Программа ПАК ДА: на полпути к успеху

67
Программа ПАК ДА: на полпути к успеху

Макет самолета типа "летающее крыло" в аэродинамической трубе. По некоторым версиям, он имел отношение к проекту ПАК ДА. Фото ЦАГИ / tsagi.ru

С 2009 г. ПАО «Туполев» и другие предприятия отрасли вели работы по «Перспективному авиационному комплексу дальней авиации» (ПАК ДА). К настоящему времени проектные работы завершились, и программа переходит на новый этап. Теперь главной задачей ее участников является строительство опытного бомбардировщика для проведения испытаний.

Последние события


Не так давно, в начале прошлого года сообщалось об утверждении окончательного облика будущего ПАК ДА. Отечественные СМИ тогда утверждали, что уже появились документы, необходимые для строительства опытной техники. В декабре замминистра обороны Алексей Криворучко рассказал о готовности эскизного проекта, начале нового этапа работ, а также о запуске изготовления отдельных агрегатов опытного ПАК ДА.



26 мая информагентство ТАСС сообщило о запуске строительства опытного самолета. Информация об этом была получена от двух неназванных источников в оборонной промышленности. По данным одного из источников, к настоящему времени завершена разработка рабочей конструкторской документации; ее уже передали на производство.

Один из авиазаводов Объединенной авиастроительной корпорации получает необходимые материалы и теперь должен заняться изготовлением элементов планера. Второй источник ТАСС рассказал о начале сборки кабины. Также он отметил, что прототип бомбардировщика будет завершен в 2021 г.


Современная версия возможного облика ПАК ДА. Графика Air-cosmos.com

Объединенная авиастроительная корпорация, фирма «Туполев» или министерство обороны официально не сообщали о запуске строительства ПАК ДА. Возможно, пресс-релизы такого рода появятся позже.

Ожидаемые сроки


К настоящему времени стали известны запланированные сроки выполнения основных этапов программы ПАК ДА. Еще в январе «Известия» получили доступ к одному из контрактов между Минобороны и ПАО «Туполев», оговаривающему создание средств спасения для нового бомбардировщика. В этом документе упоминаются сроки реализации различных работ.

Из контракта следует, что для проведения летных испытаний построят три опытных бомбардировщика. Предварительные испытания как всех систем, так и самолетов в целом начнутся в 2023 г. и продлятся до 2025-го. В начале 2026 г. стартуют государственные испытания. При их успешном завершении, уже в 2027 г. может состояться запуск серийного производства.

Параллельно со строительством опытной техники будет вестись отработка отдельных элементов. В частности, продолжаются работы по перспективному двигателю для ПАК ДА. В этом году планируется начать испытания изделия на стенде, а затем поднять его в воздух при помощи летающей лаборатории на базе самолета Ил-76. Точные сведения о разработке других бортовых систем и агрегатов пока отсутствуют.

Предполагаемый облик


В последние годы имели место отрывочные сообщения о тех или иных технических особенностях будущего ПАК ДА. Все это позволяет представить облик самолета, хотя и без особых подробностей. Также известна будущая роль такой техники в войсках.


Еще одно предположение. Графика Rg.ru

Сообщается, что ПАК ДА будет представлять собой дозвуковой малозаметный бомбардировщик-ракетоносец, построенный по схеме «летающее крыло». Такая конструкция позволяет получить некоторый прирост характеристик в сравнении с существующими образцами дальней авиации. К примеру, максимальная продолжительность полета должна превышать 30 ч, а дальность без дозаправки достигнет 15 тыс. км.

По разным оценкам, с точки зрения конструкции ПАК ДА принципиально отличается от существующих дальних бомбардировщиков. Используются современные и перспективные материалы и технологии изготовления.

Специально для ПАК ДА разрабатывается новый турбореактивный двигатель. Разработка такого изделия ведется Объединенной двигателестроительной корпорацией с 2018 г. Этот двигатель должен будет обеспечивать продолжительный полет с высокой дозвуковой скоростью. Максимальная тяга – 23 тс. По разным версиям, в связи со значительной взлетной массой бомбардировщик получит четыре таких двигателя.

Экипаж ПАК ДА включает четырех человек. Вероятно, в него войдут два пилота, штурман-оператор и штурман-навигатор, как на серийном Ту-160. Согласно недавним сообщениям, для строительства трех опытных самолетов заказано 12 катапультных кресел.

ПАК ДА должен нести перспективную авионику с открытой архитектурой. Это обеспечит получение нужных характеристик, а также упростит дальнейшие модернизации. В прессе сообщается об унификации аппаратуры ПАК ДА, Ту-22М3М и Ту-160М2. Также упоминается возможное использование сложного комплекса систем обзора, обеспечивающего наблюдение за всем окружающим пространством.

Имеющаяся информация о вооружении самолета весьма интересна, но не дает никакой конкретики. Официальные лица упоминали совместимость с существующими и перспективными авиационными вооружениями стратегического назначения. По боевой нагрузке он будет превосходить Ту-160. Возможно расширение номенклатуры боеприпасов за счет средств самообороны – ракет «воздух-воздух».


Та же модель, вид с другого ракурса. Графика Rg.ru

Имеют место и более смелые предположения. В околоавиационных кругах от ПАК ДА «в отдаленной перспективе» ожидают электромагнитное, лазерное и иное оружие на новых принципах. Насколько вероятно такое развитие событий и нужны ли такие системы дальнему бомбардировщику – отдельный вопрос.

Задел на будущее


Очевидно, что проект ПАК ДА создается с прицелом на несколько следующих десятилетий. Серийное строительство самолетов этого типа начнется только в 2027 г., а первые эскадрильи удастся сформировать лишь к началу тридцатых годов. Ввиду ограниченных темпов производства ПАК ДА изначально будут лишь дополнением к существующей технике разных типов.

Однако продолжение серийного производства позволит наращивать их долю и постепенно осуществлять модернизацию всего парка дальней авиации. Предполагается, что в первые годы службы ПАК ДА смогут заменить устаревающие самолеты Ту-95МС, близкие по летно-техническим характеристикам. Также ПАК ДА сможет взять на себя часть задач бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-160. И только в более поздний период возможна перестройка дальней авиации, в ходе которой ПАК ДА приобретет ведущую роль.

Учитывая сроки начала службы, можно предполагать, что ПАК ДА будут оставаться в строю, как минимум, до рубежа пятидесятых и шестидесятых годов. К этому времени современные образцы уйдут из эксплуатации, а им на смену придут новые разработки. В СМИ и на профильных ресурсах уже сейчас обсуждаются вопросы дальнейшего развития стратегических ракетоносцев – пока, впрочем, на уровне самых общих соображений.

Половина пути


От начала научно-исследовательских работ до запуска строительства опытного ПАК ДА прошло чуть более 10 лет – вполне нормальный срок для проекта такой сложности. Начатое строительство займет менее двух лет, после чего стартуют наземные и летные испытания. На проверку и доводку отводится еще четыре года. Если проект не столкнется с неожиданными трудностями, серийное производство удастся начать в 2027 г.

Таким образом, фирма «Туполев» и авиастроение в целом уже сделали достаточно много для создания перспективного самолета и будущего обновления дальней авиации. Однако не меньше предстоит сделать, чтобы имеющийся проект превратился в готовую технику, готовую к эксплуатации и службе.

Проект фактически находится на половине пути, и теперь наибольший интерес представляют два вопроса. Первый – удастся ли выполнить все запланированные работы в указанные сроки? И второй, более интересный для общественности, – когда точный облик ПАК ДА станет известен не только ограниченному кругу лиц с соответствующими допусками?
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    1 июня 2020 06:05
    Интересно, а прогресс в БРЭО не может уменьшить количество экипажа до 2х? Про Су35С и Су57 нам пишут про электронных пилотов даже.. получается эл.пилоты истребители у нас есть, а эл. Пилотов для бомберов у нас нет?
    1. 0
      1 июня 2020 08:05
      Программа ПАК ДА: на полпути к успеху
      что то часто стали "до пол пути" и доходить только...
      1. +1
        1 июня 2020 10:08
        В данном случае "полпути" - это несколько левых рисунков и пара бессмысленных заявлений анонимных звездунов (или выдуманные самым честным в мире Телеграфным Агентством Советского Союза. Самым честным начиная с названия).

        При таком полпути определить конец пути несложно.
    2. +14
      1 июня 2020 08:42
      Цитата: Zaurbek
      Интересно, а прогресс в БРЭО не может уменьшить количество экипажа до 2х?

      Возможно, двоих и будет достаточно бОльшую часть времени, а четверо их будет для обеспечения какой-никакой сменности: 30ч непрерывного полета мало кто выдержит.
      1. +1
        1 июня 2020 08:52
        Экипаж ПАК ДА включает четырех человек. Вероятно, в него войдут два пилота, штурман-оператор и штурман-навигатор, как на серийном Ту-160. [i][/i]Согласно недавним сообщениям, для строительства трех опытных самолетов заказано 12 катапультных кресел.
        1. +4
          1 июня 2020 09:04
          Цитата: Zaurbek
          штурман-оператор и штурман-навигатор

          Я не особо представляю, как распределяются их обязанности, но военные любят всюду закладывать избыточность, так что, полагаю, в той или иной степени один другого вполне может подменять.
        2. +4
          1 июня 2020 22:11
          Цитата: Zaurbek
          Экипаж ПАК ДА включает четырех человек. Вероятно, в него войдут два пилота,

          ПАК ДА ещё нет даже на бумаге, а уже "включает"?
          :белаы:
          Northrop B-2 Spiritимеет экипаж= 2

          Создание началось в 1979 году по программе «Адванцед Течнологы Бомбер»
          B-21 «Raider» так же будет иметь 2х

          Некоторые из основных отличий между Б-21 и Б-2. (Изображение предоставлено: Авиатионист по материалам ВВС США)
          *Общая форма похожа на Б-2, но Б-21 меньше по размеру
          *Передний профиль Б-21 демонстрирует другую концепцию дизайна: в частности, новый самолет, похоже, не имеет форму края зубочистки своего предшественника, следовательно, не хватает также своеобразного профиля Б-2 «ястреб-клюв»
          *Б-21 имеет различную конфигурацию впускных отверстий и смешанные конформные гондолы двигателя.
          *У Б-21 есть МЛГ с двумя колесами (Главное Шасси)
          *Двери МЛГ и Носе Геар отличаются друг от друга: в частности, двери МЛГ не имеют трапециевидной формы, но имеют зубчатые края, в то время как дверцы носового зубчатого колеса зазубрены и прикреплены не к ножке зубчатого колеса, а с правой стороны отсека.

          ЗАЧЕМ самолёту 21 века "штурман-оператор и штурман-навигатор"?
          Цитата: Zaurbek
          Согласно недавним сообщениям, для строительства трех опытных самолетов заказано 12 катапультных кресел.

          катапультне креесла требуется испытать:
          -на вибрации
          -на статику
          -на вырос (под разными углами к абегающему потоку)
          -на пожаростйкость
          -на контакт с землёй при частичном окрытии/ или неоткрытии основных парашютов
          -на электросовместимость, эл статику и прочее.
          Т.ч.вряд ли 12:3= 4 члена экипажа
          1. 0
            2 июня 2020 11:13
            Я тоже думаю, что штурман-навигатора как минимум можно заменить яндекс.навигатором. )))
    3. +4
      1 июня 2020 09:37
      Этот путь будет долгий и сложный, с приключениями и неявным итогом, хотя разработки всегда находят применение.
    4. +3
      1 июня 2020 11:31
      Представь себя на месте пилота часов на 10-16 и без штурмана с бортинженером. negative
      1. +1
        1 июня 2020 12:58
        Ну как то американцы летают.....
        1. +2
          1 июня 2020 14:13
          Некоторые и с крыши прыгают, и что?
          1. -4
            1 июня 2020 17:37
            И на батуте.....
        2. +3
          1 июня 2020 22:58
          Ну как то американцы летают.....


          В 1927 году Линдберг в одиночку пересек Атлантику за 33 часа и 30 минут. Без GPS и автопилота, без радиосвязи.
          А сейчас лётчик, занимающийся пилотированием , навигацией и силовой установкой - архаизм. "Скрипач не нужен, он только лишнее топливо жрёт." Вот разобраться по приборам в тактической обстановке, да ещё если противник не жуёт сопли - пока без человека никак. Он должен только лошадь пришпорить, да рявкнуть "Выноси, родимая" . Но не думать за лошадь, как ей ноги переставлять , когда прыгать через бугор .
          Я думаю, и этих двоих американцы уберут. Оставят на одном "в тылу", а ударные впереди пустые пойдут.
          1. 0
            2 июня 2020 11:16
            ... должен только лошадь пришпорить, да рявкнуть "Выноси, родимая" . Но не думать за лошадь, как ей ноги переставлять...
            Хорошо сказал... )))
      2. -2
        1 июня 2020 18:53
        ...ага особенно учитывая что на Ту-95 до сих пор нет норм гальюна..ну да на переспективном-то бобре есть шанс на био-туалет(ну или подгузники экипажу)...ну и Wi-Fi на борту(будут играть в DCS)
    5. 0
      1 июня 2020 18:30
      Может так надёжнее? В войсках главное чтобы работало.
      1. +2
        2 июня 2020 09:08
        Может и так, но в аиации выжимают все резервы и по весу и по прочности...- плюс два человека на борту это минус топливо. Ту160 проектировался в 70-80х и имеет 4 человека в экипаже. прошло 40 лет....
        1. 0
          2 июня 2020 15:03
          Думаю не тот случай. Топлива прибавится на несколько минут полёта ,движки создаются с тягой 23 тонны и их должно быть четыре. Расход у них будет огромный, убрать двух человек это даст прирост в дальности но совсем не намного. А в дальнем полёте так надёжнее и веселее.
          1. +1
            2 июня 2020 20:54
            Цитата: Герман 4223
            убрать двух человек это даст прирост в дальности но совсем не намного.

            Дело не только в увеличении дальности. Минус 2 члена экипажа - это:
            - освобождение большого объема пространства под отсек вооружения или топливных баков, либо уменьшение размеров самого планера за счет уменьшение размеров кабины
            - облегчение веса пустого самолета за счет веса 2-х пилотов, катапультных кресел и др.
            - двукратное уменьшение стоимости подготовки пилотов, расходов на их содержание и т.д.
            И это только то, что сразу приходит в голову человеку, не связанному с авиацией. Но даже это является очень существенным. Недаром у американцев только 2 члена экипажа на своих стратегах. И этого количества вполне достаточно при современном уровне развития БРЭО.
            1. +3
              2 июня 2020 22:07
              Может там и будет двое, а про четверых это деза просто. Я думаю что люди которые этим занимаются точно не глупые и такая задача им по силам. А может эти члены экипажа будут но заниматься будут не тем чем все мы с вами думаем. Там ведь ракеты ВВ хотят разместить для самообороны. Даже где то слышал про возможность функции дальнего перехвата, может один член экипажа будет заниматься ведением воздушного боя например. А второй постановкой различных помех и контролем воздушного пространства.
              Это конечно фантазии мои . Но всё наверное иначе чем мы думаем и дураков среди тех кто этим делом занимается думаю тоже.
              1. +1
                2 июня 2020 22:11
                Цитата: Герман 4223
                Но всё наверное иначе чем мы думаем и дураков среди тех кто этим делом занимается думаю тоже.

                Дураков там нет, согласен. Иначе, в конструкторских отделах вместо них сидели бы мы
                1. +1
                  2 июня 2020 22:19
                  Ну я вроде не ,но я и не конструктор по этому меня там точно не будет. Иначе беда этой программе.
    6. 0
      2 июня 2020 11:04
      Мне тоже кажется что количество экипажа уменьшить надо. 4 человека сегодня это уже роскошь. Летчик и штурман-оператор, для принятия решений. Остальное должно быть автоматизированно.
      1. 0
        2 июня 2020 16:49
        Сейчас даже заправку в воздухе уже автоматизировали
  2. +3
    1 июня 2020 06:09
    Да, с нашим носом только кургу топтать! За все хватаемся, а потом программы сворачиваем или закрываем! А то и получаем вечный долгострой типа танков Т14 и иже с ними! Отсутствует современная микроэлектронная база, отсутствие современного своего оборудования для производства, отсутствие кадров, ибо разрыв между Советскими специалистами и современными мЁнаджерами от псевдопроизводства огромен! Так что, уверен, и сею программу ожидает печальная участь быть закрытой из за страшной дороговизны итогового изделия, построенного на устаревшем оборудовании и по старым технологиям.
    1. +2
      1 июня 2020 06:20
      Написано же программа на полпути,в 2030 году всё увидим, главное чтобы деньги им выделяли smile
    2. -1
      1 июня 2020 13:42
      Цитата: Бережливый
      Да, с нашим носом только кургу топтать! За все хватаемся, а потом программы сворачиваем или закрываем! А то и получаем вечный долгострой типа танков Т14 и иже с ними! Отсутствует современная микроэлектронная база, отсутствие современного своего оборудования для производства, отсутствие кадров, ибо разрыв между Советскими специалистами и современными мЁнаджерами от псевдопроизводства огромен! Так что, уверен, и сею программу ожидает печальная участь быть закрытой из за страшной дороговизны итогового изделия, построенного на устаревшем оборудовании и по старым технологиям.


      Не выдавайте желаемое для вас за действительное. Все программы доведем до серийного производства. Не надо накидывать на вентилятор.Достали уже.
      28 мая 2020 г., AEX.RU – Казанский авиазавод реализует масштабную программу техперевооружения и выполняет Гособоронзаказ. Об этом сообщила пресс-служба ОАК по итогам рабочего визита 27 мая заместителя министра промышленности и торговли РФ Олега Бочарова и генерального директора ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря на Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев» (в составе ПАО «ОАК» под управлением Госкорпорации Ростех).

      В ходе встречи генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов проинформировал руководителей об исполнении производственных контрактов. Олег Бочаров и Юрий Слюсарь ознакомились с ходом работ по программе возобновления производства глубокомодернизированных ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160М, ремонту и модернизации строевых самолётов Ту-160, программе испытаний второго опытного глубокомодернизированного Ту-22М3М.

      "Замминистра и глава ОАК также посетили цеха, оснащенные новым высокотехнологичным оборудованием отечественного производства, объекты капитального строительства, в частности, корпус агрегатной и окончательной сборки и корпус конструкторско-инженерного центра, ознакомились с реконструкцией летно-испытательной базы, в рамках которой ведется строительство нового топливо-заправочного комплекса", - рассказали в ОАК.

      https://www.aex.ru/news/2020/5/28/213085/
  3. +4
    1 июня 2020 07:08
    Программа ПАК ДА: на полпути к успеху

    Бывает, картинки и громкие заявления, обретают реальное воплощение ... к сожалению, бывает и наоборот!
    Какой вариант предполагается?
    В военной сфере у нас, не так всё кисло, а зачастую очень даже норм ... но всё таки???
    1. +2
      1 июня 2020 10:29
      Цитата: rocket757
      Какой вариант предполагается?

      Как в старом анекдоте:
      - Каковы шансы встретить тираннозавра на улице?
      - 50 на 50: либо встретишь, либо нет.


      До 2027 (озвученного в статье) еще очень далеко; за это время может произойти много всякого, способного как приблизить реализацию программы, так и поставить на ней жирный крест.
      1. +2
        1 июня 2020 10:33
        Гадай, не гадай, всё может быть ясно очень потом.
        1. +4
          1 июня 2020 11:27
          Не надо бежать впереди паровоза . yes
          1. +6
            1 июня 2020 11:38
            Честно, мы были б в "счастливом неведении", если б наши "ответственные" лица, занимались делом, а не языком без дела болтали.
            1. Комментарий был удален.
              1. +1
                1 июня 2020 12:23
                Любая замута на верху, впрок государству не пойдёт ... нам, ес-сно тоже.
                1. +3
                  1 июня 2020 12:25
                  Витя , моя цитата касается не только РФ или какой-либо другой державы . Это актуально для ЛЮБОЙ страны ...
                  1. 0
                    1 июня 2020 12:31
                    А закон МЕРФИ\ БУТЕРБРОДА, он един для всех, как его не назови!
      2. 0
        1 июня 2020 18:46
        кальмар, вы правы либо осел либо падишах помрет к тому времени,а вот денюшку распилят надежно и раньше
  4. -2
    1 июня 2020 10:15
    Какая-то размытая по столу клюква, то ли будет, то ли нет...какое-то предприятие в ОАК...какое?
  5. +4
    1 июня 2020 10:16
    больше всего раздражает,что у нас научились анонсировать, устроить пр компанию, нарисовать картинок с прототипами, а вот довести до серийного производства пока увы. что у нас из прототипов ездит?Армата вся(т14,15,16,155 ит.п.), су57, бумеранг, коалиция, курганец. а что сирийное? т90м, БТР 82а, и т.п. Т.е. анонсируем и не более,а вот строим то,что отцы и деды строили и проектировали,но не анонсировали,а в серию МОЛЧА пускали. сейчас настало время болтунов. даже я тут сижу,диванный эксперт,на сайте распинаюсь, сидя в нете с китайского смартфона)
    1. 5-9
      +1
      1 июня 2020 15:30
      Расскажите, на примерах, у кого с новыми (именно новыми) поколениями лучше (заодно где у США новый танк, БМП и самоходка например - их даже в в прототипах нет)....Только один сырой Фы-35 клепают, хотя по уму этого делать не надо было....да и начало серийного производства Су-57 - есть, Армат - есть (их в опытную партию заказали больше, чем у немцев вообще танков может ездить).
      Ну что там с В-21 Райдер будем посмотреть....у нас в СА дела даже лучше чем у них,
      1. 0
        4 июня 2020 17:37
        а им особо и не нужен танк новый. вы часто видите, чтобы армия США воевала сухопутной техникой? как правило сначала телят топоры, потом авиация, а напоследок демократические бабахи . Какой бы ни был Ф-35, их уже больше половины тысячи. Допилят ...или не допилят, но зато каждый из них сможет выпустить ракету, запеленговать цель и т.п. Его недостатки кроются в нюансах, которые не часто влияют на исход боя.
        1. 5-9
          0
          4 июня 2020 19:25
          Не особо нужен? Так про всё можно сказать...Армата вообще не нужна, Т-90АМ закроет все возможные апгрейды Абраши и Лео..Су-57...а вы давно видели, чтобы мы бились за господство в воздухе? Последний раз такое в Корее было...Не нужен он...
          Ракету пустить сырой Фы-35 сможет гораздо хуже Ф-16 ...и ещё раз, что с ними потом такими сырыми делать, как годные пойдут? Модернизировать за десяток-другой лямов новый самолёт? Конгресс не поймёт даже после чемоданов от лоббистов....выкидывать (ака списать в резерв) только, чтоб потом, возможно, потихоньку начать модернизировать....
    2. 0
      1 июня 2020 18:54
      ..ну а АК-12...
    3. 0
      1 июня 2020 19:10
      даже я тут сижу,диванный эксперт,на сайте распинаюсь, сидя в нете с китайского смартфона

      Iphone, как бы, тоже производят в Китае. Ибо с момента переноса производств в Китай, те многократно развили технологии, а с американцами поделиться забыли lol Собственно, когда Трамп сунулся было с возвратом производства в США, выяснилось, что элементная база устарела. Кирпич с характеристиками вашего китайца - можно, а что-то соответствующее в нужной размерности - уже нет.
      Числа 21631, 12700, 22350, 955 что-нибудь говорят? Можно и попроще для восприятия: Як-130, Ми-28, Ка-52, Панцирь-С2, С-400, Воронеж-ДМ, ЗГРЛС "Контейнер", Арктический трилистник. Хватит?
      1. Комментарий был удален.
    4. 0
      2 июня 2020 11:34
      А вы бы лучше головой подумали что серийного ездит. Фрегаты проекта 22350, ПЛ Борей, Ясень, Булава, Авангард, Пересвет, Лада Веста, Эльбрус, Ярс, Су-57 принят на вооружение, заказан. Армата допиливается установочная партия, всё путём. Много чего не назвал а ещё больше не знаю.
  6. +1
    1 июня 2020 11:31
    В отличие от общества пессимистов и всёпропальщиков, мне статья понравилась. Понятно, что разработка идёт, но итог не ясен точно пока и разработчикам. К тому же, существует и такое понятие как "тайна". А картинки интересные. Неплохой необычный ероплан вырисовывается.
    1. -3
      1 июня 2020 13:19
      Вам урашечкам все проекты на которые средства потрачены, но на вооружения не приняты очень нравятся. Аж лапки от удовольствие потираете
      1. -3
        1 июня 2020 18:14
        КБ работают, компетенции растут, изучаются и применяются новые материалы, р.эл.компоненты, выч. техника, новые физические принципы. Родят, точно родят, неизвестно когда и что, т.к. секретно, но внедрят создадут и и запустят в серию. Шойгу им поможет, я верю!
  7. +10
    1 июня 2020 11:32
    Если бы конструкторам и инженерам дали хоть половину тех денег, которые платят пропагандонам, то и ракеты бы у России были и ПАК ДА и всё остальное. Но, увы request
    1. 0
      1 июня 2020 13:34
      Хотите сказать что у России ракет нету?
  8. -2
    1 июня 2020 12:23
    Если все-таки этот самолет взлетит, то наша страна опять встанет в авангарде мирового авиастроения. И это прекрасно! Вот только во сколько сия программа встанет бюджету минобороны и государства? И это при таком-то количестве нерешенных задач и текущих проблем....
    1. +1
      1 июня 2020 13:35
      Кто не хочет кормить свою армию будет кормить чужую.
      1. -2
        1 июня 2020 19:03
        ..на охоту собираться-собак кормить...чересчур-уж всё про корм..а на выходе..что???..и всегда у военных отмазка..недофинансирование..а опыт СССР показал что сколько волка не корми у..НАТО..всё равно..БОЛЬШЕ...так может стоит определиться - кто у нас враг(именно ВРАГ Карл)в XXI-веке и если это муслики с джехад-мобилями то..на нам танки там где за глаза хватит MRAP и БТР..а вот Т-14 нужен если мы снова собрались брать Европу...то-же самое с авиацией что нужно ; ударный БПЛА или Стратег ???..и что-то у меня сомнение что против духов бросят Су-57 или этот СуперБомбер..(так не поступают даже матрасники)..МАХ старички Су-25..и на..тогда вкладывать бабло в ..это а только ради очередного распила..увы..
        1. +3
          1 июня 2020 19:49
          так может стоит определиться - кто у нас враг(именно ВРАГ Карл)в XXI-веке

          Враг США и в перспективе возможно Китай. Возможно,но не факт.А Сирия,Ливия это если можно так сказать разминка.Локальные конфликты.
          а вот Т-14 нужен если мы снова собрались брать Европу.

          Т-14 чтобы отбиваться от Европы и США.Во ВМВ объединённая Европа во главе с Германией нас собиралась брать,да не смогла.Они начали,а не мы. Пришлось Берлин брать.Вынужденно.Никакую Европу не хотели и не хотим брать.Ни тогда ни сейчас,но нужен потенциал чтобы при любом раскладе если что от неё отбиться. Так что нужны Т-14 и не только они.
          то-же самое с авиацией что нужно ; ударный БПЛА или Стратег ???

          И то ,и другое.Сейчас работают и над беспилотниками Орион,Охотник и над стратегами Ту-160М2,ПАК ДА.Но в приоритете безусловно стратеги.Догадайтесь почему.Несравненно более важное значение для страны в виду своих стратегических и качественных возможностей имеют стратегические бомбардировщики. Это оружие иного порядка,нежели беспилотники.
          и что-то у меня сомнение что против духов бросят Су-57 или этот СуперБомбер..(так не поступают даже матрасники)..

          Поступают.При штурме Мосула непосредственное участие принимали В-52Н и эффективность их применения никаким беспилотникам не снилась.F-22 и F-35 были в Сирии и Ираке.F-35 использовался для ударов по боевикам.Израиль тоже не стесняется использовать F-35 для ударов в Сирии и Ираке. Беспилотники имеют вспомогательные функции и не несут много бомб.
          МАХ старички Су-25.

          А когда их спишут.Чем заменят?Беспилотниками что ли?Нет авиацией.Нового поколения.Су-57.
          .и на..тогда вкладывать бабло в ..это а только ради очередного распила..увы..

          Вы не о бабле думайте,а о армии защищающей интересы страны.Скупой платит дважды.И это хорошо когда вкладываются деньги в развитие военно- промышленного комплекса,в промышленность.И не надо бред говорить про какие то распилы.Взяли моду. Методичку поменяйте.
          1. 0
            1 июня 2020 20:20
            ...возьмём историю войн 20 века(конкретно для России-неважно Империи или Совка)..что мы имеем на начало войн(что Великой что Великой Отечественной)..армия ..от Тайги до Британских морей ..ну или..мы их шапками закидаем...ага малой кровью могучим ударом..(можно продолжить но..зачем и так понятно ; вложено немало бабла и ресурсов и апломб зашкаливает..ну и гордились мы своей армией(..нет что-ли ??)..но вот пришла Лихая година и..кадровая армия ДОХНЕТ в первый-же год(ну или пол-года)техника брошена(или сгорела на аэродромах)флот забился на свои базы и отгородился минами..и ..а вот тут ВСЕГДА одно и то-же ; мобилизация (ага тех кто отрывал от себя чтобы накормить,вооружить и обеспечить АРМИЮ..которая ..слилась)и опять мужчины(..ну и женщины..ага братья и сёстры)своими.. обороняют Страну..жизнями покрывая ошибки и просчёты (ага предвоенных уря-пэтриотов..оптимистов..ля)...так-что меньше пафоса Макс..возможно именно вашим детям придётся..закрывать нашу Страну с Ак-74 и ,нехай Ратник против ударных Дронов(которых в составе ВС Рашки нет совсем..)и роботизированных платформ...
            Пы.Сы...ну а наши вожди..срулят на ПМЖ к своим зарубежным виллам и яхтам..ведь они у них не в Урюпинске а в Ницце и на Богамах..или я что-то путаю...это к вопросу распилов и хомячества в офшорах..
            1. +2
              1 июня 2020 20:35
              (которых в составе ВС Рашки нет совсем..)

              За такое и отхватить можно в приличном обществе. am Думай что пишешь. Хотя кому это я пишу?С вами всё понятно.Обзываетесь как школьник.
              нехай Ратник против ударных Дронов(которых в составе ВС Рашки нет совсем..)

              Зачем Ратник? ПВО у нас есть против дронов и авиация.Есть ,правда пока не в серии, свои ударные БПЛА Орион,Альтаир,Охотник.Нашли чем нас пугать- дронами. В той же Сирии и Ливии турецкие дроны пачками сбивают.
              Пы.Сы...ну а наши вожди..срулят на ПМЖ к своим зарубежным виллам и яхтам..ведь они у них не в Урюпинске а в Ницце и на Богамах..или я что-то путаю...это к вопросу распилов и хомячества в офшорах..

              Хотели бы все сдать и свалить уже бы давно бы все сдали и свалили.Давайте не будем выдавать ваши домыслы за истину в последней инстанции.
              1. -2
                1 июня 2020 21:29
                ..кроме Охотника(которого будут пилить как Су и Армату..скока лет..и типа ..ну вот вот)какие ударные БПЛА есть в составе ВС Русни ??? ..возможно,что-то импортное..но не факт..а пока ,за неимением гербовой..парни барражируют в,уже упомянутой вами Сирии, над позициями ИГИЛ на Су-25(..резалт вам известен,нет???)..те-же турки имеют на вооружении ударные дроны а Рашка..имеет мультики..увы..ну а сбивать не военные БПЛ Панцирем запускаемые чурками..это даа..вот только под ударом Израильтян эти Панцири чегой-то дохнут..увы.(кстати вы видос ..как работает Панцирь видели-нет..а любопытно сотретькак его колбасит при работе ствольной арты..МЗА..интересно какова точность при такой тряске...ну на дроны ,впрочем хватило..это<+>...но и только..)..а вообще в чём-то убеждать того кто оперирует патриотическими вбросами ..что воду черпать друшлаком..
                Пы.Сы..как много призывников получают ВЕСЬ ОБВЕС на тот-же АК..+ ПНВ и связь ??..а может ком-взвода ,от греха,ныкает всё в сейфу а стадо нехай по старинке мушка-прорезь..(я имею в виду не парадные части а именно глубинку...кстати именно ту что и составляет военную мосць Нашей Раши..)
                1. +3
                  1 июня 2020 21:39
                  ВС Русни

                  а Рашка

                  Слышишь ты ...... жертва Зеленского.Твоё счастье что ты сейчас далеко. am am am
                  какие ударные БПЛА есть в составе

                  БПЛА Орион,Альтаир-У.
                  Ударный вариант российского средневысотного беспилотника большой продолжительности полета «Орион» (класса MALE, Medium Altitude, Long Endurance) прошел испытания в Сирии и начал поступать в опытно-войсковую эксплуатацию в ВКС России, сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.

                  https://x-true.info/90460-rossija-primenila-v-sirii-udarnyj-bespilotnik-s-raketami.html
                  1. -1
                    2 июня 2020 19:09
                    ...опять одни агитки..жертва гаранта..первые ударный БПЛА появились 20 лет назад(..ага взад..как-раз ровесники гаранта на посту совка..)и всё ещё..проходят спытание..опытное эксплатирование..за это время у матрасников сменилось поколение.(.слышали чем Рипер от Предатора отл..нет..)а впрочем что это я..у вас шоры..в мосх..и зачем мне это вам доказывать..тут нужно самому ..попасть..ну хоть в вашу Сирию и заценить..а шо воно е..всправжди...(..к стати я не потомок шумеров..но это и не значит что я упоротый путинец..)в общем я устал..я ухожу..а вы верте..верте и быть может..оно материализуется..(..всё как у графа Калиосто..материализация..она такая..что и дроны будут у рашки и кинжалы и ..всё будет..ага скоро(или как у Зю..незабаром..)
  9. +1
    1 июня 2020 18:41
    вот бы эти деньги для пакда вложить в нашу перспективную радиоэлектронику (но не рыжему выхухолю),я думаю пользы было бы поболее
  10. 0
    1 июня 2020 19:22
    Ещё в СМИ мелькала информация, что МО хочет видеть на бору ПАК ДА противоспутниковое оружие и РН воздушного старта. А также возможность модульной загрузки БП, т.е. гипотетически, все отсеки загрузить ракетами В-В БД и отправить кружить на пару с А-50 или А-100 - организовывать воздушную А2AD.
  11. +1
    1 июня 2020 19:48
    Предполагается, что в первые годы службы ПАК ДА смогут заменить устаревающие самолеты Ту-95МС, близкие по летно-техническим характеристикам. Также ПАК ДА сможет взять на себя часть задач бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-160.

    Похоже, как всегда, с двигателями не очень.
  12. +6
    1 июня 2020 22:41
    Цитата: Рябов Кирилл
    Программа ПАК ДА: на полпути к успеху


    belay
    фейк?
    http://www.tsagi.ru/pressroom/news/658/

    интересно Рябов лично в фотошопе мотогондолы "отрезал"?
    Цитата: Рябов Кирилл
    Перспективные проекты стратегических бомбардировщиков разных стран.



    Цитата: Рябов Кирилл
    По некоторым версиям, он имел отношение к проекту ПАК ДА.

    what
    в источнике

    Чёрным по белому, по русски написано:
    прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский.
    Исследования по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолета схемы «Летающее крыло» в ЦАГИ ведутся уже более 25 лет. Ранее основное внимание уделялось самолетам ЛК сверхбольшой пассажировместимости — до 1000 мест. Сегодня усилия исследователей сконцентрированы на самолете меньших размеров (до 200 мест). Этот проект Россия сможет реализовать самостоятельно, без привлечения зарубежных партнеров.

    Схема ЛК привлекает специалистов возможностью получить очень высокое аэродинамическое качество крейсерского полета (К~23),


    ну сколько же можно про ПАК ДА одно и тоже с теми же фото...
    Цитата: Рябов Кирилл
    Проект ПАК ДА: за завесой секретности


    good
    1. +1
      2 июня 2020 00:18
      БРАВО!!! Лучшее про ПАК ДА на всём ресурсе drinks
    2. +3
      26 июля 2020 22:29
      Это Рябов. Человек не заинтересован в результате труда, вот и получается на выходе...
      Ноги ПАК ДА растут вот из этой модельки

      и "дозвукового" варианта НК-32.

      Что с моей ТЗР ошибка, ну да ладно, пусть хоть так сделают.
      Авиаонику туда вероятно всунут от Ту-160М2, которую сейчас отрабатывают, чтобы сэкономить, поэтому и экипаж такой же.
      Как-то так...
  13. +1
    2 июня 2020 07:13
    Один из авиазаводов Объединенной авиастроительной корпорации получает необходимые материалы и теперь должен заняться изготовлением элементов планера.

    автор, а что в ОАКе пруд пруди заводов способных собирать ЛА типа ПАК ДА? Пишите уж прямо: КАЗ им. С. П. Горбунова, г. Казань. И не мучайтесь секретностью, ее, в данном случае, нет. Достаточно сопоставить факты из открытой печати 1+1=2.
    1. Комментарий был удален.
  14. -1
    12 ноября 2020 19:18
    При таких характеристиках (30 часов полет) явно необходим сменный экипаж. В целом полет в течении 25 часов был уже и на Ту-160, правда с дозаправками. Потенциал для увеличения времени действительно есть (более экономичный дозвуковой полет, оптимизация двигателей под более узкий режим работы и место занимаемое поворотным механизмом крыла отдать под баки). Надеюсь учтут и 12 катапультных кресел на 3 опытных борта не отменяют места в кабине для сменного экипажа (которых не будет на опытных машинах).