Гроза двенадцатого года. Ружья

134

Фрагмент панорамы «Бородинское сражение» Ф. Рубо. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана

Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Внимания всех, прошу я, господа.
На Родину надвинулась беда.
Гроза военная покрыла наше небо.
Двенадцатого в день форсировали Неман
Нежданно Бонапартовы войска…
Гусарская баллада. 1962 г.




Оружие 1812 года. Что может быть более грозным, чем созданное руками человека оружие? Ну разве что явления природы. Но в начале XIX века человек еще не был так силен, чтобы, нажав одну или нескольких кнопок разноцветных, освободить силу, сопоставимую с силами природы. Но даже примитивные ружья и штыки, пушки и ядра, сабли и палаши того времени несли людям смерть очень даже эффективно. Например, в парижском Музее армии есть металлическая кираса французского кирасира, на левой стороне которой зияет отверстие с рваными краями размером с кулак, проделанное ядром. И можно себе представить, какова была после этого судьба этого всадника. Иной раз и ружейной пули (размером с грецкий орех) было вполне достаточно, чтобы точно так же ее пробить. И вот, прочитав об этом в одном из предыдущих материалов, некоторые читатели «ВО» попросили меня рассказать более подробно именно об оружии 1812 года, как нашем, так и наших противников. И вот как раз о нем сейчас и пойдет наш рассказ, сопровождаемый рисунками нашего известного иллюстратора А. Шепса. Что касается иллюстраций с образцами униформы российской армии 1812 года, то они принадлежат к серии рисунков Н. В. Зарецкого, подготовленных им в 1911 году к юбилею Отечественной войны 1812 года, на основе которых была выпущена серия популярных почтовых открыток.

Гроза двенадцатого года. Ружья

Гренадер л-гв. Преображенского и мушкетер Севского пехотного полков. Художник Н.В. Зарецкий. 1876-1959. Русская армия в 1812 году. СПб., 1912

Главной силой российской императорской армии, впрочем, и не только российской, в Отечественной войне 1812 года являлась пехота, численность которой составляла практически две трети от ее личного состава. В пехотном полку числилось 2201 рядовой и офицер, 1800 человек из которых имели в качестве главного оружия пехотное ружье. Почему это важно подчеркнуть? Просто потому, что в то время существовала довольно странная практика: каждому роду войск иметь собственные, отличные от всех прочих ружья. Но при этом именно пехотное ружье со штыком было главным оружием в армии. Весило оно больше пяти килограммов, но зато и отличалось очень большой прочностью. Так, в 1808 году командир Либавского мушкетерского полка докладывал, что у него полку используются ружья еще 1700 года, то есть ровесники Петра Великого и Полтавского сражения. Происходило это потому, что оружие делали в ту эпоху с очень большим запасом прочности, стреляли из этих ружей довольно редко, а ухаживали – бережно. Вот и получалось, что служили они по веку и больше! Среди пехотных ружей было много трофейных образцов. Например, французских, закупленных Россией в Англии, а также австрийских, прусских, голландских, а еще шведских. Но вот то было хорошо, что устройством своим друг от друга практически ничем не отличались. У всех был французский же батарейный замок, а различались лишь мелкими деталями.

Другое было плохо: все это оружие имело стволы с разным диаметром канала ствола, так что в русской армии на вооружении в 1808-1809 годах находилось одновременно оружие 28 различных калибров, от 13,7 и до 22 мм. Снабжать их централизованно боеприпасами было исключительно сложным делом. Но выход был найден: солдаты сами и пули отливали (для этого в полки поставлялись специальные пулелейки), и патроны из бумаги клеили – для этого нужны были оправки под патроны тоже, так что главное, о чем надо было позаботиться интендантам, – это порох.

В 1805 году наконец-то было принято поистине революционное решение: установить в армии единый калибр и для ружей, и для пистолетов, равный 7 линиям, или 17,78 мм, и разом решить проблему снабжения. Новые ружья с этого же года начали поставлять в армию, хотя использовались и старые образцы. Впрочем, по меркам наших дней, и этот калибр был очень большим, превосходя противотанковые ружья периода Великой Отечественной войны. Пуля имела вид шарика, отлитого из свинца, и весила 27,7 г., а заряд пороха к пехотному ружью составлял 8,6 г.


Вот как выглядело это ружье…

Однако решить – одно, а вот наладить выпуск нового оружия – совсем другое, а еще сложнее насытить этим оружием свою армию. Оборудование тогдашних российских оружейных заводов было до крайности примитивным, станков не было практически вообще, вся работа производилась либо вручную, или, в самом лучшем случае, силой… падающей воды! В засушливое время года такой привод, понятно, не работал! И пришлось накануне войны с Наполеоном 1805 года опять обращаться в Англию и покупать там 60 тыс. ружей. Поражение под Аустерлицем? Опять заказы, потому как было потеряно много оружия. Грех говорить, но Тульский оружейный завод старался. Очень старался, прежде не более 40 тыс. ружей в год выпускал, а вот в том же 1808 году в полтора раза смог увеличить их выпуск! А перед войной 1812 года производство ружей и пистолетов на нем было доведено до 100 тыс. единиц за год. Но как стрелкового оружия армии не хватало, так и продолжало не хватать. И опять 24 тысячи ружей импортировали из Австрии и еще 30 тыс., уже на следующий год, – из Англии. А всего Англия поставила России в те годы более 100 тыс. ружей английского производства, то есть практически столько же, сколько наш Тульский оружейный завод произвел за тот же год! Вот каковые были потребности армии в ружьях и каким образом они в те годы удовлетворялись.


Специальное ружье для драгун

А вот теперь добавим еще несколько слов об одной весьма интересной особенности, отличавшей вооружение армии того времени от армии сегодняшнего дня. Сейчас все стремятся к унификации оружия разных родов войск, а вот в то время для каждого рода войск считалось просто необходимым иметь свое совершенно особое и отличное от прочих оружие. Так, кроме ружья пехотного было ружье драгунское, меньшего веса и длины, имевшее такой же калибр, но в патроне меньший заряд пороха. Кирасирское ружье — как и драгунское, но только без штыка, и с левой стороны у него на ложе был металлический погон (прут) с кольцом для ремня, поскольку у кирасиров ружья носили справа у пояса. Было и специальное гусарское ружье – еще более легкое, короткое и, соответственно, рассчитанное на меньший пороховой заряд.


Поставлявшееся в Россию английское ружье


Австрийское ружье

Устроены ружья были просто. Ствол – железный, внутри гладкий, снаружи в форме конуса. Хвостовая часть ствола граненая, имела пять граней. На резьбе в нее ввинчивался казенник, который скреплял ствол с ложей при помощи винта. И он же весьма облегчал и уход за ружейным стволом, поскольку, вывинтив его, можно было легко почистить канал с обеих сторон. На правой боковой грани ствола было просверлено отверстие, по которому с полки замка пламя от вспыхнувшего пороха попадало в ствол и поджигало порох заряда. Понятно, что ружье не было бы ружьем, не будь у него замка, в данном случае кремневого. Стандартный замок состоял из 13 деталей. Устроен он был так, что, будучи спущенным, курок с зажатым в нем кремнем высекал сноп искр, поджигавших порох на полке. И ствол, и замок крепились в ложе из березового дерева, составлявшей одно целое с прикладом. С левой стороны приклад имел выемку для щеки стрелка — для того, чтобы он не касался ею приклада и не мог получить удара при отдаче. Мелкие детали, служившие для скрепления ствола с ложей и оберегавшие ее от порчи («прибор ложи»), изготавливались из желтой меди.


Французская армия. Линейная пехота, легкая пехота. 1805-1807 гг. Иллюстрация Луи де Бофора. Слева направо: фузилер* в походе, 1805 г. (линейная пехота); фузилер на марше, 1805 г. (линейная пехота); гренадер на марше, 1805 (линейная пехота); барабанщик-стрелок, 1805 г. (линейная пехота); корнетист-вольтижер, 1805 (легкая пехота); карабинер на марше, 1805 (легкая пехота); шассер** на большом марше, 1805 (легкая пехота); вольтижер*** на марше, 1806 (легкая пехота); вольтижер, 1806-1807 (линейная пехота); гренадер, 1806-1807 (линейная пехота); вольтижер, 1806 (линейная пехота).
* Fusilier (фр.) – стрелок.
** Chasseur (фр.) – егерь.
*** Voltigeur (фр.) — пехотинец-стрелок

Ствол и ложу охватывали три ложевых кольца, при этом на самое верхнее кольцо (или же переднее), а не на ствол, припаивалась мушка. Штык был необходим для рукопашного боя, был по форме трехгранным, колющим и имел массу в 320 г. Погонный ремень из кожи, пропущенный в антабки (дугообразные приспособления перед спусковой скобой и на среднем ложевом кольце), требовался для переноски ружья. Для заряжания кремневого оружия обязательно требовался шомпол. С одного конца на шомполе русского пехотного ружья была головка для пригонки пули к заряду; на другой же можно было навернуть пыжовник, что-то вроде штопора, которым извлекали пулю из канала ствола в случае осечки.


Французское пехотное ружье, на основе которого создавались все прочие образцы кремневых ружей XIX века

Отмечалось, что ружья тульского завода несколько уступали по своему качеству английским ружьям, но зато были не ничуть хуже ружей австрийских и французских, что на сравнительных испытаниях отечественных, французских и английских ружей было доказано еще в 1808 году. Затем это подтвердилось и в ходе сражений Отечественной войны 1812 года.


Фузелер 3-го Морского полка. Зимняя форма. Матрос Гвардейского Экипажа. Зимняя форма. Художник Н.В. Зарецкий. 1876-1959. Русская армия в 1812 году. СПб., 1912

Почему так было, впрочем, понятно. Новейшее по тем временам французское ружье AN-IX (последние две цифры – это дата принятия на вооружение по революционному календарю, принятому во Франции) образца 1801 года практически не отличалось от ружья 1777 года, а австрийское ружье 1807 года — от образца 1798 года. Англичане использовали кремневый мушкет «Браун Бесс», имевший калибр 0,75 дюйма (19,05 мм) с 1720 по 1840 год, причем за все время эта модель также практически не изменялась.


Пехотное ружье – главное оружие наполеоновской армии


Единая мода иметь разные ружья не обошла и французов. Ружье драгунское…


А это – гусарское!

С унификацией оружия во Франции тоже дела обстояли не лучшим образом. Там наряду с «родными» использовались австрийские, русские (!), английские, голландские и еще бог знает какие еще ружья. Наполеоновской Великой армии требовалось много огнестрельного оружия, а вот где его было взять? Производственные возможности французских арсеналов сильно уступали производственным мощностям английских предприятий, к тому же уже оснащенных новыми станками, имевшими паровой привод.


Французские нарезные карабины

Ружья пехотинцев-егерей, которые действовали рассыпным строем и при этом могли быстро и к тому же метко стрелять, отличались от пехотных. Они были более легкими и короткими, из-за чего с ними было легче управляться, а потому и скорострельность их ружей была выше, чем у ружей линейной пехоты. Хотя при этом они же и были более дорогими, прежде всего за счет более качественной отделки ствола. Егеря должны были заряжать их не только стоя, но еще и лежа (им разрешалось применяться к местности!), поскольку длина ствола их ружей была меньше. Кстати, это также помогало скорострельной стрельбе: пороховой заряд в таком стволе можно было быстрее продвинуть до казны, а, значит, и произвести новый выстрел.


Русский егерский штуцер

Однако главным средством усиления огневой мощи егерей являлись нарезные штуцеры, которыми вооружали его унтер-офицеров и самых метких стрелков. В российской императорской армии это были штуцеры образца 1805 года, имевшие калибр 16,51 мм и восемь нарезов в стволе. В полку было всего 120 таких ружей. Но дальность выстрела – более тысячи шагов, а точность у них была намного выше, чем у ружей гладкоствольных. Штуцеры имели и первые, специальные прицельные приспособления в виде двух щитков с прорезями. С их помощью визировалась мушка, совмещавшаяся с целью. К штуцерам полагалась еще и деревянная колотушка — забивать пулю в ствол. Так что они поневоле «били редко, да метко». Однако егерям тоже приходилось ходить в штыковые атаки, поэтому и к их штуцерам придавались штыки в виде… кортика массой 710 г. Так что вместе со штыком общая масса егерского штуцера была довольно большой — 4,99 кг. Кавалерийский штуцер 1803 года был совсем коротким и большого распространения не получил. В пехоте к нему не было штыка, а кавалеристам было некогда возиться с тугой загонкой пули в канал ствола.


Карабинер лейб-гвардии Егерского полка. Зимняя форма. Егерь 14-го егерского полка. Летняя форма. Художник Н.В. Зарецкий. 1876-1959. Русская армия в 1812 году. СПб., 1912

В войнах с Наполеоном, включая и войну 1812 года, важную роль сыграла и русская кавалерия, делившаяся на регулярную и иррегулярную. Регулярная конница состояла из гвардейских, кирасирских, драгунских, гусарских и уланских полков. Ну а иррегулярна – это, конечно, казаки, которых в армии было даже больше, чем всех остальных кавалеристов: свыше 100 000 всадников!


Гусарское ружье

Огнестрельное оружие кавалерии, в принципе, не отличалось от пехотного, но у него были некоторые особенности, которые были связаны с его использованием всадниками, и к тому же оно было несколько более разнообразным. Например, и тяжелая, и легкая конница имели ружья, карабины, мушкетоны (в пехоте совсем не применявшиеся!), штуцеры и пистолеты.


Кавалерийский штуцер со скобой и кольцом и не совсем обычный пистолет-тромболон с плоским раструбом наподобие ствола «шуваловской секретной гаубицы» — были в 1812 году у кавалеристов и такие! Пензенский краеведческий музей

Кирасиры и драгуны имели ружья образца 1809 года и по два пистолета этого же года в седельных кобурах. По шестнадцати человек в каждом эскадроне имели штуцеры, очень походившие на егерские, но еще более короткие. Аналогичное количество штуцеров было и в уланских полках. Солдат со штуцерами называли карабинерами. При этом в гусарских полках вместо штуцеров были приняты гусарский карабин образца 1809 года и самого зловещего вида мушкетон: короткое ружье с раструбом на конце ствола, стрелявшее крупной картечью на близкое расстояние. Кстати, именно гусарское стрелковое оружие являлось тогда самым короткоствольным из всех прочих образцов. Ствол карабина имел длину всего 637,5 мм, тогда как у пехотного ружья длина была 1141 мм, а у драгунского — 928 мм. Ствол мушкетона был и того короче — всего 447 мм. Уланы и гусары также имели по две кобуры с пистолетами, слева и справа у седла. Но о пистолетах 1812 года, равно как и о холодном оружии, мы расскажем в следующий раз.

Продолжение следует…
134 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    12 августа 2020 18:35
    Все это интересно, но... описаний ружей той эпохи полно в разных источниках. А вот чего нет-так это описания-сравнения их пробивной способности и того, насколько они реально были действенны в бою-то есть с какой точностью они стреляли на разные дистанции, с какой скоростью они реально заряжались (покуда рот не забъется "оскомой" от "скусывания патрона", не затупится кремень, не забъется ствол пороховым нагаром и пр.), качество изготовления-ремонтопригодность(например,- как долго работала пружина замка). У Гринера есть некоторое описание пробивного действия оружия той эпохи (книга "Ружье" и пр.), а вот насчет всего остального... У америкосов есть несколько интересных сериалов на тему оружия в частности- "Непобедимый воин", "Оружейное ранчо" и прочие, где тестируется, сравнивается эффективность как вооружения, так и приемов боя воинов разных времен... К сожалению, подобные сериалы очень редкие гости на экранах наших ТВ, эфирное время которых, в передачах посвященных военной истории, в последнее время, замусорено всяческой псевдопатриотческой "лубковой" мишурой, абсолютно не интересной и не имеющей никакой, познавательной ценности ...
    1. -1
      12 августа 2020 19:06
      Ну 21 век же на дворе, все серии "Непобедого воина" и "Оружейного ранчо" можно скачать в интернете, причем с хорошим русским дубляжом.
      1. +6
        12 августа 2020 21:05
        К сожалению, многие просто, даже, не подозревают о существовании этих и подобных западных сериалов и вынуждены довольствоваться "Оружием победы", "Полигоном", "Гражданским оружием" и пр. где информация сильно дозирована, кастомизирована и отцензурена.
    2. +15
      12 августа 2020 20:44
      Цитата: Улиточник N9
      У америкосов есть несколько интересных сериалов на тему оружия в частности- "Непобедимый воин", "Оружейное ранчо" и прочие, где тестируется, сравнивается эффективность как вооружения, так и приемов боя воинов разных времен..

      О чем Вы? У меня одного знакомого коллекционера едва за кремневый пистолет не загребли, а Вы "тестируется, сравнивается..." Я даже если такую передачу и устрою - заберут прямо со съемок! Был уже прецедент в 1995 году. Вел я на нашем пензенском ТВ цикл передач "Оружие Победы". Прямо из музея... Ну и были там бутылки с "горючей смесью". Ну я подробно и показал, как все это работало... пробирки, терки. И книгу "Оружие победы", где это было написано. Так одна баба тут же в ФСБ позвонила... "Пропаганда терроризма". Тогда над этим посмеялись. А как сейчас будет я не знаю...Особенно, если дойдет до выстрелов!
      1. +10
        12 августа 2020 22:23
        Цитата: kalibr
        Вел я на нашем пензенском ТВ цикл передач "Оружие Победы". Прямо из музея... Ну и были там бутылки с "горючей смесью". Ну я подробно и показал, как все это работало... пробирки, терки. И книгу "Оружие победы", где это было написано. Так одна баба тут же в ФСБ позвонила...

        Бдительная значит баба---так и спит ,значит,с именным Наганом притороченым к ажурной бретельке. laughing Хорошо,что до нашего-моего подвала эта...товрищь не добралась. За раскрытие такой малины ей бы полюбому светил бы орден . Смысл в чём?Дело было ещё во времена КГБ,хотя через год Дзержинского повергли.Такоё вот моё поколение,хлебнувшее потом лиха на окраинах Империи.
        В чём смысл? Рецидивист и просто заядлый алкоголик по кличке "КирпичЪ" организовал в подвале из одной местных /примыкающих к родной школе/ ,т.с.Клуб...секции по интересам.Проходным абонементом был или авторитет или бутылёк "Агдама".
        Занятия проводились по двум направлениям.
        В первой подземной фортификации жаждущие неофиты приставили в уголок заточной станочек / честно сп..украденый в местной школе / и точили там финки из напильниов под присмотром бдительного работника ОТК.Он же был и учителем фехтования для юнцов.
        Но,это ладно.Так бы может и драчевали свои рашпили,но во втором зале подвала происходила постоянно баталия и ,походу, жильцы 1-ых примыкающих этажей и настучали на нашего Гроссмейстера за шумы и вообще.
        Дело в том,что там Кирпич обучал мальков стрелковому бою...Самострел,поджиг,капсюлька....Шутить изволити,но его изделия пробивали 3 листа от парт.
        Такой вот был неформальный популяризатор стрелкового дела.Сел потом и не вернулся.А пацанва ,кто в девяностые крутились в его "ордене стрелков" пощли своей дорогой.Кого съела война и он стал военным,кто-то сейчас в прокуратуре,в ОМОН ,коммерц или просто научный работник.Чиновник или грузчик,смысл не в том,от Кирпича мы получали наркомовскую норму адреналина.Ничего не скажу плохого про школьный стрелковый клуб,где разрешали из ТОЗочки садить и на пяток патронов побольше,коль получается,а на уроках НВП штык-кинжал пускали по классу,так - что 15 сек. было ознакомится.. А у маэстро Кирпича всё было проще--- выточил нож,давай я раскажу тебе историю как блудой степь колол.Романтика и детство.)))Извиняюсь,что моя история не относится к ружейке прошедших веков,но вот нахлынуло,звиняйте,братцы....!!!
    3. +4
      12 августа 2020 22:23
      Серьезно? Кто то смотрит постановы вроде непобедимого воина прочей ерунды? Видимо людям не хватает мозгов что бы загуглить адекватные источники написанные современниками.
      Открываем рукопись Гогеля. На дистанции 400 шагов (280 метров) ружья пробивали деревянные щиты толщиной 1 дюйм, часто пули пробивали сразу два таких щита поставленных друг за другом. На дистанции около 100 метров ружейные пули пробивали 4 железные кирасы поставленные друг за другом или 2 стальные кирасы друг за другом. Обычные солдаты могли выстрелить из ружей 2-3 раза в минуту, при тщательном прицеливании. На дистанции 100 шагов вероятность попадания в щит имитирующий пехотную роту (6 на 100 футов) составляла 70%, на дистанции 200 шагов 50%, на дистанции 300 шагов 30%, на дистанции 400 шагов 20%. Большинство армейских инструкций рекомендуют открывать огонь с 300 шагов, как наиболее эффективной дистанции.
      Часто на ближней дистанции применяли стрельбу двумя пулями или картечью, для повышения огневой мощи.
      Источник:
      http://en.bookfi.net/book/771030
    4. +2
      13 августа 2020 05:39
      Цитата: Улиточник N9
      . А вот чего нет-так это описания-сравнения их пробивной способности
      Пули крупного калибра, БЕЗОБОЛОЧНЫЕ, у них больше останавливающее действие, чем пробивное. И что они на поле боя пробивать должны были? Кусок материи и кости грудины? Ну, думаю, что удар такой пули легко сравнить с ударом кувалды...мало не покажется. Даже кираса, мало спасет.
      Цитата: Улиточник N9
      . А вот чего нет-так это описания-сравнения ..... с какой точностью они стреляли на разные дистанции,
      Тогда одиночную стрельбу вели только егеря, но у них на оснащении были штуцера, а пехота стрельбу вела подразделениями, не менее плутонга (взвода) и залпами.
      Цитата: Улиточник N9
      . А вот чего нет-так это описания... не забъется ствол пороховым нагаром и пр.), качество изготовления-ремонтопригодность(например,- как долго работала пружина замка).
      Да хотя бы качество порохов сравнили бы. Оно и на точность, и дальность, и продолжительность стрельбы сказывается
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        22 августа 2020 23:16
        Глупышка, ты никогда не слышала про доспехи и полевую фортификацию..?
  2. +6
    12 августа 2020 18:35
    есть книга русские армия и флот в 19 веке где очень хорошо все расписано ,с таблицами производства выпущена в советское время
    1. +4
      12 августа 2020 20:38
      Бескровный Любомир Григорьевич "Русская армия и флот в XIX веке". Но там как раз нет подробностей про срок службы пружин и прочие тонкости. Все дано в общем и целом!
  3. +11
    12 августа 2020 18:35
    изготавливались из желтой меди.
    Поправлю. Желтая медь - это латунь, сплав меди с цинком, пропорция, примерно, 1/1.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +10
      12 августа 2020 18:57
      Привет, Антон! drinks
      ... пропорция, примерно, 1/1.

      -- Абгам, шо ты делаешь?
      -- Я делаю паштет из рябчиков.
      -- Шлюхай, это вже очень дорого!
      -- Я смешиваю...
      -- Кого с чем?
      -- Рябчика с кониной.
      -- У какой пропорции?
      -- Пропорция, примерно 1/1. smile
      1. +5
        12 августа 2020 19:20
        Дядя Костя! Таки "хромаешь" в акценте!
        Кроме того, ты же на своем жизненном пути встречался с обычными советскими евреями?
        1. +4
          12 августа 2020 19:28
          Уверяю тебя, никто из них не говорит на одесском "суржике", начала нулевых годов двадцатого века. Пример тому - наш общий товарищ "Краснодар".
        2. +4
          12 августа 2020 19:39
          Я очень недолго был в Одессе, а наши московские шпарили по-русски без акцента и не хуже нас с тобой.
          1. +3
            12 августа 2020 19:44
            Вот и я о том же....
      2. +4
        12 августа 2020 19:22
        Жаль он перепела не взял... good
        1. +8
          12 августа 2020 19:31
          Таки колбаса из конины все одно лучше!
        2. +3
          12 августа 2020 19:42
          Да он под паштет таки малость перепИл... laughing drinks
          1. +3
            13 августа 2020 13:24
            Да он под паштет таки малость перепИл...

            Однажды дяде Косте надоели перепела, и он пошел охотиться на уток на своем личном пруду.... wink

            Дядя Костя! Таки "хромаешь" в акценте!

            таки придет Альберт, и поправит орфографию за малую долю шекелей! drinks
            1. +4
              13 августа 2020 13:38
              Не, мы тут вообще по другим делам, а вот наш кот устроился у рыбаков подрабатывать. laughing
              1. +2
                13 августа 2020 14:02
                Не, мы тут вообще по другим делам

                Даже не спрашиваю, по каким, ибо уже знаю. wink Главное, чтобы супруга не спалила тебя, довольного Кота, в простыне, и с тремя веселыми юными одалисками. good drinks
                1. +3
                  13 августа 2020 14:25
                  Коля, одалиски -- это уже твоя патология. Выпей водочки, звякни Антону и излей душу. laughing
                  1. +3
                    13 августа 2020 15:01
                    Выпей водочки, звякни Антону и излей душу.

                    о своей белой зависти к тебе?wink
                    Я завидую глубоко, Мучительно завидую! (Сальери).
                    Шутка. Дядя Костя, рад, что ты есть. drinks Живи хорошо, а дружескими шутками мы тебя не обидим!
                    Кстати, вот такому "психологу", как ты выложил, я бы поплакался... на крепкой груди... drinks
                    1. +3
                      13 августа 2020 15:34
                      Есть у нас одна знакомая психологиня с потрясающим бюстом, к сожалению не могу привести фото, но... впечатляет. )))
                      1. +2
                        13 августа 2020 15:38
                        Есть у нас одна знакомая психологиня с потрясающим бюстом, к сожалению не могу привести фото, но... впечатляет. )))

                        Если ты сделаешь ей рекламу в соцсетях, она будет тебе должна. laughing
                      2. +2
                        13 августа 2020 15:40
                        Да ей и так неплохо живётся.
                      3. +2
                        13 августа 2020 18:33
                        Каковы расценки за помощь?
                        А то мне страсть нужна психологическая поддержка... wassat
                      4. +1
                        13 августа 2020 21:33
                        Лёша, фу, Она порядочная женщина да и замужем. Не ищет на стороне приключений.
                      5. +2
                        14 августа 2020 09:50
                        Лёша, фу, Она порядочная женщина да и замужем. Не ищет на стороне приключений.

                        Алексей может ей предложить услуги грамотного инженера! good Ничего не фу! stop
                      6. +2
                        21 августа 2020 15:31

                        Морской Кот
                        13 августа 2020 15:34

                        +3
                        Есть у нас одна знакомая психологиня с потрясающим бюстом, к сожалению не могу привести фото, но... впечатляет. )))

                        Видимо вдохновляет? Приношу извинения за вторжение в ваш диалог. Но если Женщина вдохновляет то это достойная женщина и надо любить и уважать её даже если она за мужем. Уважать её и её мужа и их семью и даже делать подвиги в её честь. Ещё раз я таки извиняюсь за свои неуместные высказывания. Но это таки публичный сайт.
                      7. +1
                        22 августа 2020 02:05
                        Не нужно извиняться, Евгений. hi Вы высказались исключительно верно и я полностью солидарен с Вами. drinks
        3. +2
          13 августа 2020 05:47
          Цитата: hohol95
          Жаль он перепела не взял... good

          Как не взял? Взял - даже хрюкнуть не успел! И даже реализовал в пропорции 1 к 1 с говядиной!
      3. +7
        12 августа 2020 20:03
        Батарейный повар Македон Иваныч, которого солдаты за пристрастие к непонятным для русского желудка кулинарным опытам называли Закидон Иваныч, на этот раз готовил кулеш, простое блюдо из пшённой крупы с мясом. Не обошлось, правда, без небольшого закидона: мясо в котёл было положено конское, от подобранной на поле боя убитой лошади.
        — Эй, Закидон Иваныч! — закричал батарейный фельдфебель Полохайло, узнав про конину. — Мы тебе татаре, что ли?!
        — Говядины не подвезли, господин фельдфебель! — доложил повар.
        — Так в деревне стоим! Пошёл бы, реквизировал полкоровы в пользу защитников православной веры!
        Македон Иваныч ответил, утерев усы после пробы конинного бульона:
        — Реквизировать у населения его благородие настрого запретил.
        — Грех ему в пузо! — ругнулся фельдфебель Полохайло. — Все реквизируют, а мы голодуй тут по его милости. Однако у нас в запасе на худой конец американские консервы имеются из говядины. Их бы положил!
        — Худого конца пока не наблюдается, господин фельдфебель, — возразил Македон Иваныч. — А на консервы господином подпоручиком наложен строгий запрет неприкосновенности запаса. Да вы отведайте конинки-то, не побрезгуйте. Я её с порохом отварил, чтобы напоминала по вкусу заграничное животное лангусту.
        Фельдфебель Полохайло не побрезговал, отведал.
        — А ничего, Закидон Иваныч, — похвалил он варево. — Здорово на лангусту смахивает. Без уведомления и не отличишь!

        Алексей Кирносов Ни дня без победы! Повесть о маршале Говорове
        1. +9
          12 августа 2020 20:40
          В отношении говядины.
          Как-то раз у нас в полку во время ТСТ на Огневом городке на директрису выскочила ошалевшая корова. По правилам все три экипажа обязаны были прекратить огонь, доложиться и разрядить оружие. Куда там, я в это время был на вышке и видел как все три танка поддали газу, причём крайний левый пошел быстрее других, т.к. корова была справа. Пулемёты затрещали одновременно, но у нас были старые Т-54 без стабилизаторов и толку от этой стрельбы заметно не было. Потом одна из машин резко встала и ударил выстрел из пушки, затем добавил второй -- этого бедной корове за глаза хватило. Стреляли из вкладных стволов 23мм. -- оба попали. То что осталось от коровы отвезли на кухню, а финчасть расщиталась с владельцем. Комбат резюмировал это так: "Ну хоть не промазали..." Взысканий не было, корову сожрали. smile soldier
          1. +3
            12 августа 2020 21:36
            В отношении говядины.
            У ВикНика тоже есть подобная история. У меня, еще веселее, но не "кошерная", с поросятами. laughing
          2. +5
            13 августа 2020 04:37
            У нас на стрельбах в 80-е годы на полигне алмаатинкого пограничного училища отстреливали пулемёты ПК. Жара. Август. Середина дня. Все попрятались в тень. А тут выскочил заяц. Народ кинулся к пулемётам. Один из траншеи со станка, второй на танке, на башне, у курсантов-погранцов. Вот они вдвоём успели с двух сторон зайца и догнать. Кто попал не поняли. Только и от зайца собирать было нечего. Там у зайцев степных и так мяса почти нет, одни сухожилия, уши да длинные ноги. А вот суслики очень даже ничего. Если конечно не из пулемёта.
          3. +4
            13 августа 2020 07:43
            С владельцем "расщитывались" уже 100мм,без вкладыша? Хотя Вы про финчасть,откуда у них боезапас. Советская Армия граждан защищать призвана была,а вы коров валить... У нас товарищи офицеры ночью зайцев с бэтара,включив прожектор ,из калашей. Попал косой под световой удар и замер. Очередь и только уши остались..
            1. +2
              13 августа 2020 13:08
              Про зайцев знаю: попал в свет фар, уже не выскочит, так и будет чесать впереди пока пулю в зад не схлопочет. А вот охотится на косуль как-то раз ночью ездили в сопки на комбатовском БТР-50, во главе с зампотехом Генрихом Рытовым. Стреляли с ходу из СГМ и подранили только одну, пришлось добивать издали из АКМСа, коза к себе не подпускала, но вернулись всё-таки с мясом. smile
              1. +1
                13 августа 2020 18:18
                Ну на предмет чего пожрать русский воин завсегда активен и смекалист. А вот когда папахи начинают охотников изображать,получается похабство . По вине таких горе стрелков ,понаехали с инспекцией из столиц , пришлось мне на сосну от подранка секача взлететь. Как из валенок с лыжами выскочил сам не помню. Но СКС аккуратно на нижний сучок повесил. С перепугу и не подумал шмальнуть. КСИБВО зима1983.
          4. +1
            13 августа 2020 18:24
            Главное рассчитались за корову...
            Моего отца в армии корейцы накормили бутербродами с собачатиной.
            Говорит, кто-то из офицеров пытался поднять шум из-за убийства пары щенков.
            Но щенки были ничейные, корейцами откормленные.
            Только и спросили - Вкусно было? И получили ответ - Очень!
        2. +1
          21 августа 2020 15:36
          Правильно, жри что дают, а консерва она на крайний случай.
          1. 0
            23 августа 2020 23:11
            Читал, что выжившие при форсировании Днепр в августе 1943 года, а затем оборонявшие захваченные плацдармы питались практически только рыбой. Германец обстреливал плацдармы вдоль и поперёк вместе с переправами. Естественно "глушил рыбу". Эту рыбу собирали и варили. Без соли. Её не было.
    2. +6
      12 августа 2020 20:09
      Поправлю. Желтая медь - это латунь, сплав меди с цинком, пропорция, примерно, 1/1.
      И я поправлю. Если 1 к 1, то это двухфазная латунь, которая в холодном сосоянии очень плохо обрабатывается, она малопластична. Для деталей прибора, по логике лучше однофазная латунь с содержанием цинка не более 35%.
      1. +4
        12 августа 2020 20:49
        Ну, так и я ж не металлург, а строитель!!! laughing
        1. +4
          13 августа 2020 13:27
          Ну, так и я ж не металлург, а строитель!!!

          угу, интеллигент, который строит из себя менестреля-мизерабля laughing drinks но по мрамору ты меня тогда классно просветил! Честно - не знал, не знал! drinks
  4. +2
    12 августа 2020 18:36
    Спасибо , очень поновательно , как всегда .
  5. +7
    12 августа 2020 19:01
    Новейшее по тем временам французское ружье AN-IX (последние две цифры – это дата принятия на вооружение по революционному календарю, принятому во Франции) образца 1801 года практически не отличалось от ружья 1777 года
    А это и было fusil Charleville Modèle 1777. А образец, прошедший в 1801 году незначительную модернизацию, назывался Modèle 1777 corrigé en l'an IX.
    Что касается обозначения AN-IX, то к ружью оно не применялось, так обозначался Pistolet modèle An IX (кавалерийский пистолет образца 9-го года).
  6. +6
    12 августа 2020 19:07
    Интересная, но редкая на ВО тема, причем с иллюстрациями - прям настроение аж перед сном после такого чтива:)!
  7. +5
    12 августа 2020 19:14
    Пензенский краеведческий музей
    Вот, чесслово, Вячеслав Олегович! Ради Вас могли бы и расстараться, витринное остекление снять!
    1. +5
      12 августа 2020 20:33
      Ох, Антон! Если бы... Вот завтра пойду туда просить кое о чем подобном для другой статьи. И не знаю, чем обернется. А то ведь, как бывает: то смотрителя фондов нет, то гаечного ключа...
      1. +3
        12 августа 2020 20:43
        Вячеслав Олегович, право слово, пара душевных фраз..., и даже "запасники" открываются!!!
        Не верю, что у Вас, нет такого опыта!
        1. +3
          12 августа 2020 21:39
          Цитата: 3x3zsave
          Не верю, что у Вас, нет такого опыта!

          Опыт есть, срабатывает не всегда! И потом... запасники это одно. Витрина другое!
          1. +2
            12 августа 2020 22:24
            Каждому - свое. Мне чаще витрины открывают...
            1. +2
              13 августа 2020 06:49
              Цитата: 3x3zsave
              Каждому - свое. Мне чаще витрины открывают...

              Вам везет!
  8. +8
    12 августа 2020 19:40
    Первая вменяемая статья на ресурсе за последние двое суток!!! Чесслово, уйду на "вархед"!!!
    1. +6
      12 августа 2020 19:44
      Как это? А про моторы "водяного" охлаждения?
      1. +2
        12 августа 2020 19:49
        Виктор Николаевич, Вы же знаете, что я "романтик", а не "технарь".... crying
        1. +1
          13 августа 2020 13:28
          Виктор Николаевич, Вы же знаете, что я "романтик", а не "технарь"....

          Поедемте тогда сразу на ЯПалакЪ hi Дядя Костя поддержит всеми четырьмя лапами! drinks
        2. 0
          13 августа 2020 17:24
          Вы же знаете, что я "романтик"

          Напомнило. Романтики бывают разными! wink
          Фауст:
          Что там белеет? говори.
          Мефистофель:
          Корабль испанский трехмачтовый,
          Пристать в Голландию готовый:
          На нем мерзавцев сотни три,
          Две обезьяны, бочки злата,
          Да груз богатый шоколата,
          Да модная болезнь: она
          Недавно вам подарена.

          Фауст
          Всё утопить.
          (Оба стоят, зажав уши, и радуются зрелищу). bully А.С. Пушкин! request drinks
    2. +3
      12 августа 2020 19:44
      Как это? А про моторы "водяного" охлаждения?
      1. +2
        12 августа 2020 19:53
        Есть места, в которых я "включаю технаря", но это, совсем уж дилетантские абзацы.
        И "абзацы", в том числе.
        1. +3
          12 августа 2020 19:58
          Кстати, что это за глюк - комментарии появляются в двух экземплярах?
          1. +4
            12 августа 2020 20:23
            Дык!!! Очередная "гроза двенадцатого года"!!! Ресурс опять нанял каких-то "лабухов" сайт переваять! Помните лето 2018 года?
            1. +4
              12 августа 2020 20:25
              Кровати передвигают?
              1. +4
                12 августа 2020 20:27
                Я так понимаю, типа того.
            2. +2
              12 августа 2020 22:30
              Ресурс опять нанял каких-то "лабухов"

              Да, а я то думал, куда делись стрелки под лентой. request
  9. +6
    12 августа 2020 19:56
    Устроены ружья были просто.

    Вот простор для приложения талпнта Шепса. Согласитесь, что в цвете эта иллюстрация была бы информативней.
    1. +2
      12 августа 2020 20:30
      Учтем на будущее! Будет заказ на книгу, тогда -да!
      1. +5
        12 августа 2020 20:34
        Я бы не сказал, что существует диффицит информации по рассматриваемой теме. И нового ничего уже давно не слышно, перекопали все.
        1. +1
          12 августа 2020 21:38
          Новые люди, новые песни, даже слова - и те новые!
          1. +2
            12 августа 2020 21:49
            Про новые песни не знаю. А вот хороших, профессиональных, не корявым гуглем, переводов "старых песен" действительно мало.
            1. +4
              13 августа 2020 06:47
              У меня с Николем вышла книга в Англии. И ее... перевели у нас в России, купив право на издание!!! Пишут мне из издательства: "Проверьте перевод!" Я им - "А деньги?" "Деньги не предусмотрены. Только переводчику... Но Вы же сами заинтересованы в том, чтобы..." "А почему сразу нельзя было у меня попросить оригинал?" "А перевод круче!!!!!!!" Ну, я проверил, нашел кучу ляпов. Но потом книга вышла еще и с комментариями переводчика - глупыми и невежественными. И как это исправить? Вот так бывает у нас и очень часто.
              1. +2
                13 августа 2020 07:10
                А почему Вашу книгу продали без Вашего согласия? Или это было оговорено с издательством?
                1. +1
                  13 августа 2020 17:20
                  Потому, что Оспрей купило ее "с потрохами".
                  1. +2
                    13 августа 2020 17:31
                    Но потом книга вышла еще и с комментариями переводчика - глупыми и невежественными.
                    Да, представляю такой шедевр.
                    1. +1
                      13 августа 2020 17:34
                      Я на нее смотреть даже не могу... А уж как прочитаю один комментарий... ох.
  10. +5
    12 августа 2020 20:15
    но только без штыка без штыка,

    повтор.
    иррегулярная конница

    Помимо собственно казаков это ещё калмыки, башкиры и прочие инородцы.
  11. -10
    12 августа 2020 20:50
    Пришли сюда непобедимые французы.
    Здесь и обосрались в белые рейтузы...
    1. +4
      12 августа 2020 21:50
      Если честно, весьма "заугольная" поэзия. На заборах, порой встречаются более удачные рифмы и размер.
    2. +4
      12 августа 2020 22:12
      "Ресурс" просил: "Еще "угля"! "
      "Нетленку" тут же выдал я!!!"
      1. -2
        12 августа 2020 22:35
        Висел бы ваш портрет между Некрасовым и Блоком,
        На школьников взирал бы строго, полубоком...
    3. 0
      12 августа 2020 22:40
      Пришли сюда

      Не стоит им подражать.
      1. -2
        12 августа 2020 22:52
        Боюсь что Ваш упрёк не ко двору,
        Я ЗДЕСЬ родился, здесь я и помру.
        1. +2
          13 августа 2020 13:32
          Я ЗДЕСЬ родился, здесь я и помру.

          Вы изъясняетесь, как Павел Первый точно.
          Он так же говорил! Дворец построил срочно
          В том самом месте, где родился он
          И вскоре там же был он убиён...

          (Сергей, не благодарите! wink )
  12. +1
    12 августа 2020 21:47
    Выходит, ружья были унифицированы.
    Значит, то, что Бенигсен изымал еще петровские фузеи и пики из полков - вымысел или анекдот?
    1. +2
      13 августа 2020 13:37
      Значит, то, что Бенигсен изымал еще петровские фузеи и пики из полков - вымысел или анекдот?

      Андрей, скорее, отменили, но тихо. Где-то после Аустерлица или Фридланда. И не совсем пики - убрали офицерские эспонтоны и унтер-офицерские алебарды павловского времени. Тогда же у солдат отменили косы - к Аустерлицу наша армия подошла еще с ними...
      1. +1
        13 августа 2020 19:03
        У кого-то из авторов была байка, что до Бородина дошли фузеи из Бельгии и те пики, которыми вооружил часть пехоты Петр Первый по примеру шведов перед Полтавой )))
        1. +2
          14 августа 2020 09:49
          что до Бородина дошли фузеи из Бельгии и те пики, которыми вооружил часть пехоты Петр Первый по примеру шведов перед Полтавой

          думается, если и дошли, то лишь у ополчения. soldier Ополченцы ограниченно приняли участие в сражении на левом фланге. А все остальное - происки "шельмецов от истории со своим глубоким видением". drinks
          Про Смоленское ополчение:
          Язвительный Ермолов описывает его как: «собранные толпы мужиков, без всякого на лета их внимания, худо снабженные одеждой, совсем не вооруженные… Отобранные от кавалерии негодные ружья обращены на ополчение». Но даже негодных ружей не хватало. Основное вооружение составляли топоры и пики.
          Московское ополчение:
          В Московском ополчении из одиннадцати его полков лишь четыре (1-й, 2-й, 3-й егерские и 1-й пехотный) оказались с ружьями, остальные все с пиками.
          Также:
          Что же касается ополченского корпуса на Старой Смоленской дороге, то его назначение было скорее психологическое, нежели боевое: создать впечатление «значительного резерва» и отвлечь на себя часть неприятельских сил, ослабляя тем самым удар по армии Багратиона. Так об этом пишут и Евгений Вюртембергский («Самое 15000-е ополчение, поставленное позади генерала Багговута, на высоте между Утицей и Псаревым, со своими сверкающими копьями могло казаться неприятелю значительным резервом»), и Беннигсен («Я предложил генералу Маркову поставить 10 тысяч человек ополчения, бывших под его начальством, таким образом, чтобы неприятель мог их видеть и, опасаясь их нападения, не решился бы направить все свои силы против князя Багратиона. Граф Марков с охотою и рвением это сделал»)
          Статья про ополчение при Бородине:
          http://mosjour.ru/2017063303/
  13. +5
    12 августа 2020 21:52
    Замечательная статья! Спасибо good
    1. -1
      13 августа 2020 00:13
      Если захотите красок и эмоций добавить в свою жизнь,,то вот воми знакомые раскрывают сей век.Я с ними пел ещё пока это стало не песнейhttps://youtu.be/BSw0D8v-jEI)////именем богинь и отца гребца//// мы закклинаем,не поруш эту песню ,именем гребца---просим греби,мменем весла-если жизньнь,то одна.Именем Любви напои эту тризну,Россию --раз и других влей в отчизну.Эх,аз,эх еще много -много раз.Еёх раз ---ушёл он с линии прицела.Эйх,раз
      1. -1
        13 августа 2020 00:19
        и там наше сердцце
        на горчем яру
        Если я я не помру остуди мой восторг
        Радость невеста
        Ах,как хочется жить
        Чтобы Солнцу назло
        Пророкотали дождями
        Голые камни
        А также радуги,дети и дельфины
        Хотят жит красиво
        КАк мы,как мы как мы
    2. +1
      19 августа 2020 15:39
      В.Г. Фёдоров описал всё это в книгах "История винтовки" и "Эволюция стрелкового оружия" ч. 1. В стаье добавлены некоторые иллюстрации ружей Франции.
      1. 0
        19 августа 2020 15:44
        Спасибо.
        Я не настолько глубоко интересуюсь историей стрелкового оружия.
        Мне такая статья - в самый раз.
  14. +3
    12 августа 2020 22:00
    Так какое ружье самое лучшее?
    Неужто Браун Бесс?
    1. +4
      12 августа 2020 22:15
      Складывается такое впечатление. И очень хочется пострелять. Из разных образцов.
      1. +2
        12 августа 2020 22:26
        Мое впечатление - они как все как братья.
        На ютубе много стреляют из оружия времен наполеоновских войн, я вообще не впечатлен. Не мушкеты 16 века все-таки)))
        1. +2
          12 августа 2020 22:33
          А мне кажется весьма впечатляюще получается:
          https://www.youtube.com/watch?v=zkc0z1G5dS8
          1. +2
            12 августа 2020 22:47
            Этого еще не видел. Интересно.
      2. +4
        12 августа 2020 22:47
        И очень хочется пострелять.

        Мне "повезло" бабахнуть один раз из нарезного штуцера, дымным охотничьим порохом. Зверская отдача, частички пороха с полки (то ли кремня, то ли пирита, я не понял) летят на правую щеку, после выстрела ничего не видно из-за облака дыма.
    2. +4
      12 августа 2020 22:34
      Судя по тестам 19 века, самыми точными были французские и прусские ружья. При этом прусские ружья имели коническое затравочное отверстие, что повышало скорострельность и надежность.
    3. +3
      12 августа 2020 22:36
      Неужто Браун Бесс?

      Так считают многие специалисты, особенно в среднем качестве выделки стволов. По оружию русского производства просто мало статистики по причине малого количества сохранившихся образцов.
    4. +3
      13 августа 2020 12:07
      Цитата: Engineer
      Так какое ружье самое лучшее?
      Неужто Браун Бесс?

      С Браун Бесс деды полмира подмяли, с Ли-Энфилдом внуки всё... пролюбили. © smile
      1. +2
        13 августа 2020 12:12
        Мы с АК все протеряли.
  15. -3
    12 августа 2020 22:40
    Цитата: Чак Ли

    Сразу не рекомендую
    Поскольку книга (любая) прошла цензуру и верить ей нельзя.

    Э...отрекомендуйте от своегого ,любой йсточник.Итак,ждёмс,на какие источники вы опираетесь?
    Предупреждаю вас,неответ на вопрос есть ;нацик вперёд ищучкой нациком в канаву
  16. +2
    12 августа 2020 23:10
    Спасибо за обзор. Круто. Обстоятельно со знанием и добро.
  17. +3
    12 августа 2020 23:34
    Статья хороша! Спасибо, автор. Плюсик однозначно!
    Однако пару уточнений.
    Происходило это потому, что оружие делали в ту эпоху с очень большим запасом прочности, стреляли из этих ружей довольно редко, а ухаживали – бережно.

    Происходило это по причине а) использования чёрного пороха, который не может развить давление в патроннике как современные нитропороха.
    б) по причине гладкого ствола, за коим уход не в пример проще, чем за нарезным.
    Сейчас все стремятся к унификации оружия разных родов войск, а вот в то время для каждого рода войск считалось просто необходимым иметь свое совершенно особое и отличное от прочих оружие.

    И всё таки сейчас стремятся больше к унификации БОЕПРИПАСА, а не оружия. И не нужно забывать о некоей технологической разнице. wink И химпром и металлообработка шагнули с тех пор ой как далеко. И то, даже сейчас, в российской армии ЧЕТЫРЕ патрона на вооружении. И это без «крупняка» и 9х21 вместе с 9х39. А сколько образцов стрелковки? Русской армии образца 1812 года и не снилось. Я уж не говорю о всяких спецназёрах. Так что всё так и осталось. Оружие под задачу. А задачи у разных родов войск ой как разные.
    1. 0
      13 августа 2020 12:25
      Да нет, ружья действительно делались с большим запасом прочности. 400-летние стволы вполне себе выдерживают современный дымарь, причем в таких дозах, какие никто из современных охотников не использует наверно. Соответственно и мощность выстрелов равна современным магнум патронам 12-го калибра с нитропорохом.

  18. +2
    13 августа 2020 03:14
    очень хорошая и нужная статья, лайк, но ряд ляпов:

    калибр и для ружей, и для пистолетов, равный 7 линиям, или 17,78 мм
    - в те времена ни в каком ужасном сне не мерили калибры дюймами (линиями) и тем более миллиметрами. Диаметр ствола стал актуальным только с появлением унитарных патронов - 1860е года как минимум. До этого калибр определялся только количеством круглых пуль, которые можно налить из одного английского фунта свинца. Собственно размер такой пули определялся специальным шаблоном, мерить диаметр которого было нужно разве что для интереса. Основными ходовыми шаблонами были всем известные 12й и 16й калибр - то есть 12 и 16 пуль из фунта, в геометрии это примерно 18,6 и 16,8 мм в современном стандарте

    «Браун Бесс», имевший калибр 0,75 дюйма (19,05 мм)
    - ни в каком страшном сне у мисс Бесс не меряли да и не могли намерять такой диаметр что по смыслу что технически. Мисс Бесс всю свою историю имела ствол 12го калибра (18,6 мм), таким по крайней мере он был при выходе с завода. Далее, он вполне возможно ушатывался до 19мм и более, поэтому возможно что эта безумная цифра (19.05 мм) взята путем измерения изношенного ствола дошедшего до нас поюзанного ружья из музея. И по поводу технической невозможности получить цифру 0,75 дюйма - общедоступные измерительные инструменты 18-начала 19 века имели погрешность в среднем в 0,5 линии (1,25 мм), сотые дюйма могли соблюдать только ювелиры но никак не на массовом мануфактурном производстве.

    казаки, которых в армии было даже больше, чем всех остальных кавалеристов: свыше 100 000 всадников!
    - это либо суммарная численность реестров донских полков лет за 20, либо мгновенная численность всего населения ОВД с бабами, младенцами и стариками. 100000 конных воинов мог выставить только великий хан в Каракоруме, и то не во все времена.
    1. +1
      13 августа 2020 06:40
      Если указывать источники с ссылками на страницы, то статью будет невозможно читать. Это будет научный материал, а здесь это не нужно. Даже списками литературы практически никто не пользуется!
    2. Комментарий был удален.
    3. -1
      13 августа 2020 17:38
      Цитата: Корри Сандерс
      - ни в каком страшном сне у мисс Бесс не меряли да и не могли намерять такой диаметр что по смыслу что технически. Мисс Бесс всю свою историю имела ствол 12го калибра (18,6 мм), таким по крайней мере он был при выходе с завода.

      Никогда не пишите комментов по оружию англичан не заглянув в Британскую энциклопедию или по крайней мере в Википедию, но тоже английскую. Калибр "Браун Бесс" - .75 (19,050 mm). 18,034 mm имела диаметр ПУЛЯ!!!
  19. 0
    13 августа 2020 08:06
    Короче пора перейти на пращи. Хотя, судя по истории, профессиональный пращник простыми булдыганами не пользовался. Если только при отсутствии в наличии нормального боезапаса.
    1. -2
      13 августа 2020 11:30
      Чукчи пользовались пращами, но русские с пищалями легко их побеждали..
  20. +3
    13 августа 2020 11:59
    И пришлось накануне войны с Наполеоном 1805 года опять обращаться в Англию и покупать там 60 тыс. ружей. Поражение под Аустерлицем? Опять заказы, потому как было потеряно много оружия. Грех говорить, но Тульский оружейный завод старался. Очень старался, прежде не более 40 тыс. ружей в год выпускал, а вот в том же 1808 году в полтора раза смог увеличить их выпуск! А перед войной 1812 года производство ружей и пистолетов на нем было доведено до 100 тыс. единиц за год. Но как стрелкового оружия армии не хватало, так и продолжало не хватать. И опять 24 тысячи ружей импортировали из Австрии и еще 30 тыс., уже на следующий год, – из Англии. А всего Англия поставила России в те годы более 100 тыс. ружей английского производства, то есть практически столько же, сколько наш Тульский оружейный завод произвел за тот же год! Вот каковые были потребности армии в ружьях и каким образом они в те годы удовлетворялись.

    А через 100 лет ничего в Российской Империи не поменялось. Как грянула Первая Мировая, так опять бросились закупать за рубежом винтовки, пулеметы, автомобили, аэропланы ...., потому как своя промышленность опять не справилась !
    1. -2
      13 августа 2020 12:13
      Как и во вторую мировую тоже все закупали на западе. Даже расплатиться так и не смогли до самого развала СССР.
  21. 0
    13 августа 2020 13:42
    вся работа производилась либо вручную, или, в самом лучшем случае, силой… падающей воды! В засушливое время года такой привод, понятно, не работал
    Засуха - ладно: может будет, может нет, а вот зима - каждый год стабильно.
  22. 0
    13 августа 2020 14:11
    Цитата: KunyLi
    Да нет

    Вы путаете тёплых с мягкими.
    Где в вашей таблице давления?
    А мощность, она такая мощность. Не только от скорости зависит, а ещё и от массы пули. А давление не только от массы заряда, но и от диаметра ствола.
  23. 0
    13 августа 2020 14:58
    Вообще удивительно что у Царской России в период Наполеоновских войн было нарезное оружие массово. Это первая статья где я это прочел.
    Во всех других источниках всегда подчеркивалось, что только у англичан были в армии нарезные винтовки и отдельные пехотные единицы с этим оружием. А тут автор пишет что если не поголовно, но весьма массово использовались.
    У французов нарезного оружия точно не было.
    Кстати относительно английских ружей и их калибра. Он был чуть крупнее французского (оказывается и нашего, не знал), и за счет этого англичане могли применять французские боеприпасы (пусть и с меньшей эффективностью чем свои), а вот французу английская пуля в ствол не лезла.

    Что сподвигло написать, так это именно удивление. Наша армия никогда продвинутой не была (особенно в описываемый период) (ружьям век, когда у оппонентов свежачок, уж как минимум полегче), так даже в крымскую войну наша пехота была вооружена почти поголовно ружьями, а у оппонентов были винтовки под пулю минье.
    Так что если кто разбирается и увлекается, подтвердите или опровергните нарезное оружие в России в 1812 году.
    1. +3
      13 августа 2020 16:36
      Наша армия никогда продвинутой не была (особенно в описываемый период)

      Это не так. Как раз в 1812 - русская армия была технически абсолютно на уровне европейских оппонентов.
      А тут автор пишет что если не поголовно, но весьма массово использовались. У французов нарезного оружия точно не было.

      У французов оно планировалось в теории, но на практике выпустили мизерное количество (в имперский период не более 2 тыс единиц, до того тысяч 10).
      В русской императорской армии дело обстояло так:
      Егеря ( в теории) имели на вооружении:
      - винтовальные ружья образца 1805 г. (16,5-мм с 6 нарезами) со штыками + были еще образца 1798 года. Эти шли и унтер-офицерам армейской пехоты.
      - унтер-офицеры и лучшие 12 стрелков роты были вооружены штуцерами обр. 1805 г (16,5-мм с 8 нарезами).
      8 января 1806 года именным указом объявлялось о производстве оружия по штатам военного времени, и на заводы препровождались вновь утвержденные образцы: одно солдатское ружье, одно винтовальное ружье, егерский штуцер и пистолет. При этом штуцеры должны поступать на вооружение унтер-офицеров и 64-х рядовых егерей в егерские батальоны. Кроме того, существовали кавалерийские штуцеры, 16 на эскадрон (но опять-таки в теории).
      Кстати впервые штуцеры появились у русских егерей еще при матушке Екатерине в 1778 году.
      Вот хорошее фото егерского штуцера 1805 года:

      По факту штатно всех перевооружить не успели.
    2. 0
      14 августа 2020 23:20
      Принято на вооружение это ружье было именным указом императора Александра I 13 сентября 1805 года.
      Калибр - 6.5 линий (16.5 мм) с 6 нарезами.
      На 500 шагах показывало ту же точность боя что более ранние гладкоствольные ружья показывали на 100 шагах, а максимальная дальность стрельбы достигала 1000 шагов.
      Общая длина оружия составляла 133 сантиметра при стволе длиной 94 сантиметра, а весило оно 4.8 килограмма.

      «Винтовальных ружей» образца 1805 г., предназначенных для вооружения унтер-офицеров, вначале полагалось на полк всего-навсего 16 и только в 1809 г. число их увеличили до 32.
      Дело не в том, что было или не было. Дело в количестве подобного оружия в действующей армии.
      При этом первый нарезной штуцер (винтовальный карабин) в России был принят на вооружение в 1775 году.
      Калибр — 15,8 мм, длина ствола 788 мм, вес — 2,5 кг.
    3. 0
      19 августа 2020 16:06
      Фёдоров В.Г. в книге эволюция стрелкового оружия" писал, что в Русской армии все были вооружены гладкоствольным оружием и крайне незначительным количеством нарезным (винтовальным) оружием у унтер-офицеров и отборных стрелков - "застрельщиков".
  24. 0
    14 августа 2020 11:45
    Интересно, а как мастера формировали канал ствола, не ужели сверлили? Как , чем и на чем?
  25. +1
    14 августа 2020 21:38
    Происходило это потому, что оружие делали в ту эпоху с очень большим запасом прочности, стреляли из этих ружей довольно редко, а ухаживали – бережно.
    Запас прочности был большим, т.к. требовалось нивелировать точность изготовления, точность снаряжения и бестолковость владельца. Стреляли, действительно, редко. Порох и пули - дело не дешёвое. Ухаживали бережно, как и за всем вверенным имуществом. Только мульт "Левша" забывать не стоит. Да и деталек с малыми допусками там было не так много.
    Впрочем, по меркам наших дней, и этот калибр был очень большим, превосходя противотанковые ружья периода Великой Отечественной войны.
    Ну, в этот период ПТ ручные орудия начинались от 7,92, вроде. Только все они были нарезными, т.е. винтовками. Ну а для гладкого ствола это нормально и сейчас (12 калибр - 18,5 +/-0,3 мм).
    Пуля имела вид шарика, отлитого из свинца, и весила 27,7 г., а заряд пороха к пехотному ружью составлял 8,6 г.
    Так, навскидку. Это масса пули Полева, навеска пороха - почти стандартная для чёрного (дымного) пороха. Т.е. предположу, что пуля имела начальную скорость 450-500 м/с, энергия 2800-3500Дж. Это вписывается в современное длинноствольное гладкоствольное оружие.
    Если бы придумали пыж-стабилизатор вовремя - городить нарезы додумались бы значительно позже...
  26. +1
    22 августа 2020 13:45
    А вот интересно, что было бы если за каждым редутам поставить сотню лучников времен Орды? Враг идет кучно, строем, без защиты. Скорость стрельбы из лука нааамного выше. Бурятов надо было попросить.)))
    1. 0
      23 августа 2020 23:18
      В составе армий действовавших против войск наполеона был 31 национальный полк (20 башкирских, 4 крымско-татарских, 3 калмыцких, 2 меще- рякских, 2 тептярских)
      Калмыцкая конница в войне 1812 года
      Источник: https://armflot.ru/epokha-napoleona/700-kalmytskaya-konnitsa-v-vojne-1812-goda
      Но не додумались до подобного предложенного вами!
      Подобное видел только в фильме "Последний самурай". Луки против винтовок и катаны против митральез.
      Схватки в Африке рассматривать не будем.
      1. 0
        24 августа 2020 14:02
        А ведь могло быть действительно эффект ивно. С закрытых позиций навесным, залпами по атакующей колонне. Почему именно лук против онестрела,именно как доп средство в борьбе с пехотой Буанапартия. Кивер стрелу не остановит, скорость перезарядки огромная.
        1. 0
          24 августа 2020 21:42
          Нам остаётся только размышлять и фантазировать! hi
          1. 0
            25 августа 2020 02:24
            Возможно в низовых головах такие идеи и рождались,у тех кто рвал чужие мундиры о русские штыки. Дополнительный шанс выжить и задачу выполнить. Но генералы и полковники нарушать уставы не собирались. Всё по Фридриху- Айн коллоне марширт,цвай коллоне марширт... положить лишние несколько "тыщ" "крепостных? В чем проблема,бабы нарожают. Очухались когда Москву сдать пришлось. Сберечь армию,не лезть в очередное генеральное сражение,морить гейропейцев голодом и разложением. Получилось. По сути боеспособной осталась у Корсиканца только гвардия.
            .
  27. 0
    23 сентября 2020 14:00
    Подробно описано многое... калибры, миллиметры и граммы...

    А сколько стояли эти русские, английские, французские ружья ??? Сколько в год их производили ???
    Во сколько рублей/фунтов/франков обходился полный комплект ???? Ружьё, штык, пули, порох, разные приспособления для чистки, ухода и заряжания ???
    Каков жизненный цикл оружия того времени ??? Сколько времени на производство ружья, сколько оно в среднем лет служило в войсках, сколько выстрелов можно было сделать (ресурс ствола) ???
  28. 0
    3 ноября 2020 19:37
    сходите в тульский оружейный музей там этих штуцеров целая коллекция наверное самая большая в европе