Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Изделие 305» загасит американское «Адское пламя»

У модификации ударного вертолета Ка-52М существенно возрастают боевые свойства

9418

Министерство промышленности и торговли сообщает: «В Арсеньевской авиационной компании „Прогресс“ им. Н.И.Сазыкина холдинга „Вертолеты России“ состоялся первый полет опытного образца новейшего модернизированного вертолета Ка-52 „Аллигатор“. На данной машине будут применены все лучшие технические решения, ранее проверенные на вертолетах, выпускаемых как в рамках гособоронзаказа, так и на экспорт».

Ранее Национальный центр вертолетостроения имени Миля и Камова разместил заказ на изготовление и испытания двух опытных образцов Ка-52М. Передача винтокрылых машин на летные испытания должна произойти в мае 2021 года. Предварительные и последующие за ними государственные испытания Ка-52М должны завершиться в сентябре 2022 года. После чего начнется серийное производство этих разведывательно-ударных вертолетов. Планируется построить для Вооруженных сил России 114 Ка-52М. Они дополнят парк Ка-52, который насчитывает 127 машин.

Итак, что же нового предполагается использовать в модернизированном вертолете? Должна значительно обновиться авионика. Появятся новая навигационная система, комплекс связи, система управления огнем, куда входит существенно обновленная РЛС. Будет усилено бронирование, а также установлен новый комплекс обороны. Но главная идея модернизации заключается в оснащении вертолета новой ракетой.

Читайте также
АПЛ «Курск»: Тайны, скрытые под водой 20 лет назад произошла крупнейшая в послевоенной истории России трагедия отечественного подводного флота

Все эти модернизационные мероприятия были затеяны по результатам испытаний Ка-52 в реальных боевых условиях на «сирийском полигоне». Где были претензии к защите ударной машины, работающей в непосредственной близости и на незначительных высотах от противника. Усиление бронирования, безусловно, очень полезно. Как и внедрение более эффективного комплекса самообороны. Но вопрос заключается в том, а где же его взять — новый.

На Ка-52 установлен «Витебск», принятый на вооружение в 2015 году. И других комплексов для ударных летательных аппаратов концерн «Радиоэлектронные технологии» не создал. Однако КРЭТ специально для Ка-52М модернизировал «Витебск» за счет расширения номенклатуры расходуемых средств — отстреливаемых и буксируемых ловушек для ракет как с инфракрасными, так и с радиолокационными головками самонаведения.

Но главным оборонительным средством для Ка-52М должна стать новая ракета «воздух-поверхность», как ни парадоксально это звучит. На Ка-52 используются две противотанковые управляемые ракеты — «Атака» и «Вихрь». Причем «Вихрь» был введен в состав вооружения позже.

Максимальная дальность полета «Атаки» — 6 км. Это означает, что вертолет для обстрела противника должен приблизиться к нему на расстояние, на котором он может быть подбит переносным зенитно-ракетным комплексом типа «Стингер» или «Игла», которых у террористов более чем достаточно. При использовании ракеты «Вихрь», имеющей максимальную дальность полета 10 км, Ка-52 становится недоступным для ПЗРК.

Американцы решили остаться на этом рубеже, обезопасив свои ударные «Апачи» от ПЗРК. Вертолетная ракета обеспечила для McDonnell Douglas AH-64 Apache «разумную безопасность» — дальность полета ракеты AGM-114 Hellfire («Адское пламя») — 11 км.

Российские конструкторы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) решили пойти дальше, обеспечив возможность использования вертолетом Ка-52М ракетного оружия с расстояния, недоступного для наземных ЗРК малой дальности. А они, как правило, контролируют небо в радиусе, не превышающим 20 км.

Читайте также

Было принято решение оснастить не только Ка-52М, но и второй российский ударный вертолет Ми-28НМ «Ночной охотник» ракетой универсального тактического ракетного комплекса «Гермес». В этом семействе ракет есть наземные, воздушные, морские и береговые крылатые ракеты. Наибольшую дальность в 100 км имеет наземный комплекс. Это обеспечивается тем, что при запуске ракеты со стационарной пусковой установки используется мощный пороховой ускоритель.

Дальность комплекса воздушного базирования «Гермес-А» существенно скромнее — 20 км. Именно эта ракета используется в морской модификации вертолета Ка-52К «Катран». Максимальная скорость ракеты достигает 3 М, бронепробиваемость — 1000 мм.

Любопытно, что на информацию об оснащении «Аллигатора» «Гермесом» подавляющее большинство СМИ откликнулось сообщениями о том, что у вертолета появилась ракета со 100-километровой дальностью.

Вскоре ряд источников в ОПК прояснил ситуацию, заявив, что новой ракетой будет не «Гермес-А», а пока еще разрабатываемое, но уже испытываемое «изделие 305». Данному изделию СМИ немедленно приписали 100-километровую дальность по аналогии с «Гермесом». При этом еще один источник сообщил ТАСС, что в процессе испытаний в августе прошлого года с борта вертолета «Ночной охотник» «изделие 305» поразило цель на расстоянии в 25 км. Но на это СМИ не обратили внимание — ведь 100 км значительно красивее, чем 25 км.

Однако и 25 километров для «Аллигатора» в его немодернизированном виде — это слишком много. Дело в том, что для того, чтобы направить ракету в цель, необходимо эту цель видеть. Разумеется, не визуально, а при помощи РЛС. На Ка-52 используется РЛС «Арбалет» с основным режимом работы в миллиметровом диапазоне волн. Она способна обнаруживать цели типа «танк» на расстоянии до 12 км. Этого недостаточно.

У Ка-52 есть и еще один «орган зрения» — оптико-локационная система ГОЭС-451, имеющая телевизионный и тепловизионный каналы. Она позволяет обнаружить танк днем на расстоянии в 20 км и распознать его за 16 км. Ночью эти параметры соответственно 16 км и 10 км.

Читайте также
«Варшавянка» в Средиземном море подтвердила статус «черной дыры» Три американских противолодочных самолета безрезультатно гонялись за русской субмариной

Выжать из ОЛС большую дальность обнаружения наземных целей практически невозможно. Остается надежда на РСЛ. Собственно, об этом и сообщается — Ка-52М должен получить новую систему управления вооружением. Однако известно лишь, что компания «Фазотрон-НИИР», создавшая «Арбалет», осуществила его модернизацию. О новых разработках для ударных вертолетов ничего не сообщалось. Но за счет модернизации «Арбалета» вдвое увеличить его дальность также нереально.

Остается другой путь — использовать другую РЛС. И, в общем-то, понятно какую. Ту, которая используется на морском Ка-52К, — «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решеткой. Эту РЛС используют на многоцелевом истребителе МиГ-35. «Жук-АЭ» способен обнаруживать наземные цели на расстоянии до 70 км. И вот в этом случае все сходится — и дальность полета ракеты, и управление ее полетом до момента захвата цели головкой самонаведения, и «острота зрения» РЛС.

А это дает модернизированному «Аллигатору» существенное увеличение боевых возможностей за счет резкого повышения его защищенности от систем ПВО противника. Возрастает и ударная мощь машины благодаря тому, что «изделие 305» атакует военную технику, включая танки, под углом 70−80 градусов. С одной стороны это существенно снижает вероятность перехвата противником такой ракеты. С другой, атака производится в верхнюю проекцию танка, наименее защищенную.

Последние новости
Цитаты
Яков Кедми

Руководитель израильской спецслужбы «Натив» в 1992-1999 г.г.

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня