В небе над США все чаще можно встретить F-117. Зачем американцы используют забытый истребитель

37

В американском воздушном пространстве можно все чаще встретить истребители F-117. 30 октября 2020 года впервые за 12 лет одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный F-117 Nighthawk («Ночной ястреб»), с позывным «Рыцарь», поднялся в небо с авиабазы ВВС «Неллис» в Лас-Вегасе (штат Невада), пишет онлайн-издание The Drive из США.

До этого F-117 летали в Калифорнии. Они взлетали с аэродрома КМП «Мирамар» в Сан-Диего и авиабазы ВВС «Эдвардс», находящейся в 30 км от городов Ланкастер и Роузмид.



ВВС зачем-то понадобились давно забытые истребители, которые впервые взлетели в 1981 году и были сняты с вооружения в 2008 году. Эксперты говорят об их возвращении в строй, ведь они предназначены для скрытного проникновения через систему ПВО противника.

Сейчас F-117 все чаще используются в роли «агрессора» (самолета, выполняющего роль условного противника). В 2020 году они даже приняли участие в военных играх Red Flag.

За последние годы активность F-117 серьезно возросла, но что означает их возвращение в «Неллис» - пока неясно. Возможно, эта база станет основной для «красной авиации», и там будут оттачивать свое мастерство американские летчики, участвуя в учебных полетах с F-117.

ВВС сняли F-117 с действующей службы, но пилоты испытательного центра ВВС по-прежнему используют их для ограниченных исследовательских работ

– пояснили в авиационном командовании.

F-117 – уникальный самолет, его характеристики малозаметности сами по себе представляют интерес, чтобы продлить ему службу. Летающих или находящихся на хранении F-117 осталось около 40 единиц, все остальные, из 64 произведенных, стали музейными экспонатами.
  • U.S. Air Force
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    31 октября 2020 14:27
    Зачем американцы используют забытый истребитель

    F-117 никогда не был истребителем и не задумывался таковым. Это малозаметный тактический бомбардировщик.

    А самолет реально уникальный, особенно для своего времени.
  2. +4
    31 октября 2020 14:28
    F-117 – уникальный самолет, его характеристики малозаметности сами по себе представляют интерес, чтобы продлить ему службу.

    Ничего уникального в нем нет. Очередной военный провал америкосов. Из за утюго образной аэродинамики он без компьютера не летает. Что касаемо его малозаметности так югославы наверно не знали этого (никто им не сказал) сбили его устаревшим ПВО комплексом Советского производства. lol
    1. +1
      31 октября 2020 15:11
      Да не ...
      Югославы то знали, просто америкосы не знали, что против них будут применять РЛС метрового диапазона. Все эти ломаные хитрости заточены исключительно под сантиметровый диапазон. А РЛС метрового диапазона - по фиг все эти навороты.
      1. -4
        31 октября 2020 15:26
        Югославы то знали, просто америкосы не знали, что против них будут применять РЛС метрового диапазона

        Вот только югославы сбили F-117 с помощью визуальной, а не радиолокационной наводки laughing

        И сбить один самолет за 850 его боевых вылетов - это, прямо скажем, провал югославской (то есть советской) ПВО.
      2. -1
        31 октября 2020 15:28
        А РЛС метрового диапазона - по фиг все эти навороты.

        Правда, великие РЛС метрового диапазона (советского производства, кстати) почему не помогли иракцам в 1991 году сбить хотя бы один "стелс" за 1299 боевых вылетов самолетов этого типа laughing

        Интересно, почему? :)
    2. -3
      31 октября 2020 15:23
      Из за утюго образной аэродинамики он без компьютера не летает.

      Я вам по секрету скажу - только тсссс, никому не говорите - но без ЭДСУ (именно так это правильно называется) не летают и высокоманевренные и все такие аэродинамические Су-27, Су-30, Су-35, МиГ-29, МиГ-35, Ф-15, Ф-16, Ф-22 и вообще любой современный истребитель, какой бы там аэродинамикой они не обладали. Собственно, из-за этой самой высокой аэродинамики все перечисленные самолеты на дозвуковых скоростях являются статически неустойчивыми. Иначе говоря, на дозвуке без "компьютера" весь такой "аэродинамичный" Су-27 не будет летать точно так же, как и "утюгообразный" F-117.

      Что касаемо его малозаметности так югославы наверно не знали этого (никто им не сказал) сбили его устаревшим ПВО комплексом Советского производства.

      Во-первых, югославы сбили F-117 модернизированной версией ЗРК С-125, разработанной в 70-х годах. Для вас, может, будет секретом, но F-117 тоже был разработан в конце 70-х годов, а в уже в 1983 году поступил на вооружение.

      Во-вторых, югославы сбили "Стелс" не с помощью радиолокации (против которой технология "стелс" и задумывалась), а с помощью прямой визуальной наводки через тепловизионный прицел. Перед этим они днями отслеживали маршруты, по которым летали американские "стелсы", и лишь только когда выявили маршрут одного из них, смогли подкараулить его и сбить. Итого, чтобы сбить 1 самолет, им пришлось переждать несколько его вылетов, во время которых он безнаказанно бомбил эту самую Югославию.

      В-третьих. За всю операцию НАТО против Югославии F-117 совершили 850 боевых вылетов. Из этих 850 вылетов боевой потерей завершился только 1. И это с учетом того, что в силу своей специфической аэродинамики F-117 не мог эффективно уворачиваться даже от старых зенитных ракет и тем более вести воздушный бой.

      А в военной операции против Ирака в 1991 году "Стелсы" совершили 1299 боевых вылетов - и ни один из них не был сбит, несмотря на наличие у Ирака на тот момент достаточно современной и плотной ПВО советского производства.

      Резюме. Прежде, чем писать свои байки, потрудитесь хотя бы немного изучить суть вопроса.
      1. +2
        31 октября 2020 16:08
        Цитата: Cyril
        Во-первых, югославы сбили F-117 модернизированной версией ЗРК С-125, разработанной в 70-х годах.

        Не в 70 а в 60 годах

        Цитата: Cyril
        Во-вторых, югославы сбили "Стелс" не с помощью радиолокации (против которой технология "стелс" и задумывалась), а с помощью прямой визуальной наводки через тепловизионный прицел. Перед

        Именно по радиолокации. Похоже вы сами не знаете сути вопроса.
        Вот вам информация из первоисточника. Человек который сбил невидимку сам рассказывает как все дело было и не надо ничего придумывать...

        1. -2
          31 октября 2020 16:55
          Не в 70 а в 60 годах

          F-117 был сбит ракетой 5В27Д. А теперь читаем:

          Во второй половине семидесятых годов в ЗРК введена аппаратура, повышающая эффективность применения по целям на предельно малых высотах и при стрельбе по наземным и надводным целям. Кроме того, была создана новая модификация ЗУР 5В27Д с увеличенной скоростью полета, что позволило ввести обстрел целей "вдогон". Длина ЗУР увеличилось, масса возросла до 980 кг при массе стартового ускорителя - 407 кг. Но для более тяжелых 5В27Д допускалось заряжание ПУ 5П73 только 3 ракетами. Комплекс С-125М1 с ракетой 5В27Д был принят на вооружение 3 мая 1978 г.

          https://missilery.info/missile/c125

          Учитесь хоть немного искать информацию. Это же нетрудно.

          Именно по радиолокации. Похоже вы сами не знаете сути вопроса.
          Вот вам информация из первоисточника. Человек который сбил невидимку сам рассказывает как все дело было и не надо ничего придумывать...

          Ага. А еще Золтан рассказывал, как сбил Б-2 и еще 2 F-117 laughing

          А теперь читаем официальный отчет командира 3-й батареи 250-й ракетной бригады ПВО подполковник Джордже Аничиа:

          На огневую позицию мы прибыли около 20:30. При помощи специальных средств устанавливаем ракеты. Угол подъёма высокий. Ощущается некоторая вибрация, и я не знаю, что происходит в кабине. Занял место помощника руководителя группы наблюдения вместо майора Стоименова. Дани находится в блоке управления пусковыми установками. В воздухе не обнаружено близких целей, они на более далёких расстояниях на разных курсах. Неожиданно на радаре, согласно показаниям, был обнаружен объект по курсу 195 градусов, расстояние 23 километра. Говорю: «Дани, он идёт на нас!» Объект приближается. На расстоянии 14-15 км по курсу 210 градусов командир огневой группы подполковник Золтан Дани приказал начать слежку за объектом. Пароль «Антенна» для включения радара. С того момента начинается игра в кошки-мышки. В течение 10 секунд радар не находит цель. Приказываю: «Остановить поиск цели!» Спустя несколько секунд Дани обнаруживает цель по курсу 230 градусов в момент наблюдения. Довольно быстро, за пару секунд, несколько раз совершён поворот установки, однако операторы ручного управления не смогли поймать объект в поле зрения. Он движется, очевидно, с огромной угловой скоростью. Слежка в течение более чем 10 секунд, после чего отдаю команду: «Остановить поиск цели!»

          Снова видим цель, курс 240 градусов, расстояние 14 км. Траектория полёта прослеживается на экране радара. Пытаемся перевести боеголовки третий раз на азимут 240. Офицеры разблокировывают колёса, однако объект потерян. Я думал, что у нас не получится и в этот раз, когда старший сержант Матич воскликнул: «Держи его, держи его, он у нас!» Колёса закреплены, операторы обнаружили объект. Стабильный режим слежения, курс 242 градуса, расстояние 14,5 км. (…) Офицер поддержки докладывает: азимут 250 градусов, расстояние 13 километров.

          Дани приказал: «Поразить цель прямой наводкой, запуск!»

          Итого - стабильный и устойчивый сигнал от самолета на радаре они получили только когда он был в 13-14 км от ЗРК.

          А непосредственно захват и запуск цели осуществляли прямой визуальной наводкой с помощью ручного управления ракетой laughing
          1. +3
            31 октября 2020 17:17
            Цитата: Cyril
            А теперь читаем официальный отчет командира 3-й батареи 250-й ракетной бригады ПВО подполковник Джордже Аничиа:

            laughing Посмеялся от души. Зачем чего то читать непонятно кем написанным на бескрайних просторах интернета, когда на видео он сам рассказывает как все было. Мне больше веры человеку который сам сбил самолет и который сам рассказывает как дело было.
            1. -3
              31 октября 2020 17:31
              Зачем чего то читать непонятно кем написанным на бескрайних просторах интернета

              Джордже Анич - это заместитель командира той самой батареи ПВО, которая и сбила "Стелс" :)

              Но вы можете и дальше смеяться - это единственное, что у вас нормально получается.
      2. +1
        31 октября 2020 16:29
        Цитата: Cyril
        Я вам по секрету скажу - только тсссс, никому не говорите - но без ЭДСУ (именно так это правильно называется) не летают и высокоманевренные и все такие аэродинамические Су-27, Су-30, Су-35, МиГ-29, МиГ-35, Ф-15, Ф-16, Ф-22 и вообще любой современный истребитель, какой бы там аэродинамикой они не обладали. Собственно, из-за этой самой высокой аэродинамики все перечисленные самолеты на дозвуковых скоростях являются статически неустойчивыми. Иначе говоря, на дозвуке без "компьютера" весь такой "аэродинамичный" Су-27 не будет летать точно так же, как и "утюгообразный" F-117.

        Не надо путать компьютеры которые помогают летать и компьютер без которого он лететь не сможет сразу падает

        1. -3
          31 октября 2020 17:03
          Не надо путать компьютеры которые помогают летать и компьютер без которого он лететь не сможет сразу падает

          На Су-27 и других высокоманевренных самолетах ЭДС не "помогает летать", а обеспечивает саму возможность полета на дозвуковых скоростях. Еще раз - ни один современный реактивный истребитель не может летать на дозвуковой скорости без ЭДСУ.

          Другой важнейшей особенностью Т-10 впервые в отечественной истребительной авиации должна была стать реализация концепции продольной статической неустойчивости самолета на дозвуковых скоростях полета с обеспечением его продольной балансировки в полете посредством автоматики четырехкратно резервированной электродистанционной системы управления (ЭДСУ). Идея замены традиционной механической проводки управления на ЭДСУ была уже использована ОКБ при создании самолета Т-4, испытания которого подтвердили правильность основных технических решений. Принятие концепции продольной статической неустойчивости (иначе - "электронной устойчивости") сулило серьезные преимущества: для балансировки самолета на больших углах атаки требовалось отклонение стабилизатора носком вверх, при этом его подъемная сила складывалась с подъемной силой крыла, что давало существенное улучшение несущих свойств истребителя при незначительном росте его сопротивления. Благодаря использованию интегральной статически неустойчивой компоновки Су-27 должен был обрести исключительные маневренные характеристики, позволяющие ему выполнять в воздухе эволюции, недоступные самолетам обычной схемы, и иметь большую дальность полета без подвесных баков.
        2. -3
          31 октября 2020 17:38
          Чтобы, в отличие от вас, не быть голословным, на конкретном примере покажу, что Су-27 летать с неработающей ЭДСУ не может:

          6 апреля 2011 года, в 10:22 по московскому времени, в ходе выполнения планового полёта при заходе на посадку на аэродром «Центральная Угловая» самолёт Су-27СМ, входящий в состав 22-го гвардейского истребительного авиационного полка, базирующегося под Владивостоком, потерял управляемость и с высоты 900 метров упал на нежилое строение в дачном посёлке Соловей Ключ. На земле никто не пострадал. Пилот Юрий Королев катапультировался. Причиной крушения стал отказ системы дистанционного управления. Ранее самолёт прошёл плановую модернизацию на КНААПО

          Вот так вот высокоаэродинамический Су-27 летает без ЭДСУ. Топором.
          1. +3
            31 октября 2020 17:59
            Цитата: Cyril
            Чтобы, в отличие от вас, не быть голословным, на конкретном примере покажу, что Су-27 летать с неработающей ЭДСУ не может:

            "Кобра" Этот элемент появился случайно. Летчик Игорь Волк выполнил фигуру, когда его Су-27 из-за ошибки испытателя был выведен за критический угол атаки и электродистанционная система управления вышла из строя. Волк попытался спасти самолет, отключив автоматику управления руля и осознал, что Су-27 не сваливается в штопор и возвращается к горизонтальному полету.

            Первый, кто публично доказал способность выполнения данной фигуры, стал военный летчик-испытатель Виктор Пугачев в 1989 году. Поэтому фигура получила название кобра Пугачева.

            Практическое применение данной фигуры — экстренный сброс скорости. Это позволяет «стряхнуть с хвоста» вражеский истребитель и обмануть радиолокационные станции.

            Самолет задирает нос к небу, чуть ли не опрокидываясь назад, а потом возвращается в нормальный режим полета практически без потери высоты.
            Думаю когда они делают фигуры высшего пилотажа они отключают эту систему ибо она не даст так кувыркаться в небе.

            1. -4
              31 октября 2020 18:12
              Да при чем здесь "кобра"-то?

              Черным по белому было написано - Су-27 разбился при заходе на посадку. Причина - отказ ЭДСУ. Все.

              Или в вашей Вселенной самолеты заходят на посадку "коброй"?
              1. +2
                31 октября 2020 18:21
                Вы что плохо читаете ? Написано что отказала ЭДСУ мало того что вывел его в горизонтальный полет и разумеется сел. А то кто то тут пишет что без ЭДСУ ни летать нельзя не садится. Когда летчики крутят высший пилотаж они на ручном все делают ЭДСУ им такого не позволит сделать.
                1. -4
                  31 октября 2020 18:41
                  Ага, а 6 апреля 2011 года при отказе ЭДСУ Су-27 при заходе на посадку (не после высшего пилотажа) что-то в нормальный режим полета не вошел. Как так?

                  Когда летчики крутят высший пилотаж они на ручном все делают ЭДСУ им такого не позволит сделать.

                  Именно. Фактически, фигуры высшего пилотажа - это моменты контролируемой нестабильности самолета. Чтобы такая контролируемая нестабильность была возможна, ЭДСУ и отключают. Управление самолетом в этом случае требует от летчика превосходных навыков пилотирования, в противном случае самолет сваливается. Поэтому, собственно, во время исполнения высшего пилотажа аварии чаще всего и случаются.
                  1. +3
                    31 октября 2020 18:49
                    Цитата: Cyril
                    тобы такая контролируемая нестабильность была возможна, ЭДСУ и отключают. Управление самолетом в этом случае требует от летчика превосходных навыков пилотирования,

                    А я про это сколько вам пишу, а вы сами это признали. Без ЭДСУ самолет пилотировать можно (судя по высшему пилотажу наших летчиков даже не плохо) но тяжелее. А вот F-117 нет. Вот в чем разница.
                    1. -4
                      31 октября 2020 19:01
                      А вот F-117 нет.

                      F-117 тоже может летать без ЭДСУ, только риск сваливания слишком велик. Аэродинамическое качество у этого самолета - 4 единицы. Для сравнения, у МиГ-25 этот показатель - всего 4,2. При этом МиГ-25 вполне себе летал (хотя и не был способен на особые маневры) без ЭДСУ.

                      (судя по высшему пилотажу наших летчиков даже не плохо)

                      Чтобы управлять Су-27 без ЭДСУ, пилот должен быть асом. Такого уровня пилотирования достигают только единицы, поэтому в реальном бою оно все равно практически не применяется.
                2. -4
                  31 октября 2020 18:46
                  Кстати, а ЭДСУ у него после вывода самолета в горизонтальный полет так и осталась отключенной или снова включилась?
                  1. +3
                    31 октября 2020 18:53
                    Врать не буду не знаю. Но когда ЭДСУ отказывает перед самой посадкой это одно у летчика нет времени сориентироваться, а когда отказывает в полете можно как то к этому подготовится и сесть на ручном. Управлять сложно, но можно.
                    1. -4
                      31 октября 2020 19:11
                      Врать не буду не знаю.

                      Найти бы где подробный отчет об этом полете. Просто если ЭДСУ не включилась и пилот смог продолжить полет и посадить самолет в ручном режиме - ок, принято. Если ЭДСУ включилась сразу после вывода самолета в горизонтальное положение и дальше он полетел с уже функционирующей ЭДСУ - совсем другое дело.
                      1. +3
                        31 октября 2020 21:54
                        А разве у С-125 визуалка есть?
                      2. -2
                        1 ноября 2020 04:33
                        Да.

                        ЗРК С-125М1 (С-125М1А) "Нева-М1".
                        В начале 1970-х гг. была проведена модернизация комплекса С-125М в части совершенствования радиоэлектронной аппаратуры, обеспечившая повышение помехозащищенности каналов визирования цели и управления ракетой. Введением аппаратуры телевизионно-оптического визирования (ТОВ) и сопровождения цели "Карат-2" (9Ш33А) была достигнута возможность в условиях визуального наблюдения цели вести ее сопровождение и обстрел без радиолокационного излучения в пространство.
                      3. +4
                        1 ноября 2020 05:34
                        Только это был комплекс С-125. А визуально был сбит второй F-117 с МиГ-29 и на нём была ракета с визуальным наведением.
                      4. -3
                        1 ноября 2020 05:43
                        Только это был комплекс С-125.

                        Верно, это был ЗРК С-125 М1 с ракетой 5В27Д - об этом я и говорю.

                        А визуально был сбит второй F-117 с МиГ-29

                        Вот только никаких "вторых", "третьих", "сотых" и т. д. сбитых F-117 не было :)
                        Был сбит один "стелс". Сербы некоторое время пытались втереть, что сбили еще 2 Ф-117 и даже 1 Б-2, но когда речь зашла о доказательствах - сразу притихли.
                      5. +3
                        1 ноября 2020 05:47
                        Это был не М1, а простой. Не передёргивай. На ютубе посмотри прямую речь тех, кто его сбил. Там говорится о C-125. А свои фантазии оставь при себе. ВСё, было, но ты, как всегда, не в курсе. Тебя ни один раз ловили на лжи.
                      6. -4
                        1 ноября 2020 06:35
                        Это был не М1, а простой

                        "Простой" С-125 никогда за рубеж не поставлялся, але, гараж :)

                        Смотри и просвещайся:

                        В военном музее Белграда состоялось торжественное открытие нового экспоната - пусковой установки советского зенитного ракетного комплекса С-125М "Нева", с зенитными ракетами В-601ПД. Как утверждает пресс-служба Министерства обороны Сербии, именно из этого комплекса 18 лет назад был сбит американский бомбардировщик-невидимка F-117А. Это стало самым громким успехом югославских войск в борьбе с натовским вторжением.

                        https://rg.ru/2017/03/25/sbivshij-amerikanskij-stels-zrk-ustanovili-v-muzee-belgrada.html

                        А теперь копируешь шифр указанной в цитате ракеты В-601ПД, заходишь вот на эту ссылку

                        https://l-39.aero/index.php/rabochie-proekty/9-rabochie-proekty/11-mig-19p

                        Смотришь на ней вот этот пункт:

                        Модификации:
                        Для ПВО СССР
                        С-125 «Нева» (1961) — базовый комплекс, оснащался ракетами В-600П (5В24) с дальностью до 16 км.
                        С-125М «Нева-М» (1970) — развитие комплекса с ракетами В-601П (5В27) дальностью до 22 км.
                        С-125М1 «Нева-М1» (1978) — модернизированный вариант С-125М с улучшенной помехозащищённостью и оснащением ракетами В-601ПД (5В27Д) с возможностью стрельбы вдогон.

                        Сопоставляешь всю эту информацию у себя в головушке и радуешься тому, что узнал много нового и интересного - в частности, что "Стелс" был сбит модернизированным С-125 выпуска 1978 года, оснащенным оптико-телевизионной системой "Карат".
                      7. Комментарий был удален.
                      8. +1
                        1 ноября 2020 05:57
                        Шести из поставленных в Югославию МиГ-29 в 1999 году довелось противостоять агрессии НАТО, на стороне которой воевали такие самолеты, как «Торнадо», «Миражи», F-16 и даже «невидимка» F-117. Впрочем, невидимкой его можно называть лишь с натяжкой, поскольку одну такую машину завалил именно пилот МиГ-29, причем с первой же атаки на истребителе самого первого экспортного варианта. F-1117А (летчик — капитан Кен Двили) был уничтожен подполковником Гвозднем Дьюкачем на третьи сутки боевых действий в ночном воздушном бою в 32 км от Белграда. По словам сербского летчика, «Стелс» был уничтожен после его визуального обнаружения первой же ракетой класса «воздух — воздух», видимо, Р-60М.
                      9. -4
                        1 ноября 2020 06:37
                        Вот только никаких доказательств (фото, видео) Дьюкач не предоставил :) Но ты и дальше транслируй чьи-то россказни - это у тебя неплохо получается, ога
                      10. +3
                        1 ноября 2020 12:58
                        У тебя, я смотрю, доказательств просто уйму, не знаешь куда смотреть. Одно только ляля от тебя и больше ничего. Впрочем как всегда.
                        Простой не поставлялся? Скорее простой будет поставляться, чем усовершенствованный.
                        И сами люди говорят, которые сбили этот самолёт, с какого комплекса и как он был сбит. Но ты же там был, всё сам видел так? Я не говорю, что такого комплекса нет вообще, я говорю о том, каким именно был сбит f-117. И программу бы не закрыли, если бы он был сбит один только.
                        А почему о нём вспомнили, да потому, что у американцев больше ничего нет, вот и пытаются хоть как-то поиграть мускулами, только вот беда, ничего не выходит.
                        И да, отвечу по поводу ссылки твоими же словами: "да чего ты мне всякую чушь скидываешь, мало ли что там написано")))
                      11. -2
                        1 ноября 2020 14:00
                        У тебя, я смотрю, доказательств просто уйму, не знаешь куда смотреть. Одно только ляля от тебя и больше ничего. Впрочем как всегда.

                        Ты уже облажался с "простым С-125 в Югославии", так что иди, погуляй :)
                      12. +3
                        1 ноября 2020 14:18
                        Мои доказательства, это люди - участники этих событий, а твои - статья написанная в 2017 году. 18 лет после событий. Так, что кто ещё из нас облажался.) К тому же, как говорится в фильме: многие события уже маскируются многими СМИ, что и подтверждают твои ссылки.
                      13. -4
                        1 ноября 2020 15:16
                        Мои доказательства, это люди - участники этих событий, а твои - статья написанная в 2017 году.

                        Мои доказательства - это техническая информация о выпускавшихся модернизациях советского зенитного комплекса.

                        А в твоих "доказательствах" люди могут врать или просто не уточнять информацию (как в случае с упоминанием общего наименования С-125) сколько угодно.
                      14. +2
                        1 ноября 2020 15:53
                        Техническая информация не доказывает того, чем был сбит f-117. Ну да, люди могут врать. Статью, на которую ты ссылаешься, тоже писали люди, а люди, как ты говоришь, могут врать. Вот они и врут. Тем более 18 лет прошло.
                        А в статье уточнили, или соврали, а правдолюб?
                        А вот тут написано вот так, тоже врут?

                        https://topwar.ru/111761-v-serbskom-muzee-vystavlen-zrk-sbivshiy-amerikanskiy-samolet.html
                      15. +3
                        1 ноября 2020 06:01
                        Ну да, особенно с доказательствами у США всё хорошо. То-то они свои потери занижают так, что дальше ехать некуда. Сказочник.
  3. -1
    1 ноября 2020 10:32
    Почитал битву комментаторов и вспомнил старый советский анекдот:

    - А правду говорят, что Иван Иванович автомобиль "Волга" в лотерею выиграл?"
    - Правда, только не Иван Иванович, а Петр Петрович, и не "Волгу", а "Победу", и не в лотерею, а в карты, и не автомобиль, а часы, и не выиграл, а проиграл, а так, все чистейшая правда...

    laughing