Правда о захваченной майкопской нефти

60

Немецкий танкист наблюдает за горящим нефтехранилищем в районе Майкопа

В истории битвы за Кавказ, развернувшейся во второй половине 1942 года, есть примечательный момент, связанный с нефтедобывающим районом, расположенным у Майкопа, или с майкопской нефтью. В июле 1942 года немецкая группа армий «А» перешла Дон, разбила Южный фронт и стала преследовать отступающие по степи советские войска. 17-я немецкая армия наступала западнее, в направлении Краснодара, 1-я немецкая танковая армия наступала восточнее на Армавир. Танковой армии удалось добиться значительного успеха, 6 августа 1942 года ими был взят Армавир, 9 августа — Майкоп, и дальше 1-я танковая армия наступала на юг, на левобережье Кубани, в направлении побережья и Туапсе. Правда, до порта им дойти не удалось, наступление выдохлось 15-17 августа, и затем танковую армию перебросили на восточное направление, к Моздоку.

17-я армия 12 августа 1942 года взяла Краснодар и продолжила наступление на Новороссийск. 31 августа немцам удалось захватить Анапу, 11 сентября части 17-й армии достигли Новороссийска. Бои там были исключительно тяжелыми, весь город захватить немцам не удалось, и с 26 сентября 1942 года немецкие войска в Новороссийске перешли к обороне.




Схема наступления немецких войск в августе-октябре 1942 года

Это общий абрис немецкого наступления августа-сентября 1942 года, в ходе которого им и достался на некоторое время Майкопский нефтедобывающий район. Майкопская нефть была на острие удара 1-й танковой армии, поскольку нефтепромыслы находились в обширном районе юго-западнее и западнее Майкопа. Вскоре после того, как 1-я танковая армия ушла на восток, этот район перешел в ведение 17-й армии и командующего тылового района 550 (Korück 550), подчиненного командованию 17-й армии.

Микромиф родом из военной пропаганды


По этому поводу в литературе сложился своего рода микромиф, суть которого состоит в том, что промыслы и оборудование «Майкопнефти» были разрушены почти что подчистую, так, что немцам ничего не досталось. Я этот миф видел в нескольких вариациях, мало отличных друг от друга, в качестве примера можно привести статью Е.М. Малышевой «Российская нефть и нефтяники в годы Великой Отечественной войны», см. «Экономический журнал», 2008, № 4(14). Там довольно подробно об этом сказано.

Во-первых, там утверждается, что будто бы у Германии кончалась нефть в Румынии, и все спасение было лишь в захвате черноморской нефти. Это, разумеется, не совсем так или даже совсем не так, и этому интересному вопросу можно посвятить отдельный разбор.

Во-вторых, говорится, что на «Майкопнефти» было ликвидировано 850 скважин, НПЗ в Краснодаре, компрессорные станции с 113 компрессорами, оборудование скважин и буровое оборудование были уничтожены. Было также уничтожено 52 тысячи кубометров нефти в ходе боев, около 80 тысяч тонн нефтепродуктов на НПЗ. Так что использование нефтепромыслов «Майкопнефти» было невозможно.

В-третьих, известная статья из газеты «Грозненский рабочий» от 10 октября 1942 года, которую цитируют почти во всех работах, где уделяется внимание майкопской нефти:

«Заняв район Майкопа, немцы сразу же кинулись к нефтяным промыслам. Однако надежды гитлеровцев на майкопскую нефть не оправдались, на месте промыслов они нашли развалины. Скважины были забиты, нефтепровод разрушен. С этого начали свою работу майкопские партизаны. Они не дали врагу нефти. Майкоп стал мертвым городом. Люди старались не попадаться на глаза фашистским головорезам. Жизнь ушла в леса и горы, где действовало несколько партизанских отрядов. Напрасно фашисты разыскивают нефтяников. Они здесь. Партизанский отряд за короткое время уничтожил на лесных дорогах 100 немецких солдат и офицеров. Не найти немцам майкопчан-нефтяников, зато партизаны-нефтяники ежедневно находят немцев и беспощадно уничтожают их».

В общем, рассказы в стиле: «Ни одного литра нефти врагу!» На мой взгляд, подобное изложение событий является производным от военной пропаганды того времени. Как образец военной пропаганды, статья в «Грозненском рабочем» выглядит прекрасно. Положение было тяжелым и надо было чем-то ободрить солдат на фронте и работников тыла. Немцы сначала врезали Южному фронту, потом Северо-Кавказскому фронту, за месяц захватили огромную территорию. Остановили их наступление с большим трудом. Что в подобных условиях могли политруки и агитаторы сказать людям? Вот только такое: да, мы отступили, но, по крайней мере, нефти немцам не досталось, сорвали их планы грабежа, без нефти немцы долго не провоюют и так далее.

После войны и победы, когда ободрять солдат и тружеников тыла было уже не актуально, можно было бы разобраться в вопросе более детально и предметно, с изучением немецких документов. Но этого не произошло. Изложенный микромиф выступил перепевкой пропаганды военных лет, и дальше этого советские и российские историки не пошли.

Почему этого не произошло? Во-первых, потому, что исследователям пришлось бы учить немецкий язык, выправлять разрешение на выезд, копаться в немецком архиве. Дело само по себе подозрительное. Да и к тому же в немецких документах можно было начитаться всякой всячины: вроде того, как инженер Филиппов починял нефтепромыслы в Ильской или как 1-й казачий полк «Платов» (позднее вошедший в состав 1-й казачьей дивизии фон Паннвица) охранял дорогу Ильская — Дербентская. За такие архивные находки можно было получить «награду» в виде увольнения с волчьим билетом. Во-вторых, детальное рассмотрение вопроса показало бы, что дело обстояло вовсе не так залихватски, как изложено в газете «Грозненский рабочий». Те, кто хорошо знал довоенное хозяйство «Майкопнефти», конечно, понимали, что, кроме разрушений, были еще факторы, не позволившие немцам использовать нефть, но предпочитали помалкивать. Зачем людям сложности? Перепиши газетную статью в свой научный труд — и задача выполнена.

Мой же интерес к этому вопросу состоял в ответе на вопрос: почему у немцев не получилось? Нефть для них и в самом деле была весьма важна и они предприняли попытку восстановления нефтепромыслов, отправив в Майкоп специальную часть Technische Brigade Mineralöl (TBM). Ответить на этот вопрос без немецких документов было нельзя. Однако Bundesarchiv любезно отсканировал несколько дел из архива тылового района 550, среди которых были и три дела (RH 23/44, RH 23/45, RH 23/46), посвященные специально нефтяному района Майкопа. Эти документы были посвящены в основном вопросам охраны района нефтедобычи, набору специалистов-нефтяников среди гражданского населения и военнопленных, обеспечению их продовольствием, различным административным вопросам и переписке. Но среди них было несколько отчетов о состоянии нефтепромыслов, какими их увидели немецкие войска.

Это, конечно, не все, поскольку документов собственно технической бригады там не было (возможно, они отыщутся где-нибудь в другом месте), но уже позволяет посмотреть на захваченные немцами майкопские нефтепромыслы весьма детально.

Сколько нефти досталось немцам?


«Немцы сразу же кинулись к нефтяным промыслам…» Немецкие документы, впрочем, этого совершенно не подтверждают. Части 1-й танковой армии появились юго-западнее Майкопа в середине августа, 10-15 августа 1942 года, и район нефтепромыслов был занят частями дивизии СС «Викинг», создавшей там ортскомендатуры. Как пишет начальник ортскомендатуры I/921 майор Меркель, эсэсовцы ушли из этого района 19 сентября 1942 года, передав свои комендатуры в Нефтегорске, Нефтяной, Хадыженской и Кабардинской охранному батальону 602 (Bundesarchiv, RH 23/44 Bl. 107).

Только после этого немцы отправились на осмотр нефтепромыслов. 13 октября 1942 года охранный батальон составил донесение о том, что ими было обнаружено в ходе осмотра местности с 28 сентября по 2 октября 1942 года. К этому донесению мы вернемся несколько позднее.

Прошло полтора месяца с момента захвата нефтепромыслов, прежде чем немцы озаботились осмотром захваченного хозяйства. Очень уж они неспешно «кинулись к нефтепромыслам». Тому была веская причина. Части 1-й танковой армии, в частности, дивизия СС «Викинг», с середины августа по середину сентября 1942 года пытались наступать на юг, на Туапсе, и это для них была приоритетная задача. Для них было важнее разбить советские войска, а нефтяные скважины никуда не денутся, трофеями можно будет заняться позднее.

Была еще одна причина, почему немцы «кинулись к нефтепромыслам» столь неспешно. Судя по письму из ортскомендатуры I/918 от 10 октября 1942 года, часть нефтепромыслов ими еще не была захвачена. В письме указано, что работы могут проводиться лишь в Нефтяной и Хадыженской, поселок Асфальтовая Гора в 6 км от Хадыженской был под артиллерийским обстрелом, а некоторые другие нефтяные поля были заняты советскими войсками (Bundesarchiv, RH 23/45 Bl. 91). Отсюда вполне очевидно, что немецкие танковые части своим первоначальным натиском захватили лишь часть нефтепромыслов, восточную их половину. Есть сообщение о том, что нефтепромыслы Асфальтовая Гора и Кутаиси (к западу от Хадыженской) были захвачены к 24 октября 1942 года (Bundesarchiv, RH 23/44 Bl. 40). К декабрю 1942 года фронт проходил примерно в 20 км западнее и 40 км южнее Хадыженской. Артиллерийский обстрел уже не достигал нефтепромыслов. И вообще, на направлении Хадыженская — Туапсе немцы два раза пытались начать наступление, в середине октября и в середине ноября 1942 года.


Немецкая схема линии фронта на декабрь 1942 года: ЦАМО ф. 500, оп. 12473, д. 121, л. 19

«На месте промыслов они нашли развалины». Когда охранный батальон 602 отправился на осмотр местности, видимо, заранее проинструктированный, что именно ему надо искать и что отразить в своем отчете, его находки были все же побольше, чем развалины.

Вот, к примеру, скважина 341 (забита). При ней было найдено: 20 длинных буровых штанг, 60 насосных штанг, поврежденная насосная установка, две нефтяные емкости, одна разрушенная буровая тренога и один крюк. Скважина 397: разрушенная деревянная буровая вышка, 30 буровых и 30 насосных штанг, поврежденная насосная установка (Bundesarchiv, RH 23/45 Bl. 68). Ну и так далее.

Правда о захваченной майкопской нефти

Начало отчета охранного батальона 602 о результатах обследования нефтепромыслов: Bundesarchiv, RH 23/45 Bl. 68

Суммарно находки составили:

Буровые вышки (пригодные к эксплуатации) — 3
Нефтяные емкости — 9
Газовые емкости — 2
Буровые штанги — 375
Насосные штанги — 1017
Насосные трубы — 359
Скважинные насосы — 5
(Bundesarchiv, RH 23/45 Bl. 68-72.)

Это только на промыслах, без находок в других местах.


Трубы, захваченные на станции Майкоп. Фото итальянского корреспондента Ламберти Соррентино

Этот отчет и другие сообщения позволяют определенно говорить, что майкопские нефтепромыслы были разрушены сильно, но не до конца. Некоторое количество скважин досталось немцам в рабочем состоянии. В районе Адагым из 34 скважин работали 6 (Bundesarchiv, RH 23/45 Bl. 104). Уташ — из 6 скважин работали 2 скважины. Джигинское — из 11 скважин 6 остались в рабочем состоянии (Bundesarchiv, RH 23/45 Bl. 113). Калужская (к югу от Краснодара) — 24 скважины, из них одна скважина с подорванным насосом и трубопроводом и еще две без насосных установок; остальные скважины были забиты. Нефтепромысел работал до 4 августа 1942 года и уничтожили его на скорую руку. Немцам досталось 10 буровых вышек, а повреждения насосов и трубопроводов они оценивали как небольшие (Bundesarchiv, RH 23/45 Bl. 129, 151). Ильская (к юго-западу от Краснодара) — из 28 скважин осталось в рабочем состоянии 3 скважины. На скважине 210 давлением нефти и газа выдавило бетонную пробку. Именно на этой скважине работал инженер Филиппов и 65 помощников из гражданского населения. На скважине 221 нефть тоже начала выдавливать бетонную закупорку (Bundesarchiv, RH 23/44 Bl. 53). Хадыженская — из скважины 65 нефть изливалась прямо на землю (Bundesarchiv, RH 23/45 Bl. 151).

В общем, собрав из разных документов упоминания о предполагаемой добывной способности скважин, которые находились в рабочем состоянии или могли быть легко восстановлены, я составил такой список (тонн в месяц):

Адагым — 60
Кесслерово — 33
Киевское — 54
Ильская — 420
Джигинское — 7,5
Калужская — 450
Нефтегорск — 120
Хадыженская — 600
Всего — 1744,5 тонны.

Это очень немного. Добыча 1744 тонн в месяц соответствует 20,9 тыс. тонн в год, или 0,96% от уровня довоенной добычи (в 1938 году — 2160 тысяч тонн). Это, замечу, еще до того, как начались восстановительные работы (эти данные были собраны в конце сентября — в октябре 1942 года), еще до вскрытия забитых и зацементированных скважин, то есть, так сказать, немедленно к услугам.

Ну и еще в кучу: «Напрасно фашисты разыскивают нефтяников». Проблемы с набором рабочих на нефтепромыслы у немцев и вправду были. Но и сказать, что немцы никого не смогли привлечь на свою сторону, тоже было бы ошибкой. 3 ноября 1942 года Техническая бригада направила командованию тылового района 550 ведомость об имеющемся у них личном составе и транспортных средствах. У них имелось в разных местах: 4574 немецких военнослужащих, 1632 гражданских лиц и 1018 военнопленных. В распоряжении бригады имелось 115 мотоциклов, 203 легковых и 435 грузовых автомобилей (Bundesarchiv, RH 23/44 Bl. 30). На совещании 24 октября 1942 года командир Технической бригады генерал-майор Эрих Хомбург заявил, что если ему дадут дополнительно к 600 военнопленным, уже занятым на восстановлении нефтепромыслов, еще 900 немедленно и еще 2500 до наступления зимы, то он сможет ввести месторождение Ильская в строй (Bundesarchiv, RH 23/44 Bl. 40).

Небольшая добыча и неопределенные планы


В изученных немецких документах вообще почти ничего не говорится о добыче нефти. Только на Ильской, как следует из сообщения штаба охранного батальона 617, в начале октября 1942 года была установлена небольшая перегонная установка мощностью 1 тонна в сутки. Она получала 300 литров керосина, 200 литров бензина и 500 литров нефтяных остатков. Топливо поставлялось для колхозов в районе Северской (Bundesarchiv, RH 23/44 Bl. 53). Другой пример использования нефти — пекарня в Анапе, которая работала для нужд 10-й румынской дивизии. Ее печи работали на нефти, и румыны брали нефть в Джигинской, к неудовольствию немецкой ортскомендатуры I/805 в Анапе (Bundesarchiv, RH 23/45 Bl. 45). Эту нефть немцы использовали для городского хозяйства и предприятий Анапы.

Почему немцы не озаботились скорейшим восстановлением нефтедобычи? Причин тому было несколько.

Во-первых, у них были неплохие трофеи в разных местах, вопреки заверениям газеты «Грозненский рабочий»:

Нафта — 157 кубометров (124 тонны).
Петролеум — 100 кубометров (79 тонн).
Мазут — 468 кубометров (416 тонн).
Моторное масло — 119 кубометров (107 тонн).
Тракторное топливо — 1508 кубометров (1206 тонн).
Газолин — 15 кубометров (10 тонн).

Всего 1942 тонны нефти и нефтепродуктов в емкостях и бочках (Bundesarchiv, RH 23/44 Bl. 152-155). Это чуть больше месячной добычи оставшихся в рабочем состоянии скважин. Причем большая часть этих трофеев — готовое тракторное топливо, скорее всего, лигроин.

Во-вторых, Краснодарский НПЗ, который до войны имел мощность около 1 млн. тонн в год и перерабатывал примерно половину майкопской нефти, был фактически уничтожен, сначала немецкими бомбардировками, а потом подрывом при отступлении советских войск.


Фотография развалин Краснодарского НПЗ, сделанная в августе 1942 года


Еще один снимок разрушенного Краснодарского НПЗ, более детальный. По существу, завод предстояло строить заново. Хотя железнодорожная станция была менее разрушена, что создавало возможность устроить временный завод, работающий на подвозе нефти железной дорогой

Техническая бригада работала на разборке руин и, по оценкам командира бригады, было можно соорудить временный завод мощностью 300 тонн в сутки (около 110 тысяч тонн в год) до января 1943 года и 600 тонн в сутки до марта 1943 года.

В-третьих, электроснабжение нефтепромыслов и значительная часть насосов были уничтожены. Потому можно было добыть нефть только вручную, она изливалась сама. И не только из скважин. Немцы обнаружили 12 нефтяных колодцев (по-немецки Brunne) суммарной мощностью 12 тонн в сутки или 360 тонн в месяц.

В-четвертых, вывоз нефти в Германию был невозможен. Хотя немцы захватили нефтяной причал в порту Новороссийска, на котором трубопроводы, наливная станция, насосы и пять емкостей на 4500 кубометров оказались в исправном состоянии (Bundesarchiv, RH 23/45 Bl. 63), пользоваться им они не могли из-за продолжающихся боев и отсутствия необходимого нефтеналивного флота, чтобы вывезти нефть хотя бы в Одессу. Порт Туапсе немцы так и не захватили.

По этим причинам немцы отказались от немедленного восстановления скважин и возобновления добычи, ограничившись только небольшой добычей нефти для местных нужд, в основном для различных местных предприятий: мельниц, пекарен, водопровода, колхозов, отчасти работавших для немцев и румын, отчасти для местного населения.

Какие у них были дальнейшие планы? Судя по распределению сил, основное внимание уделялось восстановлению промысловой инфраструктуры и нефтепроводов в Хадыженской, Нефтяной и Нефтегорске, нефтепроводов Хадыженская — Кабардинская — Краснодар и Хадыженская — Белореченская — Армавир. В Хадыженской, Апшеронской и Кабардинской было 2670 человек из состава Технической бригады и в Армавире 860 человек. Видимо, предполагалось восстановить или построить крупные нефтебазы в Майкопе и Армавире. Армавир, как можно полагать, задумывался как перевалочная база, откуда нефть можно было отправлять железной дорогой в Краснодар или в другие места. Очень мало сил был на НПЗ в Краснодаре: 30 немцев, 314 гражданских лиц и 122 военнопленных. Очевидно, они расчищали развалины и ожидали доставки нефтеперерабатывающего оборудования. Только после этого завод мог стать крупным центром снабжения нефтепродуктами.

Планы несколько неопределенные, и, в общем, рассчитанные, скорее, на снабжение войск. Пока не буду ставить на этом точку, поскольку могут быть и другие архивные находки, способные пролить свет на этот вопрос. Можно лишь сказать, что майкопская нефть немцами явно не рассматривалась как источник, способный снабжать Германию, по крайней мере в обозримой для них перспективе.

Не стоит сочинять мифы


Как видим, история захваченных майкопских нефтепромыслов весьма ощутимо отличается от того, что обычно об этом пишут в литературе. Микромиф о майкопской нефти неудовлетворительный совершенно, потому что он излагается так, что искажает всю картину. Во-первых, миф делает упор на разрушения, хотя по немецким документам видно, что главным фактором, тормозившим восстановительные работы, была близость фронта и активность партизан. Кроме того, линия фронта прошла так, что отрезала майкопскую нефть и от портов в Новороссийске, и в Туапсе, а также от Грозненского НПЗ.

Во-вторых, майкопско-краснодарский район и до войны был несамодостаточен по переработке нефти. Краснодарский НПЗ перерабатывал лишь половину добычи, остальная часть направлялась в порты для вывоза морем, на Грозненский НПЗ (который был мощным — 12,6 млн. тонн, и по нынешним меркам большой; тогда как Грознефть добывал в 1938 году 2,6 млн. тонн нефти; завод перерабатывал в основном бакинскую нефть) или потреблялась на месте в сыром виде. Поэтому, при том положении фронта, которое сложилось в конце 1942 года, и при том, если бы вся нефтедобывающая, транспортная и перерабатывающая инфраструктура осталась бы совершенно целой и готовой к работе, немцам все равно пришлось бы сократить добычу нефти наполовину ввиду невозможности ее вывоза. Эта особенность «Майкопнефти» была хорошо известна нефтяникам, но историки нефтяников не спрашивали.

В-третьих, разрушения были велики и их нельзя было исправить по щелчку пальцев. Немцы начали работы лишь в конце октября 1942 года, а уже в январе 1943 года началось наступление Черноморской группы, которой 12-19 января 1943 года удалось прорвать немецкую оборону в районе поселка Горячий Ключ и выйти на подступы к Краснодару. Тут уже немцам, под угрозой окружения, пришлось все бросить и отступать к Краснодару и Новороссийску. 29 января 1943 года был взят Майкоп, что для немцев означало полную потерю майкопской нефти. Таким образом, на все работы у них было не пять с половиной месяцев, как пишут в литературе, а всего лишь чуть более двух месяцев, с конца октября 1942 года до начала января 1943 года. Как нетрудно догадаться, зима — не самое подходящее время для восстановительных работ.

К тому же после освобождения майкопской нефти советским нефтяникам тоже пришлось потратить много времени и сил, чтобы исправить нефтепромыслы. В июле 1944 года суточная добыча достигла 1200 тонн, или 438 тысяч тонн в годовом исчислении — 20,2% довоенной добычи. Это результат более чем годичной работы, причем в условиях, несравненно лучших, чем у немцев, потому что им не угрожал близкий фронт и была возможность вывоза нефти в Грозный.

Мораль этой истории проста: не стоит сочинять мифы. Реальная история получается интереснее и занимательнее, чем перепевки пропаганды времен войны.
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    24 августа 2020 05:38
    «Заняв район Майкопа, немцы сразу же кинулись к нефтяным промыслам. Однако надежды гитлеровцев на майкопскую нефть не оправдались, на месте промыслов они нашли развалины

    Летом 1942 года диверсанты полка «Бранденбург-800» участвовали в захвате нефтяных месторождений Майкопа и сыграли важную роль в дезорганизации советской обороны. В ходе стремительного немецкого наступления группа бранденбуржцев , состоявшая из прибалтийцев и судетских немцев, говоривших по-русски и переодетых в форму военнослужащих НКВД, проникла 2 августа в Майкоп на трофейных грузовиках ЗИС. Возглавлял диверсантов прибалтийский немец лейтенант фон Фёлькерзам, выступавший под видом майора госбезопасности Трухина. Вечером 8 августа группа Фёлькерзама подорвала городской узел связи и вывела из строя все линии связи, после чего заняла телеграфную станцию. Для распространения паники на поступающие сюда запросы диверсанты передавали один ответ: «Город оставлен. Телеграф прекращает свою работу!». На следующий день фон Фёлькерзам и его подчинённые перемещались по городу и распространяли дезинформацию о том, что Майкоп вот-вот будет окружён, гарнизон будет отрезан и следует оставлять позиции и быстрее перемещаться в тыл. В то же время члены группы имитировали взрывами гранат артиллерийский обстрел, стремясь вызвать панику, а часть из них отправилась на буровые и нефтехранилища с приказом об отмене их уничтожения. Стратегически важный мост через реку Белую был захвачен переодетыми в советскую форму солдатами взвода бранденбуржцев под командой лейтенантов Прохазки и Зойберлиха, перемещавшимися на четырёх грузовых автомобилях. Когда их остановил генерал Красной армии, те объяснили, что движутся на усиление охраны моста. Прибыв на место, диверсанты ликвидировали охрану моста и удерживали его до подхода немецких войск. Своими действиями группа Фёлькерзама помогла немецким штурмовым отрядам овладеть центром города и избежать его длительной осады. В результате быстрого овладения Майкопом здесь остались большинство вооружений и боеприпасов, в руки немцев попали документы и материальные ценности, в том числе многие предприятия. Из города не успели эвакуировать раненых красноармейцев и краснофлотцев. Вместе с тем «бранденбуржцам» не удалось выполнить главную задачу операции — предотвратить уничтожение нефтепромыслов и нефтехранилищ
    фото. диверсанты полка «Бранденбург-800» в захваченном Майкопе 13 августа 1942 г.


    1. +18
      24 августа 2020 06:08
      До сих пор остаётся спорным принципиально важный вопрос - удалось ли немцам не допустить уничтожения объектов нефтедобычи,ведь именно это и было ключевой задачей масштабного броска войск и диверсионной операции в Майкопе.Если верить мемуарам Отто Скорцени и другим источникам, "бранденбуржцам" удалось обеспечить безопасность нефтебаз, что указано среди оснований награждения Фелькерзама 14 сентября 1942 года Рыцарским крестом Железного креста.Однако в вечерней сводке Совинформбюро от 16 августа 1942 года сообщалось,что "оборудование майкопских нефтепромыслов и все наличные запасы нефти своевременно вывезены,а сами нефтепромыслы приведены в полную негодность.
      Немецкие фашисты, рассчитывающие со взятием Майкопа поживиться за счёт советской нефти,просчитались: советской нефти они не получили и не получат"
      (цитата по сводке Совинформбюро от 16 августа 1942 года).
      Думаю,здесь можно допустить,что информация подверглась "корректировке" и немцами,и нашими.Возможно,какая-то часть оборудования была уничтожена,а часть сохранилась.Сама операция "бранденбурга - 800",надо признать,была проведена дерзко и успешно,а вот все последущие попытки подобного рода успешно были пресечены нашими войсками и партизанами,как,например, парашютный десант из 25 человек под командой обер-лейтенанта Ланге в нефтяной бассейн возле города Грозного.Эта группа была замечена и обстреляна ещё в воздухе и затем уничтожена.Немцы один за другим посылают в тыл советских войск свои десанты. Но каждый раз их уничтожают.В сентябре 1942 года на территорию Чечено-Ингушкой АССР была выброшена группа из 12 диверсантов под руководством унтер-офицера Реккерта. Всего известно о пяти попытках внедрения разведывательно-диверсионных групп "бранденбуржцев",и каждый раз их удавалось или уничтожить,или взять в плен.
      1. +3
        24 августа 2020 14:57
        Бранденбург у них хорошо поработал. Есть в интернете и так можно найти т.с" боевой путь"Бранденбург-800.
        Ох и много "брандербуижцы" шкоды наделали.
      2. +1
        24 августа 2020 15:01
        "какая-то часть оборудования была уничтожена,а часть сохранилась"автор приводит отчёт,что уничтожено,а что сохранилось
    2. +3
      24 августа 2020 10:26
      фото. диверсанты полка «Бранденбург-800» в захваченном Майкопе 13 августа 1942 г.

      я бы не был так уверен, что это именно бранденбургеры и именно в Майкопе.
      Возможно (на нижнем фото), это абверкоманда, хиви или РННА.
      Ну, а к верхнему каких только подписей не делают, в зависимости от темы, в которые это фото втыкают.
      Ну, давайте и к этой фотке привинтим подпись "Бр-бург 800 в Майкопе"....
    3. BAI
      +4
      24 августа 2020 13:49
      фото. диверсанты полка «Бранденбург-800» в захваченном Майкопе 13 августа 1942 г.

      1- е фото называется "Пленный советский командир. Лето 1941 года.
      2-е фото - "Диверсанты абвера, июнь 1941г"
      Оба фото к Майкопу никакого отношения не имеют.
  2. +11
    24 августа 2020 05:52
    Если подвести итоги 1-го этапа Битвы за Кавказ
    Первый этап битвы за Кавказ проходил с июля по декабрь 1942 года. Немецко-румынские войска, понеся большие потери, сумели выйти к предгорьям Главного Кавказского хребта и к реке Терек. Однако же в целом немецкий план «Эдельвейс» провалился. Всего за 1-й этап сражения группа армий «A» потеряла убитыми почти 100 тыс. человек; немцам хоть и удалось захватить майкопские месторождения, но разрушенными - не рабочими ,линия фронта прошла так, что отрезала майкопскую нефть и от портов в Новороссийске, и в Туапсе, и также от Грозненского НПЗ.
    Не удалось им прорваться в Закавказье и на Ближний Восток. Турция так и не решилась вступить в войну на стороне Третьего рейха.
    И самое главное. Одним из факторов неудачи немцев на Кавказе было то, что немецкое командование уделяло главное внимание битве под Сталинградом, где события разворачивались отнюдь не лучшим образом для вермахта. В сентябре 1942 года, для защиты флангов группы армий «B» под Сталинградом, с кавказского направления была переброшена 3-я румынская армия. В декабре 1942 года, в связи с неудачами под Сталинградом, с кавказского фронта также были сняты и некоторые немецкие соединения, в результате чего немецкая группировка на Кавказе ещё больше ослабла, и к началу 1943 года стала уступать советским войскам в численности — как в личном составе, так и в технике и вооружении
    1. +5
      24 августа 2020 06:25
      Цитата: рич
      Если подвести итоги

      Цитата: рич
      Одним из факторов неудачи немцев на Кавказе было то, что немецкое командование уделяло главное внимание битве под Сталинградом

      Не смотоя на то,что экономика и военная машина Рейха , к этому моменту находилась на пике своего могущества,гитлеровцам всё же приходилось учитывать складывающуюся стратегическую ситуацию,и расставлять приоритетты в распределении сил и средств согласно обстановке .

      Да и воевали против СССР,советского народа,не соизмерив свои возможности с волей к Победе наших дедов-прадедов.
    2. +2
      24 августа 2020 08:35
      Да, главным фактором являлось то, что зимой вырезали им хорошенько и на этом влажные мечты о Кавказской нефти у гитлеровце в закончились.
  3. +8
    24 августа 2020 05:53
    Очередной реферат в стиле Николая Десятниченко. Совершенно на изнанку перевернул содержание "откопанных документов". Выводы такие - да и вообще, немцы не убивали и не грабили, у них попросту на это времени не было...
    1. +16
      24 августа 2020 06:09
      pmkemcity (Павел)
      Очередной реферат в стиле Николая Десятниченко.
      А чего хотеть от этого автора, он известный любитель нацистов, блогер, активный борцун "за вольную Сибирь" в общем редкостное оно negative , в смысле днищще.
      1. +6
        24 августа 2020 06:27
        Редкостный субчик. Надо же так славный Уренгой опозорить
      2. +6
        24 августа 2020 06:32
        Цитата: Варяг_0711
        блогер, активный борцун

        Читаешь такое словосочетание,и на автомате вспоминаешь известного болезного Лёшеньку,борца с рЫжЫмом ,и хочется плюнуть...
      3. +26
        24 августа 2020 06:46
        Честно говоря, лично я не встречал в литературе о войне на Кавказе упоминание о "полном уничтожении" майкопских нефтепромыслов нашими войсками при отступлении. .Наоборот, везде упоминалось то, что скважины, нефтепроводы и прочее нефтедобывающее оборудование были только "частично разрушены" и уничтожены при спешном отступлении, а немцам несмотря на это, не удалось организовать добычу и вывоз майкопской нефти в сколь-нибудь существенных масштабах, по "разным причинам". Автор нашел какую-то спорную статью в какой-то газете и на ее основе пишет о том, что это вот такой устоявшийся в советско-российской историографии миф-о "полностью уничтоженной нашими войсками при отступлении майкопской нефтеотрасли, чтобы не досталась врагу"-да бред же, высосанный из пальца..
        1. +16
          24 августа 2020 06:51
          да бред же, высосанный из пальца..
          Редко с вами соглашаюсь, но вот тут полностью согласен!
        2. +5
          24 августа 2020 07:12
          Цитата: Улиточник N9
          не встречал в литературе о войне на Кавказе упоминание о "полном уничтожении" майкопских нефтепромыслов нашими войсками при отступлении. .Наоборот, везде упоминалось то, что скважины, нефтепроводы и прочее нефтедобывающее оборудование были только "частично разрушены" и уничтожены при спешном отступлении

          В письменных источниках того периода встречаются свидетельства того,что по крайней мере часть скважин лишь "по нарошку" уничтожали,имитируя их заливку бетоном,что в свою очередь может говорить в подтверждение описываемых автором случаев "выдавливани бетонных пробок(заглушек)" напором нефти .

          Но в то же время,нужно понимать,что делалось это с прицелом на то,что гитлеровцам не долго хозяйничать на промыслах,и добычу придётся возобновлять...
          1. -3
            24 августа 2020 13:32
            Цитата: БДРМ 667
            В письменных источниках того периода встречаются свидетельства того,что по крайней мере часть скважин лишь "по нарошку" уничтожали,имитируя их заливку бетоном

            Вообще-то, совсем не так дело было. Сталин поставил перед Байбаковым задачу - если хоть капля достанется немцам - расстреляю. Но если месторождения уничтожишь, а немцы не придут - расстреляю. Думай, мол. Не было никаких "понарошку" - заглушки рвало не из-за того, что их лепили временно а из-за некачественной работы в виду спешки. Вы в курсе, что на Кавказ доставили группу британских инженеров, имевших опыт глушения скважин в Бирме перед приходом японцев? Так вот, от их методик отказались сразу, так как они предполагали дальнейшее использование скважин, что категорически не устраивало Байбакова, над которым висел домоклов меч.
            О каких "понарошках" и "имитациях" может идти речь, что за бред???
        3. 0
          24 августа 2020 14:45
          Улиточник, я встречал материалы,что Майкопский нефтепромысел был выведен из строя полностью и перечисления сделанного. Но встречал и такой материал как у Вас:"частично разрушены"
          Насколько лет назад, где-то была информация,что в Ильской закрыли скважину, которая работала без остановочно40 лет
      4. +4
        24 августа 2020 06:47
        Его книга "Сталинская индустриализация"произвела на меня хорошее впечатление.
      5. -4
        24 августа 2020 14:25
        Цитата: Варяг_0711
        А чего хотеть от этого автора, он известный любитель нацистов

        а где, интересно, автор демонстрирует "любовь к нацистам"? На кой клеветать-то?
  4. +13
    24 августа 2020 08:13
    Классический приём - взять пропагандистскую статью времён войны и торжественно её опровергнуть.
    1. +2
      24 августа 2020 12:21
      да уж...))
      Интересно, а триумфальное разоблачение "Die deutsche Wochenschau" тоже будет?
      bully
      1. -3
        24 августа 2020 12:57
        Если найдете хороший пример - почему нет?
        Изучение расхождения между пропагандой и действительностью весьма интересно, и открывает мышление воюющей стороны лучше всяких воспоминаний.
        1. +1
          24 августа 2020 13:13
          Цитата: wehr
          Если найдете хороший пример - почему нет?

          ну, скажем, в ноябре 42-го берлинское радио объявило, что работа майкопских месторождений налажена, и треть нефти Рейха - кавказская. Надо ли эту геббельсовскую пульпу опровергать?
          Да и несерьёзно, знаете ли, избрать в качестве мишени духоподъёмную и бравурную статейку И. Лапигонова в "Грозненском рабочем" и энергично её развенчивать. Смешное занятие, ей-богу. Допускаю, что на ВО существует ряд товарищей, не умеющих отделять исторические зёрна от пропагандистских плевел, но таковых Вы ни в чём не убедите. Им комфортно в своей матрице. Вон, видите - уже этого Колю-с-Уренгою сюда ни к селу приплели, начали мусолить бред про "платить и каяться".
          1. -4
            24 августа 2020 13:46
            А можно ссылку на это сообщение?
            Нужна точная дата и содержание. Для вранья тоже есть свои причины.

            Этой статьей можно было бы пренебречь, если бы она не цитировалась в каждой работе про майкопскую нефть во время войны, и если бы все не подгонялось под ее содержание. Ну да ладно, это была затравка для темы. А так, мы ничего не знаем о конкретных планах использования захваченной нефти, директивы наверняка были и этот пробел пока не закрыт.

            Пишут про Колю трое-четверо, а статью читают десятки тысяч.
            1. 0
              24 августа 2020 14:05
              Цитата: wehr
              А можно ссылку на это сообщение?
              Нужна точная дата и содержание.

              середина ноября 42-го. Постараюсь найти оригинал.

              Цитата: wehr

              Этой статьей можно было бы пренебречь, если бы она не цитировалась в каждой работе про майкопскую нефть во время войны

              ну, это да - цитируют, увы. Не понимаю - нафига? Если есть, блин, данные из первых рук - от Байбакова. Не спорю, его "Нефтяной фронт" тоже, разумеется, идеологически подшлифован, но, по крайней мере, это не героичЬская туфта из многотиражки!
              Вон, посмотрите, до чего тут дописались уже - "заливали бетоном понарошку"....Если бы написавший это вместо того, чтобы выдавать идиoтckиe фантазии, хотя бы по диагонали прочёл мемуар Байбакова, то не нёс такую околесицу. Ну-с, извольте - вот это и есть "микромиф" (по Вашей классификации)) - бессмысленный и беспощадный в своей глупости.
              1. -8
                24 августа 2020 15:54
                Нафига? Чтобы проблем не было. Шибко умных у нас не любят.

                Ну да, когда нет точного описания, мифы порождаются с необыкновенной легкостью.
                1. -3
                  24 августа 2020 23:45
                  Чего минусуете? Правда глаза колет? laughing
                  1. -1
                    25 августа 2020 12:20
                    Чего минусуете?

                    Во-первых,я не плюсую-минусую по той простой причине, что моя карма не позволяет. Во-вторых, какая, нафиг, "правда", и кому она тут нужна, если, например, хором плюсуют недоумка, вещающего о "заглушках понарошку"? О чём вообще речь?
  5. +4
    24 августа 2020 08:44
    "Мораль этой истории проста: не стоит сочинять мифы."
    Меня опередили. Автор, очередной "Коля с Уренгоя"!
  6. BAI
    +8
    24 августа 2020 09:48
    Это очень немного. Добыча 1744 тонн в месяц соответствует 20,9 тыс. тонн в год, или 0,96% от уровня довоенной добычи (в 1938 году — 2160 тысяч тонн).

    И что автора не устраивает? Промыслы уничтожены почти полностью. Остаток меньше 1 %. Автор противоречит сам себе.
  7. 0
    24 августа 2020 10:45
    Германия особо в нефти как бы не нуждалась, к началу войны было около 10 заводов по производству синтетического топлива из угля, масло вот из угля не получилось сделать, а вот синтетические масла из нефти, для самолетов, немцы стали делать одними из первых. Румыния гнала нефть ускоренными темпами. Доставка нефти с кавказа довольно трудное дело, танкеров нет, по железке организовать перевозку тоже довольно трудно. Организовать несколько заводиков для перегонки не трудно, но наверное не надо было.За зиму 1942 года, после битвы за Москву было относительное затишье, фашисты поднакопили запасы. Наши специалисты в 1940 году оценивали запасы ГСМ германии, примерно на 5-6 месяцев войны. Это запасы без пополнения.
    1. -2
      24 августа 2020 12:04
      масло вот из угля не получилось сделать


      получилось. Гидрогенизацией и фишер-тропшем вырабатывали мазут и масла. Немного, процентов 15 от общего синтетика, но, тем не менее, говорить, что "не получилось" не корректно, имхо.
      1. -3
        24 августа 2020 15:14
        Минус не объясните?
    2. 0
      24 августа 2020 13:42
      Цитата: Вольный ветер
      Германия особо в нефти как бы не нуждалась

      ну да, разумеется.....Когда фюреру торжественно сообщили, что над Эльбрусом егеря подняли флаг Рейха, он заорал «Идиoты, мне не нужна эта ваша дypaцkaя гора, мне нужна нефть!»
      1. +1
        24 августа 2020 14:37
        Что то пр такое я нигде и не читал. В немецком языке вообще есть слово ?
        1. 0
          24 августа 2020 14:59
          Цитата: Вольный ветер
          В немецком языке вообще есть слово ?

          какое именно?
  8. +11
    24 августа 2020 10:46
    Адвокатский способ бороться с краткими агитками, сыгравшими роль в свой момент, и ныне уже не актуальными, путем длительного выкапывания козявок из архивов и других мест...
    А вот панфиловцев было не 28, а....
    А вот Зоя Космодемьянская поджигала не то, а это...
    А вот Манштейн пишет, что кабы ему Гитлер не мешал, то он бы, Манштейн, ого-го-го...
    А еще, по мнению авторитетнейших германских авторов, мы вчистую слили битву на Курской дуге, а значит...
    А что значит? Нам предлагают платить и каяться?
    А не вариант, что мы ошиблись в иных измерениях? И в следующий раз никаких германий и польш больше не будет...А мы посмотрим, продержися ли народ пару тысяч лет без государственности...Одному упертому народу это удалось, почему бы и этим не попробовать?
  9. +2
    24 августа 2020 11:13
    Мораль этой истории проста: не стоит сочинять мифы.


    это, конечно, понятно, но не совсем ясно - кому, собственно, адресован этот посыл? Редакции газеты «Грозненский рабочий» в не близкий, мягко говоря, 1942-ой год? Тогда это довольно глупо. Мифы давно не сочиняются - их либо эксплуатируют, либо развенчивают. Да и вообще - признаков "мифа" эти духоподъёмные реляции в печати времён ВОВ не несут - обычный для войны пропагандистский фальсификат. Очень, надо сказать, действенный, учитывая доверие советского народа к печатному слову и релизам Совинформбюро.
  10. ort
    +13
    24 августа 2020 11:13
    Потуги и пафос автора явно не соответствуют масштабам его "открытий". Автор опоздал лет на 30, со своими "разоблачениями большевистской пропаганды". Убожество.
  11. 0
    24 августа 2020 12:46
    Что то патриоты взгрустнули, что немцам нефть не досталась!?))
  12. +7
    24 августа 2020 14:19
    Дмитрий как автор вызывает у меня некоторое недоумение
    Решил пропагандистский измышлизм опровергать Бундесархивом.
    Всем известно, что истории ВОВ у нас в СССР не было. Было полное собрание устоявшихся мифов , полузнаний, умолчаний и спорных трактовок. Зачем пинать уже мертвое тело советской историографии?
    Да еще и по такому заурядному событию и с достаточно громким заголовком. В Грозненском рабочем написали неправду. Да Вы что???? belay belay
    Реально интересные и спорные направления которые можно освещать Бундесархивом:
    Реальные потери вермахта , люфтваффе и панцерваффе
    Наиболее спорные битвы- Курск, Арденны.
    и т.д.
    Вот уж где есть где развернуться.
    А тут...
    "Мы от него кровопролитьев ждали , а он чижика съел" (с)
    Дмитрий , вы способны на большее.
    1. +1
      24 августа 2020 14:35
      good
      согласен с комментарием полностью.
    2. -8
      24 августа 2020 18:13
      Из мелких кусочков складываются большие мозаики
      1. +4
        24 августа 2020 21:51
        Подброшу Вам материал для следующей статьи -
        warspot.ru
        Тайна «Либерти»
        Учитывая явное превосходство противника, командование израильского флота решило действовать, в первую очередь, диверсантами из подразделения «Шайетет-13». Уже вечером 5 июня подлодка «Танин» высадила 6 боевых пловцов возле Александрии. Субмарина была обнаружена гидроакустикой эсминца «Суэц», однако египетское командование запретило её атаковать, опасаясь, что это может быть одна из своих лодок, вышедших к берегам Израиля.
        Из-за сильной охраны рейда диверсанты из «Шайетет-13» смогли подорвать лишь старую землечерпалку, стоявшую у восточного мола на месте старой стоянки эсминцев. Земснаряд получил незначительные повреждения, а взрыв привлёк внимание охраны, в итоге около полудня 6 июня все шесть пловцов были взяты в плен. Впоследствии утверждалось, что они смогли подорвать египетский тральщик, но даже его название никому выяснить не удалось. Наибольшей фантазией отличился британский журналист, политик и депутат Уинстон Черчилль-младший: в его книге «Шестидневная война» со ссылкой на неназванные израильские источники утверждается, что «водолазам удалось повредить, а возможно и уничтожить две египетские подводные лодки и два ракетных катера типа „Оса”».

        Сам политик и депутат Уинстон Черчилль-младший создал очередной МИФ.
        Не кореспондент "Грозненского нефтяника"...
        Будете расследовать?
        На основании каких это израильских данных он сию фантазию выдавал за действительность?
        Вы же сам заявили -
        Из мелких кусочков складываются большие мозаики
        1. -4
          24 августа 2020 21:53
          Нет. Меня интересует военно-хозяйственная история Второй мировой.
          1. +1
            24 августа 2020 22:01
            Жаль, жаль!
            А то бы замахнулись бы на семейство самих герцогов Мальборо!
            Тогда проведите исследование по угольным шахтам Донбасса!
            Уголь для немцев добывали - добывали.
            Или о тех, кто не стал эвакуироваться вместе с заводами из славного города Харькова!
            Очень много инженеров и рабочих просто не эвакуировались и остались на оккупированной территории!
            Они, что не верили в победу РККА?
            Или желали получать паёк от милостивых германцев?
            Или банально не желали терять нажитое барахло?
            1. -1
              24 августа 2020 22:09
              Это все важные вопросы. Но пока я не нашел об этом документов. А краткие пересказы в литературе, как мы уже видели, неудовлетворительны.

              Это один из главных вопросов истории Второй мировой - почему немцы, захватив Донбасс, который был основой промышленности довоенного СССР, не смогли его использовать?
              1. 0
                24 августа 2020 22:20
                Это один из главных вопросов истории Второй мировой - почему немцы, захватив Донбасс, который был основой промышленности довоенного СССР, не смогли его использовать?

                Да уж.
                Этот вопрос в одном ряду с вопросом - Зачем Гитлеру потребовалось идти войной на СССР?
          2. 0
            26 августа 2020 23:25
            Тогда рассмотрите возможность написания статьи о продовольственном обозе из оккупированной Псковской области в осаждённый Ленинград в марте 1942 года!
  13. -5
    24 августа 2020 17:38
    Очень хорошая статья, автору плюс! Сразу видно, что работал с архивными источниками, непосредственно с документами тех лет. В отличие от некоторых горе-авторов (не будем называть фамилии), которые, прочитав только Википедию и парочку популярных брошюрок строчат кучу "опусов"
  14. +1
    24 августа 2020 19:08
    Все просто, целью гитлера была бакинская нефть, но не для себя, а для того что бы лишить СССР главного источника нефти и в результате остановить наши моторы со всеми вытекающими последствиями! Сталинград с треском сломал этот план об голову Паулиса и его команды!
  15. +4
    24 августа 2020 21:33
    Не понял страдания автора: "тут насос не качественно поломали, тут труба целой осталась". Была задача перевести нефтепромысел в негодность. Эту задачу выполнили. Немцы за то время что удерживали нефтепромысел, наладить промышленную добычу и переработку нефти не смогли. А то что они вёдрами черпали нефть для Румынской пекарни, суть дела не меняет. И по сути пропагандисткая статья в газете.- полностью соответствует действительности.
    1. +1
      25 августа 2020 14:41
      Большой труд автор о том, что пропаганда наврала об уничтожении инфраструктуры добычи нефти, и тут же в статье "В-третьих, разрушения были велики и их нельзя было исправить по щелчку пальцев." Т.е. пропаганда не наврала, а преувеличила только?!
  16. 0
    26 августа 2020 09:43
    Не пойму чего автор добивается этой статьей
    Правды ! что в советское время только врали! а кому нужна эта ваша правда? её только выдают когда ее кому-то это нужно,
    Вы Сейчас найдите эту правду,
    Вы в мире не найдёте ни одной страны которая вещает правду, кругом такая правда которая нужна той или другой правящей политической системе будь то коммунизм или капитализм
    1. +1
      26 августа 2020 23:53
      "Кому нужна ваша правда, если она мешает нам жить?"(с)
  17. +1
    28 августа 2020 01:31
    Нефть германии была крайне важна. Во многих воспоминаниях немцев говорится о вымораживающем дефиците топлива. Решения по транспортировке конечно были. Например на скорую руку бросить узкоколейку. Авиация была ещё достаточно сильна для прикрытия с воздуха. Но повреждения на месторождении привели к тому, что овчинка выделки не стоит. Операция по выводу месторождения была успешной. Фактический материал в статье и выводы противоречат друг другу. Эрзац переработку можно было на месте наладить. Прямогонные лёгкие фракции для танков бы сгодились. Солярка для флота. Остальное в топочный мазут. Моторное топливо из угля делать это извращение очень дорогое, в том числе и по ресурсам, которые можно более эффективно использовать.
    1. UUK
      0
      6 марта 2024 17:57
      Кавказские нефтепромыслы, доступные при захвате, могли дать Третьему Рейху нефти ничтожно мало по сравнению с союзниками (Венгрия и особенно Румыния). Поэтому даже если немцам удалось бы восстановить Майкопский нефтеносный район, наладить транспортировку - существенно их положения это облегчить не могло. Сумей онитзахватить Баку и Грозный - возможно, но краснодарская нефть их не "лечила"
  18. 0
    20 октября 2020 16:33
    Как местный житель, внесу небольшую поправку: Нефтепромысел (и поселок в горах) называется Кутаис, а не Кутаиси. Кутаиси, это в Грузии, а не у нас :)
  19. UUK
    0
    6 марта 2024 17:52
    Мифы, особенно исторические, действительно штука вредная. Однако относительно темы обсуждения бесспорно одно: воспользоваться захваченными нефтепромыслами немцы не смогли. Причины, обстоятельства - это уже детали, сильно картину не меняющие. К тому же и пропаганда не во всем лгала: факт выведения нефтепромыслов из строя не подлежит сомнению. Да, не полностью, не до конца, но объект попал в противнику в фактически нерабочем состоянии (добыча на уровне единиц процентов от "паспорта", да еще без перспектив переработки это почти ничто). Наконец те кто уничтожал оборудование и инфраструктуру явно не могли упускать перспективу "забрать потеряное обратно". Уничтожить радикально - как потом восстанавливать? Поэтому соблюдали баланс: максимально затруднить использование нефтепромыслов противником, но при этом сохранить потенциал к восстановлению после освобождения. И - давайте быть честными - получилось.