Авиационный скафандр «Воркута»

23

Первые отечественные авиационные скафандры имели гермооболочку силового типа, состоящую из 2-х или 3-х слоёв прорезиненной х/б ткани, которая выполняла одновременно силовую функцию и обеспечивала герметизацию скафандра. Одним из ярких представителей этого типа являлись скафандры СИ-1 и СИ-3М.

В 1959 году начались разработки двух скафандров для лётчиков морской авиации С-9 (на основе СИ-5) и «Воркута».



В авиационном скафандре «Воркута» впервые вместо единой гермосиловой оболочки из прорезиненной ткани была применена оболочка, состоящая из двух раздельных слоёв: наружного – силовая оболочка, и внутреннего – герметичная оболочка.

Это явилось крупным конструктивным достижением: повысилась надёжность, поскольку для силовой оболочки можно было применять более прочную техническую ткань. Увеличилась эластичность оболочки, особенно в местах шарниров. Упростилась технология изготовления силовой оболочки (шитьё и отсутствие клеевых швов), уменьшилось время на сборку. В дальнейшем все отечественные скафандры, разрабатываемые Заводом № 918 (АО «НПП «Звезда» выполнялись с раздельной оболочкой (силовая + герметичная).

В силовой оболочке скафандра «Воркута» была применена ткань «лавсан» (русский аналог ткани «полиэстер»), а гермооболочка изготавливалась из губчатой резины толщиной 3-5 мм, которая служила также теплоизоляцией в случае аварийного приводнения. В местах шарниров гермооболочка выполнялась из тонкой листовой резины.

Теплоизоляция скафандра позволяла находиться в холодной воде с температурой 0-10 градусов до 12 часов.

Скафандр «Воркута» изготавливался в 2-х вариантах: с кислородной маской и безмасочный.


Силовая система корпуса на первом этапе разработки состояла из троса, расположенного по нейтральным осям корпуса, который через систему роликов, закреплённых на жёстких накладках по бокам корпуса, переводился на пояс и замыкался спереди на лебёдке со стопором, с помощью которой производилась регулировка длины корпуса. В последующем применялась силовая система с передним подтягом.


На различных стадиях разработки в скафандре «Воркута» применялись как пространственный (неподвижный), так и поворотные шлема. Несмотря на новые подходы к «скафандростроению», СК «Воркута» не нашёл массового применения в ВВС СССР.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    17 января 2021 11:05
    СК «Воркута» не нашёл массового применения в ВВС СССР.
    Еще бы...
  2. +2
    17 января 2021 11:30
    К сожалению многие изобретения остаются не востребованы,такова жизнь.
  3. for
    +1
    17 января 2021 11:36
    Надо такой купить днем на выход от ковида, а ночью от запахов завода рОСНЕФТЬ.
    1. +7
      17 января 2021 12:15
      а...супружеский долг? lol
      1. for
        +1
        17 января 2021 13:01
        Цитата: роман66
        супружеский дол

        Ну они не каждую ночь травят.
        1. +2
          17 января 2021 14:22
          Цитата: for
          Ну они не каждую ночь травят.

          У меня отец в 60-70 годы работал в Норильске.
          Так вот он рассказывал, что там элементарно определяли "откуда ветер дует"
          С разных сторон города были два завода.
          Если один запах в городе, значит ветер с этого завода и наоборот laughing
          1. +4
            17 января 2021 15:33
            В Люберцах в 80-х годах всегда можно было определить направление ветра без Гидрометеоцентра: если несло птичьим дерьмом (Томилинская птицефабрика), то ветер восточный, а если свиным дерьмом (Белая Дача) - то южный.
            1. +1
              17 января 2021 15:36
              Цитата: Авиатор_
              если несло птичьим дерьмом (Томилинская птицефабрика), то ветер восточный, а если свиным дерьмом (Белая Дача) - то южный.

              Может таким образом на работу приглашали? lol
              1. +3
                17 января 2021 15:54
                Ни там, ни там теперь уже ничто не пахнет. Ножки Буша и польская свинина в 90-е сделали своё дело. А Томилинская птицефабрика была крупнейшей в Европе, это я очень даже по воздуху прочувствовал.
          2. +5
            17 января 2021 16:03
            Цитата: Липчанин
            У меня отец в 60-70 годы работал в Норильске.
            Так вот он рассказывал, что там элементарно определяли "откуда ветер дует"
            С разных сторон города были два завода.
            Если один запах в городе, значит ветер с этого завода и наоборот

            Если с запада серой воняло значит с "Медного", а если с востока хлором,то с Никелевого, но в 16-ом году производство с Никелевого стали переводить на "Надежду" и в Никель на Кольский, а в последующем Никелевый в Старом городе закрыли совсем. Сейчас только с "Медного" серой воняет, но уже не так сильно,всё-таки чистят газы.
      2. 0
        17 января 2021 14:19
        Цитата: роман66
        а...супружеский долг?

        Ну вот надо тебе опошлить... lol
        Привет Роман hi
        1. +4
          17 января 2021 16:10
          не опошлить, а пошалить! привет, Серень! hi
      3. +1
        17 января 2021 14:49
        Тогда стыковочный узел типа гайка РОТ в нужном месте.
  4. +2
    17 января 2021 11:56
    Интересная, неизбитая тема, спасибо автору!
    1. +2
      17 января 2021 12:59
      Присоединяюсь к вашему комментарию. Недавно была статья о первых герморазработках. Это - хорошее дополнение.
      1. +8
        17 января 2021 18:59
        Недавно была статья о первых герморазработках. Это - хорошее дополнение.

        Это не дополнение, а логическое и целенаправленное продолжение ;)
        На следующей неделе расскажу об авиационном скафандре "Сокол". Потом может по скафандрам сделаю паузу, что бы не приелось и расскажу подробно про установки для перемещения и маневрирования в космосе, причем не только о 21КС, но и о УПМК 1968 года и про "Сейфер". Не хочу слишком часто публиковать, что бы не приелось, а так раз в недельку, чуть реже - самое оно.
        1. +5
          17 января 2021 19:51
          Вах молодец good Интересно и продолжение с нетерпением drinks
          1. +4
            17 января 2021 22:24
            Интересно и продолжение с нетерпением
            Приветствую! Продолжение уже есть и даже опубликовано в моем блоге ;). Просто сюда я выкладываю с задержкой и только "сливки". Но кажется, мы с яндекс-дзеном друг друга не понимаем: он практически не дает просмотров, например, статья про "Воркуту" с седьмого декабря набрала всего 189 просмотров, а показов в летнте было всего 3108. На ВО этот же материал за день просмотрело более семи тысяч. Так что вопрос в том, что я хреново пишу отпадает сам собой, просто кто-то не умеет или не хочет грамотно подбирать аудиторию )))))))
        2. +2
          17 января 2021 21:50
          Тема интересная, тут только спасибо можно сказать. Но явно стоило указать на какие высоты скафандр был рассчитан, пилотами каких самолетов использовался.

          А то вся инфа только об спасающихся, сколько держит тепло в море. Кстати , похоже сейчас таких скафандров у пилотов нет. История с гибелью 3-х из 4-х пилотов Су-34 в Татарском проливе более чем печальна. Все замерзли раньше чем их нашли sad
          1. +4
            17 января 2021 22:31
            Но явно стоило указать на какие высоты скафандр был рассчитан, пилотами каких самолетов использовался.
            Мой косяк, абзацы "потерялись" при публикации. Оно и к лучшему, расскажу так: режим избыточного давления как и на всех советских скафандрах вплоть до "Ястреба", в котором Леоновы выходил в открытый космос, был 0,27 кгс/см2 (кстати этот режим до сих пор используют американцы). Начиная с авиационного "Сокола" (не путать с космическим), стали добавлять запасной 0,4кгс/см2 на случай возникновения высотно-декомпрессионных растройств, но этот режим можно было использовать кратковременно. Официально высота применения составляла 25-30км, но это обусловлено скорей возможностями самолетов, чем самого скафандра. Предполагалсоь, что будут использоваться на Су-9, Як-25РВ и Ту-106 (Ту-128). А теперь шипну на ушко - не особо то он удобным в плане использования получился (((.
  5. +5
    17 января 2021 12:22
    Скафандр, видно что советский, аж больно на душе стало, ведь делали сами!
  6. +6
    17 января 2021 13:12
    Автору спасибо за интересную статью! В Союзе военные разработки были закрытой темой, поэтому особенно интересно о них читать. good

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»