Уникальный российский экранолет станет грозой ВМС США в Арктике

15

Недавняя «суэцкая пробка» привлекла повышенное внимание к Северному морскому пути. Несмотря на большой потенциал этой водной артерии, для его раскрытия требуется значительное время и огромные инвестиции в инфраструктуру. Данный маршрут общей длиной в 14 тысяч километров, пролегающий в суровых арктических условиях, также необходимо охранять и регулярно патрулировать, иметь возможность оперативно произвести поисково-спасательную операцию, чтобы морские перевозчики чувствовали себя под надежной защитой со стороны России. И у нашей страны есть что им предложить.

Возможно, оптимальным решением будет создание серии экранопланов, своеобразных гибридов воздушных и морских судов, которые взяли большую часть достоинств обоих видов транспорта, но и, к сожалению, некоторые недостатки. Что же такое экранопланы, и почему они будут на своем месте на Северном морском пути?



Экраноплан – это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях за счёт взаимодействия с воздухом, отраженным от подстилающей поверхности.

Советский экраноплан «Лунь» имел длину в 74 метра при размахе крыльев в 44 метра, его скорость составляла 500 км/ч, и он способен был перемещаться на расстояние в 2000 км. Максимальная взлетная масса составляла 380 тонн. Экраноплан может летать как над морем, так и над равнинной сушей. От самолета он взял большую скорость, а от корабля – высокую грузоподъемность. «Лунь» был первым и, увы, единственным в серии боевых экранопланов, заказанных Минобороны СССР. Они все должны были вооружаться противокорабельными ракетами «Москит» по 6 штук на борту. Высокая, по сравнению с кораблем, скорость передвижения, помноженная на низкую высоту полета (до 5 метров над уровнем моря), по идее должны были сделать «Лунь» и его собратьев «убийцами авианосцев». К сожалению, имели экранопланы и свои достаточно серьезные недостатки. Пожалуй, к самым серьезным из них можно отнести очень низкую маневренность, а также опасность полета на экстремально низких высотах, которые могут привести к катастрофам. Достаточно «чиркнуть» крылом по воде, и ЧП обеспечено.

Почему же Минобороны РФ сегодня возвращается к этой старой идее? Дело в том, что в нашей стране одновременно разрабатывается несколько интересных проектов, которые могут быть востребованы именно в условиях Севморпути, а также выполнять еще массу полезных задач.

«Орлан»


Это экраноплан, разрабатываемый для условий Арктики по заказу российских военных нижегородским ЦКБ им. Алексеева. Точные его тактико-технические характеристики неизвестны, но можно предположить, что отечественные конструкторы учитывали советский опыт. Вероятнее всего, «Орлан» будет значительно меньше и легче «Луня», благодаря возможности использования современных композитных материалов и прочего оборудования. Вместо шести ПКР «Москит» массой в 4500 килограмм каждая будут использоваться либо более легкие крылатые ракеты «Калибр», либо противокорабельные «Оникс». Из-за сниженной массы экраноплана можно будет установить меньшее количество двигателей, что приведет к экономии топлива и увеличении радиуса полета.

Таким образом, боевой экраноплан сможет безопасно вести патрулирование Северного морского пути, а также атаковать ракетами морские и наземные цели, по факту функционально подменяя собой морскую авиацию. Вероятно, данные необычные летательные аппараты возможно будет привлечь и к противолодочной борьбе. Помимо этого, «Орланы» смогут использоваться в поисково-спасательных операциях, свободно садясь и на сушу, и на ледяной покров, и на морскую поверхность.

Бе-2500


Это еще более интересный и перспективный российский проект уже не простого экраноплана, а экранолета. Разрабатывающий его Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева так описывает потенциал использования необычного гибридного судна:

Концепция сверхтяжёлого гидросамолёта предусматривает выполнение полётов как в экранном, над океанской поверхностью, так и высотном режимах. Бе-2500 станет идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли.

В отличие от «Орлана», Бе-2500 сможет отрываться от поверхности и взлетать на высоту в несколько километров, преодолевая любые препятствия и одновременно повышая свою топливную эффективность. При взлетной массе в 2500 тонн, экранолет должен поднимать в воздух до 1000 тонн груза. Дальность полета этого аппарата оценивается в 16 тысяч километров, то есть, ему под силу будет одолеть всю протяженность Северного морского пути в беспосадочном режиме за одно патрулирование. По сути, это получится уже какая-то разновидность одновременно и Дальней, и морской авиации, идеально приспособленной к суровым арктическим условиям. При этом повышенная грузоподъемность позволит набить экранолет под завязку огромным количеством противокорабельных и крылатых ракет, а также средств борьбы с подводными лодками противника. Ну, а возможность использования Бе-2500 в качестве носителя для космических кораблей станет дополнительным приятным бонусом.

Остается только пожелать отечественным разработчикам терпения довести данные летательные аппараты до серии. Они точно не будут лишними.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    5 апреля 2021 17:45
    Глупейший проект уже лет 30 подается как сверх прорыв. Никчемный монстр потому и похоронен, что изначально был никчемным.
  2. +2
    5 апреля 2021 18:04
    При взлетной массе в 2500 тонн, экранолет должен поднимать в воздух до 1000 тонн груза

    Почти 17 вагонов. Нормально... fellow
  3. +2
    6 апреля 2021 01:48
    Экраноплан/экранолёт имеет высокую эффективность в части перевозки груза, летит на высоте, практически недосягаемой для радаров. Это почти идеальное средство доставки десанта на территорию США, включая тяжёлую боевую технику.
    1. +2
      6 апреля 2021 07:25
      К пиндocaм десант не нужен, туда только мбр
  4. -6
    6 апреля 2021 06:56
    Уникальный российский экранолет станет грозой ВМС США в Арктике

    - Лично Я про эти экранолёты пишу уже года два...
    - Прекраснейшая "вещь" !!! - Просто незаменимая "вещь"!!! - Просто необходимая "вещь" !!!
    - А уж для России ... - с её бескрайними просторами... - огромными лесными , степными , тундровыми , болотистыми , озёрными , речными , морскими и тд... - гигантскими пространствами .... - эта "вещь" просто незаменима !!!
    - Конечно ... - в наше криминально-капиталистическое время ... - кто будет этим в России заниматься... -кому это сегодня нужно... - Тут российский Космос уже агонизирует и российская гражданская авиация вовсю загибается... - До экранопланов ли ... - Да уж...
    - А ведь на этих "экранах" можно всё что угодно "возить" ... - хоть трубы для газопроводов ; хоть контейнеры с СПГ ; хоть танки ; хоть подводные лодки (из Калининграда на Сахалин и во Владивосток... -Хахах) ... -хоть даже лес-кругляк перевозить ... - всё что угодно ...
    - Но , не повезло России с "сегодняшним временем"... - Что уж тут ...тут...тут поделаешь...
    1. 0
      6 апреля 2021 21:44
      - Лично Я про эти экранолёты пишу уже года два...
      - Прекраснейшая "вещь" !!! - Просто незаменимая "вещь"!!! - Просто необходимая "вещь" !!!

      Бесполезная вещь.
      Разумею, почему именно вы так за неё топите.
  5. +2
    6 апреля 2021 09:44
    Любят интернетовские знатоки тень на плетень находить, не фига не разбираясь в вопросе. В начале 80-х в Каспийск, где базировались экранопланы, перевели с Качи (Крым) группу офицеров на должности лётного и тех состава. Через пару лет они вернулись, проклинаю эту затею. Техника оказалась сырой, сложной в эксплуатации и, как подтвердило время-бесперспективной. Я 18 лет на Новой Земле отслужил. Большую часть на Ми-8Т. Так после вьюг замахаешся вертушку к полёта готовить, а уж сам полет-почти всегда на экстриме. А теперь представьте трудности с работой этого САРАЯ! Да просто представьте, что трехбальное волнение моря на Севере-это штиль. Как взлетать с такой поверхности? Глупость и пустобрехство, а не статья. Учите матчасть, автор.
    1. -6
      6 апреля 2021 19:29
      Любят интернетовские знатоки тень на плетень находить, не фига не разбираясь в вопросе. В начале 80-х в Каспийск, где базировались экранопланы, перевели с Качи (Крым) группу офицеров на должности лётного и тех состава. Через пару лет они вернулись, проклинаю эту затею. Техника оказалась сырой, сложной в эксплуатации и, как подтвердило время-бесперспективной. Я 18 лет на Новой Земле отслужил. Большую часть на Ми-8Т. Так после вьюг замахаешся вертушку к полёта готовить, а уж сам полет-почти всегда на экстриме. А теперь представьте трудности с работой этого САРАЯ! Да просто представьте, что трехбальное волнение моря на Севере-это штиль. Как взлетать с такой поверхности? Глупость и пустобрехство, а не статья. Учите матчасть, автор.

      - Ах , вот оно что оказывается... - "техника оказалась сырой" ... - А что сегодня не оказалось "сырым" в России ???
      ??? - Отечественные БПЛА - оказались не "сырыми" ??? Или наши стратеги... - Ту-22 , Ту-160 оказались "сырыми" ??? - Или космолёт "Буран" - оказался не "сырым" ; страсти по которому сегодня вдруг возобновились и в России сегодня чешут репу и думают ... - как же его назад выкупить у казахов... - И танки Т-80 и Т-72 вдруг оказывается "не отсырели" аж за более , чем 40 лет...
      - А вот экранопланы оказывается ещё "не дозрели" ... - "сырыми" оказались... - Оказывается их можно только на Новой Земле использовать и ещё исключительно там , где дуют сильные ветра и бушуют штормы... - В малюсенькой России вообще нет место таким гигантским птицам... - слишком маленькая у России территория... ... А что по поводу Антарктиды ???
  6. +1
    6 апреля 2021 11:24
    Опять эта старая тема. Давно уже все, и РФ, и МО, и остальные отказалась от экранопланов, как неэффективных. Даже идиотские идеи сбрасывать ракеты с тыла "ЧАек" озвучивались только в СМИ.
    И вот опять.
    Ничего нет, но уже "гроза ВМС США".

    Очковтирательство и шапкозакидательство.
  7. -4
    6 апреля 2021 21:34
    станет грозой ВМС США в Арктике

    Станет, когда нибудь, но не при Путине!
  8. +1
    6 апреля 2021 21:59
    Концепция сверхтяжёлого гидросамолёта предусматривает выполнение полётов как в экранном, над океанской поверхностью, так и высотном режимах. Бе-2500 станет идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли.

    Г-н Маржецкий, вы что?
    Рекламировать вот это:

    Гидросамолёт плавно превращается в... экраноплан для.... "доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы". belay belay

    Всякое я от вас читал, но тут вы реально прошибли дно, достигнув ядра Земли. yes

    P.S.Ребят, не стоит так вестись на всякую галиматью . lol
    А то мы ещё при этом поколении долетим до Альфы-Центавры. wassat
    1. 0
      23 апреля 2021 04:53
      Зря вы так о Маржецком! Он знает ВСЁ и во ВСЁМ разбирается!
  9. +2
    7 апреля 2021 12:18
    Не станет Грозой. Технология хорошая, но настолько не устойчивая конструкция, что пременять её больше не будут.
  10. 0
    18 апреля 2021 22:10
    Не смешите мои помидоры.
  11. Комментарий был удален.
  12. 0
    13 мая 2021 21:59
    А как сюда с телефона фото кинуть? 6 дней назад был рядом с этим чудом. Состояние - ужасное. Не полетит он. И того, кто его поднимал в воздух, нет уже в живых. Пусть останется памятником. Рядом с Дербентом делают под него парк патриотический.