Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

День ВДВ на земле: Самолетов ВТА не хватит, чтобы поднять в небо «крылатую пехоту»

Воздушно-десантные войска отмечают 90-летний юбилей

5311
Материал комментируют:

Сегодня российским Воздушно-десантным войскам — 90 лет со дня основания. История ВДВ по временным датам, конечно, уступает появлению в России флота (моряки недавно торжественно отметили 324 годовщину), пограничной стражи, артиллерии, авиации и уж точно пехоты. Отправная точка — учения Московского военного округа под Воронежем, когда 2 августа 1930 года был выброшен первый воздушный десант в составе 12 парашютистов. Но это — славная история, которая, начиная с Великой Отечественной войны, пополнялась подвигами и отвагой войск, которые стали символом мужества, готовности к выполнению любых поставленных задач. Не случайно девиз десантников: «Никто, кроме нас!» и «Нет задач невыполнимых».

Десантники универсальны по своей сути — могут быть кем угодно. Например, танкистами — в 2016 году в шести десантно-штурмовых соединениях сформированы танковые роты (три из них преобразованы в батальоны), или артиллеристами — помимо штатных дивизионов и батарей в ВДВ создаётся артиллерийская бригада. Ещё и альпинистами — в Новороссийске дислоцируется десантная горная дивизия, а также водолазами — в Рязанском десантном училище в специальном водолазном комплексе обучают подводных диверсантов. Являются также специалистами РЭБ — в войсках действуют роты радиоэлектронной борьбы и роты беспилотников. В общем, разве что до флотских специальностей не добрались. Хватает десантникам и штатной техники и вооружений, начиная от БМД-4М, БТР-МДМ «Ракушка», заканчивая стреляющими ножами.

Читайте также
Русские «Мистрали»: Зачем Россия строит бесполезные вертолётоносцы Эксперты полагают, что новые корабли станут дорогой игрушкой для флота, как и французские аналоги

Но все-таки основная «фишка» ВДВ — это именно парашютные прыжки, которые совершают все десантники, начиная от командующего, заканчивая трубачом полкового оркестра (для музыкальных инструментов предусмотрены специальные мешки при десантировании). И они их регулярно совершают («прыгают с кровати, а в ВДВ совершают прыжки с парашютом» — уточняют десантники). Как отметил накануне 2 августа командующий Воздушно-десантных войск генерал-полковник Андрей Сердюков, в прошлом году в рамках мероприятий боевой подготовки, проведения командно-штабных и тактических учений, десантники совершили около 170 тысяч прыжков с парашютом, было десантировано парашютным способом более 362 единиц боевой техники.

То есть с боевой подготовкой у десантников всё в порядке, прыжки с парашютом совершают регулярно. Это когда речь идёт о боевой учёбе, а вот способна ли ВТА (военно-транспортная авиация) обеспечить массовое десантирование и поднять в небо хотя бы одну дивизию ВДВ?

На самом деле, самолетов ВТА, способных к десантированию личного состава и техники не так уж и много. В составе ВКС насчитывается около 120 тяжёлых Ил-76 (еще около ста находится на консервации) — это основной «воздушный извозчик» для «десантуры». В четырёхрядной структуре ВТА также имеются лёгкие Ан-26 (175 единиц), средние Ан-12 (106 единиц), однако они уже давно выработали свой ресурс и попросту небезопасны. А вот сверхтяжелые Ан-124 «Руслан» (16 единиц) к десантированию парашютным способом не приспособлены. В общем, не так уж и много. Для учебных прыжков в ВДВ в основном используются самолёты Ан-2 («кукурузник») и вертолёты Ми-8, ограничено Ил-76.

Когда во время учений в прошлом году в Крыму, во время которых было десантировано почти 2,5 тысяч человек, или на учениях 2018 года, где с самолетов совершили массовые прыжки десантники (около 2 тысяч), то в каждом из них было задействовано 40−45 тяжелых «ильюшиных». Если собрать в воздушную группировку все Ил-76, то их хватит разве что на десантирование двух ПДП (парашютно-десантный полк) со штатным комплектом вооружения и военной техники. Последующая высадка десанта, с возвратом самолетов ВТА на аэродромы базирования, может быть проблематичной по причине воздействия авиации и средств ПВО в районе боевых действий.

Читайте также

— Если сравнивать с иностранными армиями, то Россия сегодня располагает самым многочисленным контингентом парашютно-десантных и воздушно-десантных частей и соединений (55 тысяч личного состава — «СП»), который превышает возможности их подъема самолетами военно-транспортной авиации, — считает военный эксперт Владислав Шурыгин. — Десантников у нас много, а вот средств их доставки в район боевых действий по воздуху явно не хватает. Это проблема не только российской армии, американцы уже давно отказались от массового десантирования парашютным способом — дорого и опасно. И если не изменяет память, то пара-тройка десятков человек из состава 82-й десантной дивизии США спускались на парашютах несколько лет назад в Афганистане. И это была не оперативно-тактическая операция, а действия группы спецназа. В России ВДВ входят в состав сил быстрого реагирования, проходят постоянную парашютно-десантную подготовку, которая в реальных условиях боевых действий может пригодиться лишь для диверсионных операций либо для ограниченной выброски парашютистов с целью захвата определенного плацдарма и удержания его до подхода основных сил.

Известно, что Минобороны заказало на Ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП» около 200 новых модернизированных военно-транспортных Ил-76МД-90А (изделие-476). Предприятие, при всех усилиях, способно выпускать в год порядка 18 воздушных машин. К слову, в прошлом году был построен только один такой самолёт, в нынешнем — пока только два. С учетом износа старых воздушных машин, парк ВТА может увеличится к 2025 году в лучшем случае наполовину (это очень-очень оптимистичный прогноз) и будет способен поднять в воздух и десантировать парашютным способом лишь одну дивизию ВДВ. Что делать остальным частям и подразделениям десантных войск? Перемещаться либо по сухопутью, либо на вертолетах — как обычная пехота.

Заслуженной популярностью пользовался в ВДВ и военно-транспортный самолёт Ан-26. В прошедшем времени потому, что самому новому Ан-26 уже за 33 года, плюс с разрывом военно-экономических связей с Украиной Россия лишилась запчастей и возможности модернизации «двадцать шестых». Эти машины заслужили репутацию «воздушных трудяг», хорошо зарекомендовали себя в различных климатических условиях, способны поднимать 5500 килограмм груза или 30 десантников, садиться на грунтовую взлетно-посадочную полосу. Во время последней внезапной проверки в российской армии именно Ан-26 использовался для десантирования войсковых разведчиков в Тамбовской области и тогда же был сделан вывод о целесообразности использования именно таких самолётов легкого класса.

Читайте также
Ответный ход: Баку успокоили, а Украина настойчиво ждёт нападения России Киев «неожиданно» противопоставит учениям «Кавказ-2020» свои «Объединенные усилия-2020»

В общем, для ВВС РФ новый легкий военно-транспортный самолет крайне необходим, причем уже далеко не первый год. Предполагалось, что им должен был стать Ил-112 В, потребность которого в армии оценивается в 300 машин при заявленной производительности Воронежским авиазаводом (ВАСО) до 12 воздушных машин в год. Этот самолет стал первым, разработанным с нуля и произведенным в постсоветский период в России, военно-транспортным средством. Серийное производство Ил-112 В могло начаться еще в 2011 году, но не хватило финансирования, а потом российский транспортник «сбил» украинский Ан-140, на который «положило глаз» тогдашнее руководство Минобороны РФ. Сейчас его активно дорабатывают после критических замечаний военных и, насколько известно, на сегодняшний день ни один Ил-112 В армии передан не был. Так что десантникам совершать парашютные прыжки предстоит не скоро.

Решить проблему с воздушной поддержкой в ВДВ решили самостоятельно — ещё в прошлом году было принято решение о создании в штате войск собственной бригады армейской авиации. Её планируют сформировать в ближайшие несколько лет. Как предполагается, в её состав войдут четыре вертолётные эскадрильи, одна из которых будет вооружена вертолётами Ми-35М «Суперкрокодил». Ещё две укомплектуют транспортно-боевыми Ми-8АМТШ, а четвертую — сверхтяжелыми вертолётами Ми-26Т2.

В штате соединений ВДВ уже давно есть авиационные эскадрильи в составе которых имеются самолёты Ан-2 и вертолёты Ми-8, которые используются для совершения учебных прыжков. Вероятно, что и авиационная бригада будет частично задействована для этих целей. Однако с «тяжеловесами» в небе у десантников дефицит сохранится — там ждут увеличения их численности в составе ВТА.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня