В планах перевооружения российской армии отсутствует логика

21

На фоне новостей о долгожданном старте в 2022 году серийного производства танка Т-14 «Армата» крайне любопытным выглядит сообщение о грядущих поставках бронетехники в 2021 году. Так, по информации Минобороны РФ до конца текущего года в соединения и воинские части Сухопутных войск ВС РФ спланировано к поступлению более 800 единиц новой и модернизированной бронетанковой техники. Всего, по данным военного ведомства, в войска поступят более 90 танков Т-72Б3М, порядка 80 единиц Т-80БВМ с газотурбинной силовой установкой, партия танков Т-90М «Прорыв», часть из которой будет передана заводом-изготовителем в Казанское высшее танковое командное училище для обучения будущих офицеров танкистов. Кроме того, в соединения и воинские части поставят более 120 боевых машины пехоты БМП-3, свыше 280 модернизированных БМП-2М с боевым отделением «Бережок», а также порядка 300 бронетранспортеров БТР-82А и БТР-82АМ.

Казалось бы, на первый взгляд впечатляющие темпы поставок: порядка 200 единиц одних только танков. Для сравнения, это почти столько же, сколько всего есть танков в наличии у германского Бундесвера (245 ед.) или у ВС Великобритании (227 ед., планируется сократить до 148). Однако при таком планировании перевооружения танкового парка есть существенный изъян – это сохранение советских проблем с разнотипностью техники: так, вместе с Т-14, установочная партия которого должна поступить в войска уже в этом году, в сухопутных силах длительное время будут эксплуатироваться ещё несколько типов основных боевых танков (Т-72Б3/Б3М, Т080БВМ, Т-80У, Т-90М). С учётом долгожданного выхода промышленности на серийное производство современных машин Т-90М и Т-14, сложно понять логику военного ведомства, продолжающего модернизацию советских Т-72Б в поистине промышленных масштабах. При этом, судя по заявлениям С. Шойгу, в планах подвергнуть модернизации весь парк Т-72Б* до уровня Т-72Б3М, т.е. с учётом существующих темпов и численности парка Т-72Б/Б3 модернизация будет проводиться как минимум ещё целое десятилетие.



Само собой, Минобороны может руководствоваться соображениями экономии и пытаться «выжать» из платформы Т-72 максимум возможного, частично закрывая потребности армии в современных машинах. Но в таком случае возникает куда больше вопросов по поводу модернизации другого танка - Т-80БВМ, стоимость эксплуатации которого на порядок выше любой дизельной бронетехники. Дабы не быть голословным, стоит обратиться к сборнику И. Н. Баранова «Главный конструктор В.Н. Венедиктов – Жизнь отданная танкам», где о газотурбинном Т-80 написано буквально следующее:

В целом Т-80 был бы идеальным танком, если бы не две его особенности: чудовищный реальный расход топлива и невообразимая стоимость. В ТТХ танка Т-80 запас хода выглядит вполне прилично. Однако в реальности умноженный на коэффициент средней квалификации мехвода и условия движения в колонне запас хода превращается в мизерную величину. Мне известны случаи, когда полностью заправленные батальоны Т-80 вставали «сухими» через 160-180 км. Вторая проблема – стоимость. Уверен, что если бы, не дай Бог, началась большая война, на следующий день все заводы перешли бы на выпуск Т-72. А Т-80 в лучшем случае хватило бы на одну операцию начального периода войны. Как танкист – член экипажа я был в восторге от возможностей Т-80У и до сих пор считаю его лучшим танком для сдачи итоговых проверок. Но как танковый командир, я понимаю, что Т-80 – не «военный» танк. Был ли смысл сохранять производство Т-80 ранее или восстанавливать его сейчас? Мне кажется, что смысла в этом нет.

Подобная характеристика вызывает много вопросов о том, зачем понадобились эти «прожорливые» боевые машины российской армии (пусть и заметно обновлённые), ведь от них еще в 2009 г. планировалось полностью отказаться в целях унификации танкового парка! Куда более рационально было бы перенаправить финансовые ресурсы на масштабное строительство новых и современных танков, замещая ими устаревшие образцы, чем модернизировать 40-летних (а то и старше!) советских «ветеранов». Тем более, что УВЗ (производитель Т-90М и Т-14) уже пообещал снизить стоимость своей продукции в ходе серийного производства**.

Но гораздо большее недоумение вызывает недавно стартовавшая модернизация БМП-2 в вариант БМП-2М, а также непрекращающаяся закупка новых БТР-82А и модернизация старых БТР-80 до уровня БТР-82АМ. Эти бронированные боевые машины (ББМ) безнадёжно устарели морально и конструктивно, особенно по части защиты экипажа и десанта, в силу чего никакая модернизация не может принципиально что-то поменять в этом отношении. Так, все перечисленные ББМ имеют лишь противопульное бронирование. Со времён Афганистана известны случаи, когда БТР-80 (а бронирование БТР-82 почти ничем не отличается от предшественника) пробивали из 7,62-мм пулемёта в борт! БТР-82 в силу своего низкого профиля лишен V-образного днища и «подвешиваемых» кресел, а потому взрыв мины под днищем приводит к роковым последствиям, в силу чего пехота предпочитает передвигаться на броне БТР. Аналогичные проблемы наблюдаются и у БМП-2. Упорство Минобороны в насыщении и модернизации бронепарка мотострелковых войск этими устаревшими образцами ещё меньше поддаётся разумному объяснению, учитывая наличие двух готовых современных платформ – «Курганец-25» и «Бумеранг», лишённых большей части недостатков советских ББМ и фактически находящихся на стадии государственных испытаний.

Сомнительная логика текущих планов перевооружения российской армии всё чаще становится темой для внимания авторитетных экспертов. Громкие заявления о высоких процентах современной техники в сухопутных войсках на проверку имеют мало общего с действительностью, так как те же вышеупомянутые модернизированные ББМ современными не могут являться по определению. В свою очередь ситуация с разнотипностью бронетехники по мере поступления целой линейки бронемашин на базе новых боевых платформ в войска будет только усугубляться и с учётом проводимой Минобороны закупочной политики перспектив для её исправления в обозримом будущем не предвидится.

* Модернизация до уровня Т-72Б3М осуществляется только на базе имеющихся Т-72Б, модернизация более ранних версий Т-72 до уровня Т-72Б3М невозможна.

** Стоимость одного ОБТ Т-14 на базе «Арматы» в настоящий момент составляет 250 млн руб., цену планируется снизить за счёт серийности выпуска, отработки технологии, снижении трудоемкости и повышении технологичности.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 февраля 2021 08:16
    Именно сейчас, когда Россия вновь поворачивается лицом к Арктике, только Т-80БВМ может эффективно работать в условиях сильнейшего мороза.
    1. 0
      27 февраля 2021 10:01
      Как автор прокомментирую, что газотурбинный двигатель действительно заметно быстрее запускается в мороз, однако помимо двигателя у танка есть те же аккумуляторы, которые, как и на дизельных машинах, морозы переносят весьма тяжело и требуют предварительной подзарядки или замены. Так что скорость приведения танкового подразделения в боевую готовность, но которую так уповают в случае с Т-80БВМ, в морозную погоду будет мало чем отличаться от Т-72/Т-90, а стоимость эксплуатации будет отличаться в разы.
      1. -1
        27 февраля 2021 12:28
        Автор видимо не в курсе, что аккумулятор можно снять и в тепле подержать в отличие от двигателя.

        Подзаряд танковых батарей в машинах и в хранилищах производится непрерывно. Разрешается приостанавливать подзаряд на срок до 10 суток при ремонте сети и на праздничные дни.

        https://vk.cc/bZ1eot
        1. 0
          27 февраля 2021 12:59
          Аккумуляторы конечно можно держать в тепле, собственно как и танк можно держать в отапливаемом ангаре целиком (в идеале оно так и должно быть). В таком случае проблемы с запуском не будет от слова совсем.
          1. Комментарий был удален.
      2. +6
        27 февраля 2021 14:24
        Автор вы не совсем владеете темой.....

        Так что скорость приведения танкового подразделения в боевую готовность, но которую так уповают в случае с Т-80БВМ, в морозную погоду будет мало чем отличаться от Т-72/Т-90Е

        будет отличаться и существенно, если из этого цикла, выпадет запуск подогревателя и собственно подогрев дизельного двигателя, то да процесс ускорится и в разы. Да и в эксплуатации Т-72/Т-90Е в условиях низких температур, есть некоторые нюансы известные только специалистам добавляющие "геморроя" эксплуатантам. Что же касается аккумуляторов то ещё в советское время, в СА, существовали методики сохранения ими работоспособности(в условиях низких температур) и быстрой установки их на технику (думаю наука на месте с тех пор не стояла).
        Согласен газотурбинный двигатель сам по себе дороже, дороже в эксплуатации. Но вот беда, они уже произведены и имеются в наличии и подходит для эксплуатации в условиях сверхнизких температур как никакой другой .... Так что остаётся "взять карандаш" и посчитать в столбик экономичность и эффективность ... При всём уважении к автору, явно умеющему "складывать буквы в слова и предложения" судит он поверхностно и без вдумчивого обсчёта эффективности.
      3. +4
        27 февраля 2021 19:44
        Поскольку запуск танков с дизельным двигателем происходит дольше, то и аккумулятор на них сдохнет быстрее и пуск станет невозможен.
      4. 0
        27 февраля 2021 22:37
        однако помимо двигателя у танка есть те же аккумуляторы, которые, как и на дизельных машинах, морозы переносят весьма тяжело и требуют предварительной подзарядки или замены.

        На северах российских куча всевозможной техники , начиная с автомобильной , пользует аккумуляторы.
        При надлежащем уходе всё работает исправно. request
    2. -4
      27 февраля 2021 17:21
      С арктического направления есть угроза вторжение??? Устарело не только техника но и некоторые мозги.
      1. +2
        27 февраля 2021 19:45
        американцы постоянно трындят о том, что будут жёстко защищать свои интересы на СМП, то есть в Арктике.
  2. +4
    27 февраля 2021 10:55
    Название интригующее, а вот логика самой статьи, настойчиво продвигающей "идею нелогичности", мне отнюдь "не показалась( по Ване Солнцеву)". request
    А уж авторский "убийственный аргумент" из насквозь ангажированного панегирика( несколько лет назад тщательно прочёл этот, увы, почти на треть "водянистый", объёмистый "сборник воспоминаний" от корки до корки winked ) генералу В.Н.Венедиктову и уральской "семьдесятдвойке"( в этом сплошном потоке восхвалений "светилу танкостроения" лишь вскользь упоминается его коллега, начальник и предшественник-Главный Конструктор Л.Н.Карцев-главный вдохновитель и создатель конструкции прототипа Т-72-"творческой компилляции" уральского опытного объекта "167" и харьковского, уже тогда принятого на вооружение Советской Армии, танка Т-64, и настойчивый продвигатор концепции именно уралмашевского "мобилизационного варианта" на основе идей танка харьковчан и собственных конструкторских наработок...кстати, в своих, тоже опубликованных, воспоминания Леонид Николаевич Карцев как-то с горечью обронил, что ошибся с рекомендацией Венедиктова на своё место, когда он по состоянию здоровья дочери был вынужден уехать с семьёй из Нижнего Тагила и встал вопрос о преемнике на посту ГК КБ, который должен был внедрять в производство почти уже готовую машину-будущий Т-72...)) заставил меня вспомнить древнюю арабскую пословицу:

    ты сказал раз-я поверил, ты повторил-я усомнился, ты сказал в третий раз-я понял, что ты говоришь неправду!

    Только зачем это автору, цель??! winked

    На мой взгляд, как советского инженера-машиностроителя, офицера-танкиста, производственника и ремонтника( в том числе и тяжелой гусеничной техники) с многа-многадесятилетним стажем, российские власти и военные делают всё правильно, целесообразно и по-хозяйски, логично-наряду с внедрением новых танков, используя уже имеющиеся запасы бронетехники для модернизации и насыщения ими войск в условиях очевидного антироссийского "нагнетания обстановки" и возрастающей угрозы агрессии реваншистского( в большинстве состоящего из стран уже нападавших на наш СССР вместе с гитлеровским рейхом и активно участвовавших в уничтожении наших родных и наших соотечественников!) "блока НАТО" во главе с неогитлеровскими "цивилизаторами"-колонизаторами США!
    ИМХО
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
  3. -8
    27 февраля 2021 12:27
    Путин сказал, что кроме калош, СССР ничего не производил. А Шойгу эти "калоши" всё модернизирует, а свои "калоши" не торопиться внедрять. Вот я и говорю, что Путина никто не слушает и он не авторитет! Быть 20 лет у власти, гнать "пургу" все 20 лет. И какие "калоши" Путин после своего правления оставить собирается? Модернизированные Советские!!!
    1. +4
      27 февраля 2021 14:32
      Да, Путин он такой! Только в отличии от украинских президентов он Россию не опустил до уровня самой нищей страны Европы,неспособной ничего производить. Танки Украины это советские танки, с танковых кладбищ...... Ни броню, ни орудия ни пулемёты ни радиостанции "незалежная" производить не способна. Технологии утеряны, а создавать новые хозяева не позволяют
      1. -3
        27 февраля 2021 18:47
        В огороде бузина, а в Киеве дядька - при чем тут Украина к перевооружению армии России понятно только Ivancarafuto (Ivan)...
        1. +1
          28 февраля 2021 12:41
          Украина при том, что "сталевар" оттуда и гавкает из за забора .....
    2. +4
      28 февраля 2021 09:18
      Цитата: сталевар
      Быть 20 лет у власти, гнать "пургу" все 20 лет.

      Пургу про "калоши" гоните вы, товарищ "сталевар". Если бы было так как вы гоните , то на Росию и лично на В.В.Путина не было бы сейчас такого мощного наката по всем возможным для запада направлениям.
      1. -1
        28 февраля 2021 14:39
        такого мощного наката по всем возможным для запада направлениям.

        И это все заслуги Путина? А ЕБН выступал в конгрессе США и что? Вы не по тем достижениям судите о главе государства. А пока мы живём Советским наследием, и своего, Путин ничего не создал. Даже флаг и гимн под запретом. И это позорище вы ещё защищаете?
  4. +5
    27 февраля 2021 12:38
    Решение по Т-80 выглядит спорным. Что до модернизации Т-72 и производства Т-90МС,то тут как раз все логично. Ни одна страна в Мире не может сегодня быстро обновить весь свой танковый парк,это потребует колоссальных затрат. Поэтому все страны модернизируют имеющиеся на вооружении танки. в производстве Т-90МС тоже есть смысл,так как танк не состоящий на вооружении страны не реально продать за рубеж,а все состоящие на вооружении танки Т-90 можно довести до уровня Т-90МС,подняв их боевые характеристики.
  5. +3
    27 февраля 2021 14:03
    Если автор не видит логики, скорей всего он не обладает полнотой информации... Спорить с автором не имея информации не имеет смысла....
  6. 0
    28 февраля 2021 09:05
    Логика простая:меньшими средствами увеличить количество бронетехники совершенствуя годные для этого ранее выпущенные образцы. У нас предвоенный период и насыщение войск большим количеством техники выглядит вполне логичо. Согласитесь лучше терять на поле боя железо, которое у нас имеется в достаточном количестве , чем терять наших солдат. По окончании этого периода или после нашей победы избытки могут быть проданы дружественным Росии государствам, или переданы союзникам для ведения успешной войны.
  7. +2
    28 февраля 2021 14:22
    В книжке написано одно, а на Практике все мехводы, Без исключений, просто в восторге от простоты управления Т-80.
    А уж в бою это Крайне немаловажно-не надо париться, заглохнет двигатель или нет, и нет архаичной надобности с интенсивным перебором передач БКП.
    Да, на Т-80 "механика" присутствует, но в принципе вполне ездят и на одной передаче, в режиме некоего "автомата", оперируя лишь комбинацией газ-тормоз.
  8. 0
    10 апреля 2021 13:56
    Кто не осилил сей опус, короткое содержание - автор ведущий бронетанковый эксперд с мировым именем, уровень аналитеги не уступает пану Сергею, вопрос компетентности и экспердности не хуже, чем у Харьковского Радиво на тему ВМФ.
    Так вот, автор заявляет, что МО все тупые поскольку модернизируют ранее выпущенную технику. На самом деле её нужно раздать пенсионерам и на все деньги захреначить какую-нибудь вундервафлю, например Звезду Смерти. И при помощи неё убить всех человеков лучами смерти из космоса.
    P. S. Серьезно разбирать этот пасквиль нет смысла от слова вообще