сам участвовал в обсуждении облика перспективного СВВП и тема мне близка .

            Ну тогда, поверим вам.
    9. 0
      30 мая 2020 15:36
      Цитата: donavi49
      Только СВВП.

      Которых нет. Нет в железе. Но есть в чертежах.
      Постоянно говорят, мол, на разработку и прочие НИИОКР необходимы средства. Извините, друзья, а зачем что то разрабатывать, если уже все давно разработано? Наши советские предки создали прекрасный СВВП Як-141. Он что, потерял актуальность? Думаю, он будет не хуже Си-Харриера, который до сих пор американцы пользуют. Е если прибавить ему новую авионику и новые технологии и материалы, то и фору даст.
      Так что не надо выдумывать велосипед - распаковывайте чертежи, уважаемые авиаконструкторы и дерзайте!
  2. +2
    27 мая 2020 10:42
    увеличения числа модификаций Су-57 для удовлетворения нужд не только ВКС, но и ВМФ страны.
    Ну тут трудно что сказать.... а уж сделать и подавно request прожекты.
  3. +1
    27 мая 2020 10:47
    Перспектива оснащения будущих ......

    Ой какое это гадание!
  4. +5
    27 мая 2020 10:50
    В какой такой параллельной реальности, по мнению автора, оснащение российских УДК самолетами ВВП является "актуальным"? Сама концепция применения вооруженных сил России ставит под сомнение актуальность даже авианосцев. Но если уж проецировать силу и заниматься экспедиционными операциями - то лучше строить новый полноразмерный авианосец, а не заниматься ерундой, разрабатывая недосамолет ВВП. Проецировать силу самолетом ВВП - только смешить американцев. Любой самолет ВВП имеет удручающие ТТХ по сравнению с обычным истребителем, стоит катастрофически дорого, разработка и испытания его сопряжены с повышенным количеством катастроф. И самое непонятное - зачем он нужен?
    1. +1
      27 мая 2020 12:15
      Цитата: Slon1978
      учше строить новый полноразмерный авианосец,

      Так и далеко ходить не надо, сдуть пыль с чертежей Ульяновска, только реакторы в него поставить новые, как на новейших ледоколах. Только наши отцы командиры еще не определились, нужен ли нам авианосец, а если нужен то зачем
  5. +1
    27 мая 2020 10:50
    «не только ВКС, но и ВМФ страны» - авиация ВМФ это не только палубная авиация.
  6. 0
    27 мая 2020 10:54
    А если возродить проект Як141, но с совр технологиями и планером Су57? Для УДК однозначно подойдёт только короткий взлёт и вертикалка при посадке. А вообще если задуматься..нам бы УДК до ума довести сначала. А если всё получится, то 2 серию УДК проектировать уже с учётом базирования авиакрыла. А тем временем разработать полноценную вертикалку МФИ. Если будет запаздывать УДК - их можно ориентировать в мор авиацию для поддержки морпехов. Ну и вертикалки пригодились бы в удалённых гарнизонах, на островах..там где ограниченность по созд ВПП.
    1. +7
      27 мая 2020 11:03
      Это только на бумаге легко. По факту надо создавать новый самолет. Двигатель не выпускается и вероятно не выйдет его наладить, да и сегодня это уже устаревшие технологии. Нужна глобальная модернизация (по факту создание изделия заново, под текущие технические возможности промышленности) или создание новой установки для СВВП на базе двигателя 5 поколения 2 этапа.

      Планер Яка был не просто так, а просчитан под СВВП и режимы. Планер Су-57 не просто так, а он просчитан под конкретно Су-57 и его режимы. Для СВВП надо делать свой планер, под их режимы с использование технологий Су-57 например. Но работу надо делать заново.

      Ну, а там дальше в лес, все заново. Электроника заново (тем более там Украины и бывших союзных республик треть самолета по комплектующим), всякие там приводы все заново.

      Да и смысла цеплятся за Як-141 нет. Оснаски, там серийного завода под него нет. С восстановлением документации и актуализацией его (опять же какой нить привод уже не выпускается, а можно найти другой, но у него другие параметры, ну и т.п.) - тоже будут проблемы. В итоге выйдет самолет 90-х с точечными модернизациями по типу какого нить МиГ-29СМТ, но по времени не сильно быстрее и не сильно дешевле, чем делать 5 поколение СВВП с нуля и совершенно иными базовыми возможностями.
      1. +10
        27 мая 2020 11:13
        Складывается впечатление, что автор вообще не понимает о чем пишет. Возможно он думает, что дело только в том, чтобы на верхней палубе УДК разметку взлетно-посадочной полосы нанести и подходящий самолет ВВП погрузить. И сокрушается в том, что такого самолета нет. Нет понимания, что это совершенно новый корабль, только на разработку технического задания под него потребуется хорошо если 1 год, потом проектирование хорошо если 3 года, потом строительство хорошо если 10 лет. А с СВПП как по маслу точно не пойдет - концепция такого самолета очень аварийная - будут сдвижки сроков. А ведь внесение изменений в ТЗ корабля тоже никто не отменял - дело обычное с появлением новой навигационной аппаратуры, вооружения, компонентной базы. Итого 25 лет в лучшем случае и бюджет поистине неограниченный. И самое главное - зачем такой самолет и корабль нужен будет?
      2. +1
        27 мая 2020 11:17
        сколько коментирую статьи..и всегда, когда пишу "взять что-то старое и соединить с чем то новым" - рассм-ся как "зачем тянуть старое". Я в в свои слова вкладываю др смысл. Берутся старые наработки как базис и тынутся в будущее, изменяясь под новые требования..новые технологии и материалы. Фактически получается новое изделие, но с родословной. В данном случае вы правильно раскрыли суть - нужен новый самолёт. Но можно ведь объединить усилия 2х КБ, у одних есть наработки по вертикалкам, у др опыт совр боевого самолёта..есть авионика, есть двигатель..есть кооперация смежников. Полностью переработать всю имеющуюся инфу и наработки под новые требования и дать задания смежникам на новые элементы и системы. Плюс использовать доступную инфу по Ф-35Б..копировать идеи др стран. Главное рез-т - за коротк срок создать полноценный боевой аппарат с хор эксплуатац показателями и боев хар-ми. Да это будет новый самолёт, но не создающийся с нуля.
        1. И Вам уже объяснили, что это невозможно и почему. Самолёт придется создавать именно с нуля. Если Вам это непонятно - попытайтесь перепроектировать ламповый телевизор так, чтобы получился жидкокристаллический монитор
          1. 0
            27 мая 2020 21:01
            При такой переделке общим будет лишь часть структурной схемы этих двух устройств. laughing
        2. +4
          27 мая 2020 14:36
          Цитата: rosomaha
          Берутся старые наработки как базис и тынутся в будущее, изменяясь под новые требования..новые технологии и материалы.

          И получается, что всё нужно проектировать и рассчитывать заново. Потому что большая часть заводов, под продукцию которых был рассчитан самолёт, уже давно померла. А выжившие за три десятка лет давно уже сменили номенклатуру выпускаемой продукции. И старые расчёты, чертежи и спецификации можно отправить в утиль - нужно считать самолёт под новые материалы, под новый движок, под новую авионику и БРЭО.
          Что толку в схеме и установочном чертеже какого-нибудь блока КН154561-7125/У2Н, если та же "Светлана" давно мертва, да и компоненты уже давно сменились на более современные. И вообще, в новой схеме этот блок не нужен - его функции среди прочих выполняет единый блок ПОБ8741-654/КТУ. Так что на его место можно установить что-нибудь другое, а у этого "другого" другие габариты, и нужно перерассчитывать точки крепления - и т.д...
    2. 0
      1 июня 2020 07:05
      У СВВП другая развесовка и, соответственно другой планер и, соответственно, другое расположение сопел (и подъемных двигателей.
  7. +1
    27 мая 2020 11:24
    Автор по моему не четко представляет себе, о каком самолёте он говорит- то ли СВВП, то ли горизонтальной посадки.
    Оба варианта нереализуемы все равно, впрочем, нет там аэрофиниширов и не будет, а из двухдвигательного самолёта СвВП сделать можно разве что теоритически
  8. mmg
    -3
    27 мая 2020 11:36
    А как можно серьезно обсуждать применение того чего ещё нет, на том, что ещё даже не заложено?
  9. +1
    27 мая 2020 11:46
    Забавная статья, повеселила.
    1. для посадки палубного истребителя нужен аэрофинишер, а это переработка УДК
    2. Су-57 тяжелый истребитель, для того чтобы с палубы такой взлетал не с полупустыми баками и/или без оружия нужна катапульта, и это если финишер сделать. С катапультой и аэрофинишером это не УДК а авианосец.
    3. для УДК используют самолеты с СВВП не просто так, а Су-57 такими возможностями не обладает, нужен новый самолет. Новый самолет с СВВП это серьезный вызов, и не просто сделать такой, а добиться приемлемой надежности в эксплуатации.
  10. -1
    27 мая 2020 12:14
    Было бы здорово сразу обеспечить десант поддержкой с воздуха. Надо разрабатывать современный СВВП, который будет хорош и на суше. Как бывший вертолетостроитель я вижу за ними хорошее будущее.
  11. +1
    27 мая 2020 12:35
    Причем здесь "палубная версия"? Здесь нужен аналог Ф35В...которого у Китая нет. У нас есть наработки по Як141, который серийным не стал. По сути , есть ТРД с отклоняемым сортом и теоритически, можно попробовать воссоздать его на новом уровне....Нет понятной мысли о подьемном двигателе
    ....
    1. +1
      27 мая 2020 22:14
      По поводу подъёма и использования старой документации например на Як-141. Из этой документации можно будет почерпнуть не так уж и много. Возможно общую компоновку или что то по мелочи. Сделать подъёмно-маршевый ТРД по образу F-35B на основе двигателя второго этапа и Р79В-300. Но о полном воспроизводстве и речи быть не может. Потому что такой временной разрыв приводит к тому что координальным образом меняются доступные материалы и детали. Оснастка на производстве. Эти изменения делают производство по старым чертежам практически невозможным. Например БРЭО для которого раньше требовалась огромное количество каких нибудь КТ312, 1533ИД4, К573РФ21 с соответствующим весом и размерами сейчас заменяет плата на основе К1986ВЕ91Т размером с половину тетрадного листа. А это значит как минимум развесовку самолёта придётся пересчитывать. Детали с радиорынка заботливо украденные в середине восьмидесятых "дядей Васей" во время прохождения практики на заводе ЗИП тут не подойдут. Нужны новые с неистёкшими сроками хранения, гарантией производителя и хранившихся в соответствующих условиях. И так по всему самолёту. На каждом чертеже будет по несколько таких затыков. И вопросов почему это сделано так, а не иначе. Которых уже и задать некому.

      Всё вышеописанное может служить ответом для всех подобных тем о возрождении. Как то возобновление программы Энергия-Буран или почему американцы не построят Сатурн-5 ведь чертежи и на тот и на другой есть. Кстати у американцев недавно была такая история с ядерными боеголовками для ракет. При регламентных работах требуется замена элементов из аэрогеля. В своё время его выпускала одна небольшая фирма. О том что через три десятка лет будут продлять срок эксплуатации этих боеголовок не кто не задумывался. И выпущено было этого аэрогеля ровно столько сколько нужно было на весь планируемый срок эксплуатации. А технология получения аэрогеля именно с такими свойствами была по большей части в голове владельца фирмы. Владелец много лет назад умер, бизнес продали. Документации и людей которые работали почти не осталось и пришлось заниматься разработкой заново.
      1. +1
        27 мая 2020 23:06
        При наличии денег, конечно, это дало бы толчок авиастроению
  12. 0
    27 мая 2020 13:07
    Самолеты для такого корабля?

    Было бы лучше вооружить éé. дронами, такими как Mig Skat
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    27 мая 2020 13:56
    Если будет двигатель второго этапа, тогда можно пытаться делать СВВП одновременно с легким однодвигательным истребителем на базе этого двигателя.
    Такой самолет мог бы иметь определенный успех при недорогой цене,
    при условии , что двигатель, авионика и прочее будет на базе Су-57, и они реально работоспособны и показывают хорошие характеристики.
    Делать однодвигательный чисто СВВП будет заметно дороже, самолет нишевый, и покупателей на него кроме индийцев не просматривается. ну, китайцы ещё купят как образец для копирования. А вот на обычную версию в принципе ещё покупатели могут быть.
    Больше партия- меньше себестоимость.
    1. -1
      28 мая 2020 11:51
      Самое главное, какой наш спрос на СВВП? Сделать просто и дешево вариант СВВП легкого однодвигательного истребителя вряд ли получится. А вкладываться капитально в ненужную или нужную в количестве 10-20-30-40 машин сомнительное занятие.
      1. 0
        28 мая 2020 12:57
        Именно поэтому я и предложил совместить разработку однодвигательного СВВП и обычного, причем начать с сввп, а потом его упростить- убрать подъемный вентилятор (поставить вместо него бак дополнительный, например) и переделать сопло.
        Спрос на такую пару самолётов будет намного выше.
        СВВПимеет смысл, если хотя бы сотню точно купят.
        Но учтите- штук 30-40 это только под Кузнецова пойдет.
        1. 0
          1 июня 2020 07:04
          Это не самый хороший вариант...развесовка разная у СВВП и обычного истребителя. И в результате , могут пострадать летные характеристики легкого истребителя. Но кабина, БРЭО, какие то системы, можно унифицировать. Но тут, дай Бог, добраться просто до легкого истребителя. А в плане СВВП, я считаю, что лучше пилить нормальный авианосец с нормальными палубными истребителями.
  15. +3
    27 мая 2020 14:01
    Зачем этот огород городить, если нужна авиация, то и строить надо полноценный авианосец
  16. 0
    27 мая 2020 14:08
    В принципе, очень по-современному - рассуждать о том, чего нет, и вероятнее всего, никогда не будет. И комментаторы хороши - мечут комментарии без остановки, как будто им за это платят. Остановитесь, сколько можно производить весь этот бред!
  17. 0
    27 мая 2020 14:24
    Сначала создайте и выпустите хотя бы 50 Су-57 с двигателями 2 очереди,а потом можно и рассуждать о самолете для УДК. Если самолет рухнет на сам вертолетоносец то эти убытки будут несоизмеримы при крушении просто самолета.При наших темпах строительства хоть самолетов,хоть кораблей пока что можно просто фантазировать
  18. 0
    27 мая 2020 15:29
    А, не тех , ни других пока нет, так что все от лукавого.
  19. 0
    27 мая 2020 19:20
    А вот этого не надо. Иначе получится очередной гибрид ежа и ужа.
  20. +1
    27 мая 2020 21:45
    Надеюсь никому из принимающих решение эта идея не придёт в голову. Т.к. такая "гениальная" задумка похоронит и Су-57 и УДК. Даже если каким либо магическим образом у нас появились Як-141 или дожили бы Як-38 то корабль всё равно пришлось бы переделывать. Усиливать полётную палубу чтобы она выдерживала "выхлоп" двигателей. Дополнительное место под топливо т.к. самолёт в режиме вертикального взлёта его очень много тратит. И такие переделки сразу тянут за собой и многие другие элементы. А длинна документации на таких проектах измеряется километрами. Фактически это всё означало бы создание нового корабля. С Су-57 та же история. Проще и быстрее сделать СВВП с нуля, чем переделывать готовый.
  21. +1
    27 мая 2020 23:33
    Автор с очень прогрессивной фантазией.
    Хочу подкинуть идею для следующей статьи. Можно использовать обычные истребители, но корабль надо вместо трамплина оборудовать вертикальным взлётом, мощный мега вентилятор по центру палубы для создания вертикальной струи. В потоке воздуха забрасываем самолёт метров на 150-250 вверх, дальше он на фосаже уходит в горизонт. Короче всё очень просто. Мягкая посадка с помощью такого гаджета может быть проблемой. Надо допроработать.
  22. 0
    28 мая 2020 11:10
    Чтобы подобный проект у нас реализовать, надо СУ-57 делать однодвигательным с поворотным соплом, как F-35В. И это должна быть совершенно другая машина с меньшими габаритами и весом, а отсюда и себестоимости. Что-то меня наводит на мысль, что америкосы совсем не дураки - все просчитали на шаг вперед при создании своей машины, в отличии от некоторых...
  23. +1
    28 мая 2020 13:38
    Сколько тут веселых рассуждений... ) Самое главное не осталось ни одного специалиста способного спроектировать СВВП... Вы их на 3Д принтере сделаете? Совсем нет специалистов по динамике и аэродинамике полета таких ЛА, проектированию узлов и агрегатов. Последние книги по теории проектирования СВВП наших авторов или переводных зарубежных у нас когда были выпущены? Спецов по этому направлению и в советское время было мало. И задача эта полна скрытых трудностей и неординарна.... А так-то да, поговорить мы все мастера.... Без людей толковых никакой ворох чертежей и расчетов старых (да и новых украденных) никому не пригодится.
  24. 0
    28 мая 2020 13:55
    Су-57? Нврзможно, в принципе: палуба коротка. Вот если СВВП разработают или конвертопланы- дело иное. Но пока- лучше на Ка-52К Р-74 подвесить и прочие средства "средне-дальнего поражения"- благо РЛС есть
  25. +1
    28 мая 2020 15:57
    всякую ненужную вещь вроде удк можно использовать для еще более ненужных сввп, а тем временем весь вмф небоеспособен в принципе, ибо нет тральщиков и береговой авиации
  26. 0
    10 июня 2020 16:46
    Не перестаю удивляться глупости. laughing