Истребитель KFX: что это за самолёт и зачем он корейцам?

Долгий путь

Сборка фюзеляжа первого прототипа: по некоторым слухам, это состояние на конец весны

Впервые о создании собственного истребителя пятого поколения Корея задумалась ещё в 2000 году. Причин столь смелого решения было несколько. Во-первых, лямлю понимали: полноценный истребитель F-22 американцы союзникам поставлять явно не собираются, а их новейший F-35 вызывает много вопросов (попытка совместить три типа самолёта в одном могла кончиться добром только в случае чуда). Во-вторых, было ясно, что на рынке вооружения уже формируется спрос на самолёты пятого поколения и, если «подсуетиться», можно хорошенько заработать. Тогда и был дан старт программе KFX.

Один из ранних вариантов KFX — утка с развитым передним оперением

Оценив свои силы и возможности, корейцы изначально решили пойти по более простому пути и сделать ставку не на высокий уровень незаметности (всё равно опыта работы со «стелсом» у них не было), а на хорошую манёвренность вкупе с некоторым снижением заметности. Привлекли и зарубежных специалистов — на первом этапе это были фирмы Saab и Boeing. Шведы помогали в разработке самого самолёта, американцы консультировали в вопросах, связанных со «стелс».

Этапы проектирования KFX и две отдельных линии развития

Спустя почти десятилетие, к 2008 году, работы так и не вышли из стадии теоретической проработки и общих исследований. Хотя необходимость в подобном самолёте возросла (тут и серьёзные задержки американского F-35, и нарастание напряжённости в отношениях с северным соседом). Было ясно, что в одиночку подобный проект не потянуть. Благо корейцы не ошиблись — спрос на самолёты пятого поколения в мире серьёзно вырос. Рассматривался вопрос о том, чтобы взять в долю Турцию, Тайвань или даже Польшу. Но в итоге в 2010 году было объявлено, что 20% стоимости проектирования возьмёт на себя Индонезия, которая также закажет минимум 50 самолётов.

IFX — версия KFX для Индонезии; отличий от основного варианта практически нет

К тому моменту сотрудничество с европейцами потихоньку свернули и решили не рисковать с нетрадиционными компоновками, а создать самолёт достаточно обычного вида. К 2012 году стало ясно: технологического уровня учёных и инженеров из KAI (Korean Aerospace Industries) недостаточно. И тут в этой истории появился Lockheed-Martin.

Первоначально американский гигант предложил корейцам не мучиться. Им просто разработают проект истребителя, адаптируют его к промышленным мощностям Южной Кореи, конечно же оставив все права и большую часть прибыли себе. Это предложение, разумеется, азиаты отвергли.

Одним из возможных выходов из тупика была идея ещё более упростить KFX и сделать его однодвигательным

Переговоры шли почти два года, и какие именно соглашения были достигнуты — нам пока не известно. В итоге сначала Lockheed-Martin объявила о том, что предоставит для программы KFX более 600 технологических решений и будет помогать корейцам в разработке. А затем Сеул сообщил о закупке 40 истребителей F-35.

Американские по-настоящему малозаметные самолёты должны стать эдаким «летучим спецназом», а примерно две сотни более простых KFX будут основной рабочей лошадкой корейских ВВС и заменят там F-16.

Интересно, что ещё тогда было объявлено о начале постройки прототипа в 2020 году, первом полёте в 2021 и опытной серии в 2026 году. И пока корейцы сроки не сорвали.

Сравнение двух финальных вариантов KFX — и их основных конкурентов

Между пятым и четвёртым поколениями

Так что же это за самолёт такой, KFX? Благо знаем мы о проекте уже достаточно.

Это истребитель нормальной аэродинамической схемы с двумя двигателями F414-KI (адаптированная версия американского General Electric F414). За счёт того, что KFX никто и не думал делать СВВП (самолётом вертикального взлёта и посадки) и адаптировать под авианосцы, — даже при использовании двух двигателей он всё равно легче F-35. В итоге «кореец» имеет куда бо́льшую тяговооружённость, а также по ряду заявлений способен к бесфорсажному полёту на сверхзвуке. Кроме того, считается, что KFX превосходит Lightning-II в манёвренности.

Главный недостаток, из-за которого KFX часто называют самолётом поколения 4,5, — это достаточно низкий уровень незаметности. Основная причина этого — отсутствие внутренних отсеков для вооружения. Четыре ракеты «воздух-воздух» размещаются на полуутопленных точках подвески под фюзеляжем самолёта, а остальной арсенал — вообще под крылом. Это крайне необычное решение, учитывая, что изначально программа KFX внутренние отсеки предусматривала.

Хорошо видно размещение основного вооружения под фюзеляжем KFX. В перспективе на этом месте будет расположен внутренний отсек на две ракеты

Предполагается несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, как заявляют создатели ракеты Meteor, которая выбрана основной для KFX, — она достаточно малозаметна сама по себе, чтобы серьёзно не повышать ЭПР самолёта. Во-вторых, KAI ведут переговоры о закупке технологии создания малозаметных контейнеров для вооружения на внешней подвеске у Boeing. А самое главное, предполагается, что половина будущих KFX будет построена по доработанному проекту с внутренними отсеками. Если удастся — то это уже будет настоящее пятое поколение.

Подвесной малозаметный контейнер для вооружения от Boeing — такой может получить и KFX

В итоге у корейцев получился самолёт, очень напоминающий одного из предков F-35, — проект Multi-Role Fighter начала 90-х. Эта достаточно простая и дешёвая машина, сочетающая приемлемый уровень незаметности и высокую манёвренность, предназначена для замены F-16. Интересно, что некоторые проекты MRF даже не имели сложных и дорогих внутренних отсеков для вооружения. Таким образом, корейцы, по сути, сделали тот же F-35, каким он должен был быть изначально. И пока не отстают от заданного графика. Нам же лишь остаётся с интересом наблюдать за историей KFX — сможет ли он дойти до серии и, если сможет, как покажет себя на мировом рынке вооружений?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий