Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Индия покупает Су-30 по двойной цене?

В Стране слонов, коров и храмов разгорается нешуточный скандал из-за покупок истребителей

8258

Весь 2020 год в Индии не утихают политические разборки вокруг покупки 36 истребителей Rafale. Рахул Ганди, президент Индийского национального конгресса (ИНК) и потомок в пятом поколении династии Неру-Ганди, возглавил депутатскую комиссию Лок сабхи (нижняя палата парламента Индии) по расследованию сомнительной сделки.

По информации Рахула Ганди, контракт с Dassault Aviation имеет все признаки коррупции. Индия, заплатив 7,87 млрд. евро (или 59 000 крор рупий, где 1 крор равен 10 млн. рупий) за небольшую партию французских истребителей, лишила себя ряда крупных национальных проектов. Зато якобы откаты полноводной рекой потекли из парижских банков в карманы индийских лоббистов.

Рахул Ганди утверждает, что изначально французы были готовы продать Rafale за 70 млн. евро, но в результате накруток самолет подорожал до 218 млн. евро.

Французы в ответ заявили, что высокая стоимость связана с усовершенствованиями в самой Индии — от возможности взлета с высокогорных аэродромов, таких как «Даулат-Бег-Ольди» в районе Лех в Каракоруме (5065 метров над уровнем моря) до усовершенствованного инфракрасного датчика поиска и отслеживания целей, а также супер-пупер РЭБ.

Более того, что индийцы, заплатив за 36 истребителей, получили право на эту начинку уже для 126 самолетов, что позволит им сэкономить на каждой машине, как утверждает премьер-министр Нарендра Моди, 59 крор, или 78 млн. евро. Кстати, национальный аудитор Индии согласился с доводами правительства.

Читайте также
Американцы использовали В-52 в качестве приманки у берегов Крыма Воздушная разведка НАТО изучает силы ПВО России на юге и на севере

Тем не менее, Рахул Ганди напоминает, что сделка по Rafale имеет 50-процентную офсетную оговорку, которая означает, что некоторые запасные части для самолетов должны быть изготовлены в Индии. Чтобы выполнить свои обязательства фирма Dassault Aviation подписала контракт с рядом крупных фирм, принадлежащих Сатьяну Питрода, которого называют отцом индийской компьютерной и IT-революции.

А это в свою очередь очень похоже на откатную схему, при которой 109 млн. евро за каждый Rafale возвращаются назад за модификацию движка и пару дополнительных электронных блоков. Правда, тут же значительная часть этих же денег опять перечисляется в Париж для закупки ключевых узлов. Кстати, во время дебатов по вопросу о недоверии правительству Моди 21 июля 2018 года Рахул Ганди так и не получил ответ, что именно французы передали индийцам в качестве ноу-хау.

Зато так и не были опровергнуты слухи, что сборка Rafale на площадках Hindustan Aeronautics Limited, ведущей индийской авиастроительной компании, освободила французов от какой-либо ответственности. Если это правда, то Dassault Aviation не предоставила своим комплектам истребителей вообще никаких гарантий.

В утверждении Рахула Ганди о том, что «были и другие альтернативы», безусловно, есть правда. Вместо золотых Rafale Индия могла бы купить Су-30, которые впервые поступили в тамошние ВВС еще в 2002 году и сегодня, по оценке индийских генералов, являются самым боеспособным активом Нью-Дели.

Но Нарендра Моди неожиданно ответил Рахулу Ганди, что Су-30МКИ обошлись Индии почти в два раза дороже, чем Су-30 для Китая. Более того, даже последняя версия Су-30СМ с движком АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги стоит значительно дешевле индийского варианта. Мол, если сделка по Rafale коррупционная, то и покупка «сушек» у России — тоже.

Что любопытно: первый контракт на покупку Су-30МКИ был заключен в 2000 году при премьер-министре Атал Бихари Ваджпаи, тогдашнем лидере Бхаратия джаната парти (БДП), той самой, которую сегодня возглавляет Нарендра Моди.

Есть мнение, что БДП создали в 1980 году на деньги британцев и американцев, чтобы прервать сближение Индии с Советским Союзом. Похоже, нечто подобное янки требует от Моди и сейчас уже по отношению к России. Но дело может быть даже не в большой политике.

Читайте также

Индийский культуровед Сучиндранат Айер в этой связи пишет, что в Стране слонов, священных коров и храмов вымогательство носит повсеместный характер и является национальной бедой. По его мнению, коррупция исторически особенно развита в полиции и армии. Так, собственно, было задумано и реализовано англичанами во времена своего колониального правления. И сегодня тем, кому по душе старые порядки, идут в Бхаратия джаната парти. Намек более чем прозрачен: без взяток вообще не бывает оборонных контрактов.

Как говорится, бог им судья. В любом случае, нет смысла разбираться в индийских разборках. Зато отметим, что в стоимость Су-30МКИ входят сборочные линии, рассчитанные на выпуск больших объемов истребителей. В частности, министр обороны Индии Субхаш Бхамре заявил, что на стоимость индийской «сушки» повлияли небольшие объемы производства. Он также сказал: «Сделка по лицензионному производству включала сборы за передачу технологий, которые пошли на пользу индийскому оборонному сектору, но стали причиной более высокой стоимости, чем если бы самолет был приобретен „с полки“ у России».

Похоже, сторонники контракта с Dassault Aviation просто пытаются перевести стрелки на компанию «Сухой». Так, аналитический журнал Military Watch отмечает, что «высокая стоимость Су-30МКИ по сравнению со всеми другими вариантами Су-30, включая гораздо более совершенные Су-30СМ, вызвала серьезные вопросы в индийском парламенте». Ясно, что кто-то пытается подложить под наш военный экспорт коррупционную бомбу.

Если сегодня Су-30МКИ обходится индийской казне в $62 млн, то такой же истребитель российского производства продается за $35−37 млн. Между тем, американцы считают, что реальная цена «тридцатой сушки» с учетом унизительного курса рубля не превышает $25 млн. В принципе, так делают все авиастроители: для своих армий они продают самолеты намного дешевле, чем для других. Правда, такие накрутки, исчисляемые сотнями процентов, вынуждают покупателей развивать свой ВПК.

Тем не менее, есть сигналы, что военное производство в Индии буксует, несмотря на огромные вливания и сборку на своих заводах. Если Пекин все-таки извлек выгоду из лицензионной сборки Су-27, а Пхеньян смог худо-бедно локализовать МиГ-29, то у Нью-Дели не получилось создать что-то подобное истребителю Су-30. Это означает, что широко разрекламированная программа Make in India («Делай в Индии») в области боевого самолетостроения себя не оправдала в полном объеме.

Читайте также
Русские и китайцы перестали бояться американцев Пентагон уверен, что РФ и КНР подписали тайный пакт о совместных действиях против США

Отметим также, что намеки на внутреннюю коррупцию в сделках по Су-30МКИ зазвучали на фоне разговоров о приобретении Нью-Дели Су-57 Felon, доводка которого идет хорошими темпами. Даже янки признали, что российский истребитель-невидимка, наконец-то, начинает выглядеть опасным. Заокеанский эксперт Алекс Холлингс, изучив новые снимки нашего прайм-самолета заявил: «Честно говоря, он, Felon, выглядит намного лучше своих предшественников». С ним согласен Стив Тримбл, редактор отдела обороны Aviation Week: «Допуски на обшивочных панелях здесь значительно лучше, чем то, что мы видели на 11 предсерийных самолетах».

Несмотря на недоказанную критику Су-30МКИ, экономические и политические последствия покупки 36 истребителей Rafale за 7,87 млрд. евро все-таки перевешивают, особенно на фоне укрепления европейской валюты и ослабления рубля. Именно поэтому на дискуссиях в Лок Сабхе уже не ставится вопрос, покупать у русских Су-57, или не покупать. И так ясно, что у Нью-Дели и впрямь нет альтернативы нашему истребителю пятого поколения. Вслед за поставками С-400 можно ждать и контракта на Felon.

Military Watch, изучив ход индийских споров, пришел к выводу, что Нью-Дели, скорей всего, купит Су-57 непосредственно у «Сухого», а не станет собирать невидимку на своей территории. Тогда один Felon индийцам обойдется примерно в такую же сумму, что и Су-30МКИ.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня