«Варшавская заутреня» 1794 года

142

Я. Матейко. Польские повстанцы приветствуют Т. Костюшко. Картина 1888 года

В двух предлагаемых вашему вниманию статьях мы поговорим о трагических и печальных событиях, которые произошли в Польше в 1794 году. Мятеж, возглавленный Тадеушем Костюшко и сопровождавшийся массовым убийством безоружных русских солдат в церквях Варшавы («Варшавская заутреня»), закончился штурмом Праги (предместья польской столицы) и третьим (окончательным) разделом этого государства между Россией, Австрией и Пруссией в 1795 году. Упор, разумеется, будет сделан на российско-польских отношениях, тем более что именно тогда произошли взаимосвязанные трагические инциденты, получившие названия «Варшавская заутреня» и «Пражская резня».

В первой статье будет рассказано именно о «Варшавской заутрене», которая произошла в Великий четверг пасхальной недели 6 (17) апреля 1794 года. События этого дня малоизвестны в нашей стране, внимание на них никогда не акцентировалось, особенно в советское время. Именно поэтому для многих данный рассказ, возможно, покажется особенно интересным.



«Вечный спор славян»


Взаимные претензии и обиды Польши и России имеют давнюю историю. Соседи долгое время не могли определиться как со степенью родства, так и с размерами подконтрольной территории. Это нашло отражение и в русских былинах, где некоторые персонажи женятся на девушках из «ляшской земли», а герой былины «Королевичи из Крякова» именуется «богатырём святорусским». Но даже реальные династические браки порой приводили к войне — как женитьба Святополка («Окаянного», сына Владимира Святославича) на дочери польского князя Болеслава Храброго, который потом воевал на стороне зятя против Ярослава Мудрого.

Главной причиной польской неприязни, пожалуй, следует признать несостоявшиеся имперские амбиции Речи Посполитой.

Действительно, на пике своего могущества это государство было настоящей империей и, помимо польских областей, включало в себя также земли современных Украины, Белоруссии, России, Литвы, Латвии и Молдавии.

«Варшавская заутреня» 1794 года

Речь Посполитая на карте Европы, 1635 год


Речь Посполитая, 1635 год

У Польской империи были шансы стать мощным европейским государством, но она разрушилась буквально на глазах совершенно не удивленных её падением современников. Речь Посполитая не только потеряла завоёванные когда-то территории, но и лишилась государственности, восстановить которую удалось лишь в XX столетии – по решению и с согласия Великих держав. Главной причиной падения Речи Посполитой стала не сила соседей, а слабость раздираемой внутренними противоречиями и плохо управляемой Польши. Сыграла свою роль и политическая близорукость, граничащая с неадекватностью многих польских политических деятелей тех лет, в том числе и признанных ныне национальными героями Польши. В условиях, когда лишь мир и добрые отношения с соседями давали хоть какую-то надежду на продолжения существования польского государства, они шли на конфронтацию по любому поводу и начинали боевые действия в самых неблагоприятных для них условиях.

С другой стороны, жестокое угнетение объявленных людьми «второго сорта» православных, униатов, протестантов, иудеев и мусульман (которые также проживали на территории этой страны) привело к тому, что окраины просто не желали больше быть польскими провинциями.

А. Старовольский, живший в XVII столетии, утверждал:

«В Речи Посполитой нет ничего, кроме дикого рабства, отдавшего жизнь человека в полную власть его пана. Любой азиатский деспот не замучит за свою жизнь столько людей, сколько замучат за один год в свободной Речи Посполитой».

Наконец, принцип «золотой вольницы», «генриковы артикулы» (документ, подписанный Генрихом Валуа, который также успел побывать на польском троне), liberum veto, принятый в 1589 году, позволявший любому шляхтичу остановить сейм, и право на «рокоши» – создание конфедераций, ведущих вооружённую борьбу против короля, фактически сделали центральную власть недееспособной.

Сохранить своё государство в таких условиях было невозможно. Но во всех бедах поляки традиционно обвиняли и обвиняют соседей, прежде всего Россию. Эти претензии к России кажутся особенно странными, если учесть, что во время разделов Речи Посполитой в XVIII столетии исконно польские земли отошли к Пруссии и Австро-Венгрии, в то время как Россия получила области, абсолютное большинство населения которых имело украинское, белорусское, литовское и даже русское происхождение.


Польское государство в 1794 году


Одним из эпизодов «национально-освободительной борьбы», пожалуй, самым губительным для польской государственности (но им традиционно гордятся в Польше), стала военная кампания 1794 года. В историю Польши она вошла как Insurekcja warszawska (Варшавское восстание). На мраморных плитах у Могилы Неизвестного солдата в Варшаве два эпизода этой бесславной для Польши войны упоминаются в числе «великих побед» наравне с захватом Москвы в 1610 г. и Берлина в 1945 г. (да, без поляков Советская Армия, конечно, в Берлине бы не справилась), и «победой при Бородино» в 1812 году.


Мраморные плиты у Могилы Неизвестного солдата, Варшава

Об этих событиях в СССР политкорректно старались не вспоминать. Между тем в российской историографии центральное событие восстания 1794 года называлось «Варшавской заутреней» и «Варшавской резней» – и эти официальные термины говорят о многом.

Дело в том, что с 1792 года в крупных городах Польши были размещены иностранные военные гарнизоны. Поскольку стояли они там с согласия правительства Польши и короля Станислава Понятовского, оккупационными эти войска назвать было нельзя. Иначе с тем же основанием можно сейчас называть оккупационными американские войска в современной Польше. Во внутренние дела Речи Посполитой командиры иностранных частей не вмешивались, но само присутствие чужих солдат вызывало в Польше сильное раздражение.

Российские войска в Польше возглавлял тогда генерал-поручик барон Осип Игельстром. Влюблённый в польскую графиню Гонорату Залусскую, он мало обращал внимания на «сплетни» о готовящемся антироссийском выступлении.

С другой стороны, и Екатерина II не придавала значения донесениям о неспокойной обстановке в Польше. Императрица надеялась на лояльность своего бывшего любовника – короля Станислава Понятовского. Таким образом, ответственность за трагедию в Варшаве и Вильно лежит и на ее плечах.

Руководителем нового мятежа (напомним, что король и правительство Польши войны никому не объявляли) был избран Тадеуш Костюшко – выходец из небогатой литвинской семьи, которого однокашники по рыцарской школе в Варшаве (учился с 1765 по 1769 гг.) прозвали «шведом». К этому времени за плечами Костюшко были Война за независимость США, в которой он сражался на стороне восставших колонистов (и дослужился до чина бригадного генерала) и боевые действия против России в 1792 году.

12 марта (по юлианскому календарю) польский бригадный генерал А. Мадалинский, который, согласно решению гродненского сейма, должен был расформировать свою бригаду, вместо этого перешел прусскую границу и в городе Сольдау захватил склады и казну прусской армии. После этого акта грабежа он пошел на Краков, который был сдан повстанцам без боя. Здесь Костюшко 16 марта 1794 года был провозглашен «диктатором Республики». В город он прибыл лишь через неделю – 23 марта, огласил на рыночной площади «Акт восстания» и получил звание генералиссимуса.


Франциск Смуглевич. Присяга Тадеуша Костюшко на краковском рынке. Национальный музей, Познань. Картина написана в 1797 году

Численность армии Костюшко достигала 70 тысяч человек, правда, вооружение большинства этих бойцов оставляло желать лучшего.


Михаил Стахович. «Крестьянская милиция посполитого рушения 1794 года»

Им противостояли русские отряды численностью около 30 тысяч человек, около 20 тысяч австрийцев и 54 тысячи прусских солдат.

Восстание в Варшаве и Вильно


24 марта (4 апреля по Григорианскому календарю) армия Костюшко у деревени Рацлавице близ Кракова разбила российский корпус, возглавляемый генерал-майорами Денисовым и Тормасовым. Эта, в общем-то, малозначащая и не имеющая стратегического значения победа послужила сигналом к восстанию в Варшаве и некоторых других крупных городах. В польской столице во главе восставших оказались член городского магистрата Ян Килинский, от своего имени пообещавший полякам имущество русских, проживавших в Варшаве, и ксёндз Юзеф Мейер.

Успеху восставших в Варшаве весьма способствовали неадекватные ситуации действия русского командования, которое не предприняло никаких мер для подготовки к возможному нападению на своих подчинённых.

Между тем Игельстром прекрасно знал о боевых действиях, открытых Костюшко и его соратниками. Слухи о готовящемся выступлении в Варшаве были известны даже рядовым и офицерам русского гарнизона, а прусское командование заблаговременно вывело свои войска за пределы города. Но Игельстром даже не отдал приказ об усилении охраны арсенала и оружейных складов. Л. Н. Энгельгардт вспоминал:

«За несколько дней была молва, что накануне вечером из арсенала в окошко было выброшено для черни до 50000 патронов».

А Ф. В. Булгарин утверждал:

«Поляки, бывшие в Варшаве во время бунта, говорят, что если б русский отряд был сосредоточен, имел при себе всю свою артиллерию, и если б арсенал и пороховой магазин были во власти русских, что было весьма легко, то восстание было бы усмирено при самом его начале».

Но, повторимся, русское командование во главе с Игельстромом не предприняло даже и малейших мер предосторожностей, и 6 (17) апреля 1794 года (Великий четверг Пасхальной недели) звон колоколов известил горожан о начале мятежа. Как писал потом Костомаров:

«Заговорщики ворвались в арсенал и овладели им. Из арсенала дали несколько выстрелов: это был сигнал, что оружие в руках заговорщиков, и толпа бросилась туда за ними. Разбирали оружие, какое кому было нужно».

В результате сразу же в церквях были убиты многие русские солдаты и офицеры, пришедшие в храмы безоружными. Так, практически в полном составе был уничтожен 3-й батальон Киевского гренадерского полка. Другие русские военнослужащие были убиты в домах, где находились их квартиры.

Ещё раз процитируем Костомарова:

«По всей Варшаве возрастал ужасный шум, выстрелы, свист пуль, неистовый крик убивающих: "до брони! бей москаля! кто в Бога верует, бей москаля!" Врывались в квартиры, где помещены были русские, и били последних; не было спуска ни офицерам, ни солдатам, ни прислуге... Солдаты третьего батальона киевского полка в тот день причащались, они собирались где-то в устроенной в палаце церкви. Было их человек пятьсот. По известиям Пистора, всех, находящихся в церкви, перерезали безоружных».

Русский писатель (и декабрист) Александр Бестужев-Марлинский в очерке «Вечер на Кавказских водах в 1824 году», ссылаясь на рассказ некоего артиллериста, участника тех событий, пишет:

«Тысячи русских были вырезаны тогда, сонные и безоружные, в домах, которые они полагали дружескими. Захваченные врасплох, рассеянно, иные в постелях, другие в сборах к празднику, иные на пути к костелам, они не могли ни защищаться, ни бежать и падали под бесславными ударами, проклиная судьбу, что умирают без мести. Некоторые, однако ж, успели схватить ружья и, запершись в комнатах, в амбарах, на чердаках, отстреливались отчаянно; очень редкие успели скрыться».


Юлиуш Коссак. «Варшавское восстание 17-18 апреля 1794 года»

На приведенной выше картине «благородные инсургенты» самоотверженно и открыто сражаются против вооруженных «захватчиков». Между тем Н. Костомаров так описывал происходящее:

«Поляки врывались всюду, где только подозревали, что есть русские… искали и найденных убивали. Убивали не только русских. Довольно было указать в толпе на кого угодно и закричать, что он московского духа, толпа расправлялась с ним, как и с русским».

Всё это очень напоминает события «Варфоломеевской ночи» в Париже 24 августа 1572 года, не правда ли?

Подсчитано, что за первые же сутки были убиты 2265 русских солдат и офицеров, ранено 122, в церквях захвачены оказавшиеся безоружными 161 офицер и 1764 солдат. Многие из этих солдат потом были убиты, уже в тюрьмах.
Досталось и гражданским лицам. Помимо прочих, в Варшаве оказалась тогда и будущая няня императора Николая I Евгения Вечеслова. Она вспоминала:

«При выходе нашем на улицу мы были поражены ужасной картиной: грязные улицы были загромождены мертвыми телами, буйные толпы поляков кричали: "Руби москалей!"
Один майор польской артиллерии успел отвести госпожу Чичерину в арсенал; а я, имея на руках двух детей, осыпанная градом пуль и контуженная в ногу, в беспамятстве упала с детьми в канаву, на мертвые тела».

Вечеслову потом тоже доставили в арсенал:

«Здесь мы провели две недели почти без пищи и вовсе без теплой одежды. Так встретили мы Светлое Христово Воскресение и разговелись сухарями, которые находили около мертвых тел».

Другими «военнопленными» стали беременная Прасковья Гагарина и пять ее детей. Муж этой женщины, генерал российской армии, подобно многим другим офицерам, был убит поляками на улице. Вдова обратилась в письме лично к Тадеушу Костюшко, которого в Польше потом будут называть «последним рыцарем Европы», и, ссылаясь на свою беременность и бедственное положение, попросила отпустить ее в Россию, но получила категорический отказ.

Командующий русскими войсками генерал Игельстром бежал из Варшавы под видом слуги своей любовницы – графини Залусской, оставив в своём доме множество бумаг. Эти документы были захвачены восставшими и послужили поводом для расправы со всеми поляками, упомянутыми в них. Екатерина II, которая также не обращала внимания на поступающие к ней сведения о готовящемся мятеже, чувствуя свою вину, позже отказалась отдавать незадачливого генерала под суд, ограничившись его отставкой. По многочисленным слухам, свое презрение к проявившим такое вероломство полякам она выразила, сделав трон этой страны сиденьем своего «ночного судна». Именно на нём с ней якобы и случился приступ, ставший причиной смерти.

Некоторым военнослужащим русского гарнизона всё же удалось вырваться из Варшавы. Уже цитировавшийся Л. Н. Энгельгардт свидетельствует:

«Осталось наших войск не более четырехсот человек, и при оных четыре полевые пушки. И так решили пробиваться. Пушки впереди очищали нашим путь, и задние две пушки прикрывали отступление, но на всяком шагу должны были выдерживать сильный пушечный и ружейный огонь, особенно из домов, и так наши соединились с прусским войсками».

А в ночь на 23 апреля повстанцы атаковали русских в Вильно: из-за внезапности нападения в плен попали 50 офицеров, в том числе комендант гарнизона генерал-майор Арсеньев, и около 600 солдат. Майор Н. А. Тучков собрал вырвавшихся солдат, и увёл этот отряд в Гродно.

Тадеуш Костюшко резню безоружных русских солдат и беззащитных гражданских лиц в Варшаве и Вильно полностью одобрил. Ян Килинский из Варшавы (который во время заутрени лично убил двух русских офицеров и казака) получил от него звание полковника, а Якуб Ясинский из Вильно – даже чин генерал-лейтенанта.

Это и есть те победы, которые современные поляки сочли достойными для увековечения на мраморных плитах мемориала Могилы Неизвестного солдата.

Зато последующие действия пришедших к Варшаве русских войск поляки сочли чудовищным преступлением.

О дальнейших событиях, которые в Польше традиционно называют «Пражской резней», будет рассказано в следующей статье.
142 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    15 июля 2020 05:37
    О дальнейших событиях, которые в Польше традиционно называют «Пражской резней», будет рассказано в следующей статье.
    Там, в те времена много гнусностей творилось... "У́манская резня́ " 1768 года к примеру. И у каждой стороны свои аргументы, вот только людей не вернуть.
    1. +5
      15 июля 2020 06:38
      Если поляк не нагадит русскому, то значит его жизнь прошла впустую...Извечный девиз Польши, экспортированный ими и , постоянно культивируемый, в Украине! А вот почему-то в Белоруссии, этот номер не проходит на ура...Парадокс! Украинцы, белорусы и русские - народ один, а кровь разная!
    2. +5
      15 июля 2020 07:43
      "Уманьска резня'"об этом не слышала. Надо будет восполнить пробел.
      Часто говоря я молодости с иронией относилась к словам:"век живи ,век учись". Юношеская самонадеянность.
  2. +15
    15 июля 2020 05:43
    Все эти восстания очень хорошо были оплачены. Про то как вырезали РУССКИХ поляки до сих пор вспоминают с восторгом и умилением и принимают позу скорби-печали при плаче *о судьбе польши*. Кстати даже в этом историческом экскурсе про то что вырезали всех РУССКИХ, кроме дворян, которых оставили в заложниках и как *обменный фонд* если сами в плен попадут.
    Не стоит думать что такое отношение поляков только к РУССКИМ людям. Они и в австрии-германии пытались провести нечто подобное, только там их сразу начинали вырезать поголовно.
    Кстати и во время ВМВ поляки провели резню тыловым службам и госпиталям размещённым в Варшаве. Буквально накануне горя восторгом обслуживали гитлеровцев в кафе-ресторанах-борделях и вдруг стали вырезать отдыхающих в этом тыловом раю.
    Удивительная мимикрия польского народа была в Силезии. До 1939 года они гордились тем что они поляки, к концу 1939 года они уже гордились тем что они немцы, после 1945 года снова стали гордиться своей польскостью грабя и убивая немцев.
    1. -2
      15 июля 2020 08:30
      "вдруг стали вырезать отдыхающих в этом тыловом раю" не только "отдыхающих",но и обслугу. Если в 1794 довольно " указать,что он московского духа". Точно также было и в В Варшаве, но только кричать надо было:" он швабского духа" …
      Это свойственно всем народам. У психологов это хорошо описано и масса примеров
    2. +13
      15 июля 2020 13:19
      Ну вот комментарий и с откровенным враньём. Как, не стыдно?
      Поляки вырезали столетиями всех на кого ксендз укажет и обоснований особых не требовалось.
      После 1918 года в польше были уничтожены все РУССКИЕ люди, вне зависимости от происхождения. С 1918 года и до 1939 года поляки ассимилировали окраинцев-белорусов(сколько при этом было уничтожено людей даже сегодня только приблизительные цифры). В краткий период 1939 года стали уничтожать немцев. Вы думаете что польское правительство просто так перепугались угроз Гебельса? С 1939 года и вплоть до 1947 года поляки вырезали евреев.
      Примерно так поступали в европах все.
      А вот в РОССИИ не вырезали инородцев. Даже татар в КРЫМУ не вырезали. Сегодня народы Кавказа не вырезают, хотя те и постарались вырастить к себе ненависть собственным скотством.
      Так что не стоит ВРАТЬ про *всех*.
      1. +3
        15 июля 2020 16:02
        Возможно, опять женcкие эмоции,но подобное происходило и в Париже" Варфаламеева ночь, в Азии,Африке
      2. -2
        15 июля 2020 21:32
        Василий,а про Союз Михаила Архангела не слышали. Там тоже кзендзы были?
        Чумный бунт в Москве,?
        1. -1
          16 июля 2020 08:09
          Не стоит церковь путать с народом.
          В *союзе архангела* командовали попы и монахи. Сам этот *союз* существовал на деньги синода.
          Жалко что боятся копнуть реальную историю РУСИ - РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ и того как именно церковь целенаправленно гадила и государству и РУССКИМ ЛЮДЯМ.
          И продолжает гадить. Но даже в церкви на территории РОССИИ почти полный *интернационал*.
          1. 0
            22 августа 2020 11:03
            Хватит уже русофобские мифы распространять - Союз Михаила Архангела к погромам отношения не имеет. Он вообще позже был создан.
        2. -2
          12 августа 2020 19:30
          А всем насрать.... скажи в Интернете "поляк" и все... взрыв квасно-патриотического поноса обеспечен. Ни какой самокритики, никакой непредвзятости.... поливай грязью чужой народ и лайки хватай. А нас "святой народ" -не трогай.. ибо это же "святое"..)))) Попахивает только от этой "святости" сермягой и дегтем.
  3. +11
    15 июля 2020 06:59
    От самого своего корня - бесчестные люди. И во времена холокоста на руках поляков немало еврейской крови.
    Как то у них "гонор" ( честь, по-польски) сочетается со зверствами по отношению к кому угодно - кстати, и к полякам, которые с ними не согласны...иезуитская какая то извращенность мышления...
  4. +10
    15 июля 2020 07:20
    События этого дня малоизвестны в нашей стране, внимание на них никогда не акцентировалось, особенно в советское время
    Акцент был, но на другом: этот зверек русорез Костюшко... прославлялся, как герой освободительного восстания против русских "оккупантов".

    Более того, в советским руководством была создана дивизия имени....Костюшко.
    Не важно, что он резал русских, главное, что воевал с царизмом.

    Хотя именно Россия сохранила польскую госудасртвенность, создав Царство Польское со всеми атрибутами государства и с столицей в Варшаве, отобрав ее у Пруссии в 1815 г, в которой поляки (как и в Австрии) подвергались быстрой насильственной ассимиляции.


    русское командование во главе с Игельстромом не предприняло даже и малейших мер предосторожностей

    пренебрежение своими прямыми обязанностями почти всегда приводит к трагедиям-восстание уже шло, информация уже была, и такая поразительная беспечность....
    На мраморных плитах у Могилы Неизвестного солдата в Варшаве два эпизода этой бесславной для Польши войны упоминаются в числе «великих побед» наравне с захватом Москвы в 1610 г. и Берлина в 1945 г. (да, без поляков Советская Армия, конечно, в Берлине бы не справилась), и «победой при Бородино» в 1812 году...

    Поляков было в Великой армии аж...менее 20% , под Берлином 1945-еще меньше, зато гонору, гонору.... lol

    У несостоявшейся империи осталось уязвленное самолюбие, комплекс неполноценности и ....неуемное необоснованное бахвальство
    1. -7
      15 июля 2020 12:22
      Так и есть можно сколько угодно юлить, но Польшу оккупировали с чем многие поляки согласны не были , поэтому восставали
      1. +6
        15 июля 2020 20:14
        Цитата: Кронос
        но Польшу оккупировали с чем многие поляки согласны не были , поэтому восставали

        1.Наши войска находились там
        с согласия правительства Польши и короля Станислава Понятовского, оккупационными эти войска назвать было нельзя.

        Статью -не читали?

        2. К нам отошли НАШИ земли, собственно польские -к Австрии и Пруссии-тоже в статье есть.

        4. Варшава отошла к нам в 1815 на основании решения держав победительниц: напрмню., что Польша приперлась к нам в 1812 г с Наполеоном,натворила претчуплений и ОПЯТЬ была закатана в навоз.
        1. -5
          16 июля 2020 18:39
          А Вильнюс и Каунас которые отошли к Российской империи это тоже Ваши земли? wink Оккупанты поделили на троих Польшу, поляки и Литовцы должны любить оккупантов. Смешно laughing
          1. 0
            16 июля 2020 21:36
            Цитата: Red Dragon
            Вильнюс и Каунас которые отошли к Российской империи это тоже Ваши земли?

            Какой, в у, "вильнюс? fool

            Это была польская Вильна , центр войны против России 1794 г-см. статью. За что и стала российской Вильной
            1. -6
              16 июля 2020 21:55
              То есть, со стороны поляков, участие в войне на стороне Наполеона, это не "припёрлись к нам", а попытка освободить от русских оккупантов польский по Вашим словам Вильно, как уже была освобождена от прусских и австрийских оккупантов Варшава и другие польские города. Да, войну они проиграли, но не всегда освободительная война заканчивается победой над оккупантами. wink
              1. +1
                17 июля 2020 07:20
                Цитата: Red Dragon
                То есть, со стороны поляков, участие в войне на стороне Наполеона, это не "припёрлись к нам", а попытка освободить от русских оккупантов польский по Вашим словам Вильно,

                1.Еще раз: не Вильно, а Вильну

                2. Литовцы считают его ...литовским, а не польским.

                3. Французские оккупанты-слаще,да...
                Цитата: Red Dragon
                Да, войну они проиграли, но не всегда освободительная война заканчивается победой над оккупантами

                Подлое и ТУПОЕ нападение на безоружных русских закончилось разделом Польши .

                А могли бы жить в своей независимой Польше...

                Но тупость сыграла...
                1. -7
                  17 июля 2020 07:54
                  Оккупантов нужно уничтожать. Не важно, безоружные они, или нет. Русские в Польше и в Вильне в 18 веке были оккупантами. Как и поляки в Москве в 17 веке. У русских получилось прогнать оккупантов, у поляков нет. Но это не значит, что не нужно пытаться и что это тупость. wink
                  1. +2
                    17 июля 2020 09:12
                    Цитата: Red Dragon
                    Русские в Польше и в Вильне в 18 веке были оккупантами.

                    Нет-все было с СОГЛАСИЯ высшего руководства Польши, НЕВЕЖДА.
                    Цитата: Red Dragon
                    Оккупантов нужно уничтожать. Не важно, безоружные они, или нет

                    Вот и получили за уничтожение безоружных- раздел. Ну , тупые... lol
                    1. -6
                      17 июля 2020 09:21
                      Конечно с согласия, ага. После капитуляции Франции в 1940 году и подписания договора, немцы были на территории Франции тоже с согласия руководства. Это не меняет того факта, что они там были оккупантами. Так же и русские в Польше в конце 18 века такие же оккупанты. А оккупантов нужно уничтожать. wink
                      1. 0
                        17 июля 2020 09:45
                        Цитата: Red Dragon
                        Конечно с согласия, ага.

                        Именно так, зарубите это на лбу.
                        Цитата: Red Dragon
                        После капитуляции Франции в 1940 году и подписания договора, немцы были на территории Франции тоже с согласия руководства.

                        В школу сходите и узнаете, что Франция воевала с Германией, а а Россия вошла туда по приглашению ПОЛЬСКОЙ Тырговицкой конфедерации.

                        Дошло, не?
                      2. -4
                        17 июля 2020 10:11
                        Насобирали сборище предателей и начали его поддерживать. Умно конечно, но даже для предателей Польши из Тарговицкой конфедерации второй раздел Польши 1793 года был неожиданностью. Под прицелом русских пушек Сейм подтвердил второй раздел, но это не война, все легитимно. laughing Вспомним ультиматум Гитлера Гахе 1939 года, тоже все легитимно. И немцы в Чехии не оккупанты получается. wink Потоцкий, основатель Софиевского парка кстати, после смерти получил благодарность за дела свои, знаете наверное. После второго раздела остатки Польши даже не марионетки, это просто ширма оккупантов: русских и пруссаков. И конечно же оккупантов нужно терпеть, хуже будет. Оккупанты должны понимать отношение к ним оккупированного народа и предпринимать меры предосторожности. А если, этого не делаете, кто Вам виноват?
  5. 0
    15 июля 2020 07:26
    Всегда есть 2 стороны медали. Я слишком стар чтобы верить таким рассказам.
    Я не удивлюсь если пшеки расказывают как они мирно жили в кремле по приглашению Лжедмитрия. И какие то русские вдруг негаданно/неслыханно напали на добрых безоружных солдат поляков во время молитв в церквях. Естественно поляки обязаны были адекватно ответить.
    1. -11
      15 июля 2020 07:37
      Абсолютно с Вами согласен. Это, как наш - благородный герой-разведчик, а их - подлый шпион-диверсантwink
      1. -8
        15 июля 2020 07:44
        В точку. И смешно
    2. +5
      15 июля 2020 12:44
      Цитата: Неволя
      Я не удивлюсь если пшеки расказывают как они мирно жили в кремле по приглашению Лжедмитрия. И какие то русские вдруг негаданно/неслыханно напали на добрых безоружных солдат поляков во время молитв в церквях.

      Не рассказывают и это не сложно проверить в 21 веке yes
      Tygodnik Powszechny - католический еженедельник общественно-политического профиля, выходящий с 1945 года в Кракове.

      "Wielka awantura Pierwszej Rzeczypospolitej"
      Анджей Бжезецкий: Когда в 1603 г. в Речи Посполитой появился человек, выдававший себя за Дмитрия - сына Ивана Грозного, мало кто поверил в то, что это настоящий наследник трона, а все-таки было решено его поддержать. Финал оказался трагическим - 'Дмитрий' погиб, а его польские товарищи были если не перебиты, то взяты в плен. Однако, когда в 1607 г. появился очередной Лжедмитрий, поляки вновь встали на его сторону, а вскоре и сам король подключился к интервенции в Россию.

      Януш Тазбир: Еще канцлер Ян Замойский, осуждая первую димитриаду, назвал ее Плавтовой комедией. О псевдосыновьях Ивана Грозного, появлявшихся друг за другом, говорили тогда: мошенник и вор. Польские магнаты, которые их поддерживали, знали, что дело это сомнительное. Ну а появление второго Лжедмитрия было интригой, шитой совсем грубыми нитками. Так что было ясно, что это дипломатическая игра, в которой 'Дмитрий' служит лишь прикрытием. Но и через несколько веков историк Сергей Платонов писал, что только неразумное государство не воспользовалось бы таким шансом и не вмешалось бы в российскую заваруху.

      оригинал: www.tygodnikpowszechny.pl/wielka-awantura-pierwszej-rzeczypospolitej-138949
      перевод: www.liveinternet.ru/users/929348/post58749928/
  6. +3
    15 июля 2020 07:40
    Действительно об этих событиях у нас замалчивали, вероятно, чтобы не было неудобных вопросов
    Вероятно, в правительстве решили,что это было в прошлом и начнем жизнь с чистого листа.
    Возможно,это и разумно попробовать жить заново, но поляки думали по другому.
    1. -4
      15 июля 2020 12:23
      При народных восстания как правило начинаеться резня
  7. +6
    15 июля 2020 08:10
    Присоеденив Польшу русские цари...какую цель преследовали?создать русскую провинцию....нет они сохранили все атрибуты польской государственности.приняв титул полького царя.армия .чиновники.образование.религия никак не интегрировались в русское государство.а нравы польских дврян...так и остались без вразумления.
    Буза была предопределенна.
    1. +1
      15 июля 2020 18:14
      Глупое счастье поляков в том ,что не нашелся на них в истории Гийом Нормандец. Не иначе, эти злобные окатоличенные "дети славянства" всё ж хранимы нашими общими предками :)
  8. +6
    15 июля 2020 08:14
    конечно имперские амбиции присутствовали, но в польше, что тогда, что сейчас очень сильное влияние католической церкви, и это не надо сбрасывать со счетов. католическая церковь, всегда в польше, подогревала антирусские настроения , и была резко настроена против православия , называя православных - схизматиками . именно она, была у истоков всей этой ненависти к россии, и русским. именно с подачи РИМА ,пошла вся эта история о том,, что только кляты москали уничтожили великопольшу,,. но- австрия, тоже католическая, вовсе не упоминается в этой истерии.также, как и пруссия. как говаривал, папа павел-2, в мирской жизни Ка́роль Ю́зеф Войты́ла ...немец берет у поляка тело, а москаль душу... .так что автору, надо поподробней раскрыть роль РИМА в этой,, заутреней,,.
  9. -5
    15 июля 2020 08:30
    Поляконенавистникам хотелось бы напомнить фамилии Рокосовского, Дзержинского, ну или Анны Герман хотя бы
    1. +5
      15 июля 2020 08:46
      Цитата: Стирбьорн
      Поляконенавистникам хотелось бы напомнить фамилии Рокосовского, Дзержинского, ну или Анны Герман хотя бы

      Начнём с того. что это были советские люди и коммунисты..а Анна Герман великая советская певица..
      1. +6
        15 июля 2020 09:25
        Советские люди не имели национальности? Про пятую графу напомнить? Анна Герман действительно прекрасная певица, но в Советском Союзе бывала только на гастролях, она подданная Польши.
        1. +5
          15 июля 2020 09:51
          Графа графой.
          Но виновников в случившемся, с русской стороны, надо было наказать по полной...
          Променять жизни собственных солдат на бабу...
          А сама императрица могла "посыпать себе голову пеплом" сколь ей было угодно!
          1. +3
            15 июля 2020 20:54
            "За спиной он слышит ропот: нас на бабу променял..." (с)
            Да, не Разин была фамилия этого генерала, увы...
            1. +2
              15 июля 2020 23:00
              Во время гражданских и межконфессиональных схваток происходили и происходят вещи намного страшнее (по современным меркам) -
              За несколько дней погибло около 300 человек, тысячи были взяты в заложники или бежали из родных мест. Греческий персонал центральной больницы Никосии перерезал горло двум десяткам лежавших в ней турецких пациентов. Как написал один из журналистов, «словно в средневековье каждая деревня вооружается против другой, опасаясь нападения».

              Остров на пути к войне
              warspot.ru
              Статья о начале "горячей фазы" кипрского конфликта!
              Медицинские работники уподобились "умельцам Варфоломеевской ночи"!
              1. +4
                15 июля 2020 23:27
                Время идёт, люди не меняются. Много ли нужно для того, чтобы нормальный, вроде бы, человек превратился в зверя? Сразу приходит на память отлаженная технология уничтожения людей в нацистских концлагерях, и это высококультурная европейская нация. request
                1. +2
                  15 июля 2020 23:34
                  И только "русские варвары" давненько не устраивали погромов и резни.
                  А только сами терпели подобное при развале СССР...
                  1. +3
                    15 июля 2020 23:43
                    Есть у меня такое противное ощущение, что у нас всё ещё впереди и ничего ещё не закончилось. Но вот кровищи и зверств очень бы не хотелось.
                    1. +1
                      16 июля 2020 08:18
                      Но вот кровищи и зверств очень бы не хотелось.

                      Полностью солидарен! Миру - Мир!
        2. +1
          15 июля 2020 10:01
          Цитата: Морской Кот
          Про пятую графу напомнить?

          И что это меняет?в интересах поляков они действовали?
          1. -1
            15 июля 2020 10:26
            Цитата: апро
            И что это меняет?в интересах поляков они действовали?

            Вы эта, того - Рокоссовский был министром обороны Польши вообще-то, ПНР была дружественным государством для СССР. Советскую историю надо знать
            1. +4
              15 июля 2020 10:29
              Цитата: Стирбьорн
              Советскую историю надо знать

              Тут как говориться...сам себя разоблачил...ККРокосовский действовал всегда в интересах СССР.
              1. -2
                15 июля 2020 10:42
                Цитата: апро
                Тут как говориться...сам себя разоблачил...ККРокосовский действовал всегда в интересах СССР.

                Так и поляки, времен ПНР, действовали в интересах СССР и всего социалистического лагеря, и наоборот
                1. +4
                  15 июля 2020 15:57
                  Так и поляки, времен ПНР, действовали в интересах СССР и всего социалистического лагеря, и наоборот

                  К 1981 году Государственный долг равнялся 27 миллиардам долларов.
                  Это они у СССР столько назанимали?
                  И это СССР потребовал вернуть долги?
                2. +2
                  15 июля 2020 16:06
                  Уроки «шоковой терапии»: как Польша перетерпела и стала восточноевропейским экономическим «тигром»
                  10 июня 2020 в 8:00
                  Автор: darriuss. Фото: fotopolska.eu, tygodnik.pl, Максим Малиновский, архив Onliner
                  Сумма кредитов только за пиковые кризисные 1980—81 годы оценивалась в $2 млрд. Более того, Советский Союз поставлял в Польшу даже продукты питания, изымая их из собственных магазинов. Например, в октябре 1981-го на одном из заседаний Политбюро было принято решение о поставке 30 тыс. тонн мяса из продовольственных резервов.
                  При этом в Москве эти варшавские требования вызывали раздражение. Оперативные данные, поступавшие из ПНР, свидетельствовали, что продукты там есть и в изобилии, просто на рынках и в частных лавках, а не в государственных магазинах. Имелась и информация о реэкспорте Польшей дешевой советской нефти в капстраны уже совсем по другой цене. Общие эмоции по поводу поведения западных «братьев» можно сформулировать брежневской фразой «Ярузельский водит нас за нос», однажды раздраженно брошенной в иной ситуации. С другой стороны, выхода у СССР не было. Программа «Нефть, хлопок, руда, продукты в обмен на поцелуи» (то есть на сохранение ПНР в качестве сателлита и члена Организации Варшавского договора) некоторое время работала, что позволило на несколько лет оттянуть неизбежный конец польского социализма. За счет советских граждан.
          2. +2
            15 июля 2020 20:56
            Ничего не меняет. Мишка с Борькой были русскими и советскими коммунистами и что?
            1. +2
              15 июля 2020 23:24
              Цитата: Морской Кот
              Ничего не меняет. Мишка с Борькой были русскими и советскими коммунистами и что?

              Русскими это точно...но коммунистами небыли.по делам суди
    2. +8
      15 июля 2020 09:29
      Анна Герман не была полькой. Еврейка советского происхождения, оказавшаяся в Польше в подростковом возрасте, когда её мать вышла замуж за поляка. Её в Польше не любили. Пела по-русски и для нелюбви этого уже было достаточно
      1. +7
        15 июля 2020 13:15
        Цитата: Александр Требунцев
        Еврейка советского происхождения, оказавшаяся в Польше в подростковом возрасте

        Насколько я знаю, Анна Герман - потомок обедневших голландских дворян, и кроме того сектантов, подвергшихся религиозным гонениям и эмигрировавших в Россию. В Советское время они жили в Узбекистане, Киргизии и Казахстане. После смерти репрессированного отца, мать Анны Герман вышла замуж за офицера дивизии им. Т. Костюшко, что позволило семье выехать в Польшу и получить гражданство. Таким образом у Анны Герман не было ни еврейской, ни польской крови.
        1. +9
          15 июля 2020 13:41
          Совершенно верно - голландских и немецких кровей. Родилась в Узбекистане, жила в Польше, при этом пела, короче - еврейка fellow
          1. +3
            15 июля 2020 14:45
            Цитата: Krasnodar
            Родилась в Узбекистане, жила в Польше, при этом пела, короче - еврейка

            Попахивает антисемитизьмом (с)

            Приветствую! hi
            1. +4
              15 июля 2020 14:58
              Приветствую! hi
              Как это мило (с) - Анна Герман fellow
              1. +3
                15 июля 2020 15:48
                Цитата: Krasnodar
                Как это мило (с) - Анна Герман

                Эдита.Вот просто Эдита.Пьеха. bully
                1. +3
                  15 июля 2020 16:21
                  Феликс. Не просто Феликс, а Железный. Не тот, что Хроники Амбера, а Дзержинский! soldier
                2. 0
                  15 июля 2020 21:22
                  Вообще-то Эдита Пьеха родилась во Франции.
      2. +2
        15 июля 2020 23:31
        То что она еврейка, знаю. Что до остального не в курсе, у нас гастролировали и другие поляки и тоже пели по русски. Но если Герман из России, да ещё и еврейка, то вполне допускаю, что определённая часть поляков её не любила, их антисемитизм и русофобия давно всем известны.
    3. Комментарий был удален.
    4. 0
      22 августа 2020 11:10
      Дзержинского можете забрать себе обратно
  10. +12
    15 июля 2020 09:51
    Варшавская резня по своей сути мало чем отличается от того, что творили поляки в 1945г. над немецким населением тех частей восточной Пруссии (Померании), что отошли Польше по итогам Ялтинской и Потсдамской конференции. Мерзавчики, одним словом. 2 века минуло, а трусливая лютость под личиной приличия та же.
  11. +10
    15 июля 2020 09:59
    Сыграла свою роль и политическая близорукость, граничащая с неадекватностью многих польских политических деятелей тех лет, в том числе и признанных ныне национальными героями Польши.

    видимо, мало что поменялось.
    На мраморных плитах у Могилы Неизвестного солдата в Варшаве два эпизода этой бесславной для Польши войны упоминаются в числе «великих побед» наравне с захватом Москвы в 1610 г. и Берлина в 1945 г. (да, без поляков Советская Армия, конечно, в Берлине бы не справилась), и «победой при Бородино» в 1812 году.

    какой-то сюрреализм пополам с гонором. Пускай тогда впишут еще побег из Собибора, когда местные охотно сдавали евреев немцам. no
    Тадеуш Костюшко резню безоружных русских солдат и беззащитных гражданских лиц в Варшаве и Вильно полностью одобрил.

    Все же, Пал Петрович слишком благородно отнесся к ясновельможному. Освободил, одарил, дал уехать и т.п. Видимо, сделано было на эмоциях, в пику покойной маменьке. Костюшко выехал из России.. и скоро отказался от всех обещаний Павлу!
    Вот Павел посещает его:

    Между нами, я совсем не понимаю, зачем нужно было улицы в СССР называть именем этого деятеля... negative
    1. +4
      15 июля 2020 10:15
      Цитата: Пане Коханку
      Между нами, я совсем не понимаю, зачем нужно было улицы в СССР называть именем этого деятеля..

      Против проклятого царизма боролся?
      Боролся!

      А что русских резал при этом и Россию рушил-"мелочи"...
      1. +12
        15 июля 2020 10:29
        А что русских резал при этом и Россию рушил-"мелочи"...

        именно что. У нас улицы юга Питера носят названия различных "стран-братушек" - Белградская, Пражская, Варшавская и пр. Есть и улица Костюшко.
        Где-нибудь в Америке называют улицы именем Батисты, или какие там у них еще союзники были? Зато наши союзнички уже давно на нас наплевали. Как говорил еще маршал Гречко: "В случае войны надеяться можно лишь на ГДР. Остальные сразу сдадутся". negative
        1. +1
          15 июля 2020 21:16
          Николай"Коханку", вообще-то как я з5,(по ящику,от ездивших за границу)к русским хорошо относятся:словаки,болгары,сербы ..
          ЗнакомыЙ в 1988-90 был дальнебойщик и ездил в Югославию,а прошлым летом туристом был . Рассказывал,что Загрибе его обворовали и самого же обвинили, но какие-то болгары заступились . Он ругался,что в 1989 ему там шину порезали,чтобы в шиномонтаж зашёл, а этот раз вором хотели оформить
          1. +2
            16 июля 2020 09:29
            Николай"Коханку", вообще-то как я з5,(по ящику,от ездивших за границу)к русским хорошо относятся:словаки,болгары,сербы ..

            Вера, я к ним тоже хорошо отношусь. love Так бы взял, и обнял каждого. И плакал слезами славянского суперэтноса... crying А страны, в которых они живут, нам союзники? Мы от них много имеем? Кроме палок в колеса? negative
      2. -6
        15 июля 2020 12:25
        Ну так и русские поляков резали при захвате и подавлении восстаний все было взаимно
        1. +10
          15 июля 2020 12:58
          Ничего себе «взаимно». Ага, агрессор и жертва разве «взаимны»?

          Исторические причины заключались в том, что Польша, используя монгольский погром и господство, первой начала захватывать, вместе с Литвой, ослабленные русские княжества.
          Так кто первый на кого напал? Кто первый захватил чью столицу? Сначала ведь не русские заняли Краков, а поляки - Киев и Москву.
          Кто сеет ветер, пожнет бурю. Рано или поздно, но русские начали свою реконкисту.
          Вот этнические польские земли России бы не надо было присоединять. Всучили бы их Пруссии и вуаля ... пусть у пруссакв был бы гемморой и восстания. )))
          1. -1
            15 июля 2020 13:26
            Обычная политика была русские пытались поляков захватить , поляки русских . В истории нет правых и виноватых
            1. +8
              15 июля 2020 13:33
              Вы просто не знаете исторических фактов. Или же специально передергиваете. Древняя Русь не пыталась подчинить себе Польшу. Войны были, а стратегии захвата не было. Именно Польша и Литва нанесли русским удар в спину и начали завоевание русских земель. Где обманом, где династическими средствами, а где - открытым захватом. Вдобавок первоначально обещали веротерпимость, но потом обманули. Вот и дождались возмездия.
              Польско-литовская агрессия - это факт. Так же как и агрессия гитлеровской Германии. Конечно, нынешним полякам и их сторонникам это некомфортно признавать. Но придется.
              1. +4
                15 июля 2020 13:35
                Разумеется, история сложна и не всегда однозначна. Но в ней все-таки есть моральные критерии. И есть правые и виноватые. Смотрите материалы Нюрнбергского и Токийского трибуналов и просвещайтесь
                1. +4
                  15 июля 2020 13:43
                  Вы высказываете специально распространяемый либеральный тезис морального релятивизма. Мол, нет ни правых, ни виноватых. А придуман он для оправдания конкретных деяний. При этом сами сторонники морального релятивизма всегда оставляют ... для себя много исключений.
                  Мол, когда поляки захватывали и угнетали русских - это было хорошо и отражением цивилизаторской миссии Запада против недочеловеков русских. Зато когда русские стали возвращать ранее отнятое свое и проделывать то же самое в ответку с поляками, у либералов тут же включался моральный «пафос», переходящий в фальцет - фу как нехорошо, виват Польше!
                  1. -2
                    15 июля 2020 13:46
                    Нет я не одобряю ни захвата поляками русских земель, ни захвата русских польскими
                2. -3
                  15 июля 2020 13:47
                  Речь о древней истории с принципом историзма
                  1. +2
                    15 июля 2020 14:53
                    Историзм - это как диалектика. Кот Шредингера. Все применяют, но подчас с диаметрально противоположными результатами laughing
              2. -3
                15 июля 2020 13:50
                Я не сторонник поляков . Русское феодальное государство расширялось точно также как другие государства
              3. +1
                15 июля 2020 16:17
                Они собираются контребуцию или ещё чего-то ,но поимеить деньги и с Германии и России
              4. +4
                15 июля 2020 18:08
                Польша со времен Мешка I заболела "ватиканством головного мозга", осложненным "иезуитством совести". Это "падение в католичество" разительно отличается от соседей: у немцев - лютеранство как вид протеста против папства, у русских - двоеверие аж до 19 века. Никто так не променивал народные обычаи и этническую систему ценностей на голимую религию, как поляки. Такой вот отрицательный фенОмен. Взять ту же средневековую Польшу времен приглашения Ягайла, - католики-поляки против католиков-крестоноцев, - это вообще маразм. Ежики кололись, плакали, но продолжали жрать кактус.
                1. -1
                  15 июля 2020 19:03
                  Почему никто ? Арабы и турки приняв ислам начали свои завоевания
                  1. +2
                    15 июля 2020 19:19
                    Хорошую же компанию вы полякам подобрали. Самые что ни на есть польские соседи, ага. Про бедуинов Аравии и вышибленных из Средней Азии сельджуков в данном контексте не интересно. Первые стали единым этносом, проповеди Пророка пошли им во благо. Вторые вообще то носятся с пантюркизмом, никак не с пан-исламизмом, так что не вариант для сравнения. Но вот с потомков Скифа - с них другой спрос, - у поляков налицо "ватикано-роботизация", потому и не выходит у них столетиями "на себя поработать". Это не лечится, это тупиковый этногенез. Если бы не Младшенький (русский Ванька), поляки как государствообразующий этнос закончились бы в 19 веке.
          2. +3
            16 июля 2020 00:42
            Пруссаки - не русские либеральные дворяне- либерализмом головного мозга не поражены. И "самобытная польская культура" и прочие мультикультуризмы, им нафиг не нужны были. Германизировали бы, переварили бы и не поморщились бы. И будьте уверены, всяких там Костюшко перевешали бы как бешеных собак, и были бы правы. Бисмарк абсолютно верные советы давал по поводу поляков. Кстати свою часть Польши немцы успешно германизировали. Россия, кстати всегда отличалась черезмерной мягкостью по отношению к врагам.
        2. -2
          15 июля 2020 18:46
          Вырезали поляков от мала до велика, включая баб с детьми и пока пшеки не закончились в тот момент в том месте, да? Вы не из тех, кто цветочки носит и слезой капает на могилки военнопленным немцам с итальянцами?
        3. +4
          15 июля 2020 19:35
          Ну так нарисуйте картину "Русский гренадер РЭЖЭТ палену уроду" (польскую красавицу). Может, паны Вам проплатят. Хотя вряд ли. А вдруг Матфея Парижского перплюнете? - тоже вариант. А вообще врать некрасиво. Назовите хоть одну войну, где российские правительственные войска кого-то РЭЗАЛИ, то есть убивали безоружных. Ну разве что киевляне Болеславских помощников Святополка, - так это было давно, неправда, и ляхи сами того не помнят :)
          1. -4
            15 июля 2020 19:37
            Запросто например во время Северной войны Петр 1 лично со шпагой прекращал грабежи и убийство в захваченном городе это известный случай .
            1. +1
              16 июля 2020 07:21
              один? И кто его описал, кстати? Уж не из шведских хроник?
          2. -4
            15 июля 2020 22:14
            Русские святые, остальные так себе. Что то это мне напоминает. winked Истинных...
            1. +2
              16 июля 2020 15:20
              Нет, не святые. Но я говорю про правительственные войска в любые времена. Про казачьи экспедиции я не говорил. Русский феномен в том, что своих при разборках бьют в 10 раз более жестоко, чем чужих, - Разинщина и её подавление, Пугачевщина и её подавление, Гражданская война 1918-1921. Но это наши, русские дела. Остальных они не касаются. Единичные случаи мародерства есть в любой армии, но Российская армия на порядки (!) отличается в этом плане в лучшую сторону от "цивилизанутых" европейских вояк и откровенно диких кавказских "джигитов"/ среднеазиатских "батыров". Массовое убийство безоружных, или сложивших оружие, - это не про Россию.
              1. -3
                16 июля 2020 16:45
                Конечно. Батуринскую резню можно вспомнить. Убили и старых и малых. Это навскидку. Конечно, все плохие, Россия хорошая. laughing
            2. 0
              17 июля 2020 02:50
              конкретнее-ЧТО? Сказал А говори Б...
      3. +4
        15 июля 2020 13:20
        Против проклятого царизма боролся?

        Как в старом анекдоте: Американский негр где-то раздобыл статуэтку Чапаева и поставил дома на самое видное место. Жена спросила - кто это? Ответ: Точно не знаю, но говорят что белых жутко ненавидел.
        1. +5
          15 июля 2020 13:44
          Ответ: Точно не знаю, но говорят что белых жутко ненавидел.

          Только вчера обсуждали-смеялись. drinks Если в Голливуде переснимут "Чапаева", это будет выглядеть так:
  12. +7
    15 июля 2020 13:52
    Мой покойный дед про русско-польские отношения говорил следующее:
    «Русские добрый народ. В Германии кормили немецких детей со своих пайков, пытаясь заодно добыть им разные вкусняшки типа шоколадок, пряников, хорошего варенья. С поляками ситуация была другая - тихая ненависть и презрение. Это при том, что русские народ незлобный, в основном крестьяне.»
    Служил в разведке, знал, о чем говорит. Усмехался, когда видел Ярузельского по телевизору. .
    1. -4
      15 июля 2020 21:43
      Правильно. Русские хорошие, немцы в основном так себе, поляки плохие. У Вас же вроде еврейские корни, ничего не напоминает? Алоизыч тоже целые народы плохими провозглашал? belay
      1. +2
        15 июля 2020 23:07
        А я тут сказал хоть одно плохое слово о поляках? laughing И, кстати, с моими еврейскими корнями, жил в Германии, и могу сказать, что немцы мне понравились. Поляков я встречал пару раз в жизни - люди, как люди.
        1. -1
          16 июля 2020 00:03
          Значит показалось, извините неправильно понял. Просто терпеть не могу национализма: ни русского, ни немецкого, украинского, еврейского - никакого. wink
          1. +2
            16 июля 2020 00:14
            Правильно. Национализм - гордость лузеров!
          2. -1
            16 июля 2020 10:25
            Национализм и дешёвый патриотизм - отсутствие ума.
        2. +1
          16 июля 2020 07:24
          а я сколько встречал- фу, какая гадость!
          1. +2
            16 июля 2020 08:19
            Да все разные - как и остальные )) У меня два знакомых работали с ними в 90-е, были всем довольны, дед к ним относился скептически (в смысле не друзья они нам - и это при Союзе), я общался мельком - есть полусумасшедшие быки, есть веселые, нормальные люди
            1. +2
              16 июля 2020 08:25
              Цитата: Krasnodar
              Да все разные - как и остальные

              Плюсую!За всё!!!! laughing laughing
              1. +1
                16 июля 2020 08:29
                И сразу laughing
                Единственная стычка у меня была с одним парнем-ксендзом на охране визита Папы Римского в Израиль - пытался пробраться за оцепление, толкался и т.п. Но на таких мероприятиях сумасшедших много.
                1. +2
                  16 июля 2020 08:34
                  Алька, друг,ты--феномен!Обожаюююю!Юмор выше границ!!! laughing
                  1. +3
                    16 июля 2020 08:58
                    В Москве, слава богу,таких улиц нет!
                2. +2
                  16 июля 2020 09:32
                  с одним парнем-ксендзом на охране визита Папы Римского в Израиль - пытался пробраться за оцепление, толкался и т.п.

                  какой скандальный "святой отец" Вам попался, однако! laughing
                  1. +2
                    16 июля 2020 09:37
                    Да, сказал Ио поляк та папа поляк )) Так он монтировал свою просьбу пропустить его к машине Папы
                    Если я процитирую, что я ему ответил, меня привлекут за оселобления чувства верующих lol
                    1. +2
                      16 июля 2020 09:41
                      Да, сказал Ио поляк та папа поляк

                      прям польско-католическое куначество! laughing
                      Если я процитирую, что я ему ответил

                      про тухэс и с ним связанное? Не отвечайте. drinks
                      1. +2
                        16 июля 2020 09:42
                        Нет, про то, кто я и чей наместник папа на Земле laughing
                      2. +2
                        16 июля 2020 09:50
                        Нет, про то, кто я и чей наместник папа на Земле

                        прав тот, у кого ружье! laughing
                      3. +1
                        16 июля 2020 09:53
                        Мы безоружные были - подработка в армии
                      4. +2
                        16 июля 2020 10:13
                        Мы безоружные были - подработка в армии

                        ага, я так же подрабатывал в охране по ночам. Ибо зарплаты были смешными.
                      5. +1
                        16 июля 2020 10:20
                        Ещё я сопровождал экскурсии в качестве военфельдшера ))) раз в две недели
                    2. +1
                      16 июля 2020 10:29
                      Вероятно, что-то полу пристойное. Он от Вас как чумного отскочил?
                      1. +2
                        16 июля 2020 10:31
                        Нет. Продолжил его аналогии про национальности. Когда не пустил его, кинулся с кулаками - я его просто оттолкнул, после чего к нему быстро подошли и увели
                      2. +2
                        16 июля 2020 10:37
                        Когда не пустил его, кинулся с кулаками - я его просто оттолкнул, после чего к нему быстро подошли и увели

                        википедия сообщает (со ссылкой на поляков), что царь Петр подобное, но более эпическое, сотворил в Полоцке. Правда, может, это поляки наврали?
                        Он от Вас как чумного отскочил?

                        как от иноверца laughing
                      3. +1
                        16 июля 2020 10:42
                        Он тоже охранял Папу от польских ксендзоа? ))
                      4. +4
                        16 июля 2020 11:03
                        Он тоже охранял Папу от польских ксендзоа?

                        нет, поляки утверждают, что четверых убил лично. Хамить начали, а царь не в духе был... no
                        Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине[4]. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno [1705], mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же [1705] году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке»[5]).
                        По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками[6]. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов»[7].
                      5. +1
                        16 июля 2020 12:08
                        Ужас laughing Не, до Петра мне далеко
                      6. +2
                        16 июля 2020 12:11
                        Ужас. Не, до Петра мне далеко

                        всего-то, надо стать царем, и можете бить наглых священников, сколько влезет! request Папу они там хотят видеть, или царю хамить изволят... Был бы человек хороший, а повод найдется. laughing
                      7. +1
                        16 июля 2020 12:15
                        С моим двойным гражданством уде не стану laughing
                      8. +2
                        16 июля 2020 12:17
                        С моим двойным гражданством уде не стану

                        Тогда становитесь королем мира. Как Андрей Понкратов. Кстати, обалденный ведущий на "Моей планете" drinks
                      9. +1
                        16 июля 2020 12:30
                        Не, лучше стану управдомом ))
                      10. +2
                        16 июля 2020 12:44
                        Не, лучше стану управдомом

                        Орден Золотого теленка пограничники таки не отобрали? wink
                      11. +1
                        16 июля 2020 12:47
                        Не, откупится серебряным подносом с портретом Чаушеску ))
                      12. +3
                        16 июля 2020 13:05
                        Не, откупится серебряным подносом с портретом Чаушеску ))

                        Были слышны крики: "Бранзулетка!" laughing
                        — Бранзулетка! — взвизгнул погран-офицер в коротком пальто с собачьим воротником и большими металлическими пуговицами на выпуклом заду.
                        — Бранзулетка! — закричали остальные, бросаясь на Остапа.
                      13. +1
                        16 июля 2020 13:15
                        А я им в ответ:
                        - Ын грэдине луй Ион laughing
                      14. +2
                        17 июля 2020 04:07
                        ну вот другая версия более правдоподобна, что царь не лично прибил униатов, а те сопротивлялись выполнению приближёнными царя царского указа... Сомневаюсь, что царю охота была пачкаться, даже в нетрезвом виде(если он был). Не царское это дело.
                      15. +2
                        17 июля 2020 11:52
                        Сомневаюсь, что царю охота была пачкаться, даже в нетрезвом виде(если он был). Не царское это дело.

                        Юрий, я добавлю. Не ксендзовское это дело - хамить царю! drinks ну, не надо было так вести себя...
                    3. +1
                      17 июля 2020 02:53
                      а при чём тут верующие, если ксендз ? Так что пиши что думаешь...это же правда?
                      1. +2
                        17 июля 2020 03:38
                        Это оскорбит всех Христиан.
                      2. +2
                        17 июля 2020 03:59
                        Дураков хватает везде, но по единичным случаям нельзя судить. Тем более у ксёндза могла поехать крыша по какой-либо причине, так бывает. request
      2. +2
        16 июля 2020 12:59
        Эх любезный...Где и когда политику внутреннюю и внешнюю определял простой народ?Правящая туземная элита.И только в собственных интересах.Хотим мы того,или нет,но всё обстояло и обстоит именно так.Без этого все разговоры о том,какой народ плохой или хороший-досужие домыслы и глупость несусветная.А что касается российско-польских отношений,то тут большую роль играл и играет определённый комплекс неполноценности и провинционализм польской элиты.Отсюда и желание ныне правящего там ПиСа переписать историю.Они понимают,что будущее прорастает из прошлого через настоящее.Значит,считают они,если попытаться изменить прошлое(подменить СЕЙЧАС реальную историю полуправдой и выдуманными побасёнками),то возможно иное БУДУЩЕЕ.(Польша не окраина,но -центр Европы,от можа до можа и т.д.)Только вот у них ничего не получается и не получится.Значительно более могучие соседи(Росия,Германия) и историю трактуют по-иному и не позволят Польше выйти за пределы уже обозначенных политических,экономических и географических реальностей,а штатам они интересны только как платцдарм для противостояния с Россией и отчасти с Германией.Кроме того, у хиреющих штатов и так много "головняков" в мире,чтобы тратить существенные средства и ресурсы для подъёма поляков.
      3. +1
        16 июля 2020 17:37
        К польскому крестьянству претензий нет. Люди труда везде добрые. Курвятся обычно элиты. Но именно элиты и определяют идеологию государства, с которой вынуждены жить все более низшие по статусу слои И тут польское панство обскакало русское барство, причем далеко. Дикая и бездумная клиническая русофобия с 16 века, - последствия программирования из Ватикана. Ватикан давно уже не тот, но у польских панов видимо ПЗУ вшито, - софт обновлению не подлежит. Чтобы не случалось в Варшаве за пятьсот лет ,кто бы не давил Польску, - всё равно виноваты москали.
  13. +4
    15 июля 2020 21:56
    Вопрос в сегодняшнем мире ставиться так: сможет ли тот или иной народ влиться в ту или иную семью народов, в тот или иной промышленно-экономический и технологический уклад, и конкурировать наряду с другими народами на пути прогресса, или останется неудел, и будет плясать перед иностранными туристами в древних костюмах и вспоминать о былых "победах" своих предков. Однако, чем кровожаднее и глупее смысл этих "побед", тем сознание этих людей легче поставить под полный контроль, благодаря тому, что человек так устроен, что думает о возможности повторения в настоящем или будущем времени некогда совершенных в прошлом удачных, а, возможно, и неудачных, но таких желаемых действий и поступков. Здесь знание истории может сыграть злую шутку с ее почитателями.
  14. +4
    16 июля 2020 01:40
    А у нас в Питере улица Костюшко в Московском районе. Это как Бен Ладен-Стрит в Нью-Йорке сделать.
    1. +1
      16 июля 2020 10:32
      Вы нафига, освободителю Питера от большевиков, Маннергейму доску разбили? Путин старался-делал. А вы, земляки, опозорили его.
    2. -1
      16 июля 2020 10:34
      К сожалению в Советском Союзе не критично относились к выбору названий.
  15. -3
    16 июля 2020 10:40
    Вот как "русский диванный патриот" смешивает свою национальную идентичность с интересами "русского Государства", сам того не осознавая. (Привет Фрейду с "Я" и "сверх-Я") И зная это свойство человека- "русское Государство" может спокойно вытереть об "своего" гражданина ноги...
  16. +1
    16 июля 2020 20:03
    Спасибо. Не знал. Потрясает.
  17. 0
    24 июля 2020 11:10
    Лживая пшекшня.... и свой позор под Псковом тоже в победы записали.
    1. 0
      22 августа 2020 11:13
      Пэрэмоги в украинском стиле.
  18. 0
    29 августа 2020 12:50
    После "Варшавской заутрени" ВСЁ (!!!) польское население должно было весело и вприпрыжку освоить новый пешеходный маршрут под названием - "Владимирка" !!!