Турецкая ПКР "Атмака" испытательный старт

Турецкая ПКР «Атмака»: состояние и перспективы проекта

Взятый руководством Турции курс на развитие вооруженных сил с опорой на национальные ресурсы успешно реализуется по многим направлениям. В области военно-морских вооружений в соответствии с задачами проекта последовательно продвигается разработка дозвуковой крылатой ПКР «Атмака», совместного производства турецких компаний Roketsan и Aselsan.

Первые испытания новой противокорабельной ракеты (ПКР) под обозначением «Атмака» (Atmaca) состоялись в 2016 году. Тогда же было объявлено, что испытательные пуски прошли успешно, и, как ожидается, в течение нескольких ближайших лет ракета поступит на вооружение ВМС Турции.

Согласно открытым источникам, ПКР «Атмака» разрабатывается как средство поражения морских надводных и наземных целей и может находиться на вооружении надводных кораблей и береговых комплексов. По ряду экспертных оценок, исходя из своих тактико-технических характеристик и анализа поведения боеприпаса во время испытательных пусков, турецкая разработка может рассматриваться, как гибрид французской ПКР «Экзосет» (ММ40 Exocet) и американской крылатой ракеты (КР) «Гарпун» (AGM-84 Harpoon).

ПКР «Атмака» имеет диаметр 350 мм и размах крыльев – 1,3 м. Длина ракеты в зависимости от источника колеблется в диапазоне от 4,8 (сайт компании Roketsan) до 6 м (другие источники). При общей массе в 800 кг изделие оснащается фугасной боевой частью весом до 250 кг. В ходе проведенных испытаний прототипы ракеты достигли максимальной дальности полета в 220 км.

Турецкая ПКР «Атмака». Устройство ракеты
Турецкая ПКР «Атмака». Устройство ракеты

Первые модификации ПКР оснащались двигательной установкой Microturbo. В настоящее время на ракету устанавливается турбореактивный двигатель TR40 производства французской компании Safran. Предполагается, что двигательная установка ПКР обеспечивает ей крейсерскую скорость между 0,85 – 0,95 Маха. Кроме того, если двигатель Teledyne CAEJ402-CA-400 Turbojet, используемый в КР «Гарпун», обеспечивает тягу 2,92 кН и имеет продолжительность работы 15 минут, то  турбореактивный двигатель TR40, установленный в ПКР «Атмака», развивает тягу 2,5-3,4 кН и находится в активном состоянии 25 минут. Одновременно, сообщается об организации  серийного производства аналогичных двигателей турецкой разработки под обозначением KALE-3500. Весьма вероятно, что интеграция силовых блоков KALE-3500 в изделие произойдет на этапе близком к серийному производству ракеты.

Система наведения «Атмака» включает инерциальный модуль, действующий на среднем участке траектории, и блок системы глобального позиционирования GPS, подключаемый по мере приближения к району объекта поражения. На конечном участке траектории поиск цели осуществляется с помощью активной радиолокационной головки самонаведения (АРГСН), производства компании Aselsan. Для использования в прототипах ракет Aselsan поставила более 20 АРГСН Ku-диапазона (используемых для огневых испытаний по цели) с механическим сканированием антенны на карданном подвесе. При их изготовлении используется твердотельная технология вместо трубок бегущей волны (Traveling Wave Tubes, TWT), устанавливаемых в ракетах «Гарпун».

[sendpulse-form id=”2230″]

Оператор боевого поста корабельного ракетного комплекса получает информацию от ПКР «Атмака» по цифровому каналу связи. Для повышения его защищенности планируется установка блока двусторонней шифрованной связи (Atmaca Data Terminal, ADT), его разработка ведется в рамках проекта KEMENT. В перспективе модуль ADT дополнит радиоэлектронную начинку ракеты.

По утверждению производителя, ПКР «Атмака» может применяться в любых погодных условиях, имеет низкую эффективную поверхность рассеяния и возможность планирование полета в трех плоскостях в рамках полетного задания. Непосредственная атака цели выполняется в одном из трех режимов: горизонтальный полет (прямая атака), пикирование (атака сверху), а также предусмотрена возможность повторной атаки.

Продолжение следует. Часть II. Особенности полета и планы производства


По материалам журнала Defence Turkey

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *