Морские истории. Военно-морской кошмар и череда случайностей

57
Бывают сражения, которые вроде бы принесли победу одной стороне, а если посмотреть глубоко в корень – то все обстоит несколько иначе. К таким сражениям можно отнести избиение в Перл-Харборе, в той же папке будет лежать и дело о ночном бое возле острова Саво.

Однако, выводами мы займемся в конце, а пока разберем то, что произошло в ту роковую для многих ночь.




Соломоновы острова, контрольная точка в южной части Тихого океана. Кто владел островами, тот мог устраивать там базы и контролировать, например, транспортные потоки между Австралией и Америкой. Для австралийцев – очень неприятно. А там и Новая Зеландия, как член Британского сообщества, тоже на раздачу встает.

Морские истории. Военно-морской кошмар и череда случайностей

В общем, контролировать Соломоновы острова хотели и японцы, и американцы. У японцев получилось получше, острова были быстро захвачены, туда перебросили инженерные части, которые начали строить аэродромы и причалы.

Понятно, что в штабе союзников (США, Великобритания, Австралия, Голландия и Новая Зеландия) все схватились за головы и начали придумывать план ответа. Было решено начать выметание японцев железной метлой 1 августа 1942 года. План назвали «Сторожевая башня» и начали готовить его реализацию.

Скинулись в плане десанта «на троих», то есть, США, Австралия и Новая Зеландия. Была подготовлена сборная дивизия морской пехоты, для транспортировки которой подготовили 23 транспорта.

Для защиты транспортов собрали все боеспособные после Мидуэя корабли: 3 авианосца («Энтерпрайз», «Саратога» и «Уосп»), линкор «Северная Каролина», 5 тяжелых и 1 легкий крейсер, 16 эсминцев. Ну и плюс до кучи всяких кораблей сопровождения, танкеров, госпиталей, грузовых судов с припасами. В общем, около 70 кораблей общим числом.


Австралийский тяжелый крейсер "Канберра" охраняющий транспорты

И вся эта красота утром 7 августа обрушилась на Соломоновы острова. Японцы, мягко говоря, проморгали такой отряд, а потому высадка стала для них полной неожиданностью. Инженерные части, состоявшие на 90% из корейцев и китайцев, естественно, не сопротивлялись, а потому Гуадалканал союзники захватили вообще без потерь. Единственное место, где вообще было оказано сопротивление десанту, стал остров Тулаги.

Сказать, что у японцев был шок – ничего не сказать. «Не было, не было, и вот опять» - это про ситуацию на Соломоновых островах. Именно так, потому что защитить свои части на островах японцам было просто нечем!


Единственное, чем располагал в районе императорский флот Японии – это так называемый 8 флот адмирала Микавы. 5 тяжелых крейсеров (один типа «Такао», два типа «Аоба» и два типа «Фурутака»), 2 легких крейсера и 4 эсминца.

Если вдумчиво посмотреть, все, что мог этот отряд – это, пожалуй, потрепать силы десантирования союзников и героически погибнуть под ударами авиации флота США. Тем не менее, Микава решил атаковать флот союзников. Но сделать это ночью, чтобы минимизировать действия американских самолетов. И в этом была огромная логика.

Так что ночной наскок с целью нанести как можно больший урон десантным кораблям и отход – это было весьма мудрое решение.

А дальше японцам начали помогать американцы. Примерно с тем же успехом, что и в деле Перл-Харбора.

Вообще подойти к Гуадалканалу незамеченным было просто нереально, что со стороны Микронезии, что со стороны Новой Гвинеи. Потому японцы применили весьма интересный маневр: шли как на параде до того момента, как их заметили, а как только это произошло, то Микава полным ходом двинулся на юго-восток, а затем совершил резкий поворот на юг.


Флагман Микавы - тяжелый крейсер "Чокай"

Экипаж бомбардировщика В-17, который днем 7 августа обнаружил отряд Микавы, доложил о нем, но так как американцы не смогли понять, куда вообще направляются японские корабли, то и ничего предпринимать не стали. Как говорится, «хороший стук себя покажет». Тем более, что было ясно, отряд не большой.

А 8 августа командующий высадкой вице-адмирал Флетчер решил, что операция прошла успешно, и приказал авианосному соединению отходить в Пёрл-Харбор. Очень спорное решение, Флетчер считал, что потеря 20% самолетов довольно существенна и подходил к концу запас авиационного топлива.

Между тем транспорты продолжали разгрузку, которая должна была продолжаться еще минимум двое суток.


В общем, Флетчер решил, что день-другой транспорты запросто продержаться без авиации и отправил авианосцы на базу.

Но в принципе, для охраны транспортов оставалось еще достаточно кораблей. Для более эффективной обороны эскадру разделили на три группы и разместили на наиболее вероятных направлениях появления противника.

Около южной оконечности острова Саво находились три тяжелых крейсера: американский «Чикаго» и австралийские «Канберра» и «Австралия» и два эсминца.


Тяжелый крейсер "Чикаго"


Тяжелый крейсер типа "Кент" - "Австралия"

На севере от Саво находились американские тяжелые крейсеры «Куинси», «Винсенс» и «Астория».


Тяжелый крейсер "Куинси"

На востоке от острова патрулировали два легких крейсера, австралийский «Хобарт» и американский «Сан-Хуан».

О японцах знали приблизительно. Что они есть. Но где и сколько их – это был вопрос. Вообще командовавший силами высадки вице-адмирал Тернер поручил контр-адмиралу Маккейну, командовавшему крейсерами, провести разведку в проливе Слот. Что помешало Маккейну это сделать, мы уже не узнаем никогда, но разведка проведена не была.

А утром 8 августа Микава подошел к Гуадалканалу. Он так мастерски рассредоточил свои корабли в районе острова Бугенвиль, что австралийские разведчики хоть и сообщили о присутствии в районе острова японских кораблей, но точно сказать, сколько их, не смогли. Плюс сообщения о японских кораблях дошло до американского командования только сильно ближе к вечеру.

Сложилась просто умилительная ситуация: сведений о противнике не было, личный состав группировки был утомлен двумя предыдущими днями, когда высаживали десант на острова. Правда, повоевать не получилось, но тем не менее.

И командующий соединением британский контр-адмирал Кратчли, державший флаг на тяжелом крейсере «Австралия» дал команду отдыхать. А сам отправился посовещаться с адмиралом Тернером. За себя Кратчли оставил капитана 1 ранга Боуда, который тоже устал и лег баиньки. В 21 час Тернер и Кратчли начали думать, где японцы и чего от них ждать.

Между тем японцы уже были рядом. После полуночи отряд японских кораблей уже был около Саво. В час ночи уже 9 августа японцы обнаружили американский эсминец «Блю», который патрулировал… Что патрулировал эсминец, сказать сложно, потому что «Блю» прошел в двух километрах от японской эскадры и ничего не обнаружил. Видимо, на корабле все тоже были уставшие…

Здесь к штабу Микавы пришло понимание, что в акватории Саво все тихо и спокойно, и они все еще не обнаружены. Корабли дали полный ход и направились к Саво. В 1.30 ночи Микава дал приказ атаковать, в 1.35 сигнальщики обнаружили южную группу кораблей, в 1.37 была обнаружена северная группа.

Вообще вызывает интерес, как американские корабли, оснащенные радарами, ведя радиолокационный дозор, не смогли обнаружить японские крейсера. И почему японские сигнальщики оказались эффективнее, чем американские РЛС.

Тем не менее, японские корабли пошли в атаку на южную группу. Благо, северная группа вообще не подавала признаков активности.

Как оказалось, единственным кораблем, который поддерживал хоть какую-то боеготовность, был американский эсминец «Паттерсон» под командой Фрэнсиса Спеллмана. Лейтенант-коммандер Спеллман, увидев, что в гавань входят какие-то корабли, поднял тревогу и открыл огонь по неизвестным кораблям.

Экипаж «Паттерсона» попал несколько раз из своих орудий 127-мм в японский легкий крейсер «Тенрю», но от кого-то из старших товарищей прилетел снаряд 203-мм и экипажу эсминца стало не совсем до сражения. Пришлось бороться за живучесть.

В этот момент над американскими кораблями повисли гидросамолеты, взлетевшие с японских крейсеров. Они сбросили осветительные бомбы над «Чикаго» и «Канберрой», осветив корабли. Японские корабли включили прожектора и открыли огонь.


Крейсер "Куинси", освещенный японскими кораблями под огнем


Легкий крейсер "Юбари"

Одновременно с этим проснулся экипаж эсминца «Бэгли». Корабль дал ход и выполнив маневр, дал торпедный залп в сторону кораблей противника.

Все бы оно ничего, но в то же время, крейсер «Канберра», над которым горели «люстры» с японских самолетов, дал полный ход и лег в циркуляцию, уклоняясь от японских снарядов, которые довольно точно ложились рядом с крейсером.

Тут торпеды с «Бэгли» и попали точно в центр крейсера. Естественно, потерявшая ход «Канберра» стала просто мишенью для японских артиллеристов, которые всадили в «Канберру» более 20 снарядов калибром 203-мм. Австралийский крейсер полностью потерял ход и начал набирать воду. Корабль получилось вывести из боя, но на этом его участие в бою закончилось.


Эсминцы спасают экипаж "Канберры"


"Канберра" тонет

«Бэгли» после столь успешного дебюта от участия в бою самоустранился. Но и того, что уже было сделано, было более чем достаточно для победы. Вопрос только – чьей.

Вторым на очереди стал «Чикаго». Командир крейсера Говард Боуи изволил почивать, так что крейсер даже не вступал в бой. Японский крейсер «Како» попал в «Чикаго» торпедой, которая вывела из строя систему управления огнем. «Чикаго» вышел из боя.

Вызывает удивление тот факт, что исполняющий обязанности командира соединения Говард Боуд по совсем непонятной причине не доложил о японских кораблях выше по инстанции. Хотя бы Кратчли и Тернеру, которые совещались на борту флагманского транспорта Терненра. Или Боуд мог бы попытаться наладить управление боем кораблей свой группы.

Однако ничего этого он не сделал, и американские корабли принимали участие в бою по принципу «что хочу, то и ворочу».

Так как южная группа была фактически разгромлена, японцы вполне ожидаемо направились к северной группе. Там пока царили тишь и благодать, вспышки и разрывы снарядов были приняты за грозу, а первый сигнал тревоги от эсминца «Паттерсон» элементарно не прошел из-за того, что на пути оказался сам остров Саво, преодолеть который не самая мощная радиостанция эсминца не смогла.

Так что команды кораблей северной группы спокойно спали, а корабли медленно перемещались по акватории.

Японцы разделились на две колонны и фактически охватили группу американских кораблей.


Японский тяжелый крейсер "Фурутака"

Шедший головным «Чокай» осветил американские корабли и в 1.50 группа Микавы открыла огонь.

«Чокай» стрелял по «Астории», «Аоба» по «Квинси», «Како» и «Кунигаса» по головному «Винсенсу», а «Фурутака» и эсминцы начали долбить «Квинси», который оказался в очень сложной ситуации.


Тяжелый крейсер "Чокай" ведет огонь по американским кораблям

«Квинси» сопротивлялся, успев дать несколько залпов. Два снаряда попали в «Чокай», один даже в штурманскую рубку, хорошо проредив личный состав штаба Микавы. Погибло 36 офицеров.

Но японские корабли буквально изрешетили американский корабль, убив командира и практически весь офицерский состав крейсера на мостике, плюс «Тенрю» попал в «Квинси» двумя торпедами, а «Аоба» одной. Между попаданием третьей торпеды и моментом, когда крейсер полностью скрылся под водой, прошло всего 22 минуты. В 2.38 «Квинси» затонул.

«Винсенс» продержался почти час. Были зафиксированы попадания в «Како» и «Кунигаса», но две торпеды от «Чокай» и одна от «Юбари» сделали свое дело и в 2.58 крейсер затонул.

На «Астории» откровенно протупили. Проснувшийся от взрывов капитан сперва приказал не стрелять, потому что ему спросонья показалось, что огонь ведется по своим. «Асторию» расковыряли всем отрядом, стреляли в крейсер практически все корабли отряда Микавы. «Американский крейсер превратился в полыхающее решето, с которым было непонятно, что случится быстрее – утонет или сгорит.


Тяжелый крейсер "Астория"

Последним кораблём северной группы охранения был эсминец «Ральф Тэлбот». На него наткнулись вообще случайно, эсминец тоже патрулировал в полусонном состоянии, когда его обнаружила группа «Фурутаки». «Тэлбот» получил 5 попаданий 203-мм снарядами, но в условиях начавшейся грозы эсминец скрылся. Повреждения были тяжелыми, но оно того стоило. Дело в том, что японцы решили, что в районе присутствуют необнаруженные до этого момента корабли противника.

В 02:16, когда японские крейсера еще вовсю стреляли по американским кораблям, Микава провёл своим штабом совещание. Требовалось решить, что делать дальше, так как эскадре явно требовалось время на перезарядку торпедных аппаратов и перегруппировку для атаки транспортов.


Японский тяжелый крейсер "Кинугаса"

В итоге штаб Микавы принял эпохальное решение – уходить. В 2.20 на кораблях сыграли отход, японские корабли прекратили стрельбу и пошли в точку сбора на северо-восток от Саво.

Самое интересное в этой истории – итоги.

Итогом для американского флота стала потеря четырех тяжелых крейсеров более чем с 1000 членов экипажа. «Канберра» был добит своими эсминцами, «Астория» догорел и затонул через несколько часов после окончания боя. «Квинси» и «Винсенс» к тому времени уже были на дне.


Американский тяжелый крейсер "Квинси" у последнего причала

Несение службы американскими моряками не выдерживало никакой критики. Радиолокационный дозор, сигнальщики, боевые расчеты – все продемонстрировали уровень Перл-Харбора. Что и стало причиной разгрома.

Да, современные РЛС тогда не были надежным средством обнаружения, и зачастую больше вредили, чем помогали. Но сигнальные службы и дозорных никто не отменял. А то, что американцы расслабились на 100%, это неоспоримый факт.

Было расследование происшедшего. Адмиралы Тёрнер, Флетчер и Кратчли были признаны невиновными в происшедшем безобразии. Виновным признали капитана тяжелого крейсера «Чикаго» Говарда Боуда, которого Кратчли оставил командующим «южной» группы на время своей отлучки. Говард Боуд застрелился 19 апреля 1943 года. В общем, было с чего, потому что единственное, что мог сделать и не сделал Боуд – не поднял тревогу, чем обрек на разгром и северную группу.

Единственное, что несколько поддерживает репутацию американского флота, так это то, что подводная лодка S-44 10 августа, когда эскадра Микавы шла обратно на базу, атаковала группу кораблей и потопила тяжелый крейсер «Како». Небольшое, но утешение.

Поражение? Ну как сказать… Смотрим на японцев.

Там тоже все весьма и весьма непросто. Вроде бы потопили 4 тяжелых крейсера, два эсминца отделали весьма прилично, победа?

Нет.

Десант не был уничтожен, и наступление союзников не было сорвано. Гуадалканал остался под контролем союзников, а транспорты, которые запросто могла потопить группа Микавы, впоследствии месяцами снабжали наземные силы. Что в принципе некоторые исследователи напрямую связывают с дальнейшим поражением Японии в кампании за Соломоновы острова.

Микава оказался в сложном положении. Он не знал, где в данный момент находятся авианосцы флота США, которые по идее с наступлением рассвета могли сделать из его отряда отбивную. Он ошибочно полагал, что в районе присутствуют еще корабли союзников, «неотоваренные» и готовые к бою.

Плюс считал, что корабли израсходовали слишком много боеприпасов.

На самом деле, топить транспорты лучше было бы не главным, а вспомогательным калибром. Но большинство офицеров поддержали идею Микавы «рвать когти», однако можно ли четко сказать о победе японского флота?

Пять тяжелых крейсеров Микавы обладали огневой мощью в 34 ствола калибром 203-мм. Пять американских и австралийских крейсеров – 43 ствола того же калибра. Но японские крейсера несли 56 торпедных аппаратов, плюс еще почти столько же было на эсминцах и легких крейсерах. И вот торпеды японцы использовали по полной программе. Американцы тоже попали торпедами, весь вопрос в том, что несколько не туда, куда надо было бы.


Тяжелые крейсеры "Фурутака" и "Кинугаса"

Но несмотря на потерю кораблей и людей, которая, конечно, ослабила флот США (пришлось молчать целых два месяца о результатах боя), стратегически инициатива осталась за американцами.

Тяжелое поражение у острова Саво совершенно не изменило расклада на линии фронта в южной части Тихого океана. Более того, за Гуадалканал началась серьезная борьба, которая длилась больше года. Морские бои за Соломоновы острова шли до конца 1943 года.


Так что кроме морального удовлетворения от нанесенного поражения в бою, больше ничего японцам не осталось. Япония совершенно не смогла извлечь никаких положительных моментов, кроме политических успехов.

А если бы Микава был посмелее… Если бы он атаковал транспорты, расклад мог быть совершенно другим. Но произошел второй Перл-Харбор. То есть, выигранное сражение совершенно не оказало влияния на войну.


Но хоть сражение японцы выиграли, как по нотам.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    9 января 2021 05:34
    Японцы разделились на две колонны и фактически охватили группу американских кораблей.

    Захватило, увлекло... good
    Так что кроме морального удовлетворения от нанесенного поражения в бою, больше ничего японцам не осталось. Япония совершенно не смогла извлечь никаких положительных моментов, кроме политических успехов.

    А позже и политические успехи сдуло атомными бомбардировками, а американцы спокойно чувствуют себя на территории бывших непримиримых врагов...
    1. +10
      9 января 2021 06:58
      американцы спокойно чувствуют себя на территории бывших непримиримых врагов...
      А непримиримые враги забыв "Дух Ямато" им туфлю целуют...и живут не плохо. И, кстати, из-за этого феномена кое у кого проскакивают фразочки типа: "объявим войну и сдадимся" или "...пили бы Баварское". При этом историю учить не хотят, и знать ничего не хотят.
  2. +14
    9 января 2021 07:22
    Собственно в Соломоновых островах флот Японии не был заинтересован совсем. Всю эту катавасию затеяли по настоянию армейского командования .
    Как то внезапно выяснившего что , Новая Гвинея совершенно не проходима для войск в плане движения с севера на юг .
    Ну и возникла идея - обойдем супостата с фланга , вот и стали мастерить ( совершенно не торопясь аэродром на Гвадалканале ).
    Отказ от прорыва к транспортам вызван многим факторами .
    Микава собирал для боя корабли в авральном порядке ( относились к разным флотам ) , восстановлением строя после боя , количеством топлива на кораблях и опасением утром попасть под удар береговой авиации ( американцы доставали Гвадалканал авиацией с баз ) .
    Причем стоит отметить мастерство маневрирования японцев в ночном бою ( и союзников тоже) Нормальных карт данного района не существовало ни у тех ни у других , воевать да и просто плавать там ни кто ранее не собирался.
    1. +2
      9 января 2021 21:50
      Вроде и верно, но не совсем так... Японцы стратегически стремились создать "пояс безопасности" для своих коммуникаций... Столкновение, возможно, было неожиданным для обеих воюющих сторон. Тогда, так и да, воевать там полномасштабно, никто не собирался... Это все должно было быть "немножко не там"... А Микава и в правду хорошо себя себя показал, командуя "чем попало" и "где попало". Обычно задача флота японцев была предельно формализована, а тут совсем наоборот...
  3. +11
    9 января 2021 08:19
    Автор статьи, как обычно, несколько вольно обошелся с фото кораблей.
    В статье речь шла о крейсере "Чикаго" относящемуся к типу "Нортхемптон".
    А в статье представлено фото крейсера относящегося к типу " Балтимор".
    1. +7
      9 января 2021 16:21
      )))
      Автор в своем репертуаре. Искал картинку "КРТ Чикаго" и нашел СА-136 Чикаго вместо CA-29 Чикаго. Ладно хоть без RIM-8 Talos обошлось.
  4. +12
    9 января 2021 08:51
    Добавлю фото.Тоже *Квинси*.
    1. +6
      9 января 2021 10:05
      Цитата: Фил77
      Добавлю

      Извините!Добавлю к добавленному,что остов корабля был обнаружен в ходе экспедиции Балларда,да,да.Именно он и обследовал остов корабля.
      1. +4
        9 января 2021 19:01
        Цитата: Фил77
        Добавлю к добавленному,что остов корабля был обнаружен в ходе экспедиции Балларда,да,да.Именно он и обследовал остов корабля.

        Может кому-то будет интересно...
  5. +24
    9 января 2021 09:41
    Ну,написано в авторском стиле с авторскими косяками( форумчане уже указали на несоответствие фото крейсера "Чикаго",где показан более поздний экземпляр типа "Балтимор").
    Кто то называет случившиеся трагическим стечением обстоятельств, кто то обычным рас....разгильдяйством,но в этом бою наложилось друг на друга масса обстоятельств,приведших к трагедии американского флота. Автор так же не показал значимость золотого попадания в штурманскую рубку "Шокаи", где были уничтожены немногочисленные карты прилегаюшего района . Многие источники указывают это как одну из причин,весьма весомую,отказа Микавы от атаки транспортов. В итоге главная задача, ради которой все затевалось,была не выполнена. В данном случае флот обеспечивал действия армии,а он не справился.Так что тут паритет по "счастливым стечениям обстоятельств". У японцев сложилось с уничтожением охранения, а американцев - со спасением десанта.
    Японцы при их желаниях идти до конца,и жертвенности,что проявилось в конце войны, просчитались в описываемой заварушке у о.Саво,когда надо было идти до конца в уничтожении десанта. Лишний час ,потраченный на налет на транспорты, принес бы гораздо больше дивидентов ,чем уничтожение крейсерского патруля. Но опять же,нам постфактум легко рассуждать, когда весь расклад ясен, а окажись мы на месте Микавы?...Как и на месте того же Лангсдорфа?
    Статье лайк,пойдет для популяризации военно-морской тематики на ВО. Хотя,как всегда,вопросы к автору по деталям request
    1. +1
      9 января 2021 18:47
      я не военный и не историк--что то подсказывает--флот по просьбе армии и авиации провел операцию и сбрасывать десант не собирался. как поставили адмиралу задачу так " по месту" на свой страх и риск отработал.ушел.
      Для япов главное было --устойчивость всей группировки на Сол ов-ах и НГвинее.не одна база.
    2. 0
      10 января 2021 02:39
      Цитата: рюрикович
      Ну,написано в авторском стиле с авторскими косяками( форумчане уже указали на несоответствие фото крейсера "Чикаго",где показан более поздний экземпляр типа "Балтимор").
      Кто то называет случившиеся трагическим стечением обстоятельств, кто то обычным рас....разгильдяйством,но в этом бою наложилось друг на друга масса обстоятельств,приведших к трагедии американского флота. Автор так же не показал значимость золотого попадания в штурманскую рубку "Шокаи", где были уничтожены немногочисленные карты прилегаюшего района . Многие источники указывают это как одну из причин,весьма весомую,отказа Микавы от атаки транспортов. В итоге главная задача, ради которой все затевалось,была не выполнена. В данном случае флот обеспечивал действия армии,а он не справился.Так что тут паритет по "счастливым стечениям обстоятельств". У японцев сложилось с уничтожением охранения, а американцев - со спасением десанта.
      Японцы при их желаниях идти до конца,и жертвенности,что проявилось в конце войны, просчитались в описываемой заварушке у о.Саво,когда надо было идти до конца в уничтожении десанта. Лишний час ,потраченный на налет на транспорты, принес бы гораздо больше дивидентов ,чем уничтожение крейсерского патруля. Но опять же,нам постфактум легко рассуждать, когда весь расклад ясен, а окажись мы на месте Микавы?...Как и на месте того же Лангсдорфа?
      Статье лайк,пойдет для популяризации военно-морской тематики на ВО. Хотя,как всегда,вопросы к автору по деталям request

      Полностью согласен. Ситуативный успех, не принёс японцам стратегической победы.
  6. +8
    9 января 2021 09:52
    Вторым на очереди стал «Чикаго». Командир крейсера Говард Боуи изволил почивать, так что крейсер даже не вступал в бой

    ,,, да в этот раз можно сказать повезло,,,во второй раз. Еще в начале лета, в результате дерзкой атаки подводных лодок японцев в порту Сидней, можно сказать по чистой случайности вместо него потопили паром Куттабул.
    то мог сделать и не сделал Боуд – не поднял тревогу, чем обрек на разгром и северную группу
    .
    Историки подвергли сомнению компетентность старших офицеров союзников. Мюрхед-Гулд устраивал званый обед в ночь нападения, и одним из главных гостей был старший офицер ВМС США в Сиднейской гавани, капитан Ховард Боде из USS Chicago . Оба офицера скептически относились к тому, что какое-либо нападение могло быть. Мюрхед-Гулд прибыл на борт HMAS Lolita примерно в полночь, действие, которое он описал как попытку узнать о ситуации. Но позже члены экипажа « Лолиты» рассказали, что, когда Мюрхед-Гулд поднялся на борт, он немедленно отчитал капитана и команду патрульного катера и быстро отклонил их отчет. Младшие офицеры в Чикаго предоставили аналогичные описания возвращения Боде на борт, и члены обоих экипажей позже заявили, что Мюрхед-Гулд и Боде были в состоянии алкогольного опьянения. И только после разрушения HMAS Kuttabul оба офицера серьезно отнеслись к атаке.
  7. +8
    9 января 2021 10:02
    Японский крейсер «Како» попал в «Чикаго» торпедой, которая вывела из строя систему управления огнем. «Чикаго» вышел из боя.

    ,,,повреждения, взрыв торпеды в носовой части и вмятина в районе кормы от неразорвавшейся торпеды.

    1. +3
      9 января 2021 10:15
      Цитата: bubalik
      взрыв торпеды

      Привет дружище! Вопрос.А кто обнаружил остатки *RT-109*.Да,именно им командовал Джон Кеннеди. wink
      1. +7
        9 января 2021 10:35
        Цитата: Фил77
        Джон Кеннеди

        Ну и??!Да,тот же Баллард!Номер*один* в мире подводной археологии! Чёрт!
    2. +5
      9 января 2021 11:02
      ,,,но в январе 1943 около острова Реннелл все таки утопили.

      Последние минуты
  8. +4
    9 января 2021 10:29
    японцы вполне ожидаемо направились к северной группе. Там пока царили тишь и благодать, вспышки и разрывы снарядов были приняты за грозу, а первый сигнал тревоги от эсминца «Паттерсон» элементарно не прошел из-за того, что на пути оказался сам остров Саво, преодолеть который не самая мощная радиостанция эсминца не смогла.


    " сообщение «Паттерсон» : "предупреждение , предупреждение, неопознанные корабли входят в гавань". сообщение было получено на "Венсенне", но оно не дошло до капитана , спящего в каюте, примыкающей к рубке лоцмана, и нет уверенности, что оно было услышано старшим офицером на мостике. Предупреждение было также услышано на "Куинси" , но не было передано на посты управления артиллерией "
    Много неточностей в статье, но в принципе читать интересно.
  9. +8
    9 января 2021 10:52
    Японцы поступили абсолютно грамотно и извлекли максимальную пользу: оставаться утром на разгром авианосцами США (а командующий японцами ОБЯЗАН был это учитывать и знал, что они есть)) -было бы глупостью.

    А для боя днем с ними нужны сосвсем другие средства, которых у него не было.
    1. +5
      9 января 2021 18:20
      Он не знал,что авианосцы ушли.
      В данном случае призом были транспорты с десантом и припасами, а бонусом крейсера охранения. Микава взял бонус и отказался от приза. Мы можем сколько угодно рассуждать об страхе перед авианосцами и боязни оказаться под ударом авиации утром,но задача не выполнена-транспорты не уничтожены, что привело к удержанию американцев и вылилось в последствии в ряд сражений с гибелью "Хиэй" и "Киришимы" и попытками "токийскими экспрессами" снабжения. А выполни Микава задачу - американцы с уходом авианосцев,гибелью крейсеров и потерей транспортов могли быть уничтожены на Гуадалканале с проблемой сдвигания сроков новой высадки, что дало бы японцам передышку. И неизвестно, как бы сложилось все потом. Но это "еслибыдакабы"
      А так десант удержался и американцы кинули силы на удержание плацдарма. А японцы ринулись поддерживать армию,когда это стало уже проблематично. Хотя Микава мог решить проблему в корне, пусть и с гипотетическим вариантом потери ряда кораблей...
      Мораль. Японцы расправившись с охранием отказались от главной задачи -помощи армии в удержании позиций путем уничтожения кораблей десанта с припасами. Вот и все выводы... Конечно,нападать на транспорты имея за спиной тяжелые крейсера весьма опрометчиво,но выполнение боевой задачи может быть длинной и опасной дорогой. Микава перестраховался, в итоге японцы проиграли. Они бы проиграли бы и позже,но надо идти до конца,когда тебе прет...
      1. +3
        9 января 2021 20:57
        Цитата: рюрикович
        Мы можем сколько угодно рассуждать об страхе перед авианосцами и боязни оказаться под ударом авиации утром,но задача не выполнена


        На пути "задачи" стояли еще одна задача-амер. крейсера.

        На них ушло время.

        Остаться на утро-погибнуть от самолетов.

        Микава прав, имхо. На глупость противника рассчитывать или на удачу полагаться -не меньшая глупость hi
      2. 0
        11 января 2021 13:52
        Цитата: рюрикович
        А выполни Микава задачу - американцы с уходом авианосцев,гибелью крейсеров и потерей транспортов могли быть уничтожены на Гуадалканале с проблемой сдвигания сроков новой высадки, что дало бы японцам передышку.

        Чего же их в реале не уничтожили - после того, как Тёрнер на следующий день после ночного боя увёл ДЕСО? wink
        Практически всё, с чем остались морпехи на острове, было выгружено на берег до боя у Саво, вместе с 1-м и 2-м эшелонами высадки. Выгрузка была настолько... энергичной, что уже во время десантирования 1-го эшелона пришёл доклад: высаживаться более некуда, зона высадки забита припасами (на учениях к "растаскиванию" грузов обычно привлекалась часть высаженных ранее боевых подразделений, но в условиях реальной высадки их оставили в резерве - и результат не заставил себя ждать).
  10. +9
    9 января 2021 10:58
    Автор как-то не замечает, что Микава, действовал "вслепую". Он не знал ни где авианосцы, ни где линкоры США. С рассветом, его крейсера и эсминцы, расстрелявшие большую часть б/к, могли стать отличной мишенью для матрасников. Кстати, автор не одинок в этом утверждении. Микаву, уже через пару дней, хасирские стратеги начали обвинять в том, что он не уничтожил транспорта у Лунга - Пойнт. Сидя в кабинете в Токио или в каюте на рейде Хасира - дзима, ситуация видится совсем по другому, чем ночью на, Соломоновых островах, под огнем англосаксонских восьмидюймовок))))
    1. +2
      9 января 2021 11:56
      Так Микава была поставлена задача - уничтожить транспорты wink
      1. +3
        9 января 2021 17:15
        Микава и так появился на месте боя на сутки раньше чем его ожидали американцы . От сюда и вояж на крейсере на типа по совещатся и формальная передача командования .
        Микава действовал очень быстро , сбор кораблей в авральном порядке , предельно не сбалансированное соединение , явная нехватка эсминцев , корабли разных флотов и в добавок Микава не мог точно знать хватит или нет топлива.
        Ну а транспорты таки смылись и марины амеров малость поголодали.
        1. +3
          9 января 2021 17:59
          Совещались американцы по поводу ухода авианосцев. И уже постфактум с полными штанами от разгрома все таки ОКОНЧАТЕЛЬНО РАЗГРУЗИЛИ ТРАНСПОРТЫ, что очень помогло десанту. Так что Микава навел шороху,но не выполнил главную задачу - уничтожение транспортов. Остальное все вторично и не важно. request
          1. +1
            10 января 2021 00:12
            Цитата: рюрикович
            Микава навел шороху,но не выполнил главную задачу - уничтожение транспортов. Остальное все вторично и не важно.

            Андрей Николаевич, спасибо. Вот сколько бы ни приходилось мне сталкиваться с "анализом" действий Императорского флота. Всегда флот не выполнял "главную задачу", ЧТО-то мешало и в заливе Лейте...Никак враги японской военщины?
            То незнание обстановки, то трусы и предатели. Вам не грустно от этого? По ходу - разведка не справилась, не нашли транспорты, "техномогучести" не хватило.
            Итог - закономерен.
          2. 0
            11 января 2021 13:08
            Цитата: рюрикович
            И уже постфактум с полными штанами от разгрома все таки ОКОНЧАТЕЛЬНО РАЗГРУЗИЛИ ТРАНСПОРТЫ, что очень помогло десанту.

            В том-то и засада, что Тёрнер срочно ушёл от Гуадалканала 9 августа не завершив разгрузку транспортов.
            The forces ashore had 17 days' rations--after counting captured Japanese food--and only four days' supply of ammunition for all weapons.
            © First Offensive: The Marine Campaign for Guadalcanal
            То есть, высаженные войска имели питания на 17 суток и боеприпасов на 4 дня боёв. При норме, ЕМНИП, 60 суток по питанию и 14 дней по боеприпасам.
            И Тёрнер собирался уйти ещё до разгрома крейсерского соединения - из-за отвода АУГ Флетчера.
            At a conference on board Turner's flagship transport, the McCawley, on the night of 8 August, the admiral told General Vandegrift that Fletcher's impending withdrawal meant that he would have to pull out the amphibious force's ships.
      2. +2
        9 января 2021 18:53
        Цитата: рюрикович
        Так Микава была поставлена задача - уничтожить транспорты

        Если я правильно помню, Микава поставил задачу сам себе...
        1. +3
          9 января 2021 19:04
          Дык да,Микава сам разработал операцию,сам поставил цель - уничтожение транспортов десанта. Разницы не вижу. Тем более в данном случае флот действует в интересах армии smile
      3. +4
        9 января 2021 20:30
        В каком источнике взята информация, какие задачи Микаве поставили? Насколько я понимаю, он действовал сугубо по наитию. Самураи были у Лунга - Пойнт, через сутки после начала высадки. Думаю, в Токио еще только "переваривали" информацию.
        1. +2
          9 января 2021 21:24
          Цитата: ТермиНахТер
          В каком источнике взята информация, какие задачи Микаве поставили? Насколько я понимаю, он действовал сугубо по наитию


          Это, по всей видимости, взято из допроса captain Kenkichi Kato, проведенного в 1945 году.

          " Во избежание путаницы и несчастных случаев в течение ночи мы двигались одной колонной . Поскольку наша миссия состояла в том , чтобы обойти остров Саво , обстрелять ваши транспорты, а затем отступить, мы не ожидали никаких трудностей . По пути мы получили донесение, что один из ваших транспортов горит, так что мы чувствовали, что можем легко обнаружить ваши силы. "
          1. +3
            9 января 2021 21:55
            Он ничего не пишет о командах из Токио. Ни сам Микава, ни его нач. штаба, кептен Охмаи, не говорят о том, что они получали какие - то указания.
            1. +1
              10 января 2021 12:15
              Цитата: ТермиНахТер
              Он ничего не пишет о командах из Токио. Ни сам Микава, ни его нач. штаба, кептен Охмаи, не говорят о том, что они получали какие - то указания


              Уважаемый Николай. Команда такая была. В ней не указывалось, что надо провести бой именно возле острова Саво. Отдал её адмирал И. Ямамото , в ней требовалось провести “decisive counterattack” против американцев. В некоторых источниках указывается, что изначально план вице-адмирала Г. Микавы не был одобрен в Токио, но через не большой промежуток времени вице-адмирал Г. Микава получил разрешение на проведение разработанной им операции.
  11. 0
    9 января 2021 13:51
    Роман спасибо! Отличная статья и фото!)
  12. +3
    9 января 2021 17:50
    Мдя. Раззвиздяйство - страшная штука на войне. Да и в мирное время тоже
  13. +5
    9 января 2021 18:49
    Потому японцы применили весьма интересный маневр: шли как на параде до того момента, как из заметили, а как только это произошло, то Микава полным ходом двинулся на юго-восток, а затем совершил резкий поворот на юг.

    Автору не мешало бы смотреть карты или яснее излагать свои мысли.
    Поворот на юг Микава совершил около 0630 8 августа, сильно позже не только 1-го, но и 2-го обнаружения его соединения...

    А утром 8 августа Микава подошел к Гуадалканалу.

    Просте что? :)

    Тут торпеды с «Бэгли» и попали точно в центр крейсера.

    Интересно, а автор сможет доказать эту гипотезу?
    Или тут просто ряди "горяченького"? :)

    На «Астории» откровенно протупили.

    Интересно, в каких ночных боях принимал участие автор, чтобы давать оценки действиям других людей?

    Итогом для американского флота стала потеря четырех тяжелых крейсеров

    Интересно, а когда это "Канберру" передали US Navy? :)

    P.S. Я кажется понял под кого "косит" автор: под Александра Больных, но, в отличие от последнего, ему не хватает ни знаний, ни фантазий, ни эрудиции... :)
    1. +3
      10 января 2021 08:01
      Лучше бы автор брал пример с Андрея из Челябинска.
      Тогда бы, эта статья закончилась фразой : "Продолжение следует... "
      Данная статья могла бы стать первой в цикле статей, в которых были бы проанализированы предвоенные тактические установки сторон ( а этот бой - это блестящая реализация предвоенных японских установок на ночной бой с использованием артиллерийского и торпедного вооружения ) и их эволюция в ходе войны.
      Были бы приведены характеристики вооружения сторон и их сравнение.
      Были бы приведены схемы бронирования , тем более, что и со стороны японцев,и со стороны союзников ( специально не употребляю термин "англосаксы", ведь в США сорок процентов белого населения - потомки немцев ) в этом бою участвовали тяжелые крейсеры разных поколений , и было бы их сравнение.
      Были бы проанализированы повреждения и живучесть тяжелых крейсеров Японии, США и Великобритании.
      Были бы проанализированы , с учетом вышеизложенного, все ночные бои на Тихом океане с участием тяжелых крейсеров.
      Но, так как автор данного материала не Андрей из Челябинска, думаю,что такой серии статей мы не дождемся...
      1. +2
        10 января 2021 12:29
        Цитата: ignoto
        Лучше бы автор брал пример с Андрея из Челябинска.
        Тогда бы, эта статья закончилась фразой : "Продолжение следует... "

        Это же работать надо...
        Особенно если учесть, сколько есть в наличии материала о компании у Гуадалканала.
  14. +4
    9 января 2021 19:55
    Интересно. Корабли тех лет, конечно, красавцы, особенно не изуродованные камуфляже.

    Кстати говоря очень похоже, когда начинают в ВОВ фрагами меряться. Да, немцы на тактическом уровне воевали лучше (а до 1943 - везде лучше), но война не десматч со счётом на табло. Да, у нас были больше потери. Кто победил - на этот вопрос вам ответит Группа Советских войск в Германии.
  15. -3
    10 января 2021 09:37
    Однозначный плюс! Но
    Говард Боуи изволил почивать, так что крейсер даже не вступал в бой. Японский крейсер «Како» попал в «Чикаго» торпедой, которая вывела из строя систему управления огнем. «Чикаго» вышел из боя.

    Вызывает удивление тот факт, что исполняющий обязанности командира соединения Говард Боуд

    Так Боуд или Боуи?
    1. +1
      10 января 2021 13:01
      Цитата: Usher
      Так Боуд или Боуи?

      Bode, Howard Douglas (Ping)
  16. +3
    10 января 2021 09:53
    Как всегда именно в комментариях находишь много интересного !!!
  17. 0
    10 января 2021 16:04
    Скинулись в плане десанта «на троих», то есть, США, Австралия и Новая Зеландия. Была подготовлена сборная дивизия морской пехоты, для транспортировки которой подготовили 23 транспорта.
    То есть операция десантирования на острова планировалась и осуществлялась в 3-х !!! странах а японцы этого не знали !!! Не засекли они так же выход кораблей десанта и кораблей сопровождения из портов. Да !!! - видимо разведка у Японии сильно хромала как минимум в этот период войны !!!
    1. +1
      10 января 2021 16:26
      Цитата: Selevc
      То есть операция десантирования на острова планировалась и осуществлялась в 3-х !!! странах а японцы этого не знали !!!

      Это видение автора...
      Планировали её американцы. Если так интересно, почитайте Морисона.

      Цитата: Selevc
      Да !!! - видимо разведка у Японии сильно хромала как минимум в этот период войны !!!

      Так аэродром на Гуадалканале для этого и нужен был: чтобы контролировать подходы к Австралии
  18. 0
    10 января 2021 18:55
    Спасибо за статью, очень легко читается и интересно. Вообще, побольше бы таких статей на ВО о различных морских сражениях 2 мировой войны.
  19. +2
    11 января 2021 00:45
    А если бы Микава был посмелее…

    Гунъити Микава весьма опытный и умный адмирал был.
    Он же третий по успеваемости на потоке и он был на подписании Версаля.
    Что касается посмелее. Он участвовал во многих битвах (образно за "линкоров") и так же был в атаке на Перл Харбор и Мидуэе.
    И после этого его упрекают в "авианосцебоязни! Лимит удачи тоже есть!
    Би́тва в мо́ре Би́смарка стала его финалом. Как раз авиация разгромила (и торпедные катера)
    И американцы уже не прошляпили.
    А сам адмирал дожил до 92 лет пережив почти всё высшее американское командование своих противников.
  20. 0
    11 января 2021 13:13
    Вообще вызывает интерес, как американские корабли, оснащенные радарами, ведя радиолокационный дозор, не смогли обнаружить японские крейсера. И почему японские сигнальщики оказались эффективнее, чем американские РЛС.

    Мва-ха-ха... американская корабельная РЛС на 1942 г. - это устройство, которое очень сложно заставить работать и которое выходит из строя по малейшему поводу.
    В рапорте командира АВ "Энтерпрайз" по боям у Соломоновых островов есть чудесное предложение: "РЛС не видит цели, которые наблюдаются сигнальщиками визуально".
  21. +2
    11 января 2021 13:42
    А если бы Микава был посмелее… Если бы он атаковал транспорты, расклад мог быть совершенно другим.

    С учётом того, что Тёрнер рванул от острова на следующий день, так и не закончив разгрузку - даже уничтожение транспортов мало что изменило бы. А с учётом того, что часть ТР выбросилась бы на берег - снабжение 1-й ДМП могло стать даже лучше, чем в реале. smile
  22. +1
    12 января 2021 10:11
    С удовольствием прочитал. Автору спасибо. Про бой этот знал, но читал источники без легкого юморка...
    1. 0
      12 января 2021 10:53
      Цитата: Сергей79
      Про бой этот знал, но читал источники без легкого юморка...

      Жаль нет смайлика "рука-лицо"...
      Хотя нет... Можно так.
      1. +1
        15 января 2021 09:51
        ХЗ.... Может мне не хватает двух высших образований и ученой степени, чтобы понять Ваш тонкий юмор на мой комментарий....
        1. 0
          15 января 2021 10:38
          Цитата: Сергей79
          ХЗ.... Может мне не хватает двух высших образований и ученой степени, чтобы понять Ваш тонкий юмор на мой комментарий....

          Знаете, мне достаточно двух высших образований при отсутствии учёных степеней (было лень, если честно), чтобы понимать, что о бое, в котором погибло более 1000 моряков союзников (а по меркам морских сражений это очень много) писать с юмором по меньшей мере некрасиво.
          1. +1
            15 января 2021 18:10
            А война всегда "некрасивая".... Но и на ней, как-то тяжеловато без юмора.
            1. -1
              15 января 2021 19:13
              Цитата: Сергей79
              А война всегда "некрасивая".... Но и на ней, как-то тяжеловато без юмора.

              Это-то понятно.
              Но не с таким "юмором", как подаёт всё автор статьи.
  23. 0
    18 января 2021 19:27
    У джапов в этом было что-то необъяснимо хроническое, - не подбирать плоды победы. Начиная с Перл-Харбора, и заканчивая этим же Гуадалканалом. Это пи всей псевдо-самурайской психопатичности, и полном отсутствии милосердия к поверженному противнику. Парадокс. Такое ощущение, что высшие офицеры флота Микадо хотели "повоевать подольше", чтобы было что внучатам рассказать. свезло американским парням, ох свезло. И не в последний раз.
  24. 0
    27 января 2021 17:09
    Почему Маккейн не удивил? Так это всё же семейственность, так сказать генный уровень. Да, а сынок ниучём не виноват!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»