Начало положено. Когда мы увидим стратегический бомбардировщик ПАК ДА?

60

На фоне аналогов


В наше время есть лишь три страны, способные создавать стратегические бомбардировщики. Это Соединенные Штаты, Китай и Россия. Причем Поднебесная пока только претендует на то, чтобы стать в один ряд с лидерами. единственный китайский «стратег» Xian H-6 — это не более чем глубокая модернизация советского бомбардировщика Ту-16, а свой собственный самолет этого типа китайцам только предстоит построить.

Если посмотреть еще более внимательно, то можно заметить, что ситуация с Россией и Соединенными Штатами тоже далеко не блистательна. Американцы пытались десятилетиями создать замену для B-52, но так и не смогли это сделать. По крайней мере, в том виде, в котором это планировали: ни B-1B, ни тем более B-2 не стали полноценной альтернативной Stratofortress, будучи при этом постоянными поставщикам разного рода проблем. Что касается России, то она после краха СССР осталась с немалым парком морально стареющих самолетов Ту-95МС, а также небольшим числом Ту-160 (благо часть машин потом вернула Украина), которых явно недостаточно для решения стоящих перед ними потенциальных задач.



Если говорить о перспективных боевых машинах, то ситуация неоднозначная. Примерно до 2017-го перспективный американский бомбардировщик B-21 вообще оставался «полумифическим», однако в последние годы вопрос начал проясняться. Так, в прошлом году издание Air Force Magazine сообщило, что первый полет перспективного самолета можно ожидать в начале декабря 2021 года: по крайней мере, такую дату озвучил заместитель начальника штаба ВВС США генерал Стивен Уилсон.


Де-факто США стали фаворитом этого состязания, в то время как про российский бомбардировщик нового поколения долгое время вообще никто не вспоминал. Однако в конце мая этого года стало известно, что российские инженеры уже строят первый опытный бомбардировщик, разработанный по программе ПАК ДА («Перспективный авиационный комплекс дальней авиации»). «Изготовлением элементов планера первой машины займется один из авиазаводов в структуре Объединенной авиастроительный корпорации, разработка рабочей конструкторской документации завершена, началась поставка материалов», — сообщил один из источников ТАСС. «Окончательная сборка всей машины должна завершиться в 2021 году», — заявил агентству другой, отметив, что уже ведется изготовление кабины самолета.

Сложно сказать, какой именно будет новая машина — сейчас мы можем более или менее уверенно говорить лишь о концепции. Из многочисленных источников давно известно, что от создания сверхзвукового аналога Ту-160 Россия давно отказались: новый бомбардировщик будет дозвуковым, малозаметным и выполненным по аэродинамической схеме «летающее крыло». То есть он видится условным аналогом американских бомбардировщиков B-2 или B-21. Причем скорее первого, нежели второго. По крайней мере, если говорить о размерах и основных летно-технических характеристиках. Напомним, что B-21, если верить представленным ранее данным, будет меньше B-2 и получит более скромные характеристик, в частности, меньший боевой радиус и меньшую боевую нагрузку.

Общее представление о том, как будет выглядеть самолет, ранее дал французский журнал Air & Cosmos: впрочем, изображение довольно грубое, а сам аппарат отдаленно напоминает беспилотный разведчик Lockheed Martin RQ-170 Sentinel. На остальные «гуляющие» по Сети изображения можно вообще не обращать внимания: они, вероятнее всего, вообще никакого отношения не имеют к действительности.

Начало положено. Когда мы увидим стратегический бомбардировщик ПАК ДА?

Что известно точно, так это то, что в 2018 году на сайте госзакупок опубликовали объявление о тендере на опытно-конструкторские работы по двигателю для перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Согласно представленным данным, основная и дублирующая электронные системы двигателя должны обеспечивать полет самолета продолжительностью до 30 часов. Системы топливопитания и гидромеханического регулирования должны сохранять работоспособность при околонулевых и отрицательных перегрузках до 2,7 g и при температурах от минус 60 до плюс 50 градусов Цельсия. Минимальный срок службы двигателя должен составить 12 лет. Это немало по российским меркам.

Что касается вооружения, то самолет должен будет нести крылатые ракеты большой дальности, высокоточные бомбы, а также вооружение, с помощью которого он сможет постоять за себя в воздушном бою (вероятно, речь идет о ракетах класса «воздух-воздух» средней или малой дальности). Это, кстати, отличает новый бомбардировщик от всех существующих «стратегов», за исключением B-21, который тоже должен уметь сбивать неприятельские самолеты. По крайней мере, такая информация ранее фигурировала в заявлениях американских военных.


Уложиться в сроки


Согласно данным «Туполева», опубликованным на сайте госзакупок, всего намерены построить три летных прототипа ПАК ДА с началом предварительных испытаний в 2023-м. Государственные испытания должны начать в 2026 году, в серию машина должна пойти в 2027 году. Кстати, ранее замминистра обороны Юрий Борисов называл совсем другие сроки. «Есть высокая вероятность, что мы его увидим в 2018 году», — заявил он в 2016 году. Первый полет, по словам заместителя министра обороны должны провести в 2021-м: очевидно, сейчас это уже не актуально. Уместно напомнить, что этап испытаний двигателя в рамках программы ПАК ДА на военно-транспортном самолете Ил-76 завершат не раньше 2021 года. «Согласно контракту, наземные отработки двигателя ПАК ДА на самолете Ил-76 начнутся в конце 2020 года, а завершатся к концу 2021 года. После этого можно будет приступать к полетам», — привел «Интерфакс» в январе текущего года слова информированного источника.

Примечательный факт: в апреле 2018 года блог Центра анализа стратегий и технологий сообщил со ссылкой на некое издание Aéronautique Militaire, что испытания первых опытных образцов бомбардировщика перенесли за пределы новой государственной программы вооружений и теперь его ожидают не раньше 2030 года. Насколько можно судить по сообщению самого блога, новость была первоапрельской шуткой. Как говорится, в каждой шутке...

Проблема в том, что сама по себе программа настолько сложна, дорогостояща и наполнена разного рода рисками, что исключать нельзя ничего. Есть еще одна причина, по которой возможен перенос сроков испытаний. Сейчас Россия реализует очень сложную и крайне амбициозную (особенно по современным меркам) программу восстановления производства ракетоносцев Ту-160: прообраз машины новой постройки впервые поднялся в небо 2 февраля 2020 года. Как стало известно позже, в качестве базы выступил строевой Ту-160 «Игорь Сикорский» (бортовой номер 14 «красный»). Сложно сказать, хватит ли у страны человеческих, технических и материальных ресурсов на реализацию двух «программ века». Каждая из них очень затратная, можно даже сказать — чересчур.


Однако если попытаться суммировать имеющиеся данные, то ситуация с ПАК ДА видится в более позитивном ключе, чем можно было себе представить. Если данные о начале производства первой опытной машины верны, то с большой долей вероятности мы сможем увидеть новый самолет примерно в 2021-2023 году, а первый полет может состояться ориентировочно в 2025-2027-м.

Что касается сроков принятия комплекса на вооружение, то, как показывает опыт других современных боевых машин, этого стоит ждать не ранее 2030 года. Конечно, после первого полета будут называть намного более оптимистичные даты, однако едва ли эти слова следует принимать за чистую монету: достаточно вспомнить, что Су-57 впервые взлетел в 2010-м. И до сих пор его на вооружении нет. А ведь новый «стратег» как комплекс будет намного сложнее истребителя пятого поколения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    2 июня 2020 05:20
    Что касается сроков принятия комплекса на вооружение, то, как показывает опыт других современных боевых машин, этого стоит ждать не ранее 2030 года

    Если смотреть на разработку Раптора,СУ-57 ,Ф-35 ,то думаю не 2030 год,а скорее середина тридцатых.И это еще оптимистичный расклад,в случае,если у нашего руля не будет таких манагеров,как сегодня,с вечной не хваткой денег для государства,но очень жирными счетами своими личными в западных банках. Достаточно вспомнить космодром Восточный,где скомуниздили 5 лярдов русских енотов,и по сей день с фонарями их ищут.
    1. +4
      2 июня 2020 05:26
      Цитата: НЕКСУС
      Если смотреть на разработку Раптора,СУ-57 ,Ф-35 ,то думаю не 2030 год,а скорее середина тридцатых.И это еще оптимистичный расклад,в случае,если у нашего руля не будет таких манагеров,как сегодня,с вечной не хваткой денег для государства,но очень жирными счетами своими личными в западных банках.

      Вы правы, все наши планы совершенно непредсказуемы. hi
      1. +10
        2 июня 2020 05:51
        Цитата: Малюта
        наши планы совершенно непредсказуемы

        Совершенно предсказуемые - сдвиг вправо по срокам и сдвиг вверх по смете.....
    2. -4
      2 июня 2020 15:03
      все планы --от " нельзя испугать партнера и заставить его сделать сверхускорение в гонке вооружений".
      живем с оглядкой.
      Эра Туполева -Королева -----ДОГОНЯЛИ ИЗ ГЛУБОКОЙ ЯМЫ.
      35 лет назад приняли решение --догнать в автопроме и дорогах с курортами , да еще сами сюда поставьте гражданские сектора экономики
  2. +9
    2 июня 2020 06:18
    Не благодарное дело - пытаться представить засекреченный облик будущего образца.
    Лично я очень хорошо помню предполагаемые варианты двухствольной "коалиции" и "гусеничную" "Богдану". Последнюю, кстати, здесь на ВО описывали так, буд то в цеху побывали, а она оказалась вообще колёсной.
    Так что предлагаю подождать чего либо официального.
  3. -5
    2 июня 2020 06:18
    А я думал что будущее за беспилотной авиацией,ракетным вооружением и гиперзвуковыми глайдерами,а эти проекты бесполезная трата бюджетных средств.
  4. -5
    2 июня 2020 06:32
    Если судить по Су-57, то в конце 2030-х он будет готов к серийному производству. Может быть.
    Нет сейчас кадров (мозгов и рук) для таких серьёзных проектов, культ личного обогащения превалирует над созиданием, люди не идут в отрасль.
    1. -1
      2 июня 2020 07:22
      Конечно не идут, за те деньги и отношение. А откуда им взяться? Учебные заведения где готовили технические и рабочие кадры , в основной массе закрыли. Пропагандируют всё кроме любви к своей Стране, Родине, уважении к рабочему человеку и труду. Но я надеюсь, что всё измениться в лучшую сторону. hi
      1. +5
        2 июня 2020 08:38
        "Пропагандируют всё кроме любви к своей Стране, Родине, уважении к рабочему человеку и труду" - ну почему... Как раз их и пропагандируют, только коряво и реальности эта пропаганда соответствует до "наоборот".
      2. 0
        2 июня 2020 10:09
        Насчёт пропоганды с вами не соглашусь,с этим всё впорядке,даже перебор.Каждый день кремлёвское ТВ втирает в мозг оды патриотические.Что заметил,чем больше режим болтает о любви к родине,тем хуже у нас дела в стране,в экономическом плане.
        1. AUL
          +2
          2 июня 2020 10:21
          Цитата: Водород
          .Что заметил,чем больше режим болтает о любви к родине,тем хуже у нас дела в стране,в экономическом плане.

          И наоборот... Наши пропагандисты работают в минус.
    2. 0
      7 июля 2020 01:20
      Когда за любовь к родине начнут в магазинах еду продавать и квартиры, тогда там будет масса рук и мозгов. А пока только так. И что плохого если хороший специалист хочет денег за свой труд? Сейчас уже женщин и детей к станку не поставишь, тех процесс другой.
  5. +2
    2 июня 2020 06:38
    Думаю окончание программы ПАК ДА, дело довольно отдаленного будущего. Все 20-е будут «на плечах» Ту-160 (не зря же их решили производить de novo), новый стратег начнёт заменять его в 30-е. Собственно, торопиться некуда. Пожелаем успеха всем, кто участвует в его создании.
    1. 0
      2 июня 2020 13:36
      Если сопоставить с Су-57, то плюс 20 лет от начала разработки, т.е. выход в серию ожидаем к 40-ым.
    2. 0
      7 июля 2020 01:22
      Влепить столько бабла в самолёт вчерашнего дня (ту 160) что бы через 10 лет ему строить замену? Простите но это феерическая глупость.
  6. -2
    2 июня 2020 07:02
    Скоро увидим good
  7. -1
    2 июня 2020 07:32
    начало - половина дела...
  8. 0
    2 июня 2020 07:36
    Пока строительством авиации будут завидовать Сердюковы, Рогозины у нас не будет ни самолетов ни космоса.
  9. +1
    2 июня 2020 08:10
    На "Туполеве" открыли архивы, достали старые, еще советские проекты и сейчас во всю адаптирует один из них под новые требования, так что успех вполне возможен...
  10. -2
    2 июня 2020 08:12
    ранее замминистра обороны Юрий Борисов называл совсем другие сроки. «Есть высокая вероятность, что мы его увидим в 2018 году», — заявил он в 2016 году. Первый полет, по словам заместителя министра обороны должны провести в 2021-м:

    Если данные о начале производства первой опытной машины верны, то с большой долей вероятности мы сможем увидеть новый самолет примерно в 2021-2023 году, а первый полет может состояться ориентировочно в 2025-2027-м.

    Что касается сроков принятия комплекса на вооружение, то, как показывает опыт других современных боевых машин, этого стоит ждать не ранее 2030 года.

    А там либо ишак, либо падишах
    1. -1
      2 июня 2020 15:06
      .....либо Луна упадет с неба в окиян
  11. 0
    2 июня 2020 08:20
    О! Пошла конспирология...
    Когда, когда...
    Вспомните! Сердюков и К., Рогозин жив, и сразу все станет ясно...

    А на картинках и мультиках можете и сейчас посмотреть....
  12. -1
    2 июня 2020 08:23
    А нужен ли нам клон В-2? Кто всерьез собирается бомбить США как югославов в 1999? Для быстрого наращивания носителей КР можно бюджетно создать машину на базе Ил-96.
  13. -2
    2 июня 2020 08:36
    Если под "мы" из заголовка понимать взрослых людей в возрасте 35-40 лет,
    то ответ очевиден - никогда.
  14. 0
    2 июня 2020 09:00
    Цитата: Pvi1206
    начало - половина дела...

    Да, только нАчать и кОнчить
    1. +1
      2 июня 2020 11:00
      В условиях сталинских шаражках не самый плохой самолет могли спроектировать за два месяца , современные инженера тот же самый самолет будут проектировать два года и больше , при том , что у них есть и компьютеры и много другое, поэтому сроки создания ПАК ДА могут быть разными, многое зависит от условий в которых решается задача, если современным конструкторам создать условия как при Сталине то дело не пойдет , а полетит вперед.
  15. BAI
    +1
    2 июня 2020 10:53
    Когда мы увидим стратегический бомбардировщик ПАК ДА?

    Примерно тогда, когда РФ запустит космонавта на Луну. Не зря же восстановили производство Ту-160, все отдают себе отчет в происходящем. Планы и доклады для начальство одно - а реальность, другое.
  16. +1
    2 июня 2020 11:45
    Интересно было бы посмотреть в полете...
  17. +1
    2 июня 2020 13:17
    Армата №2 вот что будет. ОАК сейчас руководит РОСТЕХ а этим все сказано.
    1. 0
      2 июня 2020 14:23
      Что не так с Арматой N1?
  18. -1
    2 июня 2020 13:18
    Вторая статья подряд про ПАК ДА, но туману больше. Впрочем, сам факт того, что работы ИДУТ уже хорошо. Удачи! smile
  19. 0
    2 июня 2020 13:37
    Когда мы увидим стратегический бомбардировщик ПАК ДА?

    На следующий день, после высадки российских космонавтов на Луну, ну или на крайний случай после расстыковки космического корабля "Федерация" к МКС.
  20. +4
    2 июня 2020 13:49
    новый «стратег» как комплекс будет намного сложнее истребителя пятого поколения.


    А почему? По-моему, наоборот. У стратега не такие жесткие требования к ЛТХ, и меньшая номенклатура оружия...
  21. -2
    2 июня 2020 14:39
    Никакого "строительства" ПАК ДА нет: всего лишь создается картонный макет кабины бомбардировщика - для поддержания штанов КБ Туполева.
    1. 0
      2 июня 2020 18:09
      Цитата: Оператор
      Никакого "строительства" ПАК ДА нет: всего лишь создается картонный макет кабины бомбардировщика - для поддержания штанов КБ Туполева.

      ,,Картонный макет", как Вы изволили выразиться, был построен еще в 2017 году.
  22. -2
    2 июня 2020 18:12
    Цитата: bars1
    был построен еще в 2017 году

    Нарисован.
    1. -1
      3 июня 2020 12:41
      было видео полетов
  23. 0
    2 июня 2020 20:58
    Цитата: svp67
    На "Туполеве" открыли архивы, достали старые, еще советские проекты и сейчас во всю адаптирует один из них под новые требования, так что успех вполне возможен...

    Не знаю, что там открыли у "Туполева". Архивы или что еще, но думаю, что проблемы с ПАК ДА будут еще из-за того, что такую аэродинамическую схему наши серийные самолеты не имели. если и были самолеты типа "ЛК", то в основном это были довоенные проекты.
    Американцы же имели опыт создания крупных объектов типа "летающее крыло". У нас, к сожалению, такого опыта нет (или практически нет). Так что не исключено трудности встретятся и на этом этапе
    1. 0
      2 июня 2020 21:02
      Архивы или что еще, но думаю, что проблемы с ПАК ДА будут еще из-за того, что такую аэродинамическую схему наши серийные самолеты не имели. если и были самолеты типа "ЛК", то в основном это были довоенные проекты.

      Ту-160 не в счёт? Об этом пишет даже Википедия:
      ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС («изделие 200»), сохранявшим определённую преемственность с предыдущей разработкой — Т-4 («изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновок, но в итоге конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади.
      1. 0
        2 июня 2020 21:28
        Цитата: Старый26
        У нас, к сожалению, такого опыта нет (или практически нет). Так что не исключено трудности встретятся и на этом этапе

        Создать сегодня дозвуковой ПАК ДА много проще чем Ту-160 в свое время, проще чем Су-57, не говоря уже о СВВП . Если определится с двигателем то прто тип мог бы полететь в следующем году и в серию через пять лет .... при условии не пытаться создать самолет на все случаи ,и не впихивать в него невпихуемое. Требуется малозаметный самолет ДА с большой продолжительностью полета скромного размера , ведь его придется и на земле прятать
        1. 0
          2 июня 2020 23:03
          Цитата: agond
          с большой продолжительностью полета скромного размера

          Не получится. Все стратеги немаленькие. Тот же B-21 будет иметь меньший размер и, как следствие, меньшую боевую нагрузку и радиус.
          Ну если только БПЛА-стратег на следующем поколении технологий, используемых в "Буревестнике". Но это не в обозримом будущем хотя, надеюсь, подобные идеи приходят на ум и тем, кто принимает непосредственное участие.
  24. 0
    2 июня 2020 21:11
    Цитата: lelik613
    А нужен ли нам клон В-2? Кто всерьез собирается бомбить США как югославов в 1999? Для быстрого наращивания носителей КР можно бюджетно создать машину на базе Ил-96.

    Я балдею от таких высказываний. "А нужен нам...."
    1. А нужен (нужны) ли нам авианосцы. Мы ведь не собираемся воевать за морями-океанами
    2. А нужен ли нам клон В-2.Кто всерьез собирается бомбить....
    3. А нужен ли нам корабль для переброски войск (не УДК или БДК), а что-то поболее? Мы же не собираемся проводить десант в Южной Америке...
    4. А нужен ли нам.... (нужное - вписать)

    Наверно все же конструкторы просчитали, что оптимальным может быть бомбардировщик типа "летающая крыло". По многим факторам...
    Насчет бюджетного варианта - носитель КР на базе ИЛ-96 - вперед, изучать матчасть, в частности тексты договоров...
  25. +1
    2 июня 2020 21:37
    Цитата: vVvAD
    Архивы или что еще, но думаю, что проблемы с ПАК ДА будут еще из-за того, что такую аэродинамическую схему наши серийные самолеты не имели. если и были самолеты типа "ЛК", то в основном это были довоенные проекты.

    Ту-160 не в счёт? Об этом пишет даже Википедия:
    ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС («изделие 200»), сохранявшим определённую преемственность с предыдущей разработкой — Т-4 («изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновок, но в итоге конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади.

    ТУ-160 создан не по схеме "Летающее крыло". Точно так же, как и Т-4МС далее схем и возможно моделей для продувки не пошел. Речь идет не о том, кто и что мог начертить или какую модель сделать, а о опыте эксплуатации самолетов типа "летающее крыло"
    Американцы же еще в конце 40-х испытывали свои бомбардировщики типа ЛК ХВ-35 и ХВ-49. Первый с поршневыми двигателями, второй с реактивными. Результаты испытаний, правда потом положили в долгий ящик, но тем не менее "детские болезни" они на них выявили
    1. 0
      2 июня 2020 23:13
      Вплоть до поворотных консолей крыла фактически у Ту-160 единый фюзеляж, создающий подъёмную силу (кроме центральной части).
      Ту-160 действительно нельзя назвать в полной мере летающим крылом - это интеграл, но, тем не менее, имеющий непосредственные черты ЛК.
      Предыдущий комментарий я оставил к тому, что так ли уж совсем не имели советские специалисты опыта конструирования ЛК?
      1. 0
        3 июня 2020 00:15
        На базе Ту-160 можно создать упрощенный дозвуковой самолет ДА, но со складными крыльями, складные крылья нужны только для сокращения размеров при хранении на земле, такой самолет ( безхвостку) можно засунуть в ангар- тоннель небольшого диаметра. ведь крупные самолеты на земле очень уязвимы
        1. 0
          3 июня 2020 02:07
          Можно даже сверхзвуковой, вопрос только в том, откуда он сможет взлететь, а откуда нет. Можно, только зачем? Ту-95 куда экономичнее и радиус больше при сравнимых вводных: дозвуковая скорость, отсутствие технологии малозаметности, бомбовая нагрузка одного порядка (меньше в 2 раза), возможность запуска КР БД.
          А про бесхвостку Вы махнули лишком: просто так взять и убрать хвостовое оперение не получится - это уже будет не перепроектирование, а полноценное создание нового самолёта: сместится центр тяжести, обтекание воздушными потоками, всплывёт вопрос стабилизации по тонгажу да ещё БОГ знает что, известное разве что конструкторам да специалистам по теме. Если же вы подразумевали отсутствие киля. то к бесхвостке это не имеет ни малейшего отношения.
          Тоннель - это хорошо, но дорого и бесперспективно ввиду наличия у вероятных противников бетонобойных и противобункерных БП. Как в Китае - подземные аэродромы в горах... Уральский хребет как бы не через всю страну тянется, да и, опять же, Китай сделал, потому что может себе это позволить, мы - нет.
          При наших размерах выход для стратегов - рассредоточение по аэродромам и оборудование мобильной инфраструктуры на гражданских аэродромах и автобанах (влезет 1-2 на терминал, но их потребно много, что в этих целях хорошо - плохо с организационных и логистических позиций, но с современными средствами связи это решаемо), т.к. сомнительно, что они смогут пользоваться быстровозводимыми аэродромами, хотя, мои знания в этой части поверхностны, и я могу ошибаться.
          1. 0
            3 июня 2020 10:04
            Цитата: vVvAD
            Тоннель - это хорошо, но дорого и бесперспективно ввиду наличия у вероятных противников бетонобойных и противобункерных БП.

            Если тоннель не под землей , а над , то есть длинную бетонную арку (сделали обваловку или вообще не засыпать ) это не дорого, и потом если "надземный" тоннель укрытие имеет длину 100 м , а самолет 40 м то поразить находящийся внутри самолет одной бетонобойной бомбой можно с вероятностью менее 0.5, а для 200м менее 0.2. если завалило оба выхода из тоннеля можно разобрать арки тоннеля и выкатить самолет сбоку , естественно тоннель строится вдоль рулежки Конечно "надземный" тоннель не защитит от прямого попадания противобункерной бомбы, зато защитит от вторичных поражающих факторов и самое главное невозможно снаружи определить, что внутри.
            1. 0
              5 июня 2020 09:47
              Если тоннель не под землей , а над , то есть длинную бетонную арку (сделали обваловку или вообще не засыпать ) это не дорого, и потом если "надземный" тоннель укрытие имеет длину 100 м , а самолет 40 м то поразить находящийся внутри самолет одной бетонобойной бомбой можно с вероятностью менее 0.5, а для 200м менее 0.2. если завалило оба выхода из тоннеля можно разобрать арки тоннеля и выкатить самолет сбоку , естественно тоннель строится вдоль рулежки

              Изниняюсь за жёстноксть, но чушь полная. Бетонобойные боеприпасы для этого не предназначены - никто ими не будет работать по бункерам. Бротивобункерный боеприпас способен углубиться на несколько десятков метров в грунт или пробить порядка 5 м бетона, после чего происходит термобарический взрыв, схлопывающий все 200м тоннеля - на месте арки останется только ровная груда развалин, ибо он не разрывает, а создаёт область пониженного давления - даже горные породы от такого "взрыва" сходятся.
  26. 0
    3 июня 2020 12:36
    Цитата: agond
    Если тоннель не под землей , а над , то есть длинную бетонную арку (сделали обваловку или вообще не засыпать ) это не дорого, и потом если "надземный" тоннель укрытие имеет длину 100 м , а самолет 40 м то поразить находящийся внутри самолет одной бетонобойной бомбой можно с вероятностью менее 0.5, а для 200м менее 0.2. если завалило оба выхода из тоннеля можно разобрать арки тоннеля и выкатить самолет сбоку , естественно тоннель строится вдоль рулежки

    Может в сам самолет эта бетоннобойная бомба и не попадет. Но ей это и не нужно. Несколько тонн взрывчатки, взорванной в замкнутом пространстве (арочное укрытие) помножат находящийся там бомбардировщик на ноль
    1. 0
      3 июня 2020 14:44
      Цитата: Старый26
      Несколько тонн взрывчатки, взорванной в замкнутом пространстве (арочное укрытие) помножат находящийся там бомбардировщик на ноль

      В тоннелях бывают делают специальные завесы на случай взрыва газа, но суть не в этом, а в том, что даже достаточно крупный самолет можно засунуть в узкое бетонное арочное укрытие если у него складные крылья.
      1. 0
        5 июня 2020 10:01
        В тоннелях бывают делают специальные завесы на случай взрыва газа, но суть не в этом, а в том, что даже достаточно крупный самолет можно засунуть в узкое бетонное арочное укрытие если у него складные крылья

        Можно, но это не решает сути проблемы. Такие ангары есть, но они нужны для обеспечения вылетов, защиты от погоды да мелких беспилотников. Это предел. Остальное - маскировка, рассредоточение и активная оборона.
        Ок, газовая завеса из нейтрального газа избыточного давления. На складах ГСМ и БП это представляется хорошей противопожарной мерой. А как это применимо для базирования авиации: как в таких условиях самолёт будет проходить многочастовую предполётную подготовку, обслуживание и другие регламентные процедуры? А никак - его нужно будет выкатить или вытеснить инертный газ воздухом, чтобы техперсонал мог нормально работать.
  27. 0
    3 июня 2020 15:47
    Цитата: agond
    В тоннелях бывают делают специальные завесы на случай взрыва газа, но суть не в этом, а в том, что даже достаточно крупный самолет можно засунуть в узкое бетонное арочное укрытие если у него складные крылья.

    Теоретически - да. Но крылья куда девать. Они ведь складываться будут в вертикальной плоскости. И куда девать вертикальное оперение того же бомбардировщика типа ТУ-160
  28. -1
    4 июня 2020 23:38
    Лет через 20, мой прогноз...
  29. -1
    5 июня 2020 01:16
    мне кажется юре борисову надо продолжать обещать летающий пак да к 2018 году. просто так вот вопреки логике... а вдруг наши изобрели машину времени (без макаревича) и смогут сдержать слово? wassat
    а если серьезно,то абсолютно ни о чём проект. лучше уж ту 160м доводить до ума. и забыть о странном проекте странного бомбардировщика. к слову интересно,что за движки на него ставить будут? явно старые какие то,т.к. у нас не бывает испытаний нового двигателя за 1-2 гола. создаётся впечатление ,что просто бабло вкладывают куда угодно.лишь бы вкладывать. давайте ещё перспективный фронтовик миг 41, штурмовик су 45, что там ещё?
    1. 0
      5 июня 2020 10:10
      Роман, да Вы просто не в теме работ по ПАК ДА. Так к чему свою желчь тут выливать?
      Потрудитесь зайти хотя бы на страничку Википедии, если она для Вас авторитет, или на более заслуживающих доверия источниках, и поищите там информацию о двигателе ПАК ДА.
      1. 0
        28 сентября 2020 22:40
        Учитывая, что пак да планируется ДОзвуковым, проблемы с двигателем нет и быть не может. Поставят или уже существующий, или модернизированный существующий. Но самолёт это не двигатель. И я пишу с достаточно холодной головой. Просто есть различного рода любители лозунгов и слоганов. Даже целые диванные маршалы есть, которые верят во все обозначенные сроки. Я ещё по су 57 писал когда он даже су 57 не был, что его ооочень долго не будет,а тут утверждали, что вот к 2015 будут эскадрильи. Разработка нового двигателя это крайне сложный процесс, занимающий порой десятилетия.
    2. 0
      28 сентября 2020 16:23
      Чемезову всё равно что пилить. Главное, чтобы побольше бюджет.
      ПАД ДА, ПАК НЕТ, ПАК ВОЗДЕРЖАЛСЯ. Абсолютно все равно.
      Далеко не только двигатели под вопросом. Банально спрошу - какую авионику будут ставить?
      Тоже за границей купят?
  30. -1
    22 августа 2020 13:34
    Ни-ко-гда!!!
  31. 0
    22 августа 2020 21:48
    никогда мы его не увидим он же невидимка
  32. 0
    28 сентября 2020 16:20
    мы его не увидим - это же самолет-невидимка

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»