Первые авианосцы: как, где и когда это было

55

Японский лёгкий авианосец «Хосё»


Отдельные историки склонны считать первым опытом совместного использования воздушного и морского судов осуществленный 1904 году подъем воздушного шара над русским линейным кораблем «Синоп». До этого моряки от летающих объектов в плане применения их совместно с кораблями наотрез отказывались – могут как минимум в снастях запутаться.



О первых авианосцах: как, где и когда это было.


Собственно говоря, первыми кораблями, несшими на себе вполне годные для выполнения боевых задач самолеты, были, по сути, переоборудованные для этой надобности боевые единицы, изначально имевшие совершенно другое назначение. Французский «Фудр» или британский «Гермес» строились и эксплуатировались первый как мобильная база для торпедных катеров, а второй в качестве крейсера. И, кстати говоря, даже после «перепрофилирования» и изрядного переоборудования, авианосцами в привычном для нас понимании они не стали. Их даже называли иначе - «авиаматками».

Все дело в том, что использовались эти корабли в качестве плавучих ангаров для гидросамолетов – то есть машин, которые имея вместо шасси поплавки, взлетали с водной поверхности и на нее же приземлялись. Поднимаемые с помощью кранов на палубу, гидросамолеты попросту помещались в расположенные на борту корабля ангары и взлететь с него без помощи все тех же крановщиков не могли. Как правило, это были торпедоносцы, предназначенные для ударов по морским целям, либо самолеты-разведчики.

К моменту столкновения мировых держав в Первой мировой, либо в ее процессе такими кораблями обзавелись, практически все участники конфликта – стоит упомянуть британские «Engadine» и «Ben-my-Chree» «Ark-Royal», немецкие «Answald» и «Санта Элена», а также российский корабль «Орлица». «Не заморачивались» данным вопросом разве что итальянцы. Тем не менее, всё это были не авианосцы в привычном понимании этого слова, а, по сути, авиатранспортные суда.

Тогда же была осуществлена и первая воздушная атака по «сухопутной» цели с использованием воздушных судов морского базирования – семь машин, взлетевших с британского корабля, успешно атаковали авиабазу немцев. Так было открыто новое направление действий для авианосцев.

Боевое применение гидропланов на реальных театрах военных действий с 1914 по 1918 год весьма убедительно показало, что машины с колесным шасси имеют огромное преимущество перед своими «водоплавающими» собратьями. Лишенные громоздких поплавков, они были более маневренными и скоростными. В конце концов, они годились для выполнения боевых задач не только на море, но и на суше. Все шло к тому, что крылатая машина должна была «научиться» садиться на корабельную палубу и взлетать с нее же.

Что характерно, опыты такого рода велись к тому моменту уже достаточно давно, прежде всего, в США и Великобритании. Надо сказать, проходили они с переменным успехом – достаточно было сильной качки, и полет, вернее попытка завершить его на борту корабля, заканчивались трагедией. Тем не менее, упорные пилоты-энтузиасты не сдавались, и мир увидел первый «классический» авианосец» - британский «Аргус» (HMS Argus). Это был корабль, не имевший надстроек и его единственная палуба представляла из себя, по сути дела, взлетно-посадочную полосу для двух десятков аэропланов.

После Первой мировой


В 1920 году авианосцы принимают свой окончательный, «классический» вид – на них появляется надстройка типа «остров» - по правому борту. Такое расположение вызвано тем, что согласно наблюдениям, не сумевший посадить самолет на палубу летчик в 9 случаях из 10 отворачивает его непременно влево. Но были авианесущие корабли и с надстройкой по другому борту.

Примерно с того же времени – конца 20-х – начала 30-х годов ХХ столетия - авианосцы окончательно выделяются в самостоятельный класс боевых кораблей. Первыми судами, спроектированными именно в качестве авианесущих, стали британский Hermes и японский Hosho (Хосё). Сколько бы «плавучих аэродромов» ни бороздило морские просторы до этого, все они были переделанными для новых нужд танкерами, сухогрузами, крейсерами либо линкорами. Даже круизные лайнеры в этой «семье» имелись.

Особо способствовал «авианосному прогрессу» Морской договор от 1922 года, подписанный целым рядом держав в Вашингтоне и ограничивавший водоизмещение линкоров, но ничего не говоривший об авианосцах. Именно он подтолкнул ту же Японию к переоборудованию ряда линейных кораблей в авианесущие.

После завершения Второй мировой войны наступила эра американских авианосцев. А в 1991 году, казалось, настали времена их абсолютно безраздельного господства под всеми широтами. Впрочем, по мнению многих военных экспертов, она уже завершилась – с появлением новых средств поражения морских целей.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +42
    1 января 2021 09:28
    Такой замах на рубль, а в результате, информации на грош...
    1. +1
      1 января 2021 09:30
      Цитата: Fitter65
      Такой

      и тебе привет...
      1. +3
        1 января 2021 09:31
        Цитата: Аэродромный
        Цитата: Fitter65
        Такой

        и тебе привет...

        Ну с Новым Годом. laughing drinks
        1. 0
          1 января 2021 09:36
          Цитата: Fitter65
          Цитата: Аэродромный
          Цитата: Fitter65
          Такой

          и тебе привет...

          Ну с Новым Годом. laughing drinks

          угу... Россия-сама Авианосец,только нужно шевелить кое кого, чтоб самолёты не устаревали с момента разработки.и да....по "коню" ! или по "коням"? да ладно... drinks
    2. +17
      1 января 2021 10:27
      соглашусь, заходя в статью ожидал про длинную историю первых авиков почитать(
      1. +18
        1 января 2021 11:07
        А началась эра авианесущих кораблей с взлёта пилота Юджина Бёртона Эли с импровизированной взлётной палубы-помоста, обустроенной на палубе лёгкого крейсера USS Birmingham на "этажерке" Curtiss Model D , 14 ноября 1910 года.

        По факту взлёта,радист USS Birmingham немедленно выдал в эфир восторженно-радостное - "Эли в воздухе !"

        14 ноября 1910 года - День рождения палубной морской авиации,ставший прологом к зарождению принципиально нового класса кораблей - авианосцев.

        Юджин Бёртон Эли за штурвалом Curtiss Model D , и его жена Мэйбл Холл Эли, 1910 год



        Подъём самолёта Curtiss Model D Юджина Эли на USS Birmingham



        Установка самолёта на настиле



        "Эли в воздухе ! "



        Юджин Эли на борту USS Roe после полёта

      2. +17
        1 января 2021 11:12
        Лет тридцать назад в "морской коллекции" журнала "Моделист конструктор", несмотря на сжатый формат, данная тема была освещена гораздо профессиональнее...
        Но, прочитав фамилию автора, я все понял...
        1. +6
          1 января 2021 11:41
          Цитата: Вождь краснокожих
          Лет тридцать назад в "морской коллекции" журнала "Моделист конструктор", несмотря на сжатый формат, данная тема была освещена гораздо профессиональнее...

          Даже как бы не раньше , а от на счёт освещения темы тут я с вами согласен.
    3. 0
      26 февраля 2021 19:42
      Действительно замах был и .... ничего .
  2. +6
    1 января 2021 09:30
    С Новым Годом всех! Статья неплохая,но последний абзац впечатление испортил."Она уже завершилась"-еще ни одного авианосца не потопили с помочью "новых средств поражения".И могут ли на таких расстояниях поразить маневренную цель-неизвестно.
    Когда завершилась эра линкоров-когда стали пачками топить морская авиация. hi
    1. 0
      1 января 2021 09:40
      Цитата: фа2998
      С Новым Годом всех!

      не шуми... drinks
  3. +8
    1 января 2021 09:33
    smile Краткость,сестра таланта wink
    1. +3
      1 января 2021 09:41
      Цитата: parusnik
      smile Краткость,сестра таланта wink

      за тишину... drinks
    2. +2
      1 января 2021 11:42
      Цитата: parusnik
      Краткость,сестра таланта

      .
  4. +14
    1 января 2021 09:34
    Привет, ребята, и с Новым годом!
    Всё как всегда, тема на книгу, а статья не тянет даже на описание одной брутальной коробки. Скучно.
    1. Комментарий был удален.
      1. +7
        1 января 2021 09:59
        Тут никуда не денешься, каков автор, таков и х...рен знает что. laughing
        И Вас, сэр, тоже поздравляю с Новым годом!
        И желаю Вам творческих успехов в труде и личной жизни.
        А труд в личной жизни облагораживает семейные отношения и приводит их к коммунальному знаменателю.
        А куда тут денсся... laughing
        1. +3
          1 января 2021 10:36
          Цитата: Морской Кот
          И Вас, сэр

          чо ??? я-товарищчь wassat
          1. +3
            1 января 2021 10:47
            Ну, не враг же. smile
            Давайте по стакану за "Русь Самодердавную", да и хрен с ней! laughing drinks
            1. +1
              1 января 2021 12:26
              Цитата: Морской Кот
              Давайте по стакану за "Русь Самодердавную", да и хрен с ней!

              Третьим буду ?
              1. 0
                2 января 2021 17:51
                Конечно!!! drinks
            2. 0
              2 января 2021 16:56
              Хреновуху дегустируете?
              1. 0
                2 января 2021 17:52
                А чего её дегустировать -- пьём. drinks
  5. +8
    1 января 2021 09:50
    Отдельные историки склонны считать первым опытом совместного использования воздушного и морского судов осуществленный 1904 году подъем воздушного шара над русским линейным кораблем «Синоп».Ну,если еростат,то да....но какая это авиация ? request так...воздухоплавательные средства ! А первый взлёт ероплана ,причём колёсного,осуществился в 1910 г. с американского крейсера "Бирмингем".... Затем последовали этому примеру англичане...Автор прав, что сначала чаще использовали гидропланы,но их приходилось спускать на воду,а потом поднимать ! "Сухопутные еропланы всё же пробовали использовать,но вначале лётчики научились взлетать с кораблей...(садиться на палубу корабля(судна) они ещё не умели! ) Потому-то был и такой способ применения...самолёты взлетали с палубы корабля для бомбометания или разведки...но садиться приходилось на сушу...туда,куда облегчённому бомберу приемлемо долететь и сесть !
    1. +4
      1 января 2021 10:06
      Вова, с Новым годом! Ну что ты за человек такой, дай ты народу разгуляться по полной, а потом парафинь всех прямо и без вазелина, а ты прям сразу -- заткнись прид у рак, я лучше знаю... laughing
      Ну, нельзя же так! drinks
      А вообще-то можно! laughing
      1. +4
        1 января 2021 10:28
        С Новым Годом,Константин! Да я зверь что ли? no Я деликатненько...ничего не опровергал ...со всем соглашался... лишь добавил чуток,что показалось пропущенным...! feel
        1. +3
          1 января 2021 10:43
          Володь, а с деликатностью у тебя проблемы. laughing Ну и хрен с ними. drinks
          1. +4
            1 января 2021 11:07
            А что такое "деликатность" ? А то у меня с утра голова чёй-то болит и в ней "тараканы" ,как после клофелина ,еле ползают!
            Не "догоняю"!
            1. +4
              1 января 2021 11:30
              А что такое "деликатность"

              Ну, это как-то так, наверное...
              1. +2
                1 января 2021 11:55
                поговорили выше двое...а у меня из за них бошка болит...
              2. +2
                1 января 2021 21:43
                Ох смотри ,Костя! Поберёгся бы лучше! А то всяко бывает !
                1. +2
                  2 января 2021 09:15
                  Володя, привет! Я тут проснулся, подлечился и пришел к выводу, "шо нехай они сами поберегутся". smile
                  Кот, в качестве новогоднего подарка, принёс нам симпатичную птичку, но...увы, она уже "не того". drinks
  6. +14
    1 января 2021 10:43
    Цитата: Fitter65
    Такой замах на рубль, а в результате, информации на грош...

    Цитата: mgfly
    заходя в статью ожидал про длинную историю первых авиков почитать

    Цитата: parusnik
    Краткость,сестра таланта

    Цитата: Морской Кот
    Всё как всегда, тема на книгу, а статья не тянет даже на описание одной брутальной коробки. Скучно.

    А что вы хотели,господа-товарищи?Это фирменный и давно всем известный стиль мсье Харалужного,который к написанию статей относится как волк к рыбной ловле в одном мультипликационном фильме

    Чем дольше посижу
    Тем больше напишу
    Чем больше напишу
    Тем больше получу
    Чем больше получу($)
    Покушаю сытнее

    Зря вместе с конкурсом "Лучший Автор" не провели некий аналог "Золотой малины",я даже знаю,кто бы в нем победил тогда.
    Всех с первым днем Нового Года!!!
    1. +10
      1 января 2021 11:45
      Цитата: Кроу
      Зря вместе с конкурсом "Лучший Автор" не провели некий аналог "Золотой малины",я даже знаю,кто бы в нем победил тогда.

      Не, они бы конкурировали, ведь есть ещё один фантазёр-перепечатник, поэтому не всё так просто. laughing
  7. +12
    1 января 2021 11:09
    Морской договор от 1922 года, подписанный целым рядом держав в Вашингтоне и ограничивавший водоизмещение линкоров, но ничего не говоривший об авианосцах.


    При всем уважении, это неправда. Вашингтонский договор определял как общий тоннаж авианосцев подписавших государств, так и размер вновь построенных авианосцев был ограничен до 27000 тs , однако разрешалось преобразовать в два более крупных авианосца из линейных кораблей, предназначенных для утилизации (с водоизмещением до 33000 тs). t) (статья IX договорa). Калибр орудий авианосца был ограничен 203 мм, а количество орудий более 152 мм ограничено максимум 10 (ст. X договорa).
  8. +8
    1 января 2021 11:53
    Совершенно ни о чем.
  9. +1
    1 января 2021 12:42
    И, кстати говоря, даже после «перепрофилирования» и изрядного переоборудования, авианосцами в привычном для нас понимании они не стали.


    Стали. Иьо, по определению:
    Авиано́сец — класс боевых кораблей, приспособленный для обслуживания и базирования авиационных групп в качестве мобильной авиабазы, действующей в открытом море
    .
    Гидроавианосец этому определению соотвествует.

    Россия ПМВ-мировой лидер в развитии морской авиации и в ее применении.
    Тогда же была осуществлена и первая воздушная атака по «сухопутной» цели с использованием воздушных судов морского базирования – семь машин, взлетевших с британского корабля, успешно атаковали авиабазу немцев.


    Первым в мире -атаку морской авиацией в составе АУГ по кораблям противника, укрытым в гавани (как в Перл-Харборе) , провел Российский императорский Черноморский флот. Произошло это 6 февраля 1916 года.
  10. +4
    1 января 2021 12:47
    к концу первой мировой практически все новые британские линкоры над второй башней ГК распологалось устройство для запуска истребителей
  11. +4
    1 января 2021 15:10
    Я думал правда какая нибудь аннотация к серьезной работе. А тут...
  12. +4
    1 января 2021 15:20
    Цитата: "Впрочем, по мнению многих военных экспертов, она уже завершилась – с появлением новых средств поражения морских целей." Интересно откуда такие уникальные познания, факты в студию. АУГ с ордером достаточно сбалансированное соединение. А адаптация к новым угрозам, это эволюционный процесс. А шапкозакидательство и одиозная пропаганда вундервафлей ведут к катастрофе, как пример ВМВ для СССР и Германии вышло боком.
  13. +3
    1 января 2021 15:49
    Мне одному показалось что ту би континьед должно было прозвучать?
  14. +5
    1 января 2021 16:15

    Очень, очень интересная и информативная статья. Одна из лучших в этом, всё-таки наступившем 2021 году. Автор молодец, не стал грузить читателей лишней информацией...drinks laughing
    С Новым годом, друзья!
  15. +6
    1 января 2021 20:49
    Цитата: Ольгович
    Первым в мире -атаку морской авиацией в составе АУГ по кораблям противника, укрытым в гавани (как в Перл-Харборе) , провел Российский императорский Черноморский флот. Произошло это 6 февраля 1916 года.

    Увы, но первую в мире атаку морской авиацией "в составе АУГ" по кораблям противника, укрытым в гавани, провел Императорский флот Японии в сентябре 1914 года при штурме Циндао.

    На фото - IJN Wakamiya.
  16. +4
    1 января 2021 21:15
    Я не понял, статья для военного обозрения или пионерской правды?
  17. +3
    2 января 2021 01:10
    при поиске погибшего броненосца Русалка шхуна Самоед буксировала воздушный шар .1893-94г. вдобавок упомянув ряд британских авиаматок автор забыл наш Алмаз
  18. +4
    2 января 2021 13:38
    Ню и зачем стоко букв писать? . Обидно(
  19. ZIS
    +2
    2 января 2021 19:42
    Васче не вспомнил за наших. Турок помница гидриками долбили. Фсё "супостаты"...
  20. +2
    2 января 2021 21:13
    ==Впрочем, по мнению многих военных экспертов, она уже завершилась – с появлением новых средств поражения морских целей.==

    С дивана можно поразить что угодно.
  21. +2
    3 января 2021 23:13
    Цитата: Fitter65
    Такой замах на рубль, а в результате, информации на грош...

    Что поделать, тема уж очень многоплановая. У меня на полке стоит двухтомник, купленный в 90-х. Автор - Палмер. Называется АВИАНОСЦЫ. Тема там раскрыта более-менее. И это в двухтомнике по примерно 600 страниц каждый. А тут всего статья. Поставил статье плюс хотя бы за исторический экскурс
    1. 0
      8 января 2021 02:52
      Палмер

      Не Полмар, который Норман?
  22. +1
    8 января 2021 15:28
    Цитата: bugagich
    Палмер

    Не Полмар, который Норман?

    Он самый. Для 90-х годов двухтомник был для многих откровением
    1. 0
      9 января 2021 18:05
      А то подумал, мало ли... "их есть у меня")
      Хороший. Но, про нас, там так много, мягко говоря, сказок...
      А вообще не сказок, а домыслов. Оно и понятно - сложно было ему про нас достать информацию, учитывая, что и у нас то не шибко много авторитетных авторов все это расписывали.
  23. +3
    9 января 2021 18:24
    Цитата: bugagich
    А то подумал, мало ли... "их есть у меня")
    Хороший. Но, про нас, там так много, мягко говоря, сказок...
    А вообще не сказок, а домыслов. Оно и понятно - сложно было ему про нас достать информацию, учитывая, что и у нас то не шибко много авторитетных авторов все это расписывали.

    Увы, Михаил, это минус всей западной литературы начиная с 70-х годов прошлого века. Информации они практически о нас не могли получить. Взять даже всемирно известный справочник "Джейн". Мы там можем о количестве кораблей того или иного проекта, о их названиях, более-менее об их оружии. Ходовые качества (дальность, скорость и прочее) - чисто гипотетически. И не было ни названий наших проектов, ни их номеров. Когда мне в руки попала фотокопия о советском флоте из справочника "Джейн" за 1980 год, то наскоро поужинав, я почти до 6 утра читал эти фотокопии. И не просто читал, а делал заметки. Многое сразу прояснилось по принадлежности кораблей к тому или иному проекту. А наших авторов... Мало такого, что их было мало, во-вторых они не расписывали это тогда, ибо было чревато, да и самих "авианосцев" у нас то был с "гулькин нос". По сути тогда речь шла о трех вертолетоносцах (один не построен), о трех или четырех "Киевах" плюс о двух перспективных - "Варяг" и "Кузнецов" и планируемом на перспективу атомном авианосце.
    Хотя иногда интересно было читать их аналитику. Особенно когда речь зашла о нашем атомном. Он у них на то время получил обозначение "Кремль". И было интересно читать о рассуждениях автора аналитики, сколько же мы построим таких авианосцев. Он начал считать города СССР, где на то время были Кремли laughing Сейчас это смешно слышать, но тогда на полном серьезе автор рассуждал о серии авианосцев с названиями: "Москва", "Горький, "Казань", "Тобольск" (ЕМНИП) и ряд других. То же самое их рассуждениях в отношении атомных крейсеров, которых планировали то ли 5, то ли 6 (наши данные), а они дали всему проекту название "Советский Союз" и считали, что корабли будут носить названия столиц союзных республик laughing
    1. 0
      9 января 2021 21:52
      Ох, как вы правы... практически с уст сняли hi
    2. 0
      9 января 2021 22:07
      Надо заметить, что он же, Полмар, описывал, как "запад" ждал(и боялся, по сути) появления АВ у СССР!
      Я может и не прав, но такие вещи, считаю, нужно писать и в комментариях, и доносить постоянно. Для того, чтобы наше общество наконец поняло, что качественный флот - залог благосостояния и безопасности страны. А то странно слышать(читать) таких людей, как например, кажется, владимир1155.
      Странный человек, он отрицает очевидное, при этом из фактов выводы делает совсем обратные...
      Удивительно, что такие примеры не редкость, а большинство, для нас. И это прискорбно.
      Мне кажется надо ломать этот древний Хрушевский устой.
    3. 0
      10 января 2021 02:03
      Цитата: Старый26
      Хотя иногда интересно было читать их аналитику.

      Кстати, упустил сей факт. Вот в точку. Это там действительно интересно!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»