Зачем солдаты связывают изолентой магазины?

Маловато будет! Маловато!

Как говорит один большой (во всех смыслах этого слова) друг автора «патронов бывает или очень мало, или просто мало, но больше уже не поднять». А всякое ручное автоматическое оружие, при всех положительных качествах в виде та-та-та в сторону противника, имеет привычку эти патроны жрать с хорошим аппетитом. Некоторые ранние пистолеты-пулемёты, например «Томпсон» или финский «Суоми», имели вместительные дисковые магазины, позволявшие своим владельцам поливать от души. Но всё же большинство — чем дальше, тем больше — склонялось к магазинам секторного/коробчатого типа: они были заметно легче, компактнее…

Вот только и патронов там было меньше.

Одними из первых эту проблему попытались решить немцы. Как обычно, настоящий немецкий инженер не будет делать просто там, где можно сделать сложнее, — и поэтому появившийся в 1942 году вариант знаменитого МП-40 не просто позволял вставить в себя одновременно два магазина, но и разрешал стрелку прямо в бою переключаться между опустошённым и полным.

МП-40 с двумя магазинами (источник фото)

Аналогичные работы велись и в других странах, но… как ни старались конструкторы, по надёжности все эти системы оставляли желать лучшего.

Между тем по другую сторону океана в 1943 году работница боеприпасного завода (и мать двоих военных моряков) Веста Стауд написала письмо Сталину президенту Рузвельту, что используемая ими для запечатывания коробок с патронами клейкая лента не очень удобна, и в бою у солдат могут возникнуть проблемы с открыванием. Письмо Весты направили в Совет по военному производству, который поручил Johnson & Johnson решить вопрос. Так появилась новая лента Duct tape — устойчивая к воде, легко разрываемая, легко приклеивающая и легко же отдирающаяся.

Солдаты в полной мере оценили это изобретение — ленту использовали на фронте практически для всего… в том числе для связки магазинов от пистолета-пулемёта М3 «Гризган».

Пистолеты-пулемёты М3 и «Томпсон» с «апгрейдами»

От Вьетнама до Афгана

После Второй мировой подобная неуставщина на некоторое время забылась… но, когда началась война во Вьетнаме, американские солдаты вдруг остро почувствовали, что магазины на 20 патронов на М14 или ранних М16 — это очень-очень мало. И спарки «в джунглевом стиле» быстро «пошли в народ», став одной из характерных примет той войны, вроде пачки папирос на каске.

В мирном СССР в то время подобным не баловались. Но, когда спустя десятилетие потребовалось оказать интернациональную помощь братскому афганскому народу, бойцы 40-й армии тоже быстро поняли, что лучше всего это делать, если у тебя под рукой большой запас патронов. Обычно первым старались ставить более длинный магазин от РПК на 45 патронов, а некоторые пытались разжиться даже дисковыми магазинами. Те же, кому пулемётных магазинов не доставалось, за неимением буржуйского скотча пускали в ход родную советскую изоленту — как правило, синюю.

Думай голова, шапка куплю!

Для командиров подобные солдатские придумки обычно становились источником головной боли. Вот что написал по этому поводу один из американских ветеранов:

«Меня как командира взвода всегда сводило с ума, когда морпехи склеивали магазины. Этот нижний магазин будет заполнен грязью, когда вы упадёте на землю (поверьте мне, вы захотите быть в положении лежа, когда начнётся стрельба). Решения, которые увеличивают ёмкость магазина, оставляя при этом их открытой стороной вверх, всегда имеют больше смысла».

Наши командиры вполне разделяют его мнение: «обычная» спарка, когда магазины просто связаны «валетом», — это верный путь к заклиниванию при стрельбе. Сто́ит в бою упереться нижним концом спарки в землю или ещё куда, как открытый верх магазина хватанёт грязи. Более опытные бойцы связывали магазины так, что верхняя часть была в одном направлении, а чтобы магазины попадали в горловину, между ними вставлялась прокладка — например, коробок спичек.

Этот вариант считался более надёжным, хотя и про него ворчали, будто из-за «вязанки дров» сильно нарушается баланс оружия при стрельбе, при переползании всё равно можно черпануть грязь, да и в разгрузку такие конструкции не очень-то упихаешь.

Однако мода на спарки никуда не делась, а наоборот — вышла на новый качественный уровень. В настоящее время множество фирм, как на Западе, так и в России, предлагают специальные приспособления на соединения любых магазинов — хоть от М16, хоть от АК… да практически от всего: был бы спрос, а напечатать пластиковую детальку можно хоть дома на 3D-принтере. Так что можно быть уверенным — разнообразные «спарки» мы ещё долго будем видеть на фото из горячих точек.

В том числе и связанные «по старинке» — клейкой лентой.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о том, почему Япония не напала на СССР >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий