Стоял на приколе 10 лет: почему обворованный Ил-80 не мог выдать никаких секретов

16

Самолет «Судного дня», обворованный в Таганроге в начале декабря 2020 года, не мог выдать никаких секретов, касавшихся обороноспособности России. Упомянутый воздушный командный пункт Ил-80 простоял на приколе 10 лет, он был разукомплектован и не пригоден для работы по назначению.

Местом базирования этого самолета является аэродром Чкаловский (Подмосковье). В 2019 году он перелетел в Ростовскую область на объект ТАНТК им. Бериева. Всего таких бортов у России четыре единицы.



<…> Но конкретно данный самолет (р/н RA-86149) был перегнан в Таганрог в прошлом году. Его судьба до сих пор оставалась неясной – списание с утилизацией или ремонт. Так или иначе, выполнять задачи по предназначению он не мог

– сообщил изданию «Профиль» источник в ОПК.

Он обратил внимание, что за весь постсоветский период информации о проведении ремонта или модернизации этого борта не было. Источник уточнил, что опоры под хвостовую часть, которые видны на кадрах с места ЧП, обычно ставят для сохранения баланса (равновесия) при демонтаже оборудования в передней части. Однако непригодность самолета к выполнению своей основной функции не может быть оправданием случившегося в Таганроге.

По словам источника, происшествие показало, что уровень охраны аэродрома компании абсолютно недостаточный, ведь на месте обворованного борта мог оказаться строевой самолет с новым оборудованием. Он добавил, что на указанном предприятии проходят также ремонт и модернизацию самолеты ДРЛО А-50, противолодочные Ил-38 и Ту-142, а также другие машины специального назначения. Доступ неуполномоченных лиц к этим самолетам может нанести не меньше вреда. Поэтому инцидент должен стать поводом для усиления охраны объекта, с возложением этих задач на Минобороны РФ. Раз самолеты военные, то и охранять их должны военнослужащие.

Заметим, что случившееся вызвало беспокойство и озабоченность даже на Западе.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    11 декабря 2020 09:40
    простоял на приколе 10 лет, он был разукомплектован

    Самолет стоял 10 лет на приколе, а потом, в 2019 г. спокойно взял и перелетел на другой аэродром? Пароход так не сможет, а тут целый самолет...
    1. +2
      11 декабря 2020 11:56
      Тоже про эту несостыковочку подумал, может тут имеется ввиду что не выполнял задачи по предназначению, но был готов к полетам
    2. +1
      11 декабря 2020 19:16
      Бортовое оборудование КП/ПН могло быть нерабочим. Такое встречается сплошь и рядом. Движки могли с ресурсом в ТЭЧ полковой воткнуть для перегона на АРЗ вот и вся "любовь". М не такие дрова перегоняли
  2. -2
    11 декабря 2020 09:50
    Да, жалкая оправдалка.

    А потом, оборудование, допустим, 10 ти летней давности - т оже огого.
    Записи бэкапов, методы шифрования, передачи данных, само понятие как что работает, пособие для взлома...... мало ли что можнт быть интересного....
    1. +3
      11 декабря 2020 12:11
      Цитата: Сергей Латышев
      А потом, оборудование, допустим, 10 ти летней давности - т оже огого.

      Это не оборудование десяти летней давности. а самолет простоял без дела десять лет. Этот самолет делался Советским Союзом (еще на базе ИЛ-86) тогда на "войну" ничего не жалели. там на платах (которые умыкнули, или как сейчас модно говорить освоили lol ) все детали из золота или тантала и другие ценные металлы, одним словом добра не прожить.
      1. +4
        11 декабря 2020 13:41
        ... все детали из золота или тантала и другие ценные металлы, одним словом добра не прожить.

        Не надо нагнетать. Золото там в виде покрытия выводов электрорадиоэлементов, в крайнем случае - в виде 40-ка микронной проволоки для распайки с чипа на выводы микросхем. Даже официальная стоимость похищенного в МВД фигурирует 1 млн. РУБЛЕЙ. А это полная стоимость изготовления похищенного. То, что из этой аппаратуры можно вытащить в виде драгметаллов - копейки, не стоит того риска.
        Что касается "ничего не жалели" - уверяю вас, очень хорошо деньги считали.
        1. +2
          11 декабря 2020 17:45
          Цитата: boriz
          Золото там в виде покрытия выводов электрорадиоэлементов, в крайнем случае - в виде 40-ка микронной проволоки для распайки с чипа на выводы микросхем.

          Это зависит какое количество освоили и какие микросхемы стояли. Для справки в самой простой логике образца 60-x (самая маленькая МС) в 100 штуках почти 2 грамма золота 999 пробы.
          А в военных деталях не только золото, есть тантал, платина, палладий (а он дороже золота).

          Цитата: boriz
          А это полная стоимость изготовления похищенного.

          Когда срезают медные провода их стоимость тоже большая (плюс затраты на установку) однако тем кто срезает все равно, сдают потом за копейки.

          Цитата: boriz
          То, что из этой аппаратуры можно вытащить в виде драгметаллов - копейки, не стоит того риска.

          Не согласен, там далеко не копейки и самое главное ни какого риска, знали что не охраняется и знали что брать. Наверняка кто то из своих навел .
          1. +2
            12 декабря 2020 00:25
            Для справки в самой простой логике образца 60-x (самая маленькая МС) в 100 штуках почти 2 грамма золота 999 пробы.

            Имеется в виду 114 серия. В микросхемах 60-х - 70-х золото было. В сборочных цехах сидели девочки и на автоматах разваривали каждую микросхему упомянутой мною проволокой. От этой работы у них было профессиональное нарушение осанки - постоянно приподнятые плечи. Но потом от этого ушли. Основание микросхемы стали делать из керамики 22хс с разводкой по технологии толстых плёнок от ножек схемы к чипу, а на чипе делали шариковые выводы и, методом перевёрнутого кристалла (чипа), просто приваривали чип к разводке. Золота не стало совсем. Во всяком случае у нас на заводе было так. Это "Восход", микросхемы с ракеткой. И игрушки "Ну погоди" с ней же. Ну 564 серия и ГИСы для наших видаков. Ещё много чего.
            Но на этом самолёте основная масса микросхем была уже другого уровня, логика - 564 серия, ОУ - 140 серия и т.д.
            Вообще постоянно уходили от золота где только можно. На производстве золото очень не любили.
            Что касается количества, то МВД перечислили украденное, вот я и прикинул, что там было. Не озолотишься, уж поверьте. Не стоит того риска. Одно дело - проволоку срезали где то, совсем другое - спереть блоки с правительственного самолёта. Их на покупателях возьмут (если это действительно свои).
          2. +2
            12 декабря 2020 00:41
            А в военных деталях не только золото, есть тантал, платина, палладий (а он дороже золота).

            В этой аппаратуре - в основном просто микросхемы. А всякую экзотику сейчас вряд ли легко сбудешь. В 90-е ещё куда ни шло. Тогда задолбали воровством. Термопары с диффузионных печей воровали не раз. А там, если термопары контрольные - 2 проволоки длиной 2 метра диаметром не то 0,5 не то 1.0 мм, я уж не помню. Вот где кошмар был.
  3. -2
    11 декабря 2020 10:14
    Сейчас будут придумывать отмазки одна другой бредовей.
  4. +2
    11 декабря 2020 11:36
    Раз самолеты военные, то и охранять их должны военнослужащие.

    С чего бы? Если завод не входит непосредственно в состав МО (как в.ч.№ ......), то и охрана там вполне обычная, гражданская. Да, контроль на оборонных заводах построже, многослойная система проходных (в соответствие с разной формой допусков), но никаких военных. Это грядка КГБ (ныне - ФСБ). Много видел оборонных заводов, везде одно и то же.
    1. 0
      11 декабря 2020 13:12
      Для режимных и особо опасных объектов существует Росгвардия, точнее ее вневедомственная охрана, Все остальное зависит от жадности
      1. +3
        11 декабря 2020 13:57
        Росгвардия существует без году неделя. Охрану предприятий ОПК ставил и всегда контролировал КГБ/ФСБ и на свою грядку Росгвардию не пустит. Отвечает за такие вещи кто то один. У Росгвардии просто нет таких компетенций. Осуществление охраны и соблюдения режима подразумевает высокий уровень допуска, которого у Росгвардии нет по определению и не будет никогда. Там и армия присутствует только в виде представителей заказчика. Которые даже на уровень проверки техпроцессов, как правило, не лезут.
        Росгвардия - это про разогнать народ, про постеречь, чтобы не спёрли и не взорвали.
        К Росатому их тоже никто близко не подпустит.
        1. 0
          25 декабря 2020 20:22
          boriz,не знаю, почему ты написал, что ,,армия присутствует только в виде представителей заказчика. Которые даже на уровень проверки ТЕХПРОЦЕССОВ, как правило ,не лезут".
          Во времена моей юности лезли и даже у нас был случай, когда нарушение техпроцесса обнаружил военный заказчик, а не контролёр. Такой шум был - рабочего чуть не посадили( условно дали) , контролёра уволили.
          1. +2
            25 декабря 2020 20:53
            Что же он такого сделал?
            У нас техпроцессы отслеживали цеховые технологи и ОТК. За нарушение технологии наказывали строже, чем за брак, но, чтобы сажать? Контролёр - да отвечает. Но увольнять надо не только контролёра, но и нач. БТК, зам. нач. цеха (который за техническую подготовку производства отвечает).
            Но, если военпред засёк нарушение, значит там был конкретный бардак. Я просто хорошо знаю, как эта работа ставится. Сам был зам. нач. цеха по технической подготовка производства.
  5. +4
    11 декабря 2020 15:06
    Про похищение жутких государственных тайн в этом деле можно просто забыть.
    Вся электроника в этом самолёте не приварена намертво к самолёту, а сделана в виде достаточно быстросъёмных блоков/упаковок. Чуть раньше такая аппаратура делалась в виде стандартных врубных блоков. Открутил 4 винта и просто выдернул. Остаётся пустой шкаф с разводкой из жгутов по разъёмам. В начале 80-х это стало выглядеть в немного по другому, но тоже вполне себе быстросъёмно.
    Так вот, перемещение секретных плат/блоков/изделий весьма строго регламентировано. Если самолёт был снят с несения постоянного дежурства, то эти блоки/изделия давно были сняты и сданы в секретную кладовую.
    И уж, тем более, самолёт не улетел с ними на обычный авиационный завод, где их просто не кому принять на хранение или под охрану согласно строго определённому регламенту.
    Наоборот, для проведения модернизации, наверняка сняли всё лишнее, чтобы не мешало.
    Если бы это была реально секретная аппаратура, по недосмотру попавшая не туда, куда надо, отвечал бы не завод, а тот, кто отправил эту аппаратуру туда, где ей делать нечего.
    На лётные качества самолёта эта аппаратура не влияет от слова "совсем".
    Тут есть два варианта.
    1.Это действительно ые сотрудники завода, решившиеся чуть приподняться на халяву. Очень напоминает кино "День выборов". Но это - комедия. А по жизни - то, что они там добыли совсем не стоит явного риска, связанного со вскрытием такого самолёта.
    2.Явно показной хайп вызывает некоторые сомнения. Ответственность заранее повесили на работников завода. Говорят про отпечатки пальцев, хотя в наше время надо совсем не иметь мозгов, чтобы идти на такое дело без перчаток. Ничего не говорят про видеокамеры, хотя в наше время самый паршивый магазинчик просматривается ими с нескольких ракурсов. И старательно делается упор на секретность самолёта, но не говорится явно, что похищена секретная аппаратура.
    Тут можно предположить, что кто то (не буду показывать пальцем) хочет подставить руководство завода и группировку, под контролем которой он находится. И, соответственно, завод этот отжать под свой контроль. И такой переход, скорее всего, дело хорошее. У нас сейчас тихо и постепенно, под благовидными предлогами, денежные потоки переводятся под контроль государства. Например, пресловутые "институты развития".
    В общем, направили хватких, "специально обученных людей", объяснили, где что стоит и лежит и что надо взять. Режим на заводе, конечно, есть, но для подготовленных людей проникнуть на территорию (а она совсем не маленькая, целый аэродром "Южный", тот ещё периметр) - вообще не вопрос.
    Так что, посмотрим дальше. Если быстро возьмут реальных слабоумных "металлистов" - первый вариант. Взять могут или по данным камер или по каналам сбыта. Могут проверить отпечатки пальцев у всех, кто находился на заводе. Хотя, это могут оказаться отпечатки людей, работавших там на месте постоянного базирования самолёта. Они то уж точно без перчаток работали.
    А если таких слабоумных не найдётся или они будут какие то мутные или последуют увольнения руководства (не обязательно всего) завода, то возможен второй вариант.