Туманное будущее истребителя Shenyang FC-31

31

Одна из первых фотографий опытного FC-31. Фото Thedrive.com

Еще в начале прошлого десятилетия стало известно, что китайские авиастроители Shenyang Aircraft Corporation разрабатывают перспективный проект истребителя пятого поколения FC-31. С тех пор прошло немало времени, и проект продвинулся достаточно далеко, однако его реальные перспективы остаются под вопросом. Новый истребитель все еще не нашел своего заказчика и не дошел до серии.

Этапы проекта


Впервые о существовании нового проекта от «Шэньян» стало известно в 2011 г. Тогда в свободный доступ попали фотографии модели самолета с обозначением F-60. Осенью 2012-го похожий самолет был замечен на одном из китайских аэродромов. В последние дни октября он совершил первый полет. Официальные комментарии на тот момент не поступали.



Буквально через пару недель в ходе выставки Airshow China 2012 корпорация SAC показала макет самолета, похожий на ранее замеченный прототип. Подробности вновь не приводились. Впервые о новом проекте рассказали только на аэрошоу 2014 г. Самолет официально представили как FC-31 и назвали его инициативной разработкой «Шэньян».

Туманное будущее истребителя Shenyang FC-31
Прототип без окраски в полете. Фото Chinatimes.com

В следующем году организация-разработчик представила материалы по FC-31 на зарубежной выставке IDEX. На тот момент она искала потенциальных заказчиков, как внутри Китая, так и среди зарубежных армий. Были оглашены основные характеристики и возможности машины. Кроме того, раскрыли планы на будущее. Серийное производство новой техники в интересах заказчиков предполагалось начать уже в 2019 г.

По сообщениям иностранной прессы, в конце 2016 г. начались летные испытания опытного самолета в усовершенствованной конфигурации. Прототип получил несколько новых приборов разного назначения, что должно было положительно повлиять на его боевые возможности.

В конце 2018 г. зарубежные СМИ сообщили, что проект FC-31, после нескольких лет ожидания, получил поддержку со стороны НОАК. Этим истребителем заинтересовались военно-воздушные и военно-морские силы, что сулит ему большое будущее. К этому времени неоднократно сообщалось и об интересе со стороны иностранных армий, но он пока не закреплялся реальными соглашениями.


Макет самолета на одной из зарубежных выставок, 2015 г. Фото Popular Mechanics

С середины прошлого года в профильных изданиях циркулируют новости о создании еще одной версии истребителя FC-31. На этот раз доработке подверглось не только приборное оснащение, но и планер, силовая установка и общесамолетные системы. Сохраняя некоторое внешнее и конструктивное сходство с предыдущими вариантами, новый имеет заметные отличия. Согласно некоторым оценкам, речь идет не о доработке старого проекта, а о создании совершенно нового самолета.

Недавно в китайских и зарубежных источниках появились сведения о возможном создании палубной версии FC-31. Кроме того, фигурировали изображения авианосца с подобными самолетами на палубе – пока только в представлении художника. Подробности такого проекта остаются неизвестными, но уже понятно, как придется изменить технический облик базового истребителя.

Текущие успехи


С 2012 г. и до настоящего времени SAC построила не менее двух-трех опытных самолетов FC-31 и продолжает их всесторонние испытания. С их помощью осуществляется отработка конструкций, различных технологий и конфигураций бортового оборудования. Наиболее интересным в этом отношении является последний самолет, построенный по существенно измененному проекту.


Первые публичные полеты на Airshow China 2014. Фото Wikimedia Commons

Как сообщалось несколько лет назад, проект FC-31 заинтересовал китайское командование и получил определенную поддержку. Это означает, что в обозримом будущем подобная техника может поступить на вооружение. Более того, потенциальными заказчиками являются сразу два рода войск, в теории заинтересованные в получении единого самолета.

Экспортные перспективы проекта пока остаются под вопросом. Прототипы, макеты и различные материалы по проекту привлекали внимание зарубежных военных, однако реальные контракты пока не появлялись – несмотря на наличие нескольких вариантов самолета под разные требования.

Таким образом, несмотря на солидный возраст, проект FC-31 все еще не может продвинуться дальше испытаний и рекламной кампании. Серийное производство планировали запустить в 2019 г., но этого не произошло. Предпринимаются попытки совершенствования этого самолета, реальные перспективы которых все еще не ясны. В таких условиях корпорации «Шэньян» придется продолжать работу и надеяться на получение заказов.

Конкурентные преимущества


Проект FC-31 получает поддержку НОАК, что позволяет его создателям надеяться на получение заказов того или иного объема на поставку техники в собственные ВВС или ВМС. Однако такая поддержка не может повлиять на международный рынок. В поисках иностранных заказчиков авиастроителям придется полагаться только на сильные стороны их самолета.


Один из прототипов в полете. Фото Airwar.ru

Новый Shenyang FC-31 позиционируется как легкий многоцелевой истребитель 5 поколения, обладающий всеми необходимыми качествами. Он отличается малозаметностью и высокими летно-техническими характеристиками, способен нести широкую номенклатуру вооружений и т.д. Предлагается развитый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования открытой архитектуры.

В проекте изначально закладывались стелс-технологии, позволявшие снизить заметность во всех диапазонах. По некоторым данным, в ранних версиях проекта это достигалось за счет особых форм планера и композитной обшивки с минимальным отражением радиосигнала. После недавнего обновления такие панели дополняются радиопоглощающим покрытием.

Во всех версиях FC-31 оснащается радиолокационной станцией с АФАР. Имеется оптико-локационная станция. Предусматривается бортовой комплекс обороны с оптическими средствами обнаружения угроз. Истребитель приспособлен к работе в сетецентрических системах управления, что позволяет получить максимальные боевые характеристики.

Состав электроники может определяться в соответствии с пожеланиями заказчика. Возможно применение китайских и иностранных компонентов. Штатное оборудование самолета можно дополнять подвесными контейнерами разного назначения.


Заход на посадку. Фото Airwar.ru

Как полагается истребителю 5 поколения, FC-31 имеет внутренние отсеки для вооружений. Общая боевая нагрузка достигает 8 т, из них до 2 т внутри фюзеляжа. Заявлена возможность несения и применения широкого спектра авиационных вооружений китайской разработки. Вероятно, имеется возможность интеграции зарубежных образцов.

После недавней модернизации самолет потяжелел: максимальная взлетная масса выросла с 25 до 28 т. При этом он оснащается двумя новыми двигателями WS-19 с тягой по 12 тыс.кгс, тогда как ранее использовались изделия WS-13 по 9 тыс.кгс. За счет этого компенсируется рост массы, а также обеспечивается скорость полета до 1,8 М и практическая дальность более 1200 км.

Таким образом, по «табличным» характеристикам новейший самолет от SAC вполне соответствует требованиям к истребителям последнего поколения. По характеристикам он не уступает ряду зарубежных образцов. Преимуществом может стать меньшая стоимость и возможность изменения комплектации с учетом пожеланий заказчика.


Палубный вариант FC-31. Графика Mil.news.sina.com.cn

На коммерческие результаты также может повлиять политика. На данный момент лидером рынка истребителей последнего поколения являются США, но они намерены продавать свои F-35 только «благонадежным странам». Такая позиция подталкивает прочие государства, желающие обновить боевую авиацию, к покупке китайской техники.

Туманное будущее


Проект Shenyang FC-31 создавался в инициативном порядке – и столкнулся с проблемами, характерными для таких разработок. Отсутствие заказа и поддержки со стороны армии привело к затягиванию работ на ранних стадиях. В дальнейшем поддержка появилась и обеспечила возможность более активного развития проекта, но его будущее все равно остается туманным.

Можно предполагать, что последняя на данный момент модернизация FC-31 осуществлялась по требованию НОАК, и по ее результатам самолет будет принят на вооружение. Поступление в китайские ВВС послужит хорошей рекомендацией, и за ним последуют иностранные заказы.

Однако такие успехи пока не гарантированы, а ситуация на рынке будет меняться. В течение нескольких следующих лет на международном рынке могут появиться новые истребители последнего поколения из разных стран. Это усилит конкуренцию и предъявит новые требования к китайскому FC-31. Удастся ли ему справиться с актуальными и ожидаемыми трудностями – большой вопрос. На данный момент поводы для выраженного оптимизма отсутствуют.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    9 марта 2021 05:31


    Что это? Двухдвигательная копия F35? Продолжение J31? Что это?
    И зачем Китаю такое разнообразие авиационных носителей, вроде 2-3 типа носителей вполне должно хватать, зачем 10 разных моделей истребителей?
    Хоть и в развитии авиации можно чему учится у них, большие молодцы..
    1. +9
      9 марта 2021 06:14
      Двухдвигательная копия F35?

      Тоже также подумал увидев фото...ну китайцы...ну артисты...это у них в крови...так подумаешь что они и секрет пороха 2000 лет назад у кого то стырили молчком и выдали за свое изобретение.
    2. +4
      9 марта 2021 17:52
      Это действительно двухдвигательная копия Ф-35.
      У Китая заняло время наладить серийное производство
      тяжелого истребителя J-20.
      Теперь взялись и за продвижение ударника.
      1. 0
        12 марта 2021 12:20
        Это действительно двухдвигательная копия Ф-35

        у Китая получилось ТО что не смогли в США
        только движки у Китая не живучие, если даже с натяжкой не более 2000 часов
        1. +3
          12 марта 2021 22:22
          У Китая нет мощного движка, чтобы тянул самолет в одиночку.
          Поэтому Ф-16 и Ф-35 - однодвигательные, а всем, кто хочет
          скопировать, приходится ставить два движка.
          (популярный и эфеективный МиГ-21 тоже вполне обходился одним движком)
          1. 0
            13 марта 2021 00:18
            У этой монеты две стороны. В однодвигательном варианте снижается стоимость и простота обслуживания, но в авиации, и гражданской, и военной, также важно многократное резервирование всех систем, когда при отказе одной самолёт не потеряет возможности лететь, и тут двухдвигательная компоновка однозначно выигрывает, при отказе одного двигателя можно вернуться на базу, а однодвигательный поест земли и понадобится спасательная операция, чтобы вернуть летчика. Поэтому в России ударные задачи в будущем хотят переложить на однодвигательный ведомый беспилотник. Что касается китайского проекта, то очень скромные внутренние отсеки, дальность полета совсем печаль. И всему виной отсутствие передовых двигателей. Копирование или закупка "Изделия 30" решило бы все проблемы, но этот двиг даже в России ещё не пошел в серию, и неизвестно когда это произойдет, так что судьба 31го ещё надолго зависнет в неопределенности. Зачем флоту самолёт с таким скромным боевым радиусом, при том, что с полными баками не сможет взлететь, нужна катапульта, а где ее взять... Целая череда нерешённых проблем
            1. +1
              13 марта 2021 02:21
              На практике, по статистике, в 90% случаев отказа (или поражения) одного
              из двух движков - летчик/и катапультировались.
              1. 0
                13 марта 2021 05:12
                Если по уставу можно катапультироваться, то почему бы и нет, но есть особая порода летунов, которые будут бороться за машину до конца. А если внизу океан с акулами, или бородатые с калашниковыми. Если система пожаротушения справилась, зачем терять ремонтопригодную машину. В малой авиации на однодвигательных самолётах стараются не летать над большой водой, горами, лесами.
    3. 0
      10 марта 2021 07:23
      К примеру , в РФ- Су34, Су30СМ, Су35, Су24, МиГ-31 (Эти все в тяжелом весе), МиГ 29(35)
  2. +1
    9 марта 2021 06:13
    5-е поколение, "малозаметность" ? А по что тогда вооружение на внешней подвеске, как это сочетается с "малозаметностью" ? (Один из прототипов в полете. Фото Airwar.ru)
    Судьба его пока схожа с судьбою нашего МИГ-35 - и на экспорт не проходит и свои пока брать не хотят fellow , к тому же "китаец" так же заявлен как "лёгкий" истребитель, но при двух двигателях, похоже ни у них, ни у нас пока не придумали как пользоваться такими машинами.
    1. +2
      9 марта 2021 09:25
      Вы хоть статью читали? Он имеет внутренние отсеки, вы видимо путаете его с корейским прототипом.
      1. +1
        9 марта 2021 12:34
        Quadro - Вы ошиблись . В статье есть фото этого самолёта в воздухе и на фото - оружие (или его имитация) на внешней подвеске, подпись под фото я привёл в своём комментарии, чтобы понятно было о чём я пишу - для Вас персонально повторю : (Один из прототипов в полете. Фото Airwar.ru) и это не корейский прототип - китайский - не получается перекопировать фото, оно в статье сразу после подзаголовка "конкурентные преимущества" hi
        1. -1
          9 марта 2021 16:24
          Цитата: Назар
          Quadro - Вы ошиблись . В статье есть фото этого самолёта в воздухе и на фото - оружие (или его имитация) на внешней подвеске, подпись под фото я привёл в своём комментарии, чтобы понятно было о чём я пишу - для Вас персонально повторю : (Один из прототипов в полете. Фото Airwar.ru) и это не корейский прототип - китайский - не получается перекопировать фото, оно в статье сразу после подзаголовка "конкурентные преимущества" hi

          Это может быть просто проверка возможности установки на внешней подвеске, не более.
          1. 0
            10 марта 2021 14:10
            Quadro - вполне возможно, наши тоже так делали
    2. +1
      13 марта 2021 00:33
      Не придумывайте, с миг-35 судьба ни разу не схожа. 35м планируют заменить весь парк 29х советской постройки. Плюс Египет заказал 50 единиц. Высокая вероятность победы в индийском тендере на сотню машин. К тому же 35 хотят оморячить и индусы вполне могут им заменить свои палубные 29е. А тут у китайцев сейчас клубок нерешаемых пока проблем, даже намеков на серию нет
  3. +8
    9 марта 2021 06:22
    J20 великоват и неповоротлив для палубной авиации. Вариации советских Су-33 скоро устареют, а авианосная программа флота в самом разгаре... ВМС НОАК нужен основной палубный истребитель. Похоже, что J31 и отрабатывают для этого, спокойно и деловито.
  4. +10
    9 марта 2021 07:48
    Из статьи:
    После недавней модернизации самолет потяжелел: максимальная взлетная масса выросла с 25 до 28 т. При этом он оснащается двумя новыми двигателями WS-19 с тягой по 12 тыс.кгс, тогда как ранее использовались изделия WS-13 по 9 тыс.кгс.
    Из какого сокровенного источника черпаете, Кирилл? smile
    Я так думаю, случись такое взаправду, т.е. доведи китайские Кулибины ТРДД WS-19 до реально употребимого состояния, тут на ВО, да и не только, такое бы началось... Про Украину сразу б забыли и на Америку б окончательно забили. laughing
    Не стоит так безапелляционно выдавать желаемое за действительное.
    1. 0
      9 марта 2021 14:23
      Цитата: Эррр
      тогда как ранее использовались изделия WS-13 по 9 тыс.кгс.

      может это были РД33???
  5. +4
    9 марта 2021 09:08
    12 Китайских тонн силы - это, конечно, мощно. Ну допустим, пусть выдают, пофиг, что ресурс часов 50. Дальше надо сделать бомболюк не меньше, чем у F-35, который как раз тонны на 2 с чем-то. Поскольку двигатели явно объемнее и тяжелее, чем один двигатель F-35, то самолет в целом тоже должен быть заметно крупнее. Может даже до Су-27 по пустому весу, но тогда 12 тонн даже не китайских начинают смотреться неважно. Либо бомболюк сильно меньше, чем у F-35. Вес весом, но фузеи надо как-то разместить чисто геометрически.

    Неудивительно, что китайские ВВС не слишком-то рады ухудшенной версии F-35.
    1. 0
      9 марта 2021 14:31
      Для стелс миссий у Китая есть J-20, для сухопутных дел и морских - J-10 и J-11.....Авианосец с трамплином (для полноценного использования) только строится. и вот там есть Аналог Су33 с которым и придется соперничать
  6. 0
    9 марта 2021 12:59
    Khotel bi uslishat podrobnee o dvizhke WJ 19.
    On rabotosposoben i kakoy ego resurs ?
    Bolshie somnenia.
  7. +5
    9 марта 2021 14:04
    Мне кажется китайцы слегка оптимистично отнеслись к своим возможностям, а точнее даже не слегка. Влесть в габариты легкого истребителя с двухдвигательной схемой и ущербностью стелса, сомнительно что вообще возможно. А уж при их то проблеммах с двигателями, в ближайшей перспективе - без шансов. Одно дело собрать пустой прототип с неясной надежностью и ресурсом, и совсем другое получить что то хоть немного удобоворимое для серийного производства. Но в качестве демонстратора технологий и испытательного стенда данная попытка вполне может принести какую то пользу.
  8. +9
    9 марта 2021 14:29
    Основной "Косяк" это сторонние заказчики. Богатые страны, лояльные США покупают западные самолеты. Богатые азиатские страны - в контре с Китаем, более бедным странам - зачем вообще, дорогой стелс? есть ФТ-17, J-10.....с АФАР и прочиеми приблудами. А Авианосцы, вообще есть не у всех.....а по расходам J-10 с одним ТРД его переиграет.
  9. +2
    9 марта 2021 15:28
    самолёт у которого нет своего лица. может он и хорош в чём-то но внешне это копия пингвина
  10. 0
    9 марта 2021 22:18
    "В течение нескольких следующих лет на международном рынке могут появиться новые истребители последнего поколения из разных стран."
    А мне кроме США, РФ, КНР и Южной Кореи больше никто не известен... (или это не всё?)
    И кто из трёх может продать самолёт Китаю?
  11. 0
    10 марта 2021 20:33
    Что-то долговато они в серию вводят.
  12. 0
    11 марта 2021 17:01
    Цитата: EvilLion
    12 Китайских тонн силы - это, конечно, мощно. Ну допустим, пусть выдают, пофиг, что ресурс часов 50. Дальше надо сделать бомболюк не меньше, чем у F-35, который как раз тонны на 2 с чем-то. Поскольку двигатели явно объемнее и тяжелее, чем один двигатель F-35, то самолет в целом тоже должен быть заметно крупнее. Может даже до Су-27 по пустому весу, но тогда 12 тонн даже не китайских начинают смотреться неважно. Либо бомболюк сильно меньше, чем у F-35. Вес весом, но фузеи надо как-то разместить чисто геометрически.

    Неудивительно, что китайские ВВС не слишком-то рады ухудшенной версии F-35.

  13. 0
    8 апреля 2021 10:16
    Кликбэйтные названия стате меня одного напрягают? Туманное будущее истребителя Shenyang FC-31.... ау СУ-57 прям солнечные перспективы? требую статью с таким названием!!!!
    1. D16
      0
      14 мая 2021 14:08
      Разница в том, что ВКС ждут Су-57 на вооружение 70+ заказанных бортов, а промыслы допиливают и самолет, и производство. А F-31 в наличии 2-3 прототипа с разными движками и оборудованием, и заказывать серию никто желанием не горит.
  14. -1
    13 мая 2021 00:02
    Китай 2 типа истребителей 5го поколения уже года 2-3 серийно производит
    1. D16
      0
      14 мая 2021 14:13
      Китай 2 типа истребителей 5го поколения уже года 2-3 серийно производит

      Вы статью-то читали? Там русским по белому сказано, что F-31 серийно никто не производит и желающих бегать по граблям нет.