«Жгите их!» Как британцы готовились к немецкому вторжению

В 1940 году Великобритания готовилась к отражению возможного немецкого вторжения. В условиях кризиса сухопутных вооружённых сил после потери материальной части во Франции любые средства были хороши.

Моррис Хэки, Томас Бэнкс и Джеффри Ллойд

Идея использовать огонь в качестве средства противодействия немецкому вторжению независимо родилась у двух человек, разделённых Ла-Маншем. Сэр Морис Хэнки — член комитета по гражданской обороне, совершая инспекционные поездки по Южной Англии для учёта находившихся там материальных запасов, обнаружил огромные объёмы горюче-смазочных материалов, топлива и нефти. Запасы эти было невозможно эвакуировать, и в случае начала немецкого вторжения их следовало уничтожить во избежание захвата противником. Рачительный англичанин предложил использовать это горючее в оборонительных целях, в роли «зажигательного оружия».

Одновременно с этим на другом берегу канала, в Дюнкерке, адъютант генерал-квартирмейстера полковник Томас Бэнкс ожидал эвакуацию в Великобританию. В это время он стал свидетелем величественной картины: в нескольких милях от берега на мине подорвался загруженный нефтью и топливом танкер. Содержимое трюмов гибнущего корабля растеклось по воде и вспыхнуло, образовав огненную завесу, препятствующую загрузке судов. В этот момент Бэнкс решил, что подобная преграда может встать на пути немцев, если те решат вторгнуться на Остров.

Обуреваемые идеями Бэнкс и Хэнки посетили министра по нефти сэра Джеффри Ллойда и поделились своими соображениями. Министр, в свою очередь, транслировал их У. Черчиллю. Премьер, известный своей страстью к креативности, дал зелёный свет проекту, резонно заметив, что он жизненно заинтересован в расширении оборонительных возможностей Великобритании без ущерба для основного военного производства.

Департамент нефтяного вооружения начал свою работу девятого июля 1940 года.

Деятельность ведомства началась с разработки огненных ловушек, которые могли перекрыть дороги, ведущие вглубь страны.

Устройство стационарной огненной ловушки было предельно простым: вдоль дороги по обеим обочинам протягивались водопроводные или газовые трубы с проделанными в них отверстиями. Огнесмесь — 40% бензина и 60% газойля — подавалась из резервуара, расположенного выше труб; давление, необходимое для разбрызгивания смеси на дорогу, обеспечивалось весом топлива.

Резервуар стационарной огненной ловушки

Состав смеси разрабатывался с таким расчётом, чтобы гитлеровцы не могли использовать её в качестве топлива в том случае, если она попадёт к ним в руки.

Для срабатывания ловушки достаточно было открыть клапан, перекрывающий доступ смеси в трубы. После того как зажигательная смесь равномерно покрывала поверхность дороги, её поджигали «коктейлем Молотова» или специальным самовоспламеняющимся устройством. Всего было построено около двухсот стационарных огненных ловушек, причём возведены они были силами сотрудников нефтяных компаний и заправок.

Стационарные ловушки дополнялись мобильными, которые в общем случае представляли из себя цистерну на автомобильном шасси, заполненную зажигательной смесью. С помощью насоса или распылителя на сжатом газе расчёт машины покрывал участок дороги горючим составом, который оставалось лишь поджечь.

Более «продвинутой» формой применения огнесмеси стали так называемые огненные фугасы, которые давали шанс не только выставить на пути противника огненную преграду, но и нанести ему непосредственный урон огнём. Разработкой этого вида вооружений занимался английский инженер Уильям Ливенс. После серии экспериментов с различными вариантами огненных фугасов выбор Ливенса остановился на предельно простой конструкции. По сути, его изделие представляло собой стандартную пятидесятигаллонную металлическую бочку, заполненную огнесмесью.

Огненный фугас на позиции

Использовались два вида огненной смеси: стандартный тип «40/60», о котором упоминалось выше, и «5В», состоявший из дёгтя, извести и бензина.

Смесь «5В» — липкая паста, которая легко прилипала к объектам и не стекала в процессе горения. Срабатывание боеприпаса производилось электроподрывом инициирующего аммоналового заряда, расположенного у тыльной стороны бочки. Поджигание смеси в ранних версиях снарядов производилось отдельным зажигательным зарядом одновременно с подрывом инициирующего заряда. Однако впоследствии выяснилось: состав инициирующего заряда магниевой стружки на сто процентов обеспечивает возгорание смеси при подрыве. В результате срабатывания фугас выпускал струю пламени 27Х3 метра, поджигая всё способное гореть в радиусе своего действия и выжигая в зоне поражения кислород, что приводило к остановке двигателя цели.

Срабатывание огненного боеприпаса имело высокое психологическое воздействие. Во время демонстрации возможностей нового оружия группа высокопоставленных военных наблюдала за испытанием с небольшой дистанции.

После срабатывания устройства группа «немедленно ретировалась, развив при этом хорошую скорость».

Огненные фугасы применялись в трёх различных вариантах: «безопасные» фугасы, «простые» и «прыгающие».

С учётом того, что подрыв боеприпаса осуществлялся с помощью электричества, имелась опасность его нештатного срабатывания во время грозы. Поэтому обычно сама бочка устанавливалась на позиции и маскировалась, а подрывные заряды хранились на складах. К закопанным в насыпи у дорог бочкам вели полые трубы, по которым инициирущий заряд спускался на проводах непосредственно перед применением оружия. В остальное время фугас был абсолютно безопасен.

Простые огненные фугасы не маскировались — они выглядели как обычная бочка со смолой, которые англичане в изобилии применяли при ремонте дорог. По расчёту островитян, применение таких фугасов заставило бы немцев тратить время на проверку обычных бочек, оставленных по обочинам дорог.

Третий вид фугаса, «прыгающий», подразумевал перебрасывание бочки со смесью через забор или живую изгородь. «Прыгающий» фугас гарантировал внезапность применения, однако было довольно сложно точно рассчитать мощность метательного заряда, чтобы боеприпас не взорвался в воздухе. Поэтому от использования такого вида вооружения отказались.

Всего изготовили более 50 тысяч огненных фугасов. Инструкции призывали использовать их в виде отдельных «батарей» из четырёх-шести бочек в каждой. На территории Великобритании огненные фугасы не использовались, однако принцип их работы был доведён англичанами до греков, которые применили это оружие против немцев и итальянцев. Отмечалось, что огненные боеприпасы оказывали сильный эффект на неприятеля.

Независимо от англичан в СССР разрабатывалась собственная версия огнемётного фугаса, оказавшаяся настолько удачной, что её скопировали немцы. Огненный фугас и по сей день используется как средство ведения боя в инженерных армейских наставлениях.

Взрыв огненного фугаса

В любой непонятной ситуации делай огнемёт

Огнемёт — один из наиболее простых в производстве видов вооружений. Недаром герои различных фильмов собирают это оружие буквально на коленке.

Естественно, в 1940 году англичане начали создавать огнемёты всех возможных видов и размеров. Разнообразие было огромным: делались ручные огнемёты, огнемёты на тележках, на автомобилях, огнемёты ПВО.

Ряд разработок поступил на вооружение британской армии, которая широко использовала огнемётные танки и БТР в ходе войны. Наиболее популярными изделиями стали огнемёт «Оса» на базе «Юниверсал Кэрриэра» и «Крокодил» — на базе тяжёлого танка «Черчилль».

Огненные воды

Наиболее масштабным проектом, разрабатываемым департаментом нефтяного вооружения, была постановка огненных завес на пути немецких десантных судов. Двадцать четвёртого августа 1940 года в проливе Солент, отделявшем остров Вайт от Великобритании, провели демонстрацию возможности постановки подобной завесы. Нефть из десяти железнодорожных цистерн откачали на поверхность моря, после чего её подожгли с помощью специального состава из натриевых гранул.

В считанные секунды возникла настоящая стена пламени, море в месте эксперимента буквально закипело.

Люди, наблюдавшие с берега за испытанием, были вынуждены отступить из-за жара, исходившего от воды.

Стена пламени в заливе Солент

Однако подобного эффекта оказалось возможным добиться исключительно в специфических условиях — воды пролива были спокойными, проведению испытания не мешала погода. Практическая реализация замысла столкнулась с целым рядом проблем — прокладка труб на пляжах была сопряжена с большими трудностями, а работа заграждения сильно зависела от погодных условий.

Демонстрация огненного заграждения, проведённая 20 декабря 1940 года, окончилась полным фиаско: ветер и прибой быстро разбили нефтяное пятно на маленькие «неубедительные» участки.

Сотрудники департамента нашли решение проблемы в том, чтобы располагать трубы заграждения на берегу выше точки прилива, в результате чего нефть разливалась по суше. Однако военные скептически отнеслись к этой идее. По их мнению, система не была устойчива к боевому воздействию противника, время работы огненного заграждения было недостаточным, дым от огня маскировал противника. Ну и самое главное — ввиду развития войны Германии против СССР угроза немецкого вторжения стала минимальной и вопросы огненных заграждений были уже неактуальны.

Тем не менее эффектные испытания огненных стен были использованы англичанами в кампании устрашения и дезинформации противника в 1940 году. Слухи об успешных испытаниях огненного оружия распространялись среди граждан Великобритании, повышая их волю к сопротивлению, — и подбрасывались немцам.

Человеческий страх перед смертью в огне был настолько велик, что слухи об этом оружии широко разошлись по Германии.

В частности, американский журналист А. Ширер писал об отражении немецкого вторжения огнём как о свершившемся факте. Дошло до того, что немцы официально объявили: разговоры об отражении десанта на Британские острова являются исключительно лживой пропагандой, — что немедленно закрепило за этими слухами репутацию истины.

Конспирологические теории о том, что осенью 1940 года более 30 тысяч немцев были сожжены заживо в районе деревушки Шингл-стрит живы и поныне.

Операция «Люцид»

В ходе подготовки «Морского льва» немцы концентрировали большое количество речных барж, на которых планировалось осуществить высадку десанта в Великобритании, во французских и бельгийских портах. Английская бомбардировочная авиация по ночам регулярно наносила авиаудары по этим портам, однако эффективность налётов казалась сомнительной. Сотрудники департамента нефтяной войны предложили попробовать уничтожить баржи в портах с помощью гигантских брандеров. Идея понравилась У. Черчиллю — и операции «Люцид» был дан зелёный свет.

Один из трёх брандеров

На роль брандеров выделили три старых, сильно изношенных вспомогательных транспортных судна Королевского флота — «Окфилд», «Во Низам» и «Во Наваб». Эти посудины несколько лет стояли на приколе, и перед использованием их требовалось ввести в строй. Брандеры отбуксировали в порты на южном побережье Англии, где их должны были отремонтировать и параллельно загрузить «огнеопасной начинкой». На борт каждого судна поместили 3000 тонн огнесмеси, состоявшей из 50% мазута, 25% дизельного топлива и 25% бензина.

Испарения горючего вещества просачивались в жилые помещения корабля, отчего команды судов и рабочие производили впечатление пьяных.

В довесок к топливу на корабли загрузили по две тысячи тонн взрывчатки, кордита, пороха и старых глубинных бомб. Один из участников операции, старшина Рональд Аппс, вспоминал:

«Каждую ночь немцы бомбили Портсмут, в котором стоял „Окфилд“, на борту которого я нёс свою службу. В эти моменты осознание того, что ты сидишь на тысячах тонн взрывчатки и топлива, придавало особую остроту ситуации».

В ночь на двадцать седьмое сентября 1940 года суда-брандеры в сопровождении эскорта покинули Портсмут и направились к Булони. По пути из строя вышли двигатели на двух из трёх брандеров. Не желая жертвовать внезапностью, командир приказал отменить операцию в тот момент, когда последнему оставшемуся на ходу брандеру оставалось всего семь миль до цели.

Повторный выход произошёл в ночь на восьмое октября, но эсминец с командующим операцией в проливе подорвался на мине. Следующая попытка планировалась на начало ноября, но её отменили ввиду сворачивания немцами подготовки к «Морскому льву».

Практическая польза

Несмотря на то, что немецкое вторжение в Великобританию так и не состоялось, наработки департамента нефтяной войны получили практическую реализацию. Помимо уже упоминавшихся огненных фугасов и огнемётов, ведомство приняло деятельное участие в двух масштабных проектах Второй мировой войны: «Плутон» и «Фидо».

Первый проект представлял собой разработку и изготовление трубопроводов для перекачки топлива через Ла-Манш. В процессе подготовки трубопроводов широко использовался опыт департамента, полученный в постановке огненных завес на море.

Второй проект был самостоятельной разработкой в интересах Королевских ВВС. Ночные налёты против Германии были очень зависимы от погодных условий, в частности взлётно-посадочные полосы в Великобритании часто накрывались туманом. В департаменте нефтяного вооружения разработали специальные бездымные бензиновые горелки, располагаемые вдоль взлётно-посадочных полос.

Горелки «Фидо» у ВПП аэродрома

Выделяемое ими тепло разгоняло туман, а «дорожки» пламени вдоль ВПП помогали лётчикам ориентироваться в условиях плохой видимости. За время Второй мировой войны более 700 самолётов смогли благополучную приземлиться с помощью системы «Фидо» в условиях плотного тумана и фактически нулевой видимости, и более 2000 посадок было осуществлено в условиях ограниченной видимости.

После войны историю департамента нефтяной войны вынесли на страницы книг и на экраны как пример английской изобретательности и готовности вести войну с захватчиками любыми средствами.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий