«Нашествие двунадесяти языков». Кто воевал против России в армии Наполеона

55

Утверждать, что в 1812 году на нашу землю вторглась «французская армия», будет настолько же корректно, насколько продолжать говорить, что 22 июня 1941 года на Советский Союз напала исключительно нацистская Германия. Историческая справедливость требует признать: во время Отечественной войны Россия противостояла самой настоящей «объединенной Европе» (в версии ХІХ века). Так кто же конкретно явился незваным в наши пределы в составе Великой армии Наполеона Бонапарта?

Наши предки недаром называли это вторжение «нашествием двунадесяти языков». Данное число, как несложно догадаться, в старорусском соответствовало нынешней цифре 12. На самом деле перечисление различных национальностей, представители которых в значительных количествах имелись в рядах наполеоновской орды, даже в дюжину не укладывается. Их было больше. Сам Бонапарт, по некоторым воспоминаниям, говорил о том, что в Великой армии, насчитывавшей, по различным данным, от 610 до 635 тысяч человек личного состава, «по-французски не говорят и 140 тысяч».



Тут следует сделать небольшую оговорку. В те времена уроженцы некоторых регионов современной Франции изъяснялись на наречиях, сегодня показавшихся бы их далеким потомкам сущей тарабарщиной. Привычных нам сегодня «больших» государств, имеющих своими столицами Париж, Рим, Берлин, попросту еще не существовало. Да, многие современные историки, дабы не вдаваться в тонкости, утверждают, что в Великой армии насчитывалось примерно 300 тысяч собственно французов. То есть около половины.

На втором месте стояли немцы, давшие Бонапарту примерно 140 тысяч бойцов. Сразу уточним: говоря об условных немцах, в виду мы имеем подданных Баварии, Пруссии, Вестфалии, Саксонии, королевства Вюртемберг. А также образований рангом пониже, таких, как Гессенское, Баденское Великие герцогства и совсем уж крохотулек вроде «государств» Рейнского союза. Все это были страны, вассальные империи Бонапарта, за исключением Пруссии, которая имела статус союзника.

Третьим по численности были части и подразделения, сформированные из поляков, коих в Великой армии было не менее 100 тысяч. Тут стоит подробнее остановиться на некоторых моментах. В отличие от некоторых других нефранцузов, которых в Россию привели либо вассальная присяга их правителей Парижу, либо желание получать неплохое жалование и вволю пограбить, поляки прямо-таки рвались в бой «за идею». Идея это, собственно, заключалась в желании уничтожить нашу страну, в которой они видели «империю тьмы, угрожающую всей цивилизованной Европе» (цитата тех лет) и на ее обломках устроить, пусть и под французским протекторатом, «Великопольшу од можа до можа».

Если брать в соотношении к общей численности населения стран, то Франция дала Великой армии 1% своих граждан, а Великое герцогство Варшавское – целых 2,3%.

Немалый контингент предоставила Наполеону еще одна его союзница – Австрия. Топтать русскую землю явилось 40 тысяч ее подданных. Несколько меньше было там итальянцев из Неаполитанского королевства и прочих герцогств, княжеств, городов и весей, разбросанных по Апеннинскому полуострову. 12 тысяч дала маленькая и вроде бы не воинственная Швейцария. Около 5 тысяч — Испания, в свое время отчаянно сопротивлявшаяся наполеоновскому вторжению.

Остальные нефранцузские контингенты в сравнении с перечисленными выше ратями выглядят намного более бледно: португальцев, голландцев и хорватов было всего-то по паре тысяч. Но они были! Ведя весь этот интернациональный сброд убивать наших предков, Наполеон Бонапарт, в частности, заявлял, что целью начатого им похода является стремление «положить конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы»!

Века проходят… Ничего не меняется.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    18 августа 2020 18:27
    Века проходят… Ничего не меняется.
    К сожалению...
    По воспоминанию очевидцев тех грозных дней, больше всех мародерствовали и творили бесчинства это немцы и поляки...
  2. +13
    18 августа 2020 18:27
    Пропагандист Харалужный решил сделать открытие?
    На 24 июня 1812 г французская армия общей численностью 685 000 человек состояли из:
    • 410 000 французов
    • 95 000 поляков
    • 35 000 австрийцев
    • 30 000 итальянцев
    • 24 000 баварцев
    • 20 000 саксов
    • 20 000 пруссаков
    • 17 000 вестфальцев
    • 15 000 швейцарцев
    • 10 000 датчан и норвежцев
    • 4000 португальцев
    • 3500 хорватов
    • 2000 ирландцев
    1. -5
      18 августа 2020 21:01
      В июне границу Росиии пересекли немногим более 400 000 человек. Саксов не было от слова совсем. Французов было раза в полтора-два меньше.
      1. +6
        18 августа 2020 21:12
        Я ведь не писал об армии, которая "пересекла границу".
        1. 0
          18 августа 2020 21:51
          «На 24 июня 1812 г французская армия общей численностью 685 000 человек» - уточните пожалуйста, о какой армии идёт речь.
          1. +2
            18 августа 2020 22:01
            уточните пожалуйста, о какой армии идёт речь.
            Grande Armee.
            1. +1
              18 августа 2020 23:04
              О, какой то "народный мститель" с минусами подоспел.
            2. -1
              19 августа 2020 02:35
              Многовато. Богданович даже с маршевыми частями (80 000 чел.) набирает 608 000 человек.
      2. +7
        18 августа 2020 21:56
        Саксов не было от слова совсем.

        Саксов не было. Но были саксонцы.
        7-й корпус под командованием генерал Ренье.
        Бой под Ко́брином — полный разгром 15 (27) июля 1812 русскими войсками саксонской бригады в городе Кобрин на начальном этапе Отечественной войны 1812 года.
        Город Кобрин был занят 5-тысячной саксонской бригадой под командованием генерал-майора Кленгеля из 22-й пех. дивизии корпуса Ренье.
        Согласно донесению Тормасова погибло до 2 тысяч саксонцев, пленёны 2 генерала, в том числе и сам Кленгель, 76 офицеров и 2382 нижних чина, захвачено 2 батальонных знамени, 2 штандарта и 8 орудий. У русских погибло 77 человек и 181 получили ранения.
        1. +3
          18 августа 2020 21:58
          Саксов не было
          Это техническая ошибка. Я саксонцев и имел ввиду.
          1. +1
            18 августа 2020 22:11
            Теперь понял, спасибо.
          2. +2
            18 августа 2020 22:13
            Я собственно и не сомневался! Просто товарищ Валов не понял. Немного разъяснил! hi
          3. 0
            2 апреля 2022 21:25
            Саксы это название народа, а саксонцы это население государства Саксония, т.е. национальность.
        2. +2
          18 августа 2020 22:11
          Ещё два саксонских кирасирских полка были в 4 кавалерийском корпусе.
          1. +2
            18 августа 2020 22:17
            При этом саксонцы могут быть прямыми потомками древнегерманских саксов!
      3. 0
        19 августа 2020 15:34
        Не проверено! Скорее этот поход начали около 600 тыс. народа. Ну вот. Цели этой войны немного целей и нц никакая причина не находится. Лажа.
        Скорее это внутренние причины и внутри Наплеоновской империи.
        Россия всегда всем мешала...
        Обалдеть!
        Нашли фуйню между Востоком и Западом...
      4. 0
        19 августа 2020 18:44
        Саксонская бригада Тилемана потом подошла?
      5. 0
        24 августа 2020 08:18
        Имелись в виду, разумеется, саксонцы, их даже поболе могло быть... так как некоторых не туда записывали...
    2. +1
      19 августа 2020 09:39
      В ПЕРИОД с 22.06.1941г по 2.09.1945г
      Национальность военнопленных Общее количество

      Немцы - 2,389560 млн. человек
      Японцы - 639,635 тыс. человек
      Венгры - 513,767 тыс. человек
      Румыны - 187,370 тыс. человек
      Австрийцы - 156,682 тыс. человек
      Чехословаки - 69,977 тыс. человек
      Поляки - 60,280 тыс. человек
      Итальянцы - 48,957 тыс. человек
      Французы - 23,136 тыс. человек
      Югославы - 21,822 тыс. человек
      Молдаване - 14,129 тыс. человек
      Китайцы - 12,928 тыс. человек
      Евреи - 10,173 тыс. человек
      Корейцы - 7,785 тыс. человек
      Голландцы - 4,729 тыс. человек
      Монголы - 3,608 тыс. человек
      Финны - 2,377 тыс. человек
      Бельгийцы - 2,010 тыс. человек
      Люксембуржзцы - 652 человека
      Датчане - 457 человека
      Испанцы - 452 человека (по другим данным 350 испанцев попали в советский плен - 94 умерло, остальные в 1954г вернулись домой)
      Цыгане - 383 человека
      Норвежцы - 101 человека
      Шведы - 72 человека
      Ну цыгане и евреи - это перебор
      1. +1
        19 августа 2020 10:21
        Цитата: Petrik66
        Ну цыгане и евреи - это перебор

        Евреи вполне себе воевали за фюрера - 150 тыс. еврейских солдат и офицеров, воевало в составе гитлеровской армии.

        Термином "мишлинге" в рейхе называли людей, родившихся от смешанных браков арийцев с не арийцами. Расовые законы 1935 г. различали "мишлинге" первой степени (один из родителей - еврей) и второй степени (бабушка или дедушка - евреи). Несмотря на юридическую "подпорченность" людей с еврейскими генами и невзирая на трескучую пропаганду, десятки тысяч "мишлинге" преспокойно жили при нацистах. Они обычным порядком призывались в вермахт, люфтваффе и кригсмарине, становясь не только солдатами, но и частью генералитета на уровне командующих полками, дивизиями и армиями.

        Сотни "мишлинге" были награждены за храбрость Железными крестами. Двадцать солдат и офицеров еврейского происхождения были удостоены высшей военной награды Третьего рейха - Рыцарского креста. Впрочем, многие ветераны вермахта жаловались, что начальство неохотно представляло к орденам и тянуло с продвижением в чине, памятуя об их еврейских предках.

        Долгое время нацистская пресса помещала фотографию голубоглазого блондина в каске. Под снимком значилось: "Идеальный немецкий солдат". Этим арийским идеалом был боец вермахта Вернер Голдберг (с папой-евреем).
        1. 0
          19 августа 2020 12:23
          Очень интересно, а были разграничения в зависимости от степени 1 и 2?
          1. +1
            19 августа 2020 13:01
            Цитата: Petrik66
            Очень интересно, а были разграничения в зависимости от степени 1 и 2?

            До войны, формально, были. В литературе, например, описаны случаи, когда правильные евреи навещали своих неправильных родственников в концлагерях и гетто, а потом снова на фронт, за фюрера.
            По моему, Гейдрих, был мишлинге второй степени, и ничего, трудился во славу Германии.
            1. 0
              19 августа 2020 14:46
              Нам все время внушают, что СС и особенно СД, так это просто рыцарский орден. именно это хотел добиться Гиммлер. Вот рыцарь Глобочник например. Есть одно правило, что когда подобные одаренные (власовцы, ссесманы, духи, венгры и т.п.) попадают в руки махры, то их тихо кончают, дабы более они приплода не дали. Если было время, то их вешали, если было много времени, то спрашивали, а потом вешали.
              1. 0
                20 августа 2020 05:29
                В историю вошла фраза Геринга: «Кто еврей в моем министерстве, а кто нет — решаю я!»
                Эрхард Мильх (1892 — 1972) дослужился до звания фельдмаршала и был, по сути, «отцом» люфтваффе.
                Хельмут Вильберг (1880 — 1941) — один из первых боевых пилотов Германии. В 1917 — 1918 годах Вильберг имел около 70 эскадрилий под своим командованием, в 1920-е годы считался ведущим авиационным теоретиком Рейхсвера.
                Штурмовик Морис участвовал в «пивном путче» в Мюнхене в ноябре 1923 года, был арестован и заключен вместе с Гитлером в Ландсбергскую тюрьму. В 1925 году он — один из организаторов отрядов СС (членский билет №2), где занимал впоследствии высокие посты.
                1. 0
                  20 августа 2020 13:26
                  Цитата: pmkemcity
                  В историю вошла фраза Геринга: «Кто еврей в моем министерстве, а кто нет — решаю я!»
                  Эрхард Мильх (1892 — 1972) дослужился до звания фельдмаршала и был, по сути, «отцом» люфтваффе.
                  Хельмут Вильберг (1880 — 1941) — один из первых боевых пилотов Германии. В 1917 — 1918 годах Вильберг имел около 70 эскадрилий под своим командованием, в 1920-е годы считался ведущим авиационным теоретиком Рейхсвера.
                  Штурмовик Морис участвовал в «пивном путче» в Мюнхене в ноябре 1923 года, был арестован и заключен вместе с Гитлером в Ландсбергскую тюрьму. В 1925 году он — один из организаторов отрядов СС (членский билет №2), где занимал впоследствии высокие посты.

                  И все эти люди были евреями?
                  1. 0
                    20 августа 2020 15:48
                    Цитата: Арон Заави
                    И все эти люди были евреями?

                    Выходит... были.
                    1. 0
                      20 августа 2020 16:24
                      Цитата: pmkemcity
                      Цитата: Арон Заави
                      И все эти люди были евреями?

                      Выходит... были.

                      Ну бред же. Может доля еврейской крови от крещеных евреев в них и была , но назвать их евреями это натянуть сову на глобус.
                      1. 0
                        21 августа 2020 04:42
                        Цитата: Арон Заави
                        Ну бред же. Может доля еврейской крови от крещеных евреев в них и была , но назвать их евреями это натянуть сову на глобус.

                        А Израиль принял бы таких "неполноценных" евреев, будь они гражданами СССР? А у совы глаза такие именно по тому, что ее все время на глобус натягивают.
                      2. 0
                        21 августа 2020 06:46
                        Цитата: pmkemcity
                        Цитата: Арон Заави
                        Ну бред же. Может доля еврейской крови от крещеных евреев в них и была , но назвать их евреями это натянуть сову на глобус.

                        А Израиль принял бы таких "неполноценных" евреев, будь они гражданами СССР? А у совы глаза такие именно по тому, что ее все время на глобус натягивают.

                        Если бы они были крещеными , то не принял бы.
                      3. 0
                        21 августа 2020 09:30
                        Да ладно! А если атеист, то можно?
                      4. 0
                        21 августа 2020 10:04
                        Цитата: pmkemcity
                        Да ладно! А если атеист, то можно?

                        Кому то можно.
                      5. 0
                        21 августа 2020 10:23
                        Цитата: Арон Заави
                        Кому то можно.

                        Не про них ли говорили, что Христа продали?
                      6. 0
                        21 августа 2020 12:14
                        Цитата: pmkemcity
                        Цитата: Арон Заави
                        Кому то можно.

                        Не про них ли говорили, что Христа продали?

                        А какое Вам дело до наших еврейских разборок?
                      7. 0
                        21 августа 2020 13:48
                        Цитата: Арон Заави
                        А какое Вам дело до наших еврейских разборок?

                        С чего вы взяли, что это "ваши еврейские разборки"? У меня жена еврейка, и я уже 31 год ежедневно сдаю кровь "христианского младенца".
                      8. 0
                        21 августа 2020 14:36
                        Цитата: pmkemcity
                        Цитата: Арон Заави
                        А какое Вам дело до наших еврейских разборок?

                        С чего вы взяли, что это "ваши еврейские разборки"? У меня жена еврейка, и я уже 31 год ежедневно сдаю кровь "христианского младенца".

                        Могу ,как коллега посочувствовать. laughing
                      9. 0
                        21 августа 2020 16:12
                        Извиняюсь, но работа закончилась. Пошел на шабат hi
                      10. 0
                        21 августа 2020 17:05
                        hi Шабат шалом.
                      11. Комментарий был удален.
                      12. Комментарий был удален.
                    2. 0
                      21 августа 2020 14:01
                      Нет. Так можно договорится до чего угодно. Рассовая теория Розенберга указывала носителем "коренных" генов мужчину. Тем более если речь идёт о "бабушках". Там уже "четвертинка" и начинались вышеуказанные "градации". "Прямые" евреи действительно резались под корень,тем более на оккупированных территориях,не имея ни единой "подвязки" в рейхе. В самом Рейхе (метрополии) там действительно много мутного было. Но если видеть только "пособников" и анализировать исходя из этого,то можно и до отрицания холокоста договорится.
      2. 0
        20 августа 2020 14:55
        Это список пленных в лагерях на 1946г.,когда была проведена перепись военнопленных,а ведь многие не дожили до этого времени. С 1943г,пленных из оккупированных Германией стран направляли в национальные части воевать против Германии.
  3. +1
    18 августа 2020 18:30
    Историческая справедливость требует признать: во время Отечественной войны Россия противостояла самой настоящей «объединенной Европе» (в версии ХІХ века).
    200 с лишним лет бьём, а всё равно не насытились.
  4. +6
    18 августа 2020 18:32
    "12 тысяч дала маленькая и вроде бы не воинственная Швейцария"вообще-то Швейцария традиционно поставляла наемников. Во время Великой Французской революции швейцарцы мужественно защищали дворец короля. Об этом на сайте было
    Охрана папы Римского тоже состоит из швейцарцев . Так что утверждение"не воинственная"нуждается в уточнение
  5. +5
    18 августа 2020 19:23
    У "Европы" есть такая традиция, раз в 100 лет собираться в кучу и идти в Россию за люлями.
  6. +1
    18 августа 2020 20:04
    «нашествием двунадесяти языков». Данное число, как несложно догадаться, в старорусском соответствовало нынешней цифре 12.
    бред. двунадесять = 2Х10 = 20
    Выражение это появилось уже после изгнания Великой Армии из России, причем в несколько иной форме. 25 декабря 1812 года был обнародован Высочайший манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского». Здесь говорилось:
    Да представят себе собрание с двадцати царств и народов, под единое знамя соединенные, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в Нашу землю
    1. +1
      18 августа 2020 20:30
      бред. двунадесять = 2Х10 = 20
      Точно, бред. В смысле то, что Вы написали. Словарь Ожегова посмотрите.
      1. +3
        18 августа 2020 22:25
        В словаре С.И. Ожегова на стр. 149 идут последовательно слова: Двуличный, Двуногий, Двуокись ... Двунадесять там нет.
        1. +4
          18 августа 2020 22:43
          ПРАЗДНИК

          ПРАЗДНИК, -а, м. 1. День торжества, установленный в честь или в памятького-че-го-н. Первомай - п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковьюв память религиозного события или святого. В день храмового праздника.Престольный п. (в честь церковного события или святого, имя к-рого присвоеноданной церкви). П. Рождества. Христианские, церковные праздники. 3.Выходкой, нерабочий день. П. Нового года. 4. День радости и торжества поповоду чего-н. Семейный п:.На душе п. (перен.:радостно). 5. Деньигр,развлечений. Спортивный п. П. песни. * Двунадесятые праздники - вправославии: двенадцать основных церковных праздников: Рождество Христово,Крещение, Благовещение, Сретение, Вербное воскресение (Вход Гос-поден вИерусалим), Вознесение, Троица, Преображение, Успение, Рождество Богородицы,Воздвижение (креста Господня), Введение (Богородицы во храм). На праздниках(разг.) - в дни праздника. На праздниках погостил у родных. Будет и на нашейулице праздник - и для нас наступит радость, торжество. Праздник, к-рыйвсегда с тобой - о ком-чем-н. постоянно радующем. Как у праздника сидеть(разг. неодобр.) - сидеть, ничего не делая, в праздности. II прил.праздничный, -ая, -ое. П. день.
          1. +3
            19 августа 2020 07:11
            Спасибо за ссылку. Естессно, "двунадесят" - это 12, а не 20. Отдельно это устаревшее слово он не выделял, засунул в пояснения к "Празднику".
  7. +2
    18 августа 2020 21:08
    Кто воевал? Евросоюз.
  8. +4
    18 августа 2020 23:26
    Привычных нам сегодня «больших» государств, имеющих своими столицами Париж, Рим, Берлин, попросту еще не существовало.
    Франция к 1812 году полтора века как минимум была уже унитарным государством в более менее современных границах
  9. 0
    19 августа 2020 15:35
    Один штрих. Отступая из Москвы Наполеон сделал ставку на "зимний отдых" в Минске. В город приказано было подвести продовольствие, фураж, оружие. Однако 16 ноября 1812 года русская армия адмирала Чичагова, захватила Минск и не пустила французов на зимние квартиры. А еще раньше отступающие деморализованные, голодные и обмороженные наполеоновские солдаты разграбили в Минске провиантские склады. Планам Наполеона не суждено было сбыться. Последующее поражение у деревни Плещеницы (65 км от Минска) французской армии 13 декабря 1812 года, от русской армии под командованием Чичагова, сыграло решающую роль в последующем окончательном беспорядочном бегстве "Великой армии" из России. Впрочем, сам Наполеон покинул войска и сбежал во Францию еще после разгрома своих войск под Смоленском в начале ноября. Но Минск стал для нашествия "двунадесяти языков" крайней точкой разгрома. Некоторые историки отмечают, что 90% всех боевых действий в ту войну были на территории Беларусии. Но, к сожалению, белорусское дворянство почти полностью приняло сторону французов, и их поражение восприняло как собственное. Многие из дворян бежали с остатками французской армии в Европу. Потому, видимо, план восстановления города был принят только к 1817 году и растянулся на многие годы.
    1. +2
      19 августа 2020 18:47
      Но, к сожалению, белорусское дворянство почти полностью приняло сторону французов, и их поражение восприняло как собственное. Многие из дворян бежали с остатками французской армии в Европу.

      А чему удивляться? Жили люди в государстве Польском. Их "распилили" и присоединили к России. Далеко не все были этим довольны.
  10. 0
    19 августа 2020 16:17
    Цитата: Liam
    Привычных нам сегодня «больших» государств, имеющих своими столицами Париж, Рим, Берлин, попросту еще не существовало.
    Франция к 1812 году полтора века как минимум была уже унитарным государством в более менее современных границах

    Интересно, к 2012 году еще существовали в Европе «большие» государства или так называемый Евросоюз объединил стремление европейских народов, тех самых "двунадесяти язычных", к созданию единого жизненного пространства, для которого ограбление соседних территорий просто необходимо при воспроизводстве жизненного цикла?
  11. 0
    19 августа 2020 21:37
    Хорошо зашли... потом мы почти 90 % из этой банды в землю положили!
  12. +1
    20 августа 2020 00:22
    Пришли - пограбили, пожгли и ушли... кто смог "ушёл". Но ни кто не понёс ответственности, всех простили, а надо бы "три шкуры спустить" на возмещение убытков с "европейцев". Прощённый враг - другом не становится...
  13. 0
    19 октября 2020 21:32
    Зарыли-то наши предки всех! Только "старая гвардия" Наполеона слиняла! Остальным досталась в финале Березина!