Американские «нюки» и наши «маслопупы»: «внутренняя кухня» подводных лодок США и России

137

Собрание личного состава, на котором один из НУБов получает "дельфинов". Подводная лодка "Род Айленд" (USS Rhode Island)

16 июня 2020 года в журнале The Drive, в рубрике The War Zone («Зона войны») вышла статья бывшего гидроакустика с атомной подлодки ВМС США Аарона Эмика «Nukes, Nubs And Coners: The Unique Social Hierarchy Aboard A Nuclear Submarine». Перевод названия дадим чуть позже, после перевода жаргонных названий должностей, специальностей и статусов подводников, которые в этом названии упомянуты. Сама же статья посвящена неформальной иерархии среди американских моряков-подводников.

Служба в подплаве ВМС США невесёлая от слова «совсем». Для российских читателей, например, будет новостью то, что часть американских подводников после службы испытывает посттравматические расстройства. Аварии с человеческими жертвами там, в общем, бывают, просто обычно их секретят, боевые операции против стран, с которыми Америка официально не воюет, бывают тоже. Зачастую лодки возвращаются с боевых служб с оторванными кусками звукопоглощающего покрытия корпуса.



Смеяться не надо, это результат широкого использования больших ходов на переходах ПЛА, из-за того, что их в ВМС США просто не хватает (а те что есть, и их экипажи, часто используются на износ). Ну а про то, что на их лодках на койках спят по очереди в несколько смен, российскому читателю, в общем, известно.

Но Эмик, уже отставник, как и все отставники, помнит в основном хорошее и весёлое, да и писать ему про по-настоящему интересные вещи просто нельзя, поэтому сначала – юмористический весёлый взгляд на американский подплав.

«Бесполезные тела» и другие интересные люди


Итак, любой новичок на американской подлодке называется NUB, или Non-Usable Body, что переводится как «бесполезное тело». Не важно, офицер это или матрос. Любой новичок – НУБ (читается и произносится как «Эн-Ю-Би», по буквам).

К НУБам относятся с нескрываемым пренебрежением: ведь они тратят на себя пространство, воду и воздух, ничего не давая взамен. Несколько легче жизнь НУБа, если он «Горячий бегун», «Hot runner», то есть «подрывается» выполнять простые задачи, которые ему ставят, и вообще в целом инициативен.

У НУБа есть примерно год на то, чтобы освоить необходимые для него знания и приступить к службе по-настоящему. На первом этапе, когда новичок знакомится с лодкой, экипаж может его «съесть» — просто не помогать ему и не давать офицерам положительные отзывы.

В дальнейшем НУБ будет учиться ориентироваться на борту, осваивать действия при аварии, учиться вести борьбу за живучесть без подсказок со стороны других членов экипажа, постоянно демонстрируя опытным сослуживцам и командирам свои знания.

В конце концов НУБ, зачастую одетый в полный комплект защитного противопожарного снаряжения, с дыхательным аппаратом, идёт через всю лодку и сдаёт опытному моряку устный экзамен по абсолютно любой системе, которую он встретит на пути, показывая, где, что и как включается, как нужно действовать в случае той или иной чрезвычайной ситуации, что выключать и перекрывать.

Затем НУБу нужно добиться того, чтобы офицеры и матросы, которые могут по своему положению тестировать новичков, нашли для него время и приняли у него экзамены. Это тоже непросто, даже организовать самому себе такой экзамен требует массы усилий и времени. Частенько НУБы «проставляются» комиссии, покупая разные пирожные и печенье на время экзамена, но это уже скорее дань традиции.

После пятичасового «допроса» НУБ, в случае успеха, становится человеком. В случае провала на экзамене у него будет ещё одна попытка, после неудачи в которой НУБа увольняют из подплава. Но это редкость, в основном все проходят этот отбор.

Последняя стадия – личный разговор с одним из старших офицеров лодки, который решает, окончательно пригоден этот человек к службе или нет. Если да, то лично командир лодки вручает ему «дельфинов» — нагрудный знак подводника. Теперь он не НУБ, он стал своим и в качестве отличительного признака может больше не носить форменную кепку, находясь на борту.

Теперь его ждёт направление в одну из больших групп экипажа «Nukes» или «Coners».

«Nuke» («Нюк») от слова «Nuclear» — «ядерный», это жаргонное словечко, которым можно обозначать что угодно ядерное – бомбу, например. «Ядерные» — это те, кто отвечают за движение лодки, офицеры и матросы, которые обслуживают реактор, турбины, турбозубчатые агрегаты и в целом всё, что заставляет лодку двигаться. Эмик шутит, что в «Нюки» идут те, кто решил реализовать сериал «Стар Трек» в реальности. Они по уши в математике и массивах данных и едят за одним столом со старшими офицерами-механиками (Chief Petty officers).

«Нюки», которые обслуживают реакторы, «нюки»-электрики и «нюки»-механики — это разные «нюки». Первые из них похожи на «гиков», помешанных на технике и компьютерах, вторые — как хамелеоны, могут даже затеряться на фото экипажа, а третьи – здоровенные, пахнущие машинным маслом громилы, стоящие свои шестичасовые вахты в жарких и шумных отсеках в корме.

Американские «нюки» и наши «маслопупы»: «внутренняя кухня» подводных лодок США и России

"Нюки"изучают схему систем подлодки

Пространство «нюков» заканчивается там же, где заканчиваются отсеки с их оборудованием, обычно это реакторный отсек. Дальше начинается пространство, которое вне связи со своей реальной формой и числом отсеков, называется «Cone» — «Конус» (видимо это название возникло ещё на старых лодках ВМС США, корпус которых сужался к носу более-менее равномерно по длине лодки). В «конусе» живут «Конусники» — «Coners». В эту группу водят все подводники, вне зависимости от специальности, кроме, разумеется, «нюков».

Мир «Конуса» — это Америка в миниатюре, срез общества. Но поскольку те, кто теоретически может в него не вписаться, «съедаются» экипажем ещё на стадии «личинки подводника» – НУБа, то все хорошо уживаются друг с другом и нормально взаимодействуют. В мире «конусников» мы находим и «торпедных ребят», и акустиков, и штурманов, как и на любой подлодке мира.


Типичные "нюки" проверяют работоспособность оборудования Центрального поста ПЛ

Там же радисты, единственные, кроме командира лодки, люди, имеющие хотя бы иногда некоторое личное пространство. Акустики – самые свободные люди на лодке, они могут в ходе вахты просто сидеть молча и заниматься анализом шумовых спектров или просто слушать окружающий мир через наушники. Такого уровня свободы на лодке больше нет ни у кого. В «отместку» им приходится носить прозвище «сонарные девочки» («сонар» — гидроакустическая станция подлодки).

Особая зона — это «Шервудский лес»: ракетный отсек с баллистическими ракетами, где трудятся техники-ракетчики, постоянно отслеживающие параметры микроклимата в ракетных шахтах и в целом следят за главным оружием лодки.


"Шервудский лес" из ракетных шахт американской ПЛАРБ

Особняком стоят «А-гейнджеры» («A-Gangers», примерно «Атомная быстрая лошадь»), техники, ответственные за вентиляцию, регенерацию воздуха, дизель-генераторы и другие обеспечивающие системы, вплоть до гальюнов. Это в некотором роде «чёрная рабочая сила» подлодки, как пишет Эмик, «смесь «ядерного отхода», то есть матроса, не выдержавшего школы обучения моряков реакторного отсека, и дизельного механика из какого-то захудалого места». Ну или вроде неэволюционировавшего «нюка»-механика, но «с запашком».

Есть и совсем непривычные для россиян люди – йомены. Йомен (Yeomen) — это вроде писаря, человек, обученный быстрому набору команд и текстов на клавиатуре. На них висит вся бумажная работа ВМС США. Обычно йомен — это «правая рука» старших офицеров, избавляющая их от рутины и освобождающая время для командования.


Йомен 2-го класса Тара Спенсер. Она не с подводной лодки, но мы не удержались. Фото с борта тендера ПЛАРБ "Фрэнк Кэйбл" (USS Frank Cable), ВМБ Апра-Харбор, Гуам

Самый популярный и уважаемый всеми членами экипажа «конусник» — это, конечно же, корабельный кок. Вряд ли тут нужно что-то объяснять.

Вот теперь становится понятно и название статьи Эмика «Нюки, НУБы и конусники: уникальная социальная иерархия на борту атомной подводной лодки».

Вот так выглядит неформальное деление в американском подплаве. А как с этим у нас?

А у нас, как ни странно, весьма похоже.

«Люксы», «маслопупы» и вся глубина наших глубин


Если американский подплав делится на «нюков» и «конусников» (НУБы — это не подводники, а их личинки, их считать не будем), то наш на «механиков» и «люксов». «Механики» — это личный состав БЧ-5 (электромеханической боевой части). На дизель-электрических подлодках, в силу специфики главной энергетической установки и побочных эффектов от работы с ней, личный состав БЧ-5 зачастую именуется куда более ярким именем – «маслопупы».

Впрочем, с одной стороны, на какой-то «дизелюхе» они всё же могут быть механиками, с другой — и на некоторых атомных подлодках они были маслопупами. Эти традиции живые, они эволюционируют, и с годами всё меняется, да и на разных флотах есть различия.

БЧ-5 на атомных подлодках делится на дивизионы: 1-й движения, 2-й электротехнический и 3-й трюмный.

Слово «маслопуп» смешное, как и шутки про «трюмных», но от этих людей прямо зависит, вернётся лодка из похода или нет. Ситуации, когда от реакции офицеров, мичманов и матросов БЧ-5 зависело, погибнет лодка или нет, в нашем подплаве, увы, были нередко. В том числе и в новейшее время.

Бывали и трагические случаи, когда моряки из состава БЧ-5 гибли, спасая свои корабли и товарищей. Такие вот они, «маслопупы».

Все остальные, кто есть на подлодке, — это «люксы».

В носу лодки (или ближе к носу, если это, например, «Ясень» или «Ясень-М») в торпедном отсеке, несёт свою службу личный состав БЧ-3 – минно-торпедной боевой части.

В её составе есть моряки разных званий, но в любом случае для остальных это «минёры». И командует ими тоже «Минёр», просто с большой буквы. У них могут быть в боекомплекте крылатые ракеты, противолодочные ракеты, управляемые торпеды, а мин может и не быть, не важно. «Минёры» — и точка. Кстати, «румынами» подводных «минёров» не называют, это прозвище для моряков с надводных кораблей.


Грандиозное хозяйство "минёров" и их командира "Минёра" на ПЛА пр. 941

В БЧ-1, штурманской боевой части, тоже есть своя иерархия. Например, боцман и боцманская команда рулевых-сигнальщиков — это «рули», а молодые и неопытные офицеры-штурманы — «штурманята». В целом же БЧ-1 — это «штурмана».

Ракетная БЧ-2 — это зачастую «китайцы». Согласно легенде, это прозвище возникло из-за жуткой тесноты ракетных отсеков на первых, дизельных ещё, подлодках с баллистическими ракетами. Надо сказать, что это прозвище используется не везде.


Ведущий телеканала "Звезда" в обиталище "китайцев" с борта РПЛСН пр. 955

БЧ-4 (связи) и 7 (освещения обстановки и управления), как и службы (например, снабжения или химическая) подобными специфическими прозвищами похвастаться не могут (впрочем, вряд ли это кого-то расстраивает). А вот разведка, ОСНАЗ, — это всегда «канарисы». Надо сказать, что в этом названии содержится довольно мрачная ирония, но вот так уж у нас всё заведено. И командует «канарисами», конечно же, «Канарис».

Судьбу не выбирают.

Есть ли у нас аналоги американских НУБов? Нет, процесс «включения» подводника в службу на наших лодках построен иначе. И вот тут стоит перестать хохмить. Следует посмотреть на некоторые вещи под серьёзным углом.

Начальный допуск и дальнейшее несение службы


Несмотря на подготовку в школах и учебных центрах (младший состав) и военно-морских училищах (офицерский состав), с прибытием нового члена экипажа на подводную лодку ему выдаются зачетные листы по специальности и устройству корабля и подготовке по борьбе за живучесть.

Примечание: согласно действующим нормативным документам, зачетный лист по специальности без закрытого зачетного листа по устройству корабля не имеет юридической силы. Однако это положение в ВМФ РФ сплошь и рядом нарушается, причем, как правило, в отношении офицерского состава. Младший состав находится под жестким прессингом — и низкого статуса (лица без допуска), и того, что, пока недопущенный занимает штат, вахты и обязанности за него исполняют другие члены экипажа.

С младшим составом могли быть проблемы с подготовкой ввиду недостаточного уровня образования, но это уже в прошлом, сейчас срочной службы в подплаве не осталось, да и с середины 2000-х годов, пока они еще были, их стали отбирать в подплав, и их уровень образования заметно вырос. Кроме того, в хорошем экипаже с отработанной системой подготовки личного состава молодой матрос уровня «деревенского тракториста» примерно за пару месяцев становился вполне подготовленным подводником. Правда, для этого он не учился только когда спал и «махал ложкой» на камбузе, все остальное время это была непрерывная и жесткая подготовка.

Кстати, переход на комплектование экипажей матросами-контрактниками ликвидировал ещё одну неофициальную иерархию – годковщину-дедовщину.

Примечание: подготовка личного состава по устройству корабля и борьбе за живучесть ведется не только «своими начальниками», очень большую роль играет подготовка дежурно-вахтенной службы на корабле

С офицерским составом еще недавно была вполне распространенной ситуация, когда офицер мог быть командиром группы, капитан-лейтенантом, но так и не закрыть зачетный лист по кораблю.

Во многом от этого пошло разделение между «механиками» и «люксами» в нашем подплаве (в отношении последних подразумевалось, что для них «винты начинаются за камбузом»).

Вместе с тем требования по знанию корабля для «люксовых специальностей» в ряде случае были не ниже, чем для «механиков», и в первую очередь касалось это офицеров категории вахтенный офицер (обычно – помощник командира, командир минно-торпедной и ракетной боевых частей и командир торпедной группы) и дежурный по кораблю (или его помощник), — из любой категории офицеров, сдавших зачеты и допущенных приказом.

Само выполнение данных обязанностей требовало хорошего знания не просто «механических вопросов», но и руководства и ведения борьбы за живучесть, в т.ч. в «корме» (механических отсеках). Ситуация, когда «люксы» оказываются в аварийной партии, работающей в отсеках, где размещается энергетическая установка подлодки, вполне штатная. В том числе это касается и реакторного отсека.


"Люксы" в своей естественной среде обитания. Центральный пост атомной подводной лодки

Закрытие зачетного листа по кораблю (и допуск к несению дежурства) — это очень важный «статусный» вопрос в экипаже, и прямая «заявка» офицера на будущую карьеру. Это не только и столько экзамен, сколько способность и готовность брать и нести на себе ответственность не только за себя, подчиненных, но и весь корабль.

Например, последним вопросом при допуске по кораблю одного из авторов статьи был вопрос старпома по «экстренному выходу корабля из-под удара крылатых ракет по базе». Подводники смогут оценить вопрос (выходящий далеко за пределы «требуемых знаний» и «дозволенного рукдоками» для молодого лейтенанта, даже дежурного по кораблю). Ответил успешно и нестандартно, а главное – был готов так действовать в реальной обстановке.

На все это налагались очень жесткие требования Инспекции государственного надзора по ядерной и радиационной безопасности (ИГН по ЯиРБ), введенные после ряда тяжелых ядерных аварий на ПЛА ВМФ СССР.

Например, один из авторов этой статьи, прибыв на свою первую ПЛ, не успел дойти до своего 1 отсека, как был вызван в центральный пост и отправлен на практические занятия в аппаратную выгородку атомного реактора, а на следующий день «вникал» в штабе эскадры в ядерные аварии ВМФ (с хорошим «куском» теории ядерной физики).

Здесь же необходимо отметить проблему «узкой специализации» офицерского состава — наследия массовой срочной службы на наших кораблях раньше и часто слабости мичманского состава.

Офицер готовился как узкий специалист, при этом часто уже с первых дней службы ему требовались широкие знания смежных вопросов, глубокое изучение которых не предусматривалось программами училищ.

Отдельно необходимо отметить проблему подготовки акустиков, где очень важен опыт, но сам факт служебного роста офицеров-акустиков затруднял его получение (а далее обесценивал этот опыт). Была нередкая ситуация, когда «классный акустик» — это «залетчик», которого не выгнали из ВС РФ только потому что он классный акустик и в море делает удивительные вещи.

Также необходимо осветить одну штатную единицу, которой в ВМС США нет.

«Замполиты»


Две наглядные цитаты опытных и уважаемых офицеров-подводников.

Одна:

Когда я был командиром ПЛ, в нашей дивизии 70% замполитов были пьяницы и бабники, в том числе и на моей лодке. Всех начальников политотделов, которых я знал, можно характеризовать как пьяниц, бабников, воров, карьеристов и крупных СВОЛОЧЕЙ.

Вторая:

…разные люди встречались. Мне запомнился один наш зам. Пришел он к нам с Бечевинки. С «Варшавы» (ДЭПЛ, в данном случае проекта 877. – Авт.). Не поступил в академию им. Ленина. Ну и его отправили с дизелей на пароходы. Мы стояли в заводе, в Сельдевой.
Что он сделал одним из первых. Организовал экскурсию семьям на ПЛ, которая в то время стояла в доке, с последующем выездом в Паратунку, на источники. Зимой, красота. Но это не главное.
Выполняя обязанности ОВПБ, вечером в доке, во вторую заводскую смену, в ЦП, наблюдаю такую картину. Помдеж по ПЛ стоит, старшина команды трюмных. И вот зам его вызывает и просит показать и рассказать ему о главной осушительной магистрали. Со всеми насосами и помпами, Гоголь с ревизорами отдыхает, в ЦП немая сцена. Старшина ему показывает, тот с ним ползает и всё записывает в рабочую тетрадь офицера-подводника. Выясняется позже, он учит корабль… и не только Д-3, но и общается с офицерами и мичманами Д-1 и Д-2 (дивизионы БЧ-5. – Авт.).
Дальше — больше, корабль гонят, выход из завода, и по приходе в дивизию корабль передаётся безлошадному линейному экипажу, а мы летим в УЦ, в Комсомольск. Ну, понятно… но на КБР зам начинает рисовать картинку маневрирования ПЛ и цели, назначенной командиром, чтобы иметь визуальную картинку. Ага… похоже на сказку… в кабаке, под стакан выясняется, что офицер начинал службу в Магадане, на старых дизелях. Я не помню, но, видимо, 613-м проекте. И там становился как офицер. Плюс ко всему участвовал в переходе этих ПЛ во Владивосток на распил. Короче, опуская подробности Айвазовского, на этом переходе, они хлебнули не один 9-й вал. А что в академию не поступил, так с его слов, когда его спросил, там разные вопросы.
Он сказал, как поступить для блага Отечества и пользы дела. Дословно не помню, но смысл тот.
Ну, его и завернули, от академии и направили на пароходы… Ага, и ещё, в дивизии, когда начпо (начальник политчасти) узнал о его рвении, в изучении железа, его вызвали и сказали. Что все звери в лесу равны, но некоторые звери равнее… Михаил Рэмович, занимайтесь мозгами л/с, а не учите устройство корабля. Уж не знаю, чем это кончилось у него с начпо, но мы ушли в Приморье…

Представляет интерес американский опыт с попыткой внедрения «замполитов» в экипажах ПЛА ВМС США, описанный у первого командира ПЛА «Наутилус» Андерсена: решив, что из-за длительного нахождения под водой у экипажа «будут проблемы», командование посадило «специалиста по таким проблемам» (психолога), в итоге единственным человеком с «проблемами» оказался… сам психолог — единственный бездельник на борту.

Подводя черту, необходимо ответить на очевидный вопрос: у кого уровень подготовки лучше — у нас или ВМС США? По нашему мнению, «в среднем» ВМС США сформировали гораздо более оптимальную систему подготовки подводных сил, однако это справедливо для «среднего уровня».

Неоправданный акцент на «механические» вопросы (часто за счет «тактических») приводит часто к шаблонным действиям ПЛА ВМС США (или даже ошибочным – в сложной тактической ситуации). Простой пример: чтобы стать командиром американской атомной подлодки, надо пройти спецподготовку по работе с атомным реактором, которая занимает весьма много времени и делает из офицера практически инженера по обслуживанию и ремонту атомных энергоустановок. Это похвально, но ведь командиру прежде всего нужно учиться воевать. А когда он будет это делать?

Пока американцы «выезжают на технологиях», их превосходство – техническое, они опираются на технику, которая опережает противника просто на эпоху. Какого-то экстраординарного уровня тактических умений у них нет.

У нас же, при всех проблемах с «средним уровнем подготовки», были выдающиеся экипажи, командиры которые позволяли даже на худшей технике весьма достойно противостоять подводникам США.

Правда, реализовать все возможности нашего личного состава зачастую всё-таки не получалось из-за худшей, нежели у противника, техники, а в реальной войне в крайне острой форме встало бы отставание в оружии (торпедах). Но это уже, как говорится, совсем другая история
137 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    29 июня 2020 05:15
    Очень интересно. Спасибо goodВезде своя специфика
    1. +17
      29 июня 2020 07:56
      Пожалуйста, мы старались.
      1. +13
        29 июня 2020 12:22
        Про командиров отсеков - ни слова! Авторы, вы точно подводники?
        Да, химики - "химозы", "дусты". Кстати, суперписатель Покровский, химик, это нужно учитывать, как поправку к нему, как подводнику ...
        1. +19
          29 июня 2020 12:26
          Замполит: ракетчики - ведущая боевая часть на корабле!
          Старпом: ведущая боевая часть - штурмана, везущая - механики, остальные - едущие!
        2. +3
          29 июня 2020 12:31
          Один автор подводник, второй нет.
          На разных флотах/кораблях имеются различия.
          1. +7
            29 июня 2020 16:09
            Ракетная БЧ-2 — это зачастую «китайцы». Согласно легенде, это прозвище возникло из-за жуткой тесноты ракетных отсеков на первых, дизельных ещё, подлодках с баллистическими ракетами.

            Ракетчики-китайцы, это отголосок прошлого века, когда и ракет-то не было, и китайцев было много, но меньше миллиарда.
            О чём речь?
            Линкор (или крейсер), артиллеристы:
            - дивизион главного калибра, 3-4 башни по ~ 50 чел.;
            - дивизион универсального калибра, 10-12 башен примерно 15 чел. в каждой (с низами-погребами);
            - дивизион зенитного калибра, стадо зенитных автоматов, расчёт чел. 7-10.
            В сумме КНР
            1. +1
              29 июня 2020 18:37
              Цитата: Подтекст
              - дивизион главного калибра, 3-4 башни по ~ 50 чел.;
              - дивизион универсального калибра, 10-12 башен примерно 15 чел. в каждой (с низами-погребами);
              - дивизион зенитного калибра, стадо зенитных автоматов, расчёт чел. 7-10

              Это на "Шуру Невского" смахивает проекта 68-бис... Народу там много было...
          2. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
        3. +2
          29 июня 2020 13:03
          Цитата: Подтекст
          Покровский, химик, это нужно учитывать, как поправку к нему, как подводнику ...

          В этом отношении "Акулы из стали" Овечкина гораздо больше понравились. Тем более автор сам из "механических" комдивов, из комдивов живучести вроде. Это практически все общекорабельные системы на тебе висят. У меня ВИМом был КДЖ. Курильщик заядлый. Он меня, молодого и сопливого ВО, поднатаскивал. Хорошо у нас получалось.
          1. +4
            29 июня 2020 16:39
            Цитата: Андрей НМ
            "Акулы из стали" Овечкина гораздо больше понравились.

            Эдуард пишет добрые рассказы, читать приятно.
            Покровский написал книгу "Расстрелять!" в очень
            тяжелые времена, и она попала "в масть", настолько
            все вокруг было плохо.
            1. +8
              29 июня 2020 17:34
              Покровский в "Расстрелять" описывает фактически советский период. Он в Гаджиево с 1976 по 1986 год служил, потом в Питер перевелся, в 1991 году уволился. Его книги хороши, но юмор мрачный, гротеск. А Овечкин как раз хлебнул сполна развал страны и флота именно во время службы, служил в Западной Лице. Но его рассказы действительно добрые и в конце дают читателю надежду на хороший исход и возможность где-то даже самому додумать продолжение. Иногда проскакивает какая-то наивность, что ли, но читается легко и приятно. Ну и еще мы в разное время пересекались с одними и теми же офицерами и командирами, которых я сразу узнал, хотя Овечкин их фамилий в рассказах не приводит, но описал точно. Я потом его спросил, что это те самые? Он подтвердил.
              1. +5
                29 июня 2020 18:20
                Все я повидал за время службы - и советские времена расцвета
                ВМФ, и время распада, и даже время попытки возрождения. Но
                Овечкин мне нравится больше, хотя Покровский - основоположник,
                и все в его первой книге - правда.
                Но подводникам всегда трудно...
          2. +1
            2 июля 2020 11:34
            Эдуард, в целях расширения читательской аудитории, написал всё в несколько преувеличенном контексте. Гротеск и гипербола. А домохозяйки принимают это за чистую монету.
  2. +7
    29 июня 2020 05:44
    Потрясающе good
    Спасибо авторам hi
    1. +10
      29 июня 2020 07:56
      Пожалуйста, мы старались.
      1. +4
        29 июня 2020 07:58
        Цитата: timokhin-a-a
        Пожалуйста, мы старались.

        Очень хорошо постарались hi
        1. +6
          29 июня 2020 19:53
          Лучшая статья за сегодня на ВО.
          Я заметил, что когда такие статьи появляются, то много комментариев от "спецов" и "профи", которые всегда интересно читать. hi
  3. +17
    29 июня 2020 06:11
    На фото центрального поста нашего корабля на заднем плане пульт управления корабельной систему управления движением "Корунд". То есть - рули. Я наладке этой системы отдал 9 лет.
    За пультом сидит бацман и "боцманенок". Он чаще всего только за ручкой вертикального руля и часто бывает даже бывалый срочник
    1. +1
      29 июня 2020 07:52
      Срочников сейчас нету
      1. +6
        29 июня 2020 09:20
        Цитата: timokhin-a-a
        Срочников сейчас нету

        Ну и правильно. Особого толку от них не было. И желания обучаться тоже. Особенно после того, как с советских 3 годов службы перешли на 1 год.
        В 90-е, когда я работал на АПЛ они еще были. Правда совсем не много. В основном - камбуз, приборка, реже вахтенным в каком нибудь посту не сильно важном.
        1. +5
          30 июня 2020 18:16
          Особого толку от них не было


          Срочник срочнику рознь. Это и про мичманов и офицеров можно сказать ( в меньшей все-таки степени). Каждый выполнял свои обязанности. Если не мог, за него это делали другие. Попадались в основном толковые. Но была странность с расписанием (штатом) личного состава "вообще". К примеру: кто экипаж кормит? Правильно, коки. У нас в службе снабжения было всего трое: старшина команды снабжения (мичман), старший кок-инструктор (мичман) и кок (матрос). И это на весь экипаж большой атомной крейсерской и.т.д подводной лодки. А питание четырехразовое у трех боевых смен. Вопрос напрашивается сам собой: каким образом трое человек могут это обеспечить физически? А никаким. Так что штат на наших АПЛ хоть и меньше чем у амеров, но вестовых брали в море дополнительно. Прикомандировывали несколько срочников. Из первого и шестого отсека брали по одному человеку (оставшиеся несли двухсменку) на камбуз в помощь.
          Хотелось бы в глаза посмотреть тому, кто это штатное расписание разрабатывал.
          1. +3
            30 июня 2020 22:04
            Согласен, толковые срочники воспитывались в прочном корпусе. Если голова на плечах есть - толковый рождался быстро. А насчет штатного расписания - в процессе проектирования ПЛ это практически самый последний этап, который реализуется уже по готовому конструкторскому решению. В конце концов ПЛ это оружие и специфическое. Подводники, как военные люди, несут все тяготы и лишения службы.
            У нас проблем не было и "лишних" официантов на борт не брали, а в помощь камбузу выступало чередованием нескольких бойцов свободной боевой смены (например, освобождаясь от занятий/тренировок или малой приборки)
          2. +4
            2 июля 2020 04:39
            Цитата: Podvodnik
            Вопрос напрашивается сам собой: каким образом трое человек могут это обеспечить физически? А никаким.

            Я всегда удивлялся, как матросы и мичманы на камбузе успевают накормить такую ораву голодных мужиков? Когда они отдыхают вообще?. Ведь на испытаниях, кроме экипажа на корабле присутствует еще такое же количество человек сдаточной команды гражданских. И смены плавно перетекают одна в другую без перерывов практически.
            1. +1
              2 июля 2020 08:27
              Когда они отдыхают вообще


              Волшебники одним словом.
              Когда интересовался этим вопросом объясняли, что конструктора закладывали что-то вроде "космического" питания. Достал набор, налил воды, в духовке разогрел и готово. Но жизнь показала, что на это денег нет. Или пожалели. Оставили " как было". Подводники и выкручиваются как могут.
            2. +3
              2 июля 2020 11:38
              Во время испытаний в состав камбузного наряда включают и гражданских специалистов, ибо почти три сотни человек накормить не реально. В столовой и кают-кампании приём пищи осуществляется в четыре очереди и упразднен вечерний чай.
    2. +7
      29 июня 2020 11:11
      Помню, при дифферентовке в Жировой встали насосы рубочных рулей, и боцман затупил и не перешёл на судовую систему гидравлики. Я тогда 8 отсеком командовал. Было ощущение, что корма погружается, а нос всплывает. Непривычно)))
      Пузырь в корму спас ситуацию, офицер на Титане вовремя среагировал.
      1. +3
        29 июня 2020 12:00
        У Вас на ТОФе же "батон" чуть не ушёл на дно похожим образом. Только там авария была.
      2. +3
        29 июня 2020 15:19
        Цитата: Leha667
        Помню, при дифферентовке в Жировой встали насосы рубочных рулей, и боцман затупил и не перешёл на судовую систему гидравлики. Я тогда 8 отсеком командовал. Было ощущение, что корма погружается, а нос всплывает. Непривычно

        В принципе, сильно большой разницы нет - работать от НПП (насос переменной производительности) или от ССГ (системы судовой гидравлики). Просто ССГ - это не штатная работа рулей, а на всякий случай. Так что боцман все делал верно. Единственно, что от ССГ боцман видит только угол отклонения пера руля по прибору. А другой обстановки не видит, в том числе и данных по дифференту. Поэтому сложно поймать ноль для дифферентовки.
      3. 0
        2 июля 2020 11:42
        Очень странный способ одержания ПЛ. Можно было одержаться за счёт кормовых рулей, несущая способность которых гораздо больше рубочных, выровнять дифферент и выбрать оптимальную скорость для балансировочного режима. Боцман с ВИМом плохо подготовлены.
        1. +1
          3 июля 2020 18:54
          Это все верно. Но есть несколько моментов.
          Скорость маленькая.
          Глубина маленькая, до грунта несколько десятков метров.
          Счёт на секунды. Быстрее и надёжнее дунуть кормовую группу ЦГБ и потом уже разбираться.
          1. -1
            4 июля 2020 00:31
            Обычно при плавании с небольшой глубиной под килем держат нормальный запас по пару, для экстренной дачи хода
  4. +11
    29 июня 2020 06:15
    На российских лодках служба и жиэнь не слаще американской..........Губастых-пусть и африканок-полное отсутствие....
    1. +4
      30 июня 2020 17:17
      На российских лодках служба и жизнь не слаще американской


      Единственное, чего нам , по моему мнению не хватает, так это ихних "йоменов". Автономка к завершению идет-так наши все за отчеты садятся. И командир с секретчиком, штурмана, гидроакустики, механики. Сидят, бумагу переводят. Согласуют между собой время, пеленга и все остальное. Единственные не привлеченные, на сколько помню, к отчетам так это "вычислители" (БИУСники). Отвлекает это все от дела. Их вообще читал кто-нибудь, отчеты эти после сдачи секретчику? Дали бы пару "писателей" и пусть строчат то, что им надо. А то складывалось впечатление что главный итог автономки это правильно оформленный и скомпонованный отчет. А что там на самом деле было, в отчем могло и не попасть.
      1. +1
        7 июля 2020 20:16
        Замполлитра на это использовать
        1. 0
          8 июля 2020 10:28
          Замполлитра на это использовать


          Так у него свой отчет был. Он, кстати, собирал все наши боевые листки и стенгазеты для отчета о проделанной ИМ работе. Которые сделаны нами были от души и по делу. Кому расскажешь-удивятся. Подводники? В автономке? Боевые листки и стенгазеты? Им заняться нечем что-ли было? Дети?

          Заняться нам было чем. Но все это рисовалось по нашей собственной инициативе и вовсе не из под палки, тем было много. Ведь без юмора жить и служить грустно будет. Народ мимо не проходил никогда. Читали, смеялись. Идеи подкидывали.
          Эхххх, море... .
  5. +6
    29 июня 2020 07:14
    Интересно конечно. На подлодках уже вроде у всех есть койкоместа. В подводники у амеров идут добровольцы, и проходят кучу тестов на психоустойчивость. Служба конечно не легкая. Интересно а как устроено управление, я думал что то типа штурвала как на самолете.
    1. +6
      29 июня 2020 07:55
      В США койкоместа из расчёта одно на 2-3 человека.
      1. 0
        26 августа 2020 19:16
        Это непривычно и необычно. Никогда не думал что такое возможно в принципе.
        У человека вообще нет никакого своего угла?! Шок.
        Что еще, может быть, вот так прошло мимо внимания?
        Например вода? Душ?
    2. +8
      29 июня 2020 09:27
      Цитата: Вольный ветер
      Интересно а как устроено управление, я думал что то типа штурвала как на самолете.

      На пульте управления (на фото он есть, только спины подводников закрывают) имеется 3 ручки управления - простой рычажок с шарообразным "набалдашником". 2 на горизонтальные рули (кормовые и рубочные) и один на вертикальный. Горизонтальные движутся от "ноля" вперед - назад, а вертикальный от "ноля" - вправо-влево. На фото можно видеть круглые циферблаты. Они показывают в градусах угол отклонения трех рулей. Ну и, естественно - глубина, дифферент, курс (истинный и заданный), скорость и механические задатчики курса и глубины для автомата.
      А вот у амеров - реально штурвал.
    3. +2
      29 июня 2020 09:28
      Цитата: Вольный ветер
      Служба конечно не легкая.

      Служба на любом флоте не лёгкая, а на подводном особенно.
  6. +12
    29 июня 2020 07:23
    Мне понравилась статья.
    Я люблю про "внутреннюю жизнь" подводников,
    а если еще и с юмором, как Эд.Овечкин, то цены
    таким рассказам нет.
    Что интересно - многие подводники считают, что
    страшнее всего летать над морем, а вот летчики
    думают, что наиболее трудная служба - у подводников.
    Спасибо.
    1. +6
      29 июня 2020 07:52
      Пожалуйста. Мы старались.
      1. +8
        29 июня 2020 08:10
        Не прекращайте рассказывать про "жизнь человеческую"
        на Флоте, очень интересно и познавательно.
        1. +3
          29 июня 2020 10:09
          Интересно, кто Вам минус влепил...
          1. +1
            29 июня 2020 10:15
            Даже и не знаю...
      2. 0
        29 июня 2020 10:18
        Цитата: timokhin-a-a
        Пожалуйста. Мы старались.

        И как оказалось не зря.
        Немного знаю о подготовке офицеров вермахта, знаю о подготовке офицеров РККА
        Но хотелось бы подробней.
        У Вас не появится желание осветить этот вопрос?
        1. +3
          29 июня 2020 12:00
          Я не владею предметом от слова совсем.
          1. 0
            29 июня 2020 12:29
            Цитата: timokhin-a-a
            Я не владею предметом от слова совсем.

            На нет и суда нет. hi
    2. +4
      29 июня 2020 09:30
      Цитата: Bez 310
      Я люблю про "внутреннюю жизнь" подводников,
      а если еще и с юмором, как Эд.Овечкин, то цены
      таким рассказам нет.

      Найдите книги Александра Покровского - не пожалеете. Смеяться можно от души, написано искрометно и весело. Первая книга, если память не изменяет, называется "Расстрелять". Там короткие смешные рассказы о подводниках. Кстати фильм "72 метра" по мотивам этих рассказов
      1. +8
        29 июня 2020 09:46
        Я все книги Покровского прочитал, но понравилась только
        первая - "Расстрелять!". Наш замполит полка даже на МЛП
        офицерам вслух читал эту книгу, которую украл у меня.
        В остальных много пошлости, злобы, да и откровенные
        "перепевы" первой книги. Но ведь это дело - "на любителя"...
  7. +18
    29 июня 2020 07:31
    Пришел как то во Владивосток, году этак в 90-ом, крейсер Принстон. Это был вообще первый визит в СССР. Пускали на него всех желающих. Ну и я пошел посмотреть ... Пускали, конечно не везде - палуба, центральный проход, и все. Что понравилось? Заводская окраска всех элементов, отсутствие горючих материалов в коридорах ("Минск" - это приемная директора завода), палуба (!) - полимерное не скользящее покрытие. Так и хотелось закричать, как Лесковский Левша - они ружья кирпичом не чистют! А мы? Графитом палубу натираем ( и где его столько брали). Палуба черная, коридоры все черные, каюты-кубрики черные, поручни черные, руки черные ... и кузбасслак, везде, где можно дотянуться кисточкой! Экипаж у люков и дверей стоит, куда не положено, посетителей не пускает. Росточка все не большого, полненькие щечки, халеные, такие. Форма парадная не понравилась, видно, что из дешевки. Советские материалы (офицерские) гораздо солиднее. И вот, проходя в коридоре мимо открытого люка, заглянул в него, а там попался пробегавший мимо американский салажонок в синей выцветшей робе. Его глаза, взгляд, до сих пор передо мной - они такие же как мы, только без хвоста! Это взгляд можно было увидеть на любом нашем пароходе, где то между камбузом и старшинскими кубриками.
    1. +11
      29 июня 2020 07:54
      Его глаза, взгляд, до сих пор передо мной - они такие же как мы, только без хвоста!


      Да есть такой эффект. Замученный взгляд военнослужащего это общечеловеческая особенность.
      1. +3
        29 июня 2020 10:27
        Такой взгляд только на первом периоде службы, так как постоянно находишься под пресингом, физическим и моральным.
    2. +5
      29 июня 2020 09:36
      Цитата: pmkemcity
      Пришел как то во Владивосток, году этак в 90-ом, крейсер Принстон. Это был вообще первый визит в СССР.

      Помню это дело. Правда впервые пришли канадские корабли. Году где то в 88 или 89. А потом были американцы. Канадцы понравились - крепкие статные мужики в цветных наколках, в красивой форме. По всему городу уже к вечеру шастали с нашими бабами. А американцы были какие то зашибленные, трусливые. Как обезьянки. Ходили стайкой, озираясь.
      Я одному из них в магазине "Мелодия" (помните такой на Авангарде) помогал купить пластинки виниловые. Так он их покупать боялся. Но советских рублей у них были полные карманы.
      1. +3
        29 июня 2020 09:56
        Не помню, что это были канадцы. Мне казалось, что это были англичане в смешных клоунских ботинках, с загнутым вверх носом. Потом были еще французы. Пускали даже на мостик. По сравнению с нами или американцами - совершенно пустые корабли, абсолютно без вооружения. Только везде мониторы из гражданских телевизоров "Сони тринитрон", последней модели, как мне тогда казалось.
        1. +5
          29 июня 2020 09:59
          Цитата: pmkemcity
          Не помню, что это были канадцы.

          Были. Бросилось в глаза, что корабли у них покрашены каким то салатным цветом. Молодые офицеры были в черных джемперах, стройные, подтянутые. Старшие офицеры с бородками, крепкие здоровые мужики в безрукавках.
      2. +4
        29 июня 2020 10:05
        Цитата: Грица
        По всему городу уже к вечеру шастали с нашими бабами.

        Да уж! Владивостокские "интернациАналки", что называется - "палец" в рот не клади!
      3. 0
        29 июня 2020 19:52
        Цитата: Грица
        Я одному из них в магазине "Мелодия" (помните такой на Авангарде) помогал купить пластинки виниловые. Так он их покупать боялся.

        Боялся ихнего КГБ ?
  8. +9
    29 июня 2020 07:32
    ,, люксы и маслопупы,,- знаю с детства. Отец ,, научил,, В любом случае- честь и слава нашему подплаву. Тяжелая служба и тяжелый быт для их семей, в закрытых гарнизонах, в тяжелом климате. Уважаю.
  9. +4
    29 июня 2020 07:56
    Все идет к тому, что четь подводных лодок, заменят на беспилотники и они будут в автомном режиме бороздить океаны и следить за обстановкой.
  10. +1
    29 июня 2020 08:01
    Замечательная статья. Спасибо автору.
    Тяжёлая и опасная служба подводников. Прям почувствовал запах масла в механизмах... Все это год за годом...и в море... Да... Могучее оружие АПЛ. Но и сложное какое!!!
    1. +7
      29 июня 2020 09:32
      Цитата: Горный стрелок
      Все это год за годом...и в море..

      Самое тяжёлое, дети рождаются, а папа в море, и всё время в море, в море. Не долюбили мы, как положенно своих детей.
      1. +3
        29 июня 2020 12:43
        Цитата: tihonmarine
        Самое тяжёлое, дети рождаются, а папа в море, и всё время в море, в море. Не долюбили мы, как положенно своих детей.

        У меня товарищ дочку увидел первый раз, когда ей уже 8 месяцев было...
        1. +5
          29 июня 2020 15:03
          Цитата: Андрей НМ
          У меня товарищ дочку увидел первый раз, когда ей уже 8 месяцев было..

          Я помню старшему было 2 годика, пришёл с моря, а он не понимает, кто это, берёт мою сумку тянет к двери и говорит мне "Дисидание".
      2. +1
        29 июня 2020 19:55
        Цитата: tihonmarine
        Самое тяжёлое, дети рождаются, а папа в море, и всё время в море, в море.

        Молодое пополнение на атомоходе.
        Боцман-Вот все говорят, что у тех, кто на атомных ходит, детей нет. Все это брехня. Вот мы в автономке год были, а жена у меня недавно родила.
      3. 0
        30 июня 2020 10:59
        Остается надежда, что внукам повезет больше... Вся нерастраченная любовь...
    2. +2
      30 июня 2020 17:24
      Прям почувствовал запах масла в механизмах...


      Когда после "морей" всплывали в надводное и открывали верхний рубочный люк сразу же "по голове бил" запах тины, водорослей и рыбы. За несколько месяцев принюхаешься к "атмосфере" внутри, старые запахи забываешь. Эххх, море... .

      Нет ничего прекраснее на свете в конце похода всплыть из глубины. (с)
      1. +4
        1 июля 2020 19:15
        Цитата: Podvodnik
        Когда после "морей" всплывали в надводное и открывали верхний рубочный люк сразу же "по голове бил" запах тины, водорослей и рыбы. За несколько месяцев принюхаешься к "атмосфере" внутри, старые запахи забываешь.

        После всплытия вообще воздух бил, как бокал шампанского опрокинул. Вроде и состав воздуха в отсеках по процентовке нормальный, но все равно чего-то не хватало видимо. А может химики накручивали чего-нибудь. Другой момент. В автономке постоянно принюхиваешься, прислушиваешься... Старые запахи действительно забываются, но по приходу еще неделю как собака на все запахи реагируешь. И еще. Большинство брились наголо или очень коротко стриглись перед уходом. Я брился, у меня до сих пор дедовские бритвы Золинген еще с войны сохранились, вот я ими научился бриться. За пультом когда сидишь, если человек сзади метрах в трех по проходу тихо проходит, затылком тепло чувствуешь. Как-то все обострялось. У нас был случай. Доктор стал ночью маленьким утюжком гладить рубашку, никого не предупредил, а вахтенный на нижней палубе унюхал запах и объявил аварийную тревогу "запах гари в отсеке". Вентиляция на перемешивание, вот с верхней и растащило по всему отсеку. А ведь это 5-бис отсек, там народу черт знает сколько, камбуз, 4 палубы и т.д. Но вот посторонний запах боец вычислил сразу. Самое смешное, там утюжок был такой маленький, походный. Серега (доктор) видимо с фанатизмом гладил :). Потом его еще долго подкалывали.
        1. +3
          1 июля 2020 20:13
          Я как-то на "голубятне" паяльник новый включил. Секунд десять прошло, старпом из центрального запросил и пистон вставил. "Предупреждать мол надо!" Запах гари знатный был.
          После смены вахт в каютах народ "пиквик" заваривал. Аромат стоял... .
          Согласен, обоняние обострялось, новый запах сразу чувствовался. На камбузе кофе на плиту убежало. Командир отсека сразу же объявил аварийную. С этим не шутят.
  11. +2
    29 июня 2020 08:44
    в каждом монастыре свой устав) ... но вот всего и не опишешь ... даже маслом)) ... а так статья интересна конечно
  12. +4
    29 июня 2020 09:43
    Спасибо большое за статью!классно..и немного по поводу замполитов...абсолютно точно подмечено,люди разные бывают...кто то реально ОФИЦЕР с большой буквы.а кто то..мне в свое время попался ОФИЦЕР...спасибо ему и за науку и вовремя данный мне пендель!Подводником чтобы погружения всегда равнялись всплытиям!
  13. +2
    29 июня 2020 09:49
    Ещё на первой атомной подводной лодке USS «Nautilus» (SSN-571) постройки 1954 года, удалось обеспечить весь экипаж штатными койками, отказавшись от принципа «теплой койки» (когда сменившийся с вахты моряк занимал любую свободную койку, с которой недавно встал подвахтенный). Старшины и матросы размещались на многоярусных койках в кубриках, офицеры – в каютах, командир корабля имел отдельную каюту. Не думаю, что на современных подлодках бытовые условия экипажа вернулись на 70 лет назад.
    Офицерская каюта.

    Спальные места для матросов.
    1. +9
      29 июня 2020 10:07
      Лодки меньше наших, народу по 180 чел, больше, чем у нас на треть.
    2. +1
      29 июня 2020 17:56
      Цитата: А. Привалов
      Ещё на первой атомной подводной лодке USS «Nautilus» (SSN-571) постройки 1954 года, удалось обеспечить весь экипаж штатными койками,

      Во Вторую мировую войну Германия с 1943 по 1945г строила дизельные подводные лодки типа XXI, где у каждого члена экипажа была своя койка (почти: на 58 человек 49 коек).
      Но по атомным американским вполне возможно, что на несколько человек 1-а койка: по сравнению с нашими, при прочих равных, их слишком много на лодке.
  14. 0
    29 июня 2020 10:49
    Отличная статья и познавательная.Написана интересно и оставляет желание узнать ещё про специфику службы подводников.
  15. +2
    29 июня 2020 11:05
    Плюсик.
    Все правда.
    Китайцами ракетчиков на БДР называют потому, что их много очень)))
    Хотя, по правде сказать, механиков ещё больше)
  16. +13
    29 июня 2020 11:17
    Смахнув скупую мужскую слезу, как давно это было...
    Люкс по специальности, а заодно командир 2-го отсека на "Варшаве" (а там Центральный Пост, на минуточку) 5-й раз сдаю устройство корабля Меху... crying (правда каждый раз уходим все дальше wink )
    Пришел значит, Мех спрашивает "Готов?", "Да", "Подожди 5 минут счас дела доделаю и пойдем" и куда то выскочил.
    Ну пошли значит, спрашивает отвечаю, еще раз спрашивает сново отвечаю, ну значит уже минут 20 так, подходим к пачке различно арматуры (трубопроводы, вентили и все такое). Мех тыкает пальцем "Что за вентиль?" и тут я понимаю что даже близко не знаю от чего этот вентиль....
    Ну я тык мык, Мех говорит "Ну посмотри, подумаю..." А у меня, все, затмение, ну не было этого вентиля, вот хоть убей, промаялся с минуту, "Не знаешь что за вентиль?", "Нет", "Ну тогда иди учи дальше" и с этими словами Мех протягивает руку к этому вентилю, вытаскивает его из сплетения труб и кладет себе в карман, "Ты должен был ответить что тут этого вентиля НЕТ" и уходит. Стою обтекаю feel
    Там много трубаков, так особо и не видно что он его просто вложил туда, в тот момент когда на 5 минут перед "зачетом" вышел.
    На шестой раз зачет я сдал fellow И по отсеку потом с закрытыми глазами ходить мог, не стукаясь головой не обо что выпирающее...
    1. +1
      29 июня 2020 11:53
      Некоторых советских летчиков учили находить все
      переключатели в кабине с завязанными глазами.
      1. +5
        29 июня 2020 11:58
        скажем так "трехэтажный" отсек (2 настила и трюм) несколько побольше будет кабины любого самолета, да и "переключателей" на всех пультах и постах там тоже слегка поболе, но в целом все командиры отсеков у нас ориентировались в своих "заведованиях" хоть в дыму, хоть во тьме, и знали что где и как, специфика, РБЖ ПЛ и РБЖ НК (Руководство борьбы за живучесть ПЛ и НК соответственно) книги написанные кровью, причем большой.
        1. +5
          29 июня 2020 12:04
          Ни в коем случае не пытаюсь даже сравнивать, и работу
          подводников считаю самой сложной военной работой.
          Как-то сидел в кабине штурмана самолета Ту-16, и считал
          все переключатели, кнопочки, "крутилки", и т.п., которые он
          должен нажимать, крутить, включать, снимать показания...
          В общем, после 150 я бросил это занятие, мне надоело.
          Что ужасно, так это то, что штурман - один, и никто ему не
          поможет, не подскажет, и за него не сделает.
      2. +7
        29 июня 2020 12:08
        В подплаве раньше надо было уметь ориентироваться в своём отсеке, передвигаться, включать и выключать ключевые для живучести системы, открывать клапана и вентили в маске ИДА с заклеенными стёклами.
        Чтобы при пожаре не было необходимости пользоваться глазами, не видно ничего, да и электричества скорее всего не будет.
        Это неофициально было и не на всех лодках. У американцев тоже есть такое.
      3. +1
        29 июня 2020 22:38
        Опускание компенсирующих решёток реактора в темноте тоже входит в программу подготовки аварийных партий ГЭУ.
        На 3 поколении решетки сами опустятся при обесточении. А на втором поколении будьте любезны ручками ключик покрутить
      4. -1
        7 июля 2020 22:03
        Цитата: Bez 310
        Некоторых советских летчиков учили находить все....

        Это как бы норма, надеюсь что и сейчас так же продолжают делать.
        Статья понравилась и подплыву респект и уважуха. Все в семье моряки, брат ‘дедом’ уволился
    2. +10
      29 июня 2020 12:03
      "Ну тогда иди учи дальше" и с этими словами Мех протягивает руку к этому вентилю, вытаскивает его из сплетения труб и кладет себе в карман, "Ты должен был ответить что тут этого вентиля НЕТ" и уходит. Стою обтекаю


      Огонь! Мех гений! laughing
      1. +13
        29 июня 2020 12:19
        Да, отличный спец и мужик, драл за дело, но зато когда беда пришла, все знали что и как делать, потому и могу счас по клаве клацать, а не рыб кормлю.
  17. +1
    29 июня 2020 11:40
    Респект!
    Тихо журчит вода в гальюне, проффесия трюмного нравится мне. :).
    1. +1
      29 июня 2020 15:15
      Цитата: dgonni
      Тихо журчит вода в гальюне, проффесия трюмного нравится мне.

      На подводной лодке и гальюн совсем другой, чем на берегу, и на надводном корабле.
      1. 0
        29 июня 2020 16:52
        Я В КУРСЕ ;). Хотя у нас ванн из дерьма вроде бі никто и не принимал, но на других параходах умудрялись
        1. +1
          29 июня 2020 17:48
          Цитата: dgonni
          Хотя у нас ванн из дерьма вроде бі никто и не принимал, но на других параходах умудрялись

          На флоте без этого не обойтись. Зато есть повод повеселиться.
  18. +1
    29 июня 2020 12:07
    Очень хорошая статья. Просто смаковал каждую фразу, все в равной степени интересно, остроумно и познавательно.
  19. +9
    29 июня 2020 12:11
    Комменты - огонь, лучше самой статьи.
  20. +6
    29 июня 2020 12:37
    Кстати, «румынами» подводных «минёров» не называют, это прозвище для моряков с надводных кораблей.

    У нас "румынами" минеров называли. Но чаще все же "минерами". БЧ-1: штурман - КБЧ, штурманец - командир группы, штурманенок - инженер группы. Мы со штурманом на День Нептуна: он - Нептун, я - русалка. Никто не хотел юбку напяливать, пришлось самому :). Смешно получилось. За то есть что вспомнить. Китайцы - просто их много, вторые по численности после БЧ-5. Связисты иногда звались "рогатыми", хотя это относилось больше к артиллеристам, которых на лодке, понятно, не было, тут скорее всего из-за того, что они со связистами из одного училища выпускались. Химслужба - "дусты". Не сдавших лейтенантов у нас называли "студентами". Коков называли кексами, замполитов - замульками. Дедовщины в экипаже не было. Хотя по началу попытки были. Удалось перевести в наставничество. В приборке участвовали все, не взирая на погоны и возраст. Но это была заслуга командира и механика, они пример показывали, но и требовали. Приятно было получать в автономке цыпленка табака или банки компота за лучший отсек. Отдавал матросам, радости "полные штаны". У меня "бойцы" были хорошие, даже сейчас иногда общаемся, про мичманский состав в основном только хорошее. Много было матросов из Белоруссии и вологодских. Двое остались мичманами (точнее вернулись). А сначала были раздолбаями :), пришлось воспитывать. Сейчас понимаю, как мы дружно жили.
    1. +1
      29 июня 2020 15:17
      Цитата: Андрей НМ
      Коков называли кексами, замполитов - замульками.

      У нас их "пасторамси" называли.
  21. +2
    29 июня 2020 12:58
    Итак, любой новичок на американской подлодке называется NUB, или Non-Usable Body, что переводится как «бесполезное тело»
    Это немного не верная версия фразеологизма, хотя и близкая.
    НУБ, изначально Noob, Ньюб, это производная от New Bee - молодая пчелка. Новичек. Современный сленг американский. Пришло в обиходный из игр.
    1. +3
      29 июня 2020 13:28
      Не совсем так. Просто два генеза слились в один, ибо акрониму Non-Usable Body - уже лет 80+, где то :)
  22. 0
    29 июня 2020 13:27
    Отличный материал!
  23. wde
    +5
    29 июня 2020 13:38
    Позновательно интерестная статья. Я на 641 срочную отслужил, правда мне пришлость на зубок весь 4 отсек знать, а по остальные отсеки понимать для чего что нужно. Шифровальщиком был. Помню вопросы к молодым приздаче зачёта, где находится клапан отстрела 7 отсека в случае затопления лодки и некоторые умудрялись найти и обычный вопрос к торпедистам сколько метров "откат" торпедного аппарата при запуске торпеды, многие задумывались и отвечали. Вот как-то так. wink
  24. +1
    29 июня 2020 16:38
    да, на душе тепло - от написанного
  25. +3
    29 июня 2020 17:27
    Грица (Александр) и Бензорез - с праздником! Вовремя статью выложили. В РФ сегодня - День кораблестроителя.
    Шляпу не носил никогда и не ношу, но перед подводниками снял бы любой головной убор!
    Судьба иной раз так закрутит...В октябре 2000 на старой "Казани" (моём последнем заказе) ходила в моря из Северодвинска в Кандалуху на испытания жена моего шурина. Кувалду тавотную целовала, а вот водички забортной ей, и её напарнице, мужики налили всего на 2 пальца, пожалели девчонок... Пережила, кандидат технических наук теперь...
  26. +4
    29 июня 2020 18:34
    Хорошо написали, молодцы!
    Но насчет более высокого уровня подготовки американцев есть сомнения. Я вот, например, закончил факультет ЯЭУ Дзержинки, затем более года учился в УЦ ВМФ, затем принимал пароход в Комсомольске на Амуре, прошел все заводские и государственные испытания, начиная с КШИ. И так - все молодые офицеры. Некоторые еще успели послужить год-два на других пла. Мичмана и матросы прошли УЦ и завод. Экипаж был - супер! У нас за первые три автономки ни разу АЗ не упала!
    Потом, конечно, похуже, т.к. экипаж стал меняться, но уже мы новичков учили, как следует.
  27. -10
    30 июня 2020 08:21
    Вся статья этих всепроальщиков ради последних абзацев. У американцев технологии, а у нас всё г... На самом деле всё наоборот. американские подлодки в основном старьё третьего поколения, которым постоянно продлевают сроки эксплуатации ввиду того, что их численный состав уменьшается на фоне отсутствия замещения новыми подлодками, а в России идет серийное строительство и ДПЛ, и АПЛ четвертого поколения. Кроме того проходят глубокую модернизацию наши уникальные титановые подлодки типа "Кондор" и "Барракуда", а так же грозные "Щука Б". Строятся специальные АПЛ, носители новейших видов вооружения, и т.д. и т.п.
    1. +4
      30 июня 2020 15:48
      Вы просто безумны по-моему. Идите лучше поглядите на пришвартованные под окошками Посейдоны, Вам полегчает.
      1. -7
        1 июля 2020 07:58
        Цитата: timokhin-a-a
        Вы просто безумны по-моему. Идите лучше поглядите на пришвартованные под окошками Посейдоны, Вам полегчает.

        А вы либо некомпетентны, либо ангажированы, печатая свои убогие лживые статейки.
        1. 0
          2 июля 2020 11:10
          Вы всё равно ничего ни в чём не понимаете, так как Вы можете отличать где убогая статейка, а где не убогая? Для Вас же это просто набор букв.
        2. 0
          5 июля 2020 17:52
          Даже я понимаю, что малошумность движителя не единственный параметр, по которому определяется скрытность подлодки. Есть и другие физические поля которые влияют на скрытность. Вы, как типовая упоротая личность, берете к рассмотрению один параметр, не учитывая всю совокупность возможностей лодок и на этом основании делаете неверный, но нужный вам вывод. Вы манипулируете несведующим читателями, внушая им ложные представления о предмете. Почему вы не говорите, о более высокой шумности Вирджинии на относительно больших скоростях ввиду особенностей конструкции корпуса? Почему вы не говорите, что водометный движитель вирджинии не позволяет развивать подводную скорость более 27 узлов, в то время как Ясень разгоняется на 35 узлов. Почему вы не говорите о более высоком уровне автоматизации Ясеня, по сравнению с Вирджиниями, у которых экипаж вдвое больше чем на Ясенях.
          Все ваши статьи от лукавого, а он как известно, отец лжи.
    2. 0
      18 августа 2020 22:05
      А вот 671 проект РТМ режут. Они тоже бы могли еще служить.
    3. 0
      2 сентября 2020 17:50
      Nick 30 июня 2020 08:21 """так же грозные "Щука Б"."""
      -- Вы, я вижу, не в курсе и обычный ура-патриот...Грозная она-то, грозная...только очень сложна в эксплуатации и в ремонте...Одну такую грозную завели на ремонт в Амурский судостроительный завод в начале 2000-ых, так до сих пор в разобранном состоянии так и находится и ей пришла хана. Лодки надо строить чем проще, тем лучше и меньших габаритов. Гигантоманией никого не удивишь. Американцы правильно делают, если у них лодки третьего поколения, не хуже наших четвертого...
  28. -6
    30 июня 2020 10:24
    The author of this story is an idiot- a Navy "bubble head" makes more per month than a Russian doctor.
    1. +1
      30 июня 2020 15:47
      Not more idiot than you. This story is not about salary it is about social relations on submarines.
  29. 0
    30 июня 2020 20:55
    1. Авторам -- большое спасибо за интересную статью.
    2. Продолжение планируете ?
  30. 0
    1 июля 2020 00:32
    А что же Климов ничего давно не комментирует? Что с ним случилось?
    1. +1
      1 июля 2020 11:08
      В бане, как обычно.
  31. +2
    1 июля 2020 16:18
    3-й дивизион БЧ-5 - дивизион живучести на АПЛ, а не трюмный. Устройство общекорабельных систем АПЛ молодые офицеры, как правило, сдавали командиру БЧ-5 для допуска к несению дежурства по АПЛ в базе. Офицеры - ракетчики к несению дежурства по кораблю не привлекались.
    В 80-е - 90-е годы участвовал в несении 11 боевых служб (78 суток каждая). Командир БЧ-5 РПК СН, Рыбачий, Камчатка.
    1. 0
      2 сентября 2020 17:54
      Прими моё уважение за столько боевых служб...
  32. +2
    7 июля 2020 15:30
    БЧ-7: бэчесемиты
  33. 0
    29 июля 2020 20:14
    Статья очень интересная. И интересна именно сравнением двух порядков службы в двух флотах разных стран. Можно было бы продолжить в других статьях сравнивнение с другими подплавами - французским и английским, например. Или сравнить сложившийся порядок прохождения службы на надводных кораблях. Правда, не обошлось без косяка. На "Ясенях" торпедный отсек в середине лодки. В носу большая ГАС.
  34. -4
    31 июля 2020 17:49
    В танке служить легче, хотя и не очень долго.Даже на сцене артист может ляпнуть отсебятину вместо текста сценария. На лодке это просто не возможно. Как же трудно морякам делать всё слаженно. На глубине помощи ждать не от кого, только от экипажа.
  35. 0
    2 августа 2020 06:29
    Пока американцы «выезжают на технологиях», их превосходство – техническое, они опираются на технику, которая опережает противника просто на эпоху. Какого-то экстраординарного уровня тактических умений у них нет.


    Не понятна фраза. В чём и где они нас опережают на эпоху ? ГАК ? Минно-торпедное вооружение ? Ракеты ?
    1. 0
      2 сентября 2020 14:38
      Хотя бы в том, что их лодки по габаритам всегда меньше: хоть стратегические, хоть ударные. А это шумность, основной сейчас показатель ТТХ АПЛ, и скрытность вообще...
  36. 0
    18 августа 2020 22:00
    Понравилась статья. Еще пишите.
  37. 0
    26 августа 2020 07:17
    Спасибо за статью. Когда-то мечтал стать подводником, увы не сложилось. Но интерес к этому делу остался, благо отец всю жизнь строил и ремонтировать лодки. Сначала на Адмиралтеских верфях (тогда ЛАО) потом на Нерпе.
  38. 0
    29 августа 2020 16:34
    Интересно. Сначала хотел сам проехаться, отталкиваясь от "Акул" Овечкина, но прочитал комментарии и решил, что просто присоединюсь ко многим из них.
    Спасибо! Было интересно.
  39. 0
    2 сентября 2020 12:25
    Авторы: """Ну а про то, что на их лодках на койках спят по очереди в несколько смен, российскому читателю, в общем, известно."""
    -- Позвольте не согласится с этим вашим утверждением. Не надо ля-ля, не солидно это для такого издания. И на наших АПЛ, и - я уверен - на американских АПЛ, все члены экипажа имеют спальные места. В том-то и было преимущество атомных ПЛ - появилась возможность для оборудования жилого пространства для всех членов экипажа.
  40. 0
    2 сентября 2020 14:27
    Авторы: """у кого уровень подготовки лучше — у нас или ВМС США? По нашему мнению, «в среднем» ВМС США сформировали гораздо более оптимальную систему подготовки подводных сил, однако это справедливо для «среднего уровня»."""
    -- Я слышал, что у американцев на АПЛ (а дизельных у них нет) практикуется наличие двух экипажей: один экипаж - боевой, так назовём его, он постоянно ходит в моря на боевую службу, и другой экипаж - в базе: устраняет выявленные в морях замечания и отлаживает технику и оборудование в исправное состояние. Затем сдаёт лодку первому экипажу, кажется его зовут "золотой", который обучен управлять механизмами и системами лодки, он-то и уходит в моря на боевую службу. По моему, это лучше, чем наши экипажи: они и в морях, и у пирса на лодке одни и те же. Разрываясь между домом и службой на лодке, привносят порой службу - дому. Потому-то у американцев аварий на АПЛ не сравнимо меньше.
  41. 0
    3 сентября 2020 08:40
    Цитата: Вадим И.
    Хотя бы в том, что их лодки по габаритам всегда меньше: хоть стратегические, хоть ударные. А это шумность, основной сейчас показатель ТТХ АПЛ, и скрытность вообще...



    По габаритам ? Не может лодка , несущая 24 ракеты быть меньше нашей. Лодки у них однокорпусные. тут есть плюсы и минусы. По шумности наши сделали скачок. Проблемы есть с ГАК и минно-торпедным вооружением, но об этом пусть адмиралы думают..
    1. 0
      3 сентября 2020 12:35
      У американцев и стратегические, и ударные подлодки выглядят более изящней российских, что увеличивает площадь ламинарного обтекания корпуса подлодки и соответственно уменьшает шумность...
      ТОП-5 самых больших подводных лодок в мире
      https://zen.yandex.ru/media/id/5d70f9085d636200ad1997c3/top5-samyh-bolshih-podvodnyh-lodok-v-mire-5dc9d34d8ddf2d1f5dfbe2b8
  42. 0
    8 сентября 2020 18:06
    Было у отца три сына. Два нормальных, третий - трюмный!
  43. 0
    10 сентября 2020 06:34
    Сразу видно, что к подплаву оба автора не имеют отношения от слова "совсем": запомните раз и навсегда - 3 дивизион БЧ-5 называется "живучести", а не "трюмный"!)) Так их обгадить и самим опозориться - постараться надо...