Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Бездушный» вертолёт-убийца: С чужими дронами разберется русский беспилотник

В России анонсировали разработку комплекса радиолокационного дозора на базе БПЛА вертолётного типа

5060
Материал комментируют:

Вполне логично, что если есть какая-либо угроза в военной сфере, то должно быть и противодействие ей. Для танков — противотанковые средства, для авиации — противовоздушные, ну, и так далее. А вот чем бороться с беспилотниками, которые сегодня во многом определяют стратегию современных войн? Почему бы не такими же беспилотниками, когда дроны сойдутся в небе против дронов?

Вот РИА Новости, со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе, сообщило, что российские предприятия начали разработку новейшего комплекса дальнего радиолокационного дозора на базе беспилотника вертолётного типа. «С ноября ведется разработка беспилотного вертолёта дальнего радиолокационного дозора, который будет отслеживать малоразмерные и малоскоростные БПЛА противника на малых и предельно малых высотах и обеспечивать наведение на них зенитных ракетных комплексов войсковой противоздушной обороны», — цитирует агентство своего собеседника.

Понятно, что подобные работы «инициированы на основе анализа опыта последних локальных конфликтов, которые показывают возросшую роль ударных беспилотников». Россия уже многому научилась в противостоянии БПЛА в Сирии, где боевики антиправительственных формирований регулярно пытаются совершать атаки на российские военные объекты с использованием беспилотников, причём, вполне профессионально использованных. Глубокому анализу в Минобороны РФ подвергнут и опыт вооружённого конфликта в Карабахе, где применение БПЛА сыграло определённую роль в достижении военного успеха одной из сторон. То есть, есть осознание того, что «жужжание» в небе являются раздражающим фактором и ему необходимо противодействовать.

Читайте также
«Стелсы» упаковали в «Контейнер»: Русская РЛС ловит F-35 за тысячи километров Загоризонтная радиолокационная станция видит из Мордовии, что творится над Ираном

«СП» уже неоднократно рассказывала о разработках отечественного ВПК в области противодействия именно беспилотникам. Часть из них уже стоят на вооружении, используются, в том числе и в Сирии. На минувшем форуме «Армия-2020» были представлены и новинки в этой области, как например, разработки концерна «Автоматика» — переносной комплекс противодействия дронам «Бастион-Автоматика», обновлённый переносной комплекс подавления БПЛА «Рубеж-Автоматика», который может размещаться на открытых наземных площадках, на крышах зданий и имеет максимальный радиус действия по обнаружению и противодействию. «Бастион» более компактный и является системой среднего радиуса действия.

Известно и о разработках «Росэлектроники», продемонстрировавшей мобильную версию комплекса противодействия БПЛА «Атака-DBS». Он мгновенно (реакция системы составляет 0,1 секунды) блокирует каналы связи и спутниковой навигации беспилотников, которые в результате в результате совершают аварийную посадку, либо возвращаются в точку запуска (надо полагать, что там и взрываются). Ещё одна новинка — многофункциональный комплекс «Рать». Это первый отечественный мобильный комплекс для борьбы с беспилотниками с системой направленного лазерного уничтожения. Комплекс способен обнаруживать дроны на расстоянии до 3,5километров, осуществлять направленное подавление каналов управления БПЛА в радиусе до 2,5 километра. При вторжении на территорию защищаемого объекта одного или нескольких дронов, «Рать» блокирует их каналы связи и спутниковой навигации, а при необходимости оператор может их уничтожить с помощью лазера.

Нынешнее предложение от оборонно-промышленного комплекса по созданию нового средства борьбы с БПЛА, с использованием радиолокационных систем на базе беспилотного вертолёта, особым ноу-хау назвать можно с большой натяжкой. Не случайно утверждается, что разработка ведётся на основе имеющегося задела, поэтому комплекс будет создан в кратчайшие сроки. Надо полагать, что подобный «бездушный», без наличия пилота, винтокрыл уже существует и требует лишь определенной доработки.

Читайте также

Вспомним парад Победы 9 мая 2018 года, когда на Красной площади в составе колонн техники проследовали «неопознанные летательные объекты» — БПЛА вертолётного типа «Катран», которые расположились на платформе «КамАЗов» в походном положении, со сложенными лопастями. Диктор Евгений Хорошевцев, комментирующий парад, озвучил, что «Катран» предназначен «для обеспечения силовой поддержки при выполнении специальных задач, для ведения разведки, наблюдения боевой обстановки, ведения фото- и видеосъемки с помощью телевизионной или тепловизионной аппаратуры». ТТХ этого беспилотника на параде не озвучивались, при этом известно, что «Катран» способен развивать скорость свыше 130 км/ч, подниматься на высоту до двух километров (по другим данным до 4 км), его масса полезной нагрузки составляет свыше 120 килограмм.

В этот винтокрылый беспилотник можно «напихать» аппаратуру РЭБ или иных радиолокационных систем. С возможностью зависания в определенной точке на 2−4 часа (в зависимости от топливных баков), именно «Катран» может основой для новой платформы предназначенной для обнаружения беспилотников противника и корректировки огня средств ПВО по ним. После демонстрации этого вертолётного БПЛА вице-премьер Юрий Борисов отметил, что «Катран» по своим тактико-техническим характеристикам превосходит зарубежные аналоги по тяговооруженности, времени полёта и массе полезной нагрузки. Также по словам Борисова, его соосная схема винтов (как на вертолётах семейства Камова) обеспечивает высокую маневренность, возможность взлёта и посадки на неподготовленных площадках ограниченного размера в любых метеоусловиях, этот беспилотник способен нести оборудование для ведения разведки, радиоэлектронной борьбы и наносить удары по противнику управляемым и неуправляемым оружием.

Впрочем, «Катран» не единственная российская разработка в области боевых беспилотников вертолётного типа. Здесь можно назвать и совместную разработку Воронежской военно-воздушной академии и Арзамасского приборостроительного конструкторского бюро — аппарат «Грач». Этот беспилотник способен поднимать грузы до 40 килограмм на высоту до 3,5−4 километров, преодолевать расстояние до 300 километров и более 6 часов находиться в воздухе без дозаправки. В военном варианте на нём предполагается размещение разведывательного комплекса.

Читайте также
Правда и мифы о хваленом Bayraktar: В небе Карабаха только русские беспилотники Турецкие дроны приземлили «обкатанные» в Сирии «Орланы», «Леера», «Элероны» и «Тахионы»

Из более ранних разработок беспилотных вертолётов можно вспомнить и разработку ОКБ Камова — многоцелевой БПЛА Ка-137, который первый полёт совершил в 1998 году. Предназначен для применения как в Минобороны, так и МЧС. Дальность его полёта составляет 530 километров, потолок — до 5 километров, продолжительность «зависания» — 4 часа. В этом списке вертолётных беспилотников российского происхождения можно перечислить ещё с десяток разработок, которые могли бы подойти для использования в заявленных ныне целях «убийц беспилотников», однако «Катран» представляется более перспективным. В первую очередь потому, что российские военные его уже «обкатали» в небе и теперь могут лишь поменять его «начинку».

— Беспилотный вариант вертолётного типа представляется идеальным для борьбы с беспилотниками противника, — считает военный эксперт Владимир Попов. — Здесь нужно иметь в виду, что без участия человека всё-таки не обойтись, но это лишь функция управления на расстоянии, без риска для жизни. Опять же на подготовку профессионального пилота боевого вертолёта требуется более значительное время, чем для оператора БПЛА. У беспилотника есть своя эффективность в первую очередь как средства разведки, наведения противовоздушных средств на цель. Как боевая машина, оснащенная ударными средствами, такой вертолёт будет малоэффективен. Здесь, конечно, в большей степени важно не само средство доставки вооружений, а его предназначение, которое в данном варианте рассматривается как наблюдательное и разведывательное. Меньший по размерам, чем вертолёт, вертолётный БПЛА может часами кружить над заданным объектом не привлекая особого внимания и его задача заключается в том, чтобы обнаружить беспилотники противника и отслеживать их координаты.

Во всей этой истории с развитием вертолётных БПЛА, которые будут бороться с беспилотниками есть один положительный нюанс — наладится их серийное производство. Скажем, тот же «Катран» продемонстрированный на параде, в 2018 году существовал лишь в трёх экземплярах, причём в разных вариантах. Вероятно, что теперь их количество увеличится и эти «охотники» на дронов займут своё достойное место в строю российских боевых БПЛА.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня