Северный морской путь: военные угрозы и уязвимые участки

72

Северный морской путь – кратчайший из Европы в Азию, и это объясняет повышенный интерес к нему со стороны целого ряда государств, включая, само собой, не только Россию, но и США, Китай, Японию, Великобританию и другие страны. Понятна зависть других стран к России: в настоящее время СМП полностью контролируется нашей страной. Однако в США неоднократно заявляли о том, что он должен принадлежать «всему человечеству», под которым, как и под загадочным словосочетанием «мировая общественность», понимается, само собой, американское государство.

Юридические нюансы принадлежности СМП – один аспект проблемы, но есть ведь и военная составляющая. Не зря США и НАТО в последнее время особое внимание уделяют именно Арктике, постоянно проводя военные учения и маневры в непосредственной близости от российских границ. России, само собой, приходится отвечать на эти вызовы наращиванием своего военного потенциала в Арктическом регионе.



Так, сформировано Объединенное стратегическое командование «Северный флот», которое с 1 января 2021 года получило статус военного округа. Оно отвечает за безопасность и оборону таких регионов как Архангельская и Мурманская области, Коми, Ненецкий автономный округ.

Баренцево море под прицелом НАТО


К наиболее опасным с военной точки зрения участкам Северного морского пути относится, в первую очередь, его самый западный отрезок. Это район Мурманска. На северо-западе Мурманская область граничит с Норвегией. Эта страна является членом Североатлантического альянса, а ее политический курс в последнее время отличается антироссийской направленностью.


Осенью 2020 года стало известно о планах Норвегии и США возобновить эксплуатацию закрытой в 2002 году военно-морской базы в Олавсверне. До границы с Россией от Олавсверна около 350 километров.

Здесь планируется разместить атомные подводные лодки ВМС США типа Seawolf. В случае размещения в Норвегии американские «Морские волки» будут представлять серьезную угрозу безопасности Северного морского пути, особенно в районе Мурманска и побережья Мурманской области.

Кроме того, НАТО регулярно задействует военные базы на территории формально нейтральных и не входящих в состав блока Швеции и Финляндии. Это означает, что и с территории этих государств, в случае военного конфликта, могут быть нанесены удары по Российской Арктике, в первую очередь – по Мурманской и Архангельской областям и тем участкам Северного морского пути, которые проходят вдоль их побережья. Например, во время учений НАТО Trident Juncture использовались базы ВВС Финляндии в Рованиеми и ВВС Швеции в Каллаксе.

Чукотское и Берингово моря: угроза с Аляски


Другой потенциально опасный с точки зрения военных угроз участок Северного морского пути находится в его самой восточной части, в районе Чукотки. Здесь не так далеко до Американского континента, а именно – до штата Аляска. За контроль над акваторией Берингова моря с воздуха отвечает 11-я воздушная армия ВВС США, штаб-квартира которой находится на военной базе Эльмендорф-Ричардсон в Анкоридже, штат Аляска.

Таким образом, основными угрозами для Северного морского пути являются возможные агрессивные действия США и НАТО, в которых в первую очередь, с большей долей вероятности, могут быть задействованы задействованы подводные лодки, ракеты, авиация. Наиболее опасные участки СМП находятся в его начале и в конце, то есть – в районе Мурманской области, в Баренцевом море, и в районе Чукотки - в Беринговом и Чукотском морях. На первом участке НАТО делает акцент на подводные лодки, на втором участке – на ракеты и авиацию.

Обеспечение безопасности Северного морского пути на этих участках прямо связано с дальнейшим увеличением оборонной мощи России в Арктическом регионе посредством развития средств противоракетной и противовоздушной обороны, противолодочной борьбы, увеличения количества собственных подводных лодок и надводных кораблей, укрепления потенциала авиации и войск береговой обороны.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    29 января 2021 13:39
    Северный Морской Путь НАШ и его надо защищать.
    1. +8
      29 января 2021 13:53
      Цитата: svp67
      Северный Морской Путь НАШ и его надо защищать.

      Вот именно для этого и выделили Северный флот в отдельный округ.
      Дело "за малым" - создать такие условия жизни за полярным кругом и такую систему коммуникаций, инфраструктуры и обеспечения, чтобы люди хотели там жить, а не стремились в более умеренные и южные области страны.
      1. -7
        29 января 2021 14:14
        Какой бы уровень вы там не создали люди все равно будут стремиться на запад. Так всегда было и будет. Это чисто психология. Экстремальные условия утомляют очень быстро.
        1. +8
          29 января 2021 14:24
          Цитата: carstorm 11
          Какой бы уровень вы там не создали люди все равно будут стремиться на запад. Так всегда было и будет. Это чисто психология. Экстремальные условия утомляют очень быстро.

          В СССР удавалось заинтересовать, пока страну не развалили, поэтому нужно брать лучший опыт и применять его на практике, а не сваливать всё на психологию.
          1. for
            +7
            29 января 2021 14:35
            Цитата: кредо
            В СССР удавалось заинтересовать, пока страну не развалили, поэтому нужно брать лучший опыт

            Эх, поздно батенька. Спасёт только вахта.
            1. 0
              31 января 2021 19:10
              Возвращение на Север требует больших вложений и затрат. Без создания нормальных условий и материальной заинтересованности туда мало кто поедет. Тем более - с семьями. Решат вопросы - люди поедут. А сегодня - да, только вахта.
          2. 0
            29 января 2021 22:31
            Я не сваливаю) я просто знаю сотни людей которые уехали. Хотя и жили хорошо. Знаете что сейчас большинство офицеров при переводе в подобные места семьи свои не перевозят?
        2. +8
          29 января 2021 15:58
          Отчасти с Вами согласен. И дело даже не в экстремальных условиях, а о крайней неприютности тех мест и крепком духе временщины, который пронизывает все пребывание человека там. К сожалению, эта памятка временщины сильна не только на крайнем Севере, но и в дальневосточных местах.
          Поясню на примере: вот живете вы, из витаминов местных у вас только брусника и шишки. У местных может и больше, но вы служите, и хорошо если раз в сезон удастся за брусникой вырваться в тайгу. Плодородный слой у вас - 10см, остальное глина и камень. Чтобы выросла и поспела простая морковка, надо выращивать ее в теплице или парнике, и хорошо, если вам удалось достать навоза! Но вы знаете, что на Западе есть нормальная земля и люди нормально там имеют не только морковку для детей, а и другое, включая яблоки и сливы. Ну и как? Не будет биться мысль в башке, что вы здесь временно и надо только потерпеть? А я ведь не условия Севера описал, условия Ванино, Хабаровский край. Не вечная мерзлота. Так что вы там можете создать, чтобы люди хотели там жить?? Был на Чукотке в командировке 15 лет назад - картошечка по 200 руб/кг расейская. А если из "проклятого" Анкориджа бусурманского - по 80 руб/кг. Голосуйте.
          1. -1
            29 января 2021 20:56
            Цитата: Галеон
            И дело даже не в экстремальных условиях, а о крайней неприютности тех мест и крепком духе временщины, который пронизывает все пребывание человека там. К сожалению, эта памятка временщины сильна не только на крайнем Севере, но и в дальневосточных местах.

            Не знаю о каких местах Дальнего Востока Вы говорите, но я тут совсем недавно разговаривал с человеком, который 30 лет прожил в Приморском крае и его мнение такое - с современной инфраструктурой и обеспечением всех благ цивилизации там можно жить совершенно комфортно и без какой-либо мысли временщика.

            Я надеюсь, что АС "Михаил Ломоносов" это только первая ласточка для Крайнего Севера и других необжитых мест России. Надо просто серьёзно заниматься этой темой, а не бросать это всё на самотёк, как это произошло после развала СССР и отмены всех льгот и привилегий, что были созданы для освоения этих мест в СССР.

            А что касается переезда на юг даже нашей страны, то например, в некоторых районах Астраханской и Волгоградской областей, Калмыкии (и далее по списку) жить просто невозможно, т.к. экстремальные условия жары и отсутствие большинства благ цивилизации.

            Вот и остаётся либо развивать страну по всем направлениям, либо, как когда-то заявил Д.А. Медведев сконцентрировать всё население России в 10-15 крупных агломераций, чтобы не распылять бюджет на всякие там моногорода, посёлки городского типа, сёла, деревни и просто хутора.
            1. +7
              29 января 2021 22:53
              Цитата: кредо
              Не знаю о каких местах Дальнего Востока Вы говорите,

              А вот я знаю, я в тех местах прослужил более четверти века.
              А до этого, в детстве прожил 10 лет в Североморске, отец там
              служил.
              В таких местах можно только служить в ожидании перевода или
              демобилизации, нормальной жизни там нет.
              1. 0
                2 февраля 2021 10:35
                Не соглашусь с Вами, отчасти. У меня аналогичная история в семье. Человек такое существо, что привыкает к любым условиям проживания и климата. Чтобы человек остался жить на Севере или на ДВ он как минимум, должен там родиться и прожить длительное время. Но и это еще не самое главное. Должны быть нормальные условия для жизни, компенсирующие тяжелый климат. Частное строительство, дороги, автомобильные и железные. На ДВ сколько уже гектаров правительство раздало и что то я не слышал чтобы народ туда, ломился. Посмотрите на скандинавов- Норвегия, Швеция, Финляндия. Почти такой же климат. Живут люди и не уезжают. Потому что, у них для жизни есть все условия- дороги. А вахтвым методом, на мой взгляд, Север можно только загадить, везвозвратно. Понаедут- "временщики" - гастробайтеры из СНГ или турки с китайцами. Нагадят и свалят. Да и молодежь надо на Север и ДВ зазывать не лозунгами, а комфортными условиями жизни и зарплатами. Все просто- есть деньги полетел на юга, отдохнул пару недель, побегал по жаре и духотище и вернулся, домой, где тебя ждет стабильная работа и зарплата, выше чем в других регионах.
                1. -2
                  2 февраля 2021 11:08
                  Цитата: Андрей Николаевич
                  Не соглашусь с Вами, отчасти.

                  Не соглашайтесь.
            2. -3
              30 января 2021 05:38
              10-15 агломераций - это отличная цель для АЯ.
              Но надеюсь, что развитие системы социальных услуг, развитие труда по удалёнке и повышение качества городской среды постепенно снизит тягу народы России к миграции в большие города.
              В больших городах масса преимуществ, но интернет эти преимущества сгладит. При этом высокая стоимость недвижимости в городах спугнет мигрантов будущих поколений.
        3. +2
          29 января 2021 17:25
          Цитата: carstorm 11
          Какой бы уровень вы там не создали люди все равно будут стремиться на запад. Так всегда было и будет. Это чисто психология. Экстремальные условия утомляют очень быстро.

          Во времена СССР все северные города и поселки только росли, год от года.
          А условия, скажу вам честно, были далеки от конфортных...
          А сейчас и из сел центра России бегут без оглядки, что уж там о Магадане и Петропавловске-Камчатском говорить...
          1. +1
            29 января 2021 22:34
            Росли. Но люди всегда отттуда стремились уехать) ну сколько среди ваших знакомых людей готовых уехать в такие места жить? 99 процентов кто согласиться поедут туда на время а не на совсем.
            1. +1
              30 января 2021 06:24
              Цитата: carstorm 11
              Росли. Но люди всегда отттуда стремились уехать) ну сколько среди ваших знакомых людей готовых уехать в такие места жить? 99 процентов кто согласиться поедут туда на время а не на совсем.

              Мой населенный пункт вырос за два поколения из деревни до пгт. В конце 80 начали грандиозное строительство новой школы, больницы и аэропорта. А потом СССР рухнул и все... Недостроенные развалины по сей день стоят памятником некогда великого государства. Сейчас от 5000 осталось 300 человек. Начался процесс ликвидации населенного пункта...
        4. -1
          30 января 2021 05:35
          А на Востоке тогда каким образом люди оказались? Например, мои родители с Приморского края.
          Если вы ознакомитесь с историей человечества, то увидите, что люди шли с Великой рифтовой долины в Восточной Африке веером на Северо-Запад, на Север, и на Северо-Восток.
          По вашей логике, все люди бы сейчас застряли бы в Европе. А остальная планета Земля осталась бы людьми не заселенной.
          1. +1
            30 января 2021 05:41
            Я сам с Хабаровска. Мои родители там оказались когда отца перевели по службе. Сами оба с Запада. Знаете какие скандалы у меня дома были регулярно на тему когда обратно поедем?! Еженедельно . Почти развелись. Я жил в военном городке в центре города Волочаевском. Соседи одни офицеры. Из всех кого я знал остались единицы. Уезжали постоянно. Или искали возможность перевестись или уходили на пенсию и адью. И мы бы переехсли но там ч кучу все сложилось плюс я в Уссурийское СВУ уехал. А по вашему самое в Европе все нс головах друг у друга не сидят?)
            1. 0
              30 января 2021 11:11
              Цитата: carstorm 11
              Я сам с Хабаровска. Мои родители там оказались когда отца перевели по службе. Сами оба с Запада. Знаете какие скандалы у меня дома были регулярно на тему когда обратно поедем?! Еженедельно . Почти развелись. Я жил в военном городке в центре города Волочаевском. Соседи одни офицеры. Из всех кого я знал остались единицы. Уезжали постоянно. Или искали возможность перевестись или уходили на пенсию и адью. И мы бы переехсли но там ч кучу все сложилось плюс я в Уссурийское СВУ уехал. А по вашему самое в Европе все нс головах друг у друга не сидят?)


              Я детство провел на Сахалине. Это ещё северо-восточнее, чем Хабаровск. И на Сахалине в советское время жилось лучше, чем на материке из-за повышенного снабжения дефицитными ТНП.

              В Европе полно народа, но в Азии народа еще БОЛЬШЕ!
              Если бы вы сказали, что люди не хотят жить на крайнем Севере, то тут я бы с вами согласился. Но вы сказали, что люди при любом комфорте будут всегда стремиться на Запад. Тут я с вами НЕ согласен. - Далеко не всегда на Запад!
      2. +6
        29 января 2021 17:21
        Цитата: кредо
        Дело "за малым" - создать такие условия жизни за полярным кругом и такую систему коммуникаций, инфраструктуры и обеспечения, чтобы люди хотели там жить, а не стремились в более умеренные и южные области страны.

        Такие условия не созданы даже для жителей средней полосы...
        В 60 км. от любого областного центра начинается "тундра"...
      3. +3
        29 января 2021 18:00
        Что-то слишком скудное содержание статьи. При том, что тема заявлена интересная.
        1. +1
          29 января 2021 22:56
          Цитата: Александр1971
          Что-то слишком скудное содержание статьи. При том, что тема заявлена интересная.
          Напишите лучше, какие проблемы? hi
          1. +4
            30 января 2021 05:30
            У большинства подготовленных людей достаточно интеллекта, чтобы оценить качество того или иного произведения. Будь это произведение промышленное или художественное, или какое-либо ещё. Но это не значит, что то же самое большинство людей способны переделать сделанное плохо, на что-то более качественное.

            Например, я - предприниматель с юридическим образованием. У меня в собственности построенная на мои деньги гостиница. Я могу оценить то, насколько качественно построена гостиница. Но я сам спроектировать и построить какую-либо гостиницу не смогу. Для этого были наняты специалисты.

            Поэтому ваша ко мне претензия не основательна. По вашему подходу каждый человек должен сам делать то, в чем он нуждается. Но это не возможно в условиях распределения труда в современной экономике и культуре.
            1. 0
              30 января 2021 10:29
              Цитата: Александр1971
              Поэтому ваша ко мне претензия не основательна.

              Это не претензия, это предложение. Судя по вашему комментарию ниже, у вас есть возможность и знания раскрыть эту тему несколько шире.
      4. +2
        30 января 2021 05:42
        Если смотреть на карту в статье автора, то Северный морской путь надо защищать.
        Но если корабли Запада пойдут севернее Новой Земли, Северной Земли, Новосибирских островов, о.Врангеля, то пускай себе идут без спроса России. Только тогда Россия не будет обеспечивать лоцию и безопасность пути.
        Но вот только эти твари хотят пройти не севернее, а южнее - в наших территориальных водах. Если они это сделают без согласования с нашими властями, то с такими кораблями и экипажами надо поступить как с пиратами - по древним морским традициям о пиратских кораблях.
    2. -5
      29 января 2021 14:25
      Цитата: svp67
      Северный Морской Путь НАШ

      Да ну?
      Это оформлено юридически, согласно
      всех международных соглашений?
      Где глянуть этот документ?
      1. +4
        29 января 2021 14:43
        Цитата: Bez 310
        Это оформлено юридически, согласно всех международных соглашений?
        Не смешите, любое МЕЖДУНАРОДНОЕ соглашение чего то стоит лишь тогда, когда его способны подкрепить своей силой заинтересованные в нем страны. Морское право имеет ОЧЕНЬ много исключений и дай нам Бог ума, умения и решимости, что бы отстоять свое мнение в этом вопросе
        ...Однако нужно обратить внимание на два условия, которые оправдывают политику РФ в связи с регулированием данной трассы.
        Во-первых, СМП является единой транспортной коммуникацией, часть которой круглогодично простирается в территориальных водах РФ. Это позволяет говорить о том, что иностранные суда в любом случае не смогут пройти весь СМП без согласия России на их пропуск через свои суверенные территории.
        Во-вторых, неарктическое государство не сможет осуществлять свою деятельность в регионе без согласия прибрежного арктического государства предоставить свою территорию для швартовки иностранных судов, обеспечить их средствами связи, проводить спасательные операции в случае стихийных бедствий, реализовать в случае необходимости природоохранные мероприятия и на совершение прочих действий, необходимых для комфортного и безопасного использования СМП .
        Таким образом, можно сделать вывод о том, что хоть РФ и не обладает правами на контроль всего СМП, тем не менее, такой контроль необходим исходя из принципов целесообразности, логичности, продуктивности и безопасности. В настоящее время мы видим, что уточнение правового режима морских районов Арктики приарктическими странами и, в первую очередь, — Россией неизбежно и необходимо. Арктика является районом крайнего севера, воды которого регулярно подвергаются замерзанию. Это позволяет РФ применять статью 234 Конвенции ООН по морскому праву, которая говорит о том, что прибрежные государства могут применять национальные законы в границах исключительной экономической зоны в тех районах, которые подвержены покрытию льдами, для обеспечения экологической безопасности этих районов . Ограничение движения судоходства на СМП можно считать действиями, направленными на защиту морской среды и обеспечением международной экологической безопасности.

        Грейть, В. В. Северный морской путь — территориальные воды России или международный транспортный путь? / В. В. Грейть. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 430-433. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41357/ (дата обращения: 29.01.2021).
        1. -1
          29 января 2021 15:04
          Цитата: svp67
          Не смешите

          Все понятно, никаких международных документов
          о признании СМП российским НЕТ.
          1. +3
            30 января 2021 11:03
            Есть 12-мильная зона территориальных вод. Если иностранные корабли не будут нарушать российские территориальные воды, то для из прохода через СВМП нет запрета.

            Но только при этом не будет и обеспечение лоцией и иным обеспечением прохода судов. А в свою очередь без этого ни один судовладелец или капитан судна в здравом уме и памяти не поведет свое судно по СВМП. Да и никакая страховая компания на такой маршрут не подпишется.

            Насколько я понимаю, Запад хочет, чтобы лоция и обеспечение безопасности были бы предоставлены Россией любым иностранным кораблям. В иных морях государства обычно заинтересованы материально в безопасности морских путей. Поэтому другие государства поддерживают морские маршруты вблизи своих территориальных вод.

            Но у России экстремально длинная береговая линия в СЛ океане, и вопросы обеспечения проводок морских судов: 1) экстремально дороги в силу географии и климата; 2) сильно связаны с обеспечением стратегической безопасности страны, ибо Север - регион, через который пойдут МБР в (из) США.
            Соответственно, Россия желает: 1) подзаработать на СВМП, чтобы компенсировать свои затраты на инфраструктуру и на постоянный мониторинг гидрографии; 2) предотвратить появление на СВМП судов, осуществляющих разведку (гидрографии, ледовой обстановки, воздушной обстановки, подводной обстановки, состояния нашей портовой и иной инфраструктуры СВМП).
      2. +3
        29 января 2021 14:45
        Цитата: Bez 310
        Где глянуть этот документ?

        Есть документы о территориальных водах, исключительной экономической зоне - Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву или морская конвенция. Читайте, в открытой сети есть.... Кроме того, вы сомневаетесь в правовой защищенности критически важной инфраструктуры СМП, размещенной на сухопутной территории страны? Вы как-то свои сомнения аргументируйте, что не так?
        1. +1
          29 января 2021 15:06
          Цитата: Hagen
          Есть документы о территориальных водах, исключительной экономической зоне - Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву или морская конвенция. Читайте, в открытой сети есть....

          Читал некоторые из перечисленных, но ничего
          об исключительно российском СМП там нет.
          1. -5
            29 января 2021 18:00
            Цитата: Bez 310
            Читал некоторые из перечисленных, но ничего
            об исключительно российском СМП там нет.

            В анатомическом атласе показано, что у человека есть голова, как часть тела. Нужно быть совершенно "одаренным", чтобы сомневаться в том, что она есть и у вас. laughing
            1. +6
              29 января 2021 19:09
              Цитата: Hagen
              В анатомическом атласе показано, что у человека есть голова, как часть тела. Нужно быть совершенно "одаренным", чтобы сомневаться в том, что она есть и у вас.

              А по сути комментария что то сказать можете? Или только оскорбления? По сути человек правильный вопрос задал, есть ли какие то правоустанавливающие документы, однозначно говорящие о том, что СМП это исключительно Российская территория или нет. Мне вот то же интересен сегодняшний юридический статус СПМ. Какие юридические основания у тех же американцев заявлять, что СПМ имеет международный статус?
              1. 0
                29 января 2021 22:02
                Цитата: aleksejkabanets
                Мне вот то же интересен сегодняшний юридический статус СПМ.

                Юридический статус СМП вытекает из юридического статуса территориальных вод и исключительной экономической зоны. В ТВ чужое судно может войти только с разрешения страны-владелицы, ИЭЗ также налагает некоторые обязанности на транзитные суда, например мирный проход и запрет некоторых действий. 5600 СМП проходит в части маршрута в ТВ и ИЭЗ РФ, т.е. под юрисдикцией РФ, которая не подвергается сомнению и подлежит вооруженной защите. Есть еще береговая система обеспечения безопасности прохода по СМП, принадлежащая РФ, без которой никакое коммерческое судно не пойдет этим путем. Учитывая границы ледового покрова СЛО проведите виртуальный караван севернее границ ИЭЗ, а особенно в районах островов Новосибирских, Северной Земли, Новой Земли. Суть вопроса ясна из курса географии средней школы. Или сложно отмерить 200 морских миль (370 км) от северных островов Группы Новосибирских островов? Как вы проведете караван без ледокольной проводки? Какие ледоколы и у кого запросите? Есть предложения? Это не с глобуса пыль протирать. Это сложно и опасно. Да и безрассудно, имея южнее надежную вспомогательную инфраструктуру и более сносные условия плавания.
                Цитата: aleksejkabanets
                Какие юридические основания у тех же американцев заявлять, что СПМ имеет международный статус?

                А вы само это заявление приведите. Пьяный бред отставных адмиралов не в счет. Они не имеют юридически значимых идей и последствий. Они лишь выражают некоторые желания американских "ястребов" "поджать" нашу ИЭЗ ближе к береговой линии чтобы не допустить нас к разработке полезных ископаемых на шельфе. Правовых оснований для этого нет. Только силовой способ возможен. Но на это еще надо решиться...
                Более подробно можно об СМП прочитать в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации:
                "Статья 5.1. Плавание в акватории Северного морского пути
                 
                1. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
                2. Правила плавания в акватории Северного морского пути, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:
                1) порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути;
                2) правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути;
                3) правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
                4) правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути;
                5) положение о навигационно-гидрографическом и гидро-метеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути;
                6) правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории Северного морского пути;
                7) иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.
                3. Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется администрацией Северного морского пути...." и далее
              2. -3
                29 января 2021 22:08
                Цитата: aleksejkabanets
                оскорбления

                В чем вы усмотрели оскорбление? В предложении примера дедукции (логическое выведение частных положений из общего)? Даже не смешно...
                1. +2
                  29 января 2021 22:17
                  Цитата: Hagen
                  В анатомическом атласе показано, что у человека есть голова, как часть тела. Нужно быть совершенно "одаренным", чтобы сомневаться в том, что она есть и у вас.

                  Прежде всего в переходе на личности. Это не правильно, Ваш софорумник, Вас на это не провоцировал.
                  1. -4
                    29 января 2021 22:24
                    Цитата: aleksejkabanets
                    Прежде всего в переходе на личности

                    Вы имеете ввиду подозрение на одаренность? Ну, знаете, связать маршрут с территориальными водами на карте - задача для школьника 9 класса. Задавать дважды один и тот же вопрос в публичное пространство, не взглянув в суть предмета вопроса, - явное проявление когнитивных недостатков или пренебрежения к собеседникам.
                    1. +5
                      29 января 2021 23:00
                      Цитата: Hagen
                      проявление когнитивных недостатков или пренебрежения к собеседникам.

                      Вы не привели ни одного международного
                      документа о принадлежности СМП России.
                      "Кодекс торгового мореплавания РФ" - наш
                      внутренний документ, и никакого отношения
                      к международному статусу СМП не имеет.
                      Я не буду вас обижать, скажу лишь, что вы
                      даже не представляете себе размер наших
                      тервод в районе СМП, и не знаете, что вход
                      в наши терводы вполне возможен для судов
                      других стран.
                      1. -4
                        30 января 2021 08:31
                        Цитата: Bez 310
                        Вы не привели ни одного международного
                        документа о принадлежности СМП России.

                        Я вам привел морскую конвенцию. Её достаточно, чтобы наше право управлять процессами на СМП в пределах наших ТВ и ИЭЗ признавалось всеми вменяемыми странами. "...Арктика является районом крайнего севера, воды которого регулярно подвергаются замерзанию. Это позволяет РФ применять статью 234 Конвенции ООН по морскому праву, которая говорит о том, что прибрежные государства могут применять национальные законы в границах исключительной экономической зоны в тех районах, которые подвержены покрытию льдами, для обеспечения экологической безопасности этих районов. Ограничение движения судоходства на СМП можно считать действиями, направленными на защиту морской среды и обеспечением международной экологической безопасности....." Так говорят специалисты по международному праву. Так что в данном случае наше внутреннее право имеет непосредственную связь с международным.

                        Цитата: Bez 310
                        Я не буду вас обижать, скажу лишь, что вы
                        даже не представляете себе размер наших
                        тервод в районе СМП, и не знаете, что вход
                        в наши терводы вполне возможен для судов
                        других стран.

                        Вы меня не обидите, потому как я о невозможности входа иностранных судов в наши ТВ не говорил. Это вам, видимо, привиделось. laughing Я говорил о том, что по основной массе маршрутов, что пролегают по СМП, распространяется наша юрисдикция и право управления, а плавать может кто угодно из признающих наши правила. Хотите провести караван СМП-Х через Северный полюс минуя нашу ИЭЗ? Нет проблем, только своими силами и на свой страх и риск. Если вы более продвинутый в морском праве, покажите координаты границы наших ТВ в районах Новосибирских островов или Новой и Северной Земли. Можете заодно приложить карту границы многолетнего ледового покрова СЛО. Потом можно обсудить возможности и реальные перспективы плавания в открытом море....
                      2. +3
                        30 января 2021 08:57
                        Цитата: Hagen
                        Ограничение движения судоходства на СМП можно считать действиями, направленными на защиту морской среды и обеспечением международной экологической безопасности.....

                        А можно и не считать...
                        Все понятно, у России нет исключительных прав на СМП.
                      3. -1
                        30 января 2021 09:47
                        Цитата: Bez 310
                        А можно и не считать...

                        Можно. Вам всё можно. Можно, как и прежде, ничего не аргументировать. Так, пулять свои несогласия по любому поводу. Глядишь, кто-то отреагирует wassat ... Другое дело, что всё равно ничего это не меняет...
      3. -3
        29 января 2021 23:25
        Цитата: Bez 310
        Цитата: svp67
        Северный Морской Путь НАШ

        Да ну?
        Это оформлено юридически, согласно
        всех международных соглашений?
        Где глянуть этот документ?

        Что там смотреть? США не могут претендовать на российские воды, точно так же как Россия не может претендовать на воды Аляски и Канады.
        1. +3
          30 января 2021 08:22
          Цитата: Ныробский
          Что там смотреть?

          Не надо вам никуда смотреть, не надо!
  2. +1
    29 января 2021 13:42
    Очередная серия сериала о Неуловимом Джо. В роли Неуловимого Джо - Северный морской путь.
    1. +3
      29 января 2021 14:19
      Абсолютно согласен.. Разве кто-то заявил, что СМП не российский? Или заявил, что будет через наши тер.воды ходить как хочет? От кого угроза то? Пираты? А если севернее будут ходить- так имеют право, правда льды не согласны.. Итого.. от кого СМП защищать то? Там что- супер трафик, без которого Россия не выдюжит? Да и по сути-невозможно такую протяженность защитить от тех же АПЛ.. в общем, действительно "неуловимый Джо".
  3. 0
    29 января 2021 13:46
    Напрягать "партнеры" и "нейтралы" будут, вопить будут, а вот воевать в Арктике...
    Локально не полезут, больно сложно, а вот попытка применить "Трайденты" или массированный авиаудар - западное и восточное побережье США станет фильмом ужасов, остальные сами разбегутся, будут искать себе статус "а я тут не причем, совсем я не причем!"
  4. +2
    29 января 2021 13:51
    Северный морской путь: военные угрозы и уязвимые участки

    О чём статья то?
    Кто то думает, считает, что если вдруг ВОЙНА, то это будет блокада СМП???
    Если станет "горячо", если вспыхнет настоящий пожар ... всем будет уже не до него, а по другому оно как может быть? Будут "арктические конвои" опять топить?
    Надо правильно оценивать угрозы и готовится эффективно им противостоять! Это и так понятно.
    1. -2
      29 января 2021 13:57
      Цитата: rocket757
      Кто то думает, считает, что если вдруг ВОЙНА, то это будет блокада СМП???

      А вы не допускаете, что может быть просто блокада СМП как очередной виток санкций за "отравление "новичком" африканских обезьян" и что тогда?
      1. +3
        29 января 2021 15:53
        Хорошо, пусть "блокада" ..... разблокировать КАК? Искать лодки и глушить их громкими звуками вавузел/тамтамов или просто ТОПИТЬ?
        При том, лодки будут прятаться подо льдом!!! а у нас подводных охотников ой как не хватает и наделать их быстро НИКАК!
        1. 0
          29 января 2021 16:08
          Цитата: rocket757
          разблокировать КАК

          Так в том и дело что никак. Да ладно еще если заблокируют с помощью флота (какой никакой "Казус Белли"), а если как с СП - санкции всем компаниям, которые используют СМП в т.ч. и грузоперевозчикам. В любом случае РФ выступает типа в роли Японии времен 2МВ. Я бы в этом случае заблокировал Суэцкий канал для американских грузов, до тех пор пока США не признают геноцид индейцев.
          1. +1
            29 января 2021 19:20
            Цитата: vvvjak
            до тех пор пока США не признают

            Заставить их ПРИЗНАТЬ их же ошибки, а тем более ПРЕСТУПЛЕНИЯ. дело архи сложное из категории фантазий.
  5. +1
    29 января 2021 13:51
    Трудности могут возникнуть, если США захотят продемонстрировать свободу судоходства и пошлют свою ПЛ, наши и их понятия о суверенной акватории могут несколько отличаться
    1. +5
      29 января 2021 14:53
      Они вполне могут это сделать, согласно морскому праву. РФ ведь проводит свои корабли через турецкие проливы и Гибралтар, т.е. "НАТОвские" воды.
  6. -3
    29 января 2021 13:51
    Автор, когда (если вдруг) нас начнут ровнять «по взрослому», то какой на/в .... (нужное подставить по желанию) СМП???
    1. +1
      30 января 2021 14:08
      А мы сами сейчас этим СМП пользуемся? Или только кичимся наличием такого? Ну заблокируют его враги и чего мы потеряем, что такого необходимого мы по всему маршруту СМП возим? Из Сабетты сжиженный газ в Европу возим, но это устье Оби, а дальше на восток, какие стратегические перевозки есть? Одним словом сами его толком не используем, но грозимся никого туда не пускать. А почему бы за деньги не пустить? Может и желающих то и нет? Автор, может лучше напишите, что мы возим по СМП, какая нам польза сейчас.
  7. for
    0
    29 января 2021 13:54
    Северный морской путь – кратчайший из Европы в Азию

    Ну это вообще то куда идти.
  8. -1
    29 января 2021 14:16
    Белые медведи на острове Врангеля напряглись! wassat
  9. +1
    29 января 2021 14:21
    Цитата: ВПП

    +1
    Автор, когда (если вдруг) нас начнут ровнять «по взрослому»,

    Разговор тут о другом, что если там будут шляться всякие иностранные военные корабли, даже и без задней мысли это для нас опасность, гораздо лучше на СМП неплохо заработать проводя гражданские суда
    1. +1
      29 января 2021 14:46
      За террводами пусть шляются, прохождение через иэз прописано, какие проблемы?
    2. +1
      29 января 2021 14:54
      Придумайте себе реальную необходимость в Северо-Западном проходе и "шныряйте" хоть до посинения.
  10. bar
    -3
    29 января 2021 14:46
    НАТО регулярно задействует военные базы на территории формально нейтральных и не входящих в состав блока Швеции и Финляндии.

    Ничего это полосатым не даст. СМП контролирует тот, у кого есть инфраструктура. Это и обеспечение навигации, включая ледоколы, и организация портов и логистики на его протяжении, ну и защита от нападений естественно. Ничего этого у полосатых не было, нет и надеюсь не будет. А стоять по обоим концам СМП и капать слюной могут сколько угодно.
    А инфраструктуру да, нам надо развивать.
  11. +5
    29 января 2021 14:50
    Банально очевидная статья. Урок географии для средней школы. А где изюм ?
  12. +2
    29 января 2021 15:07
    Так они имеют право за 12 мильным забором шляться.Территориальные воды ни кто не отменял.Подводные лодки итак у них подо льдами ходят !В чем вопрос.Нам надо учиться у китайцев военные корабли строить.Вроде слухи подтверждаются что китайцы от души потренировались над АУГ Теодора Рузвельта.Бомбардировщики вместе с истребителями отработали атаку крылатыми ракетами,пока без реальных пусков.Это уже Вашингтон Пост написало,но надо перепаверить.
  13. -2
    29 января 2021 15:49
    Есть Арктика и есть Антарктика. Антарктика - короткий путь для Америки в Азию. А Европа, если будут мирной тоже может воспользоваться коротким путем из варяг в китайцев, только мирно. А Севморпуть создал, "тиран" Сталин. Буквально с самого восстановления СССР, Сталин понял его значение. Сейчас об этом резко забыли.
  14. +3
    29 января 2021 15:51
    На ВО всё чаще и чаще появляются новые статьи-страшилки об опасностях которые подстерегают СМП буквально на каждом углу.

    Однако, следует знать, что ни у кого в мире кроме России, сегодня не осталось тяжёлых ледоколов для хождения в водах СМП. В настоящее время у США есть только один тяжелый ледокол "Polar Star" и один средний "Healy" которым уже лет по 30. Ещё один такой старик есть у Канады. Они уже давно почти не отходят от причальной стенки.
    Разговоры о каких-то новых проектах где-то, наверное идут. Мне даже попадались планы строительства двух ледоколов к 2029 году.

    Сегодня у РФ около 40 ледоколов разных мощностей и возрастов.
    В данный момент из мощных действующих ледоколов, построенных в советский период, в строю: «Ямал» и «50 лет Победы» (Тип «Арктика»), а также «Таймыр» и «Вайгач» (Тип «Таймыр»). В связи с тем, что их ресурс заканчивается, на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге началось строительство ледоколов проекта ЛК-60Я «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
    Всего же к 2035 году Арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжелых линейных ледоколов, в том числе девять атомных. Тут Россия "впереди планеты всей" и американцам не достичь паритета и за 30 лет.

    Теперь, можно уже перестать пугать простодушных читателей военным вторжением в Арктику и поставить точку.

    Для справки:
    Объём транзитных грузов по Северному морскому пути в настоящее время составляет 1 млн. тонн в год. Иными словами, через СМП за год проходит около сотни судов, в то время как через Суэцкий канал 18 000 и перевозят в 1000 раз больше -- более 1 млрд. тонн грузов…


    Происходит это потому, что в наши дни СМП открыт плюс-минус 20 дней в году.

    P.S. Ни на секунду не могу представил себе фантасмагорическую картину: норвежские самолёты бомбят Ненецкий автономный округ -- самый малонаселённый субъект Российской Федерации. Его территория размером с Уругвай, больше Греции или Таджикистана. А живёт там аж 44 000 человек...
    1. 0
      31 января 2021 20:31
      .S. Ни на секунду не могу представил себе фантасмагорическую картину: норвежские самолёты бомбят Ненецкий автономный округ -- самый малонаселённый субъект Российской Федерации.

      в американских планах по развёртыванию сил и средств в "угрожающий период" - входят три ударные группировки подводных лодок(3-4 лодки в каждой), разворачиваемые в Карском море, море Лаптевых и Восточно-Сибирском море. Где развернуться в августе-сентябре, судя по картам (второй и третьей), место есть. И "бомбить" они будут стратегические объекты в глубине страны как ракетами в обычном состоянии, так и крылатыми ракетами


  15. +2
    29 января 2021 15:53
    "Ох, уж эти сказочники"..Все очень просто.Дело в деньгах.Запад "хатит", что бы проводку по сути бесплатно проводили за символическую цену.Россия представила тарифы .Дорого .Отсюда и вой.И всё остальное.
  16. BAI
    +3
    29 января 2021 16:20
    Обеспечение безопасности Северного морского пути на этих участках прямо связано с дальнейшим увеличением оборонной мощи России в Арктическом регионе посредством развития средств противоракетной и противовоздушной обороны, противолодочной борьбы, увеличения количества собственных подводных лодок и надводных кораблей, укрепления потенциала авиации и войск береговой обороны.

    Статья из одних лозунгов. Генштабу виднее, что делать.
  17. +1
    29 января 2021 17:18
    Здесь планируется разместить атомные подводные лодки ВМС США типа Seawolf. В случае размещения в Норвегии американские «Морские волки» будут представлять серьезную угрозу безопасности Северного морского пути..

    А раньше не представляли..?
    Другой потенциально опасный с точки зрения военных угроз участок Северного морского пути находится в его самой восточной части, в районе Чукотки. Здесь не так далеко до Американского континента...

    Самое опасное для СМП, ВМБ РФ с РПКСН, да и вообще для России - это не новые базы, Сивулфы и "близость Америки", а катастрофическая нехватка АПЛ, кораблей ПЛО, морской ракетоносной и противолодочной авиации...
  18. +2
    29 января 2021 17:58
    СМП это в первую очередь перспектива для России в интересах освоения побережья Северного Ледовитого океана. Для других стран СМП не так важен и сложно поверить в то что ведущие страны мира ринутся туда на север отказавшись от уж освоенных транспортных коммуникаций в том же Индийском океане и Средиземном море.
  19. +2
    29 января 2021 20:16
    Илья, специально зашел в"Мнение "- искал Вас. Почему-то историю забыли
  20. 0
    5 февраля 2021 11:13
    О чем эта статья? Набор банальностей из цикла Маршал Очевидность.
    "Таким образом, основными угрозами для Северного морского пути являются возможные агрессивные действия США и НАТО, в которых в первую очередь, с большей долей вероятности, могут быть задействованы задействованы подводные лодки, ракеты, авиация. Наиболее опасные участки СМП находятся в его начале и в конце, то есть – в районе Мурманской области, в Баренцевом море, и в районе Чукотки - в Беринговом и Чукотском морях. На первом участке НАТО делает акцент на подводные лодки, на втором участке – на ракеты и авиацию."
    Ну как такое смог придумать человек7 Это же божественное откровение!!!!! Мы то думали ,что основную угрозу будут представлять эскимосы с дрессированными белыми медведями (о них еще Швейк предупреждал" и дрессированные на базе в Николаеве (ненька) боевые нарвалы. А тут вон оно как!!!! Подводные лодки и авиация! Кто бы мог подумать. Автору 2.