Последователи Мюнхгаузена: как преувеличивали свои победы немецкие лётчики во Второй мировой

47
Последователи Мюнхгаузена: как преувеличивали свои победы немецкие лётчики во Второй мировой

Как известно, нигде так не врут, как на войне и на охоте. Враньё и преувеличение германских военных XVIII века высмеял в своих ставших бессмертными произведениях о похождениях барона Мюнхгаузена немецкий писатель Рудольф Эрих Распэ. Со времён написания рассказов про барона, «летавшего на пушечном ядре» и «вытягивающем себя за волосы из болота», проходили годы, но преувеличений в повествованиях некоторых военных о своих похождениях меньше не становилось. Не стало это исключением и для времён Второй мировой войны.

О том, какие истории, оставляющие далеко позади даже «рассказы Мюнхгаузена», выдавали немецкие военные лётчики, рассказывает на канале Sky Artist Владимир Потапов.



Одно из наиболее часто встречающихся направлений откровенного вранья со стороны асов Люфтваффе – число побед, число сбитых советских самолётов.

Преувеличения порой принимали невероятные масштабы. Чтобы получать новые награды и внеочередные звания, немецкие лётчики порой «увеличивали» свои успехи по итогам воздушных операций в разы. И было это возможно по той причине, что системы подтверждения побед у лётчиков Люфтваффе и советских лётчиков серьёзным образом отличались. Первые могли позволять себя внушительные «приписки», что зачастую приводило к героизации в Третьем рейхе офицеров военно-воздушных сил, которые не особенно-то и отличались на фронте.

О своеобразных последователях главного героя книги Распэ – в сюжете:

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    14 января 2021 04:41
    Мюнхгаузен хоть забавный был, а этих "рыцарей воздуха" большой кровью и потом вымели из нашего неба!
    1. +14
      14 января 2021 06:03
      Одно из наиболее часто встречающихся направлений откровенного вранья со стороны асов Люфтваффе – число побед, число сбитых советских самолётов.
      ха...! по "дискавери" как то случайно на передачу наткнулся,как американцы наших в Корее и Вьетнаме десятками за день сбивали !
      1. +10
        14 января 2021 06:22
        Цитата: Аэродромный
        как американцы наших в Корее и Вьетнаме десятками за день сбивали

        Обычное дело! Их послушать, так они все советские ВВС посбивали, четыре раза. За неделю. smile
        1. +16
          14 января 2021 08:52
          «Никогда столько не лгут,как во время войны,после охоты и до выборов»
          Отто фон Бисмарк
          1. +2
            15 января 2021 15:13
            Цитата: Кроу
            «Никогда столько не лгут,как во время войны,после охоты и до выборов»
            Отто фон Бисмарк

            Если мне не изменяет память, Мюнхгаузен служил в Российской армии.
            1. +2
              15 января 2021 22:47
              Мюнхгаузен служил в Российской армии
              Вот на этом ядре облетел крепость Бендеры. lol Разведку с воздуха провел. Администрация музея уверенна в подлинности, зуб дает laughing
      2. +5
        14 января 2021 09:14
        Зато свои самолеты у них все якобы по техническим причинам потеряны.
      3. Zug
        0
        18 января 2021 20:10
        Наглые были-поджидали наших на посадке и валили как кур-внаглую просто,ничего не боялись.Это наш летчик вспоминает про войну в Корее
  2. +9
    14 января 2021 08:25
    Одно из наиболее часто встречающихся направлений откровенного вранья со стороны асов Люфтваффе – число побед, число сбитых советских самолётов.
    Ну а самолеты союзников?! Там тоже за сотню сбивали и для подтверждения указывался индивидуальный номер сбитого самолета, который обычно падал над Германией и с его индификацией проблем не было. Тема избитая, основная разница в тактике применения истребителей. Немцы, в основном, занимались свободной охотой. Не дать врагу отбомбиться, или наоборот, сберечь свои бомбардировщики, главной целью не ставилось - вот и счет рос, а война проигрывалась. По припискам, немцы преувеличивали, не сильно больше остальных это все уже разбиралось. Главное, кто войну выиграл, а не кто больше сбил!
    1. +1
      14 января 2021 08:58
      Цитата: Стирбьорн
      Ну а самолеты союзников?! Там тоже за сотню сбивали и для подтверждения указывался индивидуальный номер сбитого самолета, который обычно падал над Германией и с его индификацией проблем не было.
      Вы сейчас про бомбардировщики союзников?! И кто же этот уникум который сбил сотню, да хотя бы полтинник англоамериканских бомберов и (чёрт с ними) истребителей сопровождения над Германией или даже над всей Европой?
      1. +5
        14 января 2021 09:44
        Ночники - Ханс-Вольфганг Шнауфер (121 из них 114 четырехмоторников) и Гельмут Лент (110). около 50 еще несколько ночников. Из дневных, Вальтер Даль (51 западных), еще поискать можно hi
        1. +2
          14 января 2021 09:53
          Цитата: Стирбьорн
          Ночники - Ханс-Вольфганг Шнауфер (121 из них 114 четырехмоторников) и Гельмут Лент (110)
          Про ночников совсем не подумал, может быть и так, а вот про Вальтера Даля уже сомнения берут:
          13 сентября Даль утверждал, что сбил четырехмоторный бомбардировщик B-17 , протаранив , по его собственным словам. Лорант и Гойят, историки JG 300, не нашли свидетельств соответствующей утраты в архивах США. Википедия site:wikichi.ru
    2. +1
      17 января 2021 10:05
      Цитата: Стирбьорн
      Ну а самолеты союзников?! Там тоже за сотню сбивали

      Это кто же из союзников сбил "за сотню"?..
      В Британии лучшим был Пэттл, Мармадюк (Marmaduke Pattle) - 51. И летал он (та-да-да-дам!) на Гладиаторе, а потом - на Харрикейне!
      В США - Бонг, Ричард Айра (Richard Ira Bong) - 40 и МакГуайр, Томас Бьюкенен (Thomas Buchanan McGuire) - 38. Оба, кстати, летали на... P-38!
      А вот в Японии - да! Там были свои "ударники": Хироёси Нисидзава - 87 и Тэцудзо Ивамото - 80. И тут без сенсаций: "Зеро"!
  3. +7
    14 января 2021 09:21
    Во время войны все стороны завышали количество сбитых. Понятно, что частично преднамеренно- за сбитые давали деньги, звания, награды- но во многом из-за того, что некогда летчику в бою следить за сбитыми своими или других участников боя. Не те скорости. С земли тоже далеко не всегда разберешь, кто кого сбил и сколько.
    Поэтому завышение числа сбитых было самым обычным делом. Начальство с этим боролось с переменным успехом.
    Сложность проверки сейчас, когда есть данные с разных сторон, связана с тем, что участвовали различные части и сложно определить, чей самолет был.
    Но есть известное исследование Рыбина о фактических потерях в Заполярье с нашей и немецкой стороны- там самолетов было относительно немного, театр боевых действий ограниченный, поэтому считать было относительно доступно.
    Он анализировал результаты боёв за относительно длительный промежуток по донесениям с обеих сторон- и сравнивал заявленные и сбитые реально.
    Результаты показали многократное завышение числа сбитых с обеих сторон.
    К примеру, вот официальные и действительные итоги 13 воздушных боев в Заполярье, описанных Ю.В.Рыбиным в его работе о боевых действиях на советско-германском фронте 6-го отряда II группы 5-й истребительной эскадры люфтваффе. Из летчиков, которым были засчитаны победы в этих схватках, немецкие принадлежали к 6-му и 7-му отрядам указанной группы, а советские – к 19-му гвардейскому, 197-му и 837-му истребительным авиаполкам ВВС 14-й армии Карельского фронта, 768-му и 769-му истребительным авиаполкам 122-й истребительной авиадивизии ПВО и 20-му и 78-му истребительным авиаполкам ВВС Северного флота.


    http://vspomniv.ru/effektivnost_istrebitelei.htm
    Соотношение завышения сбитых плавает, тем не менее и в три, и в шесть раз- самое обычное дело в сравнении результатов с реально сбитыми.
    И это нужно просто принять как факт.
    1. 0
      14 января 2021 10:02
      Цитата: Avior
      Соотношение завышения сбитых плавает, тем не менее и в три, и в шесть раз- самое обычное дело в сравнении результатов с реально сбитыми.
      И это нужно просто принять как факт.
      Зачем принимать как факт какое то враньё? По ссылке мутнейшая статья в которой даже не упомянуто понятие советской авиации "групповая победа".
      1. +1
        14 января 2021 10:53
        Таблица по данным из работ Юрия Рыбина, известного исследователя боевых действий в воздухе в Заполярье, публиковались в специализированных журналах.
        Групповая победа- это и есть одна победа.
        hi
        1. 0
          14 января 2021 11:56
          Цитата: Avior
          Групповая победа- это и есть одна победа.
          Это Вы так написали, в статье по Вашей ссылке же нет ни определения, ни тем более расшифровки этого определения. Ну и
          соотношение потерь советских и немецких истребителей выглядит приблизительно 19600 : 3240 , т.е. примерно 6:1.
          глупость перестроечных времён, хотя бы потому что людские потери Советских ВВС около 24 тыс. человек, а немецких около 45-46 тыс чел. и даже если половину сбили союзники, то счёт примерно равный, а ведь тут нет ни финнов, ни венгров, ни итальянцев с румынами. Точнее цифры у Драбкина "Я дрался на Ил-2", сейчас мне некогда искать, извините.
          1. +3
            14 января 2021 12:10
            На ил-2 результат воздушных боев истребителей? Странно...
            Работы Рыбина и некоторых его последователей- единственный известный мне случай посчитатьреальные результаты воздушных боев за промежуток времещни для встьи сравнить с заявленными сторонами. Остальные просто выхватывают нужные им куски, как видео сверху.
            Если у вас есть результаты исследований таких данных по обеим сторонам- дайте ссылку, мне интересно будет почитать
            hi
            А что касается потерь ВВС, у немцев в них зенитное ПВО входило, которое и в наземных боях участвовало
            1. +2
              14 января 2021 13:53
              Цитата: Avior
              На ил-2 результат воздушных боев истребителей? Странно...

              А чего странного, если Герой Советского Союза И.И.Лезжов сам лично на своем самолете-разведчике завалил ДВА НАШИХ истребителя, которые его по ошибке атаковали, когда он возвращался с задания? Он подробно описывает это в своих мемуарах, и как расследование проводили, и признали его действия правильными, но Звезду Героя задержали. Куда эти потери занести, а таких случаев во время войны и у нас, и у противника хватало.
              Цитата: Avior
              Если у вас есть результаты исследований таких данных по обеим сторонам- дайте ссылку, мне интересно будет почитать

              Вот интересно, как их провести, если это потребует многолетних исследований архивов разных стран, да и то не факт что там все можно будет найти.
              В общем в таком случае нужно конечно ориентироваться на официальные потери обеих сторон за все время войны, чтобы приблизительно понять картину авиационных потерь противников. Другого пути я не вижу.
              Цитата: Avior
              А что касается потерь ВВС, у немцев в них зенитное ПВО входило, которое и в наземных боях участвовало

              Так и наши участвовали - в Лобне под Москвой такое орудие стоит как памятник, оно против немецких танков использовалось.
              1. +1
                14 января 2021 14:49
                Уникальные случаи ничего не меняли, читал историю, как американцы паровоз торпедировали, но это единичные случаи, ничего не меняют.
                Насчёт потерь- уже есть обработанные данные по потерям, их нужно только сопоставить., хотя, все равно это большая работа, конечно, но историки делают и большую. Из того что я вижу у Рыбина- понимаю почему. Неудобные данные получаются.
                Аналогичная ситуация по подводникам- но там проще, кораблей намного меньше
                командиром подводной лодки «Щ-421» серии X типа «Щука» Северного флота. На ней он выполнил 5 боевых походов, произвёл по кораблям и судам противника 7 торпедных атак. В первый поход вывел свою лодку вечером 22 июня 1941 года. Согласно его заявлениям, «Щ-421» потопила 7 кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 49 тыс. тонн. Однако подтверждённым документально является потопление только одного парохода: 5 февраля 1942 года «Щ-421» потопила немецкий пароход «Консул Шульте» (2975 брт)[4]..... Всего в ходе войны Лунину было засчитано потопление 17 кораблей и судов противника[12], из которых в послевоенное время были подтверждены 4 победы: 2 транспорта, большой охотник за подводными лодками и невооружённый норвежский мотобот

                Аналогичная история и с потопленными Маринеско- засчитанные после войны не подтверждаются, класс судов- завышен.
                Это объективная реальность, нужно спокойне к этому относится
            2. +1
              14 января 2021 15:46
              Цитата: Avior
              На ил-2 результат воздушных боев истребителей? Странно...
              Странно что Вы не читали можно сказать культовую, среди любителей истории авиации, книгу Драбкина
              Боевые потери летчиков ВВС КА за время войны составили 27 600 человек, в том числе 7837 летчиков-штурмовиков, 11 874 – истребителей, 6613 – бомбардировщиков, 587 – разведчиков, 689 – вспомогательной авиации.

              https://www.mnogobook.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/73205/fulltext.htm
              Напутал с цифрами, но предупреждал в принципе.

              https://history.wikireading.ru/5702
              Тем не менее, если просуммировать потери живой силы люфтваффе только от боевых действий (первые четыре суммы итоговой колонки), то получим боевые потери – 549393, из которых 218960 – это потери на Восточном фронте, или 39,8 % всех боевых потерь ВВС Германии.

              Если мы примем, что потери лётного состава люфтваффе на всех фронтах были пропорциональны, то на Восточном фронте, немцы должны были бы потерять 39,8 % всех своих лётчиков. Количество убитых в числе без вести пропавших не известно, предположим, что половина лётного состава, числящегося в пропавших, была пленена, а половина – погибла. Тогда ориентировочная сумма погибшего лётного состава на 31.01.1945 г. будет (43517 + 27240/2) = 57137 человек, а 39,8 % от этого числа составит 22740 человек.
              Вот как то так.

              Цитата: Avior
              А что касается потерь ВВС, у немцев в них зенитное ПВО входило, которое и в наземных боях участвовало
              Зенитное ПВО, ха, авиаполевые дивизии не хотите?
              1. +2
                14 января 2021 17:08
                Изначально речь шла о потерях в воздушных боях и сравнении с донесениями.
                Я думал, что вы у Добкина такое где то нашли.
                Что касается таблички, то она перемешивает понятия живой силы люфтваффе и лётного состава, и предположительна, ориентировочно, предположительная , а не фактическая.
                И к тебе обсуждения- соотношении реальных сбитых и заявленных отношения не имеет.
                1. +1
                  14 января 2021 17:37
                  Простите, теме обсуждения
                  Данные по потерям люфтваффе есть на Уголок Неба, но я не аижу смысла обсуждать эти цифры, речь ведь о другом совсем, это се сильно косвенно.
                2. 0
                  14 января 2021 18:44
                  Цитата: Avior
                  Что касается таблички, то она перемешивает понятия живой силы люфтваффе и лётного состава, и предположительна, ориентировочно, предположительная , а не фактическая.
                  Жаль что вы не прошли по ссылке:
                  Эти цифры были представлены Гитлеру в феврале 1945 г. (табл. 20) и итожат потери по сухопутным войскам и люфтваффе по 31 января 1945 г., а по ВМС – по 31 декабря 1944 г.
                  и ещё в таблице чётко отделены летный состав, десантники и остальные военнослужащие ВВС.

                  Цитата: Avior
                  И к тебе обсуждения- соотношении реальных сбитых и заявленных отношения не имеет.
                  Просто это показывает степень недостоверности статьи по вашей ссылке.
                  1. +2
                    14 января 2021 19:28
                    по моей ссылке речь идет о сбитых истребителях, а не о летном составе (необязательно это летчики - истребители, летчики разные бывают), поэтому никакой связи между этими цифрами не наблюдается.
                    Тем более, что по Восточному фронту конкретно там нет, это предположения автора- там это написано.
                    Если мы примем....немцы должны были бы потерять.... Количество убитых в числе без вести пропавших не известно, предположим.... Тогда ориентировочная сумма

                    вот это подсчеты на уголок неба
                    http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/luftloss/luftloss.html
                    http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/germloss/germloss.html
                    я сравнил по 1944 году. У автора моей ссылки боевые потери 750 истребителей, на уголок неба- 839. Отличается цифра, но не принципиально.
                    Поэтому не вижу, что могут доказывать в этом вопросе приведенные вами цифры. Тем более, что теме обсуждения они имеют сильно косвенное отношение
                    hi
                    1. -1
                      15 января 2021 04:53
                      Цитата: Avior
                      по моей ссылке речь идет о сбитых истребителях, а не о летном составе (необязательно это летчики - истребители, летчики разные бывают), поэтому никакой связи между этими цифрами не наблюдается.
                      Не совсем так, а именно:
                      Используя определенные приближения количество сбитых немецких самолетов истребителями Красной Армии равно 7500. Количество же самолетов сбитых немецкими летчиками равняется 18750, т.е. в 2,5 раза больше ( выведенная цифра сбитых немцами самолетов сдвинута в сторону уменьшения, ближе к действительности можно считать что немецкие истребители сбили на советско –германском фронте от 19000 до 22000 советских самолетов).
                      Речь в Вашей ссылке именно о ВСЕХ сбитых. И цифры эти лживы.
                      А связь прямая, потому что соотношение истребителей к другим видам авиации пусть прикидочно, но можно установить. Как пример:
                      На начало кампании — 20 июля 1940 года — в составе 2-го и 3-го воздушных флотов числились следующие силы:
                      8 дальних бомбардировщиков-разведчиков
                      1200 средних бомбардировщиков (из них исправных 69 %, в том числе 90 бомбардировщиков-разведчиков)
                      280 пикирующих бомбардировщиков
                      760 одномоторных истребителей
                      220 двухмоторных истребителей
                      50 дальних разведчиков
                      90 ближних разведчиков

                      Средние бомбёры, исходя из средней цифры экипажа в 5 (завышенное) человек 6000 ч, пикирующие 560 ч. истребители 1200 ч.. соотношение Ну пусть 1 к 5 (чуть заниженное для простоты)
                      Цитата: Avior
                      Тем более, что по Восточному фронту конкретно там нет, это предположения автора- там это написано.
                      Вполне логичных причём. Тем более что в 43 г авиаполевые дивизии окончательно перешли в ведение армии, армейское ПВО не имело к люфтам никакого отношения, а на Восточном фронте тяжёлого ПВО и не было почти. К тому же выпуск бомберов снизился, а истребителей наоборот, пусть и во многом в варианте истребителя-бомбардировщика
                      Значит взяв вполне оправданную цифру в 22740 убитых лётного состава получим цифру именно убитых немецких истребителей в 3790 очень на мой взгляд заниженную.
                      Сопоставим цифры боевых потерь летчиков (не пилотов а именно лётчиков) ВВС КА за время войны- 27 600 с немецкими потерями на Восточном (для немцев само собой) фронте в 22740 человек. Сопоставим цифры 11 874 – погибших советских истребителей и 3790 погибших немецких истребителей и станет понятно, что:
                      Соотношение официально засчитанных и реально одержанных воздушных побед
                      9:1 у советских лётчиков
                      и 2,75:1 у немецких
                      из Вашей ссылки просто оскорбительно.
              2. 0
                17 января 2021 10:43
                Цитата: Владимир_2У
                Вот как то так.

                Ну, тут надо ещё иметь в виду, что, во-первых, далеко не все погибали, кого сбивали. Начнем с того же Хартмана... (А мы считаем сбитые самолёты.)
                Во-вторых, я не согласен с Вами, что попавших в плен надо из этой статистики вычеркивать: 1) их сбили, 2) скорее всего, свои их считали либо погибшими, либо без вести пропавшими. Но главное, что их реально сбили...
                В-третьих, часть летчиков погибла на подбитых самолётах, уже выйдя из боя - сбившему их могли не засчитать как сбитых.
                Но в целом, конечно, арифметика очень показательная: примерный паритет. Хотя 40% потерь на Восточном фронте в Люфтваффе сильно диссонируют с 60...70% у Heer (видел где-то тут такую статистику, но где - не помню)...
          2. +1
            16 января 2021 09:25

            то счёт примерно равный


            Немцы, действительно, сбивали чаще, итоговое соотношение, примерно 2:1.
            Людские потери - не только в воздушных боях, но также от действий наземных войск и ПВО.
            Объективные причины: лучшая организация, лучше связь и управление, лучше разведка, лучше координация с другими родами войск, лучше матчасть. Немцам не приходилось строить самолеты из фанеры, у них было лучше ГСМ.... и т.п.
            До определенного момента, впрочем.
            1. 0
              16 января 2021 19:42
              Цитата: Illanatol
              Немцы, действительно, сбивали чаще, итоговое соотношение, примерно 2:1.
              Людские потери - не только в воздушных боях, но также от действий наземных войск и ПВО.
              Насыщение немецких войск зенитной артиллерией было выше и числом и качеством. Они, по Вашему, меньше сбивали наших чем наше ПВО ( вобщем смысле этого слова) немцев?
              1. 0
                17 января 2021 10:05
                Не надо мне приписывать того, что я не писал.
                Впрочем, наша объектная ПВО была, пожалуй, даже лучше.
                По мелкокалиберным зениткам мы проигрывали, а вот по крупному калибру - вряд ли. Особенно в в плане количества.
    2. +2
      14 января 2021 16:06
      Ну на флоте были еще подводники, те тоже были мастера .В примера можно привести И.В. Травкина, который заявил 13 побед, за ним утвердили 7 побед, фактически он потопил 1 транспорт, на что израсходовал в общей сложности 50 торпед, что является своеобразным рекордом. Следующими по расходу торпед следуют М.В. Грешилов - 49 (16,3 на одну потопленную цель) и Н.А. Лунин - 47 (23,5 на одну потопленную цель). Ну ,а по вранью, думаю первое место у фина Симо Кяюхя, который убивал почти по 7 человек каждый день ,наших цириков.с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940. Он один уничтожил столь ко же как 2 полка финов с пушками и пулеметами. Страшный человек с винтовкой без прицела.
    3. 0
      17 января 2021 10:11
      Цитата: Avior
      Соотношение завышения сбитых плавает, тем не менее и в три, и в шесть раз- самое обычное дело в сравнении результатов с реально сбитыми.

      Помню, читал мемуары одного немецкого генерала - он был по квартирмейстерской части.
      Им были приведено - в числе прочего - число сбитых "русских" самолетов во время операции "Багратион" (по немецким данным, естественно). А в комментариях к книге я нашел аналогичную статистику с нашей стороны - в 3 раза меньше...
  4. 0
    14 января 2021 14:52
    Все это ок и конечно на войне победы завышались всеми кто мог,но есть вопрос,кто же тогда убил наших пилотов ?:

    За годы войны было подготовлено 44 093 лётчика. Погибло в бою 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7837 лётчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации
    1. 0
      14 января 2021 15:07
      Цитата: looker-on
      587 лётчиков-разведчиков

      Вот как погиб один из них, без участия противника

      Думаю что такие случаи были далеко не единичные...
    2. 0
      17 января 2021 10:08
      А сколько там сбили наших немецкие асы, если их счета суммировать?
      Боюсь, число наших пилотов к концу войны должно было измеряться отрицательной величиной:))))
      1. +1
        17 января 2021 18:00
        Одного и того же пилота часто сбивали несколько раз. В зачёт идёт самолёт а не пилот
  5. +1
    14 января 2021 14:57
    laughing История рода Мюнхгаузенов идет из 12 века — именно в это время род основал рыцарь Хейно, принимавший участие в крестовом походе, которым руководил император Фридрих Барбаросса. Все потомки рыцаря воевали и погибали. А один из них уцелел, поскольку был монахом. Именно он дал роду новое имя — Мюнхгаузен, что означает «дом монаха». С тех пор на фамильном гербе рода Мюнхгаузенов присутствует монах с книгой и посохом.Иероним Карл Фридрих барон фон Мюнхгаузен. Он родился 11 мая 1720 года недалеко от Ганновера, в поместье Боденвердер.Там до сих пор музей .А его небылицы были о русской охоте, которая так запомнилась барону. Очень скоро они стали известны во всей стране. И люди стали называть барона обидным словом lugenbaron, что означало барон-лжец. За вымышленным бароном люди перестали видеть настоящего… laughing Похоронен Иероним Карл Фридрих барон фон Мюнхгаузен в фамильном склепе под полом церкви в деревне Кемнаде, что находится окрестностях Бодервердера.В Лондоне мошенник и вор Распе решил отомстить дяде Мюнхгаузена и анонимно издал в 1785 году по тогдашней традиции книгу-пасквиль про его племянника. Книга называлась «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России», после чего барон к своему неудовольствию получил широкую известность.
    1. 0
      17 января 2021 09:53
      Цитата: Геннадий Фомкин
      В Лондоне мошенник и вор Распе решил отомстить дяде Мюнхгаузена и анонимно издал в 1785 год

      Ну, я слышал немного иную версию: якобы Распэ был вхож в дом Того-самого-барона (тот его чуть ли не облагодетельствовал), но, обладая мерзким характером, за что-то невзлюбил своего патрона и, со скандалом расставшись с ним, начал публиковать свои пасквили.
      Есть также немецкий фильм-биография Барона, в котором он представлен милым дядькой, развлекавшим своих гостей откровенными выдумками (гости прекрасно понимали, что "хозяин шутит"). Однако потом у барона началась черная полоса: умерла его любимая жена (которую он встретил где-то в русской к тому моменту Курляндии), и пошло-поехало...
      Тем не менее, настоящий барон Мюнххаузен в итоге стал всего лишь этаким casus belli, а вот негодяй Распэ сочинил и издал книжку, которую до сих пор читают многие и читают с удовольствием! И даже у нас, русских, его откровенная брехня "про Россию" никакого отторжения не вызывает! Потому, что она не обидная...
  6. 0
    14 января 2021 15:31
    При докладе о результатах боев и подсчете сбитых самолетов противника каждый вышестоящий штаб делил количество сбитых рлвно на два
  7. 0
    14 января 2021 21:44
    Цитата: ccsr
    Думаю что такие случаи были далеко не единичные...

    Но не 500+ же среди разведки и не 27600 в целом. Большинство пилотов все же гибли в небе. И большинство от самолетов противника. Т.е от немецких пилотов
  8. +2
    15 января 2021 06:07
    Преувеличения порой принимали невероятные масштабы. Чтобы получать новые награды и внеочередные звания, немецкие лётчики порой «увеличивали» свои успехи по итогам воздушных операций в разы.

    Не стоит так всё упрощать, многие немецкие лётчики были грозными противниками, а завышение побед имело место во всех без исключения армиях.
    Например, каноническими стали данные о сбитых самолётах противника в ходе советско-финской войны.
    Сообщалось, что из общего числа в 427 финских самолётов якобы было сбито :
    213 истребителями, 146 бомбардировщиками, 46 зенитной артиллерией, ещё 22 было уничтожено на земле.
    В то же время фактические боевые потери с финской стороны составили 42 финских самолёта (в т. ч. 36 были сбиты в воздухе и 6 – зенитным огнём) и 2 сбитых в воздухе самолёта шведских добровольцев.
    Как видим, число сбитых финских самолётов было завышено более чем в десять раз. Но никто не называет наших пилотов лжецами или мюнхгаузенами, вполне вероятно, что в ряде случаев они подбитые самолёты ошибочно считали сбитыми.

    Теперь по союзникам.
    Наиболее результативным лётчиком-истребителем как в составе RAF, так и в целом в авиации Британской империи является сквадрен-лидер Мармадюк Томас Пэттл (Marmaduke Thomas J. Pattle) на счету которого числится 51 заявленная победа (сорок личных, четыре групповых и шесть «вероятных» побед, повредил в воздушных боях шесть самолётов и ещё пять уничтожил на земле).
    А данными противника подтверждается 23-24 из них, то есть 46 % от заявленного числа.
  9. 0
    15 января 2021 13:04
    после слов на видео : джентльменам верят на слово, сразу вспомнил анекдот

    Возвращается Чапаев из командировки в Англию. Одет весь с иголочки, в лимузине, на руках перстни с бриллиантами. Полный багажник денег. Носильщики выносят кучу чемоданов.
    Петька его удивленно спрашивает:
    - Василий Иванович, откуда у тебя все это?
    - Да так, Петька, в карты выиграл.
    - Как это?
    - Захожу я в клуб. Там все сидят, выпивают, в карты играют. Присмотрелся - в очко режутся! Сел я за столик, взял карты. У меня - 18. А мой соперник-англичанин говорит - 20. Я ему: "Покажи!" А он - мне: "Мы, джентльмены, верим на слово". Вот тут-то мне как поперло, как поперло
  10. 0
    15 января 2021 21:16
    Н.Г. Голодников хорошо сказал, победили и числом и умением. Потери были все же выше. Но главное результат. Мы за ценой не постоим.
  11. 0
    30 января 2021 11:31
    Так немцы по двигателям считали победы:истребитель сбивший четырёхмоторный бомбардировщик либо двухмоторный ,записывал
    себе 4 либо2 победы соответственно
  12. 0
    23 февраля 2021 13:06
    так у них победа типа в зачет если самолет вышел из боя а то что летчик дотянул до своего аэродрома
    это нещитово
  13. 0
    23 февраля 2021 13:08
    А вообще всегда говорил что судя по победам хартманов и витманов к Берлину должно прилететь и приехать полсамолета и танк на одной гусле без башни !
  14. Истребителей Airacobra советы получили около 5.000. Немцы в своих заявках сбили ок.1.700 штук. Чего то я не вижу в данном случае сказок Мюнхгаузена.