Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Доведённый до ума: Первый серийный Су-57 долетит до армии на этой неделе

Почему оказался долгим путь истребителя пятого поколения в ВКС России и действительно ли он лучший в мире?

6005
Материал комментируют:

С задержкой на год вместо обещанного, через 11 лет после первого полёта (29 января 2010-го) российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 (по кодификации НАТО Felon — «Преступник»), всё-таки поступит на вооружение ВКС РФ. Предполагается, что это событие произойдёт уже на этой неделе, то есть ещё в этом году и, формально, сроки поставок этих самолётов Минобороны будут соблюдены. Не январь, а декабрь, но год-то всё равно 2020-й. Будем считать, что полёт нормальный.

Российский Су-57 стал, пожалуй, самым обсуждаемым истребителем в мире, превзойдя по упоминаниям в отечественных и иностранных СМИ американский F-35 и китайский J-20 — тоже самолёты пятого поколения. Здесь конкуренцию ему составил разве что тоже российский истребитель Су-35, который относится к поколению «4++», который в нынешнем году пользуется особой популярностью. И нынешнее сообщение о том, что «Преступник» наконец-то будет поставлен армии, это действительно событие, означающее ещё и то, что истребитель выйдет на серийное производство.

Читайте также
«Уровень падения доходов россиян составит по итогам года порядка 10%» При этом президент озвучил только 3% падения

Су-57 в этом году будет существовать в единственном экземпляре, помимо уже выпущенных 10 лётных прототипов и 3 прототипов для наземных испытаний. Понятно, что в таком количестве он погоды в небе не сделает. И, скажем, сейчас в ВКС России насчитывается порядка 120 тяжёлых многофункциональных истребителей Су-27 в разных модификациях, в том числе наиболее продвинутой СМ3 (ещё 18 в морской авиации), которые и должны заменить новые Су-57.

При этом известно, что истребителями пятого поколения в количестве 76 единиц планируется до 2028 года укомплектовать три авиационных полка. Для ВКС России Су-57 станет не основным боевым самолётом, а одним из них. Собственно он и позиционируется в первую очередь как воздушный командный пункт управления, что было недавно продемонстрировано во время учений со «стаей» истребителей Су-35. Так же Су-57 будет управлять тяжелыми беспилотниками С-70 «Охотник» — истребитель сможет «курировать» до 12 таких дронов в небе. Истребитель пятого поколения в армии будет востребован, даже в таком относительно небольшом количестве.

Репутацию Су-57 подпортила авария 24 декабря 2019 года в 111 километрах от аэродрома Дземги в Хабаровском крае — истребитель рухнул на землю, но лётчик катапультировался и не пострадал. Не было и разрушений на земле — упал в тайге. Утверждается, что это был испытательный полет первого самолета, который должны были передать в войска до конца года. Предполагалось, что и в нынешнем, 2020-м, ВКС могли получить ещё один самолет, с последующим увеличениям серийного выпуска этого истребителя — всего до 2028 года армии было обещано 76 единиц Су-57, в том числе с двигателями второго этапа. По одной из версий, самолет разбился именно из-за неполадок в двигателе АЛ-41Ф1 (изделие 117), который является двигателем первого этапа.

За минувшие с первого полета одиннадцать лет, Су-57 лишь трижды попадал в сводки происшествий (с учетом декабря 2019-го). Во время демонстрационного полета на МАКС-2011 21 августа была замечена вспышка, после чего сработал тормозной парашют и самолет остановился на взлетно-посадочной полосе. 10 июля 2014 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском после выполнения штатного испытательного полета при посадке у Су-57 наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, а затем произошло локальное возгорание. Пожар быстро потушили, а самолет удалось восстановить, и он продолжил участвовать в испытаниях. Для сравнения — американские «невидимки» F-35 с момента первого полёта 16 декабря 2006 года семь раз становились участниками происшествий и катастроф, в том числе 9 апреля 2019 года, когда F-35 ВВС Японии рухнул в море при выполнении тренировочного полета.

— С задержками в серийном производстве Су-57 есть разные причины, — считает военный обозреватель Владислав Шурыгин. — Дело ещё и в том, что как в самом Минобороны, так и в руководстве ОПК отношение к производству Су-57 периодически менялось — доводить до ума или бросить на полпути дорогую «игрушку». Но деньги были вложены немалые и самолет всё-таки решили пустить в серийное производство. В принципе, 76 истребителей, пусть даже и нового поколения, это не так уж и много, тем более в масштабах такой страны, как Россия у которой около 3600 военных летательных аппаратов и еще около тысячи на хранении — больше только в США. Однако их боевое применение изначально предполагалось в виде своеобразного воздушного спецназа, группы высокотехнологической поддержки в воздухе остальных самолетов, как истребителей, так и бомбардировщиков. Это такой летающий куратор в воздухе, который способен как сам наносить удары по наземным целям и эффективно вести воздушный бой с самолетами противника, так и обеспечивать боевую работу групп других самолетов.

По отношению к истребителю Су-57 есть как претензии, так хвалебные отзывы. Среди первых — практически полное игнорирование стелс-технологий, обеспечивающих низкую радиолокационную заметность, а также отсутствие серийного двигателя второго этапа. Зато высокая скорость, маневренность, мощное вооружение.

Вот как, например, оценивают Су-57 американские эксперты на портале National Interest (аналитическое издание по военно-политической тематике), отмечающие, что новейший российский многофункциональный истребитель по большинству характеристик оказался предпочтительнее аналогичного самолета американского производства. Сравнивая характеристики Су-57 и F-35, специалисты пришли к выводу, что «сушка» отличается в лучшую сторону по таким показателям как дальность полета, скорость и маневренность. При этом, как и российские эксперты, американцы отмечают лучную скрытность Lightning и возможность этого истребителя в полной мере использовать концепцию «обобщения информации» и создавать интегрированную динамическую картину поля боя и передавать ее другим подразделениям в режиме реального времени.

Американцы, говоря о Су-57, отмечают, что его основная задача — завоевание превосходства в воздухе, угрожая важным воздушным целям противника. Поэтому российский истребитель не нуждается в повышенной скрытности и некоторых функциях, которые имеются у F-35. «Поскольку российская доктрина воздушного боя больше заинтересована в противодействии чужим самолетам-„невидимкам“, чем в развертывании собственных, Су-57 обладает техническим потенциалом для наилучшего решения стратегических потребностей России», — отмечает National Interest.

Первым летчиком-испытателем, который поднял в небо с заводского аэродрома в Комсомольске-на-Амуре Су-57 (тогда еще Т-50) 29 января 2010 года, был Сергей Богдан. Еще в 2011 году на авиасалоне в Жуковском он рассказывал: «Самолет Т-50 отличается именно тем, что это истребитель пятого поколения. По своим пилотажным характеристикам он близок к Су-35, который имеет статус „четыре два плюс“, но это уже совсем другой самолет. Он легче в управлении, более маневренный. И эти характеристики будут улучшены в ходе испытаний. Могу сказать, что это лучший истребитель, которым я управлял в жизни».

Читайте также
На Украине судят Сталина: Это такой вид шизофрении? Суд над вождём и вакцинация крымчан — чем еще Киев может удивить

Известно, что у Су-57 есть ещё один яркий «поклонник» — президент Владимир Путин. Хорошо памятны его слова в марте 2019 года. «Самый лучший наш самолет. Не только наш — в мире самый лучший. Сто процентов. По всем тактико-техническим данным, по оружию. Так никто летать не может, как наш самолет», — «пропиарил» Путин истребитель Су-57. После этих слов президента дело сдвинулось с мертвой точки — истребитель пообещали поставить на поток.

Российский истребитель Су-57, разработанный в рамках проекта ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (Путин тогда даже вспомнил это название), должен был начать поступать на вооружение ВКС еще в 2016 году. Предполагалось, что еще через год его начнут выпускать серийно. Но этого не произошло. Этот самолет, не самый дешёвый по стоимости, но зато самый современный и оснащенный. Еще в 2010 году, когда Владимир Путин «временно работал» премьер-министром, он озвучил цифру в 30 миллиардов рублей, которая была потрачена на первый этап создания этого самолета. По его словам ещё столько же потребуется на модернизацию двигателя, вооружений и пр. Скорее всего, именно финансовая составляющая повлияла на задержки в разработке и производство этой машины.

С большой долей вероятности можно полагать, что после первого серийного Су-57, который сейчас готов к передаче в ВКС, процесс их производства будет налажен и поставлен на поток. Для выпуска истребителей пятого поколения на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре оборудована отдельная линия, которая способна изготовить затребованные Минобороны РФ 76 самолётов, а также обеспечить поставки Су-57 на экспорт. Как предполагается, Алжир готов на покупку 14 российских истребителей пятого поколения, проявляют к нему интерес и в других странах. Он несомненно увеличится после начала серийного производства Су-57 и его эксплуатацией в российской боевой авиации.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня