УДК для российского флота: Необходимость или слепое подражание?

12

Тройка УДК типа «Мистраль». Получению этих французских кораблей Россией помешала политика

Сетевое сообщество бурлит: нежданная закладка двух новых судов для нашего ВМФ вызвала настоящую бурю обсуждений, и, увы, они несут довольно негативный характер – руководство флота активно критикуют за постройку «безоружных корыт», пригодных, по мнению многих, лишь «для колониальных экспедиций».

Безусловно, подобная точка зрения абсолютно несправедлива, и родилась она во многом из-за банальной безграмотности – здесь стоит отметить и то, что УДК как класс в нашем флоте ранее отсутствовали, а все «авианосное» вызывает резкое отторжение и недоверие – к сожалению, опыт эксплуатации «Адмирала Кузнецова» оказался не слишком удачным, а все советские достижения в данной сфере для многих остаются не более чем малоизвестными мифами прошлого.

Дабы исправить ситуацию и показать читателям, чем именно полезны универсальные десантные корабли для ВМФ России, я предлагаю начать с краткого пояснения, которое даст нам понимание, с каким именно зверем мы имеем дело; когда противники любых авианесущих кораблей апеллируют к их «ненужности», им следует задать себе резонный вопрос – а нашим вооруженным силам вообще нужна авиация, или же мы можем обойтись пресловутыми ракетами всех форм и размеров?



Конечно же, предложение подобного рода выглядит, как абсурд, но отчего-то совершенно логично смотрится в вопросах флота – конечно, лишь со стороны точки зрения его противников. Критикуя авианосцы и вертолетоносцы, никогда нельзя забывать о том, что это мобильные взлетные площадки и аэродромы, которые жизненно необходимы для любых морских операций – к сожалению, этот простой факт остается за гранью понимания всевозможных критиков.

Итак, еще раз выделим главный тезис: авианесущий корабль – это возможность оперативного развертывания авиации нашего флота на мобильной взлетной площадке, коей и являются заложенные в Керчи универсальные десантные корабли.


Из этого мы можем сделать следующий вывод: боевая мощь и боевая ценность подобного корабля всецело зависят от его авиагруппы. Вариация базирующихся летательных аппаратов дает нам возможность варьировать и возможности самого вертолетоносца: от противолодочных до ударных. В случае кораблей проекта 23900 именно о подобном функционале и идет речь: несмотря на смущающее всех слово «десантный», перед нами в первую очередь предстает боевая единица, способная обеспечить огневое прикрытие штурмовыми вертолетами или же бороться со вражескими подводными лодками, что, безусловно, может в разы расширить возможности нашего ВМФ.

В данный момент в качестве основных типов базирующихся на УДК вертолетов заявлены ударные Ка-52К и противолодочные Ка-27 в количестве 16 штук; также неоднократно говорилось о возможном базировании БПЛА – подобная новость не может не радовать, ибо наличие беспилотных ЛА значительно расширят разведывательные и патрульные возможности корабля.


Ка-52К может служить носителем как противокорабельных, так и крылатых ракет

Безусловно, потенциальный функционал УДК еще более обширен: здесь не стоит как отметать советский опыт использования вертолетов ДРЛО Ка-25Ц, так и забывать о наличии в арсенале Ка-52К крылатых противокорабельных ракет Х-35 – все это резко расширяет сферу деятельности вертолетоносца на морских просторах, что отлично подтверждает опыт британо-американских сил в 1991 году, когда наряд вертолетов ВМС Коалиции практически полностью уничтожил отступающие силы иракского военно-морского флота, используя внешнее целеуказание для наведения ПКР.

Таким образом, рассмотрев возможности УДК чуть более внимательно, мы увидим, что из «безоружного корыта» корабль трансформируется в невероятно полезную плавучую оперативную базу. Как минимум, ее функционал можно подвести подобным списком:

– операции по борьбе с морскими минными заграждениями.
– противолодочные операции.
– обеспечение логистики.
– поисково-спасательные операции.
– удары ПКР по надводным целям.
– удары штурмовых вертолетов по наземным целям.
– обеспечение поддержки операций спецвойск.
– эвакуация и транспортировка раненых.
– эвакуация личного состава.
– обеспечение разведки и целеуказания.
– обеспечение обширной зоны патрулирования и контроля силами БПЛА.

Таким образом, вертолетоносец может стать мощным ядром любой боевой группы – а это особенно полезно в свете немногочисленности корабельного состава ВМФ России. Более того, судно такого типа может устранить ряд хронических проблем нашего флота – таких, например, как ограниченные возможности выдачи целеуказания по надводным силам противника; закрыть брешь в слабом противоминном оснащении и усилить ПЛО на любом потенциально угрожающем направлении.

Безусловно, нельзя рассматривать вертолетоносец с позиций «абсолютного оружия» – это крайне полезный многофункциональный корабль, но не супероружие, способное резко изменить стратегический баланс сил. УДК можно рассматривать как символ возрождения нашего флота, причем возрождения здравого, лишенного бессмысленных концепций и перегибов – мы наконец-то увидим крупный современный корабль, способный обеспечить боевую устойчивость ВМФ России на любом театре морских боевых действий; судно, способное действовать как в ближней, так и в дальней морской зоне, что критически важно для оперативных возможностей ВМФ: тактические десанты, охота на вражеские ПЛАРБ, обеспечение спецопераций и демонстрация флага у чужих берегов – и это лишь малая часть функций, которые примут на себя наши вертолетонесущие корабли.

Стоит, впрочем, добавить и ложку дегтя – к сожалению, в данный момент у России есть серьёзные трудности, связанные с созданием морских авиагрупп; в первую очередь стоит сказать о весьма неопределенной ситуации с отечественными морскими многоцелевыми вертолетами: в данный момент в стране нет современной вертолетной платформы, подобной, например, американскому Sikorsky SH-60 Seahawk – производство Ка-27 было прекращено, а наличествующие машины нуждаются в серьезной модернизации. Машины же, используемые армейской авиацией, непригодны для базирования на УДК (сказываются как размеры, так и ряд отсутствующих технических особенностей – например, складывающихся лопастей) – а без многоцелевого вертолета серьезно сокращаются возможности и самого корабля. Отдельно также стоит упомянуть и то, что наши морские летчики имеют крайне скромную практику и налет, а концептуально российская военно-морская авиация пребывает в серьезном упадке – все это, безусловно, решаемые проблемы, но их решение займет немало времени – в противном же случае пользу от наличия в составе ВМФ универсальных десантных кораблей можно будет обозначить как крайне незначительную.

Определенные вопросы вызывают и заявления о наличии на борту вертолетоносца беспилотных ЛА: к сожалению, никакой информации о типе и задачах, которые будут стоять перед данными машинами, мы не имеем; концептуально применение БПЛА видится в первую очередь в качестве разведчиков и патрульных, однако вероятность базирования перспективного С-70 «Охотник» существенно расширяет спектр применения данного типа вооружений – вплоть до обеспечения авиационной поддержки спецвойск и нанесения ударов по вражеским летательным аппаратам. Впрочем, данные измышления пока что остаются теорией – остается лишь надеяться на то, что руководство ВМФ сможет побороть косность мышления и традиционное для России недоверие к БПЛА, дав машинам укорениться на палубах кораблей.

Стоит отметить, что в данный момент существуют реальные проекты кораблей-носителей БПЛА. Так, например, Турция планирует вооружить свой универсальный десантный корабль TCG «Anadolu» исключительно тяжелыми ударными беспилотниками – в рамках данной концепции авиастроительная компания Baykar Makina (знаменитая в свете последних событий своими Bayraktar TB2 и Bayraktar AKINCI) начала работу над перспективной машиной вертикального взлета и посадки.

Так или иначе, но из всецело готовых к производству и развертыванию летательных аппаратов для УДК Россия имеет лишь вертолет Ка-52К – машину, безусловно, восхитительную, но крайне узкоспециализированную; к сожалению, ее выдающиеся, но исключительно ударные функции сильно ограничивают возможности самих кораблей. Впрочем, «Катран» абсолютно незаменим для поддержки тактических десантов, борьбы с малыми судами противника (например, ракетными или патрульными катерами) и в качестве носителя противокорабельных ракет.

Никак нельзя не упомянуть и «изюминку» нашего военно-промышленного комплекса – вертолёт радиолокационного дозора Ка-31. Данная машина имеет положительный опыт эксплуатации как в ВМФ России, так и в военно-морских силах Индии и Китая; кроме того, это готовый и серийно выпускаемый образец, который может невероятно расширить возможности наших вертолетоносцев в условиях отсутствия палубных самолетов ДРЛО и серьезной нехватки их «коллег» наземного базирования.


Вертолет ДРЛО Ка-31 – будущий «острый глаз» наших вертолетоносных соединений

В свете известных нам данных остается надеяться на то, что к моменту ввода в эксплуатацию наших вертолетоносцев проблемы с наполнением авиагруппы будут решены; в качестве самого практичного решения буквально напрашивается производство модернизированных вертолетов Ка-27, которые и должны составить костяк российской палубной авиации – в противном случае спектр полезного функционала кораблей проекта 23900 будет серьезно ограничен исключительно ударными задачами и морскими тактическими десантами.

В остальном, безусловно, руководство ВМФ поступило крайне разумно – невозможно создать мощного и функционального военного флота, не построив его ядра; именно таким ядром и станут УДК проекта 23900 – ключевыми боевыми единицами, вокруг которых станет возможным формирование ударных групп для действий в дальней морской зоне – наши военно-морские силы смогут действовать вдали от морских границ и побережья России, ведя не только оборонительные боевые действия, но и оперируя на морских коммуникациях возможного противника.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +1
    11 марта 2021 09:17
    Вертолетоносцы нужны РФ на Черном море в первую очередь для усмирения соседей по этому морю. После выполнения этой задачи, появятся новые.
  3. 0
    11 марта 2021 10:49
    Для любого, кто немного следит за этой темой, в статье ничего нового.
    1. +2
      11 марта 2021 13:10
      Безусловно, Вы правы – для профессионалов и просто сведущих во флотской тематике здесь нет никаких откровений.

      Однако для широкой публики верно полностью обратное – информационное пространство переполнено ложными данными о возможностях и задачах УДК, да и любых авианесущих кораблей в целом.

      Данная статья – краткое и доступное пояснение для тех, кто не разбирается в теме, но хочет вычленить истину из «информационного шума», который царит вокруг проекта 23900 – критиков (и порой малограмотных) у него, к сожалению, крайне много, и это сказывается на публичном освещении кораблей.
  4. 0
    11 марта 2021 19:15
    Цитата: wolf46
    в статье ничего нового.

    Ну, не скажите, батенька! bully
    Автор...блин, -- Манилов от ВМФ!
    Это ж надо такое удумать: УДК (!) -- ядро флота, действующего у чужих берегов! на коммуникациях противника !!!
    Куда там ПЛАРК-ам до него! И самое главное, что автора даже не смущает , что это хоть и "универсальный" , но все-таки ДЕСАНТНЫЙ "корабель" ! А универсальный он именно в плане десантно-высадочных своих возможностей, что не одно и то же в плане ПЛО/ПВО/ПРО/против НК-возможностей!
    Потому как вертолет (каким бы Алигатором/Катраном он не являлся!) слабоват будет против палубника типа FА-18E... или того же Пингвина. Поэтому, тащиться КУГу на коммуникации вражьи с такой гирей на ногах -- равносильно самоубийству! Тут придется не о крейсерстве думать, а о том, как защитить сеё сложное инженерное гидротехническое изделие под названием ВЫСОКОБОРТНЫЙ надводный корабль! (Мечта любой ПКР и ПАБ !!!)
    Однако!
    1. +2
      12 марта 2021 15:34
      Боюсь, уважаемый Удав, Вы совершаете ту же логическую ошибку, что и большинство людей, которые критикуют УДК)

      Во-первых, не стоит сравнивать функционал вертолетоносца и авианосца – соответственно, противопоставляя в бою вертолеты и самолёты.

      В тексте вполне конкретно описаны задачи, которые по силам выполнять авиакрылу вертолетоносца – и воздушные бои с истребителями, как видите, в них не входят.

      Во-вторых, к сожалению, Вы неверно воспринимаете суть концептуального применения носителей палубной авиации – осознанно или же нет, но Вы «выкидываете» УДК из состава флотской группы, и начинаете рассматривать его в отрыве от эскорта, соответственно, пытаясь нагрузить корабль данного класса абсолютно несвойственными ему задачами.

      В случае выполнения задач в ДМЗ, вертолетоносец действительно будет выполнять роль ядра корабельной группы – именно его функционал (в частности, обеспечение ЦУ, ПЛО и РЛО) позволят организовать эффективные действия соединения. Безусловно, сам по себе носитель палубных вертолетов не является судном, могущим обеспечить ударные задачи – однако, он может в разы расширить и усилить возможности приданной ему группы.
  5. +4
    11 марта 2021 23:53
    Корабль очень полезный в предвидении грядущих войн. Глобальных конфликтов не будет. Мир постепенно поделят на зоны ответственности и страны-главы зон будут вести локальные конфликты с теми странами внутри зоны, кто по хорошему не понимает. Будут "выстраивать отношения" всеми доступными методами. При необходимости - помогать лидерам соседних зон. Поскольку внутри зоны подавляющее превосходство будет у лидера, то непонятливых сначала подвергнут ударам точного оружия, а затем высадят "ограниченный контингент" для окончательного наведения порядка. Вот тут эти корабли будут, как нельзя кстати.
  6. 0
    13 марта 2021 13:35
    По моему, наличие таких кораблей в составе наших ВМС лучше, чем их отсутствие. Автор молодец, всё грамотно расписал. А "самые умные" могут и не читать. Мне было интересно. Спасибо. А Ка-29 вообще есть в нужном количестве? Не слышно, чтоб авиагруппу готовили соответствующую десантную.
    1. 0
      13 марта 2021 13:55
      Цитата: ИМХО
      По моему, наличие таких кораблей в составе наших ВМС лучше, чем их отсутствие.

      Тут согласен: проект УДК 23900 будет включать больше технических новинок, чем фрегаты 22350 (25 ОКР?). Строительство вертолетоносцев может произвести мультипликативный эффект и сдвинуть с мертвой точки, например, проект нового корабельного вертолета "Минога". Также сегодня альтернативы вымученному (более 12 лет) "Горшкову" в плане кораблей ДМЗ нет, кроме ремонта старых советских кораблей.
    2. +2
      13 марта 2021 13:59
      Благодарю Вас за похвалу!

      О Ка-29: к сожалению, их производство прекращено, а количество на вооружении ВМФ крайне ограничено – менее 30 единиц. Учитывая сроки постройки УДК, численность авиапарка данных машин наверняка сократится еще больше – в таких условиях говорить о их размещении на самих кораблях уже не приходится.

      В сложившихся обстоятельствах у России только один выход – запустить производство новых машин (пусть это будет модернизированная старая модель, но будет!) – в противном случае авиагруппа наших УДК будет иметь крайне ограниченные возможности.

      Причем это должен быть модульный и многофункциональный палубный вертолет, как американский «Sea Hawk» – с оптико-электронными турелями, возможностью использования тралов, протикорабельных ракет и оборудования ПЛО. Это позволит как сократить затраты на их постройку, так и расширит экспортный потенциал – а он однозначно имеется, учитывая бум строительства кораблей-носителей палубной авиации.
  7. +1
    13 марта 2021 14:39
    Цитата: Андрей В.
    Вы совершаете ту же логическую ошибку, что и большинство людей, которые критикуют УДК

    Андрей, я не против УДК. Это все-таки лучше, чем "ничего".
    Я критикую неправильный взгляд автора на место Флагманского корабля в КУГе.
    Да, УДК будет отличным каютоносцем...Но бегать вместе с кораблями ордера 30,0 узловыми ходами...ну, вряд ли он сможет. Его мах. возможности дать парадный ход 18,0 уз -- и это что-то!... Это -- во-первых.
    Второе. Это -- плавучий БОЛЬШОЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ ЩИТ для стрельбы ПКР... Посмотрите на его БОРТ! Да это просто мечта любой АГСН! Пиршество для стаи AGM-84E... И его ЗОС ближней зоны отразить такую атаку будет...Ну, не будем о грустном.
    В-третьих, вот вы, лично, взяли бы на махаловку ЖИРДЯЯ, которого нужно оберегать от братков, чтобы ему фейс не попортили, т.к. его папа -- большой БОС!? А он даже убежать не сможет при отрыве от хулиганов...ну, и махаться он может как школьник начальных классов...
    Вот собственно и все претензии. Не вспоминая о том, что Ка-31 во всем флоте аж (!) 02 ед... Это так, для встречи с реальностью.
    1. +1
      13 марта 2021 19:19
      Александр, я понимаю все Ваши сомнения и аргументы – к слову, я и есть автор текста.

      Впрочем, согласиться я с Вами не могу по ряду объективных причин.

      Во-первых стоит отметить, что абсолютно во всем мире УДК выглядят именно таким образом – это отработанная оптимальная конструкция, которая отлично подходит для выполнения в том числе и боевых задач.

      Невозможно сделать авианесущий корабль с размером и водоизмещением фрегата – уверен, Вы это отлично понимаете и без меня.

      Я, впрочем, полностью согласен с Вами в отношении заявленной скорости проекта 23900 – 22 узла выглядят довольно скверно, и остаётся надеяться на то, что это ложные данные. Однако, если не рассматривать УДК в качестве средства противостояния АУГ, то такой скорости вполне хватит для выполнения всего спектра боевых задач – опять-таки, у «Америки» скорость хода абсолютно аналогичная, и это не мешает Штатам рассматривать свои вертолетоносцы в качестве полноценных боевых кораблей.

      Касательно Ка-31... да, Вы правы. Всего 2 единицы – однако построено их было 25. Готовая палубная машина, отработанная в производстве, обкатана на флотах двух крайне капризных стран – Индии и Китая. Никаких объективных проблем в заказе небольшой серии и для наших УДК нет.
  8. 0
    16 марта 2021 20:35
    Удивительно другое, что все СМИ и сети, называют строящиеся вертолётоноссцы, значительно превосходящие по габаритам и водоизмещению, ни разу не похожие на французские, их копией или аналогом... Вот что забавно и странно...