Зачем Россия строит суперледокол «Лидер»?

Зачем России нужны ледоколы?

Ответ тут больше географический, а не технический. У России большая протяжённость северных территориальных вод. Жили бы мы на широте Кении — о ледоколах даже не думали бы. Возможность использования Северного морского пути позволяет доставлять любые грузы (а чаще всего речь идёт о сжиженном газе) гораздо быстрее и дешевле, чем традиционным южным путём. И разница приличная — как по расстоянию, так и по времени. Если считать из Европы и до Японии, то Северным морским путём придётся пройти 14 тысяч километров, а южным маршрутом, через Средиземное море и Суэц, — более 23 тысяч.

Ну а если мы говорим о погрузке газа, который добывают на севере страны, то его довезти Северным морским путём быстрее и дешевле в несколько раз. Да, пока общий товаропоток через Северный морской путь не так велик, но он постоянно растёт. На 2019 год он составлял более 30 миллионов тонн груза.

(Источник фото)

Почему же США не строят атомные ледоколы? Да если вдуматься, их много кто не строит. И не только атомные. Китаю ледоколы без надобности, повезло с широтой. В США тоже такой большой необходимости, если задуматься, нет. Только работа на Аляске, но там можно справиться и судами без атомной силовой установки. Индия, вон, вообще даже ни разу не задумывалась о строительстве ледокола.

Зачем строить атомные ледоколы?

Чем хорошо судно с атомной силовой установкой? Высокой автономностью плавания, зависящей во многом от наличия продуктов на борту. На ледоколе типа «Арктика» проекта 22220 запас еды на полгода, а топливо надо менять лишь раз в семь лет. Это даёт кораблям с атомной силовой установкой очень серьёзные возможности для самостоятельных действий.

В чём минус атомных установок — требуется гораздо более квалифицированный экипаж для обслуживания и нужен совсем другой уровень развития атомной энергетики в стране.

Без развитой атомной энергетики шансов построить атомный ледокол просто нет.

Кроме того, возможностями для создания таких судов в мире обладает ограниченное количество стран.

Зачем строить разные ледоколы и так много?

На самом деле не очень много. В СССР действовали восемь атомных ледоколов. Шесть класса «Арктика» — «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», и ещё два с меньшей осадкой класса «Таймыр» — «Таймыр» и «Вайгач». Последние два использовались в основном для проводки судов по устьям рек. Да, зиму по-прежнему никто не отменял, и выйти из той же Дудинки зимой без ледокола просто нельзя.

Современные атомные ледоколы класса «Арктика» могут менять осадку и работать как в условиях открытой воды, так и в реках. Это поможет уменьшить количество разных судов и обходиться ледоколами типа «Арктика».

Зачем тогда строить «Лидер», который ещё больше, чем «Арктика»?

Всё просто — самое главное в «Лидере» не то, что он мощнее, длиннее или имеет большее водоизмещение. «Лидер» гораздо шире, чем «Арктика». Ширина «Лидера» — 46 метров по конструктивной ватерлинии (КВЛ) против 33 метров у «Арктики». За «Лидером» можно будет проводить суда большего класса.

Только не совершайте главной ошибки — не сравнивайте напрямую ширину танкеров и ширину ледокола. В 2017 году ледокол «Ямал» провёл по Северному морскому пути газовоз ледового класса Yamalmax «Кристоф де Маржери» компании «Совкомфлот». И да, ширина Yamalmax — 50 метров, а у «Ямала» лишь тридцать. За ледоколом образуется более широкая полоса чистой воды для прохождения, но чем ледокол у́же, тем быстрее она начинает за ним смыкаться, а значит, в караване может идти меньше судов.

«Кристоф де Маржери»

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

На самом деле ледовая проводка — это очень сложная наука. Капитаны и специалисты пишут книги по тактике и стратегии проводки судов и разбивания льда. Вплоть до того, что ледокол в определённых условиях может пробить кормой лёд большей толщины, чем носом, — за счёт того, что винтами обломки льда словно вытягивает «под корпус».

Так что «Лидеру» точно найдётся своя работа. Стоит ещё учитывать, что расчётный срок использования современных атомных ледоколов — 40 лет. То есть строительство сейчас обеспечит возможность работы до 2060-х годов.

(Фото: ГК «Росатом»)

И да, создание таких современных и технически сложных судов само по себе работает на экономику — новые рабочие места, новые специалисты, новые компетенции.

Понятно, что, если человек не хочет слушать аргументы, статьёй его не переубедить. Остаётся только убеждать себя, как Макмерфи в «Пролетая над гнездом кукушки»: «Но я хотя бы попробовал это сделать, чёрт побери!».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий