Сверхтяжелые танки Франции: межвоенный провал

84

Танк Char 2C №98 Berry на учениях. Фото Gallica.bnf.fr

В межвоенный период сразу несколько стран прорабатывали вопрос создания сверхтяжелого танка. Бронемашина с мощной защитой и тяжелым вооружением могла серьезно повлиять на ход сражения и потому представляла интерес для армий. Однако почти все такие проекты не продвинулись дальше испытаний прототипов. Исключением стала Франция, которая смогла поставить сверхтяжелый танк на вооружение. Однако он не оправдал надежд – как и все направление.

Первый в своем роде


Первым сверхтяжелым танком Франции стал Char 2C (также известен под заводским обозначением FCM 2C). Это был первый в мире танк с противоснарядным бронированием, также на нем впервые использовали трехместную башню. Char 2C до сих пор сохраняет статус самого тяжелого серийного танка французского производства, а кроме того, остается самым крупным танком мира, дошедшим до эксплуатации.



Разработка будущего Char 2C началась на рубеже 1916-17 гг. с учетом опыта эксплуатации ранних танков. Армии требовалась тяжеловооруженная и хорошо защищенная машина для прорыва линий обороны противника на типичном поле боя продолжающейся войны со всеми его препятствиями и угрозами.

В начале 1917-го предприятие Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM) представило сразу три проекта тяжелых танков с разными характеристиками и схожим вооружением. Наиболее крупным являлся FCM 1C – это была машина длиной более 9 м массой 62 т с 75-мм пушкой в башне и четырьмя пулеметами. Толщина брони достигала 45 мм.

Сверхтяжелые танки Франции: межвоенный провал

Немцы изучают трофейный танк Char 2C №99 Champagne. Именно эта машина ранее несла 155-мм пушку. Фото Wikimedia Commons

Процессы создания бронетехники серьезно затянулись, и до конца Первой мировой армия не получила желаемые танки. Только весной 1919 г. появился заказ на запуск производства доработанного FCM 1C, в армии получившего обозначение Char 2C. До 1921 г. построили всего 10 танков, и все они несли службу в одном полку. 8 машин стали линейными, две другие – учебной и командирской.

Несмотря на массу, габариты и сложность эксплуатации, Char 2C был весьма удачной для своего времени бронемашиной. Соответствуя требованиям армии, он оставался в эксплуатации в течение длительного времени. При этом предпринимались попытки улучшения конструкции. Так, в 1926 г. один из танков получил 155-мм гаубицу (позже демонтирована), а в конце тридцатых велись эксперименты с накладным бронированием.

Танки Char 2C оставались в строю до 1940 г. – до нападения Германии. Танкам не удалось принять участие в боевых действиях. Из-за логистических проблем 51-й танковый батальон, оснащенный FCM 2C, не смог добраться до фронта. Девять танков были уничтожены прямо на железной дороге, еще один целым достался противнику.

Подвижный форт


С 1928 г. началась разработка новых сверхтяжелых танков. На этот раз они рассматривались не в качестве средства прорыва чужой обороны, а как дополнение к собственной. Такую технику предлагалось использовать в качестве «подвижных фортов», усиливающих стационарные сооружения Линии Мажино. Первый этап такой программы продолжался до 1932 г., после чего работы свернули из-за ограничений, предусмотренных международными соглашениями.


Макет танка Char BB. Фото Ftr.wot-news.com

Главным результатом программы стал проект Char BB от FCM. Это был 60-тонный танк с броней толщиной до 60 мм. Он получил коробчатый корпус с парой орудийных установок в лобовом листе. Основным вооружением танка видели две длинноствольные 75-мм пушки. На крыше предусматривалась пара башенок с пулеметами. Экипаж включал восемь человек. Проект не продвинулся дальше изготовления макета.

К теме «фортов» для Линии Мажино вернулись уже в 1936 г., и на этот раз работы были более основательными. Предлагалось создать танк массой 45 т, по своей архитектуре похожий на серийный Char 2C. За счет современных компонентов и усиления бронирования можно было получить существенные преимущества перед ним. В дальнейшем концепция дорабатывалась и развивалась, что привело к весьма интересным результатам.

Отмененные проекты


Одним из участников новой программы стало бюро Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux (AMX). Первый вариант «подвижного форта» под названием Char Lourd («тяжелый танк») оно предложило в 1937 г. По сути, это был увеличенный в размерах и усиленный танк Char 2C. Ключевые отличия заключались в более толстой броне, башенном орудии увеличенного калибра и в наличии пушки в лобовом листе корпуса. По ряду причин, такой проект не получил одобрения, и работы продолжились.


Схема танка AMX Char Lourd обр. 1937 г. Рисунок Alternathistory.com

В 1939 г. в AMX спроектировали танк с рабочим названием Tracteur C. Существующие концепции пересмотрели, и облик машины изменился. Предлагался 140-т танк с броней толщиной до 100 мм м двумя башнями. Основная передняя вооружалась 105-мм пушкой, а в кормовой разместили 47-мм. Также имелось четыре пулемета.

Ввиду большой массы танк предлагалось оснастить несколькими двигателями неизвестного типа с электротрансмиссией. При этом использовалась архаичная ходовая часть с множеством мелких опорных катков без подвески. По расчетам, скорость на шоссе не превысила бы 20 км/ч. Экипаж – 6 человек.

Такой танк не заинтересовал армию, и в начале 1940 г. в AMX сделали новый вариант проекта. На обновленном Tracteur C главную башню сдвинули в центр корпуса, а кормовую перенесли в лоб – перед основной. Также имели место различные изменения и доработки конструкции. Однако разработка проекта затягивалась и не могла завершиться в приемлемые сроки. В начале апреля 1940-го проект закрыли.

«Трактор» марки ARL


Параллельно с AMX по теме Tracteur C работало бюро Atelier de Construction de Rueil (ARL). Первый вариант его проекта был представлен в 1939 г., а затем появилась измененная версия. По мере развития танк получал более мощное бронирование – и вместе с тем тяжелел. Первый вариант проекта предусматривал боевую массу 120 т, а в дальнейшем она увеличилась до 145 т.


Последний вариант танка AMX Tracteur C. Рисунок Wardrawings.be

Вновь предлагалась машина с длинным корпусом (ок. 12 м) и башней в носовой части. Вооружение включало пушки калибром 90 и 47 мм, а также несколько пулеметов. Толщина лобовой брони достигала 120 мм и гарантировала защиту от всех существующих танковых и противотанковых орудий. За счет двух двигателей мощностью по 550 л.с. удалось получить расчетную скорость на уровне 25 км/ч. Экипаж – 8 человек.

В апреле 1940 г. ARL представило заказчику макет своего танка. Его сравнили с конкурирующим проектом от FCM и сочли недостаточно удачным. Проект Tracteur C от ARL закрыли вслед за одноименной разработкой AMX.

«Форт» от FCM


Вместе с другими организациями «подвижный форт» разрабатывало предприятие FCM; его проект носил обозначение F1. К весне 1940 г. был сформирован облик 139-тонного танка с мощным противоснарядным бронированием и двумя башнями с оружием разного назначения.

В очередной раз сверхтяжелый танк предлагалось строить на длинном шасси. Лобовая броня имела толщину 120 мм, борта – 100 мм. В отличие от других образцов, FCM F1 получил пружинную подвеску опорных катков. Главная башня с 90- или 105-мм пушкой помещалась в корме, в носу находилась дополнительная с 47-мм орудием. Экипаж включал девятерых танкистов.


Макет Tracteur C от завода ARL. Немецкий солдат позволяет оценить размеры изделия. Фото Chars-francais.net

Весной 1940 г. по проекту F1 построили деревянный макет для демонстрации военным. Танк от FCM имел ряд важных преимуществ перед разработкой ARL и представлял больший интерес для армии. Его развитие должно было продолжиться, однако эти планы выполнить не успели.

Общий конец


10 июня 1940 г. гитлеровская Германия начала наступление на Францию. Все силы французского танкостроения были брошены на наращивание темпов производства серийной техники. Продолжение разработки новых образцов, не говоря уже о запуске серии, оказалось невозможным. Армии пришлось воевать на наличных бронемашинах – не всегда отвечающих актуальным требованиям.

Вскоре сражения закончились, и германские специалисты получили доступ к французским сверхтяжелым танкам. Они смогли изучить разбитые Char 2C, а также трофейные макеты от ARL и FCM. Ни один из этих образцов не заинтересовал немецкую армию – ее планы на тот момент не предусматривали строительство техники сверхтяжелого класса.


Макет танка FCM F1. Фото Militaryfactory.com

На этом история французского сверхтяжелого танкостроения закончилась. В серию удалось поставить только один образец, однако он не стал массовым. Еще несколько проектов после длительной разработки остановились на стадии демонстрации макетов. Таким образом, Франция потратила немало времени и ресурсов, но не получила реальной пользы.

Причины поражения


К неудовлетворительным результатам сверхтяжелого направления привели несколько основных причин. В первую очередь, это ограниченные экономические и технологические возможности Франции. Армия не могла заказать желаемое количество танков, а промышленность до конца межвоенного периода испытывала трудности с наращиванием темпов производства, из-за чего ей не удавалось вовремя выполнять заказы.

Еще одной проблемой стало отсутствие грамотной политики развития бронетанковых войск. В двадцатых и тридцатых годах в высших кругах французского командования шли споры, нередко приводившие к неоднозначным результатам.

Так, прямым следствием этого можно считать тот факт, что почти все строившиеся танки Франции основывались на конструкции Renault FT – со всеми ее ограничениями. Особенно ярко последние проявились при создании сверхтяжелых танков. Принципиально новые идеи внедрялись недостаточно активно или вообще отсутствовали.

При всем этом, следует учитывать, что сама идея сверхтяжелого танка в тот период была сомнительной и не имела ясных перспектив. Как стало понятно в ходе Второй мировой, подобная техника по совокупности характеристик и качеств оказалась ненужной для современной и развитой армии. Таким образом, французская армия потратила время и ресурсы на сомнительные проекты – вместо программ с реальной пользой.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

84 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 августа 2020
    Очень интересно. Но
    Сверхтяжелые танки Франции: межвоенный провал
    Провал был у всех, кто ими занимался. Только у нас получился настоящий тяжелый танк. recourse
    1. -6
      1 августа 2020
      Цитата: Mavrikiy
      Очень интересно. Но
      Сверхтяжелые танки Франции: межвоенный провал
      Провал был у всех, кто ими занимался. Только у нас получился настоящий тяжелый танк. recourse

      Это вы про "призрак" - КВ-1?..
      1. +10
        1 августа 2020
        Цитата: mat-vey
        Это вы про "призрак" - КВ-1

        немцы о КВ
        в корне изменилось само понятие ведения танковой войны, машины «КВ» ознаменовали совершенно иной уровень вооружений, бронезащиты и веса танков. Немецкие танки вмиг перешли в разряд исключительно противопехотного оружия… Отныне основной угрозой стали неприятельские танки, и необходимость борьбы с ними потребовала нового вооружения — мощных длинноствольных пушек большего калибра
        1. +3
          1 августа 2020
          Эк вы заковыристо "да" сказали ))
        2. +3
          1 августа 2020
          Цитата: Mavrikiy
          немцы о КВ

          ЕМНИП у немцев в начале войны была инструкция о борьбе с советскими Т-34 и КВ (они видимо тогда еще не додумались ставить зенитки FlaK 41 88мм на прямую наводку), ну очень интересная для психиатрии -- наверное от безнадеги.
          По ней полагалось пропустить танк над собою, затем забраться на него с ведром бензина fool , облить танк и поджечь fool . За данное деяние полагался отпуск в Германию на две недели и железный крест.
          1. +7
            1 августа 2020
            Цитата: PSih2097
            и железный крест.

            Железный или деревянный ?
            1. 0
              2 августа 2020
              Цитата: Альф
              Цитата: PSih2097
              и железный крест.

              Железный или деревянный ?

              крест деревянный иль чугунный.... (Окуджава)Да согласен, для немцев это не реально, а впрочем уже для всех (металлолом). request
              1. +1
                2 августа 2020
                крест деревянный иль чугунный.... (Окуджава)Да согласен, для немцев это не реально, а впрочем уже для всех (металлолом). request

                Примерно так они это видели.

                1. 0
                  2 августа 2020
                  Интересный учебный фильм, спасибо. yes
            2. +2
              2 августа 2020
              берёзовый!!! Россия богата на берёзы и нам их не жалко для тех, кому-то уж очень чего-то хочется.
              1. +2
                2 августа 2020
                Вот и полякам в 2010 году тоже берёза пригодилась
          2. 0
            2 августа 2020
            Цитата: PSih2097
            (они видимо тогда еще не додумались ставить зенитки FlaK 41 88мм на прямую наводку)

            Когда было что ставить - ставили ....
          3. +1
            3 августа 2020
            Цитата: PSih2097
            ЕМНИП у немцев в начале войны была инструкция о борьбе с советскими Т-34 и КВ (они видимо тогда еще не додумались ставить зенитки FlaK 41 88мм на прямую наводку), ну очень интересная для психиатрии -- наверное от безнадеги.
            По ней полагалось пропустить танк над собою, затем забраться на него с ведром бензина fool , облить танк и поджечь fool .

            Такие инструкции у всех были. Англичанам, например, их военные теоретики предлагали останавливать танки с помощью рельса, одеяла и бензина. smile
            Согласно инструкции, команда должна была состоять из четырех человек, вооруженных рельсом (где его взять, брошюра не объясняла), одеялом, ведром бензина и коробкой спичек. Команде предстояло устроить засаду на проезжей улице, где предполагалось прохождение танков. Когда вражеские машины появятся, двое бойцов противотанковой команды должны были взять рельс с одним концом, обернутым в одеяло, и с ходу вогнать его в ходовую танка так, чтобы заклинить ведущее колесо и гусеницу. Третий номер команды поливал одеяло бензином, а четвертому оставалось только бросить на него горящую спичку.

            У нас вообще предлагалось пользоваться в ПТО "грязь-глиной":
            7. Израсходовав гранаты и бутылки с горючей смесью, бойцы-истребители заготавливают грязь-глину, которой забрасывают смотровые щели танка.
            © Инструкция по борьбе с танками выпущенная. СЗФ. 5 июля 1941 года. Подписана Ватутиным.
          4. 0
            6 октября 2020
            у кв-1 сзади был 3-й пулемет как раз для любителей крестов
        3. 0
          2 августа 2020
          Н-даа,не думал что на ВО есть те кто про немецкое прозвище КВ не знает ...
    2. -2
      1 августа 2020
      оказалось немцы не были чудаками(на М) , взяли полуфабрикаты для своих мышей от главных соперников.
    3. mvg
      -1
      3 августа 2020
      Только у нас получился настоящий тяжелый танк

      Это за какой? Т-35? На момент начала войны у нас вообще не было приемлемого танка, может только КВ частично. У англичан была Матильда, Черчиль, которые провоевали всю войну, в том числе в СА.
  2. 0
    1 августа 2020
    Предлагался 140-т танк с броней толщиной до 100 мм м двумя башнями. Первый вариант проекта предусматривал боевую массу 120 т, а в дальнейшем она увеличилась до 145 т.
    Куда лучше так... живенько, правда? А то как дом ...(Служебный роман)
    "Т-М": Фридрих 2 разработал проект броненосца с могучими пушками и мощной броней, доложился экспертному совету. Резюме: броненосец утонул feel
  3. +2
    1 августа 2020
    Сверхтяжелые танки Франции: межвоенный провал
    Это не "провал", это "затмение" "сумрачного гальского гения..."
    1. +6
      1 августа 2020
      Цитата: svp67
      это "затмение" "сумрачного гальского гения..."

      Это веяние "моды" тех лет на умы конструкторов - гигантские танки, самолёты, дирижабли, пушки, корабли, подводные лодки....
    2. +2
      1 августа 2020
      Цитата: svp67
      Это не "провал", это "затмение" "сумрачного гальского гения..."

      ой да ладно, достаточно вспомнить это творение...

      И если бы не Сталинское -- "сколько я снял (это про вес башни)" был бы уродец СМК, а не КВ... Кстати вот сам СМК и его прототип по ТЗ ГАБТу:

      1. +5
        1 августа 2020
        Цитата: PSih2097
        ой да ладно, достаточно вспомнить это творение...

        Да это "творение" "щенок" в сравнении с "французом"
        Цитата: PSih2097
        был бы уродец СМК

        Вот как то Вы переворачиваете, в отличии от КВ СМК был нормальный ХОДЯЧИЙ танк, так как использовал соответствующие своему весу двигатель и соответствующую типу своего двигателя трансмиссию, а вот в "усеченную версию", в КВ "впихнули" дизель, а трансмиссию оставили туже, в результате чего она его просто не тянула и выходила из строя
        1. +2
          1 августа 2020
          Цитата: svp67
          а трансмиссию оставили туже, в результате чего она его просто не тянула и выходила из строя

          по поводу трансмиссии -- да, была не надежна (как и В-2, на который забыли поставить воздушный фильтр), но вот даже сейчас -- посади бойца в любую бронетехнику с непривычки сцепление (иные "разумные с подготовкой в ДОСААФ" умудряются убить движок с коробкой - вместе или по отдельности) будет сожжено -- проверено поколениями офицеров, прапорщиков и старшин.
          Цитата: svp67
          так как использовал соответствующие своему весу двигатель и соответствующую типу своего двигателя

          да ладно, бензиновый двигатель для танка -- это "Гут"???
          1. +8
            1 августа 2020
            Цитата: PSih2097
            да ладно, бензиновый двигатель для танка -- это "Гут"???

            Это ПО ФИГ, главное, что двигатель был необходимой мощности, а трансмиссия рассчитана под его нагрузки, а какой он там, бензиновый, керосиновый, дизельный, это уже дело третье
            1. -6
              1 августа 2020
              Цитата: svp67
              Это ПО ФИГ, главное, что двигатель был необходимой мощности, а трансмиссия рассчитана под его нагрузки, а какой он там, бензиновый, керосиновый, дизельный, это уже дело третье

              А Вы бы хотели/желали идти в бой в похожем танке (который как спичка), если это дело третье???
              Кстати Ваша фамилия не Кулик случайно или имеете родство???
              1. 0
                1 августа 2020
                Кстати Кулик так же рассуждал, в итоге в ПТО и в ПВО к началу ВОв не было нихр***на от слова совсем...
                1. +4
                  1 августа 2020
                  Цитата: PSih2097
                  Кстати Кулик так же рассуждал, в итоге в ПТО и в ПВО к началу ВОв не было нихр***на от слова совсем...

                  Глупости говорите. Отсутствие качественных систем ПТО и ПВО это показатель слабости нашей промышленности, не сумевшей наладить массовое производство качественной продукции. И у маршала, затем генерала Кулика много заслуг, как и много поражений, он человек своего времени.
                  И уж если Вы так решили переходить на исторические личности, Вы к Мехлису ни какого отношения не имеете?
              2. +1
                1 августа 2020
                Цитата: PSih2097
                А Вы бы хотели/желали идти в бой в похожем танке (который как спичка), если это дело третье???

                Не говорите глупостей, это вопрос уже давно разобран по полочкам и доказано, что бензиновый или дизельный двигатель, на пожаробезопасность, а уж тем более на взрывобезопасность играют мало, более тут имеет значение качество конструирования и изготовления. Я вам могу предоставить фото десятки сгоревших танков Т-34 и КВ, или же с вырванными броневыми листами в районах топливных баков в первые годы войны, когда считалось, что они являются не поражаемые противотанковыми средствами противника.
                Да и для чистоты "эксперимента", имеющий дизель В-2 танк БТ-7М терялся на поле боя так же часто как и его бензиновый собрат БТ-7 и горел так же часто
                1. +3
                  1 августа 2020
                  Цитата: svp67
                  БТ-7М

                  сколько там брони было? 22мм, так ее (БТ/Т-26) что Раk. 35/36, что Pak 38 практически вместе с двигателем выносить должны были...
                  1. +1
                    1 августа 2020
                    Цитата: PSih2097
                    сколько там брони было?

                    Тут же не так о бронестойкости, как о пожаробезопасности...
                    Но на Т-34 ее уровень был нормальный и тем не менее фото сгоревших Т-34 предостаточно
                    1. +1
                      1 августа 2020
                      Цитата: svp67
                      и тем не менее фото сгоревших Т-34 предостаточно

                      сгоревших или сожженных при отступлении?
                      1. +1
                        2 августа 2020
                        Цитата: PSih2097
                        сгоревших или сожженных при отступлении?

                        Сгоревших и взорвавшихся в бою в том же июне 1941 года...







              3. 0
                3 августа 2020
                Цитата: PSih2097
                А Вы бы хотели/желали идти в бой в похожем танке (который как спичка), если это дело третье???

                Применение немцами на новом танке карбюраторного двигателя, а не дизеля может быть объяснено:
                a) специфичностью топливного баланса Германии, в котором основную роль играют синтетические бензины, бензолы и спиртовые смеси, непригодные для сжигания в дизелях;
                b) преимуществом карбюраторного двигателя над дизельным по таким важным для танка показателям, как минимально возможные для данной мощности габариты, надежность запуска в зимнее время и простота изготовления;
                c) весьма значительным в боевых условиях процентом пожаров танков с дизелем и отсутствием у них в этом отношении значительных преимуществ перед карбюраторными двигателями, особенно при грамотной конструкции последних и наличием автоматических огнетушителей;
                d) коротким сроком работы танковых двигателей из-за низкой живучести танков в боевых условиях, из-за чего стоимость бензина, сэкономленного в случае применения на танке дизеля, не успевает оправдать необходимого для изготовления дизеля повышенного расхода легированных сталей и высококвалифицированного труда, не менее дефицитных в военное время, чем жидкое топливо.

                У нас по статистике октября 1942 года процент пожаров на бензиновых Т-70 был ниже, чем на дизельных Т-34 - 19% против 23%. При том, что Т-70 питались авиабензином.
    3. +1
      2 августа 2020
      Цитата: svp67
      Это не "провал", это "затмение" "сумрачного гальского гения..."

      Скорее "острого гальского смысла" feel Очень похоже, не создали тяжелого танка, а хватаются за сверхтяжелые. Мы более адекватные были. Т-28 --Т-35--КВ, не считая СМК и пр.
  4. -8
    1 августа 2020
    "Глядя на мир, нельзя не удевляться"-по сравнению с проектом немецкого 1000тонного танка "крыса , французские проекты это детская шалость, хотя и до сих пор европейцам в танкрстроении свойственна гигантомания, и их танки больше подходят для катания по автобанам, чем для войны.
  5. 0
    1 августа 2020
    Сумрачный французский гений...)))
    1. -9
      1 августа 2020
      Астрологи не рекомендуют людям рожденным в год Козы заниматься ПОЛИТИКОЙ,КОММЕРЦИЕЙ,ВОЕННЫМ ДЕЛОМ.
      Провал гарантирован.
      Аналогичные проблемы есть и у стран,чьим тотемным животным является Коза.
      Франции в этом плане еще повезло.
      Из таких стран она лучшая.
      А если присмотреться к Польше и Украине...
      1. -1
        1 августа 2020
        Если мне память не изменяет, тотемным животным Франции был петух. С чего вы взяли козу?!
        1. -2
          2 августа 2020
          Петух является тотемным животным стран Магриба.
          Франция - это Коза.
      2. +3
        1 августа 2020
        Астрологи не рекомендуют людям рожденным в год Козы заниматься ПОЛИТИКОЙ,КОММЕРЦИЕЙ,ВОЕННЫМ ДЕЛОМ.
        Провал гарантирован.
        Аналогичные проблемы есть и у стран,чьим тотемным животным является Коза.
        Франции в этом плане еще повезло.
        Из таких стран она лучшая.
        А если присмотреться к Польше и Украине...

        А Рихард Зорге, Михаил Калашников и Гай Юлий Цезарь и не знали. laughing
        Билл Гейтс до кучи.
        Астрологи, такие астрологи...
        1. -2
          2 августа 2020
          Зорге -литературный персонаж.
          Калашников - официальное лицо группы "товарищей".
          Юлий Цезарь - собирательный образ,литературная мистификация.
          А к Биллу Гейтцу добавьте Стива Джобса.
          У Коз есть и достоинства.
          Они пионеры, лучше кого либо они выделяют новые,передовые идеи.
          Идеи,которые выдвигают,и реализуют другие люди.
          Посмотрите на команды Гейтца и Джобса.
          И все станет ясно.
          В психологии существует около пятидесяти теорий личности.
          И все рабочие.
          Потому что, смотрят на личность с разных сторон.
          Астрология позволяет обойти самую сложную тему - мотивацию.
          И в этом плане,она лучше чем другие теории.
          К тому же,любая теория работает на СЕМЬДЕСЯТ процентов.
          1. 0
            2 августа 2020
            Зорге -литературный персонаж.
            Калашников - официальное лицо группы "товарищей".
            Юлий Цезарь - собирательный образ,литературная мистификация.

            laughing ))
            А к Биллу Гейтцу добавьте Стива Джобса.

            Чё добавлять, была одна Коза, стало две! drinks Или у астрологов количество тоже переходит в качество?
          2. +2
            2 августа 2020
            Вы ошибаетесь насчёт символа Франции...

            Почему символ Франции — петух? В древности на территории Франции жили кельты, или галлы, как их называли римляне. В латинском языке слово «галл» случайно совпало со словом «петух»: gallus.
          3. 0
            2 августа 2020
            Астрология позволяет обойти самую сложную тему - мотивацию.
            И в этом плане,она лучше чем другие теории.
            К тому же,любая теория работает на СЕМЬДЕСЯТ процентов.

            Она "работает" только в головах верящих в неё недоумков.
            Ловкие составители гороскопов составляют их таким противоречивым образом, чтобы ЛЮБОЙ мог в них себя узнать.
            До сих пор помню, как мне один товарищ составил:
            "По натуре вы человек бесстрашный, но жизнь научила вас осторожности..."
  6. +3
    1 августа 2020
    ВСЕ, наверно должны были пройти свой этап гигантизма.
  7. +4
    1 августа 2020
    Вмежвоенный период сразу несколько стран прорабатывали вопрос создания сверхтяжелого танка. Бронемашина с мощной защитой и тяжелым вооружением могла серьезно повлиять на ход сражения и потому представляла интерес для армий. Однако почти все такие проекты не продвинулись дальше испытаний прототипов. Исключением стала Франция, которая смогла поставить сверхтяжелый танк на вооружение.

    ? А, как советский серийный Т-35!
    1. 0
      1 августа 2020
      С языка сняли! Я тоже заметил данную несуразицу.
      Но, видимо, автору пять башен и 58 тонн показалось обыденным делом и он превознес Францию.
    2. +1
      1 августа 2020
      Т-35 слишком легкий для причисления к сверхтяжелым. То же и про КВ-1 и КВ-2. В статье граница четко не указана, но если брать француз за ориентир, то примерно 70 тонн. Даже современные ОБТ к 70 тонн не очень подбираются. Фитнесс и движение чтоб не толстели smile
      1. +2
        1 августа 2020
        Из интереса глянул на боевую массу танка Меркава Мк.4 - 65 тонн. 5 тонн не дотянул до 70.
      2. +3
        2 августа 2020
        Цитата: dzvero
        Т-35 слишком легкий для причисления к сверхтяжелым. То же и про КВ-1 и КВ-2. В статье граница четко не указана, но если брать француз за ориентир, то примерно 70 тонн. Даже современные ОБТ к 70 тонн не очень подбираются. Фитнесс и движение чтоб не толстели smile

        Тогда на чистоту! Где немецкие Коллосаль и Маус? Если отметаем их как не серийный то «француз» единственный серийный сверхтяжёлый танк в истории!!!
        Если откроем справочники тех лет, то определения «сверхтяжёлый танк» мы не найдём ни в одном из них!!! Везде задана масса (в советских тяжи определялись весом свыше 40 тонн, в британских и французских - 50 тонн. Так что 2С банально тяжелый танк, а по немецкой квалификации ещё и средний со своей 75мм пушкой!
        1. +1
          2 августа 2020
          "Сверхтяжелый" как термин действительно отсуствует, но 70 тонн, как мне кажется, возникло не на пустом месте - грузоподъемность платформ и мостов, устойчивость дорожного покрытия, проходимость вне дорог и преодоление бродов, да и евакуация поврежденной машины массой свыше 60 тонн уже проблемма.
          Правды ради, автор должен был упомянуть немецкие творения, тем более что два екземпляра уже можно считать серией smile Мог бы упомянуть и британскую Черепаху (хоть и САУ по сути).
          drinks
          1. +1
            2 августа 2020
            Тогда уж немецких Карлов - 126 тонн, не хры-мухры!!!
            И почему 70 тонн, а не 60 или 160?
            По грузоподъёмности мостов Европы. Обратимся к стандартам Франции и нашим СНИПам! До середины прошлого века в европах стандарт автомобильного моста в пределах 30 тонн, у нас все 25!!!!
            Следуя из этого всякий Т-34-85 заведомо сверхтяжёлый танк, его 32 тоннами!!!
    3. +2
      1 августа 2020
      Цитата: Коте пане Коханка
      ? А, как советский серийный Т-35!

      Что то у меня сложилось такое ощущение,что если бы Т-35 не попробовали,то КВ мог и не родиться ...ну или гораздо позже ..
  8. 0
    1 августа 2020
    Ну по крайней мере , сделают макет из дерьма и палок, посмотрят что ничего хорошего нет, лепят что нибудь дальше. Хотя у них был не самый плохой танк В1бис, которого немцы в лоб взять не могли. У нас слепили Т-35 с броней 20 мм, которая пробивалась из винтовок.
    1. +1
      1 августа 2020
      Цитата: Вольный ветер
      с броней 20 мм, которая пробивалась из винтовок.

      Какие Ваши доказательства ?
      1. 0
        2 августа 2020
        Из интернета естественно, и на этом ресурсе статьи были , первые Т-35 20мм в круговую, затем до 30 мм увеличили верхний бронелист. Некоторые правда утверждают, что броню довели до 50-60 мм, но мне кажется данный танк ехать бы не смог , приняв на себя такой вес.
        1. +1
          2 августа 2020
          Цитата: Вольный ветер
          Из интернета естественно,

          Карбайна послушали ? Даже официально никакая винтовка 20 мм не пробьет.
          1. 0
            2 августа 2020
            Цитата: Вольный ветер
            Некоторые правда утверждают, что броню довели до 50-60 мм, но мне кажется данный танк ехать бы не смог , приняв на себя такой вес.

    2. +1
      1 августа 2020
      У нас слепили Т-35 с броней 20 мм, которая пробивалась из винтовок.

      На момент создания Т-35 из какой винтовки можно было пробить 20 мм листы?
      1. 0
        2 августа 2020
        Винтовка Мосина , бронебойным патроном образца аж 1909 года.
        1. +1
          2 августа 2020
          Более подробней не просвятите по поводу этого патрона и его бронебойной пуле?
          А то интернет такого не находит!
          Выдал только вот эту информацию -
          В 1916 году на вооружение Русской армии принят 7,62-мм патрон с бронебойной пулей штабс-капитана Кутового. ГАУ заказало 36 млн. патронов с "щитобойной" пулей Кутового, производство началось на Петроградском патронном заводе.

          1916 год. Никак не 1909-й!
  9. 0
    1 августа 2020
    Танк то французы сделали, для "Линии Мажино". Линию соорудили. Да (как всегда опять никогда такого не было) пришла беда откуда не ждали. Что-то в консерватории не поменяли.
  10. +1
    1 августа 2020
    Так это оборонительная машина.
    Должна действовать из засад, уходить к вечеру, к утру занимать новый капонир в ключевой точке.
    Скорость ему не нужна, а нужна сапёрная рота в обслуге и пара мотоциклов.
  11. +5
    1 августа 2020

    "Дредноут", блин... laughing
    1. +4
      1 августа 2020
      Этой болезнью переболели практически все страны, строившие танки, даже Япония.

      Один из вариантов разработанных Японией в 1936—1945 годах семейства сверхтяжелых танков O-I, которые должны были использоваться для нападения на СССР и Китай, а также в целях береговой обороны. Вес 120-150 тонн.
      1. +4
        1 августа 2020
        Виктор, привет! hi
        Это который тип 100 ? Да и вес одного только корпуса тоже 100 тонн.

        1. +4
          1 августа 2020
          Было несколько вариантов - Mi-To, Type 100, Type 120. А до того - Тип 87, Тип 91, Тип 92 и Тип 95.

          Тип 95. Весил, правда не 120 тонн, а только 26, но для начала тридцатых и это достаточно много.
          1. +3
            1 августа 2020
            Тип 87

            Тип 91

            Тип 92 “Кей-Сенша” вообще легкий кавалерийский танк
            1. +2
              1 августа 2020
              Тип 92 я по инерции вставил.
              1. 0
                1 августа 2020
                Ох уж эти японцы с их "оригинальностью" в плане названий и нумерации боевой техники!
                Тип 95 - под подобным номером у японцев проходит 3 машины: лёгкий танк "Ха-Го", БТР "Хо-Ги" и естественно тяжёлый Тип 95 (прототип не принимавший участия в боях).
                1. +2
                  2 августа 2020
                  БТР "Хо-Ги
                  Неверно. Тип 95 So-Ki.
                  1. +3
                    2 августа 2020
                    Кроме того, была еще инженерная машина Type 95 Crane Vehicle Ri-Ki.
                  2. 0
                    2 августа 2020
                    Интернет выдаёт оба названия. И "Хо-Ги" и "Со-Ки".
                    Как правильно знают только японцы!
                    Федосеев С. - Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939—1945
                    Бронетранспортер-дрезина "2595" ("ХО-ГИ")
                    1. +1
                      2 августа 2020
                      Я придерживаюсь правила, что основной источник информации по технике любой страны должен быть из этой страны. Поэтому Акира Такидзава, в данном случае, предпочтительнее Федосеева.
                      1. 0
                        2 августа 2020
                        Тогда по вашему, как правильно называть британский бомбардировщик - Бленим или Бленхейм?
                      2. 0
                        2 августа 2020
                        "По моему" тут ни к чему. Есть английский язык со своими правилами. Британцы произносят |ˈblɛnɪm|, американцы - |ˈblenəm|.
                      3. 0
                        2 августа 2020
                        Однако среди наших соотечественников распространено онемеченное название - Бленхейм!
                        А если японский автор утверждает, что "Хо-Ги" не правильно, а верно "Со-Ки" - так тому и быть.
                        Постараюсь запомнить. hi
                      4. +1
                        2 августа 2020
                        Среди наших соотечественников чего только не распространено, особенно благодаря интернету, википедии и писателям уровня некоторых местных трудяг клавиатуры и копипаста.
      2. 0
        2 августа 2020
        учитывая гигантские расстояния и отсутствие дорог в той части СССР, куда японцы, чисто теоретически, могли вторгнуться, использование такого танка это какой-то лютый БДСМ для самих же японцев. Понадобилась бы целая орда саперных частей с хитрыми приблудами, что-бы это куда-то смогло бы доехать. Эвакуировать ЭТО с поля боя (до которого еще доехать надо) или просто при критической поломке это целый квест. А переправу организовать, а по жд перевезти... ууу сценаристы хентай-мультиков отдыхают. Немцы намучались с более легкими Тиграми в местах куда менее диких и не освоенных.
  12. 0
    2 августа 2020
    Танки Char 2C оставались в строю до 1940 г. – до нападения Германии.

    Вернее - до поражения Франции...
  13. +1
    2 августа 2020
    Ничто никогда не выйдет за рамки, как гордые французские танки.
    1. 0
      3 августа 2020
      Цитата: Amsel
      Ничто никогда не выйдет за рамки, как гордые французские танки.

      Да ладно. Родоначальники цистерн в 1943 г. вывели на испытания тяжёлый танк массой за 80 т с бронёй аж 63 мм и пушкой 76-мм. smile
      Можно ещё вспомнить "черепашку" и Т28/Т95 ("самую незаметную в мире САУ, пропавшую из вида на 27 лет в трёх кустах" smile ).
  14. -2
    8 сентября 2020
    Если солдат трус, а мы помним, как легко французы в плен сдавались, то никакие танки не помогут
    1. 0
      24 октября 2020
      Помните? Вы ветеран вермахта?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»