Модернизация немецких Eurofighter: праздник со слезами на глазах?

74

Старый новый радар


В июне корпорация Airbus получила контракт на установку 110 радаров с активной антенной фазированной решеткой (АФАР) Captor-E на Eurofighter Typhoon немецких ВВС и пять радиолокационных станций этого типа на испанские «Тайфуны». В последнем случае речь идет о начальной партии РЛС. Работы в рамках контракта должны выполнить в 2023 году.

Некоторые западные СМИ назвали Captor-E «самым передовым радаром для истребителей». В ряде источников говорится, что он способен обнаруживать цель типа «истребитель» на дальности примерно 270 километров. В принципе, это сравнимо с показателем (или даже больше него) радиолокационной станции американского F-22, которая имеет дальность обнаружения цели с эффективной площадью рассеяния один квадратный метр в районе 240 километров.



А как быть с полноценными стелсами, у которых этот показатель еще лучше? Ранее высокопоставленный специалист по радиолокации European Aeronautic Defence and Space Company (EADS) заявил, что Captor-E способен обнаруживать F-35 на расстоянии примерно 59 километров. Если это правда, показатель весьма достойный.


Впрочем, есть одно «но», и оно не относится напрямую к характеристикам нового изделия. Captor-E — невероятный «долгострой». Первый полет Eurofighter Typhoon с новой РЛС выполнил еще в… 2007 году. И до сих пор строевые машины ВВС Германии имеют многорежимные импульсно-доплеровские БРЛС Captor-М. Напомним, сам истребитель приняли на вооружение еще в 2003-м: на тот момент Captor-М хоть и не была в топе, но считалась вполне современной. Время шло, технологии менялись. Неудивительно, что в интервью газете Flug Revue за 2019-й год генерал-лейтенант люфтваффе Инго Герхарц отметил, что Германия отстает от других стран в модернизации своей боевой авиации. Речь шла именно про радиолокационные станции. О том, что самолеты Panavia Tornado (которые также активно эксплуатирует Люфтваффе) устарели, и так понятно всем и давно.

А что у других европейских стран?


По понятным причинам мы не будем сравнивать возможности эксплуатантов «Еврофайтера» с возможностями ВВС или ВМС США. Достаточно сказать, что одних только F-35 американцы построили уже больше полутысячи, а помимо него, РЛС с АФАР есть, в частности, на «Рапторе» и F/A-18E/F Super Hornet. Однако имеет смысл сравнить состояние ВВС Германии и военно-воздушных сил иных европейских стран.

Франция. Показательно сложилась судьба прямого конкурента Eurofighter Typhoon — французского истребителя Dassault Rafale. Еще в 2012-м на аэродроме Dassault Aviation в Мериньяке выполнил первый полет первый, построенный для ВВС Франции серийный истребитель Dassault Rafale, оснащенный бортовой радиолокационной станцией с АФАР Thales RBE2-AESA.


Дальность обнаружения целей РЛС данного типа составляет порядка 200 километров. Не совсем понятно, впрочем, каких именно. Вообще, сравнивать радиолокационные станции сложно. Очевидно, что Captor-E имеет большие габариты, а также, по данным из открытых источников, оснащена большим количеством приемо-передающих модулей: около 1000 против 1200-1500 у РЛС Captor-E. Typhoon и так превосходил своего французского «коллегу» по летно-техническим качествам, а в перспективе он будет впереди и по уровню РЛС. Однако пока что французы в целом опережают немцев.

Великобритания. Еще одно европейское государство, имеющее весьма внушительный парк крылатых машин. Великобритания эксплуатирует более 150 Typhoon и делает большую ставку на эти истребители. Напомним, еще в 2012-м ВВС Великобритании завершили модернизацию 43 Eurofighter Typhoon до версии Block 5. Самолеты оснастили инфракрасными датчиками, а также усовершенствованными системами для поражения воздушных и наземных целей.


Не до конца ясно, как сложится программа оснащения самолетов РЛС Captor-E после выхода Великобритании из состава Европейского союза. Впрочем, на обороноспособности страны это не скажется: по крайней мере, сейчас. Напомним, еще в 2018-м четыре первых британских F-35B прибыли на территорию Туманного Альбиона. Планы закупок этих машин могут скорректировать, но сейчас британцы ожидают получить от своего заокеанского партнера 138 F-35, то есть Великобритании можно будет долго не задумываться об обновлении авиапарка.

Россия. Ситуация с немецкими Eurofighter Typhoon напоминает то, что происходит в РФ. Россия давно хотела иметь на вооружении истребитель с РЛС с АФАР, однако по состоянию на сегодня в распоряжении воздушно-космических сил, вероятно, нет ни одной такой машины. Наличие РЛС с активной антенной фазированной решеткой у МиГ-35 в версии для ВКС России не подтверждено, а первый серийный Су-57 разбился во время испытаний в декабре прошлого года.


Де-факто наиболее передовым в этом отношении можно считать Су-35С, имеющий РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) «Н035 Ирбис». Опять же не беремся делать смелых утверждений, однако с большой долей вероятности она уступает по сумме качеств Captor-E. Судить же о возможностях радиолокационной станции Су-57 на данный момент бессмысленно: пока что в строю нет ни одной такой машины.

Всё не так плохо


Как видим, имеет место существенное отставание немецких Eurofighter Typhoon (а значит, и всего Люфтваффе) от истребителей мощнейших европейских стран по уровню авионики. Франция и Великобритания уже имеют истребители, оснащенные БРЛС с АФАР, в то время как Россия эксплуатирует множество новых Су-35С и Су-30СМ, оснащенных РЛС «Н035 Ирбис» и Н0011М «Барс» с ПФАР, соответственно.

И все же немецкие Typhoon нельзя назвать устаревшими. Самолет может похвастаться прекрасными летно-техническими характеристиками, сниженной радиолокационной заметностью (хотя он и не является полноценным стелсом), а также широкими возможностями по модернизации. Истребитель хорошо вооружен. Ранее Германия заказала ракету класса «воздух-воздух» большой дальности MBDA Meteor, имеющую активную радиолокационную головку самонаведения и прямоточный воздушно-реактивный двигатель, позволяющий поддерживать высокую скорость полета ракеты вплоть до момента поражения неприятеля.


Для поражения наземных целей истребители Люфтваффе смогут использовать новейшую ракету Brimstone, также оснащенную активной радиолокационной ГСН, позволяющей с большой точностью поражать движущиеся цели. Причем один Typhoon способен взять до восемнадцати таких изделий: масса ракеты составляет всего лишь 50 килограммов.

Таким образом, установка РЛС Captor-E закончит трансформацию немецких Typhoon в истребитель, отвечающий всем требованиям текущего времени, не считая разве что показателей малозаметности.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    6 июля 2020 05:23
    а нашим ,что афар не нужен что ли?
    1. +13
      6 июля 2020 07:43
      Да нужен, но пока отстаем в разработке.
    2. -1
      6 июля 2020 08:30
      Пока не можем сделать. Отставание в микроэлектронике от запада колоссальное.
      1. 0
        6 июля 2020 10:16
        Цитата: Grazdanin
        Отставание в микроэлектронике от запада колоссальное.

        Не путайте бытовуху и специализированную....
        1. +9
          6 июля 2020 10:21
          Я и не путаю. Бытовой просто нет.
          1. +1
            6 июля 2020 10:29
            Цитата: Grazdanin
            Я и не путаю. Бытовой просто нет.

            Бытовая вот подотстала - импорт потеснил.
            А в специализированной импорт очень ограниченный.
            Попробуйте доказать, что все российское оружие построено с применением отсталой электроники.
        2. -1
          6 июля 2020 15:44
          И там и там далеко сзади
      2. +4
        6 июля 2020 16:32
        Цитата: Grazdanin
        Отставание в микроэлектронике от запада колоссальное.

        Колоссальная на производственном, а не на научном и инженерном уровне.
        ППМ для АФАР у нас собственной разработки. А задержки вызваны видимо санкциями и в этой связи с невозможностью заказать серию ключевой элементной базы на стороне, и невозможностью прикупить "заводик" для ее производства.
        Самая затратная, высокоинтеллектуальная часть - микропроцессоры у нас тоже собственной разработки. Да, отстающие на несколько лет от западных гражданских флагманов, но для военной области они более чем сопоставимы с западными военными. Правда производятся в Тайване...
        Контроллеры для ГСН и прочей автоматизации у нас вроде тоже проскальзывали в интернетах, хотя как там в реальных изделиях не знаю.
        ПНВ отечественного производства, по крайней мере так раньше было.
        В тепловизорах практически все матрицы импортные, хотя один разработчик хвалился достижениями, но насколько это все реально выпускается прямо сейчас неизвестно.
        В LCD мониторах все матрицы импортные, тут понятно, объемы для оснащения техники мизерные, собственное производство нереально по экономическим причинам.
        1. -5
          6 июля 2020 16:38
          Цитата: Мимопроходящий
          задержки вызваны видимо санкциями и в этой связи с невозможностью заказать серию ключевой элементной базы на стороне, и невозможностью прикупить "заводик" для ее производства.

          Микроэлектроника — подраздел электроники, связанный с изучением и производством электронных компонентов с геометрическими размерами характерных элементов порядка нескольких микрометров и меньше.
        2. -4
          6 июля 2020 16:55
          Первый АФАР появились еще в 90ых, как он работает и конструкция, всем кому надо, уже понятна. Вопрос именно в реализации. То что мы можем сделать 2-3 тонный АФАР РЛС даже не сомневаюсь, проблема создать пригодный для использования в истребителе, причём серийно. Проблема именно в микроэлектронике, для неё у нас нет не научной, не инженерной, не производственной базы.
          1. +3
            6 июля 2020 17:21
            Микроэлектроника - это не только "станки", это еще и фундаментальная наука, и прикладная наука, которая практически сливается с инженерией в передовых изделиях. Отделить одно от другого невозможно.
            Поэтому для таких передовых вещей как ППМ для АФАР, тепловизоры, научный фундаментальный и прикладной аспект как бы первичны, а производство уже вторично, подстраивается под них. А вот Айфоны можно клепать по заранее отработанным шаблонам. Там производство первично. Освоили новый техпроцесс, появилась возможность спроектировать процессор с большей производительностью и меньшего энергопотребления.
            quote=Grazdanin]проблема создать пригодный для использования в истребителе[/quote]
            Так сделали, и для МиГа, и для Су-57, ничем не хуже западных. Вопрос только с серийностью.
            1. -3
              6 июля 2020 17:23
              У меня, как у радиоинженера по образованию, кровь из глаз идёт от того что вы пишите. Не буду себя мучить в дискуссии с вами, все хорошего.
              1. +6
                6 июля 2020 17:42
                И вам того же, но, как честный человек хочу предупредить, ваш малодушный побег очень недальновиден, я никуда не собираюсь исчезать с этой площадки, и еще не раз буду травмировать ваш взор, и если я пишу ерунду, то разумнее было-бы переубедить меня один раз, я вполне восприимчив к аргументам, чем терпеть мучения еще много десятилетий. wink
            2. 0
              13 июля 2020 07:55

              научный фундаментальный и прикладной аспект как бы первичны, а производство уже вторично,

              А вот и с точностью до наоборот. Какая разница что ты можешь там разрабатывать хоть на алмазе, если производство тянет только кремний 80-х? Как человек замешанный во всем этом говорю: отставание России измеряется уже десятками поколений, и многое упирается именно в технологическую базу. Ну, если только мы об отечественной ЭКБ из Китая не говорим.
          2. +1
            6 июля 2020 19:58
            Вот Вы мне скажите, у Китая была научная, инженерная, производственная база. Наверное для старта, точнее для возобновления масштабных работ у России сейчас условия лучше, чем у Китая в начале пути, потому как минимум научная и инженерная база не так и плоха. Нужны деньги и время, ничего сверхъестественного. В конце 80 х проходил практику и некоторое время до развала СССР работал на флагмане микроэлектроники СССР НПО Интегралл в Минске. Огромное объединение, серьезная производственная база, конструкторское бюро, социальная база, самые лучшие воспоминания. Уже в 87-88 г на объединении были внедрены пластиковые карты для безналичных расчетов в огромном пищевом комплексе для работников. В конце 80 х закупили новые роботы для производства микросхем в Германии, к сожалению никому уже ничего не надо было, развалили такую страну.
            1. -4
              6 июля 2020 20:02
              Цитата: 6895
              у России сейчас условия лучше, чем у Китая в начале пути, потому как минимум научная и инженерная база не так и плоха.

              Вы что, рехнулись? У меня сосед подох полтора года назад, патронные заводы конструировал.
              1. +1
                6 июля 2020 23:04
                Мордовский юмор как то не очень. Понятно, что не с начала китайской цивилизации, а с 1990-92 г, начала введения новой корпоративной политики и уверенного роста экономики.
                1. 0
                  6 июля 2020 23:24
                  Цитата: 6895
                  а с 1990-92 г,

                  Да мы ещё в начале нулевых ржали над китайскими товарами.
            2. -5
              6 июля 2020 20:13
              У Китая 60% мировой добычи редкоземельных металлов, которые они запрещали экспортировать, поэтому у них производства электроники со всего мира. И есть 2 огромные разницы, между электроникой произведённой в Китае зарубежными компаниями и произведёнными Китайскими компаниями.
              У России есть все шансы стать экономикой №2 в мире максимум за 10 лет, не то что стать ведущей страной по микроэлектронике. Но не с текущей властью.
              1. +2
                6 июля 2020 23:41
                А вон оно что. Ну давай, гопака сплясывай.
              2. +2
                8 июля 2020 10:57
                Что-то ты не долго кровью из глаз исходил... быстренько кастрюлю надел и понёсся...
          3. -2
            6 июля 2020 22:51
            Проблема с российскими военными АФАР-радарами намного проще и банальнее - АФАР технология очень дорогая, вот потому их серийное производство и спускают на тормозах. А то что её электронные изделия тяжелее западных, да ещё и имеют импортные компоненты (на деле - дешёвые китайские, так как свои самые лучшие хитрые и наглые друзья России продавать отказываются), то с этим в России уже давно смирились.
          4. 0
            6 июля 2020 23:40
            А какое отношения ты имеешь к России?
        3. 0
          24 августа 2020 10:34
          Вроде говорили о решении вопроса теплаков на армате, а если это действительно так, значит и с матрицами частично вопрос решился. Раньше французские использовали. На вертушках вроде наши пнв стоят, правда красные глаза у пилотов от туда же. Но, видится мне, что есть чёткая цель уйти по основным направлениям от импорта. А вот то, что касается микроэлектроники, то не ясно. Байкалы в принципе имеем, но они для гражданки. Есть ли что то для военки?
    3. -5
      6 июля 2020 12:19
      Все вопросы к Рогозину.
    4. 0
      25 августа 2020 13:17
      "Имею желание купить коня, но не имею возможности..."
  2. 0
    6 июля 2020 06:55
    Очевидно, что Captor-E имеет большие габариты, а также, по данным из открытых источников, оснащена большим количеством приемо-передающих модулей: около 1000 против 1200-1500 у РЛС Captor-E

    Автор, поправьте,наполните смыслом это предложение wink
    Опять же не беремся делать смелых утверждений, однако с большой долей вероятности она уступает по сумме качеств Captor-E.

    А это выглядит как цитата из западной прессы. Ничего не знаем,но хуже. Не знаешь-не пиши, все очень просто
  3. +2
    6 июля 2020 09:00
    ЭЭЭ...
    если обнаружение в 240 километров., и стелс - 59 километров. это неплохо для АФАР, то почему ранее часто писали, что и у нас, и у них идет обнаружение за 400 км, а стелс - 100 км??:
    И почему после многолетннего пиара про наши супер АФАР, опять пишется, что АФАР у нас нет, только ПФАР???

    Верна ли инфа из статьи, кто подскажет?
    1. +10
      6 июля 2020 09:48
      Цитата: Макс1995
      почему ранее часто писали, что и у нас, и у них идет обнаружение за 400 км, а стелс - 100 км?

      Про 400 км писали при ЭПР 20 кв.м
      1. 0
        6 июля 2020 11:14
        Ок. Спасибо.
      2. -2
        6 июля 2020 23:42
        А зачем ты врешь?
    2. +5
      6 июля 2020 10:11
      Цитата: Макс1995
      Верна ли инфа из статьи, кто подскажет?

      По ПФАР СССР был первым -Миг-31 в 1981 году. АФАР у нас нет,есть только вот уже 20-летний пиар и болтовня на эту тему. Должен был быть у Миг-35.но по факту там крайне архаичная щелевка, теперь первым объявлен Су-57. Но пока строевых бортов нет. Ждем-с.
      По дальности обнаружения- многое зависит от ракурса цели,сектора, ЭПР цели. И потом нужно отделять рекламу от реальности. Это касается,разумеется,не только наших.
      Впрочем, с дальностью по воздушным целям у наших ПФАР ( особенно у Ирбиса) проблем нет.
      1. 0
        6 июля 2020 11:49
        Цитата: Одиссей
        о дальности обнаружения- многое зависит от ракурса цели,сектора, ЭПР цели.


        Добавьте мощность излучения БРЛС
        1. 0
          6 июля 2020 12:23
          Бесспорно.
        2. +2
          6 июля 2020 12:49
          Автор статьи поразительно безграмотен! Как можно говорить о превосходстве Каптора над Ирбисом не разбираясь в особенностях работы ПФАР и АФАР?

          Каптор видит цель с ЭПР 1м2 = 240 км.

          Ирбис ЭПР 3м2 = 400 км. 1м2 = ~ 340 км.

          АФАР превосходит ПФАР по теоретической помехозащищенности (которую еще надо реализовать) и в теории, по возможному весу - он тупо гораздо легче.
          При этом он проигрывает по потере полезного сигнала: нужна большая мощность, емнип, в районе 15-25% для одинакового результата и как следствие, больший размер полотна для одинакового результата, а значит и больший размер носового обтекателя со всеми неизбежными последствиями.
          Пока на РЛС не ставят ППМ с GaN, говорить что АФАР превосходит ПФАР было бы о-очень большим допущением.
          1. +1
            6 июля 2020 12:51
            по возможному весу - он тупо гораздо легче.


            Система охлаждения на схеме условно не показана? На АФАР она жизненная необходимость.
            1. +1
              6 июля 2020 12:52
              На АФАР с GeAs - возможно. С GaN там можно обойтись и воздушным охлаждением (в теории).
          2. -2
            6 июля 2020 16:38
            Цитата: Колька Семенов
            АФАР превосходит ПФАР по теоретической помехозащищенности (которую еще надо реализовать)

            Насколько я понимаю я не электронщик), если ты сделал работающий АФАР, то он априори будет более помехазащищен преред ПФАР. Ибо имеет узкую диаграмму направленности, а не многочисленные широкие лепестки.
            1. 0
              6 июля 2020 17:01
              Минимальная ширина диаграммы направленности зависит только от габаритов антенны и длины волны, и не зависит от "афарности"! А боковые лепестки они такие лукавые, низкий их уровень сверх определенного только за счет расширения главного лепестка и потери в усилении антенны.
              1. -1
                6 июля 2020 17:33
                Цитата: Hexenmeister
                ширина диаграммы направленности зависит только от габаритов антенны и длины волны, и не зависит от "афарности"!

                Я вот слышал краем уха, что для классического радара с уменьшением диаграммы направленности, возрастает доля боковых лепестков, отсюда, на практике, ширина луча ПФАР всегда будет больше чем теоретически возможная, и при этом обязательно с боковыми лепестками. А вот афар, при идеальном исполнении, будет иметь минимально возможную в теории ширину луча, и без боковых лепестков вообще.
                1. -1
                  6 июля 2020 17:42
                  и без боковых лепестков вообще.
                  Только математика с этим абсолютно не согласна!
                  1. 0
                    6 июля 2020 18:00
                    Возможно я путаю с ЦАР.
                    Наибольшее распространение получило выполнение цифрового диаграммообразования (англ. digital beamforming) на основе операции быстрого преобразования Фурье[5][6][7], позволяющего формировать ортогональную систему так называемых вторичных пространственных каналов, в которой максимум диаграммы направленности одного канала совпадает с нулями остальных.

                    Вот эта заумь про ЦАР из вики, разве не говорит о нулевых лепестках? Я не утверждаю, а именно спрашиваю.
                    И кроме того, у текущих АФАР, если я ничего не путаю, управляемые лепестки, т.е. можно просто "сдвинуть/приглушить" лепесток смотрящий на помеху. Разве ПФАР на такое способна?
                    1. 0
                      6 июля 2020 20:14
                      Описание примитивно, лучше только через математику, и об нулевых лепестках это не говорит. Как говорили давным давно, если где-то убудет, то в другом месте прибудет, и в отношении боковых лепестков это верно. И самое главное, приглушенный лепесток ничего не даст, многие в это не верят, а напрасно.
          3. +1
            6 июля 2020 19:39
            Цитата: Колька Семенов
            Ирбис ЭПР 3м2 = 400 км. 1м2 = ~ 340 км.

            Ирбис безусловно отличный радар в плане дальности (правда здоровый гад),но Ваши цифры ,скажем так,несколько преувеличены smile Даже для сектора 10°х10°.
            1. 0
              6 июля 2020 20:19
              На сайте разработчика именно такие цифры для "трех метров", причём для экспортного исполнения wink
      2. +2
        6 июля 2020 12:05
        Цитата: Одиссей
        По ПФАР СССР был первым -Миг-31 в 1981 году

        The AN/FPQ-16 Perimeter Acquisition Radar Attack Characterization System (PARCS or EPARCS)[1][2] is a powerful phased-array radar system located in North Dakota. It is the second most powerful phased array radar system in the US Air Force's fleet of missile warning and space surveillance systems.

        AN/FPQ-16 PARCS


        Country of origin
        US
        Introduced
        1975
        1. +2
          6 июля 2020 12:29
          phased-array radar system located in North Dakota.
          и на каком истребителе это стояло? wink
        2. +2
          6 июля 2020 12:30
          Цитата: Liam
          The AN/FPQ-16

          Разумеется,имеется в виду -на истребителе.
          1. -1
            6 июля 2020 13:12
            А на каком следуещем советско/российском истребителе использовалась ПФАР?
            1. +1
              6 июля 2020 13:19
              А на каком следуещем
              Следующим из серийных был Су-30МКИ
              1. -1
                6 июля 2020 13:53
                Интересно почему их не поставили на миг-29/су-27.А только через 20 лет и на экспортной машине.
                Вы не в курсе...ПФАР на иностранных истребителях используется?
                1. +2
                  6 июля 2020 14:03
                  При Миг-29 не скажу, а Су-27 он по сути был временным вариантом, нужно было насыщать войска новой техникой, и он едва выйдя на свет уже нуждался в модернизации под многоцелевой обстрел, а на выходе был уже Т-10М, где это все было, а дальше было то, что было, и все, что сделали с Су-27 это "легкая и дешевая" модернизация под Н-001В, а линейка Т-10М как раз и получила продолжение в Су-30МКИ.
                2. +3
                  6 июля 2020 17:38
                  Цитата: Liam
                  Интересно почему их не поставили на миг-29/су-27.А только через 20 лет и на экспортной машине.

                  Потому что,нельзя впихнуть невпихуемое. Заслон это такая дура весом больше тонны и с диаметром антенны больше метра. Как ее в Миг-29 запихнуть )
                  Заслон изначально строился в связке с Миг-31,как самый приоритетный авиационный комплекс перехвата для поражения носителей КР до пуска и разведчиков.
                  Миг-29 и Су-27 проходили по одному конкурсу на перспективный истребитель (ПФИ), там в техническом задании не предусматривалось задачи под ПФАР,зато предусматривалось господство на полем боя в маневренном воздушном бою. И делалось все срочно,на первые Миг-29 вообще РЛС от Миг-23 ставилась.
                  Была многоканальность обстрела при требованиях ( Hexenmeister все правильно пишет), так что после принятия на вооружения сразу нужно было дорабатывать и Су-27 и тем более Миг-29.
                  А дальше все развалилось. Ирбис же это уже почти через 20 лет делалось, на деньги индусов, и под их требования. Можно уже было все сделать более миниатюрным.
                  1. -1
                    6 июля 2020 17:48
                    там в техническом задании не предусматривалось задачи под ПФАР
                    Там похоже все сложнее было, и для Су-27 разрабатывалась решетка с электронным управлением в одной плоскости и механическим по другой (вроде так), но она не получилась, и чтобы не затягивать сроки поставили антенну Кассегрена, давно это было, фиг кто помнит уже наверное подробности разработки...
                    1. 0
                      6 июля 2020 19:28
                      Цитата: Hexenmeister
                      но она не получилась, и чтобы не затягивать сроки поставили антенну Кассегрена, давно это было, фиг кто помнит уже наверное подробности разработки...

                      В 70-е не было технической возможности вписать ПФАР в Су-27 и тем более Миг-29,сохранив при этом возможности для воздушного боя..В конце 80-х под Су-27М такие попытки делались,но Вы правильно пишете,не вписали в сроки (да и уже общий бардак начинался). По Миг-29М ,ЕМНИП,и планов таких не было. Там нужна сравнительно миниатюрная РЛС.
                      До сих пор по Миг-35 мечутся между ЩАР и АФАР.
                  2. -1
                    6 июля 2020 17:53
                    Цитата: Одиссей
                    дальше все развалилось. Ирбис же это уже почти через 20 лет делалось, на деньги индусов, и под их требования

                    Ну да. Начали переходить на ПФАР для истребителей(Миг-31 это отдельная тема.И как истребитель и как ПФАР) когда всем остальным стало понятно что ПФАР это тупиковый путь и начали усиленно переходить на АФАР.
                    1. +2
                      6 июля 2020 17:56
                      начали усиленно переходить на АФАР
                      Ага, и сделали Ирбис, который по дальности обнаружения переплюнет любой афар, с поворотным полотном, чего нет у американцев. Так называемая "афар" это всего лишь тип антенны, а не тип РЛС!
                      1. +3
                        6 июля 2020 19:09
                        Понять бы еще почему все авиаразработчики (включая российские) переходят поголовно лет 10 уже на этот афар.все такие дураки?
                      2. +2
                        6 июля 2020 20:07
                        А вдруг именно так? Можно поднять дальность обнаружения так, как это делается в "Заслоне", а можно примитивно задрать мощность через АФАР, потеряв в КПД и чувствительности.
                      3. +1
                        6 июля 2020 21:51
                        Ни разу не отрицая Вашу правоту (я Вам даже плюс постаил), все-таки считаю, что будущее за АФАР. Если технология будет GaN то можно выбросить излучатель и охлаждение, и чтобы повораивалась градусов на 200. Технология ПФАР была доведена КБ Сухого до совершенства и дальше из нее ничего не выжать.
                      4. 0
                        6 июля 2020 22:17
                        Решетки всего лишь ставятся на самолёты Сухого, а разрабатываются они совсем не там. Про будущее за АФАР - ну очень сомнительно. Для меня главное характеристики РЛС, что она может и что не может. Что нам все время показывают? Плоскую решётку, пусть и АФАР, сможет она повернуть луч на 90 градусов? Нет!!! Поэтому в сегодняшнем виде они полностью бесперспективны! Примитивное решение, раскрученное рекламой!
                      5. 0
                        6 июля 2020 22:19
                        Ладно, НИИП Тихомирова сделало Ирбис.

                        По остальному нужно обоснование, поскольку я не совсем Вас понял.
                      6. +1
                        6 июля 2020 22:48
                        Все определяется техническим заданием! Нужна примитивная дешёвая РЛС для лёгкого истребителя - лепите на основе плоского полотна АФАР, дёшево и сердито! Нужна система, которая "всех задерет", группу прикроет и снабдит информацией, тут уже нужна электронная прокачка за плюс/минус 90 градусов по азимуту, высокоскрытная РЛС на "сложном сигнале" получающая предельные дальности обнаружения. Смогут это реализовать существующие АФАР? Нет.
                      7. 0
                        6 июля 2020 23:36
                        Ну не знаю. кмк, за любое техническое решение надо платить и у любого есть оборотная сторона. Возможно что АФАР лучше только по одному параметру - размер и вес, но в авиации это суть ли не самое важное, там за каждый грамм бьются насмерть. Понимаю что АФАР это только полотно, а аппаратную часть надо рассматривать отдельно, но все-таки кое-какие преимущества у данной технологии есть, а когда перейдут на другие материалы, то возможно именно АФАР будет иметь преимущества, имхо.
      3. 0
        7 июля 2020 08:54
        ОК. Спасибо.
  4. +2
    6 июля 2020 10:18
    Не очень понятный заголовок статьи. Почему со слезами на глазах ? Немцы что заплатили за модернизацию Тайфунов непомерную цену ? Как раз наоборот,они особо никуда не торопятся и много не платят.
    По существу же, Тайфун с АФАР и Метеором будет серьезной машиной. Правда как показала практика весьма дорогой в эксплуатации.
    1. -1
      6 июля 2020 20:44
      Почему со слезами на глазах? Да просто - ДОЖДАЛИСЬ!!!! smile hi
  5. 5-9
    +1
    7 июля 2020 12:07
    Что за бред про превосходство Каптора над Ирбисом? Ирбис наиболее мощная БРЛС в мире на сегодня с самой большой дальностью обнаружения. Ну и кроме дальности есть ещё масса параметров, но мощность это мощность....
    АФАР это не панацея и не автоматическое превосходство над ПФАР.
    С учётом размеров и энергетики машин линейки Су-27 нам прямо сейчас АФАР для него и не нужна (с учётом её цены). Для Миг-35, да нужна АФАР и без неё он ни ВКС (надеюсь) не нужен, ни инозаказчикам.
  6. 0
    13 июля 2020 07:56
    Автор так напирает на Афар как будто пфар сильно хуже...
  7. 0
    3 октября 2020 14:31
    Сравните носы Су-35 и F-35 например... Каковы габариты РЛС?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»