Многоцелевые атомные подлодки типа Astute. Проблемы и их причины

88

Головная АПЛ типа Astute накануне спуска на воду, июнь 2007 г.

В настоящее время в подводных силах Королевского ВМФ Великобритании числится семь многоцелевых атомных подлодок. Три из них относятся к старому проекту Trafalgar, четыре другие построены по современному Astute. Строительство таких АПЛ продолжается, и в ближайшие годы флот получит еще три вымпела. При этом программа разработки и строительства новых подлодок неоднократно сталкивалась с различными проблемами.

В поисках замены


Первую попытку создания перспективной АПЛ для замены «Трафальгара» предприняли в середине восьмидесятых годов. Работы по проекту SSN20 продолжались до начала девяностых годов и показывали определенные успехи, но были прекращены в связи с изменением военно-политической обстановки. Вместо строительства совершенно новых лодок предложили разработать проект модернизации имеющихся. Он получил обозначение Batch 2 Trafalgar-class (B2TC).



Тендер на создание B2TC объявили в 1993 г. В середине 1995-го военное ведомство приняло предварительные проекты от участников и начало их изучение. В марте 1997 г. победителем тендера объявили совместный проект компаний GEC-Marconi и BMT Ltd. На этом этапе проект B2TC переименовали в Astute («Проницательный» или «Коварный»). Так же планировалось назвать головную подлодку новой постройки.


HMS Astute на ходовых испытаниях, ноябрь 2009 г.

Любопытно, что к этому времени КВМФ пересмотрел свои планы. Подлодки Astute предлагалось оснастить рядом новых систем и средств, включая перспективный ядерный реактор. Из-за этого пришлось пересмотреть конструкцию прочного корпуса и внести массу других изменений. В итоге модернизация существующей подлодки превратилась в полноценный новый проект, и в контракт на выполнение работ внесли соответствующие изменения. Строительство трех первых кораблей оценили в 2,4 млрд фунтов стерлингов.

Головным исполнителем работ по проекту Astute была компания GEC-Marconi, в 1999 г. вошедшая в состав вновь образованной BAE Systems. Строительство планировалось развернуть на верфи в г. Барроу-ин-Фернесс (ныне BAE Systems Submarines). Закладка головного корабля HMS Astute должна была состояться в конце девяностых годов, по готовности проекта.

Первые проблемы


Проект «Проницательный» столкнулся с проблемами уже на стадии разработки технической документации. С целью упрощения и ускорения работ было принято решение о применение CAD-систем – впервые в истории британского подводного флота. Освоение таких средств оказалось непростым и небыстрым делом, и проект стал отставать от графика. С этими проблемами справились и наработали необходимый опыт.


"Проницательный" запускает ракету Tomahawk, ноябрь 2011 г.

В течение девяностых годов верфь в Барроу-ин-Фернесс страдала от сокращения военных заказов и регулярно сокращала персонал. В начале десятилетия на заводе работало более 13 тыс. человек, а к 2001 г. осталось только 3 тыс. специалистов. Для строительства новых подлодок пришлось восстанавливать производственные мощности и создавать новые рабочие места.

Такие меры позволили начать строительство головного корабля. Его закладка состоялась 31 января 2001 г. – с существенным отставанием от изначального графика. Соответственно, задерживалась и ожидаемая дата сдачи подлодки. В дальнейшем возникли новые проблемы, результатом которых опять стало смещение сроков.

Осенью 2002 г. министерство обороны и BAE Systems в совместном докладе раскрыли проблемы текущей программы. По состоянию на август 2002 г., программа строительства отставала от изначального графика почти на три года, а ее стоимость превысила расчетную. По условиям контракта, расходы сверх установленной сметы должна была взять на себя компания-подрядчик.


HMS Ambush - второй корабль проекта, декабрь 2013 г.

Минобороны и BAE Systems пришли к выводу о невозможности продолжения работ по существующему контракту. Из-за этого в конце 2003 г. появился обновленный договор. Заказчик согласился увеличить стоимость проекта на 430 млн фунтов, а подрядчик должен был вложить в строительство 250 миллионов. Кроме того, на правах консультанта и помощника к работам привлекли американскую компанию General Dynamics Electric Boat.

Успешные меры


Привлечение иностранных специалистов с большим опытом дало желаемый результат. Они помогли освоить CAD-системы и усовершенствовать проект. Кроме того, с их помощью обновили и оптимизировали технологии строительства. Так, в проекте Astute предлагался модульный принцип сборки. Он предусматривал строительство отдельных секций прочного корпуса с насыщением необходимым оборудованием с последующей стыковкой в единую конструкцию.

Модули для головной лодки изготавливались в горизонтальном положении, однако это посчитали неудобным. Для первого серийного корабля пришлось разрабатывать новую технологию: при этом металлическое «кольцо» в ходе сборки стояло на торце. Изменение технологий строительства привело к новым трудностям, которые удалось преодолеть с помощью GDEB.


АПЛ Ambush, вид на корму

Программа Astute все еще выбивалась из графика и с трудом укладывалась в установленные финансовые рамки, но теперь можно было рассчитывать на удачное завершение работ. Первым реальным доказательством этого стал спуск на воду головной лодки HMS Astute в 2007 г.

Ограниченная серия


Закладка головной подлодки HMS Astute (S119) состоялась 31 января 2001 г. Из-за трудностей инженерного, технологического и организационного характера, а также из-за переработки проекта при участии GDEB корабль достроили и спустили на воду только в июне 2007 г. Еще три года ушли на испытания и исправления недочетов. Первая АПЛ своего проекта вошла в строй 27 августа 2010 г.

Строительство первой серийной лодки HMS Ambush (S120) начали в октябре 2003 г. Ее спустили на воду в самом начале 2011-го, а сдали 1 марта 2013 г. Третий корпус серии, HMS Artful (S121), строили с марта 2005 г. по май 2014-го. В 2016 г. эта АПЛ пополнила состав КВМФ. В апреле 2020 г. заказчику передали четвертую подлодку HMS Audacious (S122), заложенную в 2009-м и спущенную в 2017-м.


HMS Ambush у борта судна обеспечения RFA Diligence, апрель 2013 г.

В 2009 г., через несколько месяцев после старта строительства HMS Audacious, Комитет по обороне Палаты общин выпустил доклад с предварительными результатами программы Astute. Выяснилось, что строительство лодок отстает от первоначального графика на 57 месяцев – почти на 5 лет. Строительство трех первых АПЛ обошлось в 3,9 млрд фунтов, т.е. на 53% больше изначальной сметы.

В связи с этим подрядчикам приказали принять меры и ускорить строительство подлодок, а также сократить их стоимость. Эти задачи, в целом, были выполнены, но новый этап исправлений и улучшений занял определенное время и сказался на сроках сдачи готовых кораблей.

Планы на будущее


13 октября 2011 г. в Барроу-ин-Фернесс состоялась закладка пятой АПЛ типа Astute. 11 декабря 2020 г. ее «крестили» под именем HMS Anson (S123). C июля 2013 г. продолжается строительство следующего корпуса – HMS Agamemnon (S124). После значительного перерыва, в мае 2018 г., заложили седьмую и последнюю из запланированных подлодок. Ее назвали HMS Agincourt (S125).


Подлодка Audacious на стапеле, июль 2013 г.

После ряда неудач девяностых-двухтысячных годов, своими силами и при помощи специалистов из США британские кораблестроители все же смогли наладить технологический цикл по производству современных многоцелевых АПЛ. Впрочем, эти процессы не позволили кардинальным образом изменить сроки строительства. Каждая из лодок типа Astute по-прежнему остается «долгостроем» и требует нескольких лет труда.

Согласно актуальным планам, в 2021-22 гг. на ходовые испытания выйдет подлодка Anson. Ее сдадут не позднее 2023-24 гг. Следующий корабль спустят на воду только в будущем, а на службу он попадет только к 2025-му. Всю серию из семи АПЛ предполагается достроить, испытать и ввести в боевой состав только в 2026 г. Учитывая события прошлого, необходимо заметить, что это только текущие планы – реальный итог работы может быть иным.

Причины неудач


Программа разработки и строительства новых многоцелевых подлодок типа BT2C / Astute стартовала 27 лет назад, но до сих пор не дала всех желаемых результатов. Из семи необходимых АПЛ флот получил только четыре, а поставка оставшихся состоится позже. Нетрудно подсчитать, что последний корабль сдадут через 25 лет после закладки головного. Это можно назвать рекордом, но КВМФ и промышленность вряд ли будут им гордиться.

Многоцелевые атомные подлодки типа Astute. Проблемы и их причины

Церемония крещения подлодки HMS Anson, 11 декабря 2020 г.

Предпосылкой к будущим сложностям стало желание заказчика построить новые подлодки с применением передовых технологий и компонентов. Их разработка и освоение предсказуемо требовали немало сил, времени и денег. Однако при составлении первоначальных планов не удалось предугадать всю сложность поставленных задач, что в итоге привело к сдвигу сроков и к росту стоимости программы.

При этом следует помнить, что разработка B2TC велась в девяностых годах, когда оборонный бюджет Великобритании серьезно сократился – а вместе с ним и траты на текущие и перспективные проекты. Среди прочего, это привело к сокращениям персонала в конструкторских бюро и на заводах, которым предстояло участвовать в строительстве. Решить эти проблемы удалось только к концу двухтысячных годов.

Таким образом, проект Astute на всех основных этапах сталкивался с характерными трудностями разного рода, которые постоянно мешали его успешному продолжению. К настоящему времени от основной их части удалось избавиться, но ситуация все равно не стала идеальной. Удастся ли изменить ее в будущем и сместить какие-либо этапы программы не вправо, как обычно, а влево, неизвестно. Что касается заказчика и исполнителя, то они давно растеряли весь оптимизм.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 декабря 2020 07:09
    Нетрудно подсчитать, что последний корабль сдадут через 25 лет после закладки головного.

    Ну тупые! Как сказал бы Задорнов... Каких то семь лодок построить не могут!
    1. +8
      27 декабря 2020 09:19
      Сколько новых АПЛ построено в России за 25 лет? Намного ли больше?
      1. +5
        27 декабря 2020 09:23
        Цитата: Tochilka
        Сколько новых АПЛ построено в России за 25 лет? Намного ли больше?

        Гипе́рбола (из древнегреческого: «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.
        Только "мысли" мною сказано не было, она напрашивается сама собою.
      2. +10
        27 декабря 2020 11:21
        Цитата: Tochilka
        Сколько новых АПЛ построено в России за 25 лет? Намного ли больше?

        За 25 лет сдано 15 АПЛ, еще 4 проходят испытания или достраиваются на плаву; 10 АПЛ строится. Плюс сдано более 30 ДЭПЛ. И атомная глубоководная станция АС-31 ("Лошарик").
        1. -2
          27 декабря 2020 14:36
          Сайт Штурм Глубины. За указанные 25 лет в строй вступило 7 АПЛ. +1 на испытаниях, +1 достраивается. Где тут 15?
          1. +3
            27 декабря 2020 15:26
            К-295 (1995);
            К-157 (1995);
            К-141 (1995);
            К-150 (1996);
            К-335 (2001);
            К-152 (2009);
            К-535 (2013);
            К-550 (2013);
            К-551 (2014);
            К-560 (2014);
            К-549 (2020).
            1. +2
              27 декабря 2020 15:39
              Это 11 лодок, с учётом Курска, который был принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года.

              А ещё 4 лодки где потерялись?
              1. 0
                27 декабря 2020 16:01
                Да, "Курск" приняли в 1994 г. Кажется, я в эти 15 проходящие испытания или достраивающиеся на плаву... feel
                1. +3
                  28 декабря 2020 02:02
                  Иными словами вы нехило взбрехнули относительно АПЛ, которые на момент распада СССР были фактически построены и просто ожидали передачи Флоту.
            2. 0
              28 декабря 2020 15:08
              БС-136 2002
          2. +23
            27 декабря 2020 18:24
            Цитата: Tochilka
            За указанные 25 лет в строй вступило 7 АПЛ. +1 на испытаниях, +1 достраивается

            Хотелось бы напомнить: в России пришлось заново собирать всю технологическую цепочку. Британия избежала таких разрушений промышленности.
            1. +2
              28 декабря 2020 22:33
              Цитата: Kara
              Цитата: Tochilka
              За указанные 25 лет в строй вступило 7 АПЛ. +1 на испытаниях, +1 достраивается

              Хотелось бы напомнить: в России пришлось заново собирать всю технологическую цепочку. Британия избежала таких разрушений промышленности.


              Не надо врать...
              Развал ВПК в Европе - был не меньше. если не больше....
              Где вы видите Мессершмит-Бельков-Блом?
              Где вы видите Блом-Унд-Фосс?
              Где Лейланд?
              Где Кайслер Дефенс?
              Где Жиат?
              Где Агуста?
              Где Аэроспасьяль?
              Где Дженерал Дайнемикс?
              Где Макдоннел-Дуглас?
              Где Рокуэлл?
              И множество других компаний, известных тем, кто вырос на военной технике?

              Нету их.
              Они не пережили именно окончание холодной войны.
              И либо обанкротились, либо объединялись с другими компаниями.

              И я не написал те компании, которые сохранили часть своего названия.
              Типа Нортроп-Грумман, Локхид-Мартин или BAE Системс...
              Но тоже, прошли через кучу поглощений, слияний, и прочих новообразований вроде Эрбаса.
            2. +1
              24 февраля 2021 15:53
              Цитата: Kara
              Британия избежала таких разрушений промышленности

              по статистике пентагона у них сократилась диверсификация поставщиков в 5 раз. (не только банкротство, но и поглощение и объединение и т.д.)
              У англии это ниже, но у них изначально было не очень, поэтому промышленная опора весьма скользкая стала, а доля заимствованных компонент выросла - как вооружение, так и начинка.
        2. +3
          27 декабря 2020 15:41
          С АПЛ желательно поподробнее. А насчёт "Лошарика" лучше бы помолчать.
        3. 0
          16 февраля 2021 22:17
          А подводные роботы??? Один робот может сдерживпть весь флот
      3. +3
        27 декабря 2020 13:04
        за 30 лет британцы получили 9 АПЛ,за 25 лет..т.е. условно с 95го года 6 лодок. Россия за 30 лет получила 25 АПЛ,за 25 лет- 10 лодок..при условии что у России был развал СССР и попы в кораблестроении,а Британия- "королева морей" hi
        1. +1
          28 декабря 2020 22:36
          Цитата: Борис Черников
          за 30 лет британцы получили 9 АПЛ,за 25 лет..т.е. условно с 95го года 6 лодок. Россия за 30 лет получила 25 АПЛ,за 25 лет- 10 лодок..при условии что у России был развал СССР и попы в кораблестроении,а Британия- "королева морей" hi


          Т.е. текст о том, что развал в военном кораблестроении Великобритании был такой что на главной британской военно-морской верфи от 13 тысяч рабочих осталось только 3 тысячи - вы не осилили осознать?

          До вас этого не дошло?
          Настолько же вы не любите смотреть на правду...
          Или же действительно просто глупы...
          1. 0
            28 декабря 2020 23:21
            laughing да не,я осилил,просто наши граждане обожают поливать Россию грязью и стоять на коленках перед Западом,ведь если британцы пролюбили все полимеры-то нужно визжа кидаться ставить минусы и доказывать что я неправ,что британцы молодцы и вообще вы видели статистику...а когда статистику вам приводишь то начинаются оправдания в стиле "они хоть все в фекалиях,но они правильно в фекалиях,а мы плохо в фекалиях выглядим хотя по факту мы уже давно отмылись",поэтому они молодцы,хоть у них и хуже,а мы хоть и чего-то добились,но все равно хуже их...вы главное не забывайте петь "God save our gracious Queen"..Ведь в России ничего не может быть хорошо,а только плохо бывает.. hi
            1. 0
              29 декабря 2020 13:18
              и вообще вы видели статистику...а когда статистику вам приводишь то начинаются оправдания в стиле


              Боренька, пока из всех данных вы приводите только потоки своего тяжелого бреда.

              Вот вам, Боренька. статистика.

              Прирост суммарного водоизмещения флота с 2017 по 2019 год у Британии +14.7%, у России -4.7%. Процент новых кораблей во флоте на 2019 год у Британии 31.3%, у России 20,20%. Средний возраст кораблей у Британии 18.2, у России - 25.4.


              Как у нас там, в сравнении с просравшей все полимеры жалкой Британией?
              1. +1
                29 декабря 2020 13:55
                laughing вот я как раз об этом..любыми путями доказать что британцы молодцы,а эти "глупые русские" ничего не могут...как понимаю "прирост" достигнут за счет двух авианосцев,которые так и не довели до ума ?все так плохо в личной жизни,что попытка выехать на теме "у кого-то хорошо,а у меня плохо,значит в России плохо должно быть тоже"..я выше просто привел статистику..но от неё у вас бомбануло нещадно..меньше истерики)А то ведь можно и вспомнить,что состав флота Англии: 10 АПЛ,2 авианосца,6 эсминцев,13 фрегатов, 2 ДК,,16 тральщиков,4 патрульника..итого 53 корабля.а у этих "глупых русских":60 подлодок,1 авианосец, 4 крейсера,4 эсминца,7 бпк,18 фрегатов/ск/корветов,48 мрк,26 мпк,9 МАКа,3 Патрульника,46 тральщиков,60 десантных кораблей..Но нужно всегда брать только ту информацию,которая ложится в канву "русские не могут быть лучше кого-то в чем-то,нужно всегда лебезить перед Западом".. laughing
                1. -2
                  29 декабря 2020 14:08
                  Ну вот, как обычно, бред и БЛА, БЛА, БЛА...

                  46 тральщиков,60 десантных кораблей..

                  А перечислите их, с годами постройки и техническим состоянием?
                  Очень уж мне интересно, где у нас 60 БДК спрятались?
                  1. 0
                    29 декабря 2020 15:13
                    laughing а где я написал про "60 БДК",я написал "60 десантных кораблей"..все как обычно,перед Западом готовы стоять на коленках..небось в Гринкарту играете?
                    1. -2
                      29 декабря 2020 15:42
                      Вы, балабол, когда за слова свои отвечать научитесь?

                      И какие же у нас 60 десантных кораблей?
                      Десантных катеров, которые далеко не корабли у нас - 38 из них выпущенных после 90 года всего 26.

                      Какие 46 тральщиков?

                      Враль.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. Комментарий был удален.
                      4. 0
                        29 декабря 2020 18:39
                        "60 десантных кораблей"

                        Теперь уже втрое усохли, оказалось что:
                        БДК одних 21 единица+2 МДКВП..

                        А если еще посмотреть сколько им лет?

                        БДК 1171- 4 единицы,БДК 11711-2 единицы
                        - вранье.
                        Их всего 4, самому младшему из них 45 лет:
                        БДК-10 - 1966г.
                        БДК-69 - 1968г.
                        Николай Вилков - 1974г.
                        Николай Фильченков - 1975 г.

                        БДК 775- 15 единиц

                        СДК-91 - 1976 г., СДК-182 - 1977г. т.д.
                        Младше 30 лет из них всего 3
                        БДК-54, БДК-1, БДК-61 91-91 годов
                        ДК - не корабли а катера

                        "60 десантных кораблей"

                        Усохло до два новых БДК и 3 БДК 30 летнего возраста

                        Круто.
                      5. -2
                        29 декабря 2020 18:57
                        laughing ну вы ещё со статистикой поиграйте..а то пока я увижу что только вы усыхаете в своей истерике..а то ведь как начали бодренько петь и ныть про "британцы молодцы!"а потом начали сползать на "ой корабли старые,ой бдк"... lol Главное чтобы ну хоть как то отмазать британцев у которых всего 2 десантника...уже десятки кораблей списали в "ой,они неправильные,они старые"...Пока эти БДК ходят и свои задачи выполняют..так что мимо..23 БДК у России против 2 БДК у британцев..Так что слив засчитан по бдк..вы главное не плачьте,что у британцев проблемы с АПЛ..а то правда..очень грустненько осознавать наверное,что любимые британцы разучились в апл и сдают по 1 апл раз в 3-4 года,а эти нехорошие русские выходят на темпы 1-2 АПЛ в год..
                      6. 0
                        29 декабря 2020 19:03
                        И отважно потер комментарии, обгадившись... laughing
                        Было
                        60 десантных кораблей..
                        - это вранье
                        Теперь уже
                        .23 БДК
                      7. -3
                        29 декабря 2020 19:21
                        laughing твои тоже? 1)я указал 60 десантных КОРАБЛЕЙ,то что у вас корабль может быть только если у него водоизмещение в 5 000 тонн..это лично твои проблемы,Леша).И да,как ты мило пытаешься слиться с темы...эхх..
                      8. -1
                        29 декабря 2020 19:26
                        я указал 60 десантных КОРАБЛЕЙ,то что у вас корабль может быть только если у него водоизмещение в 5 000 тонн..



                        Вот это ты за корабль считаешь, знаток?
                        А RIB ты за корабли посчитать не хочешь?
                      9. -2
                        29 декабря 2020 19:32
                        laughing и?как это меняет наличие 23 БДК против 2 у британцев? tongue
                      10. 0
                        29 декабря 2020 19:43
                        я указал 60 десантных КОРАБЛЕЙ

                        23 меньше чем 60? laughing laughing

                        А построили за 25 лет всего 2 БДК.
              2. -1
                29 декабря 2020 19:35
                Любите Британию? Да? Эх, Лёшенька...
                1. 0
                  29 декабря 2020 22:35
                  Нет Сергей, дураков не люблю.
                  Одни беды с этими дураками, так и норовят, вместо работы по строительству нового на обломках давно и не ими построенного "Уря" покричать с дивана.

                  Да и врунов, то же недолюбливаю.
                  1. +1
                    30 декабря 2020 01:11
                    Ну скажем так... крик "ура" совсем неплохой крик - наши отцы, деды, прадеды и т.д. ходили с ним в атаку. И не думайте, что если его исковеркали на "Уря" то он стал чем-то отвратительным. Черт, это скорее похоже на идеологическую диверсию... На счёт диванов... мы все здесь такие, если конечно вы не стоя пишите. Я уже говорил о том что если всё время твердить, что у нас всё плохо, то и руки могут опустится... а зачем мучится если там всегда лучше чем здесь? Так что всё должно быть сбалансировано - конструктивная критика чтоб не почивали на лаврах и небольшая хвалебная песнь чтоб из рук всё не валилось. Кнут и пряник если проще.
                    Это хорошо, что дураков не любите, а то вы так рьяно защищали королевские ВМС, что закралось сомнение. :)
          2. +1
            24 февраля 2021 15:59
            Цитата: SovAr238A
            на главной британской военно-морской верфи от 13 тысяч рабочих осталось только 3 тысячи - вы не осилили осознать?

            очнись, организация труда сильно изменилась
            за прошедший век производительность труда выросла в среднем в 5 раз.
      4. 0
        16 февраля 2021 22:16
        Так они у нам в десять раз больше, одна наша как их с десяток, вот и считай, мы впереди планеты всей
    2. +4
      27 декабря 2020 10:44
      Прикольно. Крайняя вступит в строй, когда головную уже надо списывать.
      1. +8
        27 декабря 2020 12:25
        Цитата: ТермиНахТер
        Крайняя вступит в строй, когда головную уже надо списывать.

        Николай, hi
        И это в стране, которая не прошла кошмара 90-х, как Россия. Это некогда всемогущая "владычица морей"! При этом даже автокад не смогли осилить, а без "генералов электрики" и ладу не смогли бы дать по стыковке отсеков... Но даже при помощи янки они единички сдают в среднем через 10 лет.
        Поэтому только в сравнении можно оценить труд, вложен нашими Левшами и Кулибиными в то, чтобы подводные силы флота РФ могли дать достойный ответ вызовам англосаксов, всему НАТО во главе с янки.
        1. 0
          27 декабря 2020 22:54
          А нам рассказывают, что в России все плохо, а все остальные в шоколаде))))
          1. +2
            28 декабря 2020 01:17
            Цитата: ТермиНахТер
            А нам рассказывают, что в России все плохо, а все остальные в шоколаде))))
            Не, у них все ... демократично...
            А в своем глазу бревна-то и не видно! laughing
            1. +2
              28 декабря 2020 10:49
              Ага, а еще либерастично и все такое, но главное с соблюдением прав сексуальных меньшинств)))
  2. +11
    27 декабря 2020 07:34
    Раз насыщение механизмами отсека было удобно ,если он находиился в вертикальном положении,последующий ремонт лодки тоже должен проходить в вертикальном положении? what Молодцы не ищут легких путей! wassat
    1. -1
      27 декабря 2020 07:46
      Цитата: tralflot1832
      Раз насыщение механизмами отсека было удобно ,если он находиился в вертикальном положении,последующий ремонт лодки тоже должен проходить в вертикальном положении? Молодцы не ищут легких путей!

      Пусть сделают из АПЛ БУЙ, плавающий вертикально...
      1. +1
        24 февраля 2021 16:01
        Цитата: Инсургент
        плавающий вертикально

        а еще лучше - не плавающий
    2. +6
      27 декабря 2020 08:16
      Насыщение механизмами отсека происходило в горизонтальном положении с открытыми торцами, что действительно очень удобно и позволяет получить намного более плотную компоновку оборудования и меньший размер корпуса.
      Неразрешимые проблемы возникли именно при стыковке блоков.
      1. +1
        27 декабря 2020 10:37
        Из-за деформаций?
        1. +4
          27 декабря 2020 11:06
          Да.
          Сами корпуса так давно стыкуют, но они не учли что для стыковки многочисленных коммуникаций допуска сильно меньше.
    3. -2
      27 декабря 2020 13:06
      интересно другое..если он АПЛ измещением в 6,5 тыс тонн с "ускорением" строят по 7-8 лет..то сколько бы строили старыми темпами?может они вместе с водой и ребенка вылили? crying
    4. +1
      28 декабря 2020 00:28
      У них и автопром тоже не без " изысков")))
  3. +4
    27 декабря 2020 07:46
    с целью упрощения и ускорения работ было принято решение о применение CAD-систем

    CAD-системы к тому времени давно применялись. Проблема была в требовании 3D моделирования лодки, что даже на современном развитии ПО достаточно сложно, а на том уровне развития было из области фантастики.

    Второй проблемой стала как раз избыточная модульность, и требования к заполнению модулей оборудованием.
    Модули для головной лодки изготавливались в горизонтальном положении, однако это посчитали неудобным.

    Они не посчитали неудобным а просто не смогли их состыковать в горизонтальном положении из-за смещения мест соединения. И решить эту проблему удалось только с привлечением General Dynamics.
  4. +6
    27 декабря 2020 07:59
    Лучшая характеристика сегодняшнего состояния программы Astute:
    Как все пошло так плохо, что им нужно потратить 17 месяцев на ремонт подводной лодки, которую они еще даже не закончили?
  5. +12
    27 декабря 2020 09:33
    У американцев сначала делают полноразмерную модель отсека,потом в нее запускают подводников,а те лазят вовсе дыры ,чтобы было удобно обслуживать и не разбирать пол отсека чтобы добраться до клапана,трубы или какой нибудь железяки.Если подводники говорят не удобно,то переделывают.Может в этом причина ,что умеют лодки строить безаварийные.
    1. +1
      27 декабря 2020 11:15
      Интересно, не знал.
    2. +11
      27 декабря 2020 12:05
      Цитата: tralflot1832
      Может в этом причина ,что умеют лодки строить безаварийные.

      Аварии везде случаются, а вот катастроф им удается избежать после гибели Трешера и Скорпиона. Надо отдать должное: янки сделали жесткие выводы из трагедии. Папа Риковер всех наизнанку вывернул, но заставил профов в точности соблюдать заложенные в проект требования надежности и безопасности.
  6. +8
    27 декабря 2020 11:03
    Стоит признать что быстро и качественно АПЛ строит только одна страна-США... К сожалению мы так же столкнулись с проблемой долгостроев. Девяностые нас сильно подкосили. У англичан тоже свои проблемы. А в целом Астьюты хорошие лодки. Здесь на ресурсе была статья как англичанка в условном бою с начала скрытно сидела на хвосте у Девственницы а потом условно её утопила. Что говорит о высоком боевом потенциале субмарины. hi
  7. 0
    27 декабря 2020 12:00
    Кто подскажет,как у неё с шумностью,если сравнивать с Вирджинией и нашим Ясенем?
    1. +3
      27 декабря 2020 12:23
      Скажем так. Минимум не уступают. Я описал дуэльную ситуацию в которой встречались американка и англичанка. Думаю Ясень где то рядом
      1. +10
        27 декабря 2020 14:39
        Ясень не рядом. У него есть неустранимый косяк - гребной винт. Это нерешаемо.
        1. 0
          27 декабря 2020 17:28
          Можете чем то подтвердить свои выводы? Ну может у английских АПЛ нет винтов, ну или их винты не повторяемы?
          1. +1
            27 декабря 2020 18:24
            Можете чем то подтвердить свои выводы?

            А что тут нуждается в подтверждении?
            Наличие винта на Ясене?

            Ну может у английских АПЛ нет винтов


            У английских Astute винтов нет.
            И у американских Seawolf винтов нет.
            И даже у Российских "Борей" то же винтов нет.

            И все это по той простой причине что винты не способны обеспечить требуемое снижение шумности.
            1. +3
              27 декабря 2020 20:36
              Извините а что у нее в насадке вращается,явно не шнек и не пропеллер.Слазил на сайт подводников,там фото после ихнего 1 отдела,для меня это винт с кучей лопастей. hi
              1. +1
                27 декабря 2020 20:52
                Водомётный движетель.
                1. -1
                  27 декабря 2020 20:58
                  Это сейчас так называется? bully
                  1. +1
                    27 декабря 2020 21:48
                    Это много десятков лет так называется laughing
                    Уж кому кому а вам мне очень странно об этом рассказывать, вы по морям сильно побольше меня походили.

                    Вот такого никогда видеть не доводилось?
                    Не интересовались как оно называется?
                    1. +2
                      27 декабря 2020 22:18
                      Это винт в насадке,а вот вариант с рабочим колесом насоса ,это совсем другое дело,поэтому и секретят и мы и они.Как задний ход довать?В общем тайна за семью печатями.
                      1. +1
                        27 декабря 2020 22:35
                        Это винт в насадке


                        Просвящайтесь, это первые советские водометы, и во всей документации они так и называются:
                        На внешней подвеске за транцевой кормой катера "Каверна" были смонтированы два опытных образца ВВД с рабочими колесами диаметром 0.37 м, противоположного направления вращения
                    2. +2
                      28 декабря 2020 15:16
                      Примерно вот так выглядит
            2. -3
              27 декабря 2020 21:01
              Вы что курите?
  8. +2
    27 декабря 2020 12:55
    Кирилл!немедленно удали,не могут великие британцы строить на 1/3 дольше апл,которая в два раза меньше чем Бореи,только русские всегда всё тянут,а вот на святом Западе все всегда прекрасно laughing
    1. +1
      27 декабря 2020 14:46
      не могут великие британцы строить на 1/3 дольше апл,которая в два раза меньше чем Бореи


      Как не грустно, действительно не могут.
      Даже на самом провальным проекте превзойти нас Британцы не смогли.

      Astute
      Начало разработки июнь 1991 года
      Закладка головной подлодки 31 января 2001 г. вошла в строй 27 августа 2010 г.
      Строилась 9 лет

      проект 955 «Борей»
      Начало разработки ноябрь1985 года, головная лодка заложена 2 ноября 1996, принята в состав флота 10 января 2013.
      Строилась 16 лет.

      проект 885 «Ясень»
      Начало разработки 1977 год , головная лодка заложена 21 декабря 1993, принята в состав флота 17 июня 2014 года.
      Строилась 21 год.
      1. -2
        27 декабря 2020 15:28
        tongue а теперь откройка последнюю лодку в обоих проектах?8 лет против 11ти..о да laughing
        1. 0
          27 декабря 2020 16:00
          а теперь откройка последнюю лодку в обоих проектах?8 лет против 11ти..


          Борис, я не помню чтоб мы с вами бухали.

          Ну, давайте последние откроем, все три упомянутых серии:

          Audacious S 122 2009 - 2020 г.г.

          К-549 «Князь Владимир» 2012 - 2020 г.г.

          К-561 «Казань» 2009 -2021 (план).
          1. -5
            27 декабря 2020 19:20
            т.е. неожиданно британцы профукали полимеры hi
            1. 0
              27 декабря 2020 20:29
              Борис, я не перестаю поражаться вашим пытливому уму и проницательности! laughing laughing laughing

              Всего несколько лёгких намеков:

              Даже на самом провальным проекте превзойти нас Британцы не смогли.


              разработка B2TC велась в девяностых годах, когда оборонный бюджет Великобритании серьезно сократился – а вместе с ним и траты на текущие и перспективные проекты.


              В начале десятилетия на заводе работало более 13 тыс. человек, а к 2001 г. осталось только 3 тыс. специалистов.


              проект Astute на всех основных этапах сталкивался с характерными трудностями разного рода, которые постоянно мешали его успешному продолжению.


              И вы, всего за 12 часов размышлений, сумели догадаться что это был самый провальный проект Великобритании новейшего времени!
              1. -3
                27 декабря 2020 20:39
                laughing и именно поэтому они отлаженный проект,который "пользуются инновациями в сфере строительства",лодка которая значительно меньше по размерам чем Борей строится ШТАТНО дольше чем эти "русские Бореи"..но конечно нужно начать истерично доказывать что все хорошо у британцев,это у русских все плохо...Вы хоть когда пытаетесь в позу перед британцами встать-не так сильно хвостом машите tongue
                1. +1
                  27 декабря 2020 21:28
                  Для особо одаренных, объясню.

                  У британцев, с 1997 года, было абсолютно чудесное правительство, которое заявляло что флот Британии нафиг не нужен, постоянно сокращало бюджет армии и флота и резало бюджет флота.
                  У британцев, есть предворная фирма BAE, которая имеет вращающуюся дверь в правительство и очень лихо продавливает и осваивает бюджетные деньги. (недобрые англичане пишут что треть тех денег BAE нагло ворует и раздает в виде премий своим топам)
                  В общем сплошной бардак и содомия вместо военного строительства, да ещё и сильно меньший военный бюджет.

                  У нас государством искренне, каждодневно и неустанно заботится о флоте, прекрасные и честные менеджеры госкорпорации каждую копейку бюджетных денег рачительно тратят на укрепление флота.

                  Только вот ведь, чудеса какие:
                  Целенаправленно разрушающее флот и заявляющее что флот им не нужен британское правительство, разворовывая остатки военного бюджета, с 2000 года построило 4 АПЛ четвертого поколения, два авианосца, 6 эсминцев, 2 фрегата, 2 десантных корабля.
                  Причем все программы сопровождались эпичными провалами и скандалами.

                  А у нас, неустанно думающие о развитии и усилении флота, с 2000 года в череде ярких побед осилили, из крупного: 6 АПЛ четвертого поколения, 2 фрегата, 4 корвета, 1 БДК

                  Прям какая- то загадка природы!
                  1. +2
                    27 декабря 2020 22:09
                    А у нас, неустанно думающие о развитии и усилении флота, с 2000 года в череде ярких побед осилили, из крупного: 6 АПЛ четвертого поколения, 2 фрегата, 4 корвета, 1 БДК


                    Забыли:
                    * 3 фрегата проекта 11356Р.

                    Неточности по кол-ву:
                    * 7 Корветов 20380/5-на сегодня , через пару дней будет 8 единиц. Гремящий поднимет флаг в этом году.
                    * 2 БДК ( "Петр Моргунов" проекта 11711 - 23 декабря, на СФ).
                    1. +3
                      27 декабря 2020 22:21
                      Да, я не все перечислил.
                      Ещё и то, что вы перечислили и тральщики и куча МПК и ДПЛ и АПЛ третьего поколения.

                      Я именно на большие и новые проекты обращал внимание.
                  2. -2
                    27 декабря 2020 22:13
                    laughing ну как я выше и писал..виляние хвостом в стиле "это британцы хорошие,а мы плохие"..особенно умилило про "их крупного"..Ну так докиньте им до кучи 4 тральщика и 4 недоразумения под названием Ривер..иии все..Россия за эти же 20 лет получила:5 фрегатов,а не 2, 7 корветов, 3 патрульника, 11 МРК, 3 МАКа, 3 сторожевика, 2 БДК, а не 1 как указали, 4 тральщика, 8 ДЭПЛ до кучи)..Причем про "неустанно думающих" тут вы поете...разница в том,что британцы не имели тех же проблем,что в России из-за развала СССР и 90ых,что привело к потере компетенции,сейчас же она восстанавливается..но признать что в России что-то может быть лучше чем на святом Западе..это слишком тяжело..вас видимо аж рвет изнутри..Ключевая проблема британцев не "враг в правительстве",а банальная попытка прыгнуть выше головы в виде тех самых 2 двух авианосцев,которые они теперь вынуждены терпеливо доводить до ума не имея финансов на весь остальной флот hi
                    1. +2
                      27 декабря 2020 22:28
                      Борис.
                      Ещё раз для особо одаренных:

                      В Британии с ВМФ хреново.
                      Не один из крупных проектов не был реализован без кучи скандалов.
                      Бриты воют что недоделанное правительство угробили флот и его жалкие остатки не способны справиться со стоящими перед ним задачами.
                      1. -4
                        27 декабря 2020 22:41
                        laughing ну так конечно же воют.когда на сопровождение фрегат России приходится чуть не тральщик отправлять
                      2. +1
                        27 декабря 2020 23:53
                        Да они пусть хоть плоты деревянные отправляют.
                        Это не значит что нам нужно радостно с идиотским криками "Уря" на их граблях скакать.

                        Нам флот нужен.
                        Нам хорошие радары и системы наведения нужны.
                        Нам современные системы связи нужны.
                        Нам производство мощных судовых двигателей нужно.
                        И ещё дохрена чего нужно, причем ещё вчера, и не на картинках и проектах а на кораблях.

                        А построение Потемкинских деревень, под радостные крики одобрения заканчивается очень хреново и платить за это большой кровью приходится и примеров тому множество.
                      3. -2
                        28 декабря 2020 05:37
                        Кому нужны? Кто вы такие?
                      4. -2
                        28 декабря 2020 11:09
                        И именно поэтому вы радостно защищаете британцев с криками "у них все хорошо,а если плохо,то это не их вина,а вот вы,русские,так все плохо делаете"...Британский флаг случаем не висит на стенке?
                      5. 0
                        28 декабря 2020 14:55
                        Борис, если у вас какие-то проблемы с пониманием написанного - это сугубо ваши проблемы. Тут я вам помочь уже ничем не могу.

                        Умные люди изучают противника, анализирую его ошибки и достижения, смотрят что можно полезного для себя почерпнуть а что делать точно не нужно, и твердо знают что всегда есть куда развиваться и что делать лучше.

                        - с криками "Уря", все хорошо и ничего делать не нужно радостно прыгают на неимеющиханалогов граблях.
                      6. -3
                        28 декабря 2020 16:55
                        laughing да да да..именно поэтому вы пишите про "ах британцы" и тут же их защищаете и пинаете Россию..ведь просто написать-они облажались настолько что даже Россия имея проблемы с верфями в свое время сейчас вышла на темы значительно превосходящие их..нельзя..нельзя писать хорошо о России..Нужно срочно доказать что Россия хуже и отмазать британцев...мда.."эксперты топвара" как обычно показывают,что тихонечко молятся на Запад в надежде туда свалить.
  9. +2
    27 декабря 2020 13:04
    Цитата: pmkemcity
    Цитата: Tochilka
    Сколько новых АПЛ построено в России за 25 лет? Намного ли больше?

    Гипе́рбола (из древнегреческого: «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.
    Только "мысли" мною сказано не было, она напрашивается сама собою.

    Это ЦА в виде одной извилины))) Там как с юмором, так и с двойным смыслом туго)))
  10. 0
    28 декабря 2020 15:57
    Освоение таких средств оказалось непростым и небыстрым делом, и проект стал отставать от графика

    Блин, да автокад или солид за месяц можно освоить, а эти сколько телились?
  11. 0
    28 декабря 2020 16:00
    В течение девяностых годов верфь в Барроу-ин-Фернесс страдала от сокращения военных заказов и регулярно сокращала персонал. В начале десятилетия на заводе работало более 13 тыс. человек, а к 2001 г. осталось только 3 тыс. специалистов

    Вашу пиццу вам доставит судостроитель laughinglaughinglaughing

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»