Программа PANG: Франция построит новый авианосец

40

Возможный облик будущего авианосца PANG. Графика Navalnews.com

С 2018 г. французские военные и кораблестроители прорабатывают вопрос проектирования и строительства перспективного авианосца. В отдаленном будущем он должен будет заменить единственный имеющийся корабль такого класса, Charles de Gaulle. До сих пор работы в этом направлении находились на самых ранних стадиях, но в ближайшее время французское руководство может запустить процесс проектирования.

От задумки к заказу


Тема строительства авианесущего корабля для дополнения, а затем и для замены «Шарля де Голля» с переменной активностью обсуждалась в течение нескольких лет, но дальше разговоров дело не шло. Ситуация изменилась в 2018 г. На выставке Euronaval 2018 министр вооруженных сил Флоранс Парли объявила о старте научно-исследовательских работ по теме «авианесущего корабля следующего поколения» (Porte-Avions de Nouvelle Génération или PANG).



За прошедшие два года профильные организации Франции провели ряд крупных исследований и сформировали общие рекомендации по перспективному авианосцу. Французские СМИ сообщают о существовании нескольких вариантов облика такого корабля с теми или иными особенностями. Заказчик в лице военного и политического руководства должен будет выбрать наиболее удачный и дать старт его подробной проработке.

Не так давно, в мае Ф. Парли заявила, что работы по текущей части программы PANG завершены, и руководство страны готовится принять необходимые решения в установленные сроки. Впрочем, конкретную дату оглашения текущих результатов НИР не назвали. Тогда же стали известны некоторые подробности технического характера, а также специфика споров вокруг ключевых компонентов проекта, таких как энергоустановка.


Макет перспективного истребителя SCAF. Его палубная версия может найти применение на PANG. Фото Wikimedia Commons

По всей видимости, несколько аванпроектов уже представлены руководству страны, вплоть до президента Эмманюэля Макрона. Ожидается, что в ближайшее время французское руководство выберет наилучший проект и одобрит его развитие. Некоторые зарубежные СМИ полагают, что соответствующий указ и контракт на проведение дальнейших работ появятся в праздничный день – 14 июля.

Облик грядущего


В мае министр вооруженных сил упомянула, что часть особенностей облика будущего PANG уже определена, но нет единого мнения по энергоустановке и некоторым другим вопросам. При этом технические подробности вновь не приводились.

8 июля группа французских сенаторов опубликовала любопытный доклад о ходе и перспективах программы PANG. В этом документе описаны текущие вызовы и проблемы, способы их решения – а также оптимальные варианты характеристик, архитектур и т.д. Рассматривается не только сам авианосец, но и его авиационная группа, в т.ч. с точки зрения перспектив в отдаленном будущем.

Согласно отчету, оптимальным будет авианосец водоизмещением ок. 70 тыс.т и длиной 280-300 м. Для сравнения, нынешний Charles de Gaulle имеет длину ок. 260 м и водоизмещение «всего» 43 тыс.т. Такие размеры связаны с характеристиками предполагаемой авиационной группы. «Шарль де Голль» построен для истребителей Dassault Rafale-M, а на новом PANG предлагается использовать самолеты следующего поколения, которые, как предполагается, будут крупнее и тяжелее.

Оптимальной считают схему CATOBAR с плоской полетной палубой, в т.ч. с угловой, катапультами на взлетных позициях и тросовым аэрофинишером. Предлагается рассмотреть возможность закупки американской электромагнитной катапульты EMALS. Это позволит обеспечить совместимость палубной авиации внутри НАТО, а также позволит Франции не тратить время и силы на собственную систему такого рода. Кроме того, за счет высокой гибкости применении EMALS позволит запускать летательные аппараты с разными массами.


Charles de Gaulle - единственный авианосец ВМС Франции. Фото Wikimedia Commons

Продолжаются споры по поводу главной энергоустановки. Весьма выгодным вариантом выглядит ядерный реактор, способный обеспечить все нужды корабля и дать некоторый запас по характеристикам. Важно и то, что разработка ЯЭУ поддержит французскую ядерную отрасль. Однако такая энергоустановка сложнее и дороже других вариантов. Кроме того, корабль с ЯЭУ раз в 10 лет придется на 18 месяцев выводить из боевого состава для среднего ремонта и перезарядки реактора.

Единого мнения по энергоустановке пока нет. Военные заинтересованы в получении атомного авианосца со всеми его плюсами, но законодатели и руководство страны могут не соглашаться с ними. Каким будет новый корабль – станет ясно позже.

За счет автоматизации ряда процессов найдена возможность сокращения экипажа на 10% в сравнении с «Шарлем де Голлем». Это означает, что на PANG будет служить не более 1080 матросов и офицеров. Высказываются требования о повышении комфорта в жилых и бытовых отсеках в сравнении с нынешним кораблем. Для сокращения нагрузки на моряков при сохранении боеспособности возможно формирование двух сменных экипажей.

Боевые качества


PANG станет ядром авианосной группы, что предъявляет особые требования к радиоэлектронному комплексу на борту. Примерные требования к радиолокаторам и другим системам уже известны, но с точными типами изделий пока не определились. В целом принципиальных отличий от Charles de Gaulle не будет – но в дело пойдут только современные и вновь разрабатываемые системы.

Главным средством наблюдения и обнаружения должна стать РЛС кругового обзора с АФАР. Также требуются другие локаторы, в т.ч. для управления огнем конкретных боевых систем. Корабль нуждается в средствах связи и управления, соответствующих актуальным требованиям ВМС. Он должен успешно работать в рамках единого информационно-управляющего поля в качестве его ключевого элемента.


Основа французской палубной авиации - истребители-бомбардировщики Dassault Rafale-M. Фото Wikimedia Commons

На «Шарле де Голле» для самообороны имеются зенитные автоматы и ЗРК. PANG может получить зенитный комплекс средней дальности PAAMS и малокалиберную артиллерию. В дальнейшем возможно использование перспективной рельсовой пушки PILUM, пока находящейся на стадии экспериментов.

С учетом перспектив развития французской боевой авиации, основой палубной группы считают перспективный истребитель шестого поколения SCAF. Авианосец сможет нести до 32 таких истребителей с размещением на летной палубе или в подпалубном ангаре. Также рассматривается необходимость использования 2-3 самолетов ДРЛОиУ E-2D Advanced Hawkeye или более поздних его модификаций.

В исследованиях по PANG всерьез рассматриваются вопросы создания и применения средних или тяжелых беспилотных летательных аппаратов разного назначения. В частности, возможно появление палубного тяжелого разведывательно-ударного БПЛА, способного взять на себя часть задач пилотируемых самолетов. Взлет и посадка такой техники будет осуществляться при помощи катапульты и финишера. Необходимое количество БПЛА все еще не определено.

Планы на десятилетия


Стадия НИР по теме PANG продолжалась около двух лет, и в ближайшее время могут дать старт проектированию. Судостроение получит окончательный вариант технического задания и начнет разработку проекта для последующего строительства. При этом Франция не собирается торопиться, поскольку единственный авианосец пока справляется с нагрузкой.


Самолет ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye - такие машины нужны и нынешним, и перспективным авианосцам. Фото Bmpd.livejournal.com

Строительство PANG начнется во второй половине двадцатых годов. Спуск на воду и достройку относят к середине тридцатых. Готовый корабль войдет в боевой состав ВМС ориентировочно в 2038 г. К этому времени пройдет 37 лет со дня приемки «Шарля де Голля». Возможно смещение сроков вправо, но французское руководство надеется получить новый авианосец не позднее сорокалетия имеющегося.

На уровне общих идей рассматривалась возможность ускорения строительства, чтобы PANG смог начать службу в 2030 г. или чуть позже. Однако такое ускорение накладывает массу ограничений технического, экономического и иного характера. В итоге посчитали, что выигрыш во времени не оправдывает прочие потери.

Продолжается обсуждение вопросов серийного строительства. ВМС Франции твердо намерены получить один PANG, но при отсутствии затруднений не откажутся от второго. Впрочем, такое развитие событий выглядит маловероятным. Высокая стоимость строительства накладывает серьезные ограничения. Фактически флоту приходится выбирать между одним атомным авианосцем или двумя обычными.

Кораблю быть


В целом ситуация с программой Porte-Avions de Nouvelle Génération на данный момент выглядит достаточно интересно. Франция определилась с необходимостью строительства второго авианосца в отдаленной перспективе для замены единственного имеющегося корабля. Остальные вопросы пока не решены. Остается неопределенным точный облик будущего PANG и его авиагруппы, технические и эксплуатационные особенности, а также окончательная стоимость строительства.

Тем не менее, ситуация может измениться в самое ближайшее время. Всего через несколько дней Э. Макрон может отдать приказ о запуске новой стадии проекта. И по результатам этих работ станут известны окончательный облик, точные сроки и стоимость строительства. Впрочем, и после этого новый авианосец останется делом отдаленного будущего – его служба начнется лишь через два десятка лет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    9 июля 2020 18:02
    Думаю, построить смогут. Другой вопрос насколько он им нужен?
    1. +11
      9 июля 2020 18:12
      Нужен. У Франции есть заморские земли, интересы в Африке, Азии, Южной Америке. Те же интересы в Ливии.
      1. -4
        9 июля 2020 23:07
        Цитата: Grazdanin
        .. же интересы в Ливии.

        Я таки дико извиняюсь - а какие у лягушатников интересы в Ливии: они и так всю Европу втравили в этот блудняк поправ все союзнические обязательства. Достаточно сравнить моменты начала БД французами и встрече по Ливии. Да и Джамахирию курировали итальянцы, на которых французы начхали по полной. Лягушатники просто подчищают свою грешки...
    2. +3
      9 июля 2020 19:15
      Думаю, построить смогут.

      Куда денутся , французам частенько удавалось делать прорывные проекты , и не только в кораблестроении .
    3. -10
      9 июля 2020 20:08
      Два Мистраля к друг другу припаяют - вот тебе и авианосец... laughing
      1. -1
        9 июля 2020 22:49
        Осталось решить: вдоль или поперёк?
    4. 0
      2 октября 2020 04:06
      как жаль что у Франции нет такого эксперта как ты. а то они дурачки даже не предполагают что оказывается авианосец новый им не нужен. Но спасибо что ты написал, возможно они заметят и у них откроются глаза
    5. +1
      8 октября 2020 17:13
      построят и это будет авик намного лучше, чем у бритто-наглов.
      Французы не самая приятная нация, но инженеры у них последние 150 лет были весьма компетентные,
      Тем более, что на Шарле Де Голле они обкатали достаточно опыта, чтобы знать, что строить.
      Вопрос только в том, будет-ли нормальное финансирование проекта.
      Мне по сути интересно только 4 момента
      1. какую автономность в него заложат
      2. будут-ли заранее авик рассчитывать под запуск самолетов более тяжелых, чем истребители.
      3. Какую авиагруппу спланируют
      4. Будет-ли это эскадренный корабль или просто плавучая база.
  2. -10
    9 июля 2020 18:09
    К концу постройки экипаж будет полностью мароккано-африканского происхождения. А это повлияет на качество сборки,мореходные качества,качество эксплуатации и срок службы корабля.
    1. -1
      2 октября 2020 04:07
      чувак. у тебя там в москве азербайджанецы с армянами дерутся за карабах.. в центре России!! а ты все за францию переживаешь. разберись у себя в стране окей
  3. -10
    9 июля 2020 18:21
    его служба начнется лишь через два десятка лет.

    И будет у Французского Халифата новенький атомный авианосец... Вот только будет ли кому с ним управляться? Я смотрю "понаехали" не больно учиться спешат...
  4. +18
    9 июля 2020 18:38
    Главное нашему вмф не показывайте. А то лопнут от зависти ...
  5. -12
    9 июля 2020 18:53
    Я вот, может, не все понимаю, но мне кажется, что к 2038 году гиперзвуковые ракеты достигнут таких показателей по точности, скорости и дальности, что надводный флот вообще утратит свою актуальность в конфликтах с серьезным противником типа России или Китая. Ну а если каких-нибудь папуасов попугать, то да, прокатит.
    1. +10
      9 июля 2020 18:59
      Или ПРО достигнет таких показателей что гипезвуковые ракеты останутся только папуасов гонять. Прогресс непредсказуем.
      1. -1
        9 июля 2020 19:03
        Лазерное оружие уже ставится на корабли. Щит и меч всегда идут вместе и без обоих не обойтись.
    2. -6
      9 июля 2020 22:15
      Во минусов накидали, я просто спросить хотел... Ща всю ветку обойду и всех кто здесь был заминусую, ярых особо обойду по всем комментам и там тоже помечу, наливаю кофе, работы до утра)))
      1. -8
        9 июля 2020 22:33
        Всех по ветке отминусовал, завтра на работе посажу весь отдел, все зарегаются и всех минусеров в количестве 21 ед. обойдут и оценят по всем комментам, всем привет!
        1. +1
          10 июля 2020 08:01
          Страшный вы человек)
      2. +7
        10 июля 2020 13:17
        Цитата: Victor67
        Во минусов накидали, я просто спросить хотел...

        Ответ очень прост. СССР уже находился в подобном положении - с 80-х годов он располагал сверхзвуковыми ПКР, атакующими на малой высоте. У американцев не было оружия, способного сбить Гранит или Базальт на малой высоте примерно до 2000 г. А перехватить ПКР на высотном участке траектории было практически нереально, особенно если стреляли залпом - там подлетное время порядка 15 мин на предельную дальность, отстреляться могли разве что патрульные истребители в воздухе, а у них банально боекомплекта не хватало, чтобы сбить залп РКР. То есть на протяжении 20 лет примерно мы располагали как раз тем, что должен обеспечить "Циркон".
        Американцы делали ставку на уничтожение носителей ракет до выхода их на рубеж атаки, на уничтожение наших средств разведки и целеуказания, и на пассивные средства противодействия ПКР (РЭБ и проч). То же будет и сейчас
        1. +1
          10 июля 2020 18:19
          Спасибо за информацию, хоть кто-то ответил без минусов не за что!
  6. -2
    9 июля 2020 19:32
    Прикольно))) мало французам проблем с "де Голлем". Они хотят соорудить себе еще один плавающий геморой?)))
    1. +4
      9 июля 2020 22:02
      А вот российский ВМФ не отказался бы от такого "гемороя", впрочем он и так есть, только в большем масштабе, хоть и в единственном экземпляре.
      1. -3
        10 июля 2020 12:00
        Если французы его соорудят, то по размерам он будет больше "Кузи". Российский ВМФ может быть и не отказался, но к тому времени, когда галлы этот геморой построят, у России может будет что-то лучше.
  7. -5
    9 июля 2020 19:33
    Впрочем, и после этого новый авианосец останется делом отдаленного будущего – его служба начнется лишь через два десятка лет.

    Получается как всегда, в будущем

    Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
    Вечный покой для седых пирамид
    А для звезды, что сорвалась и падает
    Есть только миг - ослепительный миг.
  8. -2
    9 июля 2020 19:36
    Не торопятся французы!
  9. -10
    9 июля 2020 20:00
    франция американский сателлит и выполняет заказы сша по грузной работе в мире с целью геноцида, перманентных войн, свержения законных правительств развития терроризма, ....для этого используется авианосец
  10. +7
    9 июля 2020 20:15
    Не сильно уж он и отличается от нашего Кузнецова.
    Раз в 10 лет планируется 18-ти месячный средний ремонт перспективного француза, у нас по факту - 18 месяцев боевой службы и последующий 10-ти летний ремонт.
    1. mvg
      +6
      9 июля 2020 23:02
      Не сильно уж он и отличается от нашего Кузнецова

      Меньше автора слушайте, он пишет, не читая, не понимая. На Вирджинии ЯЭУ рассчитана на 40 лет без подзарядки. лягухи в ЯЭ не отстают от американцев.
  11. +4
    9 июля 2020 20:44
    Французы серьёзно взялись за ВМФ, лодки, авианосцы, плюс отличные электронные компоненты. Следует внимательно за ними наблюдать....и учиться!
  12. +1
    9 июля 2020 21:07
    но нет единого мнения по энергоустановке

    Если построят без атомной, то это будет гигантской ошибкой.
    Кроме того, корабль с ЯЭУ раз в 10 лет придется на 18 месяцев выводить из боевого состава для среднего ремонта и перезарядки реактора.

    Плюсы явно перекрывают минусы.
    Это означает, что на PANG будет служить не более 1080 матросов и офицеров.

    Это вместе с авиагруппой?
    Если так, то очень немного. Сейчас идет интересная мода на всемерное сокращение экипажей кораблей. Вопрос только в том, как 150 человек собираются вести борьбу за живучесть 14 тыс. тонного корабля? (Зумвальт). Или после первой же пробоины эвакуироваться будут?
    Для сокращения нагрузки на моряков при сохранении боеспособности возможно формирование двух сменных экипажей.

    А вот это необходимо и нашему флоту взять на заметку, причем давно, с учетом съеживания вымпельного количества.
    основой палубной группы считают перспективный истребитель ШЕСТОГО поколения SCAF.

    А пятое поколение у Франции уже есть, было... Прямо как пирожки испечь, новое поколение истребителей принять на вооружение...
    При этом Франция не собирается торопиться...

    Понятно, будем ждать....
    Спуск на воду и достройку относят к середине тридцатых. Готовый корабль войдет в боевой состав ВМС ориентировочно в 2038 г.

    Да уж, без спешки... Через 20 лет лазеры и БПЛА окончательно вытеснят пилотируемые самолеты.
  13. +1
    9 июля 2020 21:54
    На рубеже 2000-х Англия и Франция договорились на основании Декларации Сен- Мало о Европейской безопасности, что эти страны обеспечат Европе авианосцы, а остальные- эскорт.
    Предполагалось 2 английских и 1 французский.
    Английская авианосная мысль, выдвинув изначально очень неплохую идею достаточно крупного полноценного авианосца, в чем то даже революционную, потом пошла зигзагами и превратила крупный ударный авианосец с катапультами в большой легкий (как это ни абсудно звучит) авианосец с самолетами СВВП.
    Но французам проект английского авианосца понравился.
    В январе 2003 года Министерство обороны Великобритании объявило, что главным подрядчиком строительства авианосцев выступит английская компания BAE Systems, а ключевым поставщиком — французская Thales UK, которые заключили между собой партнёрское соглашение, известное как Future Carrier Alliance[7].

    В декабре 2005 года Франция предложила Великобритании участвовать в разработке перспективного французского авианосца PA2 на базе проекта «Куин Элизабет». По договорённости с Великобританией, Франция оплачивала треть расходов этапа проектирования.

    Так что сейчас мы видим французскую попытку довести английский проект до ума, и вернуть ситуацию в рамки здравого смысла.
    До этого получилось абсурдно- полноценный ударный Шарль де Голль оказался в размерности скорее легкого авианосца или УДК- 40000 тонн, зато английский Куин Элизабет, являясь по сути легким авианосцем, получился в 70000 тонн.
    hi
    1. +1
      10 июля 2020 15:14
      Цитата: Avior
      Английская авианосная мысль, выдвинув изначально очень неплохую идею достаточно крупного полноценного авианосца, в чем то даже революционную, потом пошла зигзагами и превратила крупный ударный авианосец с катапультами в большой легкий (как это ни абсудно звучит) авианосец с самолетами СВВП.

      Как раз авианосная мысль RN хотела, хочет и будет хотеть полноценный катапульный АВ с АЭУ - аж со времён первой "Королевы Елизаветы".
      Зигзаги же - дело рук Казначейства и политиков, которые ради сиюминутной политической выгоды способны на всё. Первая "Королева Елизавета" была уничтожена ударом лейбористов прямо на стапеле. От второй пары "Королев" политики откусывали по кусочку - катапульты, ГЭУ, авиагруппа. Результат известен - RN получил АВ величиной почти с "Форрестол", но с авиагруппой меньше, чем у "Шарля де Голля", да ещё и без ДРЛО. А всё, что удалось сэкономить на отказе от катапульт, будет потрачено из-за повышения цен на "пингвины". Ибо, после отказа от катапульт, других вариантов, кроме закупки самолётов у единственного в мире производителя СКВВП, не осталось.
      Причём политики в раже экономии били даже по своим. Попытку премьера отказаться от достройки второго британского АВ пришлось пресекать соратникам по партии, которые лично разъяснили эконому, что его решение приведёт к массовым увольнениям - аккурат перед выборами и аккурат в "колеблющихся" районах.

      А теперь французы теперь хотят показать британцам - какой АВ мог бы у них быть, если бы не копеечная экономия. smile
      1. +2
        10 июля 2020 23:28
        На англичан установить катапульту технически возможно - место
        под палубой (параллельно трамплину) сохранено. Но это будет
        стоить много денег. Англичане хотели взять американскую электрическую
        катапульту (как на Форде), но она в период проекта еще не была готова
        к эксплуатации (были проблемы). Поэтому Парламент ее и запорол:
        "зачем включать в проект то, чего еще нет в производстве?".
        А, наоборот, Ф-35Б получился неожиданно на-ура быстро. И выбрали их.
  14. -1
    9 июля 2020 22:02
    Как по мне, англичанам и французам для обеспечения авианосной составляющей флота, нужно иметь по одному ударному авианосцу , аналогичному разрабатываемому, и по паре более дешевых вдвое меньшего размера УДК с СВВП, возможно один их них в варианте легкого авианосца.
    Такой крупный корабль, как авианосец, довольно значительное время цикла находится в том или ином ремонте, с этим ничего не поделаешь, а УДК или легкие авианосцы, относительно недорого обеспечивали бы страховку, на случай внезапной необходимости, если ударный окажется в ремонте, или дополняли и усиливали бы возможности ударного, если он не в ремонте.
  15. +1
    9 июля 2020 22:39
    О чем статья? Куча бесполезной инфы про то, что быть может когда то будет у французов. Возможно то, скорее всего то, и видимо это... Что полезного несёт эта статья читателю? Кто подобным интересуется, то давно все сам нарыл. Бесполезная статья.
  16. 0
    10 июля 2020 09:41
    Цитата: Вождь краснокожих
    Думаю, построить смогут. Другой вопрос насколько он им нужен?

    Построят,вот 2 Мистраля мигом построили,и недорого.А насколько нужен.У Франции-с запада Атлантика,с востока-Средиземноморье,есть заморские владения.Ну если наши думают строить авианосец,то Франции и подавно. hi
  17. -3
    10 июля 2020 12:14
    На украденные у нас деньги за "Мистрали"?
  18. +10
    10 июля 2020 17:00
    В колониях собираются порядок наводить
    1. +11
      10 июля 2020 19:24
      Ага, а то остатки разбегутся laughing
  19. 0
    13 августа 2020 15:24
    А АУГ из чего будут формировать? Да и не нужен он им особо. Некуда проецировать силу такого рода. Где нужно - можно с баз оперировать. Прожект, короче...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»