Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

США тоже захотели русские С-400: Секреты «Триумфа» узнать не получится

Вашингтон намерен выкупить у Анкары наши знаменитые ЗРК. Но зачем?

5775

США хотят выкупить у Турции российские зенитные ракетные системы С-400, что позволит Анкаре принять участие в программе создания американских истребителей F-35, сообщает издание Defense News.

Соответствующую поправку к проекту закона о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону на 2021 финансовый год предложил сенатор Джон Тьюн. Параллельно другой конгрессмен Джим Риш предложил ввести против Турции санкции через 30 дней после вступления закона в силу в соответствии с CAATSA (законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций).

Что теперь? Американцы нашли компромисс? А Турция? Есть ли у нее вообще желание идти на него?

— Конечно же желания нет никакого, — уверен доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.

— Не потому, что Эрдоган сильно любит Москву — а потому, что он понимает, что в этом случае лишится возможности за счет хороший отношений с Россией балансировать Соединенные Штаты. Да и вообще с ним никто никаких серьезных договоренностей заключать не будет — даже США (которые посчитают, что Реджеп Ахметович предаст их при первой опасности — например, продаст Ирану новейшие истребители). Поэтому предмета для обсуждения, конечно, нет.

Читайте также
Криминальному эксперименту американцев в Косово будет положен конец Хашима Тачи обвиняют в совершении тяжких преступлений против человечности

«СП»: — Американцы всерьёз думают, что вопрос в деньгах? Что турки не хотят отказываться от С-400 только потому, что за них уже уплачено?

— Нет, американцы прекрасно понимают, что С-400 им никто не отдаст. И они понимают, что для получения С-400 его необязательно покупать — можно за кулисами договориться с турками о предоставлении доступа американских инженеров к системе. Так что поднятый вопрос — исключительно политический. Чтобы, во-первых, показать всем могущество США, во-вторых, на ровном месте рассорить Турцию с Москвой (сейчас же у нас заорут о том, что «мы ж говорили, что туркам нельзя продавать») и, наконец, показать Эрдогану, что Запад готов с ним мириться.

«СП»: — Целью назван выход из тупиковой ситуации по поводу участия Анкары в программе создания истребителей пятого поколения F-35 Lightning II. А кто её создал? Не сами американцы? Что им мешает закрыть глаза на С-400? Почему они так смущают Вашингтон? Только из-за несовместимости с вооружением НАТО? Да ладно…

— Вообще-то создал ее скорее Эрдоган. Турецкий президент полез в бутылку, стал действовать уже не только без спроса, но и даже поперек американцам. Вот они и решили его наказать, отлучив от F-35. Стандартный подход Трампа, в рамках которого санкциями можно дрессировать даже союзников. Для американского президента покупка турками (союзниками по НАТО) российского оружия — это вызов. И прецедент, которым могут воспользоваться другие союзники США — решив покупать дешевое, надежное и аполитичное российское оружие вместо дорогого, ненадежного и обусловленного требованиями внутриполитического характера (не трогать прозападную оппозицию, проводить демократические реформы и т. п.) американского.

«СП»: — Насколько этот вопрос принципиально для американцев? Если так, почему они не могут просто не отдавать туркам F35, раз те не идут на уступки? А для Анкары это тоже принципиально? На какие максимальные уступки могут пойти обе стороны, по-вашему?

— Вопрос упирается в базис отношений. И США, и Турция являются союзниками по НАТО — и рвать эти отношения они не хотят. Вопрос с F-35 стал занозой — и он в общем-то саднит для обеих стран. Турок демонстративно отлучили от западного контракта, что снижает имидж и возможности для маневра администрации Эрдогана. США нарушили свои обязательства и отказались от уже заключенного контракта, что подрывает их репутацию на рынке вооружений. Поэтому ситуацию нужно решить — а для этого нужен компромисс. Турки не откажутся от российской системы С-400, а США не будут просто так возобновлять контракт. Вот Анкара с Вашингтоном и ищут общий знаменатель.

«СП»: — Если теоретически представить, что турки согласятся на это предложение, насколько это будет неприятно для нас? Что если С-400 попадут в руки американцам? А удар по нашей репутации на рынке вооружений будет сильный?

— Это будет для нас очень неприятно. Но не из-за военных последствий для нашей оборонной мощи — все прекрасно понимали, что США могут получить доступ к проданным С-400 по-тихому. Неприятно будет то, что придется рвать отношения с турками — а также будет создан прецедент, когда перепродавать наше новейшее оружие США будут другие страны. Но, к счастью, этого не будет — поскольку турки С-400 не продадут. Эрдоган, конечно, авантюрист — но он не самоубийца.

— По действующим условиям договора между Россией и Турцией, С-400 отечественного производства не могут быть переданы третьей стороне (тем более США) без соответствующего разрешения, — подчеркивает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман.

— Вариант с продажей российских средств ПВО американцам выглядит абсолютно сюрреалистичным. Звучащие в Сенате заявления следует рассматривать как попытку внести разлад в и без того сложные российско-турецкие отношения.

«СП»: — Сенатор Джим Риш в то же время предложил более жесткую поправку: согласно ей, Трамп должен ввести против Турции санкции в соответствии с законом CAATSA. При чем тут вообще CAATSA? Направленный против России, Ирана и КНДР? Как его тут можно притянуть? Какие именно санкции могут быть применены к Турции?

— Для США обычной практикой стало применение так называемых «экстерриториальных санкций», которые направлены против стран, сотрудничающих с их геополитическими противниками. В свою очередь, CAATSA регламентирует введение санкций в отношении лиц и организаций, чья деятельность имеет отношение к оборонно-промышленному комплексу РФ. Не исключено, что Сенат может распространить эти меры на турецкие компании или конкретных чиновников, так или иначе связанных с покупкой С-400. В таком случае им грозит отказ в американских и международных кредитах, ограничение на экспорт / импорт товаров, заморозка счетов и банковских операций.

«СП»: — Вашингтон не первый год требует отказаться от С-400 и грозит санкциями, но до сих пор они этого е сделали. Почему? Где гарантия, что сделают теперь?

— До сих пор Эрдогану неплохо удавалось тянуть время, лавируя между глобальными центрами силы. Американцы боятся потерять в лице Турции важного стратегического союзника по блоку НАТО. Они давно оказывают политическое давление на Анкару, однако именно сейчас вопрос о санкциях встал ребром, поскольку пришло время ставить российские С-400 на боевое дежурство. По мере приближения этого момента ситуация будет накаляться.

Читайте также
Как Путин со стерхами: Су-57 учится управлять «стаей» Су-35 Российский истребитель пятого поколения испытали как «летающий мозг»

Между Турцией и США существует контракт на поставку 100 истребителей F-35 общей стоимостью около 10 млрд. долларов. Разумеется, американцы не хотят лишаться прибыли. Соединенные штаты всегда навязывали членам НАТО свое дорогостоящее вооружение, и провал на турецком направлении может стать для них опасным прецедентом, который больно ударит по авторитету крупнейшего в мире экспортера военной техники.

«СП»: — Если бы турки на это пошли, как бы это отразилось на наших с ними отношениях? А на турецко-американских? Они сразу наладились бы? Ведь есть другие разногласия: курды, Гюлен и тд…

— Нет смысла оценивать последствия событий, которые не могут произойти в реальной действительности. Турция никогда не пойдет на продажу комплексов С-400 США. Тем не менее, какими бы сильными не были разногласия между Анкарой и Вашингтоном, Эрдоган не планирует покидать НАТО и, следовательно, продолжит торговаться с американскими коллегами.

— Характерно, что сенатор-республиканец Джон Тьюн, предложивший указанную поправку, в качестве значимых приоритетов для США в оборонной сфере традиционно выделял поддержку парка бомбардировщиков дальнего действия, — обращает внимание ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— В числе приоритетов, декларируемых этим политиком — поддержка авиабазы Эллсворт, расположенной в Южной Дакоте, а именно этот штат Тьюн представляет в Сенате. Так что данный сенатор вполне может позиционировать нынешнюю свою инициативу как часть работы по снижению угроз для американских военных летчиков. Угроз не со стороны Турции, конечно, а из-за российских военных технологий — ведь если бы Анкара, теоретически, действительно продала Вашингтону комплексы С-400 у США появились бы дополнительные возможности для изучения этих систем и совершенствования технологий противодействия. Это, конечно, не ключевой, но вполне удачный фоновый информационный повод для работы Джона Тьюна с его избирателями-республиканцами.

Читайте также
Геннадий Зюганов: В Кремле увлеклись продлением президентских сроков Путина Власть пытается дать нужный результат голосования по поправкам в Конституцию

Но, естественно, не стоит считать появление данного предложения только личной инициативой одного сенатора. Администрация Дональда Трампа в принципе любит использовать сенаторов-однопартийцев, ведя игру с Анкарой. Например, комментируя визит президента Турции в США в ноябре 2019 года, член сенатского Комитета по иностранным делам, демократ Крис Мерфи отмечал, что президент США использовал тогда сенаторов-республиканцев для демонстрации жесткости, чтобы не выступать в такой роди самому. В нынешней истории тоже есть сенатор-республиканец в роли «злого полицейского» — глава сенатского Комитета по иностранным делам Джим Риш, предложивший дополнительные санкции в отношении Анкары. Таким образом, администрация Трампа, ведя диалог с Анкарой, может посылать им сигналы о готовности к компромиссам, действуя через Джона Тьюна, напоминать о существовании более непримиримых персонажей в собственной же партии на примере Джима Риша и одновременно усиливать подозрительность в отношениях между Россией и Турцией. То есть, бить по нескольким целям одним «информационным выстрелом».

Последние новости
Цитаты
Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня