Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Англичане вдруг засобирались в Керченский пролив

Это канун долгожданного признания Крыма или подготовка Лондона к вторжению в Азовское море?

52780

Немного фантазии, дорогие сэры. Представьте, как бойцы СБУ штурмуют сухогруз под флагом Union Jack. Затем, угрожая открыть пулеметный огонь, конвоируют его в Херсон. Как украинская погранслужба Украины где-нибудь в Одессе арестовывает британский танкер. Жестко допрашивает капитана, кидает за решетку английских моряков.

Хочется верить, что такая картина маслом весьма реальна. Украинские силовики имеют солидный список морских трофеев, конфискованных за рейсы на «оккупированный полуостров».

Процесс начался, когда еще в конце 2016 года на Дунае они храбро задержали танзанийский теплоход Sky Moon, перевозивший крымскую кальцинированную соду. Экипаж тщетно пытался удрать в румынские воды. Потом в том же районе захватили молдавское судно Bospor. В одесском порту Южный было арестовано российское судно-земснаряд и сухогруз Seabreeze, ходивший под «удобным» флагом латиноамериканской страны Белиз. Взят штурмом и заблокирован в порту Херсона наш танкер «Механик Погодин». В Измаиле арестован еще один российский танкер «Нейма». Всем известна эпопея пиратской атаки на крымский сейнер «Норд». Рыбаки вернулись в родную Керчь, а сейнер до сих пор в украинском плену.

Читайте также
Зеленский объяснил своему народу, кого можно убивать В новогоднем обращении губернатор малоросских губерний вдохновлялся опытом новгородских князей

Повод всех этих атак один и тот же. Киевский режим считает порты российского Крыма блокированными и запрещенными к посещению. Потому объявил о собственном праве нападать и захватывать суда-«нарушители», посмевшие посещать крымские гавани. Украина до сих пор настаивает, что полуостров закрыт для международного судоходства. Буквально под занавес 2020-го украинская прокуратура наложила заочный арест на 32 торговых судна, посетивших Крым. Данные по ним собрались передавать в Интерпол. Расследованием занимается специальная «управа» СБУ, дислоцированная в Херсоне.

И вдруг — ошеломительно известие из туманного Альбиона. В нынешнем году Великобритания предоставила официальную возможность своим судам вновь появляться у крымских причалов. Значит, по идее, отважные морские укры теперь пойдут на абордаж английских кораблей?

Покинув Евросоюз, англичане решили реализовать собственное право заходить в крымские порты «при экстренных обстоятельствах». Игнорируя антикрымские санкции ЕС, британские моряки соответственно получили возможность оплачивать использование инфраструктуры гаваней полуострова. Это уже подтверждено генеральной лицензией Управления по реализации финансовых санкций Казначейства Ее Величества. Как сказано в лицензии, «лица могут осуществлять платежи из незамороженных средств в пользу ГУП Крымской республики „Крымские морские порты“ за услуги, оказываемые Керченским рыбным портом, Ялтинским торговым портом и Евпаторийским торговым портом».

Самая характерная подробность: экипажам из Соединенного Королевства теперь разрешено пользоваться услугами службы Госгидрографии РФ, которая, в частности, обеспечивает безопасность плавания в акватории Керченского пролива. То есть, по факту англичане покупают у России право прохода под Крымским мостом.

Многие поспешили обрадоваться. Мол, таким образом официальный Лондон ослабил санкции против российского Крыма, давая сигнал другим странам о признании республики. Вспоминают недавние слова Владимира Путина, в ходе ежегодной пресс-конференции призвавшего страны Запада «оставить крымчан в покое» и признать результаты референдума-2014. Хотя стоит ли так однозначно брызгать оптимизмом на нынешний британский оверштаг?

Действительно, Керчь, Ялта и Евпатория простаивают без грузов и работы. А соответственно — и без доходов. За исключением каботажных перевозок, градообразующие порты РК почти полностью замерли. Евросанкции на заход круизных судов, яхт и торгового флота отзываются на Крыме очень болезненно. Единственные реальные деньги приносила работа Керченской переправы. Но после открытия движения по Крымскому мосту паромы тоже остановились. Как результат: к 2020 году уволены больше трех тысяч крымских портовиков.

«Перспективы захода судов под британским флагом — крайне важно для нас. Надеюсь, процесс частичной отмены санкций будет развиваться в дальнейшем», — заявил журналистам исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков, в недавнем прошлом глава ГУП «Крымские морские порты». Он убежден: грузооборот портовой сферы полуострова может быть даже больше, чем в украинские времена. Опять же, свою роль должна сыграть новая логистика Крымского моста, позволяющая транспортировать грузы автомобильным и железнодорожным транспортом.

И все же стоить уточнить подробности нынешних подводных камней. Итак, Великобритания разрешила собственному флоту заходить в основные гавани Крыма. Причем — по всему периметру, от западного до восточного побережья. Разрешила платить российской стороне за проход через Керченский пролив, за лоцманские услуги и маяки. Однако о намерении зайти в порт или пройти под Крымским мостом капитаны судов все равно обязаны извещать западного регулятора, контролирующего соблюдение санкционного режима — OFSI (Office of Financial Sanctions Implementation).

Ошарашенного президента Зеленского уже успокоила английский посол в Киеве Мелинда Симмонс. «Мы привержены территориальной целостности Украины и сохранению санкций против России за незаконную аннексию Крыма. Сообщения о смягчении британских санкций в отношении Крыма некорректны», — написала г-жа Симмонс в Twitter. Тем не менее, подчеркнем — теперь они де-факто получают право курсировать по всей крымской акватории.

Якобы, это будут не британские боевые корабли. Примерно такие, как корабль управления Военно-Морских сил Украины «Донбасс» и морской буксир «Корец» — первая «порошенковская эскадра», осенью 2018-го получившая разрешение от российских властей на проход по судоходному фарватеру Керченского пролива. Пара этих ржавых, безоружных бортов ВМСУ тоже в свое время заплатила за лоцмана и послушно отстояла общую судовую очередь возле Керчи. После чего без проблем прошла под Крымским мостом из Черного в Азовское море.

Можно смеяться, но именно эти «корыта» стали фактической основой новой военно-морской базы Украины в этих краях. Следом в проливе случилась провокация с участием украинских артиллерийских катеров, которых остановили корабли погранслужбы ФСБ. Однако «Донбасс» тогда уже пришвартовался у мариупольского пирса. И главное: с тех пор командование ВМСУ и практически все украинское руководство неоднократно и настойчиво заявляет о намерении пригласить в Азовское море «с дружественным визитом» флот Ее Величества.

Единственное, чего не хватало для такого рейда — официально организованных баз в том же Мариуполе и в соседнем Бердянске. Теперь эта проблема почти решена. Ну, а сами англичане готовы заплатить русским портовым службам Крыма мзду малую, чтобы навестить украинских друзей на азовских просторах. И остаться там как можно дольше.

Читайте также
Нога русского солдата: Где ждут «вторжения» в бышем СССР в 2021 году Какие вооруженные конфликты можно предположить на постсоветском пространстве

Остается напомнить события минувшей осени, когда впервые неподалеку от крымской границы высадился массированный парашютный десант Вооруженных сил Великобритании. Боевые задачи на юго-востоке Николаевской области выполняли несколько сотен десантников, в том числе из элитного армейского подразделения Pathfinder platoon. Это спецназ разведки, обученный действовать в тылу врага.

Вместе с личным составом одним из первых десантировался командир 16-й Air Assault Brigade бригадный генерал Джеймс Мартин. Высадка была произведена самолетами C-130 Hercules Королевских Воздушных Сил, вылетевшими из авиабазы Милденхолл графства Суффолк. Вслед за англичанами пошли украинские военно-транспортные Ил-76 и Ан-26 с подразделениями Сил специальных операций ВСУ.

Еще год назад в Госсовете РК много говорили о том, что корабли Североатлантического альянса в Азовском море никогда не появятся. Доказывали, что согласно договору между Россией и Украиной, это море является их общим, внутренним. А Россия, мол, своего согласия НАТО не даст и через Керченский пролив корабли альянса не пропустит. Прошло совсем немного времени, и крымчане бурно радуются возможности отсалютовать британскому флагу в Керченском проливе. Словно забыли, что отсюда до украинского Бердянска — рукой подать. А там уже заканчивают углублять военную гавань, готовясь принимать дорогих гостей.

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня