Боевые самолеты. Надежда, парящая в небесах

51

Да, звук двигателей этого самолета не отличался чем-то сверхъестественным или ужасным. Это не пульсирующий звук моторов «Хейнкеля-111», не вой пикирующей «Штуки», не низкочастотный гул мотора Ил-2, в общем, всего, что ассоциировалось в годы Второй мировой войны с предстоящими тотальными неприятностями.

Звук двигателей этого самолета был символом надежды на спасение. И не важно, кто его слышал: экипаж сухогруза, заблудившегося в бескрайних льдах Севера, пилот катапультного истребителя на утлом плотике посреди океана, матросы в шлюпке с эсминца в окружении голодных акул: звук моторов «Каталины» все приветствовали с восторгом.



О том, что «Каталина» была не просто хорошим, а выдающимся самолетом, свидетельствует тот факт, что самолет был изготовлен просто гигантской серией в 3 305 единиц.

Если посмотреть на количество выпущенных истребителей, то цифра в целом небольшая. Однако ВСЕ страны-участники со ВСЕХ сторон изготовили меньше летающих лодок и гидросамолетов, чем фирма «Consolidated». То есть на одной чаше весов «Каталины», на другой – все остальные гидросамолеты и летающие лодки вне зависимости от страны.

Вторым свидетельством качества самолета является факт того, что около сотни машин летают до сих пор! И не в качестве экспоната авиашоу раритетов, а в качестве самолетов пожарной охраны, геодезических служб и просто транспортных средств для доставки туристов в укромные уголки.

То есть самолет на службе с 1935 года, значит, «всего» 85 лет. Мало кто может похвастаться таким послужным списком, но леди «Каталина» — запросто.


Название самолету, кстати, дали британцы. До 1940 года в США лодка имени собственного не имела вообще. Потому, когда британцы назвали самолет в честь острова-курорта неподалеку от Калифорнии, то, недолго думая, американцы начали называть так же.

Вообще, судьба «Каталины» сложилась более чем интересно.

Рождение началась в 1927 году, когда руководитель «Консолидейтед» Рубен Флит решил поучаствовать в конкурсе на создание бомбардировщика для армии. Для этого он привлек Айзека Лэддона, который работал еще с великим Игорем Сикорским.

Бомбардировщик они создали, причем на базе двухмоторного рекордного самолета S-37, создававшегося Сикорским для беспосадочного перелета через Атлантику.


Sikorsky-Consolidated S-37-2

Бомбардировщик-биплан конкурс проиграл, но наработки остались. Между тем самолет показал весьма впечатляющую дальность полета, и наработки по нему просто легли в стол.

В 1932 году флот США объявил конкурс на патрульный самолет и выставил требования, которые как нельзя лучше подходили под наработки «Консолидейтед». Самолет должен быть был пролететь не менее 4 800 км на скорости 160 км/ч, а вес его не должен был превышать 11 340 кг.

Опытный бомбардировщик-неудачник весил вдвое меньше, так что в «Консолидейтед» ринулись в работу, не сомневаясь в успехе. И в результате появился самолет. Причем настолько оригинальной конструкции, что Лэддону выдали патент на самолет за №92912.

Боевые самолеты. Надежда, парящая в небесах

Успех действительно пришел. Вместе с контрактом на постройку прототипа, получившего обозначение XP3Y-1. Это был первый шаг к созданию «Каталины» и произошло это в 1933 году.

«Консолидейтед» XP3Y имел очень приличную «гладкую» аэродинамику. Вспомогательные поплавки на концах крыльев были сделаны убирающимися и при уборке становились законцовками крыла. Самолет имел обшивку, частично выполненную из металла, частично – полотняную. Для 1934 года – довольно прогрессивно. Все рулевые элементы были снабжены триммерами.


Корпус был разделен переборками на пять отсеков, что обеспечивало положительную плавучесть самолета даже в случае затопления двух отсеков.

Экипаж самолета состоял из двух пилотов, штурмана, радиста, бортинженера, стрелка-бомбардира и двух стрелков.

Так как самолет планировался как патрульно-поисковый, то были предусмотрены камбуз и койки для отдыха экипажа в длительном полете или при нахождении на базах «подскока».

Вооружение было задумано таким: 7,62-мм пулемет Браунинга в носовой стрелковой установке, огонь из которого вел стрелок-бомбардир, и по одному 7,62-мм или 12,7-мм пулемету в бортовых стрелковых установках.

Бомбовое вооружение состояло из бомб весом от 45 до 452 кг общей массой до 1842 кг на внешней подвеске.


21 марта 1935 года состоялся первый полет, который был признан успешным. Далее начались испытания, которые показали, что при всех показанных положительных результатах самолет нуждается в доработке. Были выявлены недостатки в устойчивости и управляемости самолета, курсовое рыскание неудовлетворительно сказывалось на результатах бомбометания.

Кстати, на испытаниях экспериментальным путем была проверена водонепроницаемость. При посадке в одном из полетов самолет получил пробоину, но переборки выдержали, машина не затонула.

Конструкция была улучшена, вооружение усилено еще одной стрелковой установкой, доработаны бомбодержатели.

Все это принесло свои результаты, и 29 июня 1935 года «Консолидейтед» получила заказ на 60 PВY-1. На новом заводе в Сан-Диего началась подготовка к серийному производству.

Самолет настолько понравился по результатам испытаний представителям флота, что, не дожидаясь поставки машин из первой партии, военное ведомство флота 25 июля 1936 года заключило второй контракт на поставку еще 50 машин. Это случилось за два месяца до того, как флоту был поставлен первый самолет.

А 5 октября 1936 года первый серийный PBY-1 был принят военным экипажем. Началось вооружение патрульных эскадрилий, базировавшихся в Норт-Айленде.


Самое забавное, что уже в 1939 году карьера самолета могла благополучно закончиться. Флотское командование посчитало PBY устаревшим и приготовилось менять его на что-то более современное. Всего через 4 года эксплуатации.

Был определен круг кандидатов. Это были прототипы летающих лодок ХРВМ «Маринер», XPB2Y «Коронадо» и XPBS.

Выручили британцы, заказавшие фирме «Консолидейтед» 106 летающих лодок «на всех»: Великобританию, Австралию, Канаду, Францию и Нидерланды. И флот США не собирался отставать, заказав еще 200 лодок в декабре 1939 года. Для патрулирования прибрежной зоны потребовалось приличное количество самолетов.

Так самолет оказался в Великобритании, где и получил свое имя – «Каталина». Американцы не стали долго размышлять и в октябре 1941 года присвоили самолету то же самое имя.


Британские лодки первыми вступили в войну. Американцы помогали британским коллегам в освоении новой техники, даже отправили в Великобританию группу из 16 летчиков-инструкторов.

Стоит отметить и «русский след» в истории самолета.

Одна из лодок гражданской коммерческой серии GUBA попала в СССР. Это случилось в 1937 году, когда срочно понадобился такой самолет для розысков пропавшего экипажа летчика Леваневского. Нужен был самолет с большим радиусом действия. Свою GUBA предоставил известный исследователь Новой Гвинеи доктор Ричард Эрчболд, а пилотировал самолет не менее известный исследователь сэр Хьюберт Уилкинс.

По завершении операции GUBA осталась в СССР и использовалась в полярной авиации на Севере. Самолет был потерян в годы Второй мировой войны на Новой земле, куда прилетел с американским военным атташе Френкелем. 25 июля 1942 года немецкая подводная лодка устроила артиллерийский налет на остров, и один из 88-мм снарядов попал в стоявшую на якоре GUBA.

Летные характеристики амфибии произвели хорошее впечатление, и в 1937 году советское правительство купило у «Консолидейтед» три летающих лодки гражданского образца «Модель 28-2» и лицензию на их производство. Специалисты фирмы помогли с организацией производства самолета на новом заводе в Таганроге.

Самолет получил название ГСТ (гидросамолет транспортный). Отличается от оригинала иной конструкцией носовой пулеметной установки.


Точных данных о количестве произведенных в Таганроге машин нет, считается, что около 150. Плюс в рамках ленд-лиза было получено из США 205 «Каталин».

Самолет оказался долгожителем в советском флоте, отдельные машины прослужили до 60-х годов. Выходящие из строя американские моторы вполне нормально заменяли на советские АШ-82ФН.

И вот как-то так, спокойно и без скандалов, «Каталина» начала завоевывать мир. Не весь, а только ту часть, которая называлась союзниками.

Самолет продолжал дорабатываться и модернизироваться, например, 7,62-мм пулеметы заменили на 12,7-мм «Браунинги», люки установок заменили блистерами, улучшили работу рулей.

И получилось, что в распоряжении сил союзников оказался доступный и весьма хороший морской патрульный самолет — летающая лодка.


На «Консолидейтед» в 1941 году посыпались заказы. Австралия заказала 18 машин, Канада – 36, Голландия – 36, Франция – 30. Французы, правда, не успели получить свои «Каталины», Франция закончилась, а построенные самолеты с удовольствием забрали британцы.


Эти самолеты отличались от поставляемых на флот США в комплектации радиооборудования и вооружения.

Самолет постоянно улучшался. Шасси стали убирающимися: носовое колесо в корпус, а боковые – на фюзеляж. Попытки улучшить ЛТХ привели к удлинению корпуса, новому крылу и хвостовому оперению. Носовая турель с пулеметом стала убирающейся.

Фактически это была уже новая машина, получившая название PBN-1 «Nomad», что значит «Кочевник». Но название не прижилось, и самолет назвали «Каталиной» версии 4.

Последней модификацией стала шестая — PBY-6A. Самолет получил противообледенительную систему, улучшенную аэродинамику, дополнительное бронирование и радар. 30 таких лодок были поставлены в СССР.

Боевое применение


Первыми боевое крещение приняли «Каталины» Королевского флота. И – довольно успешно. Именно «Каталине» WQ-Z из 209-й эскадрильи принадлежит честь обнаружения «Бисмарка» в мае 1941 года. Кстати, вторым пилотом во время этого полета был американский инструктор энсин Л.Т. Смит.


Американские пилоты проводили обычную учебную работу, которую нарушило принятие так называемого Акта о нейтралитете (Neutrality Act) в конце 1939 года и введение в связи с этим Нейтрального патруля в прибрежных водах.

Вообще, патрульная служба оказалась очень полезным делом: позволила пилотам получить опыт. Он пригодится им в близком будущем.

Конечно, американские «Каталины» приняли первый удар в Перл-Харборе. Японцы, регулярно пересекаясь с «Каталинами», оценили возможности самолета весьма высоко, а потому уничтожали их при первом же удобном случае.

В Перл-Харборе после налетов японской авиации уцелело всего три самолета из 36. 27 были потеряны безвозвратно и 6 получили тяжелые повреждения.

На Филиппинах дело обстояло ничуть не лучше, там «Каталины» смогли встретиться с японскими самолетами в воздушных боях. И сразу же бои показали большое количество слабых мест летающих лодок.


Отсутствие протектированных баков и бронезащиты экипажа поставило американские самолеты на один уровень с японскими. То есть сбивались и те, и другие очень просто.

У «Каталины» было весьма удачно расположено оборонительное вооружение. Но был нюанс, который сводил на «нет» все преимущества. Это питание пулеметов из стандартных магазинов на 50 патронов. Когда у стрелка заканчивались патроны, и он начинал менять магазин, его действия были прекрасно видны через блистер. Японцы очень быстро научились этим пользоваться, расстреливая самолеты именно в эти моменты.

Учитывая отсутствие брони, сбивались «Каталины» весьма легко.

Кроме того, отсутствие хорошей связи между экипажем и хотя бы какого-нибудь обзора назад для пилота затрудняло маневрирование в бою.

27 декабря 1941 года состоялось первое применение «Каталин» в качестве ударных самолетов. Шесть PBY-4 взлетели с Амбона (голландская Ост-Индия), чтобы атаковать японские корабли в гавани Джоло на Сулу. Каждый из самолетов нес по три 226-килограммовые бомбы.

Японцы вовремя заметили самолеты американцев и открыли зенитный огонь. Были подняты истребители. В итоге каждая «Каталина» заходила на цели самостоятельно, под огнем снизу и сверху. Неудивительно, что были сбиты 4 самолета и только двум удалось оторваться от истребителей.

Два подбитых японских истребителя и два попадания бомб – слишком высокая плата.

Все «Каталины» могли нести авиационные торпеды. Был разработан и торпедный прицел, который устанавливался за ветровым стеклом кабины пилота, позволяя ему вести прицеливание и определять точку сброса.

Некоторое время «Каталины» использовались в качестве ночных торпедоносцев, но по мере поступления новых и более эффективных самолетов от такого применения отказались.

Успешнее всего «Каталина» применялась именно как ночной разведчик. Днем работать самолетам мешала японская авиация и зенитки, а вот ночью «Каталина» показала себя во всей красе.

Здесь сыграли роль несколько факторов. Главный, конечно, – это появление на вооружении приличных радаров. Но и то, что японцы использовали темное время суток для снабжения своих войск на островах в Тихом океане, тоже сыграло не менее важную роль.

Подразделения «черных кошек», самолеты которых были выкрашены в черный цвет, отлавливали японские конвои снабжения и наводили на них ударные корабли и самолеты. Но и сами патрульные часто выходили в атаки, благо было чем.

«Черные кошки» действовали очень успешно всю войну.


Не менее, а может, и более успешно действовали спасательные «Каталины». Операции по поиску и спасению летчиков и моряков в океане получили название «Дамбо», по имени летающего слоненка из мультфильма Диснея.

Сперва «Дамбо» было кодовым словом в радиопереговорах, а потом закрепилось за всеми спасателями, благо они не были против. Когда начались весьма сильные по накалу сражения у Соломоновых островов, американские флотское командование подключало спасательные группы «Каталин» к ударным группам самолетов с тем, чтобы летающие лодки курсировали на удалении и реагировали на каждый сбитый самолет.

«Дамбо» работали очень эффективно. Группа из трех «Каталин», базировавшихся на аэродроме острова Тулаги за период с 1 января по 15 августа 1943 года, спасла 161 летчика.


В общем, работа спасателей была оценена по достоинству. Один морской летчик того времени сказал: «Когда я вижу в небе «Каталину», я всегда встаю и отдаю честь».

На Крайнем Севере, в Арктике «Каталины» очень редко занимались атаками — просто потому, что целей для них не было. Основная работа для самолета — поиск своих. Самолеты искали и наводили экипажи судов полярных конвоев, терявшихся на арктических просторах. Подбирали матросов с потопленных кораблей и сбитых самолетов. Проводили ледовую разведку и метеорологические наблюдения.


«Каталина» с ее большим радиусом действия оказалась очень полезным самолетом в этом плане. Именно «Каталины» нашли и спасли более 70 человек с транспорта «Марина Раскова» и двух тральщиков, потопленных немецкой подводной лодкой.

Не зря я в самом начале сказал, что гул мотора «Каталины» для многих означал спасение. На Крайнем Севере – в особенности.

После окончания Второй мировой войны «Каталина» как-то очень быстро ушла из всех флотов. С одной стороны, ей на смену пришли более современные машины, с другой – менялся сам мир, в котором все увереннее заявляли о себе реактивные и турбореактивные самолеты.

Так тихо и незаметно ушел в историю этот поистине замечательный самолет, на счету которого однозначно больше спасенных жизней, чем уничтоженных.

Но в частных руках самолет продолжает служить и сегодня. Датчане использовали эскадрилью из восьми самолетов до середины 70-х годов в Гренландии. Канадцы приспособили «Каталину» для тушения пожаров. Бразилия использовала ее в качестве транспортного самолета в труднодоступные места дельты Амазонки.


После войны оказалось, что если демонтировать с «Каталины» ненужное радиооборудование, броню, оружие, то получается весьма приличный грузовик-амфибия.

И, как я уже сказал выше, некоторые летающие лодки упорно сопротивляются времени и продолжают служить даже сегодня. Спустя 85 лет после появления первой «Каталины».

Если это не повод для гордости, то я вообще не знаю, чем можно тогда гордиться.

Фирма «Консолидейтед» за свою жизнь разработала много моделей самолетов. Некоторые стали известными, как бомбардировщики «Доминатор» и «Либерейтор». Но пожалуй, «Каталина» — это лучшее, что смогла разработать эта фирма.

ЛТХ PBY-5A


Размах крыла, м: 31,70.
Длина, м: 19,47.
Высота, м: 6,15.
Площадь крыла, кв. м: 130,06.

Масса, кг:
— пустого самолета: 9 485;
— нормальная взлетная: 16 066.

Двигатель: 2 х Pratt Whitney R-1830-92 Twin Wasp х 1200 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 288.
Крейсерская скорость, км/ч: 188.
Практическая дальность, км: 4 096.
Практический потолок, м: 4 480.

Экипаж, чел.: 5-7.

Вооружение:
— два 7,62-мм пулемета в носовой части;
— один 7,62-мм пулемет, стреляющий назад через туннель в фюзеляже;
— два 12,7-мм пулемета по бокам фюзеляжа;
— до 1814 кг глубинных или обычных бомб или авиаторпеда.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    21 сентября 2020 18:08
    Спасибо. Не знал, что "Каталины" собирались у нас в Таганроге.
    1. +14
      21 сентября 2020 20:07
      hi Присоединяюсь и добавлю немного фото сохранившихся в лётном состоянии экземпляров. Всем им более 3/4 века, потому прошу не судить строго владельцев за модификации.



    2. +14
      21 сентября 2020 20:22
      Прекрасный документальный фильм о "Каталине".

    3. +11
      21 сентября 2020 21:02
      На 28 апреля 2020 года в в разной степени целостности/исправности по всему миру числится ровно 80 единиц. Был приятно удивлён, обнаружив данную информацию на просторах англоязычной wiki, в достаточно содержательном виде: с номерами, состоянием и ссылками на актуальное местонахождение машин. Любопытно, что одна из них недавно сменила владельца - просторы Интернета до сих пор хранят следы объявления о продаже.


      1. +3
        22 сентября 2020 09:23
        Да уж, пожалуй покруче, чем яхта за те же деньги будет - мало того что летает, так еще и частичка истории.
  2. +9
    21 сентября 2020 18:09
    Спасибо за статью , прекрасный аэроплан , на севере были очень полезны.
  3. +7
    21 сентября 2020 18:21
    Удачный самолёт, интересная судьба у него.
  4. +12
    21 сентября 2020 18:41
    Автор пропустил несколько абзацев в статье, с которой копипастил. В результате у него PBY Catalina "вырастает" из Sikorsky-Consolidated S-37.
    На самом деле из S-37 вырос XPY-1 в 1929 году.
    1. +12
      21 сентября 2020 18:44
      Затем последовал Consolidated P2Y.

      И только после этого, на базе накопленного опыта, был создан PBY Catalina, который победил конкурента, кстати, за счет меньшей цены.
    2. +5
      21 сентября 2020 19:48
      Более того, именно фирма "Consolidated" разорила фирму Сикорского во время кризиса 1939 года, после чего Сикорский занялся вертолётами.
      1. +1
        21 сентября 2020 21:13
        Цитата: Авиатор_
        Более того, именно фирма "Consolidated" разорила фирму Сикорского во время кризиса 1939 года, после чего Сикорский занялся вертолётами.

        В 1939-ом "Сикорский", ЕМНИП, уже лет пять как входил в консорциум "Воут-Сикорский", так что разорбить именно "Сикорского" тогда было невозможно. Именно потому первый реальный вертолёт Игоря Ивановича именовался VS-300.
        1. -1
          21 сентября 2020 22:24
          Назвать он его мог как угодно, но летающих лодок он больше никогда не строил. Про кризис 1939 года известно гораздо меньше, чем про Великую Депрессию 1929 года, так как началась ВМВ, затмившая собою кризис и позволившая выйти из него. Данные про Сикорского взял в академическом издании 1981 года.
          1. +1
            22 сентября 2020 05:46
            Цитата: Авиатор_
            Назвать он его мог как угодно, но летающих лодок он больше никогда не строил.

            Я совсем о другом писал.
            Из другого "академического издания" (Катышев, главный русскоязычный спец по Сикорскому):
            В 1938 г., когда "летающие клиперы” не стали находить спроса, руководство корпорации ”Юнайтед Эркрафт” приняло решение S-44 в серию не запускать, а свой филиал в виде компании Сикорского закрыть и слить его с фирмой ”Воут” <...>
            Дело в том, что S-44 мог стать на рынке конкурентом летающей лодки ”Коронадо” и амфибии ”Каталина”, строившихся большой серией фирмой ”Консолидейтед” – основным заказчиком двигателей ”Пратт Уитни”, выпускавшихся заводами ”Юнайтед Эркрафт”.

            Ошибся насчёт "5 лет вместе с "Воут"". С "Юнайтед" и с 1929 года. "Консолидейтед" "Сикорского" не разоряла.
            1. 0
              22 сентября 2020 07:52
              Ну как же, не разоряла, сами же пишете
              Дело в том, что S-44 мог стать на рынке конкурентом летающей лодки ”Коронадо” и амфибии ”Каталина”, строившихся большой серией

              Бизнес, ничего личного. Вот конкурент и был устранён, чтобы не мешался.
              1. +1
                22 сентября 2020 08:01
                Цитата: Авиатор_
                Ну как же, не разоряла, сами же пишете
                Дело в том, что S-44 мог стать на рынке конкурентом летающей лодки ”Коронадо” и амфибии ”Каталина”, строившихся большой серией

                Бизнес, ничего личного. Вот конкурент и был устранён, чтобы не мешался.

                Гхм... как бы это помягче то... "Проиграть конкурс" и "разориться" это ни разу не синонимы. Сколько таких проигранных конкурсов на счету всякой фирмы...
                1. 0
                  22 сентября 2020 18:37
                  "Проиграть конкурс" и "разориться" это ни разу не синонимы. Сколько таких проигранных конкурсов на счету всякой фирмы...

                  И генеральные конструкторы после "проигранного конкурса" радикально меняют область деятельности?
                  1. 0
                    25 сентября 2020 10:48
                    Цитата: Авиатор_
                    "Проиграть конкурс" и "разориться" это ни разу не синонимы. Сколько таких проигранных конкурсов на счету всякой фирмы...

                    И генеральные конструкторы после "проигранного конкурса" радикально меняют область деятельности?

                    При чём тут "смена деятельности"? "Сикорского" никто не разорял. Я об этом писал. Всё остальное — Ваши домыслы.
                    1. 0
                      25 сентября 2020 18:10
                      С чего это тогда он бросил очень успешное направление и занялся никому не нужными тогда вертолётами? Так что про домыслы тут не надо.
                      1. 0
                        25 сентября 2020 18:29
                        Цитата: Авиатор_
                        С чего это тогда он бросил очень успешное направление и занялся никому не нужными тогда вертолётами?

                        Потому что ЛЛ, на которых специализировался Сикорский, вскоре стали нужны ещё менее, а рынок не беспределен. И в третий раз — "Сикорского" никто не разорял.
                        Про "никому не нужные вертолёты" это ну очень смелое заявление. Только дурной отказался бы от аппарата ВВП. А почему занялся Сикорский, так это его голубая мечта с 1900-ых годов. К 1930-ым и нормальные несущие ротора уже появлялись, и моторы набирали удельную мощность, и сам Сикорский с конца 1920-ых тоже потихоньку занимался изысканиями, даже патенты имел. Разорись Сикорский, не на что было бы заниматься вертолётами.
  5. +9
    21 сентября 2020 19:14
    Еще раз, статьи этого автора (пока что игнорируя другие проблемы) демонстрируют недостаток внимательности и внимания при выборе фотографий - на одной из них изображена не «Каталина», а Мартин PBM Mariner, а точнее PBM-3D Mariner
    https://www.worldwarphotos.info/gallery/usa/aircrafts-2-3/pbm/pbm-3d-flying-boat-anchored-on-the-water/
    1. +4
      21 сентября 2020 19:19
      Десятое фото.
  6. +13
    21 сентября 2020 19:20
    Даже великий Жак-Ив Кусто использовал Каталину под именем Калипсо.

    Кстати, Каталина могла быть в полете до 24 часов, пожалуй, самое необходимое качество для спасателя-противолодочника.
    1. +8
      21 сентября 2020 19:41
      Василий, приветствую! hi
      Именно на "Каталине" разбился его сын Филипп.

      Погиб в 1979 году при крушении летающей лодки PBY Catalina на реке Тахо, неподалёку от Лиссабона. Филипп Кусто, управлявший самолётом, посадил его на воду и повёл вдоль реки на большой скорости, чтобы проверить корпус на протечки. Летающая лодка зарылась носом в воду, перевернулась, и фюзеляж переломился за кабиной. Крыло отделилось от фюзеляжа, и левый двигатель, оторвавшись, пробил кабину со стороны командира. Летевшие с ним штурман Жан-Пьер Грос и ещё шесть членов экипажа чудом остались живы и, благодаря помощи местных рыбаков, были спасены. Тело Филиппа Кусто не могли найти три дня. Семья Кусто похоронила его в море, в двадцати пяти милях от побережья Португалии. //Взято из wiki//
  7. -3
    21 сентября 2020 19:28
    Насколько я помню, прежде всего, это противолодочный самолёт.
  8. +9
    21 сентября 2020 19:45
    Отличный самолет и отличный материал! Только фото нумер 10 поправьте, пожалуйста - Martin PBM Mariner здесь лишний.


    http://airwar.ru/enc/sww2/pbm.html
  9. +11
    21 сентября 2020 19:49
    На заводе в Таганроге было построено всего 27 ГСТ, а никак не 150. Также вызывает сомнение утверждение, что Каталин было построено больше, чем всех прочих гидросамолетов, вместе взятых. Только в СССР в тот-же период (с начало 1930-х по середину 1950-х годов, было построено не менее 2400 гидросамолетов (МБР-2, Ш-2, ГСТ, МДР-6, Бе-6). И это не считая поплавковых версий сухопутных машин. Великобритания - только Шорт Сандерленд построено более 750 штук. Германия, Do-18 и He-115 - 100 и 500 машин.Япония - лодок Каваниси построено 210 штук. Вот и получили почти 4000, что больше выпуска Каталин.
  10. +9
    21 сентября 2020 19:53
    Заслуженный штурман СССР Валентин Аккуратов много летал на этой машине и даже перегонял её из США через Африку. Им описан эпизод, когда из-за поломки они были вынуждены сесть для ремонта на африканское озеро, полное крокодилов. Перестрелять их не удалось, на убитых крокодилов с удовольствием кидались живые и пожирали их. Для взлёта им пришлось вылить в воду пару вёдер бензина, от которого все крокодилы разбежались, после чего они благополучно взлетели. Аккуратов печатался в 60-е годы в журналах "Искатель" и "Вокруг Света".
    1. +9
      21 сентября 2020 20:47
      Это из рубрики "Критическая ситуация! Как вы поступите?" в журнале "Крылья Родины". Там у бортмеханика поинтересовались о чём это он так глубоко задумался. И тот ответил, что "долго пытался вспомнить, но так и не припомнил ни одной бензоустойчивой твари". После чего вылил какое то количество бензина в воду. Спустя четверть часа самолёт был в воздухе.
      1. +1
        21 сентября 2020 21:02
        "Крылья" перепечатали это из "Искателя" (приложение к журналу "Вокруг Света") середины 60-х годов, там читал в детстве.
  11. +11
    21 сентября 2020 20:06
    "Каталина" это культовый самолёт. Что тут говорить...
    Я люблю этот самолёт, даже чисто эстетически. Прямо как ЗИЛ130.
    Смотришь, и "доставляет"!..
    1. +1
      22 сентября 2020 22:12
      Да "Каталина"это символ гидроавиации той эпохи.В позднесоветское время был создан самолет-амфибия красавец А40"Альбатрос"вызвавший ажиотаж в мире.Но в серию так и не пошел.Жаль,самолет,очень уникальный.
  12. +3
    21 сентября 2020 20:29
    Красивый самолет.
    1. +1
      21 сентября 2020 21:04
      Ещё совсем недавно, лет 10 назад его показывали по TV в какой-то глупой рекламе, уже не помню чего.
  13. +2
    21 сентября 2020 22:02
    Однако ВСЕ страны-участники со ВСЕХ сторон изготовили меньше летающих лодок и гидросамолетов, чем фирма «Consolidated».
    Считаем только британские и американские летающие лодки без гидросамолетов, которые выпускались в те же годы.
    Martin PBM Mariner - 1366
    Short Sunderland - 749
    Grumman G-21 Goose - 345
    Supermarine Sea Otter - 292
    Short Empire -42
    Supermarine Walrus - 740
    Итого: 3534 штуки
    Consolidated PBY Catalina - 3308 штук.
    1. +2
      21 сентября 2020 22:58
      - Шорт " Сандерлэнд"! Во время войны над Средиземным морем летали "Сандерлэнды" вызывающе-белого цвета... Британцы шутили, что камуфлировать его бесполезно - слишком велик... И слишком медлителен...
      1. +1
        21 сентября 2020 23:14
        Были и белые, но это скорее исключение.
      2. 0
        22 сентября 2020 14:11
        Цитата: saygon66
        Британцы шутили, что камуфлировать его бесполезно - слишком велик... И слишком медлителен...

        И неплохо вооружён - один из "Дикообразов" отбился от восьми Ю-88, перехвативших его над Бискайским заливом.
        1. 0
          22 сентября 2020 14:15
          - Немного о "Сандерленде" писал Аллистер Маклин... Если не ошибаюсь - "Пушки острова Наваррон".
      3. +2
        22 сентября 2020 19:27
        Цитата: saygon66
        Во время войны над Средиземным морем летали "Сандерлэнды" вызывающе-белого цвета...

        Такой вид камуфляжа был внедрен в 42-м году в основном для самолетов Берегового Командования для метрополии. Дело в том, что основной противник самолетов ПЛО находится внизу, а при взгляде снизу серо-зеленый камуфляж борта очень хорошо виден. Белый цвет еще выбрали для самолетов ПЛО Метрополии еще и потому, что он скрывает на фоне вечных облаков того ТВД.
  14. +2
    21 сентября 2020 22:06
    Замечательный самолет! Невероятно элегантный и крайне полезный. Свою славу Каталина заслужила. Для меня она является один из символов авиации, в целом.
  15. +1
    21 сентября 2020 22:08
    Красивая машина!
  16. Комментарий был удален.
  17. +3
    21 сентября 2020 22:50
    - Битая "Каталина" на побережье Саудовской Аравии... Печальное зрелище...
    1. +1
      22 сентября 2020 10:11
      Слышал, что данный экземпляр был перестроен в яхту, а лежит на берегу после ареста владельца и его семьи путешествоваших по Красному морю в 50-60 х.
  18. +1
    22 сентября 2020 11:57
    Низкоскоростной надежный самолет с большим радиусом незаменим для широкого круга задач. Однако, увлечение реактивными двигателями и ростом характеристик привело к тому, что эти задачи стали решаться самолетами, которые выполняли их гораздо хуже, чем старые. Одно из неизбежных следствий капиталистического уклада - делают не то, что нужно, а то, что продается. Даже в такой специальной области, как военная авиация, мнение непрофессионалов влегкую перебивает все иные. Куда ни глянь...
  19. 0
    22 сентября 2020 16:06

    - Летающая РЛС на базе "Каталины"?
    1. +1
      22 сентября 2020 17:42
      Цитата: saygon66
      - Летающая РЛС на базе "Каталины"?

      Скорее, это летающий тральщик, типа немецкого BV-138MS.
    2. 0
      22 сентября 2020 17:44
      Тётя Вика клевещет, что это опытный XP3Y-1, снабжённый 15-метровым кольцом для траления магнитных мин. Кольцо запитывалось отдельным движком в 550 л.с.
  20. 0
    22 сентября 2020 18:22
    Именно «Каталине» WQ-Z из 209-й эскадрильи принадлежит честь обнаружения «Бисмарка» в мае 1941 года.

    Как элегантно подана информация... :)
  21. 0
    23 сентября 2020 10:39
    Насколько Каталина дала опыт КБ Бериева?
    1. 0
      25 сентября 2020 10:51
      Цитата: Pavel57
      Насколько Каталина дала опыт КБ Бериева?

      Нну, и насколько?
  22. 0
    19 августа 2022 13:01
    отличная летающая яхта

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»