Автотранспорт РККА: от создания до начала Великой Отечественной

113

То, что следующая война, неизбежность которой была очевидна с момента создания СССР, непременно станет войной моторов, понимали все. Призванную защищать в грядущих битвах страну Советов Рабоче-Крестьянскую Красную армию старались «поставить на колеса» с момента ее рождения в 1918 году. Процесс этот был далеко не простым и не быстрым, несмотря на все прилагаемые ради его реализации усилия, однако к тому моменту, когда грянули первые битвы Великой Отечественной, он в основном увенчался успехом.

Понятно, что во время лихолетья Гражданской войны, да и в первые годы становления советской власти говорить о какой-либо системной и массовой механизации едва-едва созданной из разрозненных отрядов и полупартизанских формирований РККА было бы попросту смешно. Тут бы одеть, обуть, накормить бойцов да найти каждому по винтовке, желательно исправной…



При этом нельзя сказать, чтобы в наследство от Российской Императорской армии РККА в этом плане не досталось совершенно ничего. Машины были: по подсчетам историков, количество их превышало 40 тысяч. Вот только принадлежали они более чем к 200 различным маркам (мудрено было найти даже две одинаковые!), и, что самое главное, на три четверти пребывали в состоянии полнейшей непригодности к эксплуатации даже в мирных условиях. В боевых и подавно.

Тем не менее, первые автомобили в красноармейских рядах появлялись уже тогда. Конечно же, трофейные или реквизированные у «буржуев» (вплоть до изъятых из Императорского гаража) и исключительно иностранного производства. Это вполне могли быть бельгийский легковой Metallurgique или американский грузовик White. По душе пришлись красноармейцам и итальянские FIAT Tipo-3 Ter – эта машина представительского класса была вместительной, да еще и давала возможность установить на ней парочку пулеметов. Впоследствии на Московском автомобильном заводе для нужд армии собирались грузовые модели той же фирмы — FIAT-15 Ter. Тоже с пулеметами, естественно.

Как бы то ни было, по оценкам историков, колесный парк РККА к 1920 году насчитывал не более 7,5 тыс. единиц, из которых подавляющее большинство были легковыми. Кроме того, технически исправными считать даже с большой натяжкой можно было не более 45% машин. Усугубляло ситуацию то, что в условиях отсутствия импортных запчастей серьезную поломку устранить было невозможно никаким способом. В связи с этим положение стремительно менялось от плохого к худшему и, по оценкам некоторых исследователей, к 1928 году в РККА на ходу оставалось немногим более тысячи автомобилей. Впрочем, уже через четыре года это количество возросло, причем сразу в пять раз. И это были уже не трофейные «старички», а советские автомобили.

Свою роль сыграло образование в составе Красной армии Управления механизации и моторизации, а также принятие Реввоенсоветом «Системы танко-тракторного автоброневого вооружения РККА». Впрочем, все решения так и остались бы на бумаге, не заработай к тому времени первые советские автомобильные производства. Упоминавшийся выше Московский автомобильный завод поставлял РККА «линейку» грузовиков: от первой полуторатонной модели АМО-Ф-15, бывшей, по сути не самой удачной копией все того же FIAT-15 Ter, до гораздо более совершенных АМО-2, АМО-3 и Я-5.

Военные грузовики становились все более отечественными, уходя как от импортных комплектующих, так и от заимствованных технических решений. Впрочем, на первых порах приходилось пользоваться всем, что возможно, и на заводе «Гудок Октября» вовсю шло производство для армии собираемых из американских деталей грузовиков Ford А и Ford АА. В это время наша страна вообще массово скупала у «проклятых капиталистов» все, что только можно, как для дальнейшего изучения и копирования, так и для использования по прямому назначению. Автомобильной техники для РККА это касалось в самой полной мере: машин необходимо было очень много, а свое производство только-только становилось на ноги.

Руководство партии, страны, армии старалось успеть к началу войны как могло. В июне 1941 года автопарк РККА составляли уже более 270 тысяч машин различных типов. Много это или мало? Можете судить сами, исходя из того, что на весь СССР грузовиков к тому моменту имелось 700 тысяч. Впрочем, главной проблемой Красной армии было не количество имевшихся у нее «колес», а их качество. Составлявшие к началу Великой Отечественной основу ее подвижного состава грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА, ЗИС 5 и 6 моделей, а также наиболее грузоподъемные (от пяти до восьми тонн) автомобили «Яг» абсолютно ничем не отличались от «гражданских» моделей. В том числе, увы, ни надежностью, ни проходимостью.

С легковыми машинами для командного состава дело обстояло и того хуже: ни о каких внедорожниках речь не шла. Впоследствии мирные «эмки» (ГАЗ М-1) и ЗИС будут нещадно вязнуть на разбитых вдребезги дорогах войны, а то и становиться братскими могилами для офицеров и генералов, не сумев уйти по бездорожью от обстрела или авианалета. Самой же, пожалуй, большой проблемой после нападения Вермахта станет отсутствие в РККА должного количества специальных автомобилей: автоцистерн, заправщиков, передвижных ремонтных мастерских для той же бронетехники. К началу войны обеспеченность ими мехкорпусов составляла максимум 40%. Впрочем, были части, где она не доходила и до 7%.

Как это все аукнулось нашей армии в грозном 1941-м — тема для другого разговора. Однако нам в любом случае не стоит сгоряча судить и давать оценки: готовились изо всех сил, а для максимальной механизации РККА с 1918 по 1941 год было сделано даже больше, чем можно было бы ожидать.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    21 июля 2020
    И это все? Мало катастрофически мало информации и фотографий!!! Даже про Русское автомобильное наследство в молодой советской республике можно было бы охватить только парой-тройкой работ!!!
    Эх! Будем ждать продвинутых форумчан, возможно кто либо подкинет информацию и фотографии!
    Всем доброго дня, с уважением! Коте!
    1. +13
      21 июля 2020
      Влад, привет и доброго утра! hi
      Полностью согласен с твоей оценкой, статья как-будто писАлась на ходу, на коленке в общественном транспорте. Хоть бы фотографий для обзора подкинули. А ведь тема-то интереснейшая и не одну статью. Вот то, что нашел на скорую руку:
      1) АМО-Ф-15.
      2) АМО-2.
      3) Я-5.


      1. +12
        21 июля 2020
        Вот ещё ГАЗ-ААА, та же полуторка, только трёхосная и до кучи ЗИС-5.

        1. +10
          21 июля 2020
          При этом шасси ГАЗ-ААА было основой для советских бронеавтомобилей. Особенно при модернизации старых моделей.
      2. Цитата: Морской Кот
        1) АМО-Ф-15.

        кстати сказать, с АМО очень интересная история.
        Когда кончились довоенные машинокомплекты ФИАТ 15-Tер, завод перешёл в 1918-ом от сборки к ремонту всего, что двигалось - от мотоциклов до тракторов. А в 1919-ом сосредоточился на ремонте и восстановлении "уайтов"-трёхтонников. Но! Этот ремонт был в тех условиях, конечно, из категории "я его слепила из того, что было.." - на американцев ставили фиатовские движки 35 л.с. (не тянувшие ни хрена, конечно), кустарные КПП, фиатовские радиаторы и собственной конструкции кабины. За 5 лет восстановили 130 уайтов. Но - заводчане так изучили в результате этой экстремальной деятельности матчасть, что к 1924-му году подготовили свою версию уайта к серийному производству - АМО У-3.
        Однако, партия решила выпускать проверенный ФИАТ 15.

        На фотке ниже - ярославская автодрезина на базе уайта 3т. и собственно сам "восстановленный" на АМО уайт

        1. +2
          21 июля 2020
          Интересно. hi А что за штуковины перед передними колёсами на верхнем фото, Вы не в курсе?
          1. Цитата: Морской Кот
            А что за штуковины перед передними колёсами на верхнем фото, Вы не в курсе?

            в курсе. Это щётки)
            1. +2
              21 июля 2020
              А зачем? Это случаем не железнодорожный вариант?
              1. я же написал:
                ярославская автодрезина на базе уайта 3т.

                конечно, ж/д)
                1. +2
                  21 июля 2020
                  Мне нужно было внимательнее читать. smile
                  1. без проблем))
                    1. +3
                      21 июля 2020
                      Наш ГАЗ-51 с американцами на борту и с "полтинником" Браунинга. Корея?
                      1. Она самая) Трофейный 51Н, импровизированная дрезина с джи-ай из 2-ой пехотной дивизии на борту)
                      2. +2
                        21 июля 2020
                        Нормально ребята устроились laughing , интересно, задние диски они поменяли, или как на передних, родных, катаются? Похоже, что всё-таки поменяли, там раньше двускатка была.
                      3. Цитата: Морской Кот
                        или как на передних, родных, катаются?.

                        да, без заморочек.
                      4. +1
                        21 июля 2020
                        Ну вот, хоть как-то отплатили за "Студеры" с "Виллисами", теперь и они на нашем "Газоне" покатались. wink
                      5. Цитата: Морской Кот
                        теперь и они на нашем "Газоне" покатались.

                        чаще, увы, всё-таки так:
                      6. +2
                        21 июля 2020
                        Ну, война -- есть война, что тут поделаешь... request
                      7. это да.
                        а вот тропа Хо Ши Мина:




                        тоже знакомые всё лица - колуны и полста первые (ну, точнее, 63-и)
                      8. 0
                        8 октября 2020
                        Для справки: Завод основан как "Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова."
                        8 июля 1957 года на автозаводе состоялся многотысячный митинг, на котором выступил сам секретарь Горьковского обкома Игнатов. Он сообщил о работе июньского Пленума Центрального комитета партии, изложил его решения об антипартийной группе, рассказал о грандиозных достижениях Советского Союза в области промышленности и сельского хозяйства и предложил рабочим направить просьбу о снятии с завода имени Молотова.
                        В ноябре 1957 года Государственный автомобильный завод имени Молотова был официально переименован в Горьковский автомобильный завод.

                    2. +1
                      21 июля 2020
                      Цитата: Д-р Франкенштуцер
                      без проблем))

                      А тормозить как? Не буду вникать в теории (хотя мог бы, но большинству здесь не интересно), просто делались такие опыты журналом "За Рулём" с УАЗом "Патриот" кому интересно просто сайт "За Рулём"!
    2. Это я что только что прочитал?...
      Эпиграф к статье?!
      Автор не смотрел цикл "Автомобили в погонах" от студии "Крылья России"? Не читал Евгения Коченева?!
      Или, как студент, вспомнив в последнюю очередь, что нужно сдать реферат, "на коленке" написал пол странички?!
      1. +9
        21 июля 2020
        Цитата: Вождь краснокожих
        Или, как студент, вспомнив в последнюю очередь, что нужно сдать реферат, "на коленке" написал пол странички?!

        Не обижайте студентов. Они забесплатно пишут.
    3. +9
      21 июля 2020
      Утро доброе! Комментариев будет на три статьи! hi
    4. +3
      21 июля 2020
      Мне несколько лет назад повезло- я нашёл книгу , о которой долго мечтал- *Автомобили РККА 1918-1945*, я целенаправленно искал книгу с ТАКИМ названием! А через пару лет в дополнение- * Вездеходы РККА*
    5. +6
      21 июля 2020
      И это все? Мало катастрофически мало информации и фотографий!!!

      а что Вы ожидали, мой дорогой друг? Мне просто непонятно, почему такие статьи печатают в разделе истории. Сказано было неоднократно на форуме - не мной, многими, а комментарии пользователей гораздо информативнее. Со всем глубоким уважением к администрации, становится непонятно, почему данного автора усиленно пихают в этот раздел. hi
  2. +5
    21 июля 2020
    В июне 1941 года автопарк РККА составляли уже более 270 тысяч машин различных типов. Много это или мало?

    Мало, конечно. За время войны произвели еще 265 600, по Ленд-Лизу заехало еще 433 967, но все равно не хватало до конца войны.
    1. +1
      21 июля 2020
      ОТЧЕТ УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЯ ГАВТУ КА О РАБОТЕ ЗА ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
      28 сентября 1945 г
      ....
      "5. Изменение автопарка за годы войны

      А. Увеличение автопарка.

      Автомобильный парк Красной Армии в течение ведения войны непрерывно возрастал и составил на 1.05.1945 г. 664 455 автомобилей, т.е. увеличился в 2,4 раза по сравнению с 1941 г.

      Увеличение автопарка шло за счет отечественных, импортных и трофейных автомобилей (тыс. шт.):

      На 22.06.1941 г.
      Отечественные 272,6
      На 1.01.1942 г.
      Отечественные 317,1 Трофейные 1,4
      На 1.01.1943 г.
      Отечественные 378,8 Импортные 22,0 Трофейные 3,7
      На 1.01.1944г.
      Отечественные 387,0 Импортные 94,1 Трофейные 14,9
      На 1.01.1945 г.
      Отечественные 395,2 Импортные 191,3 Трофейные 34,7
      На 1.05.1945 г.
      Отечественные 385,7 Импортные 218,1 Трофейные 60,6

      Как видно из таблицы, удельный вес отечественных машин снижается за счет поступления импортных и трофейных машин, а также усиленного списания за последний период машин ГАЗ и ЗИС, поступивших в армию по мобилизации из народного хозяйства и прошедших свои амортизационные сроки"
      1. 0
        21 июля 2020
        Как видно из таблицы удельный вес отечественных машин

        Есть ещё один нюанс, например в 1945 году в действующей армии 24 танковых и 12 механизированных корпусов, а всего в армии 40 подвижных соединений(не считая кавалерии).
    2. +2
      21 июля 2020
      Цитата: Arzt
      но все равно не хватало до конца войны.

      Вы правы, Юрий, но покажите мне хоть какую-либо воюющую армию, в которой грузовиков хватало.
    3. -1
      22 июля 2020
      Не просто мало, а катастрофически мало.
      Продажи у Г. Форда в 1914 году составили 308 213 машин

      Например.
  3. +8
    21 июля 2020
    К сожалению, при Союзе памятникам воинам автомобилистам И их верным машинам уделялось внимание меньше, чем танкистам , например.
    Но они были
    В 1968 году в Брянске первый такой памятник - построили целый комплекс на месте формирования 19 автобригады.

    Другой приметный памятник на Симферопольской трассе в Запорожье построен в 1976 году по просьбе ветеранов- автомобилистов- боевой ЗИС 5в, принимавший участие в том числе в форсировании Днепра выгоды войны

    Тогда у водителей принято было приветствовать такие памятники клаксоном.
    Позже строили ещё, но нельзя сказать, что очень уж много.
    Сейчас, к счастью, возникло движение реставрации старых авто, в том числе военных.
    Такую память нужно бережно хранить
    1. +2
      21 июля 2020
      Я в детстве по областному радио слышал песню про ГАЗ-АА- *Полуторка! Полуторка! Машина марки ГАЗ!* там ещё были слова как ей в годы войны не раз доводилось вытаскивать из грязи *подружку свою М-1*
    2. В Киеве два таких памятника...
      Сейчас поищу и скачаю...

      .
  4. +8
    21 июля 2020
    Маловато будет. И полностью отсутствует иллюстративный материал. Автор что, на работу опаздывал?
  5. +7
    21 июля 2020

    ЗиС-6
    По грузовику ЯГ-10 -
    оснащался импортным двигателем и до 1940 года включительно ЯГАЗ собрал всего 158 грузовых автомобилей и 165 единиц техники под переоборудование.
    Двигатели для этих машин приобретались в рамках отдельных контрактов в сравнительно малых количествах. При этом имели место любопытные процессы. Так, организация «Азнефть» нуждалась в мощных грузовиках, но ЯГАЗ не мог их поставить. Для решения этой проблемы нефтяники самостоятельно закупили у США нужные компоненты и отправили их в Ярославль.
    В 1936 году был разработан проект ЯГ-10М. В нем предусматривалось использование нового двигателя ЗИС-16 и иной трансмиссии. В ближайшем будущем такой грузовик должен был поступить в серию и решить проблему моторов. Однако было построено лишь 10 опытных образцов. Причины этого банальны: Завод им. Сталина был способен удовлетворить лишь свои нужды и не мог поставлять двигатели другим предприятиям.

    ВО
    Грузовик ЯГ-10. Первый советский трехосный.
    Рябов Кирилл
    ЯГАЗ - Ярославский завод не имел собственного моторного производства и был вынужден использовать двигатели завода ЗИС или покупные американские марки Hercules!

    Трофейные автомобили ЯГ-6 в Финляндии (из фондов Военного музея в Хельсинки)
    ЯГ-6 - советский тяжёлый грузовой автомобиль грузоподъёмностью 5 тонн.
    С 1936 по 1943 годы было построено 8075 единиц.
    Машина оснащалась двигателями - ЗИС-5, Hercules-YXC-B (50 щт.), ЗИС-16 (16 шт.).
  6. +4
    21 июля 2020
    На заставке легендарная "полуторка". Баранку такой крутил муж моей тёти Мани - бравый усатый старшина дядя Саша Осминин - под Ленинградом и в Прибалтике. ОЧЕНЬ жалею сейчас что я - глупый мальчишка 50-ых - не порасспросил его про фронт, блокаду и его медали...
    1. Цитата: Владимир Машков
      На заставке легендарная "полуторка". Баранку такой крутил муж моей тёти Мани - бравый усатый старшина дядя Саша Осминин - под Ленинградом и в Прибалтике.

      Владимир, всё же на картинке "гражданский" вариант - гнутое крыло, бампер, цельная кабина,дворник (!!), "гражданский" кузов со всеми откидными бортами..Осмелюсь предположить, что дядя Саша крутил баранку машинки попроще - ММ-В. Это просто предположение)
      1. 0
        21 июля 2020
        Нет, на снимке всё же "гражданский" вариант: дворник, гнутое крыло и бампер есть. А вот дверей кабины и кузова не видно. Ну, и впереди бравый старшина дядя Саша с усами, в лихо сдвинутой направо пилотке, в вылинявшей гимнастёрке и с каким-то ремнём через правое плечо.
        1. я говрил про заглавную картинку поста.
          1. 0
            21 июля 2020
            А я - про снимок дяди Саши: он ездил на "гражданском" варианте.
            1. а-а, понял. Значит, был не прав в своих предположениях.
  7. +9
    21 июля 2020
    В июне 1941 года автопарк РККА составляли уже более 270 тысяч машин различных типов. Много это или мало? Можете судить сами, исходя из того, что на весь СССР грузовиков к тому моменту имелось 700 тысяч.

    А зачем судить самим, если есть широко известный в узких кругах "доклад Федоренко" - Доклад начальника ГАБТУ Главному военному совету РККА о состоянии обеспечения автобронетанковой и транспортной техникой Красной Армии на 1 июня 1941 г.
    В нём чётко прописаны все зияющие высоты автомобилизации РККА:
    Потребность военного времени:
    Автомобили легковые и ПИКАП – 49305
    Автомобили грузовые ГАЗ – 213571
    Автомобили грузовые ЗИС – 257256
    Мастерские типа «А» – 7972
    Мастерские типа «Б» – 4378
    Бензоцистерны – 60914
    ПЗС – 2571
    Прочие спецмашины – 159911
    Всего автомобилей: 755878

    Наличие на 15.06.41г.:
    Автомобили легковые и ПИКАП – 17280
    Автомобили грузовые ГАЗ – 117415
    Автомобили грузовые ЗИС – 75803
    Мастерские типа «А» – 2729
    Мастерские типа «Б» – 1556
    Бензоцистерны – 11252
    ПЗС – 725
    Прочие спецмашины – 45380
    Всего автомобилей: 272140

    Некомплект по военному времени:
    Автомобили легковые и ПИКАП – 32025
    Автомобили грузовые ГАЗ – 96156
    Автомобили грузовые ЗИС – 181453
    Мастерские типа «А» – 5243
    Мастерские типа «Б» – 2822
    Бензоцистерны – 49662
    ПЗС – 1846

    Прочие спецмашины – 114531
    Всего автомобилей: 483738

    Поступит машин по мобилизации из нар. хозяйства:
    Автомобили легковые и ПИКАП – 23864
    Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС – 209880
    Мастерские типа «А» – нет
    Мастерские типа «Б» – нет
    Бензоцистерны – нет
    ПЗС – нет

    Прочие спецмашины – 6000
    Всего автомобилей: 239744

    Некомплект с учетом поступления из нар. хозяйства:
    Автомобили легковые и ПИКАП – 8161
    Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС – 67729
    Мастерские типа «А» – 5243
    Мастерские типа «Б» – 2822
    Бензоцистерны – 49662
    ПЗС – 1846
    Прочие спецмашины – 108531
    Всего автомобилей: 243994

    То есть, даже с учётом поступления автотранспорта по мобилизации, РККА будет иметь лишь 2/3 машин от штата. Причём это "средняя температура по больнице". А если копнуть глубже, то окажется, что самый большой некомплект приходится на самые нужные машины - трёхтонные грузовики, которые даже приходится заменять 1:1 на полуторки, ломая все схемы тылового снабжения.
  8. +5
    21 июля 2020
    Вот ещё немного про автотранспорт из этого доклада:
    По грузовым машинам ЗИС, мастерским типа «А» и «Б» и походно-зарядным станциям Красная Армия имеет значительный некомплект.
    Рассчитывать на покрытие некомплекта по этим машинам, за счет поставки по мобилизации из народного хозяйства, как показал опыт польской и финской кампаний, не представится возможным, так как громадное количество машин будет поступать на сдаточные пункты в плохом техническом состоянии и с изношенной резиной.
    Отпуск НКО автомашин и в особенности, грузовых ЗИС до сего времени был недостаточен. При годовой заявке НКО в 93450 автомобилей, из них ГАЗ — 40785, ЗИС — 43205, прочих — 9550 или 66,5% от общего выпуска — 140000 машин в год.
    За пять месяцев поставлено: 27633 автомашины или 29,5% годовой заявки НКО.
    Недополучение машин по заявке НКО не давало возможности обеспечить автотранспортом проводимые по Армии оргмероприятия.
    Снабжение Красной Армии спецмашинами лимитируется с одной стороны — дефицитом специального оборудования (станки, инструмент и проч.), с другой стороны — 3-хосными автомобилями, на которых монтируется около 50% всех типов спецмашин.
    Намеченный перевод ряда спецмашин на прицепы на сегодня не обеспечен необходимым выпуском соответствующих типов прицепов.
    Существующие на снабжении армии автомобили по проходимости не отвечают современным требованиям, необходимо:
    1. Организовать массовое производство легковых и грузовых автомобилей повышенной проходимости с 2-мя и 3-мя ведущими осями.
    2. Для работы в тылу армии по подвозу грузов часть автомобилей выпускать грузоподъемностью 6-10 тонн.
    3. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей, так как некомплект по Красной Армии, главным образом, идет за счет этого типа машин, замена которых грузовиками ГАЗ нецелесообразна из-за увеличения водительского состава и тыла войсковых частей.
    1. +2
      21 июля 2020
      И главный вопрос! Почему так мало было выпущено автотранспорта для нужд КА На что тратились ресурсы и умы автопромышленности?
      А ответ простой.
      На бронеавтомобили!
      БА-И - 109 шт.
      БА-10 - 3414 шт.
      КС-18 - 94 шт.
      На авиамоторы!
      В письме от 13 мая 1941 года «О возможностях производства бронеавтомобилей ГАЗ-62» (такое название тоже проходило по документации) начальник АБТУ военинженер 1-го ранга Коробков упоминал следующее:
      «…основная трудность для постановки на производство ГАЗ-62 — это загруженность завода авиационными заказами. После подготовки на производство авиамотора К-10, в настоящее время дано задание готовить новый авиамотор. Это загружает инструментальную базу и совершенно не даёт возможности заняться подготовкой к производству новых автомобилей
      На легкие танки!
      Т-40 - 960 шт.
      Т-60 - 5665 шт.
      Т-70 - 8231 шт.
      1. +7
        21 июля 2020
        Цитата: Vovk
        А ответ простой.
        На бронеавтомобили!
        БА-И - 109 шт.
        БА-10 - 3414 шт.
        КС-18 - 94 шт.

        Капля в море на фоне нехватки автомобилей в сотни тысяч единиц.
        Более того, БА-10 выпускались на шасси ГАЗ, которых в армии был избыток.
        Цитата: Vovk
        На авиамоторы!

        А военинженер 1-го ранга Коробков случайно не упоминал - а как обстоят дела с освоением ШРУС для ГАЗ-62? Или с отечественными шинами? Ибо испытания машины проходили, ЕМНИП, на импортной резине.
        Цитата: Vovk
        На легкие танки!

        Т-60 и Т-70 - это уже военное время. Когда армия, ударными темпами пролюбив довоенные запасы, требовала хоть что-то с бронёй.
        1. 0
          21 июля 2020
          Цитата: Alexey RA
          Цитата: Vovk
          Капля в море на фоне нехватки автомобилей в сотни тысяч единиц.
          Более того, БА-10 выпускались на шасси ГАЗ, которых в армии был избыток.

          Во первых о каком идёт избытке в армии шасси ГАЗ, если не хватало буквально любого транспорта?
          Артиллерию у нас ведь лошади тягали из-за этого до 1943?
          Во вторых это было разбазаривание ресурсов и так задыхающейся от "левых" заказов автопромышленности ... может быть 3000 Бензоцистерн вместо выпуска недобронеавтомобилей были бы той недостающей "соломинкой" в приграничных боях?
          А в третьих специалисты автопромышленности вместо увеличения надежности тех же 3-х тонных ЗИСов и увеличения их количества занимались откровенным очковтирательством в виде выпуска полуторок, недобронеавтомобилей, недолегких танков т-40 (а потом Т-60, Т-70), да еще авиамоторами занимались (хотя проблема с обычными авто-моторами никуда не уходила).
          1. +4
            21 июля 2020
            Цитата: Vovk
            Во первых о каком идёт избытке в армии шасси ГАЗ, если не хватало буквально любого транспорта?

            По штатам мирного времени:
            Некомплект по мирному времени:
            Автомобили легковые и ПИКАП – 8721
            Автомобили грузовые ГАЗ – +22184
            Автомобили грузовые ЗИС – 40886
            Мастерские типа «А» – 2694
            Мастерские типа «Б» – 2092
            Бензоцистерны – 8431
            ПЗС – 1135
            Прочие спецмашины – 35860
            Всего автомобилей: 77635

            В результате, до войны места отсутствующих ЗИСов начали заполнять "полуторками".
            Цитата: Vovk
            Артиллерию у нас ведь лошади тягали из-за этого до 1943?

            Так из полуторки тягач никакой. Собственно, она и как автомобиль армии уже не подходила - армия ждала ГАЗ-63.
            Цитата: Vovk
            может быть 3000 Бензоцистерн вместо выпуска недобронеавтомобилей были бы той недостающей "соломинкой" в приграничных боях?

            Может. Если бы было, где произвести для них сами цистерны и аппаратуру. ЕМНИП, бензоцистерна была штучным продуктом, поднимавшим стоимость бензозаправщика до стоимости лёгкого танка.
            Цитата: Vovk
            А в третьих специалисты автопромышленности вместо увеличения надежности тех же 3-х тонных ЗИСов и увеличения их количества занимались откровенным очковтирательством в виде выпуска полуторок, недобронеавтомобилей, недолегких танков т-40 (а потом Т-60, Т-70)

            Специалисты автопромышленности сделали до войны двухтонку ГАЗ-63. Но в серию её поставить не удалось - комплектующие йок. Я уже писал, что даже шины высокой проходимости в СССР не производились.
            Т-40 вообще никакого отношения к автопрому не имеет - это детище танкового завода. А выпуск Т-60 и Т-70 на ГАЗ - это не инициатива автопрома, а указание ГКО.
            1. -2
              22 июля 2020
              В СССР производилось ровно то, для чего были станки. И ровно в том количестве.
              По большей части это было устаревшее оборудование, отжатое у буржуев. Частично приобретённое.
              Настоящее производство автомобилей в СССР началось как раз после ВОВ после ввода в строй трофейного немецкого оборудования, и поступления ещё в период войны американских автомобилей.
              К слову сказать, тот-же "Москвич" до самого конца использовал частично те самые немецкие ещё станки и оснащение. А "ЗИЛ" ещё со времён дореволюционного АМО.
              1. +1
                22 июля 2020
                Цитата: Карт
                По большей части это было устаревшее оборудование, отжатое у буржуев.

                Это до 1927 г. После "Военной тревоги", когда внезапно обнаружилось, что промышленности у страны нет в том числе и из-за катастрофического износа станков, начались закупки оборудования на Западе.
                Цитата: Карт
                А "ЗИЛ" ещё со времён дореволюционного АМО.

                АМО до революции смогли укомплектовать станками всего на 15%. Поэтому он и занимался отвёрточной сборкой.
      2. +2
        21 июля 2020
        И главный вопрос! Почему так мало автотранспорта было выпущено для нужд КА

        https://alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1012170
        На все нужно время, к 1938 году танковые войска РККА - 29 бригад, по планам к 1942 будет 40 бригад(не только танковых), людей к 01.01.1938 90 880 человек, а к 01.01.1943 95 866 человек. Потребность армии военного времени обр. 1938 года в автомобилях 22 400 легковых, 201 960 грузовых и 81 420 специальных.
        https://paul-atrydes.livejournal.com/139869.html
        Сначала численность скакнула во время мероприятий июня - августа 1940( недоставало техники - 641 легковой, 17 650 грузовых, 10 580 специальных а/м). А потом очень резко после февраля 1941, когда решили сформировать 21 дополнительный мехкорпус.
        1. +4
          21 июля 2020
          Цитата: strannik1985
          Сначала численность скакнула во время мероприятий июня - августа 1940

          Началось всё с реформы лета 1939 г., когда отказались от тройчаток и перешли на кадрово-кадрированную структуру. Мехкорпусами тогда ещё не пахло - сначала потребности в автотранспорте выросли у пехоты.
          В соответствии с принятым решением, 15 августа 1939 г. нарком обороны маршал К.Е. Ворошилов отдал директивы №№ 4/2/48601—4/2/48611 Военным советам Ленинградского (ЛВО), Московского (МВО), Калининского (КалВО), Белорусского (БОВО) и Киевского особых (КОВО), Харьковского (ХВО), Орловского (ОрВО), Приволжского ПриВО), Северо-Кавказского (СКВО), Уральского (УрВО) и Сибирского (СибВО) военных округов, согласно которым им следовало с 25 августа по 1 декабря 1939 г. сформировать 18 управлений стрелковых корпусов, перевести кадровые дивизии на новый штат 8 900 человек и развернуть 36 дивизий тройного развертывания в 92 дивизии по б 000 человек.22 августа нарком обороны докладывал в ЦК ВКП(б) и СНК СССР об обеспеченности вооружением предлагаемых организационных мероприятий; С учетом наличия вооружения в неприкосновенном запасе проводимые мероприятия были в целом обеспечены по винтовкам, пулеметам, 82-мм минометам и 76-мм пушкам. По самозарядным винтовкам, 45-мм противотанковым пушкам, 122-мм гаубицам и 76-мм зенитным пушкам покрытие некомплекта ожидалось в течение 1939 г. на основании получения их от промышленности, а потребность по противотанковым ружьям, 12,7-мм станковым пулеметам, 50-мм, 107-мм и 120-мм минометам, 152-мм гаубицам, 37-мм и 45-мм зенитным пушкам и автомобилям удовлетворялась поступлением от промышленности в 1939—1940 гг. Нарком обороны просил разрешить использовать неприкосновенный запас, обязать промышленность выполнить план военных заказов на 1939 г. и произвести дополнительный заказ на автомобили.
          © Мельтюхов
          1. +1
            21 июля 2020
            Началось все с реформы 1939 г., когда отказались от тройчаток

            Транспорт для "тройчаток" входит в моб.план 1938 года(305 780 автомобилей), тогда уж 20 "дополнительных" СД по мероприятиям 1938-1940 годов(было 150 СД, стало 170) и 28-40 1941 года(планировали 210 СД, сформировали 198).
            1. +4
              21 июля 2020
              Цитата: strannik1985
              Транспорт для "тройчаток" входит в моб.план 1938 года(305 780 автомобилей),

              Так это для исходных тройчаток - на случай их развёртывания в военное время. А в 1939 г. из 36 тройчаток решили развернуть 92 кадрированные сд в 6000 чел. Каждая из этих дивизий потребовала свой штатный автотранспорт уже в мирное время. И внезапно оказалось, что автотранспорт придётся дозаказывать.
              1. +1
                21 июля 2020
                И внезапно оказалось, что автотранспорт придётся дозаказывать.

                Оно и понятно, даже БУС - 1939 не являлись общей мобилизацией.
  9. +4
    21 июля 2020
    И всё? Это всё равно, что сказать : масло масляное.
    Я рассчитывал на большее
  10. +5
    21 июля 2020
    Много это или мало?

    Очень мало из-за завышенных потребностей, по МП-41 потребность военного времени 755 878 автомобилей, из них грузовых ГАЗ 213 571, грузовых ЗИС 257 256, легковых и ПИКАПов 49 305. При том, что всего к 1 января 1941 года в народном хозяйстве 807 тыс.автомобилей, из которых 704 тыс.грузовых. Не тянула страна формирование 60 танковых, 30 моторизованных, 2 мотострелковых дивизий и 1 мотоброневой бригады. У них готовность расписана до 1943 года включительно.
  11. +5
    21 июля 2020
    Кстати, в "докладе Федоренко" был ещё один прелестный момент:
    Авторезина

    Все имевшиеся у Наркомата обороны запасы авторезины израсходованы за период 1939-1940 г.
    На 1941 г. Наркоматом обороны заявлено 525000 комплектов резины. На первое полугодие 1941 г. выделен фонд в 195000 комплектов или 35% от годовой заявки.
    Для обеспечения текущей потребности в резине и для замены в военных округах изношенной резины, необходимо во втором полугодии 1941 г. выделить Наркомату обороны 430000 комплектов резины.

    А потом командиры танковых и механизированных соединений пишут в "докладах о состоянии", что автомобили у ни есть, а ездить нельзя - резины нет (ЕМНИП, у кого-то до трети парка стояло на приколе).
    1. +5
      21 июля 2020
      Шинная возня - Коллекционер баянов — LiveJournal
      altyn73.livejournal.com
      Великая депрессия сделала весьма сговорчивыми американцев, и фирма "Зайберлинг" подписала контракт на разработку проекта и техническую помощь в строительстве и пуске шинного завода в Ярославле. Американские инженеры постоянно контролировали ход работ и наладки оборудования, и в 1932 году завод дал первую продукцию. Шесть лет спустя он вышел на проектную мощность — 3 млн шин в год — и стал по этому показателю первым в Европе.
      Однако покрышек все равно не хватало. Генерал, а впоследствии маршал Еременко, командовавший Особой дальневосточной армией, в феврале 1941 года записал в своем дневнике, что очень много машин стоит на приколе из-за отсутствия резины. Напряженка с покрышками наблюдалась даже на правительственном уровне. Шины для правительственных лимузинов делились между наркоматами путем их ожесточенной переписки с Совнаркомом и друг с другом. Что говорить о других ведомствах, когда Берия для ГУЛАГа не без труда смог получить лимит на несколько десятков дополнительных колес.

      Один завод на весь СССР!!!
      Из этой же статьи -
      Однако проблема заключалась в том, что СССР, союзник Германии, не мог получить разрешение на экспорт стратегических материалов из США. Представителям Главшинпрома пришлось возвращаться домой несолоно хлебавши. Они, правда, привезли забавную историю о том, какое представление о России имеют американцы. Один из них спросил: "Правда ли, что у вас была война красных с белыми и красные победили?" И, получив утвердительный ответ, недоверчиво посмотрел на гостей и спросил: "И как же вам, белым людям, удалось выжить и устроиться на работу?"

      Очень плохо было в СССР с каучуком, но ещё хуже было с количеством заводов производящих столь нужную продукцию, как автомобильные покрышки!
      1. +2
        21 июля 2020
        Поэтому долгое время в СССР гуттаперчу получали из бересклета бородавчатого.
        1. +1
          21 июля 2020
          В 1933 году в горах Тянь-Шаня аборигены указали советским ботаникам на одуванчик кок-сагыз, содержавший каучук. Его начали сеять по всей средней полосе. За успехи в освоении новой культуры тружеников села награждали: за 17 кг сырых корней кок-сагыза полагалась пара галош, за 65 кг – пара сапог.

          В ход шло многое из чего была возможность получить хоть "каплю" недостающих материалов!
          1. +1
            21 июля 2020
            Верно. И кок-сагыз использовали. До тех пор, пока каучук не научились синтезировать.
            1. +1
              21 июля 2020
              Ампяраторская Япония для получения нужного количества каучука просто оккупировала Индонезию!
              1. +1
                21 июля 2020
                С гевеей как каучуконосом мало что сравнится.
                Причём до Второй Мировой войны значительная часть каучука из Индонезии отправлялась в США и Англию.
                1. +2
                  21 июля 2020
                  А у нас гевеи не растуть... Только одуванчики...
                  И у германца не растуть... И он обходился контрабандой и синтетикой...
                  Они и "Фанту" "замутили" после прекращения поставок ароматизаторов от "Coka-cola"... Эрзац!
            2. +4
              22 июля 2020
              Цитата: Korsar4
              Верно. И кок-сагыз использовали.

              Дык... единственный из растущих на территории СССР природных каучуконосов с более-менее приличным выходом сырья. Помницца, вопросами его разведения занимался Трофим Денисович.
              1. +1
                22 июля 2020
                А у Трофима Денисовича было много чего интересно.
                Но и на Солнце есть пятна.
  12. +3
    21 июля 2020
    Да как бы и у немцев в 41 году - та ещё солянка что в грузовых, что в легковых.
    1. +2
      21 июля 2020
      Вермахт в 1941 имел: собственный атотранспорт,трофейный из: Чехословакии, Франции+ довоенные закупки Польши, Бельгии из Англии и Америки и Дюнкерк тоже добавил трофеев
    2. +2
      21 июля 2020
      Ещё и советских машин и тракторов потом насобирали. Но им удавалось худо-бедно снабжать свои автомобили запасными частями и авторезиной. А главное горючим!
    3. +2
      21 июля 2020
      Да как бы у немцев в 41 году

      В пехоте, автотранспортных частях РГК(Heer), артиллерии, подвижные войска снабжались более - менее однообразно, в боевых и частях управления танковых дивизий много техники повышенной проходимости (хотя бы 6х4, как тягач - транспортер "Протце", основной тягач ПТО и транспортер моторизованной пехоты в дивизии).
  13. +2
    21 июля 2020
    Цитата: Димка75
    Цитата: Вождь краснокожих
    Или, как студент, вспомнив в последнюю очередь, что нужно сдать реферат, "на коленке" написал пол странички?!

    Не обижайте студентов. Они забесплатно пишут.

    А тут откровенная халтура
  14. ))
    слева направо:
    Форд V8-51 (трофей)
    Пежо 202 (трофей)
    МБ 170V (трофей)
    Бедфорд MWD (ленд-лиз)
    ГАЗ-АА (довоенный, похоже, судя по крыльям и двум фарам)
  15. Это вполне могли быть американский грузовик White.


    что значит "могли бы"?
    Уайты в императорской армии, насколько знаю, были самой распространённой грузовой иномаркой. Что-то порядка 5 тыс было поставлено за годы ПМВ. На 01.07.1917 на балансе армии числилось 2600 уайтов. На втором месте шёл паккард. Вопреки расхожему мнению, кстати, что это чисто "легковой" бренд, из 2 тыс. единиц, поставленных в РИ, легковыми были только 300 автомобилей.
    Так что Уайт - безусловный лидер-трудяга Первой мировой и вполне мог стоять у истоков механизации РККА по наследству от Империи)
    Вот уайты:


    лебёдка для запуска дирижаблей:

  16. +5
    21 июля 2020
    многие не понимают, что СССР начинал строить свою промышленную базу на пустом месте. николашке даже в голову не приходило ,что наступил 20-век, и мир начинает жить по достижениям науки и техники. в царской россии не было своего шарикоподшипникового завода, основы машиностроения, не было своей химической промышленности от слова совсем, ну просто ни чего не было! а главное не было специалистов , не хватало своих инженеров, механиков, высокой квалификации токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, и т.д .всё приходилось создавать с нуля , и первую очередь ликвидировать безграмотность , готовить своих спецов , буквально во всех отраслях. а вот времени на это ,и не хватало .в 1922 году закончилась гражданская война, и вот за 17 лет создали то, что смогли. а есть вещи, которые за 17- лет не проскочишь -это культура производства, и опыт работы приобретенный годами. поэтому наша техника отличалась от зарубежной , грубоватостью , и качеством, но она была и на ней можно было воевать. она могла работать, на топливе сомнительного качества ,неприхотлива в обслуге. немцы повоевавшие на восточном фронте не брезговали нашими зисами.
    1. -6
      21 июля 2020
      Цитата: Unknown
      многие не понимают, что СССР начинал строить свою промышленную базу на пустом месте. николашке даже в голову не приходило ,что наступил 20-век

      Более наглого, не основанного на фактах и безнравственного заявления (в очередную годовщину расстрела императорской семьи) трудно представить. Во-первых, Императорское Российское автомобильное общество (ИРАО) возглавлял флигель-адъютант императора Свечин, выпускник известного училища правоведения. До РАО (с 1907 года ИРАО) является соучредителем и ведущим членом Международной Автомобильной Федерации (1904), участвует в выработке регламентов проведения автопробегов, внесли огромный вклад в совершенствование конструкций автомобилей и ПДД. Членами ИРАО являлись организации автомобилистов Германии и Швеции, т.к. одним из ведущих центров развития автомобилизма являлась Рига. Многие члены императорской фамилии являлись автолюбителями, участниками автопробегов. Именно в России (в Гатчине) была впервые создана регулярная государственная автомобильная служба (прообраз Гаража №1) и организована подготовка персонала водителей и механиков. Завод ЗиЛ должен был заработать в 1917 году.
      Стыдитесь!
      1. +10
        21 июля 2020
        Цитата: iouris
        Более наглого, не основанного на фактах и безнравственного заявления (в очередную годовщину расстрела императорской семьи) трудно представить.

        И не говорите. Все же знают про небывалую мощь РБВЗ, выпустившего с начала производства до 1915 года аж 451 машину.
        Про автозавод Лесснера, выпустивший около сотни машин, после чего хозяин закрыл производство и перешёл на выпуск торпед для флота.
        Про автозавод Пузырева - 38 машин.
        Про... а нет, это всё довоенное российское автопроизводство. smile
        А что у нас за рубежом? А там у нас за 1913 г. в Британии было произведено 34 000 автомобилей, в Германии - 20 000, во Франции - 45 000 автомашин.
        А почему у нас-то так? А потому что Империя - это не Франция и не США. В Империи вся хайтек-промышленность начинается и выживает первые десятилетия только на госзаказах - потому что внутренний рынок минимален и не может поддержать производство. И без этих заказов ей не выжить.
        И как государство поддержало отечественного производителя автотранспорта? А никак. Первые кредиты на автопром пошли только когда жареный петух клюнул - после начала ПМВ, в 1915 г. Немудрено, что выстроенный на них завод Рябушинского начал работу только в 1917 г.. причём только в качестве сборочного из импортных машкомплектов.
        Почему так? А потому что станков удалось собрать только 15% от необходимого числа, да и с отечественными комплектующими была полная пятая точка:
        Тут же выяснились ожидаемые затруднения на пути утверждения в России собственного автомобилестроения. Одно из них заключалось в том, что потребуются "высокие сорта стали, отливок и поковок", подшипники и резиновые шины с ободами. Между тем "высокие специальные сорта стали" "пока в России не выделываются", лишь в будущем "имеется в виду... поднять вопрос о расширении, с правительственной поддержкой, Невского судостроительного и механического завода" специально для выпуска подходящей стали, поковок, отливок, подшипников и т. п.. Условия правительственной поддержки возникавшим отечественным автомобильным предприятиям включали временное разрешение ввоза 30% материалов из-за границы. Докладчик РАО В.Ф. Давыдов полагал, что "по окончании войны эта льгота пойдет в ущерб развитию отечественной промышленности... Если оборудовать заводы и приступить к производству, получив 30% заграничных материалов, поручить руководство делом иностранцам и оперировать еще на иностранные капиталы, то можно ли при таких условиях нарождающуюся промышленность назвать русскою".

        © Поликарпов В.В. От Цусимы к Февралю. Царизм и военная промышленность в начале ХХ века,
        Цитата: iouris
        Во-первых, Императорское Российское автомобильное общество (ИРАО) возглавлял флигель-адъютант императора Свечин, выпускник известного училища правоведения.

        Угу... и вот что они писали про отечественный автопром:
        Активисты Российского автомобильного общества с сожалением отметили, что "в мирное время со стороны военного ведомства не было сделано ничего для создания отечественной автомобильной промышленности".
      2. Цитата: iouris
        Более наглого, не основанного на фактах и безнравственного заявления (в очередную годовщину расстрела императорской семьи) трудно представить

        А зачем, интересно, педалить тему убийства императорской семьи? Чтобы выпятить свои монархические предпочтения?
        Речь в комментарии, на который Вы дали реплику, шла не о хобби нуворишей и придворных, и не о энтузиастах-одиночках, а об индустрии, как таковой. Считать же ею несколько десятков "отвёрточных" мастерских типа кузовной артели Петра Ильина в Каретном, или фабрика Пузырёва, которую он сам называл не иначе ,как "заводом", или Лесснер, или Дукс - это несерьёзно, согласитесь.
        Так-то да, спохватились и стали привлекать частный капитал к строительству в Москве, Кинешме и Ярославле - но увы...война и последовавшие за ней события.
        Так что, Ваш оппонент прав - автомобильная промышленность родилась только при Советах. И - отдельное спасибо Великой Депрессии)).
        1. 0
          22 июля 2020
          Цитата: Д-р Франкенштуцер
          Чтобы выпятить свои монархические предпочтения?

          Ни о каких "предпочтениях", в частности, "монархических предпочтениях" речь не идёт. Деятельность исторических фигур необходимо оценивать объективно. Царь не может отвечать за развитие автомобильной промышленности. То, что Вы вменяете в вину Николаю II, имеет объективные причины. Государства развиваются неравномерно. Тема эта в начале XX века была новая. Страна огромная, автомобильных дорог не было. Главный вид транспорта в такой стране - железная дорога. Железнодорожная сеть России построена именно при царском режиме. Со своей стороны, Николай II никогда не препятствовал развитию автомобилизма или авиации в России. Напротив.
          Кстати, часть железных дорог России сегодня находятся за пределами РФ.
          И сегодня автомобильный транспорт РФ - это "ленд-лиз". Пишите лучше о современных "нуворишах" и "отвёрточной сборке".
          1. +1
            23 июля 2020
            То, что Вы вменяете в вину Николаю II, имеет объективные причины. Государства развиваются неравномерно.

            А развиваются они неравномерно или от нехватки полезных ископаемых и прочих ресурсов. Или от политики собственного правителя и его окружения!
            В РИ ресурсы были - с политикой развития страны было плохо!
            А этой политикой должен был заниматься государь-батюшка и его правительство...
            А они желали на лошади и крестьянской телеге доехать до 21 века!
          2. +1
            23 июля 2020
            Цитата: iouris
            Царь не может отвечать за развитие автомобильной промышленности.

            То есть, за отсутствие господдержки автомобильной промышленности в своём государстве царь ответственности не несёт. Это всё плохие министры виноваты. smile
            Ещё раз: свободный рынок при развитии новых отраслей - это не про Империю. Ещё в конце XIX века Кази писал про то же российское судостроение, что это химера, держащаяся на государственных заказах. Не будет господдержки - не будет развития. Хотя бы потому, что за рубежом начали раньше и просто экономически задавят новую отечественную отрасль за счёт серийности и объёмов выпуска.
            Вон, с Лесснером рыночек порешал - завод закрылся, хозяину оказалось выгоднее делать торпеды по госзаказу, чем автомобили.
      3. +2
        21 июля 2020
        Стыдитесь!

        Чего стыдиться?
        Того, что на РБВЗ было изготовлено 8 штук бронеавтомобитей для РИА?
        Стыдимся. Все остальные БА изготавливались на шасси купленных "за бугром"!
        Или изготовлены они были так-же "за бугром"!
        Чего ещё надо стыдиться?
        Отсутствия производства тракторов?
        Стыдимся!
        1. 0
          22 июля 2020
          В этом смысле Вам должно быть "по барабану". Я же указал Вам на другое. Если Вам не стыдно, то могу лишь выразить сожаление. Но я понимаю Вашу реакцию - она обусловлена.
          1. +1
            23 июля 2020
            Я же указал Вам на другое. Если Вам не стыдно, то могу лишь выразить сожаление.

            Интересно рядовые французы скорбят о Взятии Бастилии или казни обожаемого ими Людовика 16?
            1. +2
              23 июля 2020
              Цитата: hohol95
              Интересно рядовые французы скорбят о Взятии Бастилии или казни обожаемого ими Людовика 16?

              А як же! Каждый год отмечают день взятия - парадом, народными гуляньями и фейерверками. Правда, на траурные эти мероприятия как-то не очень похожи. smile
  17. -4
    21 июля 2020
    "Автотранспорт РККА" - это почти исключительно ленд-лиз
    1. Цитата: iouris
      "Автотранспорт РККА" - это почти исключительно ленд-лиз


      да неужели? По состоянию на 1 мая 1945г. в РККА:
      всего: 664 500 автомобилей
      Из них:
      58,1 % – отечественного производства
      32,8 % – ленд-лиз
      9,1 % – трофейные.

      так что, речь уместнее вести о "половине", а не "почти исключительно", не так ли?
      1. 0
        25 июля 2020
        За всю войну автопромышленность СССР произвела 200 тыс. разных автомобилей (в основном, морально устаревших "американцев").
        Studebaker US6 - получено 114 500 штук.
        Chevrolet GT7100 - получено 47 700 штук.
        Ford G8T - (самый массово поставлявшийся грузовик из неполноприводных) - получено 85 тысяч штук.
        Dodge WF32 (тяжёлые) - получено 9 тысяч штук.
        Diamond T-981 (балластные тягачи ) - получено 471 тягач.
        Это без джипов Willys. Интересно, как передвигались бы командиры без этих Willys'ов.
        Это не я - это Google.
        1. А как это противоречит написанному мной?
          Поясню свою позицию: я совершенно не поддерживаю тех, кто швыряется г...ном в ленд-лиз, но и не понимаю тех, кто утверждает, что СССР был на стопроцентном подсосе у ленд-лиза. И то, и другое утверждение - примитив.
          1. 0
            26 июля 2020
            Полностью противоречит. Дело не в отрицании ленд-лиза, дело в том, что автомобильная промышленность СССР во время войны не могла производить качественную продукцию (и до сих пор с этим "проблемы"), поэтому была фактически остановлена, а необходимые транспортные средства в достаточных объёмах поступали по ленд-лизу.
  18. +4
    21 июля 2020
    Статья обо всем и ни о чем. В 5-м классе школьники сочинения более содержательные пишут.
    1. ну, значит автор из 4-го класса)
  19. +9
    21 июля 2020
    Администрация сайта ВО!
    Зачем Вы поручаете пропагандисту, который кроме громкой трескотни не способен ни на какие серьезные творческие усилия, освещать такие темы? Ведь это читают!!! И что читатель узнает из этой дазцыбао? Почему сайт ВО столь наплевательски относится к своей репутации?
    1. +1
      22 июля 2020
      Цитата: Undecim
      Почему сайт ВО столь наплевательски относится к своей репутации?

      Институт репутации уничтожен. Видимо навсегда.
  20. +3
    21 июля 2020
    С легковыми машинами для командного состава дело обстояло и того хуже: ни о каких внедорожниках речь не шла.

    Марка ГАЗ-61-40 ни о чем не говорит ? А НАТИ-АР ?
    Составлявшие к началу Великой Отечественной основу ее подвижного состава грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА, ЗИС 5 и 6 моделей, а также наиболее грузоподъемные (от пяти до восьми тонн) автомобили «Яг» абсолютно ничем не отличались от «гражданских» моделей.

    Опель Блитц тоже являлся гражданским грузовиком, хотя и был выпущен в количестве 82 тысяч.
    Кстати, ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА, как и ЗИС-5 и ЗИС-6 конструкционно отличались не намного, поэтому можно говорить о только двух типах машин, что очень благотворно сказывалось на номенклатуре запчастей и заводов. А вот какой кошмар преследовал немецких ремонтников всю войну, так это тихий ужас, достаточно посмотреть доксериал Автомобили второй мировой.
    1. 0
      21 июля 2020
      Цитата: Альф
      А вот какой кошмар преследовал немецких ремонтников всю войну,

      Не понимаю, "какой кошмар"? Если есть запчасти, возможность ремонта и т.д. При наличии этих условий любую технику можно восстановить! Собственно как и сейчас вот только из "современной" техники желательно выкинуть всякие "девайсы" !
      1. 0
        22 июля 2020
        Цитата: неглавный
        Не понимаю, "какой кошмар"?

        Огромное количество самых разных машин.
        Цитата: неглавный
        Если есть запчасти,

        Не всегда они есть в нужное время в нужном месте и для нужного типа.
  21. 0
    21 июля 2020
    Аукнулось конкретно: тысячами брошенных танков, тягачей с прицепленными орудиями, а потом сотнями тысяч солдатских жизней...
    1. 0
      21 июля 2020
      Аукнулось конкретно: тысячами брошенных танков, тягачей с прицепленными орудиями, а потом сотнями тысяч солдатских жизней...

      Тягачей или же в большинстве случаев тракторов?
      Основной тягловой силой на равне с лошадью были простые трактора.
      На ваш взгляд, что можно было сделать после окончания Гражданской войны?
      Как увеличить количество автомобилей, тракторов и тягачей в РККА?
      1. -1
        22 июля 2020
        Цитата: hohol95
        На ваш взгляд, что можно было сделать после окончания Гражданской войны?
        Как увеличить количество автомобилей, тракторов и тягачей в РККА?

        Построить заводы?
        Купить их за границей?
        Всё это было сделано, но недостаточно.
        1. +4
          22 июля 2020
          Цитата: Карт
          Построить заводы?
          Купить их за границей?

          Построили и купили. Но железо само по себе не может сконструировать и выпускать технику. Нужны кадры. А с грамотными кадрами в стране, где ликбез действовал до конца 30-х, где весной 1941 г. в танковую дивизию было отобрано 50% новобранцев с тремя классами образования - была напряжёнка.
          В результате тягачи на бумаге есть, а на деле - это не тягачи, а двигатели слесаря Полесова.
          «… возьмите этот трактор и попробуйте работать с пушкой: не тянет требуемый вес пушки, мощность как военной машины мала… неплавный ход, варварские условия для водителя в кабине совсем обесценивают этот трактор. А если эту машину оставить как транспортную и как средство для перевозок грузов, то она тоже не подходит по грузоподъемности… Армии нужны трехтонные машины, а если она будет полуторатонной, то тоже армию не устроит… На всех ваших транспортных машинах неповторимое число недостатков… Максимальная скорость этой машины 8 км/ч, но обычно она делает 6 км/ч… машина сама себя не тянет на 4-й скорости… если я встал на боевую позицию, а потом мне надо позицию переменить немедленно, а мне нужно 40 минут, чтобы только завести трактор…».

          © Совещание конструкторов с представителями армии относительно эксплуатации СТЗ-5. Апрель 1941 г.
          Официальные документы тоже не радовали:
          Отказавшись от мысли создать универсальную машину, завод приступил к выпуску тракторов СТЗ-5, отвечающих, по его мнению, требованиям сельского хозяйства и транспорта. Все же и этим требованиями трактор СТЗ-5 не удовлетворял по многим показателям, и заводу пришлось в течение этих лет ввести около 900 изменений в конструкцию выпускаемых им тракторов.
          Так как для дивизионной артиллерии никакого трактора в Красной Армии не было, то, несмотря на то, что трактор СТЗ-5 не выдержал ни одного полигонного испытания, пришлось идти на применение этого трактора в Красной Армии в качестве временной меры, до появления нового трактора, целиком отвечающего новым требованиям НКО.
          (...)
          Сталинградским заводом были изготовлены 2 образца модернизированных тракторов СТЗ-5, которые были подвергнуты полигонным испытаниям в 1940 году. Полигонных испытаний модернизированные трактора не выдержали, после чего Сталинградский завод эти работы забросил и до настоящих дней ничего не делает по модернизации трактора СТЗ-5…
          Трактор СТЗ-5 ни по динамическим качествам, ни по удобству обслуживания, ни по надежности работы ни в коей мере не отвечает требованиям, предъявляемым к трактору дивизионной артиллерии, и неотложно требует большого количества изменений, охватывающих всю конструкцию трактора…
          Дивизионная артиллерия не имеет соответствующего трактора, отвечающего ее тактико-техническим данным и требованиям.
          © Зам. начальника отдела мехтяги ГАБТУ майор Иванов. 09 июня 1941 г.
          1. 0
            22 июля 2020
            Цитата: Alexey RA
            где весной 1941 г. в танковую дивизию было отобрано 50% новобранцев с тремя классами образования

            А если учесть, что человека с СРЕДНИМ образованием готовы были на руках носить, а с высшим от призыва исключали...
            А если вспомнить, что в "России, которую мы потеряли" 50% (!) призывников были неграмотными, то к 40-му году работа была проделана колоссальная.
          2. 0
            22 июля 2020
            Нужны кадры.

            Немцы первые 3 ТД сформировали в 1935 году, ещё 2 в 1938, всего Вермахт в 1939 имел 13,5(считая кавалерийскую бригаду за 0,5 дивизии) подвижных соединений. К 22 июня 36 соединений(включая 4 МД СС).
            РККА 29,5 до 1939 года, 26(не считая кавалерии)с июня 1940 и 102,5(!!!) подвижных соединения с февраля 1941. Коэффициент роста просто огромный.
            В результате тягачи на бумаге

            Выходов минимум два - 76-мм пушки/120-мм минометы, подрессорить гаубицу 1910/30, как вариант буксировать по французской системе - отдельно орудие за станины, отдельно передок со снарядами, на 4-орудийную батарею 9 тягачей получается.
            1. 0
              23 июля 2020
              Цитата: strannik1985
              Коэффициент роста просто огромный.

              Я не про армию. Я про промышленность - про те самые КБ, которые конструировали транспортные машины с неповторимым числом недостатков, и про заводы, усугублявшие конструктивные недостатки производственными. Помните первый воздушный фильтр Т-34: мало того, что конструкция негодная, так ещё и сварные швы негерметичны.
              50% новобранцев я привёл как срез состояния общества - вот какие кадры доставались БТВ даже после отбора.
              Цитата: strannik1985
              Выходов минимум два - 76-мм пушки/120-мм минометы

              Только в военное время, как эрзац. В довоенное мирное время ГАБТУ хочет кампфгруппы "как у больших", а Вы помните, что было из артиллерии у того же Эбербаха под Кричевым.
              Цитата: strannik1985
              подрессорить гаубицу 1910/30,

              Снята с производства, КБ и завод заняты серийным производством М-30.
              Цитата: strannik1985
              как вариант буксировать по французской системе - отдельно орудие за станины, отдельно передок со снарядами, на 4-орудийную батарею 9 тягачей получается

              ГАУ может и согласиться. А ГАБТУ распнёт предложившего - во первых, тягачей в требуемых количествах нет, а, во-вторых, это вызовет рост численности техники не только у батарей, но и у тылов.
              А по итогам 1940 г. уже понятно, что корпус надо ужимать.
              Здесь генерал-полковник т. Павлов достаточно убедительными цифрами и на схемах указал на необходимость иметь ширину фронта 15 — 20 км, считая гарантийную полосу по 5 км справа и слева, а остальное остается для ввода в прорыв. А мы имеем факты, когда иногда заставляют идти в прорыв в полосе шириною в 5 — 6 км. Как может такая масса танков войти в прорыв? Мы подсчитали на наших учениях (даже выбрасывали по 2500 машин из боевого состава, брали самое необходимое для жизни и боя), и то у нас в прорыв идет 6800 машин, почти 7000. Как можно втиснуть такую массу машин на такой узости этого фронта?
              © Хацкилевич
              Один боекомплект танкового корпуса — это, примерно, 100 вагонов. Маршал Советского Союза т. Буденный говорил о том соответствии боеприпасов и горючего, какое надо иметь в прорыве. Один боекомплект приблизительно, как я сказал, это 100 вагонов. Вот представьте себе, какой нужен тыл, чтобы за собой это все тянуть, тем более, если иметь три с половиной боекомплекта.
              © он же
              1. 0
                23 июля 2020
                Я про промышленность

                Факторы взаимно влияли друг на друга - машины повышенной проходимости (Газ-ААА, Зис-6), ремлетучки "А", "Б", водо/масло/бензоцистерны, грузовики с бочками наконец, ЗПУ М4 и пушки 61-К. 26 подвижных соединений и 8 корпусных комплектов всяко проще сформировать, чем 90/30.
                50% новобранцев

                Нюанс в том, что эти показатели приходятся на июнь 1940 - март 1941, на фоне общего увеличения численности армии, формировании дополнительных 48 стрелковых дивизий.
                Только в военное время как эрзац

                Миномет - нет, на дистанции до 2 км при стрельбе по горизонтальным целям миномет эффективней гаубицы. Даже в 1945 при переходе от ТК к ТД сократили ЛАП(24 76-мм пушки), но оставили миномётный полк(36 ПМ-38) и ввели гаубичный дивизион(12 М-30). Безусловно иметь в загашнике 210-мм мортиры, как у Эбербаха под Кричевом лучше, но выбора-то нет. Просто на это время нужно, осознать и принять меры.
                Снята с производства, КБ и завод заняты производством М-30.

                Последние 21 гаубицу выпустили в 1941 году, до 1943 гаубица была основной в войсках.
                А ГАБТУ распнет предложившего

                Обр.1910/30 с исходным весом в боевом положении 1466 кг увезет даже Зис-5/Зис-6, тем более, что года до 1940 ей и замены(кроме 76-мм пушки) нет без нового двигателя. Но для осознания этого нужно время, минимум несколько лет.
                А по итогам 1940 г.понятно, что корпус надо ужимать.

                Не надо, точнее надо, но не там. Например на 15 ноября 1944 в 2 Гв.ТА по штату 7243 автомобиля, по списку 5570. Неудивительно, ведь эти автомобили, в том числе, перевозят 69 330 выстрелов 76-мм ДА, 26 613 120-мм мин. Если и ужимать, то общее количество танков
            2. 0
              23 июля 2020
              Кстати, на том же Совещании Павлов прямо сказал, что функции артиллерии в мехкорпусах придётся частично перекладывать на тяжёлые танки с противоснарядным бронированием - иначе никакой тыл не выдержит такого расхода снарядов.
              Я приведу некоторые справочные данные по расходу снарядов. Если для подавления одного пулеметного гнезда в полевой обстановке требуется снарядов 76-мм — 120 или снарядов 122-мм гаубицы — 80, то я прошу вас подсчитать, сколько потребуется танку выстрелов для того, чтобы уничтожить одно пулеметное гнездо? Или ни одного, или с дистанции 1000 — 1500 м 2 — 3 снаряда.
              Для уничтожения пушки ПТО, как правило, применяется 122-мм гаубица. Нужно 70 — 90 снарядов. Я спрашиваю вас: сколько потребуется тяжелому танку [снарядов] для того, чтобы подавить одну пушку ПТО? Или ничего, или один выстрел. Я повторяю, для тяжелого танка, который не знает, что такое воздействие противотанковой пушки.
              Для того, чтобы подавить батарею, потребуется 152-мм снарядов от 400 до 700 штук.
              При массовом применении танков я позволю себе задать вопрос: сколько потребуется сделать выстрелов танковой роте тяжелых танков, чтобы подавить батарею 75-мм пушек?
              Как видите, товарищи, дело очень простое, и, казалось бы, экономичное. Я утверждаю, что наличие большого количества тяжелых танков сильно поможет артиллерии в ее работе и сократит расход снарядов.
              © Павлов
              Павлова расстреляли, но дело его жило и дальше - штурмСАУ второй половины войны выросли как раз из этих предпосылок.
              1. 0
                23 июля 2020
                Павлова расстреляли, но дело его жило и дальше - штурмСАУ второй половины войны

                В обе стороны - появились САУ или ТТ с орудием от 122-мм, но и количество систем стреляющих с ЗОП увеличилось - с января 1943 МинПолк, в МСБр лёгкие АДн, в ТК ЛАП, с сентября 1944 в ТА ЛАБр(48 76-мм и 20 100-мм пушек). Там где не могли взять качеством(калибром), взяли количеством. Например в МК 40 Зис-3(10 180 снарядов), 100 БМ-37(16 812 мин), 54 ПМ-38(6834).
        2. 0
          23 июля 2020
          Построить заводы?
          Купить их за границей?

          К тому же эту майку, Зин,
          Тебе напяль — позор один.
          Тебе шитья пойдёт аршин —
          Где деньги, Зин?.. [

          Финансы в стране были?
          Или их едва хватило именно на то, что и было приобретено?
          Вот и получается, что было закуплено столько оборудования на сколько позволяли средства!
  22. +1
    23 июля 2020
    Лошадь как средство транспорта никто не запрещал и не отменял.
    Для сравнения все пехотние дивизии, главная сила немецкой армии, использовали лошади как основное средство транспорта. Более милион лошадей.
  23. 0
    23 июля 2020
    Цитата: Alexey RA
    Кстати, на том же Совещании Павлов прямо сказал, что функции артиллерии в мехкорпусах придётся частично перекладывать на тяжёлые танки с противоснарядным бронированием - иначе никакой тыл не выдержит такого расхода снарядов.

    В етом вся проблема Красной армии в начале. Теория что танк сам справится с оборону, при етом без расхода на боеприпасов, насквоз гнилая. В воображение Павлова танк что то вроде вундервафе на поле боя. К сожалению ошобся. Танк не справился сам ни с артилерии, ни с пехотинцев. Не только в 1941 но и до конца не справлялся. Не смог ето делат и после войну и до наших дней.
    Пехота и артилерия без танков способни вьиполнит всех задач. Но танки без пехота и артллерия погибнут и ничего не успеют сделать.
  24. 0
    27 сентября 2020
    Тем не менее, первые автомобили в красноармейских рядах появлялись уже тогда. Конечно же, трофейные или реквизированные у «буржуев» (вплоть до изъятых из Императорского гаража) и исключительно иностранного производства.
    Про Руссо-Балт автор видимо никогда не слышал
    Упоминавшийся выше Московский автомобильный завод поставлял РККА «линейку» грузовиков: от первой полуторатонной модели АМО-Ф-15, бывшей, по сути не самой удачной копией все того же FIAT-15 Ter, до гораздо более совершенных АМО-2, АМО-3 и Я-5.
    завода с таким названием не было, завод назывался АМО, чуть позже 1-й ГАЗ, а потом ЗИС.
    Я-5 выпускался не на АМО-ЗИС, а в Ярославле на ЯАЗ-е.

    Статья жуткая халтура, а к автору просьба: если можешь не писать - не пиши!
    1. 0
      1 октября 2020
      Цитата: Lewww
      завода с таким названием не было

      Вообще-то был. Но сильно позже.
      В 1939 году бывший "Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи" был переименован в "Московский автомобильный завод имени КИМ". Занимался сей завод сборкой "русских фордов" из "чужих" комплектующих (поначалу фордовских, затем - ГАЗовских).
      Цитата: Lewww
      Статья жуткая халтура, а к автору просьба: если можешь не писать - не пиши!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»