Эндель Пусэп: Герой из Эстонии

С детства Эндель грезил небом. Но встать летчиком выходцу из крестьянской семьи было непросто. К тому же, родители считали его увлечение нереальным. Но он сумел осуществить мечту. И стал не просто летчиком, а Героем Советского Союза. 

Предки Энделя Карловича Пусэпа переселились из родной Эстонии в Красноярский край еще в конце девятнадцатого столетия и обосновались на хуторе Самовольный, который относился к Енисейской губернии (сейчас – Манский района Красноярского края). Здесь же и родился Эндель. Произошло это первого мая 1909 года. 
Жизнь на хуторе не отличалась разнообразием. Мальчик с самого раннего детства узнал, что такое тяжелый физический труд. Он вместе с родителями работал в поле и свыкался с мыслью, что свое будущее ему придется связать с профессией агронома. Правда, кроме этого сценария у родителей был и «запасной». Они хотели, чтобы их сын стал или агрономом, или педагогом. Но у Энделя Карловича была мечта, мечта о небе. Он неоднократно заявлял родителям, что хочет стать летчиком, но те лишь отмахивались. Путь в небо для нищего крестьянина был закрыт, поэтому и нет смысла тратить время на глупые мечтания…
Когда Эндель вырос, родители сумели через эстонскую секцию окружкома партии отправить его в Ленинград. Здесь парень стал студентом педагогического техникума. Они тогда не знали, что упрямый сын уже продумал план действий для осуществления мечты. В выписке свидетельства о рождении, выданной в сельсовете, он приписал себе один год. Затем также год отучился в техникуме, после чего, став по документам совершеннолетним, Эндель в июне 1928 года ушел в Красную Армию. А затем попал в Ленинградскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил. Так мечта нищего крестьянского сына из Красноярского края стала реальностью. 
Окончив школу в Ленинграде, Эндель Карлович продолжил учиться летному ремеслу. Он грыз гранит науки в Вольской объединенной школе летчиков и техников, а после – в третьей военной авиационной школе летчиков и летнабов в Оренбурге. И только после этого Пусэп стал полноценным пилотом. Произошло это в 1931 году. Поскольку везде он являлся одним из лучших, то его оставили при школе в Оренбурге в качестве летчика-инструктора. Эндель Карлович, что называется, «закатал рукава» и взялся за работу. И вскоре стал уже командиром отряда. 
Весной 1935 года Пусэпа перевели в высшую школу морских летчиков в Ейске, где он стал летчиком-инструктором учебного отряда эскадрильи «слепого» пилотирования. Проще говоря, управление самолетом происходило только по приборам. Эндель Карлович даже совершил такой «слепой» перелет из Ейска в Москву. 

Поскольку профессионализм Пусэпа не вызывал сомнений, в 1937 году он попал в состав эскадрильи, которая была направлена на поиск исчезнувшего самолета Д-Б-А «СССР Н-209» Сигизмунда Леваневского. Благодаря этому, Эндель Карлович познакомился со сложными, но очень интересными полетами на Севере. И этому ему так понравилось, что летчик попросил его здесь оставить. Руководство пошло на встречу. И с 1938 года Пусэп присоединился к Управлению полярной авиации Главсевнорпути. 
Обслуживая арктические станции, отправляясь в ледовую разведку Карского моря и выполняя другие сложные, но важные задания, Эндель Карлович наверняка вспоминал свое суровое крестьянское детство. Да, сейчас он практически каждый день рисковал жизнью, но находился на своем месте, на том месте, о котором так долго мечтал. Коллеги отмечали, что Пусэп сильно отличался от остальных пилотов. Он, как настоящий эстонец, казался медлительным и задумчивым, однако, всегда выполнял поставленную задачу в указанные сроки и являлся воплощением дисциплины. 
В феврале 1940 года Эндель Карлович удостоился ордена Красной Звезды и знака «Почетный полярник». Эти высокие награды он получил «За отличное выполнение задания правительства по несению охраны безопасности дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов»».
Но мирную жизнь оборвала война…

*** 

О том, что войска Третьего рейха вторглись в Советский Союз, Эндель Карлович узнал в тот же день. Чуть больше суток он вместе с командиром Михаилом Васильевичем Водопьяновым и штурманом Александром Павловичем Штепенко провел в воздухе, совершая разведку Карского моря. Когда пилоты опустились на Енисей, им по радио сообщили страшную новость, и экипаж тут же заявил о готовности отправиться в бой. 
Вскоре вся троица была зачислена во вторую авиагруппу ВВС Северного Флота. Правда, Энделю Карловичу не довелось повоевать на Севере, поскольку уже пятнадцатого июня его перевели в 432-й дальнебомбардировочный авиаполк 81-й авиадивизии дальнего действия. Что это значило? А то, что восьмого августа 1941 года Пусэп и другие пилоты под командованием Водопьянова нанесли внезапный удар прямо в самое сердце врага – они совершили бомбардировку Берлина. Сбросив бомбы, самолет Энделя Карловича получил серьезные повреждения, но опытный пилот все же сумел посадить крылатую машину. По иронии судьбы, произошло это на территории его исторической родины – Эстонии. Так Пусэп впервые оказался на земле предков. И это его спасло. Эндель Карлович знал эстонский язык. Встретив местного жителя, он узнал, где находятся советские солдаты и сумел до них добраться вместе со всем экипажем. За бомбардировку Берлина Пусэп в августе 1941 года получил орден Красного Знамени. 
Но уже в ноябре он чуть было не погиб. Отбомбившись по электростанции в Данциге, самолет Пусэпа отправился на базу. Но был подбит. Поскольку крылатая машина практически не управлялась, Эндель Карлович приказал экипажу покинуть борт, воспользовавшись парашютами. Приземлившись Пусэп получил тяжелое осколочное ранение, а также контузию. Но он не только сумел выжить, но и вскоре вернулся на фронт. И к апрелю 1942 года на его счету было три десятка ночных вылетов на территорию противника. 

Вообще, 1942 год выдался для Пусэпа богатым на события. Тогда Эндель Карлович отправился в испытательный полет в Англию. Требовалось выяснить, можно ли добраться до Туманного Альбиона, а затем и до США на крылатых машинах и насколько это рискованно. Дело в том, что советской делегации требовалась встреча с союзниками для обсуждения вопросов, касавшийся открытия второго фронта. 
Кресло первого пилота доверили опытному полярному летчику Сергею Александровичу Асямову. Перелет прошел успешно. Но затем англичане попросили Асямова прилететь на аэродром Тилинги, чтобы продемонстрировать свою крылатую машину. После «смотрин» Сергей Александрович отправился в Лондон. По пути случилось ЧП: взорвался один из моторов, что привело к крушению самолета. Гроб с телом советского пилота доставил Пусэп… 
После трагической гибели Асямова, главным стал Эндель Карлович. Именно ему доверили транспортировку советской делегации во главе с наркомом иностранных дел Вячеславом Михайловичем Молотовым. Пусэп сначала доставили их в Англия, а затем в США. Его полет проходил по оккупированным территориям СССР, Швеции, Норвегии, Исландии и Канаде. И двенадцатого июня самолет благополучно вернулся в Москву. Миссия была выполнена. 
Так что, нет ничего удивительного в том, что в июне того же 1942 года майор Эндель Карлович стал Героем Советского Союза.
Впереди Пусэпа ждали новые вылеты и бомбардировки. И ни разу пилот не дал повода усомниться в собственном профессионализме. И в самом конце 1942 года он получил еще одну награду – орден Отечественной войны первой степени. 

В ноябре 1944 года Эндель Карлович стал полковником. К тому моменту он получил медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», а также очень важный и ценный орден Суворова третьей степени. А на его счету было около восьми десятков успешных боевых вылетов. Интересно вот еще что: уже после того, как война официально закончилась, Эндель Карлович получил еще одну серьезную награду – орден Александра Невского. 
Серьезное ранение не прошло бесследно. Позвоночник, поврежденный шрапнелью и контузия давали о себе знать. Несмотря на несколько операций, избавиться от последствий не получилось. И поэтому врачи запретили ему летать. Но Пусэп все еще был полон сил и энергии. Уволившись в запас, он вскоре стад заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР. 
Яркая, богатая на героические события жизнь летчика оборвалась восемнадцатого января 1996 года. Похоронен Герой Советского Союза в Таллине на кладбище Метсакальмисту.

5
1
Средняя оценка: 2.95302
Проголосовало: 298