Армия внутри армии. Строительство и развитие войск в Арктике

32

Главный комплекс зданий базы "Арктический трилистник". Фото Минобороны РФ

Одной из главных тем последнего времени является защита северных рубежей страны. Для решения таких задач в Арктике реализуется целый ряд программ разного рода. Ведутся преобразования организационной структуры, осуществляются различные проекты строительства и создаются новые образцы материальной части. Часть поставленных задач успешно выполнена, а прочие работы будут завершены только в будущем.

Вопросы организации


С 1 декабря 2014 г. в составе вооруженных сил России существует Объединенное стратегическое командование (ОСК) «Северный флот», созданное на основе собственно Северного флота. Надводные и подводные силы, а также береговые войска отвечают за стратегическую безопасность на всем протяжении северных рубежей.



5 июня 2020 г. был подписан президентский указ, согласно которому ОСК «Северный флот» ждет преобразование. С 1 января 2021 г. Командование изменяет свой статус и становится новым военным округом. Такое преобразование направлено на оптимизацию процессов управления войсками и взаимодействие с другими военными округами.

В регионе продолжается формирование новых частей и соединений. Так, в апреле этого года в пос. Тикси-3 (Якутия) заступил на боевое дежурство вновь сформированный 414-й гвардейский зенитно-ракетный полк 3-й дивизии ПВО. При помощи ЗРК С-300ПС он должен прикрывать аэродром Тикси-3 и близлежащий район. Весьма вероятно, что в ближайшем будущем в Арктике появятся новые части разного назначения.


Танкисты береговых войск Северного флота на новых Т-80БВМ. Фото Минобороны РФ

Расчистка и строительство


По объективным причинам, вооруженным силам приходится заново создавать в Арктике необходимую инфраструктуру. Существовавшие объекты, непригодные к эксплуатации, сносят. Кроме того, производится очистка территорий с вывозом ранее оставленного мусора. Так, в прошлом году провели экологическую очистку 113 тыс. кв.км и собрали 23 тыс.т металлолома. В этом году подобные работы проводятся на мысе Марре-Сале, архипелаге Новая Земля и островах Кильдин и Врангеля. В дальнейшем от ненужных и опасных материалов избавят другие территории.

В недавнем прошлом было завершено строительство новых баз, выполненных с применением всех современных технологий. Так, на Земле Франца-Иосифа появилась база «Арктический трилистник», а на о. Котельный начал работу «Северный клевер». В их задачи входит обеспечение противовоздушной и береговой обороны, а также эксплуатация аэродромов и иной инфраструктуры.

Из всех текущих проектов строительства наибольший интерес представляют работы на аэродроме Нагурская (о. Земля Александры, Земля Франца-Иосифа). Весной этот объект возобновил работу и принимает различные самолеты. При этом реконструкция не окончена, и строители продолжают работу. В начале июня сообщалось, что атомный лихтеровоз «Севморпуть» доставил более 15 тыс.т различных материалов. В первую очередь, это железобетонные плиты для укладки взлетно-посадочной полосы.

Нагурская является самым северным аэродромом в распоряжении российской армии. После завершения реконструкции он сможет принимать любые самолеты, включая тяжелые, в любое время года. Реконструкцию завершат в ближайшее время, и аэродром сможет вновь обеспечивать работу любых самолетов, в т.ч. тяжелых классов.


Арктические ЗРК "Тор-М2ДТ" и "Панцирь-СА". Фото АП РФ

До конца года будет завершено строительство первой очереди сети радиолокационных станций «Резонанс-Н». Текущие планы предусматривают развертывание таких систем на Новой Земле, в Архангельской и Мурманской областях. Три объекта уже готовы, а два оставшихся достраиваются на Кольском полуострове. В январе в российских СМИ сообщалось о возможном строительстве еще пяти РЛС «Резонанс-Н» к востоку от Новой Земли. Это позволит создать поле обнаружения практически по всей длине северных границ.

Помимо строительства новых объектов в ОСК «Северный флот» осуществляется поддержание состояния существующей инфраструктуры и подготовка к эксплуатации в будущие периоды. Так, в апреле сообщалось о начале подготовки к навигационному завозу зимовочных запасов в удаленные гарнизоны. До 1 октября 60 подразделений и частей, несущие службу в 48 удаленных пунктах, получат в общей сложности 35,4 тыс.т запасов.

В конце июня сообщалось о завершении 75% работ по текущим ремонтам теплового и водно-канализационного хозяйства. Построена одна новая дымовая труба, заменено 10 котлоагрегатов и более 45 насосов. Обслуживание проведено более чем на 240 объектах.

Северное перевооружение


Выполняются планы по обновлению парка техники и вооружений частей ОСК. С прошлого года береговые войска Северного флота начали эксплуатацию модернизированных ОБТ Т-80БВМ. По сообщениям СМИ, в этом году такую технику получат новые части, что положительно скажется на общей боеспособности береговых войск. Поставляется и другая современная бронетехника.


Пусковые установки "Бастиона", заступившие на дежурство на о. Земля Александры. Фото Минобороны РФ

В прошлом году береговым войскам передали очередной дивизионный комплект ракетного комплекса «Бастион», который вскоре развернули на о. Земля Александры. Осенью и зимой личный состав занимался освоением такой техники, а в апреле прошли первые учения с выходом в район развертывания и «электронными» пусками. Личный состав подтвердил свои навыки. Сейчас в распоряжении Северного флота имеется два дивизиона «Бастионов» на разных базах.

Для решения транспортных задач продолжается закупка разнообразных машин высокой проходимости. В части идут двухзвенные вездеходы ДТ-10, ДТ-30 и ГАЗ-3344-20; продолжается разработка нескольких новых образцов такого рода. Для удовлетворения всех потребностей северной группировки войск необходимы сотни подобных изделий, и достаточно крупный парк такой техники уже сформирован

Продолжаются строительство и поставки новой авиационной техники, предназначенной для эксплуатации в арктических условиях. Для перевозки людей и грузов закупаются многоцелевые вертолеты Ми-8АМТШ-ВА и Ми-26 в северной комплектации. Однако количество такой техники пока не слишком велико, и ее приходится использовать вместе с «обычной».

Специально для Арктики


Важной тенденцией последних лет стало создание новых боевых бронированных машин разного назначения, приспособленных для работы в суровом арктическом климате на специфических ландшафтах. Некоторые из них уже приняты на вооружение, тогда как другие пока проходят испытания.


Перспективное САО "Магнолия". Рекламная листовка от ЦНИИ "Буревестник"

С 2018 г. ОСК «Северный флот» получает зенитные ракетные комплексы «Тор-М2ДТ» и «Панцирь-СА». Они строятся на шасси вездехода ДТ-30: заднее звено машины отдается под монтаж боевого модуля и других систем комплекса. В случае с арктическим «Тором» используется отработанный набор оборудования. «Панцирь-СА», в свою очередь, отличается от базового ЗРПК отсутствием пушки и большим числом ракет.

Пока проходит испытания самоходное артиллерийское орудие «Магнолия». Оно тоже выполнено на базе ДТ-30: заднее звено оснащено боевым отделением от САО 2С31 «Вена» с соответствующим вооружением и оснащением. Появление «Магнолии» в войсках относят к обозримому будущему.

В последние годы неоднократно демонстрировались и другие образцы техники для северных условий, однако не все они смогли выйти за пределы полигонов. Так, остаются неясными перспективы боевой машины огневой поддержки «Торос» на базе транспортера МТ-ЛБу, отсутствуют новые сведения о БМП «Рыцарь» и т.д. Впрочем, несмотря на отсутствие реальных результатов, сам факт наличия таких проектов показывает большой интерес к арктической тематике не только у военных, но и у промышленности.

Морские новинки


21 июля в состав Северного флота включен фрегат «Адмирал флота Касатонов» - первый серийный корабль пр. 22350. Головной фрегат этого типа служит с 2018 г., а в следующем году ожидается сдача третьей боевой единицы, тоже Северному флоту. До конца года должна состояться передача малого ракетного корабля пр. 22800 – первого из нескольких запланированных. В 2018 г. флаг ВМФ подняли на большим десантном корабле «Иван Грен» пр. 11711, и в этом году Северному флоту передадут однотипный БДК – «Петр Моргунов».


РПКСН "Князь Владимир" - средство ядерного сдерживания. Фото Wikimedia Commons

Большое значение для надводных сил ОСК «Северный флот» имеет строительство многофункциональных патрульных кораблей пр. 23550. Головной «Иван Папанин» в прошлом году был спущен на воду, а второй «Николай Зубов» пока строится на стапеле. Передача заказчику запланирована на 2023-24 гг. 26 июля заложен третий сторожевик «Пурга» – он строится по заказу пограничной службы ФСБ. Эта структура желает получить два корабля пр. 23550.

Корабли пр. 23550 сочетают в себе функции и возможности сторожевика, ледокола и буксира. Они смогут выполнять охрану водных районов, проводить и буксировать суда и т.д. Корабли для ВМФ и ПС ФСБ имеют ракетное, артиллерийское и пулеметное вооружение, а также способны нести вертолеты.

В июне подводные силы Северного флота пополнились стратегическим ракетоносцем «Князь Владимир» пр. 955А. Это уже второй подобный корабль в его составе. В конце года возможна сдача многоцелевой АПЛ «Казань» пр. 885М, однако не исключается перенос сроков на 2021-й. Так же в конце текущего года ожидается начало службы специальной АПЛ «Белгород» пр. 09852, способной нести подводные аппараты различного назначения.

Вспомогательный флот ВМФ получает различные суда, в т.ч. дизель-электрические ледоколы пр. 21180(М). Головной «Илья Муромец» вошел в состав Северного флота в 2017 г. В ближайшем будущем ожидается судно «Евпатий Коловрат». Ледоколы этой серии предназначаются для проводки кораблей и судов, перевозки грузов и участия в различных спасательных операциях. Ранее сообщалось о возможности установки вооружения для самообороны.

Двойное назначение


Большое значение для стратегической безопасности и развития экономики на северном направлении имеет строительство ледоколов и сопутствующей инфраструктуры. Россия имеет развитый ледокольный флот, в т.ч. атомный, и его развитие продолжается. В обозримом будущем ожидается появление новых судов этого класса с улучшенными характеристиками.


БДК пр. 11711 "Иван Грен". Фото Минобороны РФ

В начале года на высшем уровне было согласовано строительство головного атомного ледокола пр. 10510 «Лидер». 23 апреля появился соответствующий контракт, а 6 июля на заводе «Звезда» (г. Большой Камень) началась резка металла. Официальная закладка состоится в ближайшее время. Головной ледокол проекта получит имя «Россия» и начнет службу в 2027 г.

Продолжается строительство атомных ледоколов пр. 22220. Головное судно «Арктика» уже вышло на ходовые испытания, и до конца года начнет службу. Еще два ледокола, «Сибирь» и «Урал», пока не продвинулись дальше швартовных испытаний. В конце мая заложили четвертое судно, «Якутия». Имеется контракт на пятый ледокол «Чукотка». Серийные ледоколы пр. 22220 предполагается сдать в 2021-26 гг.

«Атомфлот» планирует развивать инфраструктуру для эксплуатации имеющихся и строящихся ледоколов. Сейчас в его распоряжении имеется два плавучих дока грузоподъемностью до 28 тыс.т. В конце мая был объявлен тендер на строительство нового дока на 30 тыс.т. Победитель будет объявлен в ближайшее время, и после этого начнется подготовка к строительству.

Цели и средства


Объединенное стратегическое командование «Северный флот», которому вскоре придадут статус военного округа, решает несколько основных задач в Арктическом регионе. ОСК обеспечивает защиту северных сухопутных и морских границ страны, а также исключительной экономической зоны. Северный флот задействован в стратегическом и неядерном сдерживании вероятного противника. Кроме того, он отвечает за безопасность судоходства на Севморпути. Зона ответственности Командования – от Кольского полуострова до Чукотки.


Головной ледокол пр. 23550 "Иван Папанин" после спуска на воду. Фото "Адмиралтейских верфей"

Развитие арктической группировки войск началось до создания ОСК «Северный флот» и продолжилось с его появлением. Поставленные стратегические задачи решаются несколькими основными способами, предусматривающими модернизацию существующих структур и объектов, а также строительство и развертывание новых.

Ядром арктической группировки войск являются надводные и подводные силы Северного флота. В последние годы они получили массу новых кораблей и вспомогательных судов разных классов. Строительство продолжается, что приводит к росту боеспособности. Параллельно растет и логистический потенциал, необходимый для обеспечения службы отдаленных гарнизонов.

Важнейший вклад в обороноспособность вносят береговые войска и другие сухопутные формирования. Продолжается развертывание радиолокационных станций для прикрытия стратегического направления. На дежурство встают зенитные и противокорабельные ракетные комплексы. Не остаются без внимания пехота и танкисты, получающие новую материальную часть.

Повышенные требования к логистике предъявляет появление новых и/или восстановление ранее существовавших воинских частей на севере континента и на островах. Их снабжение почти всегда возможно только по воздуху или по морю, причем только в ограниченные периоды. Соответствующие службы ОСК справляются не только с поддержанием состояния имеющихся баз, но и со строительством или реконструкцией новых объектов.


Предложенный облик ледокола пр. 10510. Графика "Росатома"

Армия внутри армии


Таким образом, ОСК «Северный флот» постепенно превращается в полноценную «армию внутри армии». В распоряжении Командования имеются все основные силы и средства, позволяющие вести различную деятельность как в арктическом регионе, так и за его пределами – защищая рубежи страны или проецируя силу.

Надводные и подводные силы флота способны работать в морях Северного Ледовитого океана или выходить в Северную Атлантику. В перспективе, по мере получения новых ледоколов, они также смогут по кратчайшему маршруту выходить в зону ответственности Тихоокеанского флота. При этом во всех случаях корабли Северного флота сохраняют все свои функции и возможности.

Морская авиация Северного флота способна защищать корабельные группы или береговые объекты, отстаивать превосходство в воздухе и атаковать флот противника. Имеется базовая и палубная авиация; тактическая и дальнего действия.

Сухопутные формирования включают различные средства обнаружения и обороны. С их помощью обеспечивается обнаружение целей на больших дальностях и поражение объектов в зоне досягаемости. Фактически береговые соединения организуют полноценную зону «воспрещения доступа» для воздушных и надводных целей. Имеются развитые силы с танками, мотострелками и морской пехотой, способные защищать побережье или участвовать в десантных операциях.

Следует учитывать, что строительство «арктической армии» в составе ОСК «Северный флот» еще не завершено. Продолжается процесс формирования и развертывания соединений, перевооружения и т.д. Текущие планы такого рода расписаны на несколько лет вперед и предусматривают новое повышение боеспособности. Таким образом, в обозримом будущем новый военный округ станет еще сильнее и сможет решать все возложенные задачи на стратегически важном направлении.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    29 июля 2020 05:07
    Серьёзная подготовка. К отстаиванию своих интересов в Арктике - готовы.
    1. -1
      29 июля 2020 05:20
      Базы на Северных островах - это, конечно, хорошо. Только расстояние между ними внушительное, значит, "дыры" останутся. Было бы неплохо Карское и Море Лаптевых районами патрулирования АПРКСН сделать, оградив современным подобием СОСУСа, но без должного флотского прикрытия они и там будут уязвимы, да и банально не дойдут туда. А его, прикрытия, в ближайшее время не предвидится в необходимом объёме, увы, ледоколы для этой роли совершенно не годятся.
      1. +7
        29 июля 2020 07:51
        Цитата: Лексус
        Базы на Северных островах - это, конечно, хорошо. Только расстояние между ними внушительное,

        Сколько островов есть, все наши. Другими природа нас не обеспечила.
        Остальное - на суше.

        1. +4
          29 июля 2020 17:16
          Тикси-3 - закрытый военный городок с самым большим на севере стратегическим аэродромом, некогда опорный пункт ОГА — Оперативной Группы в Арктике. Дальняя авиация ушла отсюда в 2012 году, а другие военные части расформировали или сократили еще раньше, уехали большинство семей и специалистов.
          Все что сделано на 2020 г. - строится блочно–модульный городок для размещения подразделений дивизии противовоздушной обороны Северного флота РФ.
          1. +1
            29 июля 2020 18:04
            понемногу восстанавливается, дальняя авиация существует и присутствует там в виде части на постоянной основе, жизнь теплится. ЗРВ-да, развернули...
      2. +8
        29 июля 2020 08:57
        Цитата: Лексус
        Базы на Северных островах - это, конечно, хорошо. Только расстояние между ними внушительное, значит, "дыры" останутся.

        Говорят, есть такая штука, "авиация" называется. Можно и её попробовать применить.
    2. +1
      29 июля 2020 12:07
      А если удар будет нанесён с юга, пойдём на север?
  2. +21
    29 июля 2020 06:46
    В таких климатических условиях и при таком гигантском пространстве, ставку нужно делать на беспилотные системы. А вообще, то что вернулись в Арктику - хорошо.
  3. +8
    29 июля 2020 07:50
    Без специализированного флота туда и близко никто не подойдёт! Соответственно, нам надо иметь такой флот!
    1. -2
      29 июля 2020 21:03
      Цитата: rocket757
      Без специализированного флота туда и близко никто не подойдёт! Соответственно, нам надо иметь такой флот!

      Флот ,базы в Арктике это страховка России ! Там либероидов НЕТ !
      Все четко работает ,как во времена СССР ! Ну диверсанты бывают конечно..Только об этом не пишут ,что с ними делают .. lol

      Это шутка ,если что ,для особо впечатлительных ))))
    2. +1
      30 июля 2020 12:30
      Цитата: rocket757
      Без специализированного флота

      Первыми Советскими людьми на Северном Полюсе были И. Д. Папанин, Е. К. Фёдоров, П. П. Ширшов и Э. Т. Кренкель. Вспомнил ледокол Челюскин. Но, хотя и при царе были великие Российские полярники (напр. барон Эдуард Толль), по-настоящему Северный флот был создан именно при Сталине.
      1. +1
        30 июля 2020 14:49
        Настала пора осваивать северные просторы.
        Но судя по тому, что ледокол СВЯТОГОР- КРАСИН, был заказан царским правительством, планы на развитие севера были уже тогда ... не срослось.
        1. +2
          30 июля 2020 16:21
          Цитата: rocket757
          Настала пора осваивать северные просторы.
          Но судя по тому, что ледокол СВЯТОГОР- КРАСИН, был заказан царским правительством, планы на развитие севера были уже тогда ... не срослось.

          Папанин написал книгу ""Жизнь на льдине"". Это --- его дневники. Они исследовали течения в Северном Ледовитом, подлёдный подводный рельеф, доказали существование там высокоразвитых форм жизни, а также большое биологическое разнообразие.
          У них там был тяжёлейший труд: часами крутить педали --- вытаскивать гидрологическую лебёдку (порой с 4хкилометровой глубины! ), а также, когда в штиль не работал ветряк, заряжать аккумуляторы радиостанции ""солдат-мотором"", т.е.своими силами! И болели не один раз.
          Но в то же время у них были свои радости, как мелкие, так и крупные : вкусная еда, радиограммы от родных и близких, пёс по кличке Весёлый, сознание важности возложенной на них задачи...Ну, и раз в месяц --- по стопке коньяку!
          1. +1
            30 июля 2020 18:01
            Люди жили своей работой, научными исследованиями. Сподвижники от науки. Честь им и хвала!!!
            1. +2
              30 июля 2020 18:10
              Цитата: rocket757
              Люди жили своей работой, научными исследованиями. Сподвижники от науки. Честь им и хвала!!!

              Примерно так они и говорили о своей работе, что это самое важное, важнее их жизни.
              Все знали об их труде, уважение огромное было. Выбрали всех четверых Депутатами. Они этим очень гордились, хотя на Первой сессии---отсутствовали. Были на льдине.
  4. +5
    29 июля 2020 09:01
    "Магнолия" штука интересная, но по факту ненужная.
    При тамошнем рельефе гаубичные и миномётные возможности будут вряд ли востребованы. А вот микроскопическая дальность стрельбы серьёзно ограничит боевое применение

    Там по уму нужны дальнобойные системы, возможно пушки.
    1. +4
      29 июля 2020 10:23
      Цитата: Лопатов
      "Магнолия" штука интересная, но по факту ненужная.

      О необходимости такой системы в условиях северных широт распространяться не буду(оставим это специалистам),но габариты её в "полярном исполнении" на сочленённом гусеничном тягаче несколько озадачили... Такая громадина what .



      Мы уже давно "приучены" к компактности и "миниатюрности" наших арт.систем,а тут такой себе "Гаргантюа"...
      Ясно,что Север,свои условия,но 120мм на такой "туше"...

      Не привычно(и не обычно) видеть такое,особо в сравнении с "Гвоздикой"(122мм) или вообще крохой "Нона"(120мм)...



      1. +1
        29 июля 2020 13:21
        Доводилось видеть ролик, как "Магнолия" ходит по местности: неудобицы, колдобины, топь, болото, вода -- это поразительно! Аки посуху.
    2. +2
      2 августа 2020 20:07
      Чертовски нужная штука! Особенно для ЦНИИ "Буревестник" и генералов, которые её заказало. Предприятие деньги заработало, а генералитет отрапортовал о том, что тоже участвует в арктических проектах.
      1. 0
        3 августа 2020 11:12
        Цитата: Таврик
        а генералитет отрапортовал о том, что тоже участвует в арктических проектах.

        Разве что...
  5. 0
    29 июля 2020 10:43
    Всё верно. В условиях быстро идущего глобального потепления присутствие и защита богатейшего арктического региона России значительно повышаются. Поэтому все эти базы, наземная, воздушная и водная техника далеко не последнее, что мы ещё услышим о РОССИЙСКОЙ Арктике.
  6. +4
    29 июля 2020 13:51
    Статья очень понравилась -- духоподъемная, спасибо Автору )) "трилистник" видела на фото и раньше. Хотелось бы думать, что лепестки соединены с центром стальными подземными коридорами.
    1. +1
      30 июля 2020 12:34
      Цитата: депрессант
      Статья очень понравилась -- духоподъемная, спасибо Автору )) ".......
      полностью присоединяюсь
  7. +1
    29 июля 2020 18:02
    Цитата: nils
    Дальняя авиация ушла отсюда в 2012 году,

    Дальняя авиация оттуда никуда не уходила, и по сей момент там. В виде обеспечивающей части.
  8. +1
    29 июля 2020 19:07
    И это только начало.Пусть теперь сунутся в Российскую Арктику.СМП зона свободного мореплавания ,ага до Карских ворот на востоке и до Берингова пролива на западе.А дальше в очередь.СМП наша корова и только мы ее будем доить.
    1. 0
      2 августа 2020 20:04
      Много торговых судов под флагами разных стран было проведено за 2019 год по СМП? Будет ли кого доить? Разве что своих...
      1. 0
        2 августа 2020 20:33
        С мертвой точки сдвинулось посмотрим в конце навигации.Китайцы пытаются туда сюда шастать.
  9. -2
    29 июля 2020 22:50
    Красивая сказка
  10. +14
    30 июля 2020 23:49
    Все таки за Север крепко взялись. Да и правильно good
  11. 0
    2 августа 2020 20:02
    Кто-нибудь, ответьте на вопросы:
    1. Сколько в странах НАТО существует войсковых соединений, предназначенных для ведения БД в Арктике?
    2. Что может являться целями для НАТОвской авиации в Арктике?
    3. Какие сверхважные объекты прикрывают наши ПВО там?
    4. Сколько стоит содержание всей этой красоты, разработка специальной техники, кораблей и т.д.
    5. Станет ли СМП (с учётом климата, необорудованности и безлюдности побережья, стоимости проводки и т.д.) когда-нибудь важнейшей водной артерией?
    Я, конечно, очень рад, что наш ВПК активно осваивает миллиарды на разработке арктической техники, но мне кажется, что при наличии серьёзных видов на Арктику, страны Запада просто дотянутся до её богатств через создание совместных предприятий, введения "своих людей" в советы директоров, скупки контрольных пакетов акций и прочими скучными и неявными широким народным массам механизмами. Война - это дорого, грубо и разрушительно. Это для стран "третьего мира". Развитые страны научились отстаивать свои интересы более изощрённо.
  12. 0
    4 августа 2020 01:19
    Цитата: Инсургент
    Цитата: Лопатов
    "Магнолия" штука интересная, но по факту ненужная.

    О необходимости такой системы в условиях северных широт распространяться не буду(оставим это специалистам),но габариты её в "полярном исполнении" на сочленённом гусеничном тягаче несколько озадачили... Такая громадина what .



    Мы уже давно "приучены" к компактности и "миниатюрности" наших арт.систем,а тут такой себе "Гаргантюа"...
    Ясно,что Север,свои условия,но 120мм на такой "туше"...

    Не привычно(и не обычно) видеть такое,особо в сравнении с "Гвоздикой"(122мм) или вообще крохой "Нона"(120мм)...



    Еще когда появились первые слухи тоже ожидал увидеть комплекс аналогичный или близкий по идеологии к колесному А-222 "Берег". Тоесть универсальный артиллерийский комплекс способный выполнять аналогичные задачи в труднодоступной местности и в северных широтах. Способный вести эффективный огонь как по наземным, так и по морским, и возможно воздушным целям. Даже когда появились первые эскизы, то вариант со 120мм минометом считал ошибкой журналистов и "экспертов". Хотя... чего было ожидать.
    Видимо шведский самоходный миномет на их сочлененнике не давал покоя нашим горе стратегам. Но у шведов и сочлененник и комплекс миниатюрны, а тут жд состав и паровоз в придачу... Производство аналога BV206 налажено у нас в стране, мы применяем Рапторы, ничего не стоило и разработать простейший и легкий самоходный миномет на его базе, если в нем действительно есть необходимость, благо существует и казнозарядная версия 120мм нарезного миномета.
    В свое время по работе довелось попасть в те широты, видеть собственными глазами запустение и разруху, брошенные объекты. Остается надеяться, что развивающийся экономический кризис не приведет сейчас к аналогичному 90-м годам результату. Север действительно богат, мы обязаны нетолько "обозначать" там свое присутствие, но и реально контролировать обстановку. Северный морской путь, шельф, все это нельзя потерять. Всевозможные санкции существенно ограничили возможности и доступ отечественных компаний к западным технологиям добычи, мы испытываем реальные трудности, не хотелось бы, чтобы по этой причине и угасанию интереса наших околовластных олигархов к проектам на шельфе, и как следствие потери протекционизма и лоббирования северных проектов, север вновь был бы заброшен.
  13. 0
    4 августа 2020 02:25
    Думаю, что строительство баз в Арктике не нужно После временного потепления там наступит сильное похолодание и все покроется льдом. У меня есть доказательства этого