Зачем американским ВВС «небесный тихоход»?

17 февраля 2021 года американская компания Textron передала военно-воздушным силам первый турбовинтовой легкий боевой самолет Beechcraft AT-6Е Wolverine («Росомаха»). Самолет был передан Центру управления жизненным циклом ВВС США (Air Force Life Cycle Management Center - AFLCMC) на авиабазе Райт-Паттерсон (штат Огайо) и является первым из двух экземпляров, законтрактованных ВВС США в марте 2020 года.

Летающая «Росомаха» – штурмовой вариант уже состоящего на вооружении ВВС США турбовинтового учебно-тренировочного самолета Beechcraft T-6 Texan II, который в свою очередь является лицензионным вариантом швейцарского самолета Pilatus PC-9, был разработан компанией Beechcraft (дочки корпорации Textron) в качестве предложения по программе ВВС США перспективного легкого боевого самолета ОА-Х. Запущенная в 2009 г. программа ОА-Х (первоначально Light Attack/Armed Reconnaissance - LAAR) предполагала использование легких турбовинтовых ударных самолетов - штурмовиков в качестве возможной недорогой  альтернативы использованию современных  боевых самолетов, включая штурмовики А-10 «Бородавочник», в конфликтах низкой и средней интенсивности. Рассматривались планы приобретения от 100 до 300 легких боевых самолетов.

В начале 2018 года ВВС США выбрали кандидатами на участие в финальном этапе тендера ОА-Х самолеты корпорации Textron и бразильский турбовинтовой учебно-боевой самолет Embraer A-29В (ЕМВ-314) Super Tucano, продвигавшийся американской корпорацией Sierra Nevada Corporation (SNC), организовавшей его отверточную сборку из машинокомплектов в США на совместном предприятии с Embraer в Джэксонвилле (штат Флорида) для поставок в счет американской военной помощи партнёрам США.

На фоне стремления 45-го Президента США Дональда Трампа минимизировать присутствие вооруженных сил США в горячих точках планеты ВВС США утратили интерес к программе ОА-Х, которая в настоящее время снята с финансирования. Однако администрация Байдена декларировала продолжение присутствия американских военных  в Афганистане и на Ближнем Востоке, и интерес к лёгким штурмовикам, которые могут в перспективе заменить слишком устаревшие «Бородавочники», может и возродиться.

Об этом свидетельствует непомерно большая сумма контрактов на закупку всего четырех винтовых самолетов:  Корпорация Sierra Nevada получила контракт стоимостью $129 млн  на поставку ВВС США двух самолетов A-29В Super Tucano, а компания Beechcraft – контракт в $70,2 млн  на поставку двух самолетов AT-6В (АТ-6Е) Wolverine. В сумму контрактов входит продолжение ОКР и обеспечение испытаний.

Самолет АТ-6Е оснащен шестью подкрыльевыми узлами подвески для вооружения,  под фюзеляжем размещается оптико-электронная станция WESCAM MX-15D, дополненная лазерным дальномером-целеуказателем. Самолет оснащен аппаратурой военной спутниковой связи, станцией спутниковой связи Iridium,  инерциально-спутниковой навигационной системой и системой передачи видео передовым авианаводчикам ROVER и аппаратурой AERONet.

Отметим, что легкие штурмовики Air Tractor AT- 802 уже стоят на вооружении ряда стран и активно используются в противопартизанских целях. Легкий противоповстанческий штурмовик AT-802U построен на базе двухместного сельскохозяйственного самолета АТ-802, выпускаемого с 1993 года и оснащенного БРЭО компаний «Бендикс и Кинг» и «Гармин».  Американская фирма «Air Tractor» («Воздушный трактор») впервые представила его в 2009 году на парижском авиасалоне. 

Кабина экипажа и двигатель самолета защищены бронёй. Вооружение самолета составляют два трехствольных пулемета GAU-19/A фирмы «Гатлинг» калибра 12,7 мм, подвесные блоки М260 для применения НАР калибра 70 мм, а также бомбы Мк 82. Кроме того, для применения управляемых ракет класса «воздух-земля» с лазерным наведением типа AGM-114M Hellfire II и DAGR (Direct Attack Guided Rocket) самолет может быть оборудован оптоэлектронной прицельной системой AN/AAQ 33 «Снайпер-XR» компании «Локхид-Мартин», работающей в видимом и инфоракрасном диапазонах. Система позволит экипажу вести поиск, обнаружение, распознавание и автоматическое сопровождение наземных  или надводных целей на дальностях 15-20 км в любых метеоусловиях и время суток, их лазерную подсветку и наведение управляемого авиационного вооружения. Общий вес вооружения может достигать 4000 кг.

В комплекс поставляемых для этих самолетов вооружений входят 714 корректируемых 70-мм ракет APKWS, 114 управляемых авиационных бомб GBU-12 Paveway II калибра 500 фунтов, 222 управляемые бомбы GBU-58 Paveway II калибра 250 фунтов, 12 учебных бомб Mk 81/Mk 82, а также подвесные контейнеры с 12,7-мм пулеметами FN HMP400 LLC Herstal и 505 тысяч патронов к ним. Стоимость вооружения (включенная в общую сумму) – 53,6 млн. долл.

На самолете установлено современное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).

АТ-802 уже состоят на вооружении спецназа США и Колумбии. Начиная с  2010 года, командование специальных операций ОАЭ получило 38 таких самолетов. Четыре  самолета AT-802  закупила Иордания.

Внешне самолет очень похож на немецкий пикирующий бомбардировщик и штурмовик времен второй мировой войны «Юнкерс -87» «Штука» (Sturzkampfflugzeug). Несмотря на низкую скорость, посредственную аэродинамику  и неубирающиеся стойки шасси, он  был одним из самых эффективных боевых самолётов «Люфтваффе» благодаря способности к бомбометанию с крутого пикирования. 

Beechcraft AT-6Е Wolverine практически в точности повторяет конструкцию «Штуки» с тем лишь отличием, что у «Росомахи» убирающееся шасси. Ключевой момент – ломаное крыло типа «обратная чайка». На германском пикирующем бомбардировщике такой тип крыла был применен для  уменьшения до ми­нимума высоты стоек неубирающегося в полете шасси и, тем самым, снижения их аэродинамического сопротивления. На «Росомахе» крыло в виде «обратной чайки» увеличивает «дорожный просвет» и расширяет возможность подвески ракет и бомб. 

Высокая кабина на «Штуке» и «Росомахе» способствует улучшению обзора. Столь детальные совпадения в конструкциях двух самолетов могут означать, что у «Росомахи» предусмотрен режим пикирования на цель, что резко поднимает точность бомбардировки.

По своим лётным характеристикам AT-6Е Wolverine относится к числу «небесных тихоходов».  Максимальная скорость советского штурмовика Ил-2 была 450 км/час, Ю-87 — 408 км/час,  «Росомаха» может разогнаться до 500 км/час. Для целей противопартизанской борьбы смысл применения таких самолетов состоит в низкой стоимости их эксплуатации.

Стоимость одного летного часа в ходе боевых действий против боевиков  составляет $70 тыс.  для стратегических бомбардировщиков B-52, $68 тыс.  — для F-22, $23 тыс. — для F-16, $18 тыс.  — для штурмовика  А-10 и всего лишь одну тысячу долларов — для легкого турбовинтового противопартизанского штурмовика OV-10 «Бронко».

Эта статистика опубликована на американском ресурсе «Defense One». До сих пор не было информации об участии в боевых действиях на Ближнем Востоке устаревших штурмовиков «Бронко», снятых с вооружения ВВС США в 1994 году.

Таким образом, можно констатировать, что авиация США применяет в авиаударах по джихадистам помимо современных самолетов разных типов ещё и  морально и физически устаревшие штурмовики А-10 «Тандерболт»  и OV-10 «Бронко».

Если даже  США, которые  могут себе позволить массированное применение на ближневосточном ТВД современных боевых самолетов, не отказываются от старых, менее дорогих в эксплуатации, штурмовиков, то для России ставка в войне против террористических банд исключительно на современную боевую технику может оказаться слишком затратной.

Если американская стратегическая авиация наносила, например, 24 января  авиаудары по Мосулу бомбардировщиками В-52 каждые 8 минут, то наши дальние бомбардировщики Ту-22 вылетают на бомбежку джихадистов пару раз в неделю.

Война на Ближнем Востоке, от участия в которой мы уже не можем устраниться, продлится не один год. И чтобы на равных принимать участие в бесконечных политических торгах с США и НАТО, необходимо демонстрировать сопоставимые возможности не только на земле, но и в воздухе.  

Представляется, что разработка и производство легкого турбовинтового противопартизанского штурмовика с ТТХ, близкими если не к «Юнкерсу», то к Ил-2, вполне по силам российской оборонке.

Российским ВКС в данном случае нужен самолет для борьбы не с авиацией ведущих военных держав, а с боевиками, не имеющими современных средств ПВО. Принятие на вооружение именно турбовинтового штурмовика, специализированного для антитеррористических операций, расширит наши возможности, причем самым незатратным путем,  в борьбе с  террористами, и не только на Ближнем Востоке.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук